Тема Древний Рим. Древнейшее население Рима. Структура древнеримского общества. Рим в эпоху республики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема Древний Рим. Древнейшее население Рима. Структура древнеримского общества. Рим - страница №1/1

Тема 5. Древний Рим.

1. Древнейшее население Рима. Структура древнеримского общества.

2. Рим в эпоху республики.

3. Хозяйственная деятельность и быт.

4. Армия / дополнительный текст/.

5. Возникновение христианства / дополнительный текст/.

1. Датой возникновения Рима считается 753 год до. н.э. Апеннинский полуостров населяли тогда племена италиков и этрусков. На реке Тибр проживали латины. Основание Рима связано с легендой о братьях-близнецах Ромуле и Реме. От имени первого из братьев и произошло название столицы современной Италии и древней империи.

Предание рассказывает, что у царя Проки было 2 сына — Нумитор и Амулий. После его смерти престол должен быть достаться старшему, но Амулий силой овладел престолом. Дочь Нумитора он отдал в жрицы Весты. Однажды она пошла в рощу за водой для храма. Там ей предстал бог Марс. Спустя месяцы после этой встречи у неё родились двое близнецов. Амулий приказал утопить весталку и её детей. Но бог реки Тибра сжалился над детьми. Корзину с детьми прибило к берегу у Палатинского холма. Однажды на это место пришли пастухи: волчица убежала и дети достались царскому пастуху Фавстулу. Он со своей женой своей воспитал их. Близнецов назвали Ромулом и Ремом. Среди сверстников они отличались мужеством, умом, красотой и благородством, что указывало на их высокое происхождение. Когда дети выросли, Фавстул сообщил им всё что с ними произошло. Ромул со своими друзьями, проник в царский дворец, убил Амулия и восстановил на престоле законного царя Нумитора, который признал в Ромуле и Реме своих внуков.

После этого юноши решили на месте своей второй родины основать город. Имя ему в честь одного из них они решили узнать по гаданию полёта птиц. Ранним утром вещие птицы пронеслись стаей над Палатином, где Ромул хотел построить новый город. Он и победил. Началось строительство. Обиженный Рем вздумал перепрыгнуть, в насмешку, через невысокую стену нового города, но за это, как нарушитель святости границ, был убит Ромулом.

Первое время после основания Рима его общественное устройство было довольно простым. Всё население разделялось на роды, которые управлялись старейшинами. Род составляли люди, которых объединяло общее происхождение и общая собственность на землю. Главой всех родов был избираемый царь, власть которого ограничивалась советом старейшин – Сенатом (от «сенекс» - старейшина). Царь выполнял одновременно обязанности главного полководца, судьи и жреца. Но власть царей просуществовала до 509 г. до н.э.. В этом году римляне прогнали последнего монарха и установили республику.

Со временем Рим разрастался. Завоевывались новые территории. Простые жители, потомки народов завоёванных римлянами, получили название плебеев (от «плебс» - народ). Потомки старейших жителей Рима, крупнейшие землевладельцы (сенаторы и всадники), стали называться патрициями. Постепенно роды разбились на более мелкие группы – семьи. Отец семьи имел в ней неограниченную власть. Он мог даже безнаказанно убить детей или жену. То же самое касалось и рабов, которые считались полностью бесправными членами семьи. Рабами становились в основном пленные, захваченные в сражениях. Окончательно структура общества Древнего Рима сложилась в конце  3 в до н.э..

Первое время в управлении Рима принимали участие только патриции – старейшины родов, заседавшие в Сенате. Народное собрание, состоявшее только из мужчин-патрициев, объявляло войну или заключало мир и выбирало царя.



2. В 510 г. до н.э. с изгнанием с римского трона последнего царя Тарквиния Гордого начался республиканский период в истории Древнего Рима. Место царя в государственном устройстве заняли магистраты, которые избирались патрициями на народных собраниях. Сенат ведал военными и внешнеполитическими делами, государственным имуществом, делами религии, выполнял функции законодательного органа. Законодательной властью обладали также и магистраты, а утверждались, либо отвергались издаваемые ими и Сенатом законы на народных собраниях.

В состав Сенат входило от 100 до 600 самых богатых и знатных людей Рима, которые были прямыми потомками их основателей. Должность сенатора была пожизненной, он мог лишиться её только в случае совершения преступления. Из состава Сената ежегодно избирали двух консулов, которые осуществляли руководство советом. В обязанности сенаторов входила разработка и утверждение законов, регулирование внешнеполитических вопросов и назначение лиц на государственные должности. Вскоре после образования республики полномочия Сената стали сужаться. Их решения контролировались народными трибунами, избираемыми из числа плебеев.

Начальный этап республиканского периода характеризуется борьбой плебеев за свои права. Несмотря на то, что плебеи принимали участие в сражениях на стороне Рима, завоеванные земли подлежали разделу лишь между патрициями и клиентами (плебеи, породнившиеся с патрициями). Некоторые плебеи постепенно превратились в рабов: плебея-должника можно было безнаказанно убивать, если он своим трудом не мог отработать долг. Со временем плебеи стали собираться на собственные народные собрания и избирать на них своих военачальников – трибунов. Многочисленная категория плебеев составляла значительную силу, поэтому, когда в 494 г. до н.э. они

заявили о своём уходе из Рима, патриции встревожились. Без помощи плебеев было практически невозможно оборонять Рим от воинственных соседей - галлов. Когда это произошло, патриции послали к ним представителей для переговоров. В результате плебеям предоставили особые права - они могли наложить запрет на любой закон, изданный Сенатом или магистратом и касающийся плебеев. В дальнейшем плебеи добились также отмены запрета на браки между плебеями и патрициями, причём дети, родившиеся в смешанной семье, признавались законными наследниками своих отцов.

Постепенно могущество Древнего Рима всё больше усиливалось. В 4 в. до н. э. территория Римской республики за счёт завоеванных земель увеличилась более чем в два раза.

В 3 в. до н.э. сопротивление Риму оказывал только сильный в те времена Карфаген. Победа карфагенского войска Ганнибала в 216 г. до н. э. при Каннах едва не привело к гибели Рима. С огромным трудом римляне всё же выиграли войну. После падения Карфагена власть Римской республики на всём побережье Средиземного моря стала неоспорима. Но в середине 1 в. до н.э. Рим переживает тяжёлый кризис. Войны в провинциях, восстания рабов и гражданские войны сильно ослабили его. Ситуация усугублялась постоянной политической борьбой консулов за власть. Всё чаще народ высказывал мнение, что государству необходим один сильный правитель. Это только обостряло ситуацию. В борьбу за власть в Римской республике вели Марк Красс, разбивший войско рабов во главе со Спартаком в 71 г. до н.э. и Помпей, подавивший восстание в Испании. Последний возглавлял флот и войско Рима.

Но пока Помпей прославлял себя в походах, в Риме появился ещё один политический лидер, выходец из знатной семьи – Гай Юлий Цезарь. Проявив себя умелым политиком и дипломатом. Он смог помирить Красса и Помпея между собой. После избрания Цезаря консулом сенат отправляет его с войском в Галлию. Крассу досталась Сирия, а Помпею – Испания.

Войны в Галлии принесли Цезарю славу полководца. Там он стал пользоваться поддержкой своего войска, которому он щедро дарил земли и рабов. В это время влияние Сената становилась всё слабее. На Востоке в одном из сражений погиб Красс. Встревоженный успехами Цезаря, Помпей приказал ему вернуться. Легион Цезаря с триумфом вошёл в Рим. Помпей вынужден был бежать сначала в Грецию, а затем в Египет, где он и был убит. 

Вскоре Цезарь был провозглашён пожизненным диктатором и получил права трибуна. Фактически он сосредоточил всю власть над республикой в своих руках. Цезарь стал вести себя как царь: в Риме чеканили монеты с его изображением. Он сидел в Сенате на золотом троне и ходил в подобающих царю пурпурных одеждах. Когда Цезарь начал готовиться к завоеванию Парфянского царства в Риме стали говорить о том, что он скоро провозгласит себя царём. В итоге в Сенате созрел заговор против диктатора, и в 44 г. до н.э. Цезарь был убит.

После смерти Цезаря борьба за власть в республике вспыхнула с новой силой. Вскоре Рим был захвачен племянником Цезаря Октавианом, который сумел добиться от Сената признания Гай Юлий Цезарь

его наследником. В дальнейшем ему удалось устранить всех своих конкурентов и стать первым римским императором. Октавиану было присвоено имя Август, которое раньше употреблялось лишь по отношению к богам, и хотя Октавиан не принял титула царя и диктатора, создавая видимость существования республики. Но историки считают 31 г. до н.э. датой образования Римской империи, т.к. Август стал первым римским императором. В его руках сосредоточились вся верховная власть:военная, судебная, административная. Римляне фактически передали ему неограниченную власть над государством.

В 3 веке н. э. в Римской империи наступил политический кризис. Усиливающаяся власть императоров и военачальников оказалась губительна для государства. Сенат уже не играл никакой роли в управлении, а народные собрания и вовсе перестали проводиться по причине их бесполезности. В то же время люди, которые сосредоточили в своих руках власть, проводили время в развлечениях. На содержание императорского двора и армии тратились огромные средства, государственная казна истощилась. Империя погрязла в гражданских войнах, восстаниях и эпидемиях. Государство охватил хозяйственный кризис, вызванный неумелым управлением.

Единая Римская империя прекратила существование в 395 г. н.э., после смерти императора Феодосия, когда была разделена на Западную и Восточную (Византию). Центром Западной империи оставался Рим, а столицей Восточной стал Константинополь. В начале 5 в. н.э. Западная империя в эпоху Великого переселения народов была разграблена варварскими племенами, а в 476 году глава германских завоевателей Одоакр отобрал у римского императора Ромула Августа его знаки различия и титул, передав их в Константинополь.

Рим после нашествия варваров. 3. В своей хозяйственной деятельности римляне широко использовали труд рабов. В Римской империи разводили виноградники, оливковые рощи и плодовые сады. Семена для них завозились из Греции, Малой Азии, Африки. Существовали даже особые питомники, в которых деревья и виноградная лоза высаживались в правильном порядке, тщательно удобрялись и обрабатывались. В то же время римляне не забывали и о зерновых культурах. Здесь также уделялось особое внимание удобрению и обработке земли. Постепенно менее требовательные с точки зрения ухода, но и менее ценные культуры (полба, ячмень) были заменены более качественной пшеницей. Из зерновых культур также выращивались овес и конопля.

Под влиянием развития растительного сельского хозяйства развивалось и животноводство. Вокруг крупнейших городов Римской республики создавались специальные хозяйства, которые обеспечивали их молоком, сыром, птицей и мясом. Подъему сельского хозяйства в Древнем Риме также способствовало развитие рыночных отношений между городом и деревней. Ремесленники из города поставляли свои изделия, предметы обихода и сельскохозяйственные орудия, в сельскую местность, а в город поступали результаты трудов крестьян.

В римских мастерских рабский труд использовался реже, чем в сельском хозяйстве. Как правило, ремесленниками были свободные люди. Развитие культуры и сельского хозяйства Древнего Рима способствовало увеличению добычи металлов и камня, улучшению качества их обработки. Таким образом, к началу нашей эры римское общество было уже довольно развитым не только в культурном плане, но и с точки зрения народного хозяйства. Этому долгое время способствовал рабовладельческий строй государства.

Очень внимательно римляне относились к санитарным условиям. В 6 в. до н.э. в Риме появляются специальные канализации, которые называли клоаками. Их выводили в Тибр, поэтому воду из реки в качестве питьевой не использовали. О совершенстве канализации Древнего Рима говорит и тот факт, что одна из них используется до сих пор. Небольших рек и подземных источников для обеспечения всех жителей Рима водой вскоре хватать не стало. Но и из этой ситуации древнеримские инженеры нашли выход: они соорудили акведуки – специальные системы подачи воды по трубам. Идея этих сооружений была позаимствована римлянами у ассирийцев.

Первый акведук Рима, протянувшийся более чем на 16 км, был сооружён еще в 312 г. до н. э. Второй, построенный 40 годами позднее, был длиной уже 70 км. В итоге в начале нашей эры общая протяжённость водопроводной системы Рима составила более 400 км. Вода доставлялась в государственные учреждения, термы (римские бани) и фонтаны. Из фонтанов её разносили по домам

Римляне очень любили термы. Термами называли холодные и теплые бани, которые были заимствованы древними римлянами у греков. Первые термы в Риме были построены в 3 в. до н. э.. Горожане пользовались ими бесплатно.

Римские термы представляли собой обширные богато устроенные общественные заведения. Здесь были места для отдыха и прогулки под открытым небом или под портиками, для гимнастических упражнений, беседы и слушания ораторов и поэтов. Здесь располагались библиотека, небольшой театр, скульптурная галерея . Термы. и т.п. Разнообразие развлечений и комфорт, которыми отличались эти заведения, делали их центрами общественной жизни, потому что римляне проводили здесь значительную часть дня. Большие термы в самом Риме занимали огромные участки земли, иногда до километра в окружности. Человек, построивший на собственные средства баню, а затем подаривший её городу, пользовался особым уважением. 

Изначально римское мировоззрение было довольно примитивным: они верили в существование злых и добрых сил, которые, по их мнению, управляли такими процессами как плодородие или жизнь. Однако после их контакта с греками представление римлян о мире существенно поменялось. В итоге римляне полностью переняли греческую религию, лишь поменяв имена богов. Своего главного бога, повелителя грома и молнии, они назвали Юпитером (в Греции Зевс), повелителя морей и океанов – Нептуном (Посейдон), бога войны – Марсом (Арес), богиню красоты – Венерой (Афродита). Одной из самых почитаемых богинь Древнего Рима была хранительница домашнего очага – Веста. В честь её был построен храм у Палатинского холма. В храме постоянно горел огонь, поддерживаемый жрицами Весты, если он гас, то это считалось плохим знаком. Помимо общих богов у древних римлян были свои, так домашние боги, которых они называли ларами и пенатами. Они, подобно славянским домовым, должны были охранять здоровье членов семьи и дом.

Многие бедняки в Риме не хотели работать. Они считали труд унизительным занятием. Боясь народных выступлений, императоры часто бесплатно раздавали хлеб и устраивали бесплатные зрелища: гонки колесниц в цирке, театральные выступления и гладиаторские бои. Для подобных зрелищ в 75-80 гг.до н.э. в Риме построили Колизей. В переводе с латинского слово «колизей» означает «колоссальный». Сооружение полностью оправдывает своё второе название даже в полуразрушенном состоянии. Длина его 190 м, а ширина – 156 м, вместимость трибун 87 тысяч человек. Снаружи Колизей представляет собой четырехъярусное сооружение. Три его первых яруса состоят из множества арочных проёмов, разделённых колоннами. Верхний ярус, надстроенный позже, представляет собой стену, украшенную пилястрами и симметрично расположенными в ней небольшими окнами.

Лучшими местами в Колизее считались ближайшие к арене, поэтому их занимали люди высших сословий. Выше располагались средние слои, а наименее привилегированные довольствовались верхними рядами. Для знати и императора были устроены ложи.



Довольно сложны были и подземные конструкции амфитеатра, позволяющие при помощи специальных механизмов быстро поднимать на арену людей, животных и необходимые для театральных постановок декорации. Однако гораздо чаще на арене Колизея проводились любимые римлянами гладиаторские бои. Колизей.

4. Армия. К началу нашей эры Римская империя стала одной из самых могущественных цивилизаций планеты. Во многом это была заслуга прекрасной римской армии, завоевавшей всё побережье Средиземного моря и даже часть Африки. Численность армии империи росла вместе с её территорией. Новыми воинами Рима становились жители захваченных территорий. Если в 6I  в. до н.э. римская армия состояла из 3 тысяч воинов, которые составляли один легион, то к началу нашей эры количество легионов увеличилось до 25 (4500 человек в каждом легионе).

Изначально армия в Риме не была постоянной, а собиралась только для защиты своих территорий или завоевания чужих. Каждая категория римского населения в случае необходимости выделяла в армию определённое количество воинов. Более

обеспеченные римляне выставляли полностью экипированного воина в доспехах и с оружием, средние слои обеспечивали солдата шлемом, щитом и оружием, а наименее обеспеченные вовсе не выделяли воинов.

В 4 в. до н.э. римская армия стала постоянной и профессиональной. Воинам стали платить жалование, но обеспечивать себя оружием и доспехами они должны были уже сами. Структура армии была следующей: в каждый легион входило 10 манипул, которые делились на центурии (80-100 человек в каждой). В дальнейшем в римской армии появились когорты – отряды, сформированные из жителей покорённых государств.

Секрет успеха римской армии был в том, что перед поступлением на службу будущие воины проходили обучение, поэтому чаще всего были подготовлены лучше своих противников. Перед боем римское войско (легион) выстраивалось в три линии. В первой линии находились неопытные юноши, во второй побывавшие в сражениях, а в третьей прослужившие в армии не один год. Первыми вступали в бой легионеры первой линии. При необходимости консул, командир легиона, мог отдать приказ отступить в промежутки второй линии. Если и они не добивались успеха то все отряды соединялись в линию на третьем уровне. В ближнем бою римские короткие мечи были грозным оружием.

Если войско устраивалось отдыхать всего на одну ночь, то всё равно легионеры строили укреплённый лагерь в форме четырёхугольника. Воины копали ров и устанавливали частокол. Всё это помогало избежать внезапного нападения, а в случае тревоги каждый знал, что ему делать. Армия славилась железной дисциплиной. Если всё-таки случалось бегство с поля боя, то по жребию казнили каждого десятого. Часового насмерть забивали камнями, когда его заставали спящим на посту.

Срок службы в римской армии после её переведения на постоянную основу составлял 25 лет. По его окончании оставшиеся в живых воины получали пожизненную пенсию и участок земли в одной из завоеванных территорий. Земли и дополнительное денежное вознаграждение могло быть даровано воину и в ходе службы, в случае удачного похода. Однако так было не всегда. Вначале в годы завоевательных походов часто бывало так, что по возвращении домой после нескольких лет отсутствия, он заставал разорённый дом и запустевшую землю. Жёны воинов, чтобы выжить, нередко продавали земли. В Риме зрело недовольство, а это грозило ослаблению армии.

В 133 г. до н.э. народный трибун Тиберий Гракх предложил принять закон, по которому никто не мог иметь больше тысячи югеров / ¼ га/ земли. С большой неохотой Сенат проголосовал за этот закон, но принятие его стоило Тиберию жизни.

4.Возникновение христианства. Будущая мировая религия возникла в 1 веке н.э. в Иудее (тогда римской провинции) после того, как Бог послал на землю своего сына Иисуса, который принёс людям благую весть (по-гречески «Евангелие») об установлении на земле царства Божия. Он указал людям путь к спасению — нравственное самосовершенствование, но многие не поверили ему, считая его за очередного лжепророка. Ииудейские первосвященники настояли, чтобы Иисуса приговорили к смертной казни. Накануне еврейского праздника Песах его распяли на горе Голгофа. Своей смертью он искупил все грехи рода человеческого, начиная с Адама, который, по преданию, был похоронен на этом месте.

После казни Иисуса среди евреев зарождаются первые христианские секты (впрочем, слово «христианские» появится позже). В сознании этих людей прочно утверждается мысль о том, что Иисус и есть тот самый Мессия, появление которого было предсказано в Библии и которого они ждали так долго. Как Он терпел за людей страдания, так и они с чрезвычайной стойкостью терпели пытки и преследования от своих мучителей – римлян, которые бросали христиан на съедение львам. Сама Римская империя в христианском сознании была дьявольским миром, который должен быть спасен, поэтому христианские проповедники разносили эти идеи по всей империи. В первую очередь, речь идет об учениках Иисуса, апостолах. Апостол Петр принял мученическую смерть после чудовищной провокации императора Нерона, устроившего в 64 году грандиозный пожар в Риме, чтобы обвинить в этом преступлении последователей новой религии. Постепенно новое учение дошло до греков, которое перевели еврейское слово «Мессия» на греческий язык — «Христос». Так религия обрела свое нынешнее имя и стала называться христианством.

Особенно много сделал для проповеди нового учения апостол Павел. Он энергично проповедовал христианство среди самых разных народов, населявших Римскую империю. Его трудами были основаны христианские общины в Малой Азии и по всему побережью Средиземного моря. По устным преданиям, он дошел до крайнего запада тогдашнего мира — Испании и Британских островов. Его учеником был греческий врач и художник по имени Лука. Луке принадлежит одно из Евангелий и «Деяния апостолов», в которых он рассказывает о трех путешествиях Павла. Апостол Андрей, по преданию, дошел до верховьев Днепра. Поэтому он почитается как основатель христианства в России. Апостол Фома ушел проповедовать в Индию. Когда католические миссионеры в 16 веке прибыли в Индию, они нашли там немногочисленную христианскую общину.

Римские императоры всегда подозрительно относились ко всяким обществам, даже самым невинным. Они боялись, что в них может возникнуть заговор и измена. Разрешались только общества погребальные. Они возникали среди бедняков и рабов. Богатые строили себе большой могильный склеп и оставляли по завещанию деньги на погребение и на поминание. Бедные люди для этого собирались в общества и отыскивали себе подземелье, часто далеко от центра города. Умерших клали в углубления, пробитые в стенах вдоль проходов. Так под землёй получались длинные и извилистые улицы - катакомбы. Вот христиане и стали собираться под видом таких

Древние катакомбы в Риме. погребальных сообществ. Поэтому вначале христианская церковь была катакомбная. Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

К концу 4 века христианство распространились по всей империи, но, несмотря на хорошо организованную иерархию,

Всё ещё оставалась религией рабов и простолюдинов. Но вот римский император Констанций женится на дочери трактирщика — христианке Елене. От этого брака родился будущий император Константин Великий. Вместе с матерью он совершил паломничество в Палестину, где они обнаружили место распятия Иисуса Христа и возвели на нем Храм Гроба Господня. Позже Константин принимает христианство, которое становится государственной религией всей Римской империи. Теперь все высшие ценности: духовные и светские, Библия и Гомер, греческая философия и римское право — содержались в границах одного государства. За его пределами, по мнению христиан, царит хаос.