Священник О. Стеняев, о религиозной ситуации в Камчатской области Религиозные организации, действующие в Камчатской области - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Священник О. Стеняев, о религиозной ситуации в Камчатской области Религиозные организации - страница №1/1

Священник О.Стеняев,

О религиозной ситуации в Камчатской области
1. Религиозные организации, действующие

в Камчатской области
Кроме Русской Православной Церкви и мусульманских организаций (ДУМЕС) в Камчатской области действуют следующие религиозные организации:

1. Адвентисты седьмого дня. Организационно подчинены Дальневосточной конференции г.Хабаровска. Действуют в Петропавловске-Камчатском (община зарегистрирована 12 сентября 1990 г.), г.Елизово, пос.Пионерский (община зарегистрирована 6 июня 1988 г.; ул.Зеленая, 12а).

2. Церковь Евангельских христиан. Зарегистрирована 28 апреля 1992 г. в Петропавловске-Камчатском (ул.Строительная, 54).

3. Церковь Евангельских христиан-баптистов. Зарегистрирована 28 апреля 1992 г. Действует в: Петропавловске-Камчатском (ул.Мишенная, 64; областная библиотека; детская областная библиотека), селе Мильково. 30 августа 1995 года зарегистрирована община в г.Елизово.

4. Церковь Полного Евангелия. Зарегистрирована 30 ноября 1994 г. в Петропавловске-Камчатском (Торговый техникум).

5. Первая Камчатская Церковь Полного Евангелия. Зарегистрирована 26 августа 1992 г. Действует в: г.Петропавловск-Камчатский (кинотеатр “Парус”), г.Елизово, п.Полана, г.Вилючинск, г.Ключи, п.Оссоч, п.Эссо, с.Мильково, п.Оссора, с.Титиль, с.Никольское Алеутского р-на.

Корреспондентка газеты “Камчатское время” Мария Владимирова в своей статье “Здравствуй, дружок!” описала одно из собраний этой организации в кинотеатре “Парус”, на котором ей самой довелось побывать: “Стало, например, ясно, что традиционные евангельские песнопения - не просто музыкальные изыски во славу Господа. Во время них часть выводящих рулады почему-то бьется в истерике, детские лица перекашивают ужасающие гримасы, начинается массовый психоз. Такое ощущение, что конец света, о котором они любят говорить, наступает тут же, в кинозале”1.



6. Миссионерская Церковь евангельских христиан “Возрождение”. Организация зарегистрирована 24 июля 1995 г. в п.Палана.

7. Новоапостольская церковь. Организационно подчинена Дальневосточному управленческому центру Новоапостольской церкви. Зарегистрирована 26 августа 1992 г. Действует в Петропавловске-Камчатском (кинотеатр “Камчатка”). Без регистрации действует в п.Термальный Елизовского р-на и г.Елизово.

8. “Свидетели Иеговы”. 24 ноября 1993 года иеговистская община зарегистрирована в Петропавловске-Камчатском (действует в ДК ПКВИМУ). Действует также в Вилючинске и Елизово. В Камчатской области насчитывается около полутора тысяч адептов этой организации. Зал ДК ПКВИМУ, где проходят собрания иеговистов, не может вместить всех желающих. Ректор ПКВИМУ Борис Иванович Олейников, прекрасно зная, кому он сдает в аренду площади, тем не менее, идет на поводу у сектантов. Руководители “Свидетелей Иеговы” на Камчатке - Андрей Шабунин, Олег Подгорный.

А.Шабунин привлекался к суду за уклонение от воинской службы, которое он мотивировал своими религиозными взглядами. Ему было вынесено мягкое наказание с отсрочкой выполнения приговора.

Как и по всей стране эта организация характеризуется страшной навязчивостью и бесцеремонностью в методах саморекламы. На полуострове, по данным газеты “Камчатское время”, иеговисты - это и самая агрессивная религиозная организация. Камчатские иеговисты натурально атакуют квартиры местных жителей. Иеговистские проповедники на улицах Петропавловска-Камчатского буквально цепляются за одежду прохожих, не дают им прохода2.

Вот выдержки из ставшего достоянием общественности внутреннего документа секты “Свидетели Иеговы”, регламентирующего хождение иеговистов по квартирам: “Как поступить, если хозяин квартиры требует, чтобы Свидетель Иеговы больше не приходил к нему? Мы должны согласиться с его требованием, необходимо записать его, поставить дату и положить в конверт со сведениями о территории с тем, чтобы возвещатели, которые будут в будущем работать там, временно не стучались в эту квартиру. Однако, мы должны иметь в виду, что такие квартиры не должны быть оставлены навсегда. Нынешние жильцы могут переехать. Нам, может быть, удастся поговорить с другим членом семьи. Также есть вероятность, что тот, с кем мы уже разговаривали, изменит свое мировоззрение. Если хозяин продолжит сопротивляться, не надо посещать эту квартиру до следующего года. Но если обстоятельства в каком-либо частном случае делают это целесообразным, местная корпорация старейшин может разрешить это дело иначе”. “Частный случай” может заключаться, например, в финансовой состоятельности хозяина условной квартиры; для такого клиента иеговисты времени и сил не пожалеют (может, устанет от них и поделится)3.

“Надзиратели, пасущие стадо” - именно так называется одна из должностей, присвоенных членам секты. Как можно понять из названия, в компетенцию этих людей входит контроль за тем, что в секте именуется “дисциплиной”. Например, если какой-либо “демократичный” свидетель не явится на очередное собрание штудировать священное писание, фальсифицированное иеговистскими руководителями, “отдел безопасности” придет к нему домой и примется его морально изводить цитатами из сочинений своих американских основателей4.

9 июня 1997 г. в зале городского суда Петропавловска-Камчатского состо­ялось заседание под пред­седательством судьи Ната­льи Литвиновой по граждан­скому иску жителя Петро­павловска Павла Калинина к своей супруге. Павел требу­ет вернуть ему дочь. Данное событие и само по себе не рядовое - в после­днее время люди детей боль­шей частью не делят, а зачас­тую стремятся повесить чад друг другу на шею. Но этот процесс отличается от других существенно - Павел не про­сто требует вернуть ему мало­летнюю дочь. Он пытается выр­вать ее из цепких рук секты. Речь идет все о тех же Свиде­телях. Иеговы. Эту печальную историю уже освящали местные СМИ5. В се­мье произошел разлад - попа­ла в секту жена, затащила туда и детей - восьмилетнюю дочку и сына пятнадцати лет. Пытав­шийся воспротивиться сему Павел наткнулся на стену не­понимания, а супруга, во имя “нравственного здоровья” не­совершеннолетних детей, не желая отказываться от обще­ния с “братьями и сестрами” по разуму, сбежала от супруга в обоими детьми во Владиво­сток. Отец семейства отпра­вился в этот город, где умудрился буквально выкрасть дочь и вернуть ее на полуостров. Здесь “надзи­ратели, пасущие стадо” (имен­но так называются соответству­ющие должности в секте “свидетелей”) перед начальством себя зарекомендовали отлич­но, и достаточно оперативно вернули ребенка обратно, в “лоно церкви”. Против молодого отца они сплотились дружным коллективом: снача­ла имели место могучие му­жички из отдела охраны сек­ты, теперь к ним подключился не менее бойкий женский ба­тальон, который ходит на суды и выступает в качестве свиде­телей. Не Иеговы, а мнимых свидетелей по судебному иску. Именно такая группа женщин явилась на заседание 9 июня во главе с главой камчатских иеговистов А.Шабуниным. Однако, чтение проповедей было пресечено исключитель­но благодаря судье Наталье Семеновне Литвиновой. Заседания как такового, соб­ственно, и не состоялось - ответчица не реагировала на вызовы, ее так и не дожда­лись, хотя вопросы оплаты дороги и были улажены. Суд был отложен до 27-го июня. А тем временем из Владивостока пришло заключение врача-психиатра, из которого следу­ет, что психическое здоровье девочки сильно подорвано. Его явно подкосили как изну­ряющее штудирование свя­щенного писания, так и раз­борки между родителями. Но это не просто семейная скло­ка. За душу 8-летнего ребен­ка в ней сражаются не только родители, но и иеговисты6.

Довольно показателен факт согласия руководителя службы информации организации “Свидетели Иеговы” на Камчатке Олега Подгорнова на анестезию во время операции, которую ему делали от обострения грыжи. Кроме переливания крови иеговисты категорически отказываются от анестезии: это - наркотик, значит, от сатаны. Если в этот раз Подгорнов пожалел себя, нет гарантии, что завтра на это хватит ума представителям его паствы. А пока на собрания иеговистов регулярно приходят многие камчатские врачи, которые, вполне можно это предположить, при удобном случае не оставят человеку шансов выжить, мотивировав это своими “религиозными принципами”.

Всюду доставая всех своей навязчивостью, иеговисты, тем не менее, абсолютно не терпят никакой критики. Так, на статью “Надзиратели, пасущие стадо”, опубликованную в газете “Камчатское время”7, иеговисты реагировали крайне агрессивно. В редакцию газеты неоднократно звонили неизвестные и угрожали автору физической расправой (“отвинтить голову”). Своей пастве руководители камчатских иеговистов категорически запретили читать эту газету8.



9. Пресвитерианская Церковь. Зарегистрирована 30 марта 1994 года в Петропавловске-Камчатском.

10. Церковь христиан веры евангельской. Действует без регистрации в Петропавловске-Камчатском.

11. МОСК. Общество сознания Кришны зарегистрировано 26 августа 1992 г. в Петропавловске-Камчатском (действует: ул.Запарина, д.1-б). Организация “Харе Кришна - пища жизни” зарегистрирована в Петропавловске-Камчатском 31 октября 1996 г.

Насколько серьезной опасностью некоторые новые религиозные организации грозят каждому из нас, лучше всего видно на примерах судеб отдельных людей и семей. Когда сектанты утверждают, что их организация дружное и спаянное семейство, они по-своему правы. Ибо каждая семья склонна защищать свои клановые интересы. Духовным отцам и пастве сект щепетильность в этом вопросе особенно присуща. Чужаков, которые потенциально способны нарушить их “покой”, они откровенно не терпят. Тем более если этими чужаками оказываются нормальные в смысле душевного здоровья родственники тех людей, которых этого здоровья уже частично лишили, а заодно и успели прилично почистить их карманы. Одна такая история описана в статье Марии Владимировой “Отец моего ребенка курит и рвет духовную литературу”, опубликованной некоторое время назад в газете “Камчатское время”.

Семья Харитоновых (фамилия изменена) жила спокойной и размеренной жизнью. Сергей и Валентина вели хозяйство в квартире на 16 километре, каждый день ходили на работу и воспитывали маленького сына Павла. Идиллия продолжалась до тех пор, пока Валентина не столкнулась на улице с молодыми людьми в розовых халатах и бритыми головами, увенчанными косичкой на темени. Непонятно, какими достоинствами привлекли ее эти уникумы, но мать семейства с тех пор начала “доставать” супруга размышлениями о пользе вегетарианства и исключительных качествах синелицего бога Кришны. В 1991 году Валентина уже каждый день похаживала в кришнаитский молельный дом на “Кирпичиках”, все реже вспоминая о муже и ребенке. Постепенно Сергею пришлось самостоятельно освоить тонкости кулинарного искусства, поскольку хозяйка не только села на рис и воду, но и попыталась приучить к подобным трапезам организм пятилетнего Павлика, изо дня в день потчуя его какими-то кришнаитскими блинчиками. Все пошло наперекосяк, в том числе работа Валентины - из воспитательницы в детском саду ее “понизили” до няни. Не стало и семьи: в 1992-м состоялся официальный развод. Если он кого-то и огорчил, то только Сергея и Павла.

Мальчик остался с матерью, но Сергей его не забыл, ежедневно приезжая на 16-й километр, посвящая сыну абсолютно все свободное время. Не только из любви к нему, но и из вполне обоснованных опасений за здоровье ребенка. Бывшая супруга окончательно “отошла к богу”, бесконечно пела мантры, читала молитвы, полностью поправ здравый смысл. К этим бесчинствам постепенно приобщился и Павлик. Не на шутку перепуганный отец, взяв мальчика в “охапку”, ушел временно пожить к другу, а в августе 1993-го улетел с ним к своей матери, в г.Нелидово Тверской области. Чуть позже туда приехала и женщина, которая впоследствии стала ему женой, а Павлику - мамой. Мальчика никто не заставлял называть Людмилу мамой, все получилось очень естественно.

В апреле там, в Нелидово, к их дому подъехали несколько милицейских машин, в одной из которых находилась Валентина. Мальчика, успевшего вернуться к нормальной жизни, явно не прельщала перспектива вновь разучивать мантры, он закрылся на чердаке и вышел, только когда его позвала Людмила, пообещавшая, что никому его не отдаст. Увидевшие такое дело милиционеры сразу ретировались. Чуть позже к их дому подъехала белая “Волга”, какие-то люди затащили Павлика в машину и увезли в неизвестном направлении. Не надо и говорить, в какой испуг были повергнуты родители, посвятившие себя на несколько месяцев непрерывным поискам ребенка. Нашелся он только в октябре.

Выяснилось, что Харитонова увезла его в Москву на учебу в духовную школу Сознания Кришны. Как впоследствии рассказывал Павлик, несколько дней его практически не кормили и постоянно били, после чего он сбежал. Его нашли и вернули. В октябре несчастные родители отыскали его в Петропавловске, в детском саду на “Кирпичиках” - дома Валентина проводила мало времени, поэтому определила сына поближе к молельному дому, откуда она уже редко выходила. Ребенок походил на живой скелет, был побрит и носил косичку. “Сатана пришла”, - первое, что он изрек, увидев Людмилу. Промывание мозгов уже возымело патологическое действие. Мальчик ничего не ел не только дома, и в детсаду воспитатели не могли его уговорить съесть нормальную пищу. Сергей и Людмила вновь забрали Павла с собой и обосновались на квартире у родственников в надежде, что кришнаиты оставят их в покое. Лаской и заботой они пытались привести мальчика в чувства, что давалось большим трудом. От обычной еды ребенка тошнило, несколько месяцев он не мог есть ничего, кроме печенья, среди ночи вскакивал с постели, молился и нес какой-то бред. В детсаду, а затем и в школе, он так и не нашел друзей, был угрюм, замкнут, превратившись в маленького старичка. Харитонова с “коллегами” не собиралась оставлять их в покое. Как-то, встретив на автобусной остановке новую жену Сергея, кришнаитка вцепилась ей в волосы и заорала дурным голосом что-то “экзотическое”. Чисто по-женски Людмиле пришлось огреть ее сумкой с сосисками.

Сергей обратился с иском в городской суд, дабы заявить на ребенка свои полные права. В объяснительной записке Харитонова писала: “Отец моего ребенка способен привлекать лжесвидетелей, шантажировать, много курит и пьет, склонен к разврату, легкой добыче денег, рвет духовную литературу...”. Кришнаиты с целью моральной поддержки неофитки регулярно “тусовались” в холле здания суда, пели и плясали, пока их оттуда не выставлял милицейский наряд. От их имени одна из кришнаиток написала в своей объяснительной: “Харитонова - очень хорошая мать. Павел сам отказывался от мяса, чтобы в следующей жизни не превратиться в зверя, сам просил остричь ему шикху. Хотел, чтобы мама вылепила ему из глины Радху-Кришну и купила ему открытки с изображением Кришны...”. Словом, полная идиллия. Судьи, хоть по-человечески и поняли, что к чему, но решили не отступать от традиции, гласящей, что ребенок должен быть с матерью. Сергею пришлось заключить с Валентиной “мировую”, согласно которой Павел оставался с ней, а отцу позволялось регулярно их навещать.

Не прошло и полгода, как Харитонова добровольно вручила Павла Сергею с Людмилой. Стоило ли в суде устраивать балаганы с песнопениями? Валентина вынесла из своей квартиры абсолютно все, оставив только стол, не выходила из дома на “Кирпичиках”, пела, плясала и молилась. Потом она была замечена уже среди адвентистов седьмого дня. Неисповедимы пути достижения духовного совершенства. В это время родителей Павлика беспокоили мирские проблемы. Мальчика долго пришлось ставить на ноги. Постепенно он вновь привык нормально питаться, стал хорошо учиться, обрел друзей и перестал молиться во сне. На первых порах Людмила чуть ли не силой заставляла его иногда навещать прежнюю маму - ей, глубоко порядочному человеку, было по-женски жалко Валентину. Но теперь Павел предпочитает уделять свободное время секции каратэ.

Корреспондент Мария Шупеник так описывает свой опыт контактов с местными кришнаитами и их родственниками: “Мне приходилось беседовать с родственниками молодых людей, опрометчиво заинтересовавшихся экзотическим учением. Многие из них доведены до истощения рисовой диетой, бесконечно лопочут мантры, перебирают четки и слышать не хотят ни о чем другом”9.

12. “Бахаи”. Община бахаистов зарегистрирована 29 декабря 1993 г. Бахаи действуют в Петропавловске-Камчатском (бульвар Рыбацкой славы, д.3, кв.98), Елизово.

13. “Под знаком мира”. Объединяет последователей учения “Живая этика”. Организация зарегистрирована 26 апреля 1995 г. в Петропавловске-Камчатском.

14. “Церковь саентологии”. Представляющий ее Петропавловск-Камчатский Центр дианетики зарегистрирован 30 августа 1995 г.

15. Камчатское отделение христианской миссии “Евангелие - Востоку”. Организация зарегистрирована 31 октября 1996 г. в с.Мильково.

16. “Церковь Последнего Завета”. Действует в Петропавловске-Камчатском.

17. Сатанисты.

2. Общий анализ религиозной обстановки

в Камчатской области
По состоянию на 1 января 1997 г. на территории Камчатской области действовало 49 религиозных объединений 12 конфессий, большая часть из них (33) зарегистрировала свои уставы. По состоянию на 14 сентября 1997 г. в области действовало уже свыше пятидесяти религиозных организаций.

Процесс формирования новых приходов, достигнув пика в 1993 г., в настоящее время замедлился. Большинство образованных общин относится к различным направлениям протестантизма и новым религиозны кон­фессиям. Их удельный вес в области составляет 52% от общего числа действующих религиозных объединений. И хотя на Камчатке нет миссий и представительств иностранных религиозных организаций, именно по инициативе приезжих зарубежных миссионеров были образованы многие религиозные конфессии и деноминации, ранее не имевшие своих последователей в области.

Наивысшая активность зарубежных миссионеров относится к 1993 г. и далее с каждым годом резко снижалась. Так, в 199З г. Камчатку посетили 83 представителя иностранных религиозных организаций, в 1994 г. - 55, в 1995 г. - 22 (12 - Новоапостольская церковь). Большинство из них составляли граждане США, ФРГ, Швеции, Норвегии, Финляндии, Южной Кореи. В настоящее время в 4 религиозных объединениях (пресвитериане, бахаисты, Церковь Полного Евангелия, евангельские христиане-баптисты) руководителями являются иностранные граждане. То, что подобные религиозные организации формально подчиняются образованным в последние годы региональным и всероссийским управленческим центрам, маскирует их жесткую подчиненность зарубежным религиозным центрам.

Наиболее крупной религиозной организацией в Камчатской области остается Русская Православная церковь, на долю которой приходится 58% зарегистрированных религиозных объединений. Православные приходы образованы в 17 населенных пунктах Камчатки. Православная церковь лучше других обеспечена помещениями для богослужений. Два культовых здания, сохранившихся в области, переданы церкви в 1993-94 гг. В 1995 г. завершено строительство храма Воздвижение Честного Креста в селе Устъ-Хайрюзово. Администрация Петропавловска-Камчатского переда­ла Петропавловской и Камчатской епархии здание кинотеатра под молитвенный дом и епархиальное управление. В г.Елизово начато строительство храма.

Вместе с тем Русская Православная церковь находится в тяжелом материальном положении. Это связано с необходимостью ремонта и реконструкции передаваемых зданий и строительством новых храмов. Бюджетные сродства Камчатской области на оказание государственной поддержки в реставрации и восстановлении культовых зданий в 1996 г. не выделялись и не предусмотрены в 1997 г. Не хватает около 70% кадров священнослужителей для работы в приходах. Так как Православные церкви разбросаны по всей области, а в неболь­ших селах и поселках прихожане не в состоянии содержать священника, то их посещение, с учетом высоких авиационных тарифов, ложится тяж­ким бременем на бюджет епархиального управления. Осложняют матери­альное положение приходов и постоянно растущая стоимость коммуналь­ных услуг, аренды помещений, транспортных перевозок и топлива.

В Петропавловске-Камчатском на базе Камчатского православного братства создан комитет по реабилитации жертв тоталитарных сект. Руководителем комитета по спасению душ является священник отец Аркадий, ключарь храма в честь Николая-Чудотворца (бывший кинотеатр “Родина”). По словам сотрудников этого центра, работы у них хватит надолго, потому что в области на одного православного ныне приходится до двух десятков сектантов, а в Корякском автономном округе - ситуация значительно хуже.

В своем письме от 18 июля 1997 года в Госкомсевер и. о. начальника отдела по делам национальностей, религиозных и общественных объединений Н.А.Ганина охарактеризовала межконфессиональные отношения в области как спокойные, отметив, что вместе с тем время от времени возникают конфликты внутри конфессий, которые устраняются с большим трудом. Их причинами, по преимуществу, она назвала амбициозность отдельных священнослужителей, их недостойное отношение к своим коллегам и прихожанам.

К сожалению, религиозная в области очень далека от того, о чем рассказывает Н.А.Ганина. Она тесно связана с общей социально-политической обстановкой на полуострове и обуславливается (характеризуется) следующими объективными факторами:



  • постоянный отток русскоязычного населения и приток корейским мигрантов;

  • постепенный отток наиболее высокоинтеллектуальной части населения, вызванный многомесячными задержками заработной платы лицам интеллектуальной сферы труда (ученые, инженеры, писатели, преподаватели), сокращением рабочих мест, закрытием ряда научно-исследовательских учреждений; следствием этого является понижение среднего интеллектуального уровня населения;

  • в силу стратегически важного геополитического положения Камчатки западные транснациональные компании, зарубежные политические группировки и правительства некоторых иностранных государств вкладывают значительные финансовые средства в политическое освоение полуострова, установление там своего влияния; при этом работа ведется через ряд иностранных религиозных организаций;

  • ряд действующих на Камчатке новых религиозных организаций, в том числе деструктивного характера, пользуется активной поддержкой местных государственных чиновников; например, в газете “Камчатское время” неоднократно публиковались статьи (Марии Владимировой, например, и не только), обращающие внимание на активную поддержку сектантов советником губернатора области по связям с общественными, политическими и религиозными организациями Николаем Николаем Дементьевым, публично безапелляционно заявлявшего, что “тоталитарных сект на Камчатке нет”;

  • обострение националистических настроений в Корякском автономном округе, замешанное на местных религиозных языческих верованиях.

Наиболее активны на Камчатке американские протестантские религиозные организации и “Свидетели Иеговы”. Создается довольно устойчивое ощущение, что иеговисты давно уже считают Камчатский полуостров “своей вотчиной”, проводя линию на тотальный охват всего населения области и постепенное вытеснение оттуда всех остальных религиозных организаций. В это вкладываются колоссальные денежные средства. Начав ощущать вполне нормальное и законное противодействие своей деятельности, по многим аспектам - незаконной, в целом ряде субъектов РФ и ожидая таковое в ближайшее время практически во всех остальных, российское руководство деструктивной, по мнению многих экспертов, религиозной организации “Свидетели Иеговы” сделало ставку на завоевание ключевых позиций на полуострове. Вместе с созданием собственных буферных, подобных правозащитным, организаций, завоевание ключевых позиций в администрациях и усиление влияния среди населения хотя бы нескольких регионов России, по мнению, руководства российских иеговистов, поможет удержаться их организации даже в случае судебного запрещения ее на территории нашей страны.

Законодательные и иные нормативно-правовые акты по вопросах деятельности религиозных организаций в Камчатской области не прини­мались.




1 Владимирова М. “Здравствуй, дружок!” // Камчатское время, 6 марта 1997 г.

2 Марьина Д. Про маленький член, который много делает // Камчатское время, 26 сентября 1996 г.

3 Шупеник М. “Надзиратели, пасущие стадо” // Камчатское время, 20 февраля 1997 г.

4 Шупеник М. “Надзиратели, пасущие стадо” // Камчатское время, 20 февраля 1997 г.

5 Например в: Подарите внуков Америке // Камчатское время, 24 октября 1996 г.

6 Шупеник М. Иеговисты сплотились в борьбе за свежие души // Камчатское время, 11 июня 1997 г.

7 Шупеник М. “Надзиратели, пасущие стадо” // Камчатское время, 20 февраля 1997 г.

8 Владимирова М. “Здравствуй, дружок!” // Камчатское время, 6 марта 1997 г.

9 Шупеник М. “Надзиратели, пасущие стадо” // Камчатское время, 20 февраля 1997 г.