Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) русский актер и режиссер, теоретик - страница №1/1

Станиславский Константин Сергеевич

(1863-1938)

русский актер и режиссер,

теоретик сценического искусства
(к 150-летию со дня рождения К. С. Станиславского)

(Фонд ФБ ТГУ)


станиславский к.с.

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая его фамилия Алексеев) – актер, режиссер, педагог, создатель системы актерского искусства, которая носит его имя – система Станиславского.портрет станиславского к.с.

Родился он в Москве (5) 17 января 1863 года в семье богатого промышленника Алексеева, который состоял в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Талант Станиславского достался ему от бабушки-француженки, которая была известной парижской актрисой.

Впервые Константин выступил на домашней сцене, готовился к карьере оперного певца. В 1898 году он совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Успех к театру пришел после знакомства его основателей с А. П. Чеховым. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – это лучшие спектакли театра.

В начале XX века Станиславский приступает к разработке своей системы актерского мастерства. Он создал науку о творчестве артиста, сформулировал законы поведения актера на сцене. Главное, считал Станиславский, – это создать на сцене иллюзию живой действительности. На сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни ценен каждый человек.

Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В прессе тех лет все настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928 г., врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 г., сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 года.

Продолжая разработку «системы», вслед за «Моей жизнью в искусстве» (американское издание – 1924 г., русское – 1926 г.) Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актера над собой» (1938 г., посмертно).

Умер Станиславский в Москве 7 августа 1938 года от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Деятельность К.С. Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр всего XX века. Его режиссёрские искания и открытия не теряют своей актуальности и сегодня.

17 января 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского — великого актёра, режиссёра, театрального новатора.

В связи с этим событием Фундаментальная библиотека ТГУ имени Г. Р. Державина предлагает Вашему вниманию библиографический список литературы «Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства»: (к 150-летию со дня рождения К. С. Станиславского).

Библиографический список представлен собраниями сочинений трудов К. С. Станиславского, учебными изданиями, биографическими сведениями о творческой и актерской деятельности Станиславского, публикациями из периодических изданий, сборников воспоминаний.



Библиографический список литературы ориентирован на студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, театралов, искусствоведов, библиотечных работников и рекомендуется всем, кого интересует театральное искусство.

Труды К. С. Станиславского
«Трудное надо сделать привычным,

привычное легким, а легкое приятным»

(К. С. Станиславский)

c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\картинка.200x400.jpg


  1. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского, 1898–1930 : в 6 т. / [Н.-и. комис. по изуч. и изд. наследия К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького ; подгот. текста и примеч. Н. Н. Чукшина ; предисл. Ю. А. Завадского]. - М. : Искусство, 1980. - Т. 1-5.


c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\imagemanager.ashx.jpeg


  1. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. - М. : АСТ, 2010. – 473 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=332105167-52-72&n=21


  1. Станиславский, К. С. Актерский тренинг : работа актера над собой в творческом процессе переживания : дневник ученика / К. С. Станиславский. - СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК ; Владимир : ВКТ, 2009. - 478 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).



21

  1. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства : работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - М. : АСТ : Полиграфиздат ; СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2010. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).



  1. Станиславский, К. С. Мастерство актера : учеб. пособие для театр. вузов / К. С. Станиславский. - М. : Сов. Россия, 1961. – 520 с. 18


c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\1000261646.jpg


  1. Станиславский, К. С. Мое гражданское служение России : воспоминания, ст., очерки, речи, беседы, из запис. книжек / сост. вступ. ст. и коммент. М. Н. Любомудрова / К. С. Станиславский. - М. : Правда, 1990. – 652 c. : ил.

19


  1. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1983. – 424 с. – 41 л. ил.



  1. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 9 т. / К. С. Станиславский [ред. : О. Н. Ефремов (гл. ред.) и др. ; Моск. худож. акад. театр СССР им. М. Горького, Н.-и. сектор шк.-студии (вуз) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького]. - М. : Искусство, 1988. – Т. 1–4.20


23

  1. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1953. – 781 с.



  1. Станиславский, К. С. Этика / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1956. – 44 с.c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\744158.jpeg







Станиславский – режиссер
«Дело актера – воспитывать публику»

(К. С. Станиславский)

03


  1. Горчаков, Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского : беседы и записи репетиций / Н. М. Горчаков. - 3-е изд. - М. : Искусство, 1952. – 573 с.











  2. 05

  1. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского : учеб. пособие для театр. ин-тов и училищ / Г. В. Кристи. – 2-е изд. - М. : Искусство, 1978. – 430 с.











c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\1005653347.jpg


  1. Новский, Л. А. Учение К. С. Станиславского и театральная самодеятельность / Л. А. Новский. - М. : Профиздат, 1963. – 87 с.







  2. c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\1406.jpg






  1. Станиславский репетирует : сб. - М. : СТД РСФСР, 1987. – 592 с.









c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\b8528.jpg

  1. Топорков, В. К. С. Станиславский на репетиции : воспоминания / В. Топорков. - М. : Искусство, 1949. – 190 с.


О Станиславском…
«Жить — это значит действовать»

(К. С. Станиславский)


  1. Калашников, Ю. Театральная этика Станиславского / Ю. Калашников. - 2–е изд., испр. и доп. - М. : Всерос. театр. о-во, 1972. – 71 с.c:\users\admin\desktop\вирт выст для ларис\новая папка\1002145382.jpg


09


  1. Прокофьев, В. Н. В спорах о Станиславском / В. Н. Прокофьев ; под ред. Г. Кристи. - М. : Искусство, 1962. – 272 с.



11

  1. Румянцев, П. И. Станиславский и опера / П. И. Румянцев. - М. : Искусство, 1969. – 492 с.


15


  1. Сибиряков, Н. Н. Мировое значение Станиславского / Н. Н. Сибиряков. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1988. – 365 с.


17




  1. Соловьева, И. Н. К. С. Станиславский / И. Н. Соловьева, В. В. Шитова. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. – 166 c. : ил. - (Человек. События. Время).

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=122000229-45-72&n=21
Цитаты К. С. Станиславскогоi


  • 75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=389662246-42-72&n=21

  • Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю - физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш).

  • Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.

  • Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.

  • Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

  • Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?

  • Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

  • Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.

  • Не верю! (его режиссёрский приём)

  • Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.

  • Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.

  • Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.

  • Сцену нужно сделать, а потом сыграть.

  • Театр начинается с вешалки. (устная цитата, приписываемая ему)

  • Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.

  • Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.

  • Чувство зафиксировать нельзя.

  • Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!



http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=218097683-34-72&n=21

  1. i Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства : работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - М. : АСТ : Полиграфиздат ; СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2010. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).