Техническая реабилитация как основное требование к организации коррекционной помощи детям с особыми потребностями - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о ходе реализации проекта 1 43.72kb.
Обучение английскому языку детей с особыми образовательными потребностями 1 132.73kb.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями... 1 111.54kb.
1oписание и техническая спецификация 1 99.28kb.
Куклотерапия – педагогическая технология в помощь детям с речевыми... 1 96.72kb.
Информация о достижениях и награждениях специалистов мбуз 1 58.66kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы Теория организации Содержание... 16 2379.79kb.
Современные аспекты организации медицинской помощи населению 36 4428.99kb.
Самостоятельная работа для детей с ограниченными возможностями здоровья... 1 51.03kb.
Организация медицинской помощи детям в условиях детской поликлиники 1 177.1kb.
Программа коррекционной работы в начальной школе 2 458.16kb.
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов I тур. 1 74.05kb.
- 4 1234.94kb.
Техническая реабилитация как основное требование к организации коррекционной помощи - страница №1/1

Открытый урок по литературе в рамках городского семинара на тему: «Техническая реабилитация как основное требование к организации коррекционной помощи детям с особыми потребностями».

Класс: 9 (III вид)

Учитель: Гильфанова Г.К., учитель 1 квалификационной категории.

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист».

Цели урока:


  1. образовательные: раскрыть тему судьбы и случая в повести; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке;

  2. развивающие: умение давать оценку самостоятельно прочитанному произведению,; развитие аналитических и коммуникативных способностей учащихся (умение вести беседу на заданную тему, работать с текстом, анализировать эпизод и т.д.); совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа;

  3. воспитательные: воспитание культуры речи, культуры чувств;

  4. коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, расширение круга представлений об окружающем мире, развитие эмоциональной сферы (музыка, прослушивание текста в исполнении актеров и т.д.).

Материально-техническое оснащение урока:

1) Музыка «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Б.Пастернак - Б.Власов.

2) Читающее устройство.

3) Аудиозапись. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Аудиоспектакль в инсценировке А.Баталова.

4)Учебник литературы. 9 класс (по Брайлю).

5) Памятки: анализ эпизода (по Брайлю).

6) Прибор, грифель.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Методы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, метод создания успеха.

Ход урока.

Эпиграф к уроку. «Зачем я жил? Для какой цели родился?»

1.Организация учащихся к уроку. Физкультминутка. Звучит музыка « Во всем мне хочется дойти до самой сути».

2.Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

-Мы часто слышим такие слова «судьба», «случай». Как вы понимаете эти слова?

-Слышали ли вы когда-нибудь слово фатум?

-А теперь давайте обратимся к словарю.

Словарная работа (Читающее устройство):

Предопределение - заранее определить, обусловить; рок, судьба; в религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.

Предписание- распоряжение, приказ.

Рок- несчастная судьба.

Фатализм- вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фаталист- человек, склонный к фатализму.

-Являются ли они синонимами? Как вы к ним относитесь?

3. Сообщение темы и цели урока. Работа над изучением нового материала.

-А теперь посмотрим, как в романе М.Ю.Лермонтова раскрывается тема судьбы и случая, постараемся понять причины трагедии Печорина и выявить авторское отношение к герою в целом.

Тема судьбы и случая, проходя через весь роман «Герой нашего времени», становится центральной в повести «Фаталист». Само заглавие содержит философскую проблему. События, изложенные в «Фаталисте», заносятся тогда же, когда и рассказ о дуэли с Грушницким. Кажется, что Печорина во время пребывания в крепости N волнует какой-то вопрос, в попытке прояснить который и появляются записи о дуэли и происшествии с Вуличем. Это один и тот же вопрос, поэтому события «Фаталиста» нужно соотносить именно с дуэлью. Что же это за вопрос? ( Это возможность борьбы со случаем).

1) Беседа с учащимися.

-Почему Печорин идет на дуэль с Грушницким? (Монологическая речь учащихся: с самого начала Печорин хочет убедить нас, что Грушницкий стоит неизмеримо ниже его, он не упускает возможности кольнуть Грушницкого и буквально насильно нас заставляет поверить в это. Все происходящее выглядит именно так, как он, Печорин, описывает. Однако все выглядит таким только в дневнике, где Печорин - хозяин. Реальная жизнь, очевидно, отличается от желаемого, и потому проникает в записи Печорина тревога. Только что он убеждал нас в ничтожности Грушницкого, смотрел сверху вниз, как вдруг роняет фразу: « я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Тревога Печорина имеет под собой еще одно основание. Печорин в действительности умен, наблюдателен, хладнокровен, смел, решителен. Он привык добиваться всего, чего хочет. Однако Печорина не может не тревожить вопрос о границах его возможностей, его власти. Всегда ли он может «быть на коне», держать ситуацию под контролем? Дуэль с Грушницким становится для Печорина не только борьбой с человеком, который посмел захотеть стать на один уровень с Печориным, но и возможностью выяснить свои взаимоотношения с таким случаем, не желающим подчиняться воле и рассудку человека. Он уверен, что судьба, случай и всякие прочие надличностные силы, на самом деле кажутся сильными лишь потому, что не появлялся еще человек таких способностей, такой твердости, такой воли.

-Итак, мы можем сказать, что именно отсюда тянется ниточка к «Фаталисту». Слово случай приобретает особую значимость. Фактически с таким же случаем, с его властью сталкивается в «Фаталисте».

2) Физкультминутка для снятия усталости.

3) Прослушивание самого яркого эпизода в повести - пари героев. (Аудиозапись)

(Элементы анализа эпизода. Обратить внимание на содержательную функцию эпизода (характерологическая, психологическая, оценочная), как раскрывается характер героев? ( через портрет, поступки, жесты, речевая характеристика)).

-Кому из героев относится название новеллы? (Новелла- рассказ с необыденным, строгим сюжетом, с ясной композицией).

-Чем отличается эта новелла от других повестей? ( Одним из предположений является то, что Вулич - двойник Печорина. Именно это предположение о двойнике дает объяснение главному отличию сюжетного построения «Фаталиста» от всех других частей романа, где центральным героем новеллы становится не Печорин, а другой персонаж. Да еще, в новелле идет речь о предметах более общих, чем человеческие чувства, взаимоотношения. Поэтому эта часть имеет философский характер. Возникает спор: что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение? Все персонажи делятся на верящих в судьбу и противящих ей.

-Убедил ли этот случай (пари) Печорина в том, что человек подчинен предопределению? ( Печорин не верит , что существует высшая сила. Размышления Печорина под открытым небом нас убеждает в том, что Печорин продолжает сопротивляться этой идее).

-А чем объяснить смерть Вулича от руки пьяного казака? Случаем? Его психологическим состоянием? Что Вулич нерусской национальности? ( В смерти Вулича можно видеть возмездие судьбы за игру в жизнь, за подмену подлинной жизни игрою в нее. Печорин потрясен, что у него на глазах случай опять демонстрирует свою силу, всевластье, непредсказуемость. Случай управляет жизнью человека, случай что хочет, то и делает).

-Почему теперь уже Печорин идет на такой риск в истории с пьяным казаком? ( Печорин решает еще раз испытать себя, еще раз выйти на дуэль с судьбой. И опять побеждает. Выйдя победителем из смертельной схватки с преступником, он усомнился в существовании предопределения, ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и хитрость).

4) Вывод.

-Сделался ли Печорин фаталистом? ( Печорин привык сомневаться во всем… Проблема фатализма так и не решена до конца, и рассуждения Печорина отражают еще одну важную черту поколения- сомнение. Философские корни сомнения - в неверии. Именно отсюда- своеобразный героический эгоизм.

-Что отличает Печорина от людей его поколения? ( Волевая натура Печорина влечет его к деятельности, к борьбе. Но герой нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой вел ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречавшимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна, бесперспективна.

-К какому выводу приходит Печорин? (Чтение по учебнику статьи (стр.198-199) : «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Еще более горькое и беспощадное признание содержится в записи, сделанной перед дуэлью с Грушницким: « Зачем я жил? Для какой цели родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья…».

4. Подведение итогов.

-Чем обогатила вас повесть? ( Прочитав эту повесть, я немного повзрослел и даже стал к жизни относиться по-другому… При любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю, решительность… Проблемы, поднятые в повести и сегодня актуальны, современны…).

-Итак, мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он запомнится нам, читателям.

Список литературы.



  1. Литература. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 9 класс. Автор-составитель В.Я.Коровина. М., «Просвещение», 2007.

  2. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Авторы- И.В.Золоторева, О.Б.Беломестных. М., «Вако»,2003.

  3. Судьба и случай. С.Волков. М., Первое сентября, 2000.

  4. М.Ю.Лермонтов. Статьи С.И.Кормилова. М., МГУ, 20001.

  5. Современный урок. Часть 3:Проблемные уроки .Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.