Сто великих писателей москва "вече" 2004 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Сто великих писателей москва "вече" 2004 - страница №1/28

СТО ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
МОСКВА "ВЕЧЕ" 2004
Иванов Г.В., Калюжная Л.С.
НЕСКОЛЬКО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ СЛОВ
Россия - страна литературная Как говорил Василий Розанов: "Художественная нация.

С анекдотом" У нас каждый - немного литературный герой и в то же время его

автор. Оттого и тема эта - литература - всегда полемична. От одного только

намерения назвать сто самых великих писателей уже рука дрожит и сердце замирает,

потому что у каждого читателя всегда найдутся свои сто великих. За неназванных

своих он может и к барьеру позвать.

В рассказе "Сколько Брокгауза может вынести организм" Михаил Булгаков поведал

историю об одном молодом и упрямом человеке, который, мечтая стать образованным,

отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В

конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем

решительно" имеются в Словаре Брокгауза и Ефрона (82 основных и 4 дополнительных

тома).


Упорный молодой человек начал читать прямо с буквы "А". Уже со второго тома он

как-то осунулся, стал плохо есть и сделался рассеянным, а на пятом с ним начали

происходить странные вещи: "Так, среди бела дня он увидел на улице В., у входа в

мастерские, Бана Абуль Абас-Ахмет-Ибн-Магомет-Отман-Ибн-Аль, знаменитого

арабского математика в белой чалме" ..

Да, нельзя объять необъятное. Разумеется, человечество подарило миру значительно

больше великих, нежели представлено в нашей книге, поэтому назовем критерии, в

соответствии с которыми мы составляли свою версию ста великих писателей

Во-первых, писатели безоговорочно признанные всем миром, - Гомер, Данте,

Сервантес, Шекспир, Лев Толстой, Достоевский и др. Во-вторых, те, чьи великие

заблуждения повлияли на умонастроение человечества, как, например, Вольтер. И

последнее, самое

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

главное: писатели, книги которых обрели злободневность в русском XX веке, а

также новые имена, к освоению которых мы только приступили и кому, на наш

взгляд, удалось выразить идеи, ритмы, трагедии XX столетия - среди них можно

назвать Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Георгия

Иванова.


Наши очерки мы стремились приблизить к кратким жизнеописаниям, уделяя больше

внимания биографии, нежели пересказу произведений. Жизнь - это судьба, а без

судьбы, как известно, нет писателя, даже при условии его природной одаренности.

Судьбы великих писателей часто не менее захватывающи, чем их произведения.

Любовь Калюжная

ПИСАТЕЛИ АНТИЧНОСТИ

ГОМЕР

(VIII век до н. э.)



Гомер - имя поэта, которому приписываются великие древнегреческие эпопеи

"Илиада" и "Одиссея". О личности, родине и времени жизни Гомера в древности и в

новейшее время существовало множество разноречивых гипотез.

В Гомере видели то тип певца, "собирателя песен", члена "общества Гомеридов", то

реально существовавшего поэта, историческую личность. В пользу последнего

предположения говорит то обстоятельство, что слово "гомер", означающее

"заложник" или "слепец" (на кимском диалекте), могло быть личным именем.

О месте рождения Гомера существует множество противоречивых свидетельств. Из

различных источников известно, что семь городов имели притязания называться

родиной поэта Смирна, Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины (а еще

упоминались - Кима, Иос и Саламин Кипрский). Из всех городов, которые

признавались родиной Гомера, раньше и чаще всего встречается Эолийская Смирна.

Вероятно, эта версия основана на народном предании, а не на домыслах

грамматиков. В пользу версии о том, что остров Хиос был если не родиной, то

местом, где он жил и творил, говорит существование там рода гомеридов. Эти две

версии примиряет один факт -- наличие в гомеровском эпосе и эолического и

ионического диалектов, из которых ионический является преобладающим. Знаменитый

грамматик Аристарх, исходя из особенностей языка, из характерных черт

религиозных воззрений и быта, признавал Гомера уроженцем Аттики.

Мнения древних о времени жизни Гомера столь же разнообразны, как и о родине

поэта, и основываются всецело на произвольных предположениях. Тогда как критики

новейшего времени относили гомеровскую поэзию к VIII или к середине IX века до

н. э., в древности Гомера считали современником, с одной стороны, Троянской

войны, которую

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

александрийские хронологи приурочивали к 1193-1183 годам до н. э.*, с другой

стороны - Архилоха (вторая половина VII века до н. э.).

Сказания о жизни Гомера частью баснословны, частью представляют плод домыслов

ученых. Так, согласно смирнскому сказанию, отцом Гомера был бог реки Мелета,

матерью - нимфа Кретеида, воспитателем - смирнский рапсод Фемий.

Сказание о слепоте Гомера основывается на одном фрагменте гимна Аполлону

Делосскому, приписывавшегося Гомеру, или, быть может, на значении слова "гомер"

(см. выше). Кроме "Илиады" и "Одиссеи" Гомеру в древности приписывались так

называемый "эпический цикл", поэма "Взятие Ойхалии", 34 гимна, шуточные поэмы

"Маргит" и "Война мышей и лягушек", эпиграммы и эпиталамии. Но александрийские

грамматики считали Гомера автором только "Илиады" и "Одиссеи", да и то с

большими допущениями, а некоторые из них признавали эти поэмы произведениями

разных поэтов.

До наших дней из упомянутых произведений дошли кроме "Илиады" и "Одиссеи" гимны,

эпиграммы и поэма "Война мышей и лягушек". По мнению современных специалистов,

эпиграммы и гимны - это произведения различных авторов разных времен, во всяком

случае гораздо более поздних, чем время сложения "Илиады" и "Одиссеи". Поэма

"Война мышей и лягушек", как пародия на героический эпос, уже по этому самому

относится к сравнительно позднему времени (автором ее называли и Пигрета

Галикарнасского - V век).

Как бы то ни было, "Илиада" и "Одиссея" являются древнейшими памятниками

греческой литературы и совершеннейшими образцами эпической поэзии мира.

Содержание их охватывает одну часть великого троянского цикла сказаний. "Илиада"

повествует о гневе Ахилла и возникших в связи с этим последствиях, выразившихся

в гибели Пат-рокла и Гектора. Причем в поэме показан лишь фрагмент (49 дней)

десятилетней войны греков за Трою. "Одиссея" воспевает возвращение героя на

родину после 10 лет странствий. (Мы не будем пересказывать сюжеты этих поэм. У

читателей есть возможность насладиться этими произведениями, благо переводы

великолепные: "Илиада" - Н. Гне-дич, "Одиссея" - В. Жуковский.)

Гомеровские поэмы сохранялись и распространялись путем устной передачи через

профессиональных, потомственных певцов (аэдов), которые на острове Хиос

составляли особое общество. Эти певцы, или рапсоды не только передавали

поэтический материал, но и дополняли его собственным творчеством. Особое

значение в истории гомеровско-

* Раскопки Трои показали, что около 1260 года до н. э. город испытал длительную

осаду и был разрушен, таким образом подтвердились сведения греческих преданий.

САПФО


го эпоса имели так называемые состязания рапсодов, устраивавшиеся в городах

Греции во время празднеств.

Полемика по поводу авторства "Илиады" и "Одиссеи", полуфантастический образ

Гомера породили в науке так называемый гомеровский вопрос (до сих пор

дискуссионный). Он включает в себя совокупность проблем - от авторства до

происхождения и развития древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем

фольклора и собственно литературного творчества. Ведь первое, что бросается в

глаза в текстах Гомера - это стилистические приемы, характерные для устной

поэзии: повторы (подсчитано, что повторяющиеся эпитеты, характеристики

одинаковых ситуаций, целые описания одинаковых действий, повторяющиеся речи

героев составляют около одной трети всего текста "Илиады"), неторопливость

повествования.

Общий объем "Илиады" около 15 700 стихов, то есть строк. Некоторые исследователи

считают, что эти стихи настолько филигранно построены в безупречную композицию,

что такого не мог бы сделать слепой поэт, что Гомер все-таки вряд ли был слепым.

Давно подмечено, что автор "Илиады" потрясающе наблюдательный человек. Его

рассказ очень подробен. Археолог Шлиман вел раскопки Трои, держа в руках

"Илиаду" - оказалось, что ею можно пользоваться как географической и

топографической картой. Точность прямо-таки документальная.

Отличает Гомера и гениальная картинность, которая создается драматично,

экспрессивно, с использованием особых эпитетов. Вообще СЛОВО в поэмах Гомера

особо значимо, он в этом смысле истинный поэт. Он буквально купается в океане

слов и достает порой особенно редкие и прекрасные из них, и очень уместные.

Гибок язык человека; речей для него изобильно Всяких, поле для слов и туда и

сюда беспредельно.

Гомер замечательно подтверждает свои же слова.

Геннадий Иванов

САПФО


(около 650 до н. э. - ?)

О жизни великой поэтессы древности сохранилось очень мало сведений. Известно,

что родилась Сапфо на острове Лесбос в аристокра-

10

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



тической семье Из-за политических смут на Лесбосе Сапфо на некоторое время

уехала в Сиракузы (Сицилия) Впоследствии вернулась на родину и жила в городе

Митилене, в кругу молодых прекрасных подруг из знатных семей, которых она

привлекала к занятиям поэзией, музыкой и танцами Судя по высказанным в ее

стихотворении взглядам и по достойным доверия свидетельствам, Сапфо вела

безупречный образ жизни Тем не менее злые языки позднейшего времени приписывали

безнравственный характер ее отношениям с подругами, подобным дружбе Сократа с

одаренными прекрасными юношами. По-видимому, именно тогда родилось понятие

"лесбийская любовь" - от острова Лесбос. Некоторые исследователи считают, что на

самом деле Сапфо возглавляла на Лесбосе женское содружество, сохранившееся как

пережиток половозрастных объединений позднеродового общества Участницы его

называли себя "мусополами" и собирались в особом доме, где под руководством

Сапфо разучивали песни для хорового исполнения и совершали обряды, связанные с

культом Афродиты: поэтому-то тематика стихотворений Сапфо и была сугубо женской

.. Потом, когда родовые пережитки были забыты, поэтессе и стали приписывать

любовь к женщинам

Изображение поэтессы встречается на митиленских монетах Сохранились также

мраморные и глиняные копии знаменитой статуи Сапфо, изваянной Силанионом. Из

стихотворений ее, разделенных александрийцами по числу муз на 9 книг, наибольшей

славой пользовались эпиталамии и гимны.

Радужнопрестольная Афродита! Зевса дочь бессмертная, кознодейка! Сердца не круши

мне тоской-кручиной!

Сжалься, богиня!

Ринься с высей горних, - как прежде было: Голос мой ты слышала издалече: Я звала

- ко мне ты сошла, покинув

Отчее небо!

Стала на червонную колесницу; Словно вихрь, несла ее быстрым летом Крепкокрылая

над землей темной

Стая голубок.

САПФО


11

Ты примчалась, ты предстояла взорам,

Улыбалась мне несказанным ликом...

"Сафо! - слышу я - Вот я1 О чем ты молишь?

Чем болеешь?

Что тебя печалит и что безумит? Все скажи!Любовью ли томится сердце? Кто ж он,

твой обидчик ? Кого склоню я

Милой под иго ?

Неотлучен станет беглец недавний; Кто не принял дара, придет с дарами, Кто не

любит, полюбит вскоре

И безответно "

О, опять явись - по молитве тайной, Вызволить из новой напасти сердце! Стань,

вооружась в ратоборстве нежном

Мне на подмогу.

Мне ж никогда не дает вздохнуть Эрос. Летит от Киприды он, Все вкруг себя

погружая в мрак, Словно сверкающий молнией северный

Ветер фракийский и душу Мощно до самого дна колышет

Жгучим безумием.

(Перевод Вяч. Иванова)

Сапфо писала на эолийском диалекте Ее стихи отличаются (к сожалению, до нас

дошли только фрагменты ее поэзии) силой и искренностью чувства. Счастье,

страсть, муки несчастной любви - основные темы Сапфо. При всем при том ее

поэтический лозунг. "Жребий мой - быть в солнечный свет и в красоту влюбленной".

Греческая поэтесса воспевает женскую красоту, очарование стыдливости, нежности,

девичьей прелести.

Сапфо высоко чтили в античности, ее называли десятой музой, Катулл и Гораций ей

подражали.

ЛЮБОВЬ


Мнится мне: как боги, блажен и волен, Кто с тобой сидит, говорит с тобою, Милой

в очи смотрит и слышит близко Лепет умильный

12

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



Нежных уст!.. Улыбчивых уст дыханье Ловит он .. А я, - чуть вдали завижу Образ

твой, - я сердца не чую в персях, Уст не раскрыть мне!

Бедный нем язык, а по жилам тонкий Знойным холодком пробегает пламень; Гул в

ушах, темнеют, потухли очи, Ноги не держат...

Вся дрожу, мертвею, увлажнен потом Бледный лед чела: словно смерть подходит.,

Шаг один - и я, бездыханным телом, Сникну на землю.

КРАСАВИЦЕ

Близ луны прекрасной тускнеют звезды, Покрывалом лик лучезарный кроют, Чтоб она

одна всей земле светила Полною славой.

ОЖИДАНИЕ


Уж месяц зашел, Плеяды Зашли... И настала полночь, И час миновал урочный...

Одной мне уснуть на ложе!

Волнистыми складками стола, Мягкая, нежит члены мои.

Стройте кровельку выше -

Свадьбе слава! Стройте, плотники, выше -

Свадьбе слава!

Входит жених, ровно бог-воевода: Мужа рослого ростом он выше.

ЭЗОП


13

Вечер, все ты соберешь, что рассыпала ясная зорька: Коз приведешь и ягняток, а

дочь у родимой отнимешь.

Как миловидна ты!

Как очи темны желаньем! Эрос медвяный свет

Струит на твои ланиты. Знаком умильным тебя

Отметила Афродита.

(Перевод Вяч. Иванова)

Существует легенда о несчастной любви греческой поэтессы к корабельщику Фаону,

необычайно красивому юноше, будто бы из-за этой любви она бросилась с Левкадской

скалы и погибла. Исследователи считают, что это только легенда, Фаон - фигура

вымышленная, и жизнь поэтессы закончилась естественной смертью, а не

самоубийством.

Геннадий Иванов

ЭЗОП

(VI век до н. э.)



Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем

художественного языка иносказаний - эзопова языка, который не утратил своей

актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории,

когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в

немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык - оно могло выражать

свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.

С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости. "Используя зверей в том

виде, в каком они и по сей день запечатлены на геральдических гербах, древние

передавали из поколения в поколение великую правду жизни... - писал Гилберт

Честертон. - Если рыцарский лев свиреп и страшен, он и впрямь свиреп и страшен;

если священный ибис стоит на одной ноге, он обречен стоять так вечно. На

14

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



этом языке, устроенном наподобие огромного звериного алфавита, выведены

древнейшие философские истины. Подобно тому как ребенок учит букву "А" на слове

"аист", букву "Б" на слове "бык", букву "В" на слове "волк", человек учится

простым и великим истинам на простых и сильных существах - героях басен".

И это никогда не умолкавшее человечество, столь многим обязанное Эзопу, до сих

пор точно не знает, существовал ли такой человек в действительности, или же это

собирательное лицо.

По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н. э. во Фригии (Малая Азия), был рабом,

а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза

в Сардах. Позднее, находясь в Дель-фах, был обвинен жреческой аристократией в

святотатстве и сброшен со скалы.

Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря

на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же и сквернослов, он

сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых

выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих

верхов.


В книге немецкого археолога, историка и искусствоведа Германа Хафнера

"Выдающиеся портреты античности" (1984) представлен рисунок на сосуде для питья,

изготовленном в V веке до н. э. в Афинах (хранится в Ватикане). На нем гротескно

изображен горбун визави с лисицей, которая, судя по жестам, о чем-то ему

рассказывает. Ученые полагают, что на рисунке изображен Эзоп.

В этой же книге Хафнер утверждает, что в Афинах во время правления Деметрия

Фалерского (317-307 годы до н. э.) статуя Эзопа, созданная Лисиппом, была

помещена рядом с группой "Семь мудрецов", что свидетельствует о высоком

почитании баснописца и два века спустя после его смерти. Считается, что при

Деметрии Фалерском появилось и собрание басен Эзопа, составленное неизвестным

нам лицом "В таком составителе, по-видимому, было что-то великое и человечное, -

как справедливо заметил Честертон, - что-то от человеческого будущего и

человеческого прошлого..."

Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаичес-

эсхил

15

ком изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например:



"Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела

их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще зелены". Или: "Волк

увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал:

"Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!"

Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I

веке н. э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке - греческий писатель

Бабрий В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и

были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени: Лафонтен

во Франции, Лессинг в Германии, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.А. Крылов в

России.


Из русских прозаиков наиболее виртуозно владел эзоповым языком М.Е. Салтыков-

Щедрин. Его сказки "Премудрый пискарь", "Карась-идеалист", "Орел-меценат" и

другие - прекрасный образец эзопова мастерства.

Любовь Калюжная

ЭСХИЛ

(525-456 до н. э.)



"Когда говорят "Эсхил", - сразу возникает у одних смутный, у других более или

менее четкий образ "отца трагедии", образ почтенно-хрестоматийный, даже

величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи,

актерская маска, залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр", - пишет

исследователь античной драмы С. Апт.

Безусловно, Эсхил один из столпов знаменитого V века до н. э. Древней Греции -

эпохи общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с

персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни и

культуры. Это время прославленных поэтов, скульпторов, архитекторов.

Историки связывают золотой век классической греческой культуры с именем Перикла.

Тогда еще не было книгопечатания, и только театр позволял поэту и правителю

донести свои мысли до масс. Афинский театр Диониса вмещал семнадцать тысяч

зрителей. При Перикле для беднейшего населения было введено особое

государственное пособие

16

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



на оплату театральных мест. Представления начинались утром, а заканчивались с

заходом солнца.

Особый успех у современников имела трагедия Эсхила "Прометей Прикованный".

Гордость за победоносную Грецию превращалась у автора в гордость за человека

Прометей был наказан Зевсом за то, что похитил для людей огонь, научил их

искусствам и ремеслам. Пытливый Прометей олицетворяет в трагедии человеческий

разум, прогресс. Он вступает в конфликт с косностью, приспособленчеством,

невежеством, жестокостью нравов - все эти качества олицетворяют Зевс и его

помощники Гермес, Гефест, Сила, Власть, старик Океан.

Эсхил - не богоборец, но он верен этическому началу, представленному богиней

Правдой.

Прометей прикован к скале в горах Кавказа. Каждый день прилетает орел и клюет

его печень Печень опять отрастает, орел опять ее клюет - таким образом, Прометей

обречен на вечные муки, ведь он один из богов и потому бессмертен. Крики и стоны

Прометея душераздирающи, но когда Зевс предлагает Прометею свободу в обмен на

смиренье его, тот отвечает:

Уверен будь, что я 6 не променял Своих скорбей на рабское служенье.

Жители Аттики, к которым принадлежал Эсхил, очень ценили свои демократические

порядки и воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение

единовластия. Зевс "никому не подотчетный, суровый царь". Поэтому самодурство

его не знает границ.

Но возникает вопрос: почему Эсхил осуждает бога, в которого, безусловно, верит?

Греки очень боялись своих богов, устраивали в их честь праздники, приносили им

жертвы. Но боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. Их

можно было критиковать, потому что выше богов были Рок и три страшные Мойры,

осуществляющие ход неотвратимой судьбы.

Греческий театр - это еще не тот театр, с которым мы хорошо знакомы. На сцене

выступал только один актер, Эсхил ввел второго, и

ЭСХИЛ

17

хор. Хор выражал чувства зрителей и таким образом вводил в пьесу как бы и



зрителей. "Без хора... вообще бы не было главного действующего лица, потому что

хор как раз и есть тот герой, вокруг которого вертится драма", - пишет С. Апт.

Эсхил стоял у истоков театрального искусства. Он любил участвовать в состязаниях

поэтов и одержал тринадцать побед

Всего Эсхил написал 90 трагедий, до нас дошли полностью только семь пьес.

Пьеса "Персы", написанная в соревновании с Фринихом, основана не на мифическом

сюжете, а на историческом материале. Надо сказать, что Эсхил сам участвовал в

сражениях с персами - как тяжеловооруженный воин.

Пьеса "Семеро против Фив" написана по мотивам мифов об Эдипе.

Трилогия "Орестея" повествует о кровавых преступлениях рода Ат-ридов, о

противоборстве между матриархатом и патриархатом.

Возвышенность мыслей, богатая фантазия, красноречие снискали Эсхилу славу одного

из великих трагиков мировой литературы.

Хор


Кто из богов так тверд и зол,

Чтоб радостью была ему

Твоя беда? Кто боль твою

Не разделяет ? Зевс один. Упрям и дик,

Он Урановых детей

Злобно душит. Он уймется,

Лишь когда насытит сердце

Или кто-то, изловчившись,

Власть у него отнимет силой.

Прометей


Сегодня в оковах железных томлюсь, Но время придет, и правитель богов Попросит

меня указать и раскрыть Тот заговор новый, который его Державы лишит и престола.

Но будет он тщетно меня обольщать Своим сладкоречьем, и тщетны тогда Любые

угрозы его - ни за что Не выдам я тайны, покуда с меня

18

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



Не снимет безжалостных этих оков, Покуда за этот позорный мой плен Сполна не

заплатит!

Хор

Ты дерзок, не сдаешься ты,



Под пыткой на своем стоишь,

Не лучше ль придержать язык ?

Томит, изводит душу мне сверлящий страх.

За тебя страшусь, пойми.

Где, плывя по морю муки,

Берег мирный увидал ты ?

Непреклонно сердце Зевса,

Тверд и жесток рожденный Кроном.

Л р о м е т е й

Я знаю, суров он и волю свою

Считает законом. Но время придет -

Согнется и он,

Смягчится, уступит. Заставит нужда.

Уймет он тогда безумный свой гнев

И сам поспешит, союзник и друг,

Ко мне как к союзнику-другу.

(Перевод С. Апта)

Русский философ А.Ф. Лосев подчеркивает особое значение времени в пьесах

древнегреческого драматурга: "именно время дает человеку нравственный урок...

Даже боги со временем становятся более терпимыми, вся "Орестея" построена на

этой идее Время совершает религиозное очищение Ореста". "Главная черта

человеческого времени у Эсхила в том, что оно несет с собою исполнение

божественной воли. Время необходимо, чтобы была возможной вера в неизбежность

исполнения божественного приговора, потому что только оно может объяснить,

почему справедливость осуществляется не сразу же вслед за преступлением.

Насколько живо Эсхил чувствовал необходимость позднейшего наказания, показывает

лишь у него встречающееся слово позже-наказуемый, которое указывает на

наказание, отложенное на неопределенный срок... В конце концов происходит так,

что наказанию подвергаются отдаленные потомки преступника. Поэтому для Эсхила

необходим взгляд на историю, охватывающий несколько поколений".

СОФОКЛ

19

Образы Эсхила оказали огромное влияние не только на театр, но и на поэзию в



целом, на музыкальное искусство, на живопись нового времени.

Геннадий Иванов

СОФОКЛ

(496-406 до н. э.)



Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя.

Был хранителем казны Афинского морского союза, стратегом (была такая должность

при Перикле), после смерти Софокл почитался как муж правый.

Для мира Софокл ценен прежде всего как один из трех великих античных трагиков -

Эсхил, Софокл, Еврипид.

Софокл написал 123 драмы, до нас полностью дошли только семь из них Особый

интерес для нас представляют "Антигона", "Эдип-царь", "Электра".

Сюжет "Антигоны" несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата

Полиника, которого правитель Фив Кре-онт запретил хоронить под страхом смерти -

как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын

Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством

Одни толковали софокловскую трагедию как конфликт между законом совести и

законом государства, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гёте

считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны

Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть

государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия.

20

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



Правителю повиноваться должно

Во всем - законном, как и незаконном.

События показывают, что Креонт неправ. Прорицатель Тиресий предупреждает его:

"Смерть уважь, убитого не трогай. Иль доблестно умерших добивать". Царь

упорствует. Тогда Тиресий предсказывает ему мщение богов. И действительно, на

правителя Фив Креонта одно за другим обрушиваются несчастья, он терпит и

политическое поражение, и нравственное.

К р е о н т

Увы!

Аида бездна, зачем меня



Ты губишь. Непримиримая ?

О вестник прежних ужасных бед,

Какие ты вести приносишь нам ?

Вторично убьешь ты погибшего/

Что, сын мой, скажешь мне нового?

Смерть за смертью, увы!

Вслед за сыном жена скончалась!

Хор


Ты можешь видеть: вынесли ее. К р е о н т

Увы!


Второе бедствие теперь, злосчастный, вижу!

Что за несчастье мне еще готовится ?

Сейчас держал я сына на руках -

И вижу труп другой перед собою!

Увы, о мать несчастная, о сын!

Вестник


Сраженная лежит у алтарей; Ее померкли и закрылись очи; Смерть Мегарея славную

оплакав, За ним другого сына, - на тебя Беду накликала, детоубийца.

СОФОКЛ

21

К р е о н т



Увы! Увы!

От страха дрожу. Что же грудь мою

Двуострым мечом не пронзил никто ?

Я несчастный, увы!

И жестоким сражен я горем!

Вестник


Изобличен покойницею ты:

Ты виноват и в той и в этой смерти.

(Перевод С. Шервинского и Н. Познякова)

Греческую трагедию называют "трагедией рока". Жизнь каждого предопределена

судьбой. Убегая от нее, человек только идет ей навстречу. Именно так случилось с

Эдипом ("Эдип-царь").

По мифу, Эдип убивает своего отца, не зная, что это его отец, занимает престол,

женится на вдове, то есть на своей матери. Софокл следовал мифу, но особое

внимание обратил на психологическую сторону отношений героев. Он показывает

всесильность судьбы - сам Эдип не виноват в том, что произошло. У Софокла

виноват не человек, а боги. В случае с Эдипом виновна Гера, жена Зевса,

пославшая проклятье на род, из которого происходит Эдип.

Но Эдип не снимает с себя вины - он ослепляет себя и через страдание хочет

искупить вину.

Вот последний монолог царя:

Эдип


О, будь благословен! Да бережет

Тебя на всех дорогах демон, лучший,

Чем мой! О дети, где вы? Подойдите...

Так... Троньте руки... брата, - он виною,

Что видите блиставшие когда-то

Глаза его... такими... лик отца,

Который, и не видя и не зная,

Вас породил... от матери своей.

Я вас не вижу... но о вас я плачу,

Себе представив горьких дней остаток,

Который вам придется жить с людьми.

С кем из сограждан вам сидеть в собраньях?

22

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



ЕВРИПИД

23

Где празднества, с которых вы домой



Вернулись бы с весельем, а не с плачем?

Когда же вы войдете в брачный возраст,

О, кто в ту пору согласится, дочки,

Принять позор, которым я отметил

И вас, и вам сужденное потомство ?

Каких еще недостает вам бед?

Отец убил отца; он мать любил,

Родившую его, и от нее

Вас породил, сам ею же зачатый...

Так будут вас порочить... Кто же вам

Присватает ? Такого не найдется.

Безбрачными увянете, сироты.

Сын Менекея! Ты один теперь

Для них отец. И я и мать, мы оба

Погибли. Их не допусти скитаться -

Безмужних, нищих и лишенных крова,

Не дай им стать несчастными, как я,

Их пожалей, - так молоды они! -

Один ты им опора. Дай же клятву,

О благородный, и рукой коснись!..

А вам, о дети, - будь умом вы зрелы,

Советов дал бы много... Вам желаю

Жить, как судьба позволит... но чтоб участь

Досталась вам счастливей, чем отцу.

Хор

О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,



И загадок разрешитель, и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.

(Перевод С. Шервинского)

А.Ф. Лосев отмечает несгибаемую стойкость героев Софокла. Они удерживают свое

"я", свою подлинную природу вопреки всему. Подлинное несчастье для них не то,

которое приносит им судьба, а оставление своего нравственного пути.

Да, все претит, коль сам себе изменишь И делаешь наперекор душе.

("Филоктет", перевод С. Шервинского)

Нет, и в бедственной жизни Чистый сердцем пятнать не захочет Доброе имя свое.

("Электра", перевод С Шервинского)

Благодаря силе воли человек выходит из исторического порядка вещей и живет

вечно.


Мне сладко умереть, исполнив долг... Ведь мне придется

Служить умершим дольше, чем живым, Останусь там навек.

("Антигона", перевод С. Шервинского)

В этом и заключается отличие Софокла от Эсхила. У Эсхила трагическое свойство

действия происходило от того факта, что люди сознавали, что они слепо повинуются

неотвратимому божественному плану, ведущему к торжеству справедливости. У

Софокла источник трагизма в том, что они сознательно и смело отказываются

приспособиться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Геннадий Иванов

ЕВРИПИД


(484 до н. э. - 406 до н. э.)

Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и

Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления

творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр.

Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил "первый из греков нагромоздил величавые

слова и ввел красивую шумиху трагической речи".

24

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи,

потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего,

привыкшего к "величавым словам"

Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета

афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов

Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445-430 годах до н э., а вторая

половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны

(431 - 404 годы до н э.), когда демократические Афины столкнулись с другим

могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте

стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида "Андромаха", где спартанский

царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гер-миона

выведены коварными и жестокими людьми.

В "век Перикла" Афины сделались главным культурным центром всего греческого

мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и

сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный

оратор, талантливый полководец, тонкий политик При нем перестраивались Афины,

возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы

и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк

Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая

формула: "Человек есть мера всех вещей") В то время Гиппократ начал создавать

медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало

ораторское искусство. .

Афины называли "школой Греции", "Элладой Эллады" Не удивительно, что

патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того

времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии

Еврипида - "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки".

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился в день победы в

Саламинском сражении (где феческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на

острове Саламине. В этом сражении

ЕВРИПИД


25

участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей,

прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими

летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть

правдой "Паросская хроника" называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э.,

что исследователям представляется более достоверным.

В "Жизнеописаниях" говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и

торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они

взяты из комедии Аристофана ("Женщины на празднике Фесмофорий"), известного

своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой

зеленщицы, и на неверность его жены и т.д.

По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из

знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное

образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с

философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше

похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники

называли Еврипида "философом на сцене". Подтверждает последнюю биографическую

версию и римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах", где говорит, что

Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.

Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко

всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся

портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших

понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из

условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком Можно ли

считать его женоненавистником9 Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без

Аристофана) Даже "демонической" Медее Еврипид позволяет произнести слова, за

много веков предвосхитившие некрасовскую тему "долюшки женской":

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней За мужей Мы

платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб И первого второе горе

больше. А главное - берешь ведь наобум. Порочен он иль честен, как узнаешь ? А

между тем уйди - тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь

(Перевод И. Анненского)

26

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко

пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней

Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти - за трагедии

"Вакханки" и "Ифигения в Авлиде", поставленные его сыном). Впервые его трагедия

("Пелиады") появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал

только в 441-м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз.

Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал

все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам

умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая

комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В

своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и

личную жизнь Еврипида.

Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408

году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и

переселился в Македонию. Там им написана трагедия "Архелай" в честь предка

своего покровителя, а также "Вакханки" - под впечатлением местного культа

Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была

окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками,

по другой - женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана "Женщины

на празднике Фесмофорий". По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то,

что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его

убить. В комедии самосуд не состоялся, зато "украсил" биографию трагика.

Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их

появления на сцене исследователи определяют приблизительно: "Алкестида" (438 год

до н. э.), "Медея" (431), "Геракли-ды" (около 430-го), "Ипполит" (428),

"Циклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" (424-418), "Троянки" (415),

"Электра" (около 413), "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" (около 412),

"Андромаха" и "Финикиянки" (около 411-го), "Орест" (408), "Вакханки" и "Ифигения

в Авлиде" (405).

Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний

Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов,

подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако в отличие от Эсхила и Софокла у

него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных,

нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей

- со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями.

ЕВРИПИД


27

Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая

психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было

прежде: герой поступает героически, злодей - злодейски. Ему первому удалось

представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей

передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение.

Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии "Медея".

В основе "Медеи" - сюжет из мифа о походе Аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде

золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая,

сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной

дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в

чужой стране, где ее презирают как дочь "варварского" народа. Между тем Ясон

обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на

наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею,

что она задумывает самую страшную месть - убийство их детей. Терзания Медеи, в

безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва,

столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом

виде - Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и

не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не

уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для

греков - дети "варварки". И Медея принимает решение:

Так клянусь же

Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых

Медеей на глумленье...

"Медея", непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не

сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи -

замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта

трагедия неизменно идет с аншлагами.

Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить.

Исключение составил только остров Сицилия. Древнегречески историк Плутарх в

своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о том, как отдельным афинским

воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода,

удалось вырваться на родину: "...некоторых спас Еврипид. Дело в том, что

сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили

талант Еврипида... Говорят, что в ту пору многие из благо-

28

100 ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ



АРИСТОФАН

29

получно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему,



как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его

стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен

из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в

Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем

впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть

стихи Еврипида" ("Никий и Красе").

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на

родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к

трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру,

"Медею" перерабатывали Эн-ний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид

оказал влияние на Корнеля ("Медея"), Расина ("Федра", "Андромаха", "Ифигения",

"Фи-ваида, или Братья-враги"). Вольтер по мотивам его трагедий написал "Меропу"

и "Ореста". Шиллер на основе "Финикиянок" Еврипида создал "Мессинскую невесту".

В России интерес к Еврипиду возник давно - известны "Андромаха" П.А Катенина, а

также многочисленные переводы Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий

Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас

трагедий

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях

поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его трагедии

украшают театральные сцены.

Любовь Калюжная

АРИСТОФАН

(около 446 до н. э. - 385 до н. э.)

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться - это то

достоинство, которое отличает человека от животного В своей "Поэтике" он

производит название комедии от слова "комос" - веселое шествие подвыпивших

гуляк, а начало ее выводит из "фаллических" песен в честь бога-виночерпия

Диониса. Обрядовые песни неизменно должны были включать в себя шутки, насмешки и

даже непристойности.

Оформил комическое в канонический комедийный жанр Аристофан, за что и получил

звание "отца комедии". В "Архарнянах" он вос-

произвел в небольшой сценке деревенское шествие с обрядовой песней.

Представление о "комосе" может дать и сцена, описанная Платоном в "Пире", когда

пьяный Алквивиад, возглавляющий толпу гуляк, с песнями врывается в дом поэта

Агафона. В древних обрядовых играх важное место занимал спор, когда на насмешки

одной стороны отвечала другая, и дело доходило до бранных слов, а то и до

потасовки. Аристофан в своих комедиях убрал из оборота все грубые, чисто внешние

комические приемы, основанные на непристойностях. "Кто в этом находит смешное,

тот от моих шуток не получит удовольствия", - говорит он в комедии "Облака". В

устранении всего пошлого (отказываясь "кидать в толпу угощения") Аристофан видел

свое отличие от предшественников, которые начинали разрабатывать этот жанр. В

комедии "Мир" его художественные принципы выражает хор.

Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться Над одеждою

рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами; Он изгнал и Гераклов,

месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных, И бегущих рабов, надувающих ловко,

нарочно терпящих побои - Это все недостойным он первый признал, и рабов

выводить, как другие, Проливающих слезы, не стал он.

И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие, Возвеличил он

этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье, Величавою речью и мыслью

глубокой и шутками неплощадными, Не людишек простых он в комедиях стал

подвергать осмеянью, не женщин, Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать


следующая страница >>