Текстовый материал для презентации. Слайд франчайзинг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Текстовый материал для презентации. Слайд франчайзинг - страница №1/1

Текстовый материал для презентации.

СЛАЙД 1. Франчайзинг

Франчайзинг - это такая система бизнеса, при которой предприниматель или фирма (франчайзи) покупает схему бизнеса (франшизу) у фирмы (франчайзора), то есть, в данном случае:

1. Оборудование;

2. Технологию;

3. Торговую марку;

4. Обучение;

5. Расходные материалы.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга1:

- франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

- франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

- франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Франчайзи, заключая договор, принимает на себя определенные обязательства, основное из которых - плата за использование технологии (лицензии, торговой марки).
Способы оплаты могут быть различными, обычно они включают в себя единовременный вступительный взнос, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли. Могут быть установлены и дополнительные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу и т.п.


СЛАЙД 2. Франчайзор и франчайзи

Франчайзор - владелец прав на франшизу, штаб-квартира компании. Права обычно предоставляются на торговую марку, ноу-хау и производственную систему. Сторона, передающая право на использование технологии, лицензии или торговой марки по договору франчайзинга.2

При этом фирма-франчайзор получает возможность быстрого развития, роста своего бизнеса без привлечения кредитных средств.

В соответствии с договором франчайзор берет на себя следующие обязательства:

• консультирование партнера в вопросах выбора сферы деятельности, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании;

• предоставление технической документации, рабочих инструкций;

• обеспечение франчайзи необходимым сырьем и материалами;

• обучение методам работы и последующее оказание консультативной помощи.


В соответствии с договором фирма-франчайзи обязана соблюдать требования, предъявляемые франчайзором к качеству производимой продукции или оказываемых услуг. Франчайзи в процессе деятельности пользуется опытом, знаниями и поддержкой со стороны франчайзера. Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов.

Обязательства Франчайзи:

- делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;

- предоставляет франчайзору проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзору и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзора в разумное время;

- не разглашает третьим сторонам информацию, представляющую собой ноу-хау франчайзора, как в течение времени действия соглашения, так и по его истечении.
СЛАЙД 3. История развития франчайзинга

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов. На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины. Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды. Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 1950-х годах. В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, Инк, которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.


СЛАЙД 4. Формы франчайзинга:

Прямой франчайзинг предполагает собой передачу прав на использование системы франчайзора одному лицу и на одно предприятие. Франчайзи в этом случае имеет право работать по системе франчайзора на определенной территории.

Например, фирма «Х» приобретает право открыть магазин по конкретному адресу. Аналогичные права могут быть переданы франчайзером фирме «Y», которая может открыть магазин и работать по системе франчайзора по другому адресу. Таким образом, франчайзор может развивать сеть, используя потенциал самостоятельных юридических лиц.

Достаточно распространенной формой является «последовательный франчайзинг», при котором франчайзи, в нашем примере, фирма «X» и/или «Y» могут иметь несколько магазинов. При этом право на использование системы и прав франчайзора предоставляется последовательно, т.е. после того как франчайзи докажет свои возможности. Территория, на которой франчайзи может открывать свои магазины также согласовываться.

В таких формах франчайзи не имеет право передавать используемые права и систему франчайзора другим лицам.

Субфранчайзинг предполагает собой формирование отношений между тремя субъектами:франчайзор-франчайзи-субфранчайзи, иногда они называются несколько иначе: франчайзер-субфранчайзер-франчайзи.

Франчайзер передает свои права на использование системы и другие принадлежащие ему права франчайзи. Размер территории, на которой может работать франчайзи по системе франчайзора значительно более, чем в предыдущих двух случаях. С передачей прав франчайзор возлагает на франчайзи ответственность за развитие этой территории.

Мастер франчайзинг – форма франчайзинга, при которой франчайзор заключает основной франшизный контракт с субфранчайзером на определенной территории, в то время как последний (субфранчайзер) заключает франшизные контракты с различными франчайзи на данной территории.


СЛАЙД 5. Что такое франшиза во франчайзинге

Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Купить франшизу - означает заключить договор франчайзинга с франчайзором об открытии предприятия-франчайзи по технологии франчайзора, используя брэнд франчайзора, а так же его консультации и маркетинговые наработки.

Покупая франшизу, предприниматель ограждает себя от множества рисков связанных с открытием малого предприятия.

Франшиза - это понятие зародилось во Франции в Средние века. В то время это слово означало права, привилегии. После выдачи франшизы отдельные подданные получали права продавать товары, осуществлять перевозки или охотиться на территории феодальных угодий. Распоряжаться франшизами (по сути, монопольными правами) мог только король. Он выдавал их на любой вид коммерческой деятельности. Будь то строительство дорог или открытие пивоварни. Сегодня франшиза - это право на осуществление предпринимательской деятельности под определенной торговой маркой и по определенной технологии.

В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе "связанных домов", которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система "связанных домов" оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.
СЛАЙД 6. Российские проблемы иностранных франчайзоров

Интерес иностранцев к созданию франчайзинговых сетей в нашей стране высок. Но перейти от слов к делу решаются немногие. Что им мешает?

Две схемы сотрудничества

Первые зарубежные сети вышли на наш рынок еще в самом начале девяностых. Но удержались на нем немногие. Для кого-то роковым стал кризис 1998 года. В это время свернула свою франчайзинговую программу известная закусочная «Данкин Донатс». Другие ушли, не сумев выстроить правильную маркетинговую политику. Это относится, в частности, к сети британских магазинов одежды Next и British Hause, для которых бизнес в Москве оказался неудачным.


Первопроходец, как «Баскин Робинс», продолжает успешно работать и поныне. И каждый год российский бизнес узнает новые зарубежные марки, предлагающие свою продукцию по франчайзингу.
Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам. В первом случае головная компания находится за границей, а в нашей стране работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. А интересы Subway в России представляет наш соотечественник Геннадий Кочетков, который в статусе вице-президента компании по развитию координирует работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Сабвэй» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти. Торговое оборудование российские франчайзи Subway так же получают из Америки.
Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть перечисляет за границу. Такую схему выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак». Франчайзинг позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей - франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и т. п., принадлежащие франчайзору. Сначала на российском рынке появились франчайзи, которые стали работать под вывесками иностранных компаний. Это «Пицца Хат» (Pizza Hut), «Кодак» (Kodak), «Баскин-Роббинс» (Buskin Robbins), «Бенеттон» (Benetton) и многие другие. Отечественные предприниматели пришли к выводу, что франчайзинг удобен для развития собственного бизнеса. При таком виде взаимоотношений франчайзору не нужно открывать филиалы, а значит, расходовать значительные суммы и расширять штат сотрудников. Франчайзи же может начать свою деятельность, используя торговую марку уже известной на рынке компании, тем самым снизив затраты по выходу на рынок.

СЛАЙД 7. Что дает российскому рынку внедрение франчайзинга?

Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.

Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.

Элементы, присущие франчайзингу, позволят:

* повысить общую культуру предпринимательских отношений;

* усилить правовую защищенность малого предпринимательства;

* создать новые рабочие места;

* инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;

* повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

* построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

* привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.


СЛАЙД 8. Преимущества франчайзинга

Основным преимуществом, которое приобретают франчайзоры (правообладатели) при вступлении во франшизную систему, является возможность создания единой сети предприятий с относительно низкими издержками по сравнению с расширением собственной производственно-сбытовой сети, т.е. франчайзинг дает возможность франчайзору (правообладателю) сократить инвестиционный и снизить финансовые риски.


Определенный экономический выигрыш приобретают и потенциальные франчайзи (малые предприятия) — это возможность на более выгодных условиях открыть собственное дело: франчайзи получает возможность снизить первоначальные издержки, использовать маркетинг франчайзора и услуги его рекламной службы, получать от него постоянную поддержку.
Наряду с преимуществами, которые получают оба субъекта франчайзинга, данная форма ведения бизнеса имеет и недостатки, которые возникают в процессе взаимодействия сторон. Франчайзор и франчайзи, заключив договор, становятся элементами единой франчайзинговой системы, т.е. оказываются зависимыми друг от друга.
Любая индивидуальная франшизная система имеет свои достоинства и недостатки и требует проведения анализа в конкретной сложившейся ситуации. Несмотря на недолгий срок применения франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг, существуют уже как позитивные, так и негативные примеры развития бизнеса посредством франчайзинга.

1 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2004. — С. 575.

2 Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002)