Стратегии выстраивания конкурентных отношений на рынке розничной торговли в современной России - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Динамика оборота розничной торговли 1 108.69kb.
«Экологическая ответственность сетевых предприятий розничной торговли... 1 476.91kb.
Главная тема саммита Розничный бизнес в России 2013: неценовая конкуренция... 1 39.66kb.
Информация о награждении лучших магазинов и розничных сетей спортивных... 1 70.62kb.
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения 2 5 1410.24kb.
Потребительский рынок розничная торговля 1 382.06kb.
План. Введение. Основные формы оптовой и розничной торговли 1 396.59kb.
Урок истории по теме "Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной... 1 259.85kb.
К. К. Худолей С. М. Виноградова 2 406.81kb.
Законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением... 5 1045.15kb.
7. Теория конкурентных преимуществ М. Портера 1 103.2kb.
Системы управления товарно-материальными запасами при независимом... 3 900.38kb.
- 4 1234.94kb.
Стратегии выстраивания конкурентных отношений на рынке розничной торговли в современной - страница №1/1



Овчинникова Юлия

Стратегии выстраивания конкурентных отношений на рынке розничной торговли в современной России
В настоящее время рынок розничной торговли является одной из наиболее интенсивно развивающихся сфер российской экономики. Катализатором такого развития можно назвать начало пришествия западных розничных сетей на российскую почву в начале 2000-х гг.1 С одной стороны в попытках самосохранения это стало толчком к более активному выстраиванию, укрупнению отечественных сетей (территориальный захват – выход в регионы, привлечение дополнительного инвестирования – стремление выйти на фондовую биржу). С другой – появилась возможность брать пример с «живых» образцов цивилизованных форм торговли (отработанные технологии западных сетей в многолетнем опыте работы, выстраивание поставщиков, работа напрямую с поставщиками без дистрибьюторов через распределительные центры сетей). И если еще несколько лет назад среди российских сетевиков существовала настоящая паника по поводу выживания в борьбе с более крупными западными игроками, имеющими ко всему прочему «длинные» инвестиции (т.е. наличие возможностей играть некоторое время себе в убыток путем ценовой конкуренции)2, то уже сегодня в прессе мелькают весьма оптимистичные рассуждения аналитиков о том, что не все так плохо, что исход ситуации не определен однозначно3. В качестве примера приводится недавнее поражение мирового лидера розничной торговли Wal-Mart от местных сетей в Германии.

Проблемой исследования является определение того, на каких основаниях происходит стратегический выбор по нескольким ключевым аспектам, касающимся основ деловой стратегии:

  • выбор способа выстраивания вертикальных отношений (с поставщиками и потребителями) через наличие/отсутствие горизонтального взаимодействия;

  • концентрация или диверсификация ресурсов (относительно форматов и территории покрытия сетью).

А также существуют ли устойчивые комбинации этих решений среди агентов российского рынка розничной торговли, формирующие деловую стратегию в целом, и если существуют, то какие именно. Другими словами, как оценивается перспективность той или иной стратегии игроками, занимающими определенные позиции в структуре рынка, с учетом наличия/отсутствия определенности, с их точки зрения, относительно успеха действия в долгосрочном периоде («тише едешь – дальше будешь» vs. «нас не догонят»)?
Основные понятия:

Концепции контроля – «представления, структурирующие восприятие того, как работает рынок, и позволяющие акторам интерпретировать свой мир и контролировать ситуации», «это одновременно и мировоззрение, позволяющее акторам объяснять действия других, и представления о том, как структурирован рынок»4.

Под стратегиями выстраивания конкурентных отношений в данной работе подразумеваются намерения руководителей, собственников торговых сетей относительно способов ведения бизнеса в долгосрочном периоде, обусловленные системой представлений о будущем развитии конкурентной ситуации (угрожает ли захват со стороны иностранных торговых сетей, как распределить свои финансовые и управленческие ресурсы, как выстраивать взаимодействие с другими участниками рынка и т.д.).



Стратегический выбор – выбор принципов действия, которые формируют деловую стратегию. В данном случае он сопряжен с необходимостью выбора по двум аспектам: выстраивание вертикальных отношений через включение/невключение в горизонтальные связи (обусловлено сетями), распоряжение ресурсами компании (сопряжено с конвертацией разных видов капитала).
Стратегии выстраивания конкурентных отношений
Фgif" align=left hspace=12>орма ведения бизнеса Ресурсы
Горизонтальная Вертикальная Концентрация Диверсификация





Концентрация

Диверсификация

Формат

Моноформат

Мультиформат

Площадь покрытия сетью

Небольшая

Большая
(взаимообусловленность)

Рассматриваются 4 возможные комбинации: однозначное соответствие по столбцу (2 вида) или по диагонали (2 вида)


Объект исследования: крупные сетевые предприятия розничной торговли России, действующие в том числе на территории Москвы и Московской области и работающие преимущественно с товарами недлительного пользования (повседневного спроса). Территориальное уточнение объекта обусловлено тем, что в большинстве случаев приход западных сетей в Россию начинается с завоевания именно московского рынка и теснения местных игроков (соответственно провоцирования активного выхода в другие регионы). Кроме этого, сетевая организация розничной торговли наиболее развита именно в данном регионе, и, несмотря на относительно небольшой возраст сетей, здесь уже сложилась определенная структура рынка с выделением ведущих игроков. Выбор одного сектора (товаров недлительного пользования) связан с необходимостью сопоставления стратегий действий агентов, играющих на одном поле, т.е. реальных или потенциальных конкурентов. Сам непосредственный выбор сектора может быть объяснен наибольшим количеством действующих в нем в настоящее время фирм, работающих в сетевом организационном формате. Размер предприятия обусловлен их возможностью в той или иной мере влиять на состояние рынка, вступать в борьбу за определение концепций контроля.

Предмет исследования: осуществляемые сетевыми предприятиями стратегии выстраивания конкурентных отношений в зависимости от определения настоящей и будущей конкурентной ситуации на рынке розничной торговли (стратегии в настоящее время как проекция видения будущего развития ситуации), а также мотивы и факторы, определяющие выбор той или иной стратегии.

Цель исследования: разработать типологию сетевых предприятий розничной торговли в зависимости от предпринимаемых ими стратегий действия, определить мотивы и факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:



  1. выявить наличие/отсутствие практик горизонтальной и вертикальной форм ведения бизнеса среди торговых сетей, действующих на рынке розничной торговли:

  • в рамках горизонтальной формы выявить включенность/невключенность в стратегические альянсы (коммерческие или политические), деловые сети, деловые ассоциации, слияние и поглощение конкурентов

  • в рамках вертикальной формы рассмотреть модели выстраивания отношений с поставщиками и потребителями, развитие собственного производства торговых сетей – private labels

  1. определить политику торговых сетей относительно развития моно- мультиформатности своих торговых точек, подведения их под четкие форматы по западному стандарту и установить взаимосвязь между той или иной политикой и намерениями территориальной экспансии (в российские регионы и за рубеж) – установление следования одному из 4 возможных вариантов распоряжения ресурсами, описанных выше.

  2. выявить содержание существующих концепций контроля, источники их формирования (включенность в деловые сети и деловые ассоциации) и продвижения на рынке розничной торговли (независимые эксперты, сами торговые сети – российские и западные)

  3. установить взаимосвязь между принятием той или иной концепции контроля торговой сетью и ее стратегией действия

  4. определить структуру мотивов, влияющих на выбор той или иной стратегии действия торговыми сетями

  5. разработать комплексную типологию торговых сетей в зависимости от предпринимаемых ими стратегий действия, установить взаимосвязь между принадлежностью торговых сетей к определенному типу и их эмпирическими характеристиками (размер сети – количество магазинов в Москве и регионах, географическое покрытие сетью, организационная структура, превалирующий формат магазина в сети, источник инвестиций – размещение акций на бирже, иностранный или российский капитал)


Гипотезы:

  1. Торговые сети, включенные в деловые связи (стратегические альянсы, деловые сети, деловые ассоциации и проч.), используют сходные практики вертикальной формы ведения бизнеса.

  2. Торговые сети, тяготеющие к мультиформатности своих магазинов (зонтичный бренд – разные форматы магазинов под одной торговой маркой), а также стремящиеся к более точному соответствию западным стандартам форматов, характеризуются более низкими темпами территориальной экспансии. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что мультиформатность магазинов сопровождается усложнением управленческих схем как одного из основных институциональных элементов рынка, которые усложняются еще больше при широком географическом распространении сети. С другой стороны, концентрация на относительно ограниченной территории позволяет оттачивать схемы ведения бизнеса, делать его сопоставимым с западными стандартами, что может делать торговую сеть более привлекательной для покупки иностранной сетью.

  3. На рынке розничной торговли в настоящее время существует несколько конкурирующих концепций контроля, формируемых «авторитетными» участниками рынка. Источником одной из них являются экспертные оценки независимых консалтинговых агентств, экспертов и т.п., которые дают высокую оценку привлекательности инвестиций в российскую розничную торговлю в целом (рынок не насыщен, ситуация стабильная, рекомендуется инвестировать, проблема конкуренции вторична). Источником второй является позиция, выработанная в различной степени включенными в деловые связи российскими розничными сетями. Она сопряжена с проблемой приближающегося обострения конкуренции и необходимостью игры на опережение. При этом оценка конечного исхода конкурентной борьбы четко не определена, следовательно, принятие одной и той же концепции приводит к выбору различных стратегий действия отдельными компаниями, а не объединению усилий. Третья возможная концепция контроля исходит от западных розничных сетей, уже действующих на территории России. Она формируется преимущественно через СМИ путем высказывания тех или иных положений о деятельности в настоящее и будущее время (комментирование политики российских сетей, обозначение своих намерений) в качестве демонстрации своего превосходства – «бороться с нами бесполезно».

  4. Существует прямая зависимость между принятием торговой сетью той или иной концепции контроля и ее стратегией, основывающейся на определенном стратегическом выборе. В случае принятия концепции контроля, связанной с позитивной оценкой перспектив ведения собственного бизнеса, торговая сеть делает выбор в пользу более активного выстраивания вертикальных отношений при низком уровне включенности в горизонтальные отношения, диверсификацию ресурсов (первая или вторая концепция контроля). В противном случае существует тенденция к увеличению включенности в горизонтальные формы ведения бизнеса, как способа выживания, концентрации ресурсов (третья концепция контроля).

  5. Доминирующим мотивом выбора стратегии, основанной на позитивной оценке, является стремление к развитию собственного бизнеса (сохранение российского бренда и российского руководства) – «мотив достижения». В случае принятия негативного исхода основным мотивом является «мотив поражения», т.е. стремление более выгодно продать свой бизнес российским или западным сетям.

  6. В зависимости от стратегических выборов по каждому параметру (форма ведения бизнеса, распоряжение ресурсами) организации можно сгруппировать в 2 основных типа (условные названия):

    1. «максимизаторы» - торговые сети, характеризующиеся высокой степенью диверсификации ресурсов (большой фактический и планируемый размер сети, быстрый рост сети), моноформатностью, широким территориальным покрытием сетью, привлечением иностранного капитала через размещение акций на бирже, приоритетом горизонтального развития (расширения) бизнеса через поглощения и франчайзинг (быстрый захват как можно большей территории)

    2. «комбинаторы» - торговые сети, характеризующиеся умеренным темпом роста сети, мультиформатные, с выделением приоритета развития для московского региона, совмещением различных источников инвестиций, преимущественным развитием через органический рост, слияние и поглощение (более глубоко прорабатывают имеющиеся возможности)


Методы сбора данных:

Для достижения поставленной цели, связанной с необходимостью раскрытия мотивов и особенностей конкурентных политик отдельных сетевых компаний, используется качественный метод полуструктурированных интервью.


Структура работы:

  1. Концепции контроля на рынке: формирование, содержание и распространение

  2. Стратегии действия розничных сетей: соотношение принимаемой концепции контроля и стратегического выбора

  3. Мотивы и факторы выбора стратегии действия

  4. Типология розничных сетей в зависимости от принятой стратегии действия

Выборочная библиография:

  1. Барсукова С.Ю. Балансируя на тонкой проволоке (западные розничные сети в оценках российских предпринимателей) // ЭКО. 2003. № 1. С. 42-55.

  2. Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 211-225.

  3. Радаев В.В. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 3. С.3-26.

  4. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  5. Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 185-210.

  6. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. No. 2. P. 147-160. [online] URL: .

  7. Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.

  8. Gulati R. Alliances and Networks // Strategic Management Journal. 1998. Vol.19. No. 4. P. 293-317. [online] URL: .

  9. Gulati R., Gargiulo M. Where Do Interorganizational Networks Come From? // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 104. No. 5. P. 1439-1493. [online] URL: .

  10. Hannan M.T. Organizational Population Dynamics and Social Change // European Sociological Review. 1988. Vol. 4. No. 2. P. 95-109. [online] URL: .

  11. Uzzi B. The Sources and Consequences of Embeddedness for the Economic Performance of Organizations: The Network Effect // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. P. 674-698. [online] URL: .

  12. White H. Where Do Markets Come From? // American Journal of Sociology. 1981. Vol. 87. P. 517-547. [online] URL: .




1 См.: Радаев В.В. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 3. С. 3.

2 См.: Барсукова С.Ю. Балансируя на тонкой проволоке (западные розничные сети в оценках российских предпринимателей) // ЭКО. 2003. № 1. С. 42-55.

3 Российский ритейл останется за нами: аналитики считают, что западным сетям не занять доминирующего положения на российском рынке // RBC Daily. 2005. 11 июля. [online] URL: .

4 Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 189.