Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов в годичном цикле тренировки 13. 00. 04 Теория и методик - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Силовая подготовка в комплексе средств и методов тренировки студентов... 1 397.35kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего... 1 227.41kb.
Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на... 2 507.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 2 1339.43kb.
Оптимизация тренировочного процесса спортсменов с использованием... 4 1536.7kb.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и... 2 454.61kb.
Теория и организация адаптивной физической культуры 11 5794.26kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 417.38kb.
Обучение письменному переводу технической документации студентов... 1 366.86kb.
Сведения о повышении квалификации 1 40.7kb.
Президиум мфк 1 13.52kb.
Учебном году в течение сентября 2011-февраля 2012г в школе работало... 1 24.8kb.
- 4 1234.94kb.
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов в годичном - страница №2/3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении работы раскрываются проблема и актуальность диссертационного исследования, формулируется гипотеза, объект, предмет, цель и задачи дис­сертации, описываются методологические и теоретические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значи­мость ра­боты, ос­новные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки и проблематика исследования» проведен теоретико-методологический анализ результатов исследований соревновательной и тренировочной деятельности высококвалифицированных биатлонистов, системы их подготовки, а также требований, предъявляемых к физической подготовленности спортсменов. При этом учитывался категориальный принцип соподчиненности рассматриваемых явлений: соревновательная деятельность – первопричина, тренировочная деятельность – производное от соревновательной.

Проведенные теоретические изыскания показали, что теоретические и методологические основы биатлона формировались преимущественно в процессе развития зимних видов многоборья и отдельных дисциплин биатлона с направленностью прежде всего на построение моделей соревновательной деятельности, обобщение техники и тактики лыжной гонки и стрельбы, совершенствованию отдельных сторон подготовленности спортсменов и специальной подготовленности в целом.

Вследствие этого, накопленные на сегодняшний день научно-прикладные знания о системе подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, о физической подготовке, носят фрагментарный, неупорядоченный и противоречивый характер, не определены ее особенности и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретико-методологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические, педагогические и другие аспекты рассматриваемой проблемы (В.Г.Афанасьев, 2004; В.Н.Бухтияров, 1996; И.И.Гибадуллин, 2006; Л.Н.Корчевой, 1999; Т.И.Раменская, 2004; Ю.А.Тушков, 1989 и др.).

Основными причинами вышеуказанного являются отсутствие общей теоретической концепции использования средств и методов физической подготовки в различные периоды, этапы спортивной тренировки биатлонистов, а также недостаточная разработанность методических аспектов проблемы. В силу этого, до сих пор не создано целостное представление о системе физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса, направленной на достижение запланированного спортивного результата.

Системный подход к рассмотрению физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов позволил нам представить ее как систему, выявить составляющие ее компоненты, дать характеристику сторон и свойств, параметров и особенностей этих компонентов, установить способы их связи.

Именно с этих позиций в диссертации анализируются целевые установки, задачи, средства и методы их использования, тренировочные нагрузки, структура отдельного занятия, микроцикла и мезоцикла, а также содержание контроля за уровнем тренированности биатлонистов.

В качестве решения задачи повышения эффективности физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса представляется, что система знаний, охватывающая основные проблемные вопросы физической подготовки рассматриваемого контингента, может быть теоретически осмыслена в рамках концепции целевой физической подготовки, имеющей свой предмет исследования, задачи, структуру и содержание.

При разработке концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, мы исходили из требований принципиально нового подхода при ее организации. Если до последних лет совершенствование процесса физической подготовки осуществлялось в направлении отдельных ее сторон (планирование, подбор средств, методов, видов тренировок и т.д.), то в условиях изменения содержания соревновательной деятельности и повышения требований к уровню подготовленности биатлонистов, мы видим необходимость совершенствования их физической подготовки как системы, оптимизации всех ее педагогических компонентов с учетом специфики ее периода и объективных закономерностей повышения уровня тренированности биатлонистов и формирования у них адаптационного комплекса к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности; моделирование параметров специальной физической подготовленности, состава средств и методов тренировочного процесса как исходной предпосылки построения и управления процессом целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов.

Особенность разработки концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов на современном этапе заключается в том, что ее методологическими ориентирами выступают:

а) новое содержание соревновательной деятельности биатлонистов и особые условия, в которых она протекает;

б) качественные и количественные изменения в системе соревнований и повышение требований к физической подготовленности биатлонистов;

в) современные тенденции совершенствования технологий спортивной тренировки, анализ функционирования системы физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и основные причины ее отставания в своем развитии от качественных изменений в биатлоне.

Анализ научно-методической литературы показал, что эффективность организации физической подготовки в различные периоды спортивной тренировки биатлонистов может быть достигнута на базе «целевого» построения тренировочного процесса. Суть его заключается в сосредоточении усилий в достижении промежуточных запланированных результатов (цели) путем рационального распределения времени, отводимого на физическую подготовку, между ее временными структурами (периодами, этапами, циклами и т.п.) и учета конкретных условий соревновательной деятельности, устанавливающих внешние ограничения, а также в определении такого объема и интенсивности физических нагрузок и такого сочетания различных средств и методов в отдельном занятии, микроцикле и периоде, при котором критерий оптимальности достигает максимума.

При этом все средства должны быть тесно связаны между собой в такой последовательности, чтобы в каждом периоде спортивной тренировки обеспечивалось качественное новое приращение результатов тренировки и создавалась необходимая база для последующего периода. С этих позиций функционирование целевой физической подготовки в отдельном периоде, этапе спортивной тренировки следует рассматривать не как частный тренировочный процесс и не как простое суммарное воздействие, а как одну из подсистем целостного тренировочного процесса, интегративное взаимодействие части с целым, что и должно сформировать высокий уровень надежности биатлониста в обычном и экстремальном (соревновательном) режимах деятельности.

Во второй главе «Методы и организация исследования» представлены методы исследования, позволяющие адекватно решать поставленные в диссертационной работе задачи и оценить эффективность разработанной системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, а также организация и общий план проведенного исследования.

В третьей главе «Исследование педагогических факторов, влияющих на организацию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов», представлены материалы, раскрывающие особенности педагогических факторов, влияющих на организацию целевой физической подготовки рассматриваемого контингента. Так, с целью выявления структуры годичного цикла подготовки высококвалифицированных биатлонистов анализировались и систематизировались количественные характеристики комплексных целевых программ, планов подготовки сборных команд России по биатлону к ЧМ, ЗОИ, Универсиадам в период с 1970 по 2006 гг., обобщались различные сведения о построении годичного тренировочного цикла, отраженные в литературных источниках и индивидуальных планах подготовки членов сборных национальных команд. Полученные обобщенные данные представлены в табл. 1.

Анализ таблицы показывает, что годичный цикл подготовки высококвалифицированных биатлонистов за последние 30 лет строится, в основном, как 1-цикловый. Исключение составляют 80-е годы, где использовали 2х-цикловую структуру, что отражало общие тенденции развития (в то время) большинства видов спорта.

Таблица 1


Параметры соревновательной и тренировочной деятельности

высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки

(1970-до н.в.)

Исследуемые показатели

Продолжительность периодов,

месяцы


Промежуточные тренировочные циклы соревновательного периода

годы

кол-во

соревнований,

стартов


кол-во макро-циклов

подготовительные

соревновательные

переходные

70-е

4-5

8-10


1

6,5

3

2,5

2 по 2 недели

80-е

9-12

35-40


2

3+1

4+2

2

-

90-

до н.в.


15-18

42-54


3

6+2*

6

6+2*



3

6

4



3

-

-



1 – неделя

2 по 2 недели

2 по 2 недели


* - предсоревновательной этап подготовительного периода

Непрерывное расширение календаря соревнований, связанное с рядом ведущих факторов, таких, как коммерциализация спорта и увеличение коммерческих стартов, стремление интенсифицировать подготовку спортсменов путем увеличения числа соревнований, использование соревнований как метода тренировки, накладывает отпечаток на структуру годичного соревновательно-тренировочного цикла, на соотношение времени, отводимого на соревновательную и тренировочную деятельность, а также на различные стороны, дающие представления об уровне подготовленности высококвалифицированных биатлонистов. При этом четко сохраняется одно цикловая структура годичного соревновательно-тренировочного процесса, разработанная и апробированная еще в 60-е годы. Отличие же в индивидуальной подготовке заключается в продолжительности отдельных ее этапов, периодов, количестве основных и подготовительных соревнований, стартов, их напряженности и т.п. Это согласуется со взглядами большинства авторов, отмечающих, что для сезонных видов спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный и горнолыжный спорт и др.) характерно построение спортивной тренировки на основе годичных макроциклов (Алексашин с соавт., 2005; А.Г.Баталов с соавт., 2002; С.М.Вайцеховский, 1998; Ю.В.Верхошанский, 1998; Л.П.Матвеев, 2005 и др.).

Проведенный анализ показал, что временные характеристики годового макроцикла подготовки высококвалифицированных биатлонистов соответствуют, в основном, вышеизложенным современным подходам к построению тренировочного процесса. При этом, в связи с участием спортсменов в соревнованиях по летнему биатлону, переходный период, как правило, не планируется.

Для оптимального управления тренировочным процессом биатлонистов требовалось четкое установление структуры специальной физической подготовленности, а также параметров ее модельных характеристик, избранных в качестве ориентира на том или ином этапе подготовки спортсмена.

Для решения данной задачи по результатам комплексного тестирования в конце подготовительного и соревновательного периодов тренировки была рассмотрена структура специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов.

В результате проведенного исследования выявлено, что в подготовительном периоде основными факторами, обеспечивающими формирование физической готовности формирование физической готовности спортсменов, являются «функциональная готовность», «специальная выносливость» и «специальная силовая и техническая подготовленность». В конце соревновательного периода основными факторами, обеспечивающими физическую готовность биатлониста к достижению высоких спортивных результатов являются «специальная выносливость», «скоростно-силовая подготовленность» и «силовая подготовленность» (табл. 2).

Полученные результаты показали, что одновременно по мере роста тренированности, происходит своеобразная переоценка значимости факторов. Одни из них приобретают более важное значение, другие становятся менее существенными. В качестве одной из тенденций для высококвалифицированных биатлонистов выявлено уменьшение роли силы мышц и возрастание роли скоростно-силовой подготовленности и, в частности, способности к проявлению взрывного усилия.

Таблица 2

Факторная структура физической подготовленности высококвалифицированных

биатлонистов (в конце соревновательного периода)




пп*


Показатели

Факторные веса

I

II

III

IV

V

VI

4

Абсолютная статическая сила

264

304

438

100

199

044

7

МПК на кг веса

301

118

112

394

261

046

8

Максимальный кислородный долг

226

151

077

377

125

098

9

Физическая работоспособность

200

058

081

382

360

156

10

Коэффициент использования кислорода

253

141

166

367

244

101

11

Содержание молочной кислоты в крови

220

149

093

369

181

031

13

Критическая скорость бега

434

373

078

317

192

042

14

Скорость ПАНО

149

033

067

465

179

045

15

ЧСС ПАНО

118

087

109

417

139

036

16

Пульсовая стоимость работы

284

055

039

120

296

401

18

Константа восстановления организма

147

030

083

128

501

239

19

Максимальная легочная вентиляция

201

146

116

363

307

048

21

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

138

143

384

073

160

041

22

Поднимание и опускание прямых ног из

виса согнувшись на перекладине



159

201

369

174

109

039

25

Кросс 5000 м

378

123

156

291

044

096

26

Имитация конькового хода с одновременной

работой рук в подъем 7-9о - 2х600 м



586

215

415

223

146

068

28

Бег на лыжах в подъем 7-9о -2х600 м

670

392

144

165

107

057

30

Бег со скоростью 80% от максимальной

542

363

277

133

088

141

31

Бег на лыжах со скоростью 80% от

максимальной



579

307

266

419

011

086

33

Смешанное прохождение стандартной

трассы – 1500 м



512

338

222

148

204

074

34

Бег на лыжах по стандартной трассе – 1500 м

534

402

134

077

113

062

35

Время прохождения на л/роллерах,

отталкиваясь одними руками – 1000 м



204

444

272

227

124

079

36

Бег на лыжах, отталкиваясь одними

руками – 1000 м



264

456

314

206

103

054

37

Время прохождения на л/роллерах

стандартной трассы – 9 км



681

315

158

123

140

036

38

Бег на лыжах по стандартной трассе – 9 км

709

352

298

116

244

058

39

Сила отталкивания рукой

216

306

574

113

217

038

42

Сила разгибателей верхнего плечевого пояса

213

245

513

111

123

088

43

Сила разгибателей нижних конечностей

248

300

499

104

198

047

44

Общая сила мышц сгибателей

215

223

487

146

315

066

46

Абсолютная величина взрывной силы рук

454

682

254

126

151

032

47

Максимальная взрывная сила ног

306

630

216

128

206

033

49

Скоростно-силовой индекс взрывной силы ног

290

590

196

083

187

014

50

Мощность работы рук

247

484

301

017

178

021

53

Длина шага

143

392

286

105

363

476

54

Частота шагов

194

212

127

348

391

488

56

Кучность стрельбы

020

108

155

075

286

379

58

Коэффициент технической готовности

к стрельбе



114

244

213

102

552

347

59

Спортивно-технический результат (20 км)

285

260

204

183

683

309

60

Чистое время гонки без стрельбы

279

390

131

142

340

049

61

Среднедистанционная скорость

300

341

009

305

276

401

62

Всего штрафного времени за неточную стрельбу

108

200

133

099

404

271

63

Общее время пребывания на огневых рубежах

077

098

105

076

461

282




Вклад фактора в общую дисперсию выборки, %

23,8

20,1

18,7

12,1

9,2

6,5

В работе представлена характеристика выделенных структурных компонентов (факторов) специальной физической подготовленности биатлонистов.

Эффективность влияния вышерассмотренных факторов на успешность соревновательной деятельности спортсмена зависит также от функционального состояния систем энергоснабжения мышечной деятельности. Структура показателей функционального состояния организма биатлонистов зависит от действия трех основных компонентов, вклад которых в общую дисперсию выборки составил 70,6%: экономичность и мощность функциональных систем, соответственно: 31,1% и 30,9%, а также эффективность реализации потенциальных возможностей – 8,6%.

На основе результатов проведенных исследований были разработаны модельные характеристики физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов (табл.3). За уровень отдельных наиболее информативных показателей физической подготовленности и ведущих систем организма, обеспечивающих высокие спортивные достижения был принят средний результат в группе «лучших» спортсменов в соревновательном периоде плюс-минус 0,5 сигмы.

Анализ динамики развивающихся сдвигов в исследуемых компонентах физической подготовленности спортсменов указывает на однонаправленные изменения большинства из них. Однако эти изменения происходят не одновременно, а гетерохронно. Наибольшей лабильностью характеризуются изменения показателей функционального состояния, а затем – скоростно-силовой подготовленности. В меньшей степени подвержены изменениям показатели силовой и технической подготовленности.

Проведенный факторный анализ взаимосвязи СТР с использованием средств циклической нагрузки показал изменение их значимости по мере изменения тренированности биатлонистов. Так, например, в подготовительном периоде основным фактором повышения эффективности соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов является общий объем циклической нагрузки (27,3% общей дисперсии выборки), затем – интенсивность общей и специальной циклической нагрузки (19,9%) и фактор интенсивности специальных нагрузок (19,0%). В соревновательном периоде основной фактор – фактор интенсивности специальных нагрузок (34,4%), затем - фактор общего объема циклической нагрузки (27,0%) и интенсивности общей циклической нагрузки (18,3%). Фактор общей физической подготовки во всех периодах играет вспомогательную роль.

Таблица 3

Модельные характеристики физической подготовленности

высококвалифицированных биатлонистов

Показатели

Уровень

Показатели

Уровень

Абсолютная статическая сила, кг

190-200

Бег на лыжах по стандартной трассе – 1500 м, с

194-190

Кросс 5000 м, с

1050-970

Время прохождения на л/роллерах, отталкиваясь

одними руками, 1000 м, с



240-200

МПК на кг веса, мл/мин/кг

75,5-78,5

Бег на лыжах, отталкиваясь одними руками – 1000 м, с

166-158

Физическая работоспособность, кгм/кг

210-220

Мощность работы рук, кгм/с

17,5-18,0

Коэффициент использования кислорода, %

3,70-3,80

Абсолютная величина

взрывной силы рук, кгм



38,0-42,0

Пульсовая стоимость

работы, уд/мин



0,544-0,534

Сила разгибателей верхнего плечевого пояса, кг/вес

5,8-6,2

Содержание молочной

кислоты в крови, мм/л



10,0-10,5

Сила разгибателей нижних конечностей, кг/вес

6,8-7,4

Скорость ПАНО, м/с

4,6-5,0

Общая сила мышц сгибателей, кг/вес

5,0-5,4

Константа скорости восстановления организма, усл.ед.

8,0-9,0

Максимальная взрывная сила ног, кг

148-152

Имитация конькового хода с одновременной работой рук

В подъем 7-9 о- 2х600 м, с



84,0-80,0

Скоростно-силовой индекс взрывной силы ног, кг/с

500-550

Бег на лыжах в подъем

7-9о - 2х600 м, с



15,2-140

Длина шага, см

300-360

Бег со скоростью 80% от максимальной, с

840-880

Частота шагов л/с

1,2-0,8

Бег на лыжах со скоростью 80% от максимальной, с

730-770

Время прохождения на л/роллерах стандартной

трассы – 9 км, с



1270-1250

Смешанное прохождение на л/роллерах стандартной трассы – 1500 м, с

250-230

Бег на лыжах по стандартной трассе – 9 км, с

1530-1510

В четвертой главе «Обоснование основных педагогических компонентов системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов» на основе анализа научно-методической литературы выделены следующие основные установки для разработки модели целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и технологии ее реализации в годичном цикле тренировки.

1. Успешное решение целевых задач физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов возможно путем создания в подготовительном периоде «базовой» физической готовности к выполнению предстоящих соревновательных нагрузок; в соревновательном периоде – поддержание достигнутого уровня физической подготовленности, который обеспечит стабилизацию спортивной работоспособности.

Критерием эффективности решения целевых задач в подготовительном периоде будет являться достижение модельных характеристик физической подготовленности биатлонистов; в соревновательном – обеспечение выхода на модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонистов.

2. Педагогическое обеспечение реализации модели целевой физической подготовки заключается в оптимальной организации тренировочного процесса по этапам и периодам подготовки. Отсюда, для достижения поставленной цели, предусматривается поэтапное решение конкретных задач. Критерием оптимальности (эффективности) процесса целевой физической подготовки выступает требование соревновательной деятельности биатлонистов к повышению и подержанию тех сторон физической подготовленности и функциональных возможностей организма спортсмена, которые в наибольшей степени обеспечивают их общую и специфическую работоспособность для данных условий при рациональном использовании времени.

3. Целевой подход (принцип) к организации физической подготовки предусматривает прежде всего постановку конкретных целевых задач на том или ином временном отрезке тренировки. Отсюда основной формой ее построения должны являться мезоциклы (от 3-х до 8 недель), выделяемые в рамках отдельного периода подготовки с учетом календаря соревнований и закономерностей адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе.

4. Исходя из функции целевой физической подготовки подбор средств и методов тренировочного воздействия необходимо осуществлять в аспекте их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которым строится подготовка в годичном макроцикле.

В связи с этим предусматривается широкое использование такого метода, как моделирование целевой соревновательной деятельности во время тренировок и контрольных соревнований. Многократное моделирование их с усложнением условий и напряженности, превышающих соревновательные. Увеличение количества тренировок, выполняемых переменным и повторным методами с широким использованием эстафет, гонок масстарта, которые бы превышали запрос соревновательной деятельности и в дальнейшем обеспечили высокую надежность в соревнованиях.

При составлении индивидуальных программ подготовки спортсменов целесообразно использовать следующие подходы: усиленное развитие ведущих качеств, подтягивание до оптимального уровня отстающих, а занимающих промежуточное положение – совершенствование в поддерживающем режиме.

5. Технология построения системы целевой физической подготовки зависит от прогнозируемой величины спортивно-технического результата, который служит целостным ориентиром для обоснования и проектирования (моделирования) внешних и внутренних параметров тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Экспериментальное обоснование составляющих компонентов системы целевой физической подготовки биатлонистов в годичном цикле тренировки, а также уточнение организационных и методических ее особенностей, позволило определить ее содержание, оптимальные нагрузки, рациональное соотношение средств, направленных на совершенствование силовой и скоростной подготовки, а также эффективные методы тренировки, исходя из конкретных задач, решаемых на каждом этапе и периоде макроцикла.

Важной частью данного этапа исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности трехэтапной (трехблочной) организации силовой и скоростной подготовки биатлонистов и рациональное соотношение средств, направленных на их совершенствование.

Первый «блок» содержит главным образом работу, направленную на преимущественное развитие силовой выносливости (70% - силовая, 30% - скоростная выносливость). Рост данного качества способствует значительному повышению функциональных возможностей спортсмена как основы дальнейшего совершенствования его подготовленности. Содержание второго «блока» составляют равные объемы средств (50:50), направленных на совершенствование как силового, так и скоростного компонентов специальной выносливости. Это способствует стабилизации навыка ведения оптимально быстрой и точной стрельбы, а также совершенствованию гоночной подготовленности биатлонистов в условиях, близким соревнованиям. Третий «блок» (70%:30%) – преимущественная направленность работы на развитие локальной силовой выносливости. Такая организация нагрузки обеспечивает как повышение уровня специальной работоспособности, так и устойчивое сохранение его в соревновательном периоде, вплоть до ответственных соревнований.

Результаты исследования показали эффективность в развитии ЛМВ такого способа затруднения условий выполнений упражнений как имитация конькового хода с одновременной работой рук в подъем 10-12о – 4 х 300 м со скоростью 50-60% от максимальной; бега в гору со скоростью 55-60% от максимальной; упражнений с грузом 50-60% от максимального. Имитация конькового хода с одновременной работой рук в подъем 7-9о – 4х500 м со скоростью 70-80 % от максимальной также эффективная, но приводит к снижению экономичности бега и ухудшению результатов скоростно-силовой подготовленности (рис. 1).

Результаты эксперимента подтверждают также, что интервальный метод развития ЛМВ с использованием отягощения и затруднения условий выполнения упражнений, являясь частью системы специальной физической подготовки, должен занимать в ней определенное место. Но ему должна предшествовать специализированная работа с преимущественной направленностью на развитие силового, взрывного и скоростного компонентов специальной выносливости.

Кроме того, доказана возможность широкого применения изокинетических и изотонических упражнений для развития локальной силовой выносливости. При этом интенсивности их выполнения должна повторять нагрузки, планируемые при применении основных тренировочных средств.

В работе также обоснована:



  • возможность постепенного увеличения со 2-го этапа подготовительного периода до конца главных соревнований сезона объема работы с применением упражнений модельно-целевого типа на уровне в среднем – 10-12% от общего объема работы;

  • применение специальных упражнений избирательно-направленного воздействия на локальное и региональное развитие силовой выносливости мышц рук и туловища к концу соревновательного периода тренировки увеличивает уровень статической силовой выносливости на 6-9%; уровень максимальной силы данных групп мышц снижается на 3-6% и дает меньший процент снижения силовой выносливости в процессе гонки на 10 км и 20 км;

  • при дозировании тренировочной нагрузки для развития силовой выносливости у биатлонистов необходимо исходить из тех конкретных величин, с которыми они встречаются во время прохождения наиболее типичных соревновательных трасс.

В процессе теоретического и экспериментального обоснования составляющих компонентов целевой физической подготовки разработана система комплексного контроля и оценки уровня развития, как отдельных сторон специальной физической подготовленности, так и в целом физической готовности биатлонистов. Предлагаемая система оценки и контроля позволяет получить оперативную и объективную информацию об уровне тренированности спортсмена на том или ином этапе подготовки и в большей мере индивидуализировать тренировочный процесс.

В пятой главе «Оценка эффективности технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки» представлены принципиальная модель целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки, модель динамики специальной физической подготовленности спортсменов, экспериментальная программа целевой физической подготовки сборной молодежной команды России по биатлону и к Универсиаде – 2007 и результаты оценки ее эффективности.

Стратегическая линия построения процесса физической подготовки выражается в постепенном повышении дистанционной скорости в годичном цикле тренировки таким образом, чтобы ее высший уро­вень был достигнут к моменту ответственных соревнований. Темп функционального совершенствования организма опережает темп повышения дистан­ционной скорости, что позволяет избежать нежелательного перенапряжения организма и планомерно готовить его к скоростному режиму работы. Причем основным фактором (и резервом, используемым в первую очередь) повыше­ния дистанционной скорости является мощность усилий, развиваемых в ра­бочих фазах цикла, но не частота движений.

Основной объем специфической дистанционной работы в подготовительном периоде выполняется на уровне анаэробного порога. По мере его повышения соответственно повышается и дистанционная скорость. К предсо­ревновательному этапу организм должен быть подготовлен к выполнению дистанционной работы на максимальной скорости и эффективному использованию метода тренировки, моделирующего условия соревновательной дея­тельности.

Одновременно с совершенствованием аэробных возможностей развивалась локальная мышечная выносливость, что готовит организм к интенсивной скоростной работе с преимущественным использованием аэробного пути ее энергообеспечения. На базе развития локальной мышечной выносливости создастся возможность постепенного выхода на предельный скоростной ре­жим с развитием специальной выносливости.

Методическая концепция целевой физической подготовки высо­коквалифицированных биатлонистов, заключалась в том, что целевая физическая подготовка должна, во-первых, обеспечить постепенное повышение тренирующего воздействия (ТВ) на ор­гaнизм за счет введения в тренировочный процесс средств (нагрузок) с более высоким тренирующим потенциалом и, во-вторых, обеспечить планомерную подготовку организма к выполнению соревновательного упражнения на пре­дельной мощности усилий. Целевой физической подготовке предшествует мезоцикл «втягиваю­щей» работы, подготавливающей организм к объемной специализированной нагрузке, а завершает ее этап предсоревновательной подготовки, являющийся связующим звеном между подготовительным и соревновательным периодами.

На рис. 2 представлена принципиальная модель системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки, разработанная на основе взглядов Ю.В.Верхошанского (1985) и с учетом специфики рассматриваемой тренировочной и соревновательной деятельности.

1

2

3

ТВ

Ан


См

Аэ
Ал














Подготовительный период

1 этап 2 этап


Соревновательный период

1 этап 2 этап

Рис. 2. Принципиальная модель системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки

ТВ – тренирующее воздействие; Ан – анаэробная нагрузка; Аэ – аэробная нагрузка; См – смешенная нагрузка, Ал – алактатная нагрузка
Особенности данной модели:

а) построение тренировочного процесса на основе модельных характеристик соревновательной деятельности биатлонистов и подготовленности спортсменов;

б) планирование сдвигов подготовленности биатлонистов в зависимости от прогнозируемой величины СТР;

в) конкретизация цели, задач целевой физической подготовки по мезоциклам, этапам и периодам тренировки;

г) трехэтапная организация силовой и скоростной подготовки. На фоне традиционного распределения нагрузок аэробной (Аэ), смешанной (См) и анаэробной (Ан) направленности в подготовку включены три «блока» специальной силовой и скоростной подготовки (характеристику «блоков» см. выше);

д) повышение объема интенсивности нагрузок на 12% в ООЦН и на 2,5% в стрелковой подготовке, а также значительное увеличение времени на силовую подготовку на 12,6%;

е) постепенное повышение тренировочной нагрузки в подготовительном периоде (за месяц – 8-16%), а в соревновательном – отсутствие резкого спада объема нагрузок и доля нагрузки, выполняемая в зоне анаэробного энергосбережения, не повышается;

ж) рациональное соотношение объема нагрузок с применением моделирующих и смешанных упражнений и динамики их планирования;

з) применение интервального метода развития локальной мышечной выносливости с использованием различных способов затруднения выполнения упражнения;

и) широкое использование изокинетических и изотонических упражнений для повышения уровня развития силовой выносливости биатлонистов, а также метода моделированного ее развития;

к) включение в тренировочный процесс системы комплексного контроля – информации об уровне подготовленности спортсмена и, при необходимости, коррекция в дальнейшем плане подготовки.

Исходя из прогнозируемых спортивных результатов, а также анализа динамики специальной физической подготовленности биатлонистов в предыдущем сезоне, разработана модель динамики специальной физической подготовленности спортсменов, предусматривающая планомерный «выход» на уровень физической готовности, обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов в предстоящих главных соревнованиях сезона (рис. 3).

Представленная модель включает комплексные показатели (оценки) специальной выносливости (СпВ), скоростно-силовой (ССП) и силовой (СП) подготовленности, а также комплексной специальной физической подготовленности (КО), оцениваемые по результатам контрольных упражнений (тестов).

СпВ – специальная выносливость; СП – силовая подготовленность;

СПП – скоростно-силовая подготовленность


Разработанная модель организации целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки, реализованная в тренировочной программе, подвергалась экспериментальным исследованиям.

Педагогический эксперимент проводился в период подготовки сборной молодежной команды по биатлону к Универсиаде-2007 (апрель 2006 г. – февраль 2007 г.).

Рабочим документом, отражающим основные положения модели, была целевая программа подготовки к Универсиаде-2007. В основу ее разработки положена вышерассмотренная принципиальная модель и особенности целевой соревновательной деятельности (календарь главных соревнований сезона, прогнозируемая величина спортивно-технического результата, рельеф трасс предстоящих соревнований и т.д.) биатлонистов. Кроме вышеперечисленных особенностей модели организации целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки, система соревнований также была спланирована по целевому способу построения соревновательного цикла. Он характеризуется закономерным чередованием «острых», по возможности приближенных к целевой деятельности, нагрузок и нагрузок контрольно-подготовительных; неуклонным и постоянным увеличением концентрации целевой деятельности в расчетное время главных соревнований; локально-избирательной структурой системы соревнований, состоящей из четырех серий стартов с увеличением интервалов времени, без участия в ответственных соревнованиях перед главными стартами сезона.

Для оценки эффективности опытной целевой программы были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 8 человек в каждой. В КГ вошли кандидаты в сборную команду России по биатлону (из состава молодежной сборной России), которые готовились в ее составе и в те же сроки по Программе подготовки к чемпионату мира-2007 (апрель 2006 г.- январь-февраль 2007 г.). ЭГ – представители сборной молодежной команды России, которые готовились по целевой программе к Универсиаде-2007.

Оценка эффективности реализации тренировочных программ каждой группы осуществлялась по динамике сдвигов в специальной подготовленности, контрольных стартов и по результатам участия биатлонистов в основных соревнованиях. В работе широко представлен материал по ее эффективности и показана действенность количественной информации, которая приобрела значение обратной связи как компонент управления тренировочным процессом.

Реализация первого «блока», направленного на преимущественное развитие силовой выносливости способствовало значительному повышению функциональных возможностей спортсмена как основы дальнейшего совершенствования его подготовленности. Так, например, к концу подготовительного периода в ЭГ показатели МПК на кг веса улучшились на 11,5%, физической работоспособности – на 12,9%, скорости ПАНО – на 17,1%, пульсовой стоимости на 13,6% (табл. 4).



<< предыдущая страница   следующая страница >>