Судьба деревни в изображении современных писателей - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алексеев М. Н 1 10.75kb.
Литературный Олимп: кого из современных писателей (пишущих на русском... 1 62.89kb.
Мероприятия, планируемые в Гродненской области в рамках Года гостеприимства... 1 71.57kb.
Расширенная метафора в произведениях современных британских писателей... 1 300.85kb.
Информация о Союзе писателей рт 1 8.98kb.
Безопасность и правила проживания на территории Деревни спортсменов 1 47.37kb.
Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа 1 27.91kb.
Особенности функционирования реалий в романах современных английских... 4 510.54kb.
Нерон в изображении Тацита и Светония 1 133.59kb.
Литературно- художественный альманах поважье орган издания региональный... 6 3232.29kb.
Добро и зло в понимании и изображении Ф. М. Достоевского в «Преступлении... 1 27.52kb.
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 6 Учитель Закирова М. 4 1561.03kb.
- 4 1234.94kb.
Судьба деревни в изображении современных писателей - страница №1/1




Судьба деревни в изображении современных писателей (В. Распутин Прощание с Матёрой, А. Солженицын Матрёнин двор)

Р Е Ф Е Р А Т на тему: «Судьба деревни в изображении современных писателей»(В. Распутин «Прощание с Матёрой» А. Солженицын «Матрёнин двор») Кузнецова Александра ученика 11 класса «В» школы № 1100 Москва 2001гМногие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Однивосхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить»,другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ееизбы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала, чуть лине ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни.Коллективизация заставила писателей взяться за перо.Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик.Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутскогоуниверситета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентоммолодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора.Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликованв альманахе "Ангара" (1961). Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетахИркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС имагистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли вего сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба". В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу насовещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестнымотцом" начинающего прозаика.Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970),заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой"(1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи -век люби". Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой исовременностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной ипублицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в светего рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы"Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение"и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске. У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая являетсяВселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести ВалентинаРаспутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина. Вповести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревниписателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зонузатопления. Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этоместо русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этомострове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливымиМатера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливовскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно быложителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовойплитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможностьприкоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара,прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечьрядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зонузатопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливаласькровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, асама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренневерит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее спользой и кормились». И встают Материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню,свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущегоначальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица земли.Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего,новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарьяприходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувствосовестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть,поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее несмотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!» Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека отземли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались вернымиМатере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстаетсясо своей малой родиною. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший своюродную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты,покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома:нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать и Матеры.Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землейпредков: «Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, неполивал своим потом каждую борозду», - считает он. Но и восстать противпереселения Павел не в силах. Андрею, внуку Дарьи, легче. Он уже вкусил новое. Его тянет к переменам:«Сейчас время такое живое… все, как говорится, в движении. Я хочу, чтоббыло видно мою работу, чтоб она навечно осталась…» В его представлении, ГЭС– это вечность, а Матера – уже что-то отжившее. Андрею изменяетисторическая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождаетместо другим своим единомышленникам, «пришлым», которые делают то, чем покаеще неудобно заниматься уроженцу Матеры – заставлять людей покидатьобихоженную землю. Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним –традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душучеловека, его неповторимый характер. Что же теперь будет с Андреем мечтавшим о строительстве электростанции ипожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой которыйготов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери? Чтобудет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом иматериком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается вфинале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов?Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человекастановится святым местом на земле, как на Матере, где уцелел царственныйлиствень, где обитательницы – старухи – праведницы привечают неузнаваемогонигде, гонимого миром Богодума, странника, юродивого, «божьего человека»?Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своихкорней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовныеценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией:память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру,доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходитпоследняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Какмучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Даи сама земля скоро перестанет существовать, превратившись в дноискусственного моря. Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестоватьпротив всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о такихпреобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человек. Всилах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть наней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытыватьперед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоемусердцу. В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, носудьба Матеры – ведущая тема этого произведения. К этой же теме примыкает рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».Александр Исаевич Солженицын. Один из ведущих русских писателей двадцатогостолетия, родился в Кисловодске 11 декабря 1918 года. Лауреат Нобелевскойпремии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжилтрадицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997). Солженицын изучал математику и физику в Ростовском университете, которыйи закончил перед началом войны между нацистской Германией и СоветскимСоюзом. Он провоевал три года в Красной Армии (артиллерия) и достиг званиякапитана. 9 февраля 1945 года его арестовала фронтовая контрразведка закритические замечания о Сталине, высказанные им другу в письмах,перлюстрированных военной цензурой. Приговоренный безсудно к восьми годамлагерей, он пробыл в них до 1953 года. В 1952 Солженицын заболел раком, откоторого чудом вылечился в ташкентской больнице в 1954.Во время хрущевской эры он был реабилитирован и в 1956 смог вернуться вЦентральную Россию. Солженицын поселился в Рязани и стал преподавать вшколе математику и физику, одновременно работая над своими книгами. Рассказ"Один день Ивана Денисовича" (1962) был первым из опубликованных в СССРсолженицынских вещей. После 1966 на долгие годы его перестали публиковать.Наружу конфликт выплеснулся "Письмом IV-му съезду советских писателей", вкотором Солженицын потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многихписателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата его личного архива,конфискованного КГБ в 1965 году. После выхода в свет за рубежом романа "Вкруге первом" (1968) и повести "Раковый корпус"(1968-69) и получения имНобелевской премии (1970) конфронтация только возросла. Дальнейшиепубличные выступления Солженицына ("Великопостное письмо Всероссийскомупатриарху Пимену", "Мир и насилие", "Письмо вождям Советского Союза"), также как и публикация первого варианта "Августа 14-го" (1971) и первого тома"Архипелага ГУЛАГ" (1973), вынудили советское руководство изгнать писателяв Германию в феврале 1974. Поселившись сначала в Швейцарии, в 1976 Солженицын с семьей переехал вСША. Будучи на Западе, он завершил "Бодался теленок с дубом: очеркилитературной жизни" (1975) и восстановил три пьесы (1981), сочиненные имустно в лагерях. В 1982 публикацией расширенной версии "Августа 14-го"открылось "повествование в отмеренных сроках" о русской революции -"Красное колесо". Сплотка глав оттуда была опубликована еще в 1975 подназванием "Ленин в Цюрихе". Среди его выступлений на Западе отметим"Расколотый мир" (речь в Гарварде, 1978), "Чем грозит Америке плохоепонимание России" и "Иметь мужество видеть" (статьи для журнала "ФоринАфферс", 1980). Интеллектуальное и моральное влияние Солженицына сыграливажную роль в падении коммунистических режимов Восточной Европы и СССР. В 1989 журнал "Новый мир" напечатал главы из "Архипелага ГУЛАГ", а вавгусте 1990 Солженицыну было возвращено советское гражданство. В сентябретого же года тиражом 27 миллионов экземпляров в СССР был опубликован егоманифест "Как нам обустроить Россию". В мае 1994 писатель вернулся наРодину; среди его новых работ - "Русский вопрос к концу ХХ века", рассказы,публицистика. Весной 1998 он завершил книгу "Россия в обвале"; продолжение"Теленка" - "Угодило зернышко промеж двух жерновов: очерки изгнания" ссентября 1998 печатает журнал "Новый мир". Пожалуй, нет среди возвращающихся в литературу имен такого, которое бывызвало больше эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий, чем имяАлександра Исаевича Солженицына. Наш современник, возмутитель спокойствия взастойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из«зубров» литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своемличностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начало. Характерен этим и рассказ писателя «Матренин двор». В центреповествования – судьба деревенской женщины. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями,фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарённымичистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами,будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведникижертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостьюпомогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем изборьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили,сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегданайдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду. Железная дорогачёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда,где-то быстрее, где-то медленнее. Но "на сто восемьдесят четвёртомкилометре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрыхполгода после того все поезда замедляли свой ход". Нет, пути уже давнопочинили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинистызнали и помнили, отчего это всё. Да Игнатич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица. "Матрёнин двор" - это рассказ обеспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советскихпослесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суетыи спешки, - о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, какзамечал сам автор, "полностью автобиографичен и достоверен", отчестворассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич.Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Людиещё не знают, как жить дальше: из "пыльной горячей пустыни" бесчисленныхлагерей они попадают "просто в Россию", чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе - "без жары, с лиственным рокотом леса". Ещё годназад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилкитаскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. Атеперь извольте - можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовалообратиться по вопросу трудоустройства, "кадры уже не сидели за чёрнойкожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке". Воздух былпросто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоимстранностям найдут, каждую букву в документах "перещупают", походят изкомнаты в комнату, куда-то позвонят, - и ты трудоустроен. В тот год быстрыхперемен, когда "повелось по две - по три иностранных делегации в неделюпринимать", рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещёнедавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке,"где не обидно бы и жить и умереть", в Высоком Поле. Ночью лишь тихийшелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит.Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Полене пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работникиотдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу вТорфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать - невозможно. Вэтом посёлке смешались две эпохи - "однообразные худо штукатуренные баракитридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домикипятидесятых". Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь икопоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголкеРоссии! А ведь там, откуда приехал рассказчик, "дул такой свежий ветерночами и только звёздный свод распахивался над головой". Но лучше свободновдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючейпроволокой. На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбебыло угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего неговорящим названием - Тальново, в доме "с четырьмя оконцами вряд нахолодную некрасную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком".Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперьодинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больнымлицом хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем орассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала,несмотря на болезнь, работала бесплатно: "не за деньги - за палочки".Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобраннаяиз жалости, мыши и тараканы. "Но не потому были мыши в избе, что колченогаякошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол ивыносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-токогда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, ав пять слоёв. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многихместах отстали - и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Междубрёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали,бегая по ним даже и под потолком". Солженицын описывает деревенский быт сизрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потомпереклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами дляживотного ("кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать немогла") и людей. Матрёна Васильевна избу не жалела - ни для мышей, ни длятараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана,шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было ихжизнью. Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, "тихо,вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, поводу ходила и варила в трёх чугунках". Наверное, жребий Матрёны был жить вто время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги инаграды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никомуне могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег онане брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорностьшла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда былаготова поделиться последним. Матрёна Васильевна - человек не от мира сего.Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго неоформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталасьрадушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскуюгероиню Марию. Матрёна у Солженицына - воплощение идеала русскойкрестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Её дом - сквознойсимволический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, вкотором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земныхживотных - чтобы продолжить род людской. Матрёна - праведница. Ноодносельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину простонеумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. ПодобноЛукерье из рассказа Тургенева "Живые мощи", Матрёна на свою жизнь нежаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житиесвятой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом.Однако смерть героини - горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старикФаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Безотказная Матрёна остроощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала егоневестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеевабрата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель домаМатрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: бояласьпожара, боялась молнии, а больше всего почему-то - поезда. Под поезд она ипопала Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, вкотором она жила. Первоначально рассказ назывался "Не стоит село безправедника" - по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружениинедоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьбамало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по исконизаведённым порядкам. Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех такмного добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли сдетьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начиналиплач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицомусопшей". Плач родственников был "своего рода политикой": в нём каждыйизлагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились ктому, что "в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!" Жаль,что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-тотерять считается перед людьми постыдно и глупо. Рассказ "Матрёнин двор"невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки нехудожественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу - Богубольше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием игордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники,без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.Библиография:В. Распутин Избранные произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия»,1984г.А. Солженицын «Матренин двор»И. Дедков Обновленное зрение. М., 1988г.