Свет и его источники - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Свет и его источники - страница №1/1

Урок разработала учитель физики

Тимяшевской средней школы Лениногорского района РТ

Кулигина Надежда Степановна
Тема: Свет и его источники (8 класс, базисный уровень)

Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Интегральный
Цель урока: Сформировать у учащихся представления:

а) о свете – как видимом излучении

б) о роли света в жизни человека в современной технике и производстве

в) о естественных и искусственных источниках света

г) о взаимосвязи различных явлений природы

Показать связь физики с другими предметами (литература)


Задачи:

Развивающие - Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся. Развивать воображение, память, внимание, умение логично выражать свои мысли.


Воспитательные – Формировать материалистическое мировоззрение учащихся и нравственные качества личности. Учить находить и воспринимать прекрасное в природе.

Познакомить учащихся с поэзией для художественно-образного восприятия природы.

Здоровье сберегающие – Содействовать профилактике утомляемости. Усвоение учебного материала, через различные виды восприятия.

Вопросы ОБЖ на уроке физики.

Факторы содействующие здоровому образу жизни.
Оборудование : Доска , мел , учебник , кассета с записями , свеча , лампа

накаливания , спички , магнитофон , мультимедийная

установка.

Демонстрации : 1 - а) фрагмент фильма о звездах

б) фрагмент фильма о Солнце

в) Северное сияние

г ) Радуга

д) Луна

2 - Сложенный из спичек костер



3 - Зажженная свеча

4 - Лампа накаливания

5 - Фрагмент о лазерной установке
Ход урока :

Деятельность учителя




Деятельность ученика




Организационный момент.

Включение записи магнитофона с музыкой Шуберта « Аве Мария «

Запись на доске :

« В начале сотворил Бог небо и землю ,

Земля же была безвинна и пуста ,

И тьма над бездною ; …

И сказал Бог : Да будет свет.

И стал свет .

И увидел Бог свет , что он хорош

И отделил Бог свет от тьмы «


Свет исключительно важен для каждого

человека. Благодаря нему мы видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения – глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг нас пред-

меты мы видим цветными.

Благодаря свету астрономы установили законы движения планет и звезд. Биологи открыли строение клетки живых организмов. Свет – участник фотосинтеза и фотографии; контролер качества продукции; автомат регулировки уличного освещения.

Что же такое Свет?

Новый материал

Свет падая на тела вызывает их нагревание, т.е. он передает им энергию своим излучением.

Свет это видимое излучение

воспринимаемое глазом человека. Наука изучающая свет и его свойства называется оптикой.

Световое излучение создается источниками света :

а ) Одни из них сами излучают свет – их называют естественными источниками.

б ) Другие создают свет искусственно –

искусственные источники.

В ) Третьи отражают свет своими поверхностями
По виду излучения бывают –

Тепловые - дающие нам тепло. Излишнее излучения вызывают ожоги : например – загар. Правильное чередование тепла и холода дает закалку организма от перепада температур.

Люминесцентные – холодное свечение .

Например лампы дневного света , светлячки.



Закрепление материала


Естественные источники издавна привлекали к себе внимание людей. Они вдохновляли поэтов, художников, мыслителей. Вот как писали М.В.Ломоносов и И.Луговской о звездах ( Демонстрация 1 – а ).

Звезда стала символом всего самого яркого, необычного, выдающегося.Солнце тоже звезда и служит нам источником света и тепла. Ему мы обязаны своим сосуществованием. ( Демонстрация 1 – б

Полярное сияние ( Демонстрация 1 – в )

Радуга ( Демонстрация 1 – г )

Луна ( Демонстрация 1 – д )


После просмотра всех фрагментов

Сделаем физминутку для глаз.

( положение стоя , повторяется 3-4 раза)


  1. На счет 1-4 закрыть глаза сильно-сильно, затем медленно раскрыть и расслабив мышцы посмотреть вдаль.

  2. На счет 1-4 посмотреть на переносицу, затем медленно подняв глаза посмотреть вдаль.

  3. На счет 1-4 посмотреть вправо, затем 1-6 вдаль, 1-4 влево – вдаль.

Еще в легендах и мифах упоминается, как Прометей похитил у богов огонь и дал его людям. Это был костер.( Демонстрация 2)

Особая роль принадлежит свече – она символ жизни, знаний, бессмертия человеческих душ.( Демонстрация 3)

Именно свеча подсказала русскому электротехнику Яблочкову создать лампы с электрической дугой. Затем Ладыгин изобрел электролампу накаливания, а Эдисон использовал в ней тонкие угольные нити. Сейчас лампы – это самый распространенный источник света. ( Демонстрации 4)


Человеческая мысль не стоит на месте и вот изобретен удивительный источник света – Лазер. Он излучает свет большой мощности сконцентрированный в узком луче. Энергия его луча много больше энергии Солнца. ( Демонстрация – 5 )


Домашняя работа


  1. № 62 прочитать Упр.29(1) ответить

на вопрос.

  1. Привести примеры, где свет оказывает пользу человеку.

  2. В каких стихах вы встретили описание перечисленных выше световых источников.

Итог : « История исследования света, его природа и сущность далеко не закончена; несомненно, что впереди науку ждут новые открытия в этой области. » Вавилов.

Подготовка к уроку , слушание музыки ,

Чтение записи на доске . Воспринимают информацию учителя . Задумываются над проблемой поставленной учителем . Пытаются найти определение для света.

Записывают определение света в тетрадь.

Заполняют таблицу источников света. Приводят приметы источников каждого вида.

Естественные – определение и примеры ( Солнце, звезды, молния, Северное сияние, радуга.

Искусственные - костер, свеча, лампа накаливания

Отраженный свет – Луна, зеркало.

Тепловые – Солнце, лампа накаливания.

Люминесцентные – Лампы дневного света, светлячки.

Приводят примеры когда источники приносят пользу и вред.

Смотрят фрагмент фильма о звездах и читают стихи:

М.В.Ломоносов…Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна.

И.Луговской : Звезда , звезда , холодная звезда ,

К холодным иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа.

И на заре из пустоты возникнешь.
Фрагмент о Солнце и стихи:

М.Мицкевич…Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово,

А Солнцу – громкое ура !
Фрагмент о Северном сиянии и стихи:

М.А.Дудин. Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему наверно по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета.
Фрагмент о Радуге и стихи:

Тютчев:.. Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве !

Один конец в леса вонзила ,

Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.


Фрагмент о Луне и стихи:

А.Волошин...Седой кристалл магических заклятий,

Хрустальный труп в покровах темноты,

Алмаз ночей, царица вод, любовница волны!

Ты мертвый лик отвергнутого мира
Выполняют указания учителя по выполнению физминутки
Демонстрация 2 выполняется одним из желающих. Из спичек складывается костер

Выполняются все требования по ОБЖ


Зажигается свеча (Демонстрация 3) )Вспоминают моменты когда она применяется.

Фрагмент о моделях лазеров.

В итоге группа учащихся читает стихи В.Шефнера…

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле;

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Ходят по морю корабли –

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам.

Записывают домашнее задание.