Свинина Людмила Борисовна Труд и творчество педагогов сборник - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная область «Труд». Развиваем ценностное отношение к... 1 183.32kb.
Сокращенное название: доо "Танцевально-спортивный клуб "Людмила" 1 105.35kb.
«Хочется мальчишкам в армии служить» 1 133.69kb.
Конспект нод по разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и... 1 32.8kb.
Диагностика по определению уровня трудовой деятельности детей. 1 65.56kb.
Бұл сертификат Семенова Альбина Борисовна 1 15.43kb.
Гу «отдел образования акимата города костаная» 3 570.73kb.
Сборник практических материалов по мотивации труда 2013 г. Составители... 2 412.76kb.
Чтение поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 1 42.86kb.
О порядке вручения медалей за доблестный труд 1 75.2kb.
Сборник информационно методических материалов к 65 летию Победы в... 1 274.77kb.
Программа муниципального автономного дошкольного образовательного... 20 6579.17kb.
- 4 1234.94kb.
Свинина Людмила Борисовна Труд и творчество педагогов сборник - страница №1/3


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА




эмблема







ВЫПУСК № 12

(начальная школа)










Редколлегия: Свинина Людмила Борисовна

Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района. № 12 (начальная школа) – Курагино. – июнь 2013 г. – 72 с.

Предназначением сборника методических разработок является предъявление опыта реализации культурных инициатив, основанных на творчестве педагогов Курагинского района.

В данном сборнике опубликованы методические разработки уроков, занятий, дидактические материалы.

Оформление собственного опыта для учителей всегда является непростой задачей, поэтому мы благодарны всем, кто ответственно подошел к оформлению и откликнулся на нашу просьбу.

В сборнике напечатаны материалы, прошедшие рецензирование работников управления образования и руководителей районных методических объединений.

Районный методический кабинет

управления образования администрации

Курагинского района Красноярского края

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Математика

Сарапульцева И.А. Конспект урока математики в 4 классе по теме «Скорость движения»…………………………………………………………………………………………4

Раздел 2. Литературное чтение и русский язык.

Агапова Т.В. Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание непроизносимых согласных».……………………………………………………………………………………….12

Беткер Л.В. Урок русского языка в 3 классе по теме «Обобщение знаний об имени существительном» …..……………….…………………………………………….………….…15

Гупалова Е.А. Литературное чтение по теме «Б.Житков «Храбрый утёнок»…..…….….…19

Комарова Л.В. Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Знакомство с буквой Л, л»…..………………………………………………………………………………………………23

Раздел 3. Окружающий мир

Аплошкина Н.Л. Формирование информационно-поисковых аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира…………………….……………….……29

Беткер Л.В.Методические рекомендации по развитию исследовательских умений

младших школьников на уроках окружающего мира………………………..……………..…..41



Таран Н.В. Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Круговорот воды в природе»……..……………………………………………………………………………………..46

Раздел 4. Внеклассные мероприятия

Баранова Л.В. Внеклассное мероприятие по теме «В мире лекарственных растений»…..…51

Малышко О.В. Сценарий внеклассного мероприятия «День Победы»………...………..…..60

Раздел 5. Здоровье.

Беткер Л.В.. Еще раз о физминутках………………………………………………..…..…….…65

Раздел I. Математика.




Сарапульцева Ирина Александровна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МБОУ Курагинская СОШ № 3.


Класс: 4

Программа: «Гармония».

Тема: Скорость движения.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер; индивидуально-ориентированные планы; карточки с заданиями.

Форма использования: проецирование на экран при групповой, индивидуальной работе с классом.

Авторский медиапродукт: презентация.

Авторские комментарии: презентация создана с использованием Интернет - ресурсов.

Тип урока: Комбинированное учебное занятие № 1. Изучение нового материала.

Цель: усвоение понятия «скорость», как новой величины (в каких единицах измеряется, формулы нахождения скорости);

Построение нового способа действий, решение поставленной проблемы.

Задачи: 1. Построение нового способа действий решения поставленной проблемы составления формулы нахождения скорости.

2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;

3. Развивать коммуникативные УУД

Ход учебного занятия

1. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня вас ждёт новое открытие. Но на пути нам встретятся препятствия, которые мы преодолеем, если будем слажено, чётко и быстро работать.

- Чтобы вам наглядно было видно, как мы будем работать, нам поможет схема. Обратите внимание, напротив каждого этапа поставлено определённое время, которое отводится на выполнение разных заданий.

Организационно-деятельностная схема:



  1. Психологический настрой. (2 мин)

  2. Целеполагание. (2 мин)

  3. Актуализация знаний. (Работа в парах) (10 мин)

  4. Объяснение нового материала. (10 мин)

  5. Физминутка (3 мин)

  6. Повторение нового материала. (3 мин)

  7. Закрепление нового материала (работа в группах). (8 мин)

  8. Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)

  9. Рефлексия. (1 мин)

- Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)

- Прочитайте тему урока в ИОУПе. (СЛАЙД 1)




- Можете ли вы доступным языком объяснить значения слов «движение, скорость»? Ответы детей.


- Вот вам и первая проблема.

-Что такое движение? (СЛАЙД 2)



Это перемещение в нужном направлении.

2. Целеполагание.

- А что вы знаете о скорости? Что хотите узнать?

- В ИОУПе найдите графу «Моя цель» выберите для себя цели на урок: что хотите узнать, обведите цифры. В течение всего урока вы в графе «Рефлексия» отмечайте те цели, которые уже достигли.

- В графе «Моя оценка» поставьте отметку, которую вы стремитесь получить на уроке.

- Приготовьтесь работать.


3. Актуализация знаний.



  1. Начнём с математической разминки – это движение мысли.

    Работа в парах. Карточки:
    Расставьте в порядке возрастания. Какой единицы длины не хватает?

18009м 6027дм 5407км 3080см (мм)

Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску). Напишите в тетрадь S.



2. Продолжите закономерность.

3ч 240 мин 5ч 360 мин …

- С какими величинами мы сейчас работали? (Времени.)

- Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t

( вывешивается на доске). Напишите в тетрадь S.

- Допишите недостающие единицы измерения длины?

- Как называется тема урока? (Скорость.)

- Можно ли найти связь между величинами: расстоянием и временем, со скоростью? Порассуждайте.



3. Вычисли: ( СЛАЙД 3)




- Всё ли у вас получилось?

Проверяем по щелчку мыши.

Почему не решили эти два выражения? (Разные величины)

- На какие группы можно разделить полученные выражения? (Единицы длины и времени)

(По клику мышки)

- Ребята, кто думает, что на этом уроке мы сможем найти значение оставшихся выражений, поставьте «плюс» на полях в тетради. Но для этого надо подумать над следующим заданием.

- Откройте учебники на с. 116.

4. Объяснение нового материала.

Задача № 379 нам поможет ответить на вопрос: Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?



  1. Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:

Сколько км проходит поезд за 1 ч?

Сколько км может пролететь самолёт за 1 мин?

Начертить схему (8 клеток). Это расстояние. Чему равно? (240 км).

За какое время проходит поезд это расстояние? (За 4 часа)

- Как узнала Маша скорости движения поезда и самолёта? Прочитайте, объясните.

РЕШЕНИЕ в тетради. 240 : 4 = 60 (км в час) – скорость поезда.

- Скорость самолёта найдите самостоятельно.

(240 : 16 = 15 (км в мин.) – скорость самолёта.



- В каких единицах измеряется скорость?

- Скорость – это тоже величина. Надо договориться, в каких единицах мы будем её измерять (км/ч) (СЛАЙД 4)





ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние за 1 единицу времени.

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.



4. Повторение нового материала. (3 мин)

(Лист А-4)

Работа в группах: 1. Что такое скорость?

2. Подобрать самим формулу нахождения скорости.

(V = S : t)

3. В чём измеряется скорость? (км/ч)

(фломастером писать на листе) Все работы показать. Выбрать правильный ответ.

Прочитать правило на с. 116, 117



Rf ЕСЛИ вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, в рефлексии отметьте.

  1. Закрепление нового материала (работа в группах). (5 мин)

Работа в группе:

Задача по программе «Кирилл и Мефодий».

РЕШЕНИЕ в тетради.

ВОПРОС: Где в жизни мы встречаемся со скоростью? (в парах). Если вы ответили на этот вопрос, обведите в рефлексии соответствующую цифру.



  1. Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)

Если вы не выполнили запланированные задания, то дорешаете их дома.

7. Рефлексия.

- Посмотрите в свои ИОУПы. Сравните: Какие цели ставили в начале урока. Достигли их? Если не достигли, то почему?

Приложение

Индивидуально-ориентированный учебный план по формированию регулятивных универсальных учебных действий

Урок математики в 4 классе по теме «Скорость движения», УМК «Гармония» Урок № 1 изучения нового материала

.


Тема урока

Моя цель

Способы моих действий

«3»

«4»

«5»

Рефлексия

Оценка моя

Оценка учителя

Получилось

Не получилось

Скорость движения

Я хочу узнать:

Обведи кружком:

1.Что такое скорость?

2.В каких единицах измеряется скорость?

3.Как найти скорость?

4.Где в жизни мы встречаемся со скоростью?



Я буду работать:



Реши задачу:

Аист пролетел расстояние 160 метров за 4 секунды. С какой скоростью летел аист?



Тест 28, с.64

№ 1


Реши задачи, выбрав правильный ответ. Начерти схему к задаче.

№ 382

Реши задачу с изменённым вопросом.

Приготовься доказать решение


1.

2.

3.



4.

1.

2.

3.



4.







Пояснительная записка.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются посредством индивидуально-ориентированного учебного плана. ИОУП – неотъемлемая часть учебного занятия при закреплении нового учебного материала по технологии ИОСО. Но использовать ИОУП необходимо уже на первом этапе урока, когда учитель знакомит учащихся с новой темой. Она прописана в плане. Тема может даваться в готовом виде, а лучше - через проблемную ситуацию, которая подведёт к формулированию темы урока.

Прочитав тему, учащиеся ставят перед собой учебную цель на урок. Это регулятивное УУД – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. В графе «Моя цель» индивидуального учебного плана есть подсказка «Я хочу узнать» и предлагаются вопросы-помощники для составления цели учебного занятия.(Смотри ИОУП). Тут надо сразу обратить внимание детей на графу «Рефлексия» и объяснить, что в течение всего занятия учащиеся будут заполнять данную графу по мере решения вопросов. Все вопросы пронумерованы, а, значит, если ребёнок усвоил понятие «скорость», то в нужной графе «Получилось» обводит кружком цифру 1, так как вопрос был под таким же номером. А вот, если не запомнил, в каких единицах измеряется скорость, то обводит цифру 2, но в графе «Не получилось». После сдачи рабочей тетради, в которую вкладывается ИОУП, учитель наглядно видит, у какого ученика пробел в знаниях по данной теме и на какой конкретно вопрос ещё затрудняется ответить.

Учащимся необходимо чётко представлять этапы занятия, которые будут их учить действовать по плану. Средством для формирования ПЛАНИРОВАНИЯ является организационно-деятельностная схема, которая включена в ИОУП. Обучающиеся планируют пути достижения своих целей, согласно этой схеме. В парах или индивидуально обсуждают формы и виды предстоящей работы. На такой схеме просматривается сотрудничество всех участников образования.

Важные моменты учебного занятия – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА. В ИОУПе есть графа «Моя оценка», которую можно назвать «отметкой-предвосхищения» конечного результата по пятибалльной шкале. Детям даётся задание: оценить свои возможности, способности и спрогнозировать отметку за урок. Ребёнок нацеливается на получение только положительного результата (из практики). Она будет складываться из микроотметок на разных этапах урока по мере выполнения заданий.

Вторая оценка – это «оценка своих действий» по результатам выполнения каждого задания. Результат выполнения заданий можно отразить в графе «Способы моих действий» условно-символическими знаками: «!» - всё получилось, не было затруднений; «?» -ничего не понял, требуется помощь; «!?» - больше понял, чем не понял, но есть сомнения; «?!» -больше не понял, чем понял, требуется помощь. Эти знаки расставляются напротив этапов организационно-деятельностной схемы в ИОУПе. Подводя итоги учебного занятия, дети сравнивают эти две оценки и складывается конечная адекватная отметка, которая может не совпасть с первоначальной и тогда происходит её коррекция или самостоятельно, или под руководством учителя.

Ребёнка необходимо научить умению КОНТРОЛИРОВАТЬ свои действия. Сложность самоконтроля в начальной школе заключается в том, что ученик одновременно выполняет учебные действия и контролирует их. Нужно научить ребёнка действовать согласно алгоритму контроля. Это может быть свод правил самоконтроля, когда сравнивается способ действия и результат с данным образцом. Выявляются ошибки и планируется дальнейшая работа по их устранению, вносятся дополнения (отмечается ручкой в каком задании нужны изменения). По ИОУПу можно наглядно увидеть, на каком этапе надо скорректировать индивидуальную работу с конкретным учеником. Это шла речь о КОРРЕКЦИИ.

На протяжении всего занятия ребёнок постоянно возвращается к начальным этапам урока, отмечая в ИОУПе, какие цели ставил, что (не)получилось, какими способами действовал, прогнозировал, оценивал и контролировал. Ученика нужно научить умению задавать себе вопросы и отвечать на них. Это можно сделать с помощью ИОУПа, где виден весь урок от начала до конца. Наблюдение себя со стороны – это и есть РЕФЛЕКСИЯ.

Главное в системно-деятельностном подходе – включённость каждого обучающегося в образовательную деятельность и системность проведения учебных занятий по формированию регулятивных УУД по индивидуально-ориентированной системе обучения.

Раздел 2. Литературное чтение и русский язык.

Агапова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ Марининской СОШ № 16, образование высшее.


e:\мои документы\мои рисунки\фото учителей на сайт\агапова т.в..jpg

Урок русского языка 3 класс (Школа России)

Правописание непроизносимых согласных.

Цели:

образовательные: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов;

развивающие: развитие памяти, внимания, совершенствование логических операций (анализ, синтез, обобщение), совершенствование фонематического слуха;

воспитательные: воспитание прилежания и аккуратности, умение преодолевать учебные трудности, быстроты и точности действий.

ХОД УРОКА.

Оформление доски



спасибо

Число.

Классная работа.

Аллочка с Ильей (с) ели вкусный завтрак.

Пуш…стая белочка (с)прыгнула (с)ели.

Уч…ники (с)ели за парты.

завод

топор


мороз

сорока


ладонь

лопата




Сели

Съели


С ели

тяжелый дверной

честный почтовый

воздушный улыбка позвони ошибка

поездка






  1. Орг.момент.

- Прежде чем начать наш урок, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. И в таком приподнятом настроении начнем наш урок.

- Для чего нам нужно знать русский язык?

- А в древности каждый ли ребенок мог ходить в школу?

- Мы с вами обладаем уникальной возможностью – ходитьв школу и получать знания.



  1. Словарная работа.

- На доске группа слов.

завод


топор

мороз


сорока

ладонь


лопата

-Что можете о них сказать?

- Прочитайте эти слова орфографически.

- Теперь только девочки! Мальчики.

- А можно я добавлю в этот столбик слово ЛИМОН? Почему да? Почему нет?

- Кто составит самое красивое предложение из данных слов?

- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите число.

-Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и запомните их. Я полоской закрою буквы. Запишите слова в тетрадь.

- Проверяем.

- Составьте предложение с одним из этих слов, используя прилагательное.

- Запишем это предложение в тетрадь.



3. Актуализация знаний.

На доске предложения.

Аллочка с Ильей (с) ели вкусный завтрак.

Пуш…стая белочка (с)прыгнула (с)ели.

Уч…ники (с)ели за парты.

- На что обратили внимание?

- В чем различие произношения этих слов?

Сели – [с] – мягк., согл., звук, [э] – звук произносим плавно.

Съели – буква е после ъобозначает два звука.

С ели – с - предлогам пишется отдельно, е –дает два звука.

- Когда мы пишем твердый знак?

- Для чего служит мягкий знак?



Задание на карточке.

Вставь пропущенные буквы.

Об…явление о с…брании, молодые дерев…я, об..яснение темы, под..емный кран, заб..ет шайбу, волч..и сл..ды, железнодорожный раз..езд, раз..единить провода, под..ем в гору.

Учащиеся сдают листы на проверку.

- Чтоб ошибок избежать

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам.

- На доске слова

Тяжелыйдверной поездкачестный почтовыйошибкавоздушный улыбка позвони

- Разделите на группы по орфограммам.

Тяжелый, дверной, почтовый, воздушный, позвонил – безударная гласная в корне слова.

Поездка, улыбка, ошибка – звонкие и глухие в корне слов.

- Какое слово осталось лишнее? (честный).

- На какую орфограмму слова из первого столбика?

- Как проверяем безударную гласную в корне слов? Подберите проверочные слова.

- На какую орфограмму слова из второго столбика?

-Как проверяем парные согласные в корне слов? Подберите проверочные слова.

-Почему слово честный нельзя подставить ни в один из столбиков?

- Здесь какая-то другая орфограмма. Эта орфограмма и подскажет тему нашего урока.



4. Постановка темы урока.

- Как вы думаете какую тему начнем изучать сегодня на уроке?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся

Но пишутся в тетрадке.

- Как вы понимаете смысл словосочетания «непроизносимые согласные»?

5. Работа по теме урока.

- Дополните третий столбик словами с непроизносимыми согласными. ( слова записаны на доске: камыши, лестный, чайка, яростный, тростник, поздний)

- Как понимаете слово лестный?

- В словаре Ожегова Сергея Ивановича слово лестный означает – содержащий похвалу, одобрение. Дающий удовлетворение самолюбию. Например: лестное предложение.

- Кто из вас знает или догадался каким образом можно проверить написание непроизносимых согласных?

- Давайте проверочные слова к третьему столбику.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать не ясно вам.

Чтобы знать, что писать

Надо слово изменять.

И за звуком не понятным

Быстро гласную искать.

(последние 4 строчки с детьми выучить)

Выполнить упражнение из учебника по теме урока.

- Как проверим непроизносимый согласный звук?

Задание на карточке.

Прочитайте стихотворение.

Здра…ствуйрадос…ное со…нце,

Вес…ник летнего тепла.

Словно праз…ник к нам в оконце

Постучалась ты с утра.

Дай блес…нуть лучам прелес…ным.

Всю окрес…ность озари,

И шагай путем извес…ным

От зари и до зари.

- Как вы думаете, почему стоят точки в словах?

- По строчке читаем, вставляем букву, называем орфограмму и проверочное слово.

Выполнить упражнение из учебника.

6. Итог.

Обобщение.

- Чему новому учились на уроке?

- Как проверить написание непроизносимых согласных звуков?

Рефлексия.

- Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?

- Каким образом вы справились с этим затруднением?

- Кто запомнил правило в стихотворной форме?

- Какое слово висело на доске весь урок, и мы к нему не обращались?

- Это словарное слово написание, которого нужно запомнить.

- Всем спасибо.

Домашнее задание.






Беткер Лилия Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ Краснокаменская СОШ № 4


Урок русского языка по теме

"Обобщение знаний об имени существительном" (3-й класс)


Цели:

обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;

способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

организовать и провести индивидуальную работу;

развивать мышление, речь, учить делать выводы, анализировать; расширять словарный запас учащихся;

воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.


Оборудование: тест
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

– Скажите, изучение какой темы мы завершили?

– Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?

Сегодня на уроке вы сможете проверитьсвои знания.


  1. Чистописание

цицыцицыцицыцицыцицы

щипцы конец цена кольцо месяц

  1. Актуализация знаний.

– К какой части речи относятся слова, которые вы сейчас записали?

– Укажите общие признаки данных существительных (нарицательное, неодушевленное, отвечает на вопрос что? стоят в именительном падеже).

– Найдите различия в этих словах (существительные разного рода, разного числа).

-Назовите слово женского рода? Мужcкого рода? Среднего рода?

-Какие слова помогают определить род существительных? (Он мой, она моя, оно моё)

-Назовите слово, которое употреблено во множественном числе. (Щипцы)

Попробуйте изменить его форму.

- Почему не получилось?

- Почему на конце слова циркач нет мягкого знака?

- А вы знаете, что слово «месяц» произошло от слова «мес.» - так в старину называли Луну. А когда Луна уменьшалась к слову «мес.» добавляли суффикс – яц, т.е. маленькая луна.

- У вас на партах лежат тесты, которые вы выполняли на прошлом уроке. Посмотрите на свои результаты. Если около задания я поставила плюсик, значит задание выполнено верно, если рядом с заданием вы увидели вопросительный знак, значит есть ошибки, а следовательно есть пробелы в ваших знаниях. Сегодня вы постараетесь устранить пробелы в знаниях.

V. Работа по теме урока.

1. Изменение по числам.

- Я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы поставьте их в единственное число и запишите.



(Машины, полосы, ручки, братья, кони, сани, семечки, ножницы, океаны, дрожжи, уши, лица, брюки.)

- Какие слова вы не смогли поставить в единственное число?

- Можно ли у них определить род?

2. Определение рода

- Вспомним, какого рода бывают существительные? Изменяются ли существительные по родам?

- Прочитайте слова, запишите слова, группируя их по родам. (Слова записаны на доске).

Верблюд, медведица, шаль, рояль, кенгуру, кофе, шасси, домино, брюки, пальто, шимпанзе, ножницы,подруга, мешок, шапка, лягушка, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, фасоль, морковь, картофель, блюдца, лекарство.

- Какие слова вы не записали? (брюки, ножницы, блюдца)Почему?

- Назовите несклоняемые существительные (кофе, шасси, домино, пальто).

- А теперь поработайте с тестом. Посмотрите на задания 5,6,7. У кого эти задания я отметила вопросительным знаком, тот исправит недочёты простым карандашом.



3. Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Запишите текст под диктовку, вставьте, где нужно, мягкий знак.



В цирке.

В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нем был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодежь. Стояла тишь.

Проверка:

-Назовите существительные с мягким знаком на конце. Почему в этих словах вы написали мягкий знак?

- В каких случаях у существительных после шипящих мягкий знак не пишется?

- Обратитесь к тесту, посмотрите, у кого есть ошибки в 11 задании, я отметила их вопросительным знаком. Возьмите в руки простой карандаш и найдите свои ошибки, исправьте их.

4. Определение падежа имён существительных.

– Вспомним, что называется склонением? (изменение окончаний имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам).

-Сколько падежей в русском языке?

- Перечислите их.

- Как определяется падеж имени существительного?

(Чтобы определить падеж существительного, нужно:



найти слово, с которым связано существительное;

задать от этого слова падежный вопрос к существительному;

по вопросу или по предлогу определить падеж.)

  1. Работа по вариантам. Взаимопроверка.

Измените имена существительные по падежам.

1 вариант-пень, окно

2 вариант-день, солнце

2. Спишите. Определите падеж существительных в тексте (слова записаны на доске)



Без кисти, по капле, с неба, с речки, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землей.

- А сейчас возьмите тест и исправьте ошибки, если они есть, в заданиях 12,13.



VI. Итог.

Подошел к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

Возьмите в руки «Тест», посмотрите, устранили ли вы свои пробелы в знаниях по теме «Имя существительное»?

VII. Рефлексия.

- Какова была цель нашего урока?

-Какие постоянные категории есть у имени существительного?

-Как изменяется имя существительное?

- Что для вас было уже легко?

- Что было еще трудно?

- А что показалось самым интересным?

VII. Домашнее задание.

Написать синквейн к слову «существительное».


Интернет-источники:

  1. http://nsportal.ru

  2. http://festival.1september.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по теме: "Имя существительное”. 3 класс 1 вариант



1. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное – это часть речи.

Б. Имя существительное – это член предложения.

В. Имя существительное – это часть слова



2. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

Б. Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ?

В. Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?



3. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное обозначает признак предмета

Б. Имя существительное обозначает предмет

В. Имя существительное обозначает действие предмета



4. Выберите верное утверждение:

А.Имена собственные пишутся с большой буквы

Б.Имена собственные пишутся с маленькой буквы

5. Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по числам

Б. Имена существительные не изменяются по числам

6. Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по родам

Б. Имена существительные по родам не изменяются

7. Выберите верное утверждение

А. Имена существительные бывают только мужского рода

Б. Имена существительные бывают только мужского и среднего рода

В. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода



8.Какое из слов является именем существительным женского рода

А. темный Б. темнеть В. Темнота Г. Шкаф



9. Выберите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) ребёнок, лисица, студент, Снегурочка.



10. Подчеркните имена существительные:

Ветер, петь, бабочка, радость, чудесный, слог.



11. Спишите, вставляя ь. Определите род имен существительных.

Помощ…, багаж…, ландыш…,ноч…, луч…, тиш…, калач…, реч…



12. Просклоняй существительные: слон, река

И.п.____________________

Р.п.____________________

Д.п.____________________

В.п.____________________

Т.п.____________________

П.п.____________________

13.Определи падежи имен существительных.

Катя нарисовала домик в альбоме.

Тест по теме: "Имя существительное”. 3 класс 2 вариант

1. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное – это часть слова

Б. Имя существительное – это член предложения.

В. Имя существительное – это часть речи.



2. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ?

Б. Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

В. Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?



3. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное обозначает признак предмета

Б. Имя существительное обозначает действие предмета

В. Имя существительное обозначает предмет



4.Выберите верное утверждение:

А.Имена собственные пишутся с большой буквы

Б.Имена собственные пишутся с маленькой буквы

5. Выберите верное утверждение:

А. Имена существительные изменяются по числам

Б. Имена существительные не изменяются по числам

6. Выберите верное утверждение

А. Имена существительные по родам не изменяются

Б. Имена существительные изменяются по родам

7. Выберите верное утверждение:

А. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода

Б. Имена существительные бывают только мужского и среднего рода

В. Имена существительные бывают только мужского рода



8. Какое из слов является именем существительным мужского рода

А. свет Б. светлеть В. светлый Г. утро



9. Выберите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.



10. Подчеркните имена существительные:

Свет, бежать,доброта, голубой, лисица



11. Спишите, вставляя ь. Определите род имен существительных.

Ноч…, плач…, ёрш…, мыш…,вещ…, калач…,гореч…, брош….

__________________________________________________________________

12. Просклоняй существительные:луна, кот

И.п.____________________

Р.п.____________________

Д.п.____________________

В.п.____________________

Т.п.____________________

П.п.____________________

13.Определи падежи имен существительных.

Ребята читают рассказ о белке.



getimage?photoid=203954500080&phototype=0

Гупалова Елена Александровна

учитель начальных классов

МБОУ Курагинская СОШ №1

I категории

стаж работы19 лет

Литературное чтение

УМК «Гармония»

Тема: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Цели:

познакомить учащихся с новым произведением;

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;



Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно, выразительно. Научимся составлять план и по нему учиться творческому пересказу.



  1. Речевая разминка




  1. Проверка домашнего задания

– В начале урока проверим домашнее задание. Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке?

– Кто автор сказки?

– Какие чувства вложила автор в название?

– Да, вы правильно заметили, что автор иронизирует над девочкой, а что такое ирония? Выполни задание



Парная работа

– Теперь проверим, на сколько хорошо вы поняли текст и лексическое значение слов. Соедините стрелочками значение слов и их значение в

Тесте № 1.

Тест № 1.

доброта

чувство печали, уныния

зависть

несправедливо нанесённое огорчение

обида

душевное расположение к другим

грусть

чувство досады, вызванное благополучием другого





  1. . Физминутка.





  1. Изучение нового произведения.

  • Вводная беседа.

Подготовленные ученики пересказывают (подготовленную заранее учителем) биографию автора.



  • Знакомство с произведением.

Чтение текста «цепочкой» сильными учащимися.

– Какое по жанру произведение?



Групповая работа.

– Обсудите в группах, как вы назовёте это произведение из перечисленных названий. Выберите из предложенных названий наиболее точное. Объясните почему.

– А теперь проверим, совпало ли ваше название с названием авто




Работа с картинкой.

Групповая работа.

I группа

(низкий уровень)



II группа

(средний уровень)



III группа

(высокий уровень)



  1. Кого вы видите на картинке?

  2. Что делают утята?

  3. Какой у них вид?

  4. Что делает стрекоза?

  1. Рассмотрите картинку и опишите её.

  2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке.

  1. Рассмотрите картинку и опишите её.

  2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке.

  3. Озаглавьте отрывок.

– У кого были ошибки? Где?

– Оцените себя.

– Кто поставил себе плюс? Не полный плюс? Минус?

(На доске отмечаю тоже результаты по классу)

Молодцы, что нашли ошибки и исправили их.






  1. Итог урока, выставление оценок.

– А теперь подведём итог всего урока. Посмотрите на свои оценки.

– Что вы можете сказать?

– Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто главный герой?

– Чему учит нас это произведение?

– Кто автор этого произведения?

– Что вам запомнилось об авторе?

– Что вам понравилось на уроке?

– Что было трудным?

– А можете ли вы себя похвалить? За что?

– Менялось ли у вас настроение в течение урока? Почему?


  1. Д /з.

Приготовить пересказ текста:

I группа

(низкий уровень)



I группа

(средний уровень)



I группа

(высокий уровень)



от автора

от утят

от стрекозы







d:\всё тут!!! =))\мама\фото\2012 год\днюха мамина\28 апреля 2012.jpg

Комарова Лариса Викторовна

Учитель МБОУ КСОШ№1

Стаж – 23 года,

1 квалификационная категория

Урок литературного чтения (обучение грамоте). 1 класс.

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Знакомство с буквой Л, л.

Цели деятельности педагога:

  • организовать работу по ознакомлению с буквой Л, л;

  • научить произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем,

  • выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л] , [ л,] из предъявленных слов;

  • узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «луна»;

  • способствовать формированию навыка чтения сочетаний букв, слов, воспитанию интереса к чтению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Л, л; умеют читать прямые слоги, произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л] , [л,] из предъявленных слов, узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «луна».



Метапредметные:

  • Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов, структурирование знаний; логические – словообразование ( вставка в слово нужной буквы).

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно- речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

  • Личностные: высказывать своё мнение ,подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, уважают мнение других.

Сценарий урока.

Психологический настрой на урок.

-Доброе утро , ребята! Я рада всех видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.





I.Актуализация знаний.

-На какие две группы делятся все звуки?

-Как определить, что звук гласный?

-Сколько гласных звуков? Назовите их.

-Как определить, что звук согласный?

-Какие бывают согласные звуки?

-Сколько гласных букв? Назовите.

Какие согласные буквы вы уже знаете? Назовите.



II. Самоопределение к деятельности.

– Отгадайте загадку.

Рыжая плутовка обманывает ловко.

Её боится мышка и зайка-шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.

(Лиса.)

– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Рассмотрите картинки и назовите, из каких сказок эти лисы.




– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.

– Сколько в ней слов?

– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)

III. Постановка учебной задачи.

– Произнесите пословицу еще раз.

– Что заметили, какие звуки повторяются чаще других? (Звуки л, л’.)

– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова. С каждым днем вы будете узнавать все больше и больше.

IV. Открытие нового знания.

1. Артикуляция звуков.

– Произнесите звук л.

– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба.)

– Произнесите звук л еще раз.

– Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.

Вывод: при произнесении звука л воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.



2. Игры со словами.

– Замените л на л’ в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).



3. Звуковой анализ слов «луна», «лиса».

– Рассмотрите схемы под рисунками.

– Составьте звукобуквенную модель слов «луна», «лиса» с помощью фишек и букв.

– Дайте характеристику первым звукам этих слов.

– Для обозначения твердого согласного л и мягкого л’ существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.

– Рассмотрите букву л. На что похожа буква?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.



В. Степанов

Клоун с бантом стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.

Г. Ванюхина

– Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)

– Сравните слова «луна», «лиса».

– Определите, сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков.

– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.

– Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком л, со звуком л’.



Физкультминутка для глаз.



4. Знакомство с ребусами. Работа по учебнику.

– Лизавета – хитрая, любит все необычное.

– Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.

– Сегодня вы познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам не только решать, но и самим составлять ребусы. Попробуем решить ребус. (Отгадка: мерка.)

– Что обозначает это слово? (Определенный размер, от слов «мерить», «измерять».)


5. Работа по учебнику. Чтение за ведущим.

– Прочитайте слоги с буквой л, используя пособие -«окошечки».

– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.

6. Работа в парах. Самостоятельное чтение предложений (с.69).

7. Выборочное чтение.

1) Чтение слогов с твердым звуком л, с мягким звуком л’.

2) Чтение слов, в которых первая буква л.

3) Чтение слов, в которых вторая буква л.

4) Чтение слов, в которых нет буквы л.

8. Игры на внимание.

– Измените звуки л, л’ на р, р’ – у вас получится забавное стихотворение.

– Я буду играть роль буквы л, а вы – роль р.

Буква Л, придя к нам в сквер,

Повстречала букву Р.

Говорит: «Давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например».

Л сказала: «Желтый лис».

Р: «Варит… (рис)».

Л: «Просят маму».

Р: «Вставить… (раму)».

Л: «Я из ложи».

Р: «Корчу… (рожи)».

Л: «Очень жалко,

Что исчез наш колобок».



Р: «Очень… (жарко)

Он забрался в… (коробок)».



Л: «Сбился с лада».

Р: «Ты не… (рада)».

9. Дифференцированная работа по учебнику: словоизменение.

1) Чтение слов, записанных жирным шрифтом (нечитающие дети).

2) Чтение стихотворения-шутки (читающие дети, самостоятельно).

Проверка работы в форме игры «Доскажи словечко».

3) Работа в группах.

– Заполните таблицу, меняя только одну букву. Прочитайте новые слова. (Мама, рама, рана, рано.)



10. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание «Закрась».

– Закрасьте желтым карандашом те части рисунка, в которые вписана буква л.

-Что у вас получилось?

-Сравните с моей работой.

2) Задание «Напиши».

– Впишите букву л в «окошки» и прочитайте получившиеся слова по строчкам, по столбикам.

– Что общего у слов первой строчки? (Это имена.)

– Прочитайте только имена девочек.

– Прочитайте самое короткое слово.

– Прочитайте слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук.

– Найдите слово на второй строчке, в котором есть буква, обозначающая два звука. (Линия – буква я.)

– Прочитайте слово, в котором больше всего звуков. (Линия – 6 звуков.)

3) Задания «Сообрази» и «Напиши».

– Впишите буквы в клеточки.

– Прочитайте получившиеся слова.

– Определите, на сколько в слове «лилия» звуков больше, чем в слове «орел».

– Объясните, почему в слове «орел» второй звук о обозначен буквой ё.



11. Игра «Десять львов» (для нечитающих детей).

Учитель читает, учащиеся отгадывают (с опорой на схемы).

Первый лев – властитель домны.






А второй – цветочек скромный.




Третий лев пасет оленей.




Этот острый, в мыльной пене.




Пятый – корм для лошадей.




Лев – источник новостей.




Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.




Этот полю помогает.




Этот в руки взял штурвал.




А десятый – очень вял,




На рисунке перед вами




Мирно дремлет вверх ногами!




Ответ: сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец.

12. Игра «Шарады» (для читающих детей).

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел –

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши –

И, как зовут меня, реши.

(Лист – аист.)

С л я слезы вызываю,

С ж по воздуху летаю.

(Лук – жук.)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес. Составьте звуковое письмо для жителей леса.

– Что изучали сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?

– Лизавета передаст лесным жителям ваше письмо, и кто-нибудь обязательно придет к вам в гости со своей буквой и своими интересными заданиями.

Спасибо за урок!

Раздел 3. Окружающий мир

Аплошкина Нина Леонидовнаhttp://uld16.mycdn.me/getimage?photoid=475248972540&phototype=0

Учитель высшей квалификационной категории.

МБОУ Шалоболинская СОШ №18

«Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


следующая страница >>