Тема №1 го как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вслед - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гбуз со «Свердловская областная клиническая больница №1» гражданская... 1 50.02kb.
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области... 3 1076.92kb.
1 Фельдмаршал Г. Китченер, Великобритания 1 36.52kb.
Психическое здоровье населения и организация помощи лицам с непсихотическими... 2 668.38kb.
Законом «О гражданской обороне» 1 307.83kb.
Календарь экологических дат 1 333.31kb.
Курсовая работа по дисциплине международное право на тему: " Понятие... 1 207.73kb.
Памятка гражданам, чьи близкие родственники являются неплательщиками... 1 35.62kb.
Интегрированный подход к разработке стратегий низкоуглеродного развития... 1 22.47kb.
Канадский Красный Крест RespectED: Профилактика насилия и преступных... 3 803.91kb.
Изображение военных действий Первой армии в 1812 году 1 86.41kb.
Что такое необходимая оборона и ее пределы? 1 39.27kb.
- 4 1234.94kb.
Тема №1 го как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей - страница №1/1



ТЕМА №1
ГО как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Цель:
1.    Ознакомить персонал предприятия со структурой и организацией гражданской обороны РФ, ее предназначением и задачами.
2.    Ознакомить персонал предприятия со структурой гражданской обороны предприятия, силами ГО объекта и их функциями.

Время проведения: 1 час

Метод: лекция

Место: класс
ПЛАН
1.1 Организационная структура ……………………………………………..…2

1.2.Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны ………5

1.3. Основные направления деятельности гражданской обороны по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий……………………………………………………………………….9

1.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Принятый в 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обо­роне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен­ностей от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значи­тельному материальному ущербу.

Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются современные средства поражения, существуют реальные источ­ники военной опасности. Они проявляются, в частности, в про­должающемся расширении НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенден­ции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных специалистов прогнозирует к 2010-2015 гг. возможное резкое обострение военно-политической об­становки, существенный рост военных угроз для России.

Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и куль­турных ценностей страны на уровне, адекватном реальным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится граж­данской обороне.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых воз­можностей авиации.

Гражданская оборона в январе 1992 г. выводится из структу­ры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ и объединяется с созданным в декабре 1991 г. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функ­ций, включая ведение аварийно-спасательных работ на аквато­риях и координацию работ в области мобилизационной подго­товки экономики.

Вступивший в силу в феврале 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обо­роны, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы - защиту тыла страны, граждан­ская оборона применяет в целях снижения людских и материаль­ных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные ме­тоды и средства.

Необходимо отметить, что гражданская оборона нацелена на защиту в тылу Вооруженных Сил в первую очередь мобилизаци­онных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если гражданская оборона не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заве­домо обречены на поражение.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обес­печении безопасности государства перечень решаемых граждан­ской обороной задач чрезвычайно широк. Основные из них при­ведены на схеме 4.2.

Организация гражданской обороны страны представле­на на схеме 4.3.

Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил граж­данской обороны также максимально полно соответствует тре­бованиям как мирного, так и военного времени.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство граждан­ской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Схема 4.2. Основные задачи гражданской обороны



Схема 4.3. Организация гражданской обороны Российской Федерации


Руководство гражданской обороной на территориях субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальни­ками гражданской обороны.

Повседневное управление гражданской обороной осуществ­ляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы при начальниках гражданской обороны всех уровней: в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Феде­рации, в муниципальных образованьях и в организациях.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России.
1.2.Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны


  • реализация единой государственной политики в данной области;

  • осуществление по решению Президента Российской Федера­ции и правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;

  • осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и объектов экономики;

  • осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации по гражданской обороне.

МЧС России имеет территориальные органы, созданные в ус­тановленном порядке - они показаны на схеме 4.3. Это регио­нальные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Гра­ницы регионов, в которых осуществляют свою деятельность ре­гиональные центры, практически совпадают с границами воен­ных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами Российс­кой Федерации повсеместно созданы органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Указанные орга­ны возглавляются и комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны. Ими являются министерства, государ­ственные комитеты и комитеты по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создан­ные в составе или при соответствующих органах исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органах местно­го самоуправления.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры гражданской обороны образова­ны по на территориях сельских районов, территориях городов, не отне­сенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий гражданской обо­роны, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Количество работников структурных подразделений органи­заций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, зави­сит от численности работников организации и составляет при численности работников организации: до 500 человек - один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек - 2-3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек - 3-4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек - 5-6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из работни­ков по совместительству.

Силы гражданской обороны, в соответствии с законодатель­ством, включают воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны привлека­ются, в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные служ­бы и аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спа­сательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданс­кие организации гражданской обороны, которые создаются сей­час по территориально-производственному принципу из бывших невоенизированных формирований гражданской обороны. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписа­ний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежа­щие поставке в военное время в Вооруженные Силы.

Гражданские организации гражданской обороны - это форми­рования, созданные на базе организаций и владеющие специаль­ной техникой, имуществом и подготовленные для защиты насе­ления, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Они предназначаются для выполнения основного объема ава­рийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Условия определения организаций, создающих гражданские организации гражданской обороны, а также порядок их создания и деятельности установлены Положением о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. №620.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

Значительная часть гражданских организаций гражданской оборо­ны организационно сведена в службы гражданской обороны. Они пред­ставляют собой особый вид организационно-технического объедине­ния сил гражданской обороны, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой тех­нической оснащенности формирований и высокопрофессиональ­ной подготовки личного состава.

Постановлением правительства Российской Федерации в 1999 г. образованы 5 федеральных служб гражданской обороны (проти­вопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и защиты культурных ценностей) на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Кроме них в субъектах Российской Федерации, городах и районах созданы также и другие службы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и свето­маскировки, ГСМ и другие. В среднем количество служб гражданской обороны на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических мероприятий зачастую невозможна деятель­ность гражданских организаций гражданской обороны и даже войск гражданской обороны по защите населения и проведению аварийно-спа­сательных и других неотложных работ.

Решение о создании федеральных служб принимаются прави­тельством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых служб - органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления и руководителями организаций.

Для создания служб гражданской обороны на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных - независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) - к совместному про­ведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны.

Структура, задачи и деятельность служб гражданской обороны оп­ределяются положениями о службах гражданской обороны, утвержда­емыми соответствующими начальниками гражданской обороны.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся:

эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил гражданской обороны в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения гражданской обо­роны в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

Все мероприятия гражданской обороны проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по гражданской обороне), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по граж­данской обороне. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

Для территорий и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий гражданс­кой обороны должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятий ГО осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:

в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях -за счет средств федерального бюджета;

в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях - за счет бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

во внебюджетных организациях - за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по граж­данской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются - при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа - за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств феде­рального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

бюджетными учреждениями -в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

организациями (за исключением бюджетных учреждений) в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции.


1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданс­кую оборону, требуют самого пристального внимания со сторо­ны всех руководителей органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления и организаций к вопросам подготовки к ведению ГО.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Комплекс планируемых и заблаговременно осуществ­ляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инже­нерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Основными направлениями деятельности гражданской оборо­ны по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, являются:



  • планирование мероприятий гражданской обороны;

  • создание и поддержание в готовности надежной системы оповеще­ния об угрозе нападения противника, технических систем связи и уп­равления гражданской обороны;

  • накопление в соответствии с установленным порядком фонда за­щитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

  • создание необходимых запасов средств индивидуальной защи­ты, а также запасов воды, материально-технических, продоволь­ственных, медицинских и иных средств;

  • подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населе­ния, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирова­ния экономики и выживания населения в военное время;

  • развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обес­печения;

  • организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальству­ющего состава органов управления и сил гражданской обороны, подго­товка формирований сил гражданской обороны;

  • развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обо­роне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и эконо­мического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по граж­данской обороне в целях защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование (в том числе разработку планов граж­данской обороны и планов перевода на работу в условиях военного времени); разработку планов отмобилизовывания и мобилиза­ционного развертывания, планов мероприятий гражданской обо­роны на расчетный год в составе мобилизационных планов эко­номики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населения об опасностях, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповеще­ния военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действу­ющих локальных систем оповещения в районах размещения по­тенциально опасных объектов, общий перечень которых устанав­ливается правительством Российской Федерации; установлением и практической разработкой порядка приоритетного использова­ния в интересах ГО общегосударственных и ведомственных сис­тем связи, проводного радио- и телевизионного вещания, мест­ных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитны­ми сооружениями гражданской обороны включает:

  • сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защит­ных сооружений гражданской обороны;

  • освоение подземного пространства городов для размещения объек­тов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначе­ния с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

  • постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование име­ющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление гор­ных выработок и естественных полостей для защиты населения и ма­териальных средств;

  • строительство заглубленных сооружений производственного, хозяй­ственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах;

  • проведение необходимых подготовительных мероприятий для уско­ренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных со­оружений гражданской обороны с упрощенным оборудованием и укры­тий простейшего типа.

Населению предоставляется право строить убежища и укрытия на правах личной и кооперативной собственности.

Накопление по установленным нормам имущества гражданс­кой обороны (средств индивидуальной защиты, приборов радиа­ционной и химической разведки и дозиметрического контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществ­ляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации и созданием запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имуще­ства в мобилизационном резерве определяются правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем Населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов эко­номики - исходя из необходимости обеспечения имуществом пер­сонала этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями).

Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в пер­вую очередь личный состав гражданских организаций гражданс­кой обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов, а также население, проживаю­щее в зонах возможного опасного заражения (загрязнения).

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обо­роны определяется соответствующими инструкциями.

Подготовка эвакомероприятий включает:


  • разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакоорганов;

  • подго­товку транспортных средств для вывоза эвакуируемого населения, ма­териальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • подготовку маршрутов эвакуации,

  • развитие инфраструктуры загородной зоны и ее подготовку к размещению и жизнеобеспечению эвакуированных, хра­нению и использованию эвакуированных материальных средств.

Основными направлениями по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

  • осуществление градостроительной деятельности и районной плани­ровки, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, государствен­ных стандартов, а также других утвержденных в установленном по­рядке нормативных актов по гражданской обороне;

  • заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженер­но-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий ГО;

  • разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки населенных пунктов и объектов экономики;

  • разработка и проведение, обусловленных особенностями объектов, подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны, их обучение) по обеспечению лик­видации последствий поражения городов и объектов современными средствами поражения и восстановлению их функционирования;

  • осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспор­тного обеспечения объектов в военное время;

  • осуществление мероприятий по инженерной и другим видам физической защиты зданий и сооружений;

  • организация защиты персонала объектов и его жизнеобеспечения.

Группировки сил гражданской обороны (сведенные в определен­ную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воин­ские части, подразделения войск ГО, гражданские организации ГО, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а пол­ное их развертывание завершается в период перевода ГО с мирного на военное время или с началом военных действий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уде­ляется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагает­ся выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения окружающей Природной среды, питьевой воды, продовольствия, пищевого сы­рья и фуража.



Обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осу­ществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независи­мо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а так­же по месту жительства.

Подготовка личного состава служб гражданской обороны и граж­данских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются прак­тические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполни­тельной власти и организаций, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводит­ся:


  • в Академии гражданской защиты МЧС России,

  • учебно-методичес­ких центрах и на курсах гражданской обороны,

  • в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам),

  • непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков руководящим соста­вом и специалистами, а также в целях проверки готовности ор­ганов управления и сил гражданской обороны регулярно прово­дятся:

  • командно-штабные,

  • штабные,

  • тактико-специальные

  • комплексные учения

  • тренировки.

В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовнос­ти органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполне­нию возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, проводится перио­дическое инспектирование органов управления и сил гражданс­кой обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими началь­никами гражданской обороны.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осу­ществляется:



  • заблаговременно - в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального про­тивника,

  • при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки граж­данская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение со­стоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее за­дач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы защиты населения и осуществляется ускоренная подготовка к веде­нию аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состоя­ния войны, фактического начала военных действий, или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей тер­ритории России (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.

Ведение гражданской обороны заключается в практической ре­ализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварий - спасательных и других неотложных работ, по первоочеред­ному обеспечению населения, пострадавшего при ведении воен­ных действий, обеспечению действий сил и мероприятий ГО, по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадав­ших при ведении военных действий или вследствие их.

Правительство Российской Федерации с началом военных дей­ствий (введением режима военного положения) и в ходе реализации Плана гражданской обороны Российской Федерации уточняет по­рядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и исполь­зования в целях гражданской обороны запасов материально-техни­ческих, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах сво­их полномочий уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку не­обходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и органы местного самоуправления соответствующих тер­риторий:



  • уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год;

  • создают и поддерживают в постоянной готовности к исполь­зованию технические системы управления, объекты и силы ГО;

  • в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей и развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

  • поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устой­чивого функционирования, запланированные на военное время; осу­ществляют обучение своего персонала способам защиты от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварий­но-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в ходе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также авто­матизированную информационно-управляющую систему.

Непосредственное управление гражданской обороной при ее приведении в высшую степень готовности осуществляют началь­ники гражданской обороны и подчиненные им органы управле­ния. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готов­ности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гиб­ким, оперативным и скрытым.

Один из основных элементов системы управления гражданской обороны - это пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданс­кой обороны называются специально оборудованные или приспособ­ленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помеще­ния либо их комплексы или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управле­ния в особый период, а также при проведении мероприятий по предуп­реждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового пора­жения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки.

При угрозе применения вероятным противником ядерного ору­жия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются, согласно планам на расчетный год, строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуаль­ной защиты.

При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться об­щая и частичная эвакуация населения с территорий городов, отнесен­ных к группам по гражданской обороне, других заблаговременно на­значенных населенных пунктов, а также с части территорий зон возможного катастрофического затопления. Решение о массовой эва­куации населения принимает Президент Российской Федерации. Эва­куационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком.

Частичным видом эвакомероприятий является рассредоточение в загородной зоне гражданского персонала отдыхающих работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

В условиях радиоактивного загрязнения, химического и био­логического (бактериологического) заражения обширных терри­торий особое значение приобретает выбор и установление режи­мов поведения (защиты) людей (карантинных мероприятий) на зараженной территории. Режимы поведения (защиты) разрабатываются органами управления ГО в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и уста­новленных на военное время условий, предельно допустимых концентраций и доз.

Методическая литература:

1.    Библиотечка журнала «Военные знания» Выпуск № 1; Москва 1998 год.


2.    Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
3.    Постановление Правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 г. № 620