Светлана Рухля Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось, ждал ее. Однако не случилось. В александрин - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа интегрированного курса «кукольный театр творчество дети»... 1 315.63kb.
Спектакли в афише Театра на Таганке Ключевые слова: «Афиша Театра... 1 11.55kb.
Ано «Центр новой драматургии «Документальная сцена» Трехпрудный пер. 1 35.88kb.
Актриса Театра и Кино, великолепная Ведущая корпоративных и частных... 1 7.3kb.
1. Омский академический театр драмы 4 Музыкальный театр 5 3 645.93kb.
Сказка Действующие лица Царевна Верба; Царь Тагар; Царица Славна; 1 273.14kb.
Программа пермский академический театр оперы и балета пермский театр 1 22.82kb.
Джозеф Б. Пайн Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа – это... 14 4050.43kb.
Драматический театр и театр кукол 1 17.9kb.
Программа: главная сцена/сцена холла/сцена ii/детская площадка время... 4 1123.62kb.
27 марта – Международный день театра 1 56.7kb.
Конкуренция и моральная философия 2 369.43kb.
- 4 1234.94kb.
Светлана Рухля Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось - страница №1/1

Тончайшая акварель на провинциальной сцене

«Санкт-Петербургские ведомости» 24 июня 2006 год

Светлана Рухля
Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось, ждал ее. Однако не случилось. В Александринке была своя царица — великолепная, не ведающая усталости и… не допускающая соперниц. Лишь через годы Полевицкая узнает о причинах обидного и непонятного для нее отказа…
Она родилась в Ташкенте в июне 1881 года в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка. Её отец, юношей закончивший в Петербурге художественную школу, мечтал стать художником. Но материальные трудности не позволили ему воплотить мечту в жизнь. Нерастраченный же дар он направил на организацию всестороннего образования своих пятерых детей.

С 1888 года семья Полевицких обосновалась в Петербурге. Причиной переезда стал донос на отца и связанные с ним разбирательства. Отстраненная холодность нового местожительства была совершенно не похожа на купающийся в солнце Ташкент. А еще… в Петербурге был театр! И Леночка открыла для себя новый мир, неведомый ей прежде. Спектакли, увиденные на императорской сцене, Александровский институт, где она получила образование и сыграла в ученических постановках, открыли ее внутренние устремления.

Она будет петь в опере! Природа не поскупилась — голос контральтового тембра был красив и объемен, желание петь — огромно. Но подобные планы не нашли сочувствия у отца, а попытки самостоятельно заработать на жизнь оказались нереальны. Был найден компромисс: Елена поступает в Школу Штиглица, а отец оплачивает занятия пением.

Благодаря разносторонней одаренности и уроки живописи, и уроки пения шли успешно. Но ни планам отца, ни мечтам Елены осуществиться было не суждено. Из Школы Штиглица девушку отчислили за свободолюбивые взгляды (на дворе стоял 1905 год) с нелепейшей формулировкой. Обладательницу высшей премии за акварель отчисляли за недостаточные способности!

Голос же покинул ее при драматических обстоятельствах. Нежные чувства, возникшие между девушкой и ее аккомпаниатором студентом Евгением, сулили скорые перемены в жизни. Радостные хлопоты, ожидание счастья, назначенный день венчания и… странный поступок жениха, с его нелепой просьбой сыграть свадьбу спустя десятилетие. Сердечная рана была так глубока, что на нервной почве девушка потеряла голос. Только театр успокаивал ее душу, отвлекал от тяжелых мыслей, а встреча с искусством Веры Комиссаржевской наполнила жизнь новым содержанием.

Елене шел двадцать пятый год. «И сцена драматическая стала моей всепоглощающей страстью, смыслом и содержанием моего существования. И все достигнутое мною в юности занятиями разными видами искусства вдруг оказалось важным и необходимым для искусства сцены».

В 1906 году она поступила в музыкально-драматическую школу Е. П. Рапгофа, поразив своей одаренностью присутствовавшего на вступительном экзамене знаменитого актера и режиссера Александринского театра Андрея Петровского.

В марте 1908 года Полевицкая досрочно получает аттестат – смерть отца вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно – и получает назначение в театр Пскова. Она не чурается никаких ролей, выполняя условия контракта – роли «на усмотрение дирекции». И, по свидетельству «Псковской жизни», это идет ей на пользу: «Огромное достоинство г-жи Полевицкой, указывающее на большой талант, заключается в том, что в какой бы роли г-жа Полевицкая ни выступала — она нигде не повторяется, ее игра во всех ролях в высшей степени продумана, и смело можно сказать, что в каждой, даже самой маленькой роли она создает художественный тип».

Окрыленная первыми успехами, в августе 1908 года она возвращается в Петербург и почти сразу получает приглашение сыграть в Павловске Негину в «Талантах и поклонниках» Островского. Роль, исполненная в окружении актеров Александринского театра, возрождает мечты о прославленной сцене. Никогда еще вожделенная Александринка не была столь близка, Петровский сам вызвался «похлопотать» за любимую ученицу. Назначен «закрытый дебют», актриса выдержала его с честью, но… за выступлением ничего не последовало. Не последовало и никаких объяснений. «Причиной» же была, не любящая соперниц Мария Савина, чье слово было весомее даже слов директора императорских театров.

С антрепренершей Малиновской Елена уезжает в Гельсингфорс. А по окончании сезона получает приглашение Южина дебютировать в Малом театре. И вновь ощущение тяготеющего рока: блестящий дебют, заманчивые предложения и – отказ. На сей раз «постаралась» Малиновская, пустившая слух об алкоголизме актрисы, так как талантливая девушка была нужна ей самой…

Весной 1910 года в Петербурге происходит знаменательная для Елены встреча с выдающимся провинциальным режиссером Николаем Синельниковым, набирающим труппу для театра в Харькове. Несколько лет, проведенных в труппе Синельникова, станут годами счастливейшего творческого содружества. Она сыграет Марию Стюарт и леди Мильфорд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь» Шиллера), Юлию Тугину и Катерину («Последняя жертва» и «Гроза» Островского), другие роли, развившие ее чудесный дар и принесшие славу.

Во время гастролей в Москве в 1914 году актриса удостоилась лестной похвалы журнала «Рампа и жизнь»: «Москва не любит провинциальных знаменитостей, она относится крайне осторожно и подозрительно к звездам провинции. Г-же Полевицкой победа над Москвой дается сразу и главным образом потому, что в ней абсолютно нет провинции… Игра г-жи Полевицкой – это тончайшая акварель…».

В 1911 году Елена обвенчалась с Иваном Шмитом – блестящим адвокатом, режиссером-любителем, соратником Петровского и щедрым театральным меценатом. Его любовь и преданность залечили ее давнюю рану. Долгие годы они будут вместе.

Уже после революции, 20 мая 1920 года, Полевицкая и Шмит уезжают в Болгарию. Елена и представить себе не могла, что покидает Россию на 35 лет!

Впереди будут Румыния и Германия, Австрия и Прибалтика… Работа с Максом Рейнгардтом, многочисленные отказы американским кино- и театральным продюсерам…

«Русская Сара Бернар и Элеонора Дузе», «Подарок природы и искусства», «Одна из величайших актрис мира», она переживет оглушительные триумфы и тяжелейшие испытания. Безнадежные попытки вернуться на Родину и долгие годы работы на немецком языке, репатриацию из Прибалтики и страшный быт лагеря для перемещенных лиц, нищету и невостребованность…



Шмит не вернется на родину никогда. 10 сентября 1939 года во время пребывания в Риге он неудачно поскользнется на лестничной площадке и так и не оправится от полученных травм…

Елена Полевицкая же в Россию вернется в 1955 году в возрасте 75 лет. И еще целых восемнадцать лет она будет активно работать на благо русского театра…