Тема 1 проблема вины и ответственности в романе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема 1 проблема вины и ответственности в романе - страница №1/1

История немецкой литературы второй половины ХХ века



Тема 1

ПРОБЛЕМА ВИНЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ


ГЕНРИХА БЁЛЛЯ "ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?" (1951)
1.Жизнь и творчество Бёлля.

2.Бёлль и "литература развалин". Роман "Где ты был, Адам?" в контексте прозы писателя.

3.Развенчание мифов о "смерти на посту", о монолитности немецкого народа и армии в романе; эффект дегероизации и средства его достижения.

4.Тема преступлений нацизма против немецкого и других народов в произведении.

5.Проблемы выбора, вины и ответственности в романе. Образ лейтенанта Файнхальса.

6.Расстановка персонажей: "убийцы" и "мишени". Общее и разное в судьбах героев.

7.Особенности композиции романа "Где ты был, Адам?" и ее смыслообразующая функция.

8.Стилевая специфика произведения: поэтика названия и эпиграфов и их философская содержательность, логика сюжетного построения, пространственно-временная организация, многогеройность, отсутствие батальных сцен, ирония и гротеск, символика цветообозначений, психологизм, библейские аллюзии, портретные и речевые характеристики и др. Автобиографическое в художественной системе романа.

9.Бёлль и традиция литературы "потерянного поколения".

10.Бёлль и европейская литература о Второй мировой войне.

11.Творчество Бёлля в русской рецепции: переводы, издания, изучение.

Литература


Бёлль Г. Где ты был, Адам?

Böll H. Wo warst du, Adam?


Бёлль Г. В защиту литературы руин. Пер. с нем. // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

Гугнин А. А. Будущее рождается из прошлого: Немецкая литература после Второй мировой войны // Всемирная литература. 2003. № 7.

Зачевский Е. "Группа 47" и становление западногерманской литературы. Л., 1989.

История литературы ФРГ. М., 1980.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В 3 т. Пер. с нем. Т. 3. М., 1986.

Леонова Е.А. Немецкая литература ХХ века: Германия, Австрия. М., 2010.

Млечина И. Литература и "общество потребления". М., 1975.

Мотылева Т. Л. Генрих Бёлль: Проза разных лет // Бёлль Г. Самовольная отлучка: Романы, повести. Мн., 1989.

Мотылева Т. Л. Литература против фашизма: По страницам новейшей зарубежной прозы. М., 1987.

Пронин В. А. История немецкой литературы. М., 2007.

Роднянская И. Мир Генриха Бёлля // Вопросы литературы. 1966. № 10.

Рожновский С. В. Генрих Бёлль. М., 1965.

Стеженский В., Черная Л. Литературная борьба в ФРГ: Поиски. Противоречия Проблемы. М., 1978.



Тема 2


ТЕМА "НЕПРЕОДОЛЕННОГО ПРОШЛОГО" В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ (РОМАН "ДОМ БЕЗ ХОЗЯИНА", 1954)
1.Тема "непреодоленного прошлого" в произведениях западногерманских писателей и особенности ее трактовки в творчестве Бёлля.

2.Конфликт и характеры в романе Бёлля "Дом без хозяина".

3.Проблемы веры и сомнения, прошлого и настоящего, вины и ответственности, отцов и детей, богатства и бедности, искусства и политики, лица и маски в произведении.

4.Русские мотивы в книге.

5.Символика названия романа.

6.Множественность точек зрения как повествовательный принцип Бёлля. Бёлль и художественный опыт У. Фолкнера.

7.Приемы антитезы и монтажа, художественные аллюзии, подтексты, выразительность детали, психологизм, сатира и ирония в художественной системе романа "Дом без хозяина".

Литература


Бёлль Г. Дом без хозяина.

Böll H. Haus ohne Hüter.

См. литературу к теме 1-й в этом же разделе.


Тема 3


ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ В РОМАНЕ ВОЛЬФГАНГА КЁППЕНА "СМЕРТЬ В РИМЕ" (1954)
1.Художественная эволюция Кёппена.

2.Роман "Смерть в Риме" в контексте творчества писателя.

3.Тема "непреодоленного прошлого" в романе "Смерть в Риме". Образ Юдеяна.

4.Мотив "теплицы" в произведении. Образы других нацистов.

5.Проблема отцов и детей. Образы Зигфрида, Адольфа, Дитриха.

6.Женские персонажи в романе.

7.Влияние теории психоанализа З. Фрейда на творческий метод Кёппена. Кёппен и экзистенциализм.

8.Роман Кёппена "Смерть в Риме" и традиция Т. Манна ("Смерть в Венеции", "Доктор Фаустус" и др.).

9.Поэтика романа: повествовательное мастерство, внутренний монолог и элементы "потока сознания", смены ритма и ракурса, ассоциативность, литературные и культурные реминисценции, система символов, "говорящие" имена, сатирическая палитра, притчевость и др.

10."Смерть в Риме" как роман-предупреждение.

11.Кёппен и послевоенная западногерманская проза.

Литература


Кёппен В. Смерть в Риме.

Koeppen W. Der Tod in Rom.


История литературы ФРГ. М., 1980.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В 3 т. Пер. с нем. Т. 3. М., 1986.

Мотылева Т. Л. Литература против фашизма: По страницам новейшей зарубежной прозы. М., 1987.

Самарин Р. Вольфганг Кёппен и его романы // Кёппен В. Избранное. М., 1980.

Стеженский В., Черная Л. Литературная борьба в ФРГ: Поиски. Противоречия. Проблемы. М., 1978.

Топер П. Овладение реальностью: Статьи. М., 1980.
Тема 4

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ МАКСА ФРИША "HOMO FABER" (1957)
1.Жизненный и творческий путь Фриша. Тематическое и жанровое разнообразие его произведений.

2.Роман Фриша "Homo faber" в контексте творчества писателя.

3."Человек технический": образ инженера Фабера. Личность в эпоху "индустриальной цивилизации".

4.Фабер и женщины.

5.Проблема судьбы и предопределенности в романе. Аллюзии на "Эдипов комплекс".

6."Homo faber" как "роман центростремительный". Приемы психологического анализа в произведении.

7.Стратегия самоидентификации главного героя: мотивы лица и маски, человека и роли, чоловека и машины, пути и дома в романе.

8.Проблема жанровой идентификации произведения: "отчет", дневник, исповедь.

9.Особенности повествовательного искусства Фриша: культ факта, Ich-Form, фрагментарность, ассоциативность, подтексты, притчевость, система символов и др.

10.Фриш и пути развития немецкой и европейской литературы ХХ века.



Литература


Фриш М. Homo faber.

Frisch M. Homo faber.


Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

Затонский Д. Макс Фриш – прозаик и драматург // Фриш М. Штиллер. Харьков; М., 2000.

Литература Швейцарии: Очерки. М., 1969.

Маркин А. В., Павлова Н. С. Макс Фриш // История швейцарской литературы: Т. 3. Отв. ред. В. Д. Седельник. М., 2005.

Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты: Литературные портреты. М., 1990.

Фриш М. Общественность как партнер. Пер. с нем. // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.



Тема 5


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ИНГЕБОРГ БАХМАН (РАССКАЗЫ "ТРИДЦАТЫЙ ГОД", 1961, И "СИНХРОННО", 1972)
1.Судьба и творчество Бахман. Жанровое разнообразие ее произведений.

2.Эстетическая эволюция Бахман: от "Тридцатого года" к "Синхронно".

3.Концепция человека и человеческого существования в малой прозе писательницы.

4.Взаимоотношения мужчины и женщины в рассказах "Тридцатый год" и "Сихронно".

5.Тема утраты родины в произведениях.

6.Хронотоп малой прозы Бахман.

7.Система концептов в рассказах "Тридцатый год" и "Синхронно": образы дороги, дома, маски, языка, ландшафта и др.

8.Повествовательное мастерство Бахман: экспрессивность, прием двойничества, психологизм, фрагментарность, насыщенность аллюзиями и др.

9.Творчество Бахман в австрийском культурном, историческом и литературном контексте.

10.Бахман и европейская литературная традиция.



Литература


Бахман И. Тридцатый год. Синхронно.

Bachmann I. Das dreissigste Jahr. Simultan.


Гугнин А. А. Австрийская литература ХХ века. Новополоцк; М., 2000.

Гурло В. Ч. Хранатоп прозы Інгеборг Бахман. Мн., 2004. (Канд. дысертацыя).

Затонский Д. В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

Затонский Д. В. Предисловие // Бахман И. Избранное. М., 1981.

Карельский А. В. Хрупкая лира: Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ века. М., 1999.
Тема 6

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ


ЭРВИНА ШТРИТМАТТЕРА (РОМАН "ОЛЕ БИНКОП", 1963)
1.Жизненный и творческий путь Штритматтера. Темы и жанры его прозы, поэзии, драматургии.

2.Новые общественно-социальные явления в восточнонемецкой действительности и их изображение в романе Штритматтера "Оле Бинкоп": особенности конфликта.

3.Образ заглавного героя.

4.Тема "двух Германий" в произведении.

5.Женские персонажи в книге.

6.Натурфилософская проблематика романа. Штритматтер – мастер пейзажа.

7.Стилевые особенности произведения: фольклорные мотивы, соединение лирического и эпического,трагического и комического, юмора и сатиры, "говорящие" имена, обращение к ритмизованной прозе, поэтическое начало и др.

8.Традиция плутовского романа в книге Штритматтера.

9.Роман Штритматтера "Оле Бинкоп" и советская литература ("Поднятая целина" М. Шолохова и др.).

Литература


Штритматтер Э. Оле Бинкоп.

Strittmatter E. Ole Bienkopp.


Владимирова И. Г. Проблема формирования новой личности в творчестве Эрвина Штритматтера (От "Тинко" к "Чудодею"). М., 1980.

Дурдыев О. Н. "Чудодей" Э. Штритматтера как роман воспитания. Ашхабад, 1980.

Коркмасов З. М. Проблема традиции и новаторства в крестьянских романах Э. Штритматтера. М., 1979.

История литературы ГДР. М., 1982.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В 3 т. Пер. с нем. Т. 3. М., 1986.

Писатели Германской Демократической Республики. Пер. с нем. М., 1984.
Тема 7

ЮРИЙ БРЕЗАН И СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РОМАН "КРАБАТ, ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНИЕ МИРА", 1976)


1.Сорбский край и Германия: "малая" родина и "большая" родина в творческой судьбе Брезана.

2.Эстетическое становление Брезана: от стихотворений и рассказов к автобиографической трилогии ("Гимназист", "Семестр потерянного времени", "Пора зрелости", 1958–1964).

3.Легенда о Крабате в творчестве Брезана: от переводов сказаний о герое и новеллы "Черная мельница" к роману "Крабат, или Преображение мира".

4.Образ Крабата как выражение духа сорбского народа.

5.История Яна Сербина и ее функция в художественной системе романа. Тема науки в произведении.

6.Проблема времени в книге: прошлое мифологическое, прошлое историческое, настоящее и будущее.

7.Стилевые особенности романа "Крабат": условно-фантастическое и конкретно-реальное, гротеск и гипербола, художественные аллюзии и ассоциации, символы и лейтмотивы и др.

8.Творческая эволюция Брезана в 1980–1990-е гг.



Литература


Брезан Ю. Крабат, или Преображение мира.

Brězan J. Krabat oder die Verwandlung der Welt.


Гугнин А. А. Введение в историю серболужицкой словесности от истоков до наших дней. М., 1997.

Гугнин А. А. Серболужицкая литература // История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны: В 2 т. Т. 2. 1970–1980-е гг. М., 2001.

История литературы ГДР. М., 1982.

Книпович Е. Ф. Предисловие // Брезан Ю. Крабат, или Преображение мира. М., 1979.

Писатели Германской Демократической Республики. Пер. с нем. М., 1984.
Тема 8

ТРАДИЦИЯ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ


В ВОСТОЧНОНЕМЕЦКОЙ ПРОЗЕ

(РОМАН ГЕРМАНА КАНТА "ОСТАНОВКА В ПУТИ", 1977)
1.Тема фашизма и Второй мировой войны в творчестве Канта.

2.Роман "Остановка в пути": предыстория создания, автобиографическое в книге.

3.Тема плена как исходной точки в развитии Марка Нибура. Воспитание героя "своими" и "чужими".

4.Проблемы личности и истрии, вины и ответственности в романе Канта и в западногерманской литературе: общее и особенное.

5.Феномен Слова в художественной системе произведения.

6."Остановка в пути" Канта как роман воспитания. Немецкая и европейская традиция романа воспитания в рецепции Канта.

7.Специфика развертывания сюжета: логика и парадокс. Принцип расследования в романе.

8.Стилевая палитра произведения: хронотоп, смеховая стихия (сатира, гротеск, ирония и самоирония, юмор, пародия), выразительность детали, зоомотивы, символика, насыщенность литературными и культурными аллюзиями, эпиграф и его связь с содержанием, поэтика цвета и сновидения, функции сказочного в повествовательной структуре романа и др.

9.Кант и литература ГДР.

Литература


Кант Г. Остановка в пути.

Kant H. Der Aufenthalt.


Адамович А. О современной военной прозе. М., 1981.

Гугнин А. А. История литературы ГДР. М., 1987.

История литературы ГДР. М., 1982.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В з т. Пер. с нем. М., 1986.

Литература ГДР: Проза, поэзия, драматургия. Литературные портреты. Киев, 1982.

Леонова Е.А. Немецкая литература ХХ века: Германия, Австрия. М., 2010.

Лявонава Е. А. "Уся праўда патрэбна": Раман Германа Канта "Прыпынак у дарозе": жанр і стыль // Лявонава Е. А. Плыні і постаці: З гісторыі сусветнай літаратуры другой паловы Х1Х – ХХ стагоддзяў. Мн., 1998.

Млечина И. Жизнь романа. М., 1984.

Млечина И. Типология романа ГДР. М., 1985.

Писатели Германской демократической Республики. Пер. с нем. М., 1984.

Топер П. Овладение реальностью: Статьи. М., 1980.


Тема 9

ДВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОДНОГО МИФОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА: "КАССАНДРА" (1948) ГАНСА ЭРИХА НОССАКА

И "КАССАНДРА" (1983) КРИСТЫ ВОЛЬФ
1.Рецепция мифа в послевоенной немецкой литературе. Миф и мифологизм.

2.Античный миф в художественном сознании Носсака и Вольф.

3.Новеллы Носсака и Вольф о Кассандре: предпосылки написания произведений.

4."Кассандра" Носсака и "Кассандра" Вольф: отождествление мифа и современности или их соотношение?

5.Системы персонажей в новеллах. Друзья и враги пророчицы.

6.Образ Кассандры: вина и трагедия героини.

7.Греческие герои в мифе и в изображении Носсака и Вольф.

8.Человек и война в произведениях.

9."Женская" тема в новеллах.

10.Поэтика новеллы Носсака: композиция, хронотоп, портретные характеристики, подтексты, психологизм, травестия, символы и лейтмотивы, зооморфный код и его функции и др.

11.Поэтика новеллы Вольф: своеобразие композиции, символы и лейтмотивы, подтексты, ассоциативность, философичность, притчевость и др. Художественная медитация как основной повествовательный принцип писательницы.

12.Две немецкие "Кассандры": общее и особенное.

13.Образ Кассандры в мировой литературной традиции.

Литература


Носсак Г. Э. Кассандра.

Nossack H. E. Kassandra.


История литературы ФРГ. М., 1980.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В 3 т. Пер. с нем. М., 1986.

Млечина И. Литература и "общество потребления". М., 1975.

Топер П. Овладение реальностью: Статьи. М., 1980.
Вольф К. Кассандра.

Wolf Ch. Kassandra.


Апт С. Горькая доля пророчицы // Иностранная литература. 1984. № 5.

Артемчик Е. Образ троянской пророчицы в новелле К. Вольф "Кассандра" // Проблемы истории литературы: Сборник статей. Вып. 18. М.; Новополоцк, 2004.

Вольф К. От первого лица: Художественная публицистика. Пер. с нем. М., 1990.

Гугнин А. А. История литературы ГДР. М., 1987.

История литературы ГДР. М., 1982.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. М., 1976.

История немецкой литературы: В 3 т. Пер. с нем. Т. 3. М., 1986.

Карельский А. В. Криста Вольф и Герхард Вольф // Иностранная литература. 1982. № 7.

Клопова Т. А., Иванова И. В. Интерпретация Троянского цикла мифов в повести К. Вольф "Кассандра" // Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и Америки Х1Х–ХХ вв.: Межвузовский сборник. Горький, 1989.

Мотылева Т. Л. Литература против фашизма: По страницам новейшей зарубежной прозы. М., 1987.

Мотылева Т. Л. Размышления Кристы Вольф // Вопросы литературы. 1987. № 9.

Писатели Германской Демократической Республики. Пер. с нем. М., 1984.

Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе Х1Х–ХХ вв. Нижний Новгород, 1995.

Шарыпина Т. А. Античность в литературной и философской мысли Германии первой половины ХХ века. Нижний Новгород, 1998.



Тема 10

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПАТРИКА ЗЮСКИНДА


(РОМАН "ПАРФЮМЕР: ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ", 1985)
1.Творчество Зюскинда в контексте европейской прозы второй половины ХХ в. Зюскинд и постмодернизм ("Контрабас", "Голубка", "Amnesie in litteris" и др.).

2.Особенности хронотопа в романе Зюскинда "Парфюмер". Исторические реалии и их идейно-эстетические функции в тексте.

3.Гений и злодейство – две вещи совместные? Образ Жана Батиста Гренуя.

4.Причины формирования Гренуя-человеконенавистника.

5.Природа условно-инфернального в романе. Соотношение социально-конкретного и условного в структуре произведения.

6.Феномен запаха в "Парфюмере".

7.Роман "Парфюмер" как постмодернистское произведение. Интертекстуальность романа (реминисценции и аллюзии на Библию, произведения Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо, О. Уайльда, Гюисманса, Ф. Кафки, Ф. Достоевского, А. Камю и др.).

8.Проблема жанровой идентификации "Парфюмера" (детектив, сатира, пародия, исторический роман, философско-символический, психологический, притча, антиутопия).



Литература


Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы.

Süskind P. Das Parfüm: Die Geschichte eines Mörders.


Зверев А. Преступления страсти: вариант Зюскинда // Иностранная литература. 2001. № 7.

Золотоносов М. Мертвиарх Гренуй: Анатомия одного бестселлера // Московские новости. № 15. 12 апреля 1992 г.

Леонова Е.А. Немецкая литература ХХ века: Германия, Австрия. М., 2010.

Лявонава Е. А. Флакон Жана-Баціста Грануя, або Закон захавання гвалту // Крыніца. 1995. № 4.



Райнеке (Виноградова) Ю. С. Исторический роман постмодернизма. М., 2002.