Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей... 1 96.08kb.
Ролевая игра в обучении иностранному языку 1 38.1kb.
Сюжетно-ролевая игра по проблеме 1 77.67kb.
Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению 1 471.63kb.
«образовательная программа «фломастер» как средство развития творческого... 1 57.63kb.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Младше-средняя группа Планомерное... 1 214.16kb.
Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического... 1 61.98kb.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи малыша 1 43.89kb.
Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников Конспект сюжетно-ролевой... 1 123.44kb.
Методическая разработка по проведению урока-ролевая игра по дисциплине... 1 138.37kb.
Данной программы является развитие музыкальной культуры школьников... 1 398.5kb.
Приложение №3(е). Комитет по народному образованию Администрации... 1 51.27kb.
- 4 1234.94kb.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения - страница №1/1

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения.

1.Определение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

2. Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности

роль - средство реализации сюжета. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности, роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения.

Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

3. Условия для развития сюжетно-ролевой игры.

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

И наконец, в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету.

Для развития творческой активности детей в игре необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).

4. Виды сюжетно-ролевых игр:

- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

- Игры на темы литературных произведений, кино,: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов),) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

5. . Этапы развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых

Сюда относятся игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Второй этап: простые ролевые игры

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Третий этап: сюжетно-ролевые игры

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу.

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.

Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.

6. Сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек.

Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе – типичная ситуация. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи (в них зазорно играть мальчишкам) и мальчишечьи (мало привлекательные для девочек).

Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможности для развития всех компонентов психического пола: когнитивного, эмоционального и поведенческого: ориентация в системе гендерных требований и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребёнка» и т.д.); переживания в связи с принятием той или иной роли и удовлетворённость в связи с её реализацией: ориентация на поведение сверстников и идентификация с детьми своего пола. Подчеркнём, что группа сверстников – второй по значимость (после семьи) институт социализации ребёнка.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивость принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игр необходимо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учётом гендерных особенностей. При этом необходимо обращать внимание на:

привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Игры в семью, в дочки-матери позволяют конкретизировать представления девочки о материнской позиции о собственной будущей социальной роли. Возможность принять на себя роль матери в сюжетно-ролевой игре открывает ребенку возможность освоить новые мотивы и действия, связанные с материнской сферой.

Игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры.

Развёрнутая ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определённо предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, благородным и отважным.

Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.



Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др.