Стр. 3 Глава Характеристика эпохи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Стр. 3 Глава Характеристика эпохи - страница №1/1

Оглавление
Введение стр.3

Глава 1. Характеристика эпохи. стр.5

    1. Великие географические открытия. стр.5

    2. Мировоззрение эпохи Возрождения. стр.6

Глава 2. Отражение нового мировоззрения в картографии. стр.11

2.1. Изменения в оформлении карт и их пространственной ориентации.стр.11

2.2. Использование при создании карты естественнонаучных знаний. стр.14

2.3. Соотношение статики и динамики стр.16

2.4. Прикладной характер новых карт. стр.18

2.5. Декоративная и эстетическая роль карт. стр.21



Заключение стр.24

Список литературы стр.26

Приложения стр.27


Введение
Актуальность работы.

Карта – это один из способов познания окружающего мира и закрепления знаний о нем. Она не просто иллюстрация, средство графического изображения земной поверхности, но свод знаний, накопленных человечеством, возможность увидеть окружающий мир. Рассматривать карты только как конечный продукт географических открытий – это умалять их значение. В разные эпохи мир воспринимался по-разному. Карта позволяет обобщать, сразу охватывать взглядом любые пространства, вплоть до всего земного шара. Именно это ее свойство помогает делать выводы о мировоззрении ее создателей.



Цель работы.

В предлагаемой работе сделана попытка проследить по картам эпохи Великих географических открытий, как менялось мировоззрение европейцев, прочитать увлекательную историю развития их представлений об устройстве мира и месте человека в нем.



Задачи.

1. Изучение карт эпохи.

2. Изучение влияния эпохи Великих географических открытий на мировоззрение людей эпохи Возрождения.

3. Сопоставление изменений в мировоззрении европейцев эпохи Возрождения с изменениями в содержании географических карт.



Степень изученности темы.

В основу данной работы положена книга Лео (Льва Семеновича) Багрова «История картографии», в которой отражаются основные этапы развития картографии с древних времен до XVIII века и дается характеристика наиболее значительных карт. Эволюция географических знаний и способы отражения их на карте подробно рассмотрены в работе А. Дитмара «От Птолемея до Колумба». С оригинальными материалами средневековых географических трактатов и подробным комментарием к ним дает возможность познакомиться труд Е. Мельниковой «Древнескандинавские географические сочинения». Яркий иллюстративный материал, сопровождаемый популярными пояснениями, дает книга В. Малова «Географические карты» из энциклопедической серии для школьников. Работы А. Гуревича «История средних веков» и Ф. Броделя «Структуры повседневности» позволяют ознакомиться с мировоззрением людей рассматриваемой эпохи.

Представляется, что отраженное в картах новой эпохи видение мира стало основой для философских взглядов эпохи Просвещения, цивилизационных теорий, представлений о месте европейской цивилизации.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.



Глава 1. Характеристика эпохи.

    1. Великие географические открытия.

Тебе, Колумб, тебе венец!

/…/

Ты завесу расторг божественной рукой –

И новый мир, неведомый, нежданный

Из беспредельности туманной

На Божий свет ты вынес за собой.

Ф. Тютчев

К XV веку в Европе все активнее стала развиваться торговля, разные слои населения стали испытывать потребность в деньгах. Становится выше и качественно меняется уровень материальной жизни европейцев. Иной стала психология западного мира. Развитию торговли и обогащению (а к нему в новых условиях стали стремиться) мог бы способствовать приток дорогих товаров с далекого Востока, о котором было известно со времен Марко Поло: шелка, драгоценных камней, пряностей. Но путь на Восток по суше был закрыт, т.к. христианам там противостояли враждебные и могущественные исламские государства. Жажда золота (в новой системе ценностей она уже заняла свое место) толкала европейцев к поиску морских путей в Индию и Китай, которые представлялись сказочно богатыми. По словам Колумба, «золото – это совершенство. Золото создает сокровища, и тот, кто владеет им, может совершать все, что пожелаем и способен даже вводить человеческие души в рай».1 (Кроме этого, уверенность в исключительных возможностях человека, выросшая на основе философских воззрений эпохи Возрождения, укрепляла дух предпринимательства, авантюризма, жажду увидеть и познать мир). Эти устремления, кстати, сопровождались постоянными поисками в области усовершенствования существующих технических достижений и их практического применения на службе людям: «Накопление практических открытий, свидетельствующих о сознательной воле к овладению миром, возросший интерес ко всему, что представляет источник энергии, дали Европе задолго до окончательного успеха ее подлинный облик и предпосылки ее превосходства».2 Европейцы достигли значительных успехов в кораблестроении (появилась каравелла – легкий исследовательский корабль с двойным парусным вооружением: латинским, позволяющим ставить паруса по ветру, и прямым, позволяющим идти с попутным ветром), научились производить бумагу из хлопчатобумажных тканей - в результате книги стали дешевле и доступнее, - было изобретено книгопечатание, и карты начала гравироваться на медных досках, что позволило избежать искажений при ручном копировании.

3 сентября 1492 года три испанские каравеллы («Пинта», «Нинья» и «Санта Мария»), отправившиеся на поиски новых путей в старые земли, вышли из испанского порта Палос, а в октябре высадились на новых землях, объявленных владениями короля Испании. Так началась эпоха Великих географических открытий, изменившая представления европейцев об устройстве и размерах мира.

Незадолго до знаменитого плавания Колумба Генрих (Энрике) Мореплаватель, сын португальского короля, окруженный учеными, картографами, мореходами, сделается страстным вдохновителем плаваний ради открытий. Он снарядил экспедицию, исследовавшую африканское побережье с целью найти путь на Восток, обогнув Африку. Новый португальский король тоже поддерживал эти поиски. В 1487 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки и назвал ее мысом Бурь. Король дал иное, символичное название – мыс Доброй Надежды. Португальцы, отвергшие просьбу Колумба о снаряжении экспедиции для поиска пути в Индию через западное направление, были готовы идти вдоль берегов, но не решились финансировать путешествие в неизвестность. Колумб же был готов к этому, веря во всемогущество человека и в то, что мир можно постичь с помощью разума: путь на Запад он вычислял математически, предварительно изучив множество географических сочинений.

Несмотря на то, что открытие Колумбом новых земель не дало испанской короне ожидаемых богатств, экспедиции в новом направлении продолжались, и к концу XV века стало ясно, что открыта новая часть света.

Приблизительно в это же время, в 1499 году, португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии, т.е. проложил морской торговый путь на Восток.

А в 1519-1521(2) гг. Фернан Магеллан, тоже португалец, совершил первое кругосветное путешествие, доказав конечность и познаваемость земного мира. Это был главный итог эпохи Великих географических открытий.

Следует отметить, что задолго до открытий европейцев все пригодное для жизни пространство мира было уже освоено человеком, все территории, позволяющие человеку их осваивать, имели своих «собственников и пользователей». Европейцы открывали мир заново, нередко чужими глазами и ногами. Главное преимущество Европы было лишь в том, что она покорила Атлантику. Этот успех открыл европейской цивилизации путь во все моря мира и сделал европейца его хозяином.3 Почему же другие морские цивилизации не воспользовались техническими достижениями Европы в области мореплавания? Ответ на этот вопрос лежит не в области техники, а в области культуры и психологии. Именно гуманистическая система ценностей толкала европейцев на открытие и активное освоение новых земель.



1.2. Мировоззрение эпохи Возрождения.

Времени, предшествующему Великим географическим открытиями, в историко-философском плане соответствует эпоха гуманистических воззрений. Гуманизм утверждал свободомыслящее сознание, возвышал человеческую личность и ее энтузиазм в познании мира.

В историю культуры этот период вошел под названием эпохи Возрождения (Ренессанса). Возрождалась античная культура, огромный интерес проявлялся ко всем сторонам античного наследия, поэтому на развитие географических знаний сначала влияло не столько освоение новых пространств, сколько использование и переработка классических идей и попытка по-новому изображать Землю на плоских поверхностях. Взгляд человека на мир, и, главное, на его отношения с этим миром изменился. Человек Возрождения, обосновывая и объясняя себя и окружающий материальный мир, стремился представить этот мир в максимально ярком и привлекательном для зрения виде.4 Философская мысль Возрождения дает картину мира в какой-то степени пантеистическую, утверждая тождество Бога и природы, обожествляя природу и человека. В центр мира помещается человек с его ощущениями и переживаниями, Вселенная представляется бесконечной.

В предшествующую эпоху изображения известной европейцам ойкумены делаются в виде круглых по форме карт, в центре которых был Иерусалим - главная христианская святыня. Где-то на востоке помещался библейский рай. Карты того времени играли в основном роль иллюстрации к богословским сочинениям и преданиям. (см. приложение 1).

Ученые эпохи гуманизма уделяют все больше внимания естественнонаучным знаниям, часто связанным с практическими потребностями. С XV века картография испытала подъем, вызванный спритоком вновь обретенных древних знаний. Смелость научной мысли позволяет гуманистам отходить от слепого следования античным философским традициями. Поэтому если Аристотель представлял космос конечным, то Уильям Оккам, английский философ, защищает идею бесконечности Вселенной, а значит, и безграничности знаний о ней. В 1410 году француз Пьер д’Эйи опубликовал свой труд «Образ мира» («Imago Mundi»), который стал известен Колумбу и подтверждал идею последнего о возможности добраться до Азии, если плыть на Запад от Европы. Итальянский гуманист Пикколомини создает большой труд «Космография», в котором излагает известные ему сведения об Азии и Африке. Географ из Италии Тосканелли научно обосновывает идею достижения Азии, если плыть из Европы на запад, а немецкий математик Мюллер создает астрономические таблицы и приборы, позволяющие ориентироваться в море. Николай Кузанский, немецкий мыслитель, философ, математик, картограф, утверждает, что Земля не является центром мира, а его окружность не является сферой неподвижных звезд. Но что особенно важно, Николай Кузанский утверждал возможность десакрализации, т.е. обмирщения существующих космологических представлений.

Николай Кузанский был хорошо знаком с географическими знаниями и картографическими проблемами своей эпохи. Главным событием в области географии было знакомство европейских ученых с трудами Птолемея, греческого ученого, жившего во II веке н.э. в Александрии, и Страбона, греческого историка и географа. Около 1409 года был выполнен первый перевод «Географии» Птолемея с греческого на латинский, а в 1477 г. в итальянском городе Болонье появилось на латинском языке печатное издание «Руководства по географии» Клавдия Птолемея, снабженное его картами мира. Неизвестно, кто воссоздал эти карты, оригиналы которых сгорели в Александрийской библиотеке. Птолемей указал в своем труде координаты 8 тысяч пунктов, которые были нанесены на его карты-подлинники. Неизвестные картографы по этим координатам воссоздали карты Птолемея. Гуманисты были поражены обилием материала в труде Птолемея и научностью построения географической сетки.

Сочинение Птолемея становится чрезвычайно популярным, его переиздают и дополняют, добавляя к первоначальному атласу «современные» карты различных стран и провинций. В среднем «Руководство по географии» вместе с картами переиздавалось раз в три года, а всего до 1600 года вышло 42 издания (см. Малов В. С.29). Печатные издания сделали труд Птолемея доступным достаточно широкому кругу читателей, многие жители Италии и Германии впервые познакомились с географическими картами именно через печатный атлас Птолемея. «География» Птолемея распространялась по Европе, как лесной пожар. Она стала второй по известности после Библии книгой. Благодаря печатному станку картографы перестали зависеть от богатых покровителей, мастер мог продавать свои работы на улице или на рынке. Торговля картами, которая серьезно повлияла на развитие картографии, была особенно активна в Венеции, торговые суда которой постоянно совершали рейсы в европейские порты. В Венеции накапливалась самая последняя географическая информация.

Как отмечает современный исследователь, «в эпоху гуманизма пространственный кругозор ученых Западной Европы достигал на севере около 72 градусов с.ш., а на юге, в пределах Африки, доходил до экваториальных широт южного полушария. На востоке рубежи ойкумены по сравнению с представлениями времен Птолемея были раздвинуты на 70 градусов, иначе говоря кругозор по долготе охватывал приблизительно 145 градусов (если исчислять от того же начального меридиана у Канарских островов, которые принимались Птолемеем как предел мира на западе)». 5

Итак, гуманистические воззрения подстегивали интерес человека к окружающему миру и стали одной из причин активного освоения новых пространств.

Глава 2. Отражение нового мировоззрения в картографии.


    1. Изменения в оформлении карт и их пространственной ориентации.

Пространственная ориентация в эпоху средневековья была этически окрашена. Так как христианское мировоззрение было господствующим на территории Европы и мир объяснялся именно с христианских позиций, карты были построены с учетом религиозных воззрений. Средневековые карты мира (mappae mundi) отражали в схематической форме библейские представления о мире, частично совмещенные с античными. Земля (точнее, ойкумена – обитаемый мир, освоенный человеком) изображалась на них в виде круга (orbis terrarum), который делился на три части, заселенные потомками сыновей Ноя: Азию, Африку и Европу. Части света отделялись одна от другой реками Танаис и Нил, изображаемыми в виде горизонтальной полосы с севера на юг, и Средиземным морем, которое было показано в виде вертикальной полосы, отходящей от линии рек. По внешнему виду эти карты напоминали букву Т, вписанную в О, поэтому их условно называют картами типа Т-О. Большинство карт этого типа ориентированы на Восток, т.е. Азия изображалась вверху. Это связано с библейскими представлениями, по которым на востоке располагался рай, соответственно, учитывая этическую окрашенность понятий «Верх-Низ», восток (Азия) должен был располагаться наверху. Со временем Т-образное членение становится менее явным. (см. приложение 2).

В центре карты должно быть расположено то, что представляет наибольший интерес и наибольшую ценность для составителя и «пользователя». Если у греков центр мира был заселен эллинами (на карте Анаксимандра Греция изображена в центре), а центром Эллады была гора Олимп – обитель богов, то в христианской Европе в центре карт находился Иерусалим. Часто на востоке, т.е. в верхней части карт, изображался лик Христа, иногда по бокам помещались изображения сцен из райской жизни Адама и Евы. Эти карты-иконы, карты-картины рисовались красками на пергаменте, предназначались для всеобщего обозрения. Они носили не столько научный характер, сколько выполняли воспитательную и пропагандистскую функцию. Их цель – показать историю мира и связь человека с Богом. В качестве примера такой карты можно упомянуть карту мира, имевшую три с половиной метра в диаметре и украшавшую монастырь Эбсторфа в Нижней Саксонии. (см. приложение 3). Самая подробная Mappa Mundi , украшенная изображениями людей, животных, различных сцен, находится в Англии, в Херефорде, и относится к типу алтарных карт. У нее богатая легенда, на ней много географических подробностей. На этой карте уже нет Т-образного раздела между материками. Поскольку Иерусалим находится в центре, соотношения между площадями материков искажены. Наверху, за пределами круга, библейский рай. (см. приложение 4).

Кроме Т-О карт в Средние века существовал еще один вид – зональные карты. Они были ориентированы на Север, на них выделялись обычно 5 поясов: два полярных (арктический и антарктический), два умеренных (северный и южный) и жаркий экваториальный. Обитаемым изображался умеренный пояс. Эти карты следуют античной традиции широтных поясов и ближе к попыткам объяснить мир научно. (см. приложение 5).

Затем появляются карты-портоланы (компасные навигационные карты с подробным описанием береговой полосы). Их появление связано с изобретением и активным использованием компаса, усовершенствованного в XIV веке итальянцем Флавио Джойя. Появление карт-портоланов связано также с расширением морской торговли. На этих картах существует линейный масштаб, сетка компасных линий и очень подробно изображена береговая линия. Однако центром по-прежнему может оставаться Иерусалим (см. круглую карту мира Санудо – Весконте 1320 года, приложение 6), а внутренние области нередко просто пусты или заполнены рисунками. Поля карты тоже украшены изображениями городов, караванов верблюдов, крепостей… Портоланы были картами местного значения и носили сугубо прикладной характер: помогали ориентироваться морякам. (см. приложение 7).

В эпоху Великих географических открытий, как было уже сказано выше, меняется представление о мире и месте человека в нем. Знакомство с картами Птолемея способствует изменению мировоззрения. Древняя мудрость сочетается с новейшими географическими открытиями. Мир европейца сразу стал почти в 10 раз больше. Иерусалим перестает восприниматься как центр мира. Карта мира расширяется. Поскольку она перестает быть этически ориентированной, важными для ее составления становятся научные представления. Так как зональные карты, сохранявшие некоторые античные представления, были ближе к научному постижению мира, на картах новой эпохи, в системе ценностей которой наука заняла важное место, меняется пространственная ориентация. Карты перестают быть ориентированными на Восток. Верхнюю часть карты занимает север, а Азия оказывается справа. Восток интересует картографов и путешественников уже не как место расположение рая, а как территория, способствующая развитию торговли. Именно поэтому туда устремляются многочисленные торговцы и путешественники. Легендарная Индия, путь в которую будет искать Колумб, привлекала европейцев возможностью торговать и приобретать пряности, предметы роскоши. Поскольку восток перестает быть местом сакральным, соответственно меняется и его место на карте. Иерусалим перестает изображаться как центр мира. (см. приложение 8).

Меняется оформление карт. Чисто художественные элементы - изображения фантастических животных, сцен из жизни – уступают место изображениям рельефа, населенных пунктов и др., т.е. отражают фактические знания, уже полученные в то время. Поскольку информационная емкость карты становится намного больше, чем емкость обычного текста, по мере развития языка картографии с карт постепенно исчезают текстовые вставки.



    1. Использование при создании карты естественнонаучных данных

Ведущей тенденцией философии Возрождения стало развитие естественнонаучных знаний. Это диктовалось и новым местом человека в мире, и новыми, практическими, запросами эпохи, и освобождением от необходимости строго следовать схоластическим представлениям. Новые географические знания существенно изменили представления о размерах земли, а научные познания позволили хотя бы относительно их вычислить. Карта перестает быть условной. Она становится отражением научных достижений. Размеры материков, расстояния, взаимное расположение морей и материков согласуются с расположением звезд, рассчитываются при помощи новых приборов и с учетом новых математических знаний.

На карте Вельдзеемюллера впервые появляется океан за Америкой, да и само название «Америка» впервые появляется на его карте, отпечатанной в 1507 году. Об этой карте стоит сказать подробнее. Молодые картографы из Сент-Дьё (этот монастырь был крупным очагом культуры), Мартин Вельдзеемюллер и Матиас Рингманн, собирая и изучая новейшие данные в области картографии, опираясь на наблюдения и логику, готовят к изданию карты Птолемея, дополняя их современными им сведениями. Им уже известно о плаваниях Колумба и, главное, о предположении Америго Веспуччи, что открыт не путь в Азию, а новый материк. Это предположение Веспуччи совершает переворот в сознании, меняет представление о мире и его размерах. Наверное, не стоит считать, как это принято, ошибкой то, что новый материк назван не по имени Колумба. Ведь этот мореплаватель так и остался убежден, что открыл путь в Азию. Подлинным первооткрывателем материка стал все-таки Америго Веспуччи, благодаря своему смелому предположению. Именно смелость свободного ума ценилась в эпоху Возрождения. Это нашло отражение на карте Вельдзеемюллера не только в названии новой земли - Америка, но и в оформлении карты. На ней изображены портреты Клавдия Птолемея и Америго Веспуччи, что служит признанием заслуг смелой человеческой мысли. (см. приложение 9).

В настоящее время эта карта хранится в Вашингтоне, в Библиотеке Конгресса. Она была приобретена из частного собрания в Германии за 100 млн. долларов. Эта сумма подчеркивает не только историко-художественную ценность карты, но и ее значение для формирования современного взгляда на мир. Можно сказать, что картографы из Сен-Дьё изменили мир.

На картах появляется градуировка по широте и долготе, а также отражается местное магнитное склонение. В атласе Меркатора помещена врезка «Методы измерения расстояний на местности».

Над созданием карт в эпоху Возрождения трудятся совместно художники и математики. На рубеже XV и XVI веков совместно работают над картами художник Дюрер и математик Иоганн Штеффлер. Профессор математики Петер Апиан также был картографом.

Математика оказалась необходимой и при решении проблемы перенесения сферической поверхности земли на плоскостное изображение. Предложенная в XVI веке Герардом Меркатором равноугольная цилиндрическая проекция используется до сих пор. Но для построения такой картографической сетки нужно было произвести сложные математические расчеты, а значит понять и объяснить мир с опорой на человеческий разум, веря в него.

К XVI веку карты, даже очень большие, уже не могут вместить всю накопленную информацию о мире. Наступает время атласов. Первый атлас появился в Нидерландах. Его создатель, Абрахам Ортелий, решил издать карты одного формата, используя для каждой страны карты только одного автора. Сборник из 70 карт на 53 листах появился в 1570 году и в том же году выдержал еще 2 издания. Чуть позже Герард Меркатор задумывает создать огромный пятичастный трактат о мире в целом, одной из частей которого должен стать атлас. Подзаголовком атласа должны были стать слова: «Космографические размышления об устройстве мира и получении изображения».

2.3. Соотношение статики и динамики.

Выше уже говорилось, что философская мысль Возрождения признавала бесконечность Вселенной. Обитаемый мир тоже расширил границы. Огромные, еще не освоенные европейцами пространства, занимают большую часть карт. Если средневековой карте была присуща статика – мир ограничен, создан Богом и не зависит от познавательных устремлений человека, то карты эпохи Возрождения, иногда гипотетические, словно манили человека в путь, призывая его открывать, познавать и словно бы творить новый облик земли. А человек эпохи Возрождения считал себя центром мироздания, активной творящей фигурой.

В 1459 году венецианец Фра Мауро смело расстается с представлениями Птолемея об окруженном сушей Индийском океане и изображает морской проход вокруг южного берега Африки. Дальнейшие путешествия докажут правильность этого изображения. (см. приложение 10).

Флорентийский ученый XV века Паоло Тосканелли, составляя свою карту мира, веря, что земля – шар, помещает напротив Европы по другую сторону Атлантического океана Азию. Эта карта была приложена к письму, которое ученый отправил из Флоренции 25 июня 1474 г. на имя каноника португальского короля Фердинанда Мартинша. В письме Тосканелли обосновывает возможность морского пути через Атлантический океан к берегам Восточной Азии: «Я посылаю Его Величеству нарисованную мной карту, на которой показаны ваши берега, и острова, от которых лежит путь на запад, и места, в которые следует прибыть… Не удивляйтесь тому, что я называю район пряностей «западным», тогда как обычно его называют «восточным», ибо этих мест можно достичь, плывя на запад. Таким образом, прямые линии, проведенные через карту, показывают расстояние от востока до запада».6 Известно, что вместе с Тосканелли над географическими картами работал Николай Кузанский, разделявший географические представления первого и тоже веривший в возможность достижения берегов Индии при пересечении Атлантического океана в западном направлении.

Именно к Тосканелли в том же 1474 году обратится Христофор Колумб с вопросом, можно ли достичь Индии, плывя из Европы не на восток, а на запад. И услышит в ответ, что такой проект осуществим. Карта Тосканелли словно бы спровоцирует, ускорит путешествие Колумба. Есть сведения, что и Христофор Колумб, и его брат Бартоломео (который преподнес королю Генриху VII карту мира) были картографами, и именно изучение всевозможных карт внесло свой вклад в веру Колумба в возможность достичь описанных Марко Поло земель, двигаясь на запад.

В 1516 году Вальдзеемюллер издает карту мира, с нанесенными на нее очертаниями нового материка, на котором написано Terra Nova (хотя ранее именно Вальдзеемюллер и Рингманн предложили назвать эту территорию Америкой). Само название «Новая земля» словно приглашает к ее освоению и изучению. Карта отражает настроения эпохи.

Известный русский картограф Ю. Шокальский отмечал: «Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения».7

Моряки, например, продолжают искать новый огромный материк в Южном полушарии, наугад изображенный Птолемеем на его карте. В 1515 году на глобусе Иоганна Шенера впервые будут показаны гипотетический южный континент и пролив, проходящий через Южную Америку в Тихий океан. Затем эта южная земля появится на карте полушарий Румольда Меркатора 1587 г. (см. приложение 11). Антарктида будет открыта спустя столетия, но поиски не будут напрасны, они помогут открыть множество тихоокеанских островов, а затем и Австралию.

Стоит заметить, что спустя века совершенно разные люди будут отмечать влияние карты на представление о мире и конструирование своего рода реальности. Вот что, например, записывает Константин Паустовский: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».8

Зрительный образ настолько важен для человека, что Томас Мор, создавая свою «Утопию» сопровождает ее картой острова с описанием территории.



2.4. Прикладной характер новых карт.

Выше уже говорилось, что средневековые карты служили иллюстрацией к христианскому учению об устройстве мира, но в силу своей условности не могли быть использованы на практике. Впрочем, они и не создавались для практических целей. Карты эпохи Великих географических открытий, эпохи предпринимательства, веры в неограниченные возможности человека, исключительной познавательной активности уже не могут быть отвлеченной иллюстрацией. На них появляются навигационные сведения, инструкции, описания. Карта становится рабочим инструментом моряка и путешественника. Именно в эту эпоху появляются первые атласы, потому что при изображении земли на отдельных листах меньше искажений, а пользоваться такими листами удобнее. В 1578 году Герард Меркатор заявляет, что для создания задуманного им атласа потребуется изготовить до сотни карт. Меркатор не успел при жизни закончить свою работу. Его последователи в 1595 году завершили издание, и был собран полный атлас из 107 карт. Преемники Меркатора сопроводили карты атласа описательными текстами. В Средние века такой атлас не мог появиться: в нем не было нужды.

До XV века почти не было попыток картировать отдельные страны. Небольшие участки территории в Средние века картировались только для двух целей: для паломнических путешествий и закрепления прав на землю. Странникам служили итинерарии – списки пунктов на определенном маршруте с указанием расстояния между ними. (см. приложение 12). Внутренние карты нужны были паломникам, торговцам, чиновникам. Частным видом таких карт можно считать портоланы, обобщающие опыт моряков и торговцев, осваивающих новые торговые пути. Владельцам земли служили кадастровые карты, закрепляющие территориальные права.

В эпоху Возрождения становятся возможными светские путешествия (предшественники современного туризма), не преследующие практических целей, но помогающие удовлетворить жажду знаний новому человеку, сознающему себя уникальной и неповторимой самостоятельной личностью. Ярким примером такого путешественника может служить Петрарка: «В отличие от средневековых паломников к святым местам и флорентинских купцов, которые ездили по делам своих фирм, Петрарка разъезжая по Европе, не преследовал никакой практической цели. Им двигала лишь охота к перемене мести неутолимая жажда знаний. Он путешествовал прежде всего во имя своего воспитания и развития собственной личности».9 Возникает потребность в топографическом картировании внутренних территорий. Л. Багров отмечает, что «свежесть взгляда, которым смотрели на мир итальянские гуманисты, нашла свое отражение в составленных ими топографических описаниях страны и картах». (С. 156).

Градуированные карты Птолемея позволили изобразить внутренние территории отдельных стран, которые стали прикладываться к картам мира. Но такое научное картирование стало возможным благодаря достаточно точной топографической съемке, а для нее были нужны угломерные инструменты и умение пользоваться геометрическими методами. Эти знания и навыки появились в эпоху Возрождения и стимулировали развитие региональной картографии.

Следует заметить, что на умы гуманистов XV века кроме «Географии» Птолемея чрезвычайное влияние оказал также труд Страбона, в котором много внимания уделялось не только изображению земли, но и описанию природы различных стран, характеристике народов, их населяющих, и элементов истории. Это интересовало гуманистов в первую очередь и породило новый тип сочинений географического характера, заложивших основы исторической географии. Великие географические открытия дали новые сведения не только из области истории и биологии, но и этнографии. С карт исчезают изображения фантастических существ, некогда заполнявшие неисследованные внутренние земли, а мыслители задумываются над различными формами существования человеческого общества.

К концу XV века количество странствий в страны Азии и Африки несколько уменьшилось, но о предпринятых путешествиях появлялись своего рода «отчеты» в художественной форме. В них от третьего лица рассказывалось о событиях, происходивших в пути, о происшествиях и приключениях. Эти произведения свидетельствуют о новом взгляде на литературу, в центр которой помещается человек, а интерес читателя сосредоточен на его переживаниях и впечатлениях. Возможно, отсюда берут начало многочисленные романы-странствия в литературе Нового времени.

2.5. Декоративная и эстетическая роль карт.

Интересно обратить внимание на номенклатуру карт. Поскольку карта в эпоху Возрождения воспринималась как действительное изображение картины мира, такое, которое можно увидеть, узнать, рассмотреть, которое является проекцией действительно существующих земель, безликие mappae mundi Средних веков сменяются атласами с громкими названиями, соответствующими их новому назначению: «Зеркало вод и земель», «Свет навигатора», «Театр мира» («Зрелище мира земного»), «Зеркало мира земного».

На ранних картах присутствие художественных элементов было необходимо, причем чем меньше было подлинно научных данных и, соответственно, пустых мест на карте, тем больше появлялось рисунков и декоративных элементов. Иронически отзывался позднее о таких картах Дж. Свифт:

Пробелы в знаниях скрывая,

Рисуют страшных дикарей;

Не обнаружив городов,

Слонов в пустынях размещают…10

Например, на Херефордской карте на малоизученных территориях Азии и Африки нарисованы чудовища и диковинки, люди без головы, люди с одной ногой, служащей им в качестве зонтика.

Нередко сами карты помещались в рукописных книгах в качестве декоративных заставок.

В эпоху средневековья mappaе mundi, выполнявшие идеологическую и воспитательную функции, помещались в алтарях католических храмов. Они так и назывались алтарными картами.

В последующий период, в эпоху Возрождения, карты стали элементом светской жизни, весьма популярным украшением. В Венеции, во Дворце Дожей была специальная комната, украшенная картами, Salla delle due Mappe. На дверцах шкафов в Палаццо-Веккьо во Флоренции были изображены декоративные карты. Картами украшена Галерея географических карт в Ватикане.

Такое распространенное использование карт в декоративных целях говорит о значительном интересе к ним и о том роли, которую они играли в жизни человека эпохи Великих географических открытий.

Нередко карты появлялись на картинах как элемент натюрморта, символ, деталь. Например, на многих картинах Вермера Делфтского мы можем увидеть географические карты. То же самое происходило с первыми глобусами: они вошли в моду, став символом просвещенности, поэтому их нередко дарили как сувенир и декоративное изделие.

Интересно, что самый крупный из лондонских театров XVI века, раздвинувшего географические горизонты, носил символичное название «Глобус».

Однако по мере развития научных представлений, после экспедиций Менданьи, Фробишера, Тасмана карты стали точнее и скучнее, декоративная составляющая отошла на второй план.

Таким образом, изменение представлений о мире в эпоху Возрождения отразилось в изменении пространственной ориентации карт; приобретении ими научного характера, приглашающего к дальнейшему познанию земного мира. Изменилось назначение карт: они стали служить практическим потребностям нового человека. Название карт и способ их оформления теснее связали их с окружающим человека миром.



Заключение.

Данная работа подводит к мысли о том, что карты не только фиксируют изменения в мировосприятии, но и способны моделировать действительность, формировать (а не только отражать) новый взгляд на мир. Отчеты путешествиях в Вест-Индию, письма Америго Веспуччи, содержащие первые описания Нового Света, были хорошо известны Томасу Мору и использованы им при создании знаменитой «Утопии». Он даже сделал героя, от лица которого ведется повествование, участником трех путешествий Веспуччи.11 Мор пишет о месте, которого нет, но сопровождает описание этого несуществующего места выразительной картой, словно утверждающей существование вымышленного государства. Также Р. Стивенсон, например, утверждал, что создал свой «Остров сокровищ», нарисовав карту и вообразив, глядя на рисунок, возможные события. Из совершенно невероятного Дж. Свифт создает иллюзию реального, описывая путешествия Лемюэля Гулливера. Не совершивший ни одного продолжительного морского путешествия Д. Дефо подробно описывает историю Робинзона Крузо, прожившего «на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко». Примечательно, что эти географические координаты вынесены автором в заглавие его романа. Может быть, вдумчивое разглядывание карт вызывало в воображении писателей и мыслителей последующей за Возрождением эпохи Просвещения размышления об иных землях, иных формах социального устройства и способствовало появлению произведений, в которых окружающий мир оценивался взглядом со стороны.

Я считаю, что изменения в представлениях о мире произошли в основном благодаря картам, потому что 90% информации человек воспринимает через зрение, и именно новое изображение мира способствует рождению нового понимания этого мира.

Зрительный образ мира, отраженный в картах, и сейчас влияет на наше понимание своей роли и места на планете. Только теперь мы, похоже, удивляемся тому, как мал наш мир.



Список литературы


  1. Багров Л. История картографии. - М., 2004.

  2. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.

  3. Гуревич А. История средних веков. – М., 1995.

  4. Дитмар А. От Птолемея до Колумба. – М., 1989.

  5. Кучер Т. География для любознательных. – М., 1996.

  6. Лосев А. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

  7. Малов В. Географические карты. – М., 2001.

  8. Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. – М., 1986.

  9. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М., 2004.



1 Цит. по: Кучер Т.В. География для любознательных. – М., 1996. С. 18.


2 Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. С. 440.

3  См.: Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. С. 76.

4 См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982. С. 86.


5 Дитмар А.Б. От Птолемея до Колумба. – М., 1989. С. 208.


6 Цит. по: Багров Л. История картографии. - М., 2004. С. 75. (далее: Багров Л.).

7 Цит. по: Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М., 2004. С. 532.


8 Паустовский К. Золотая роза. – М., 1991. С. 67.



9 Хлодовский Р. Франческо Петрарка. – М., 1974. С. 58.

10 Цит. по: Багров Л., С. 247.


11 См.: Осиновский И. Томас Мор и его «Утопия» // Томас Мор. Утопия. - М., 1978. С. 28.