Тема 11. Система права и правовая система - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гистология мочевыделительная система Эндокринная система Кожа и ее... 1 299.81kb.
Тема 1 Международное право как особая система юридических норм 1 168.77kb.
Занятие №2. Обслуживание общесудовых систем мко. Описание и пуск... 1 314.41kb.
Учебная программа по курсу «история государства и права россии» 1 59.95kb.
Тема Понятие, предмет, метод, задачи, источники и система российского... 4 1107.32kb.
Основные определения 5 798.52kb.
Микропроцессорные системы: система дц-мпк, система «ЮГ» с распределенными... 1 189.43kb.
Избирательная система Германии особенности выборов в нижнюю палату... 1 165.28kb.
5. Виды эк-ких с-м. Критерии классиф-и Экономическая система 3 1282.73kb.
Начальное образование в средние века средневековая Византия 1 257.59kb.
Система дополнительного образования в школе 1 15.48kb.
В. Д. Шадриков 14 марта 2000 г 2 797.22kb.
- 4 1234.94kb.
Тема 11. Система права и правовая система - страница №1/1


Теория государства и права. Тема 11. Система права и правовая система

Тема 11. Система права и правовая система

    1. Понятие системы права

    2. Институт и субинститут права

    3. Отрасли современного российского права

    4. Связи между отраслями права

    5. Соотношение системы права и систем законодательства

    6. Механизм правового регулирования

    7. Правовые системы




    1. Понятие системы права

Право обладает системностью, ибо все элементы, которые его образуют, взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь — не хаотичная совокупность правовых норм, а внутренне согласованное, целостное единство. В противном случае право было бы неспособно выполнять столь важную функцию регулирования разнородных общественных отношений в обществе.

Система права — это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. В системе права выделяют две большие правовые области — частное и публичное право.

Создание системы права происходит объективно под воздействием тех общественных отношений, которые образуются в результате социальных взаимодействий людей, их объединений.

Мы говорили о том, что общество представляет собой саморазвивающуюся систему. Человек в обществе вступает в отношения с другими людьми. Эти отношения разнообразны. Но они носят не хаотический, а устойчивый, определенный характер. Отношения людей соответствуют их потребностям, а потребности у разных людей одинаковые, вполне определенные. (Можно говорить о физиологических, социальных и духовных потребностях человека в обществе.) Поэтому правила, регулирующие эти отношения, тоже носят вполне определенный характер и могут быть сформированы в определенные группы норм, которые соответствуют сферам жизнедеятельности людей. Эта совокупность правовых норм представляет собой целостную систему.

Система права:

  1. складывается в соответствии с потребностями общественного развития;

  2. состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей;

  3. характеризуется наличием прямых и обратных связей;

  4. должна быть внутренне непротиворечивой, согласованной.


Отрасль права



Норма права

Субинститут права

Институт права

Подотрасль права



Первичным элементом системы права считают норму права. Она может выступать и как самостоятельное правило поведения, регулируя те или иные общественное отношения.

Норма права — непосредственное правило поведения, «кирпичик» отрасли права. Совокупность норм права составляет всю систему права.

Отрасль права это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права. Правовые нормы отрасли права регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением довольно широкой сферы деятельности общества, государства или граждан. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают работодатели и работники в процессе осуществления трудовой деятельности. В крупных и сложных по составу отраслях права выделяется подотрасль права. В подотрасли права регулируется специфический вид деятельности в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве в качестве подотрасли выделяется жилищное, авторское, наследственное право; в земельном праве подотраслью является водное и горное право. Подотрасль права — необязательный элемент, так как в некоторых отраслях права, например в уголовно-процессуальном праве, подотраслей не выделяют.

Правовой институт, или институт права, — это совокупность правовых норм, составляющих часть отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

В системе права выделяют связи четырех уровней:

  • между элементами нормы права;

  • между нормами, объединенными в правовые институты;

  • между институтами соответствующей отрасли права;

  • между отдельными отраслями права.

Особенности взаимоотношений правовых норм, институтов и отраслей права характеризуются иерархичностью и исторической преемственностью. Иерархический характер системы права выражается в приоритете общепризнанных принципов и норм международного права перед национальным (внутригосударственным) правом и верховенстве среди отраслей системы права конституционного права. Исторически сложилось, что в системе права имеются главные, базовые отрасли права, восходящие к древности, и специальные отрасли права, выделившиеся из базовых. К основным отраслям права относят: конституционное (государственное), гражданское, уголовное, административное.


    1. Институт и субинститут права

Люди вступают в отношения друг с другом ради осуществления какой-то конкретной цели. Например, ради того, чтобы трудиться и получить за это денежное вознаграждение. При этом у них возникает целый ряд отдельных отношений, без которых невозможно достичь основной цели: нужно договориться об ответственности со стороны работодателя и со стороны работника, об оплате труда и т.п. Нормы, регулирующие эти отдельные отношения, объединяются в группы, которые называются институтами права. В данном случае это институт трудового договора, институт трудовой дисциплины и институт заработной платы. Эти институты являются элементами отрасли трудового права. Или люди вступают в отношения по поводу восстановления нарушенных прав. Эти отношения имеют две стороны. Одну сторону представляет тот, чьи права нарушены, другую — тот, кто нарушил. Нормы, регулирующие поведение одной стороны, объединяются в институт гражданского истца, а нормы, регулирующие поведение другой стороны, — в институт гражданского ответчика. Без истца нет ответчика. Оба института взаимосвязаны и входят в отрасль гражданского процессуального права.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Каждая отрасль права имеет свой основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли.

Обычно нормы правового института не выходят за рамки одной отрасли права. Но существуют и смешанные институты или межотраслевые, которые содержат нормы, характерные для разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевыми.

Примером межотраслевого института может служить институт собственности. Он является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного и административного права.



В каждой отрасли права может наблюдаться много правовых институтов. Они обладают относительной самостоятельностью и являются важным объединением норм права. Обычно правовой институт не содержит в себе никаких подразделений и состоит только из правовых норм. В то же время встречаются и сложные правовые институты, состоящие из общностей правовых норм. В последнем случае мы имеем дело с субинститутами.

Например, такой институт уголовного права, как преступления против жизни и здоровья личности, делится на субинституты: преступления против жизни (убийства) и преступления против здоровья личности (различные виды телесных повреждений и т. д.).


    1. Отрасли современного российского права

Понятия «предмет» и «метод» правового регулирования вводятся в теорию права для того, чтобы объяснить, каким образом нормы права объединяются в отрасли права.

Предметом правового регулирования называется определенная область общественных отношений, регулируемых правом. То есть предметом является то, по поводу чего люди вступают в общение. Отрасли права отличаются одна от другой предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования является основным (объективным) критерием разграничения права на отрасли. Именно он обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли права. Но иногда то, ради чего люди вступают в общение, может регулироваться разными методами.

Метод правового регулированияэто совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Он относится к дополнительному (субъективному) критерию, поскольку зависит как от предмета правового регулирования, так и от воли законодателя. Наиболее яркое различие существует между методами правового регулирования, применяемыми в гражданском и административном праве. Например, разные приемы воздействия на отношения людей по поводу предпринимательской деятельности приводят к тому, что нормы права, регулирующие эти отношения, относятся к разным отраслям.

Гражданско-правовой метод предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом. Он характеризуется равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный характер. Такой метод называется также диспозитивным. Нормы, которые регулируют правоотношения по поводу владения имуществом, предназначенным для осуществления предпринимательской деятельности, по поводу владения продукцией, полученной в результате этой деятельности, относятся к гражданскому праву.

При административно-правовом методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся в отношениях власти и подчинения. Их взаимные права и обязанности определены в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный характер. Такой метод называется также императивным. Нормы, которые устанавливают порядок создания и упразднения предприятий и организаций, закрепляют порядок ценообразования, распределения материальных ресурсов и т.д., относятся к административному праву.

В учебной литературе выделяются и другие методы: рекомендательный, поощрительный, метод гарантий. Метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей, повышения квалификации, приобретения новых профессий используется стимулирование работников. Действие этого метода охватывает и административное право, например, в случаях награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий. Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями. Все указанные методы при всем своем разнообразии и относительной самостоятельности тесно взаимосвязаны и, как правило, используются в сочетании друг с другом.



Ведущей отраслью российского права является конституционное право. Нормы конституционного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Российской Федерации. Конституционное право выступает в качестве основы, исходной нормативной базы системы права Российской Федерации.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Оно в основном регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов. Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства Российской Федерации, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о федеральном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями Правительства Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Гражданское процессуальное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе судопроизводства по гражданским делам.

Тесно связано с гражданским семейное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье.

Трудовое право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения работодателей и работников в процессе трудовой деятельности.

Уголовное право — совокупность правовых норм, определяющих круг общественно опасных деяний и устанавливающих наказания, применяемые к преступникам. К уголовному праву относятся те деяния, которые признаются преступлениями и представляют повышенную общественную опасность.

Уголовно-процессуальное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде. Нормы уголовно-процессуального права регламентируют деятельность органов следствия, суда, прокуратуры.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке.

В некоторых учебниках международному праву отводится особое место в системе права Российской Федерации на том основании, что оно устанавливается не отдельными государствами, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права. В Конституции РФ в ч. 4 ст. 15 про международные нормы указано следующее: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Этим перечнем не исчерпываются все отрасли права. Это только традиционные отрасли. По мере развития жизнедеятельности людей и возникновения новых отношений между ними возникают новые отрасли права. Например, формируются такие отрасли, как предпринимательское, компьютерное, космическое право и т.п.




    1. Связи между отраслями права

Чтобы раскрыть систему права во всей полноте ее системных свойств, необходимо выявить и рассмотреть связи, которые существуют между отраслями права.

Выше уже было отмечено влияние конституционного права на все отрасли системы права. Связь конституционного права с остальными компонентами правовой системы состоит в том, что конституционные нормы как бы пронизывают все отрасли права и тем самым обеспечивают их согласованность и единство по всем общим принципиальным вопросам правового регулирования.

. Многие юристы считают, что существуют сферы общественной жизни, где объективно преобладают либо частные, либо общественные интересы. В связи с этим в системе права разграничивается частное и публичное право. Хотя следует заметить, что право всегда публично, оно связано с государством.

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общегосударственный интерес. В современной литературе к публичному праву относят конституционное, административное, финансовое, земельное, экологическое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско- процессуальное.

Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отношений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума или участия в иных формах проявления непосредственной демократии.

Государственные органы могут предписывать определенные варианты поведения гражданам и иным субъектам права, требовать от них неукоснительного исполнения и соблюдения действующего законодательства, применять к нарушителям меры государственного принуждения.

Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право. В сфере частного права безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений.

Государство и его органы могут также выступать субъектами гражданско-правовых и трудовых отношений. Однако в этом случае государство и государственные органы не имеют никаких преимуществ перед остальными субъектами, выступают в качестве юридического лица, имеющего те же права и обязанности, как и у других участников правоотношений.

Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению. Любые формы принуждения к вступлению в правоотношения, ограничения правоспособности и дееспособности граждан запрещаются законом под угрозой наступления уголовной, административно-правовой и иной юридической ответственности.

Различие публичного и частного права является необходимым условием для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, в сферу личных имущественных и иных интересов, для установления способов защиты прав и законных интересов граждан.

Традиция разделения права на частное и публичное идет от древнеримского юриста Ульпиана, который писал о том, что все относящееся к положению государства является публичным правом, а все, что служит пользе отдельных лиц, — частным. Это разделение прошло через века и во многом определило характер законодательства, юридической науки и практики. В настоящее время регулирование общественных отношений заключается в сочетании публично-правовых и частноправовых методов и гибком изменении их соотношения с учетом меняющихся ситуаций в социокультурной среде.

Рассмотрим еще один вид связи отраслей права — связь материальных и процессуальных отраслей права. Она является взаимной и двусторонней.

К материальным отраслям относятся такие отрасли права, как конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное, земельное, семейное, уголовно-исполнительное, экологическое.

Нормы материальных отраслей права регулируют материальные отношения, объектом которых являются материальные ценности. К ним относятся, например, нормы, регулирующие договоры купли-продажи, займа, аренды. А также к материальным отраслям относятся такие, нормы которых определяют права субъектов на жизнь, здоровье, на отдых, на чистую окружающую среду, и такие, нормы которых регулируют действия людей: например, трудовую деятельность, выполнение служебных обязанностей.

К процессуальным отраслям права относятся уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.

Нормы процессуальных отраслей права регламентируют порядок и процедуры деятельности, направленной на охрану соответствующих норм материальных отраслей права. Эти нормы можно назвать «вторичными».

Если граждане не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей, если их права нарушены, они могут обратиться в суд.

Нормы, регламентирующие правоохранительный процесс, который осуществляется судом, относятся к нормам процессуального права.

Все нормы процессуального права имеют следующие признаки:

  • они адресованы компетентным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по осуществлению государственно-властной деятельности в правоохранительной сфере (суду, прокуратуре, милиции и др., их работникам);

  • они регламентируют юридический процесс, т.е. порядок правоприменительной деятельности указанных субъектов, связанный с обеспечением законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный, каждый из которых представляет собой особый порядок применения правовых материальных норм. Процессуальные нормы образуют общности, которые имеют тенденцию к законодательному обособлению и закреплению. Общности процессуальных норм могут оформляться в отдельных кодифицированных правовых актах (Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражно-процессуальный кодекс) или в отдельных структурных единицах правовых актов (Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Степень развития и самостоятельности общностей процессуальных норм различна. Нормы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права представляют собой отрасли права, а общности других процессуальных норм являются подотраслями права.

Связь уголовного и иных отраслей права проявляется в сфере действия охранительных норм, которые устанавливают запреты, основания применения, виды и объем правовых санкций.




    1. Соотношение системы права и систем законодательства

Право выражается в форме, которая тоже имеет системный признак. Речь идет о системе законодательства. Система законодательства — совокупность всех нормативноправовых актов, а система права — совокупность всех норм права.

Система права не совпадает с системой законодательства.

Нормы отраслей права уподобляют строительному материалу, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании.

Каждая отрасль права (элемент системы права) имеет единый предмет и метод регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

В системе отраслей законодательства имеется группа отраслей, совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство и некоторые другие.

В системе отраслей законодательства имеются комплексные отрасли, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Например, законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранении.

Система права в большей мере связана с системой общественных отношений, система законодательства определяется волей законодателя. Система права менее субъективна, чем система законодателя.

По содержанию система права и система законодательства могут не совпадать в следующих случаях: законодательство, кроме норм, включает призывы, декларации, указания на мотивы, цели издания норм права, а также преамбулы, реквизиты, номер и дату издания. В систему права входят только нормы, правила поведения, которые могут содержаться в других источниках права, не только в нормативно-правовых актах, но и в обычаях и нормативных договорах.

Различия системы права и системы законодательства представлены в табл. 2.

Несовпадение системы права и системы законодательства имеет практические последствия. При подготовке новых крупных законодательных актов, систематизированных сборников законодательства нормативные материалы располагают обычно применительно к существующей четкой и логичной системе законодательства.

Но обе эти системы, несмотря на различия, очень тесно связаны и взаимно дополняют друг друга, образуют единую целостность. Изменение нормы права повлечет автоматическое изменение системы законодательства. Система права — внутреннее содержание, система законодательства — внешняя форма.

Кроме норм права и системы законодательства существуют другие компоненты, элементы, связанные с правовой действительностью. Совокупность всех компонентов правовой действительности называется правовой системой. В правовую систему входят следующие компоненты:

  • правовые нормы (входящие в систему права);

  • совокупность нормативно-правовых актов (система законодательства);

  • правовое сознание (сфера сознания, отражающая правовую действительность);

  • правовые отношения (общественные отношения, урегулированные нормами права);

  • правовая деятельность (любое поведение, связанное с правом соблюдения, исполнения, использования, нарушения, юридическая практика);

  • правовые учреждения и институты (правоохранительные органы, правотворческие органы и пр.).

Каждый компонент правовой системы рассматривается в данном учебнике отдельно как самостоятельная система.

Различия

Система права

Система законодательства

Сущность

Содержание

Форма

Системообразующий

элемент

Норма права

Нормативно-правовой акт

Источник формирования

Система общественных отношений

Воля законодателя

Различия в содержании

Источники права кроме НПА (нормативный договор, правовой обычай)

Преамбула, реквизиты, номер, дата

Построение

Произвольное

Четкое

Деление

По отраслям, которые имеют критерий, предмет и метод регулирования

Только по предмету регулирования




    1. Механизм правового регулирования

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим определенный, хорошо отлаженный механизм социального регулирования, т. е. целенаправленного воздействия на поведение людей, складывающиеся отношения между ними. Общеизвестно, что важным регулятором поведения человека выступает право, а потому в науке появилось такое понятие, как правовое регулирование. В теории права выделяют специальные способы правового регулирования:

Первый тип. Общедозволительное регулирование.


Общее дозволение

Запрещено


Принцип: «Дозволено все, что не запрещено».В таких случаях устанавливаются четкие запреты, а объем дозволений не определен. В этих условиях развивается инициативность и активность людей. В области гражданских правоотношений, например, разрешается заключать любые договора, даже те, которые не определены в законе.

Второй тип. Разрешительное регулирование.


Дозволено

Общее запрещение



Принцип: «Запрещено все, кроме прямо разрешенного». В таких условиях лицо совершает только то, что ему разрешено. Например, человек, наделенный, в силу закона, определенной компетенцией на работе, не может совершать все, что ему захочется. Его деятельность ограничена только определенными поступками.


    1. Правовые системы

Ранее мы рассмотрели понятие «система права». Сейчас рассмотрим понятие «правовая система». В чем их различие? Понятие «правовая система» относится к характеристике структуры общества. В структуру общества входят различные системы: социальная, экономическая, политическая, духовная, правовая. Понятие «правовая система» шире понятия «система права».

Понятие «правовая система» характеризует сферу права, отвечает на вопросы: как в данном обществе право возникло, как развивалось, как функционирует в настоящий момент, каковы источники правовых норм? Здесь речь идет о структуре общества, но и само право тоже имеет свою структуру. Когда говорим о структуре самого права, то употребляем понятие «система права».

Изучением правовых систем занимается наука, которая называется сравнительное правоведение, или компаративистика. Ученые выделяют около 200 национальных правовых систем мира. Их сравнительный анализ дает возможность установить общие закономерности и направления развития права. На основании наличия общих черт у национальных правовых систем их объединяют в семьи.

В сравнительном правоведении существуют различные классификации правовых систем. Одна из них различает правовые системы по виду источника правовых норм. В этой классификации выделяют романо-германскую правовую семью, англосаксонскую правовую семью, семью религиозного права и семью обычного права. Каждая из национальных правовых систем, входящая в ту или иную правовую семью, имеет свои особенности, которые она приобрела в результате своего исторического развития.

Есть классификация, которая основывается на идеологическом и юридическом критериях. Правовыми семьями по этой классификации являются романо-германская, англосаксонская и социалистическая. Некоторые классификации различают восемь «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо- американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право.



Романо-германская правовая семья сложилась в странах континентальной Европы, поэтому ее еще называют континентальной. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону. Право в этих странах сложилось на основе древнего римского права, на основе канонических и местных правовых обычаев.

С XII в. в итальянских, французских и германских университетах стали изучать римский Свод законов Юстиниана. Сначала изучение римского права носило чисто научный характер. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе основные нормы римского права становятся образцами для создания законов. Закон стал рассматриваться как лучшее средство для обеспечения порядка в обществе. Процесс приспособления римского права к условиям европейской жизни получил название «рецепция римского права».

В течение XIX в. в Западной Европе продолжается процесс формирования романо-германской правовой семьи. Этот процесс завершается принятием во многих европейских странах гражданских кодексов. В дальнейшем романо-германская правовая семья распространилась на страны Латинской Америки, часть Африки, страны Востока и Японию.

Во всех странах романо-германской правовой семьи существуют писаные конституции. За нормами конституций признается высший авторитет. В большинстве стран приняты гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и другие кодексы.

Основным источником англосаксонской правовой семьи служит норма права, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах, т. е. в судебных решениях по конкретному делу. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное право, нет писаной конституции и кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не так четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации уделяется меньше внимания, чем в романо-германской правовой семье. В Англии суды имеют общую юрисдикцию, т.е. рассматривают разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные и др.

При рассмотрении дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением.

Существует определенная иерархия судов, которая соблюдается в принятии решения. Решения высшей судебной инстанции — палаты лордов — обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел случается не часто, то судья по своему усмотрению может признать сходны ли они. От этого зависит применение той или иной прецедентной нормы. Если судья не находит никакого сходства, он сам создает правовую норму, становясь как бы законодателем.

Закон в английском праве играл второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив и дополнений в судебную практику. Но в последнее время существенно возрастает роль статутного права. Статутное право представляет собой законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона. Это связано с потребностями развития международного сотрудничества. Закон в современном английском праве играет такую же роль, как и аналогичные источники на европейском континенте.

К англосаксонской правовой семье кроме Англии относятся Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США.

К семье религиозного права относятся прежде всего мусульманская правовая семья и индусская правовая семья.

Мусульманская правовая семья сложилась на основе мусульманского права. В соответствии с догмами ислама действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право дано Аллахом раз и навсегда. Требования Аллаха к людям зафиксированы в Коране. Мусульманские юристы проделали кропотливую работу по толкованию и разъяснению этих требований и приспособлению их к практическому использованию. Поэтому реальным источником современного мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Мусульманское право — это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты и обычаи. Основным источником мусульманского права является Коран. Он состоит главным образом из положений нравственного характера. Вторым по значимости источником права является Суннасобрание преданий о пророке Мухаммеде. Она представляет собой образец толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка. Третий источник мусульманского права называется иджма. Иджма представляет собой труды древних юристов по извлечению истины из Корана и Сунны. Они получили значение юридического документа. Источником мусульманского права считается также суждение по аналогии, которое называется киясом. Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, называется шариатом. Мусульманское право представляет собой яркий пример права юристов. Оно было создано учеными- богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалистов имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. В основном система норм мусульманского права сформировалась в средневековый период и до начала XIX в. не имела большого развития. С XIX в. в мусульманские страны начинает проникать европейское право, но в последние годы влияние западного права встречает сопротивление в мусульманском мире. Многие мусульманские государства заявляют о верности принципам ислама.

Правовая семья обычного права характерна для народов Африки. Термин «обычное право» используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Большинство населения африканского континента до сих пор пользуется многими нормами обычного права. Одна из характерных черт обычного права заключалась в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представляет собой скорее соглашение двух семей, чем двух индивидов. Имущество по наследству тоже переходит не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производит обычно одна семья или клан другой семье или клану. В Африке существовали два основных типа судов. Они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. В колониях действовали суды с европейскими судьями, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом. В настоящее время традиционное африканское право постепенно утрачивает свое регулирующее значение.
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ: ДВЕ ГРУППЫ

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия Австрия, Швейцария и другие страны), которые имеют существенные отличия.

РОМАНСКАЯ ГРУППА. Франция имеет длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. Общепризнанно, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основным направлением упорядочения этой массы актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Начиная с 50-х гг. XX в. принято несколько десятков таких кодексов.

Особое место в системе источников французского права занимает обычай, который применяется наиболее часто в вопросах собственности и договора, где необходимо использовать нормы права при решении конкретных дел определенного географического региона или профессиональной среды. Кроме того, он применяется, чтобы дополнить писаное право, если оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее часто встречается в трудовом и торговом праве.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Их роль особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы, что наиболее наглядно прослеживается в области административного права.

Судебная практика играет важную роль в развитии французского права. Судья, хотя и не обязан жестко следовать существующей судебной практике, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

ГЕРМАНСКАЯ ГРУППА. В Германии основой действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они не молоды, неоднократно изменялись, в частности после второй мировой войны. Однако значительная часть изменений в праве Германии внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества. Большинство из этих законов принято после образования ФРГ в 1949 г., но есть и такие, которые, подобно французским кодексам, восходят к более давним временам. В Германии наблюдается постоянная тенденция к увеличению удельного веса подзаконных актов, прежде всего правительственных. Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную регламентацию и запрещает практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались и исключения из этого правила. Германия не знает консолидированных кодексов, подобных тем, которые так распространены во Франции.

Роль обычая имеет значение только в узкой среде, не охваченной кодификацией. Что касается публичного права, то здесь его роль меньше, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции.

Судебная практика приобретает характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Административное право разработано значительно шире, и роль судебной практики в этой области далеко не значительна.

Особенно большие различия обнаруживаются в свете той весомой роли, которую в государственных структурах Германии играет Конституционный Суд. Его решения — это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов, которые изданы парламентом, обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда возникают сомнения в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный Суд, а затем решает дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

Система источников права в Германии — и здесь еще одно отличие от французской системы — отражает федеральный характер государственного устройства страны. В состав Германии (до воссоединения с Восточной Германией) входило девять земель, каждая из которых имела свое законодательство. Этот фактор усложняет систему источников права.

Федеральное право имеет приоритет над правом земель, однако приоритет федерального права не следует переоценивать, так как, с одной стороны, земли участвуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой — законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. В целом действует правило, согласно которому, в случае расхождения федерального закона и закона земли, превалирует первый.

Согласно Конституции ФРГ 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но в более умеренной форме. Так, в Конституции Франции говорится не о нормах международного права, а «о договорах и соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (СИСТЕМА «ОБЩЕГО ПРАВА)

В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права и связанную с ним по своему происхождению группу права США. В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также бывшие колонии Британской империи. Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой и английское «общее право» получило распространение во многих странах мира. В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права. Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское «общее право», в настоящее время является вполне самостоятельным.

АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО. Английское право имеет давнюю историю. После норманнского завоевания Англии (1066) основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевские суды, они должны были просить приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Возникло правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. Таким образом, английское «общее право» образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями.

Если право в странах континентальной Европы рассматривается как совокупность определенных правил, то в Англии право — это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. В Европе юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована данная ситуация. В Англии внимание сосредоточивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы сформулировать правильное судебное ; решение. В странах романо-германской семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в высших судах до XIX в. не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование. Они овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Основная задача английских судей — справедливое решение дела. Роль прецедента в связи этим достаточно велика, что делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, но одновременно более казуистичными и менее определенными, чем нормы права романо-германской семьи.

В Англии благодаря «общему праву» и правилу прецедента различие права и закона носит несколько иной и одновременно более ярко выраженный характер, чем различие права и закона в странах континентальной Европы. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное. Отрасли английского права выражены не столь четко, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т. д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно, путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому английское право представляется однородным. Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению. Рассматривая дело, суд должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением.

Англия — одно из немногих государств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют акты парламента. Однако рост числа законов обострил проблему систематизации, которая осуществляется путем консолидации — процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт. В последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия, которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации». Параллельно с ней действуют комитеты а по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым пору, чается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений по его совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО. Рядом особенностей обладает правовая система США. Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории Северной Америки, принесли с собой и английское право. Начиная с 1607 г. оно считалось единственным действующим правом; обычай и традиции местного вытесняемого населения игнорировались как нечто нецивилизованное и враждебное. Однако английское право претерпело в колониях значительные изменения.

Это было обусловлено тем, что социально-экономические условия и порядки в колониях были свободны от феодальных наслоений, существенно отличались от ситуации в метрополии. Потребность в регламентации новых отношений, складывавшихся в колониях при отсутствии централизованной судебной власти, способствовала утверждению идеи о необходимости писаного кодифицированного права. По тем же основаниям специфики общественных отношений английское право применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колоний».



Борьба за независимость выдвинула на первый план идею самостоятельного национального права. Принятие писаной федеральной конституции в 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, было первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила прецедента и других характерных черт «общего права». В ряде штатов были приняты уголовный, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако перехода американского права в романо-германскую правовую семью не произошло.

Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или 5 испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа, которые, однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены «общим правом», в целом же в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством. В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих странах существует, в общем, одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права. Для американского юриста право — это, прежде всего, право судебной практики. Нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие. Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права». Однако только в целом: стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные структурные различия между американским и английским правом.

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому совершенно не обязательно, что решениям, принятым в судах одного штата, будут следовать суды других штатов. Это создает коллизии, которые усугубляют возможность расхождения решений судов штатов, рассматривающих подавляющее большинство дел, и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел.

Больше, чем суды, различий и расхождений в право страны вносит законодательство штатов. Так, в одном штате установлен режим общности имущества супругов, а в другом — раздельности, различны основания развода, меры уголовного наказания за одно и то же деяние и т. д. Все это делает правовую систему США еще более сложной и запутанной, чем английская.

Еще одно отличие американского права — более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд США никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления правив к изменяющимся условиям общественной жизни. Это более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в свете правомочий американских судов (неизвестного английским судам) осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный Суд штата и Верховный Суд США могут таким образом отказаться от прецедента конституционного толкования. Право конституционного контроля, особенно активно используемое Верховным Судом, подчеркивает роль судебной власти в американской системе управления.



В США действует немало кодексов, которых не знает английское право. Но, за исключением штатов французского происхождения, они не напоминают европейские. В кодексах видят результат консолидации, а не основу для выработки и развития нового права, как в странах романо-германской семьи.
РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Страны традиционной правовой семьи, не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся т тех, которые господствуют в западных странах. Выделяют два принципа, которыми руководствуются в странах религиозно-традиционной правовой семьи:

  1. Признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение , права и религии.

  2. Отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права; ко второй — страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскар.

Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право — сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Поэтому в науке утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм в рамках мусульманской правовой системы.

Основными источниками мусульманского права признаются Коран и Сунна, которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права. Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как «божественная кара», поскольку важнейшей задачей Мусульманского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».

Подход к мусульманскому праву только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и нравственными требованиями, освященными исламом. Однако подобные предписания являются весьма небольшой частью мусульманского права, большинство норм которого было введено в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования.

Относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны, имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма), так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой — наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу XX в. лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран стали строиться с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому — Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман, что объяснялось все еще сохранившимися пережитками феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е гг. XX в. мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей.

Одной из правовых систем, входящих в религиозно-традиционную правовую семью, является индусская правая система. Она относится к древнейшим правовым системам. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и других странах исповедует индуизм. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Основа философской, религиозной и социальной системы индуизма — это оправдание кастовой структуры общества. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием решает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, а судьи решают его по совести, по справедливости. Правительству разрешается законотворчество, но судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права». Семейное, наследственное право не претерпели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента не стало традицией индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т. е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации. Вековые корни, связанные с религией, дают о себе знать.

Совершенно иная картина открывается при взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На Западе, в странах ислама, в Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то борются за торжество права. Власти тоже должны соблюдать нормы права, а суды — обеспечивать уважение к праву. Право — это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу, анархии, господству силы. Странам Дальнего Востока несвойственно такое видение права. В глазах китайцев право не только далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости. Оно является орудием произвола, нарушающим нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем. Его образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно такого взгляда, выразив его в формуле «право хорошо для варваров». Коммунистический режим в Китае и вестернизация1 Японии не изменили существенно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно как и правосудию. Сами же суды чаще склоняют стороны к мировому соглашению и используют оригинальную технику применения права, а точнее, уклонение от его применения.

Все, что сказано о странах Дальнего Востока, может быть распространено и на отдельные страны Африки и Мадагаскар. В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное — это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Право западного образца, действующее здесь, — по большей части лишь орнамент. Большинство населения продолжает жить в соответствии с традициями, мало похожими на то, что на Западе понимают под правом, не обращая внимание на искусственные своды правовых норм.


СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

На правовые системы ряда государств Европы, Азии и Латинской Америки существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система — советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию и структуру. В связи с этим многие зарубежные ученые считают социалистическую правовую систему частью романо-германской правовой семьи.

Тем не менее социалистическое право имеет свои особенности. Это выражается в первую очередь в его классовом характере. Оно рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины, влияние которой на развитие права не подлежит сомнению.

Советское право восприняло от дореволюционного русского права ту концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой системе. В структуре системы права также есть сходство с романо-германской правовой системой. Однако в ее содержании можно увидеть серьезные отличия. Так, семейное право отделено от гражданского, появилось колхозное и жилищное право. Напротив, исчезло торговое и коммерческое право.

Социалистическое право отличается от права стран романо-германской правовой системы и содержательной стороной. В нем, в частности в конституционном праве, провозглашается руководящая роль коммунистической партии в жизни общества и государства. В других отраслях по-иному, чем в законодательстве западных стран, определены задачи и пути их решения. Немаловажной чертой социалистического права является принижение роли частного права, что, в общем, естественно в рамках огосударствления экономики и отсутствия института частной собственности.

В настоящее время в связи со снижением числа государств, идущих по социалистическому пути развития, социалистическое право становится все менее распространенным.

Современная правовая система России стала во многом преемницей социалистической правовой системы. Это проявляется как в структуре системы права, так и в том, что на сегодняшний день в российском праве продолжают действовать нормы, принятые еще в советский период.
Источники:

  1. М.В. Гриценко Теория государства и права : учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / М.В.Гриценко, Н.И. Летушева. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.

  2. Певцова Е.А. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу «Теория государства и права» для студентов колледжей / Е.А.Певцова, А.Г.Важенин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 523 с.

1 приход к западным убеждениям, влияние запада