«Сталинская модель модернизации России» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню подготовки... 1 181.9kb.
Признание и награды Сталинская премия (1941 за театральную работу) 1 62.92kb.
Стенограмма заседания Центра социально-консервативной политики Газетный... 2 600.96kb.
Заседание «институты гражданского общества как фундамент модернизации... 3 716.06kb.
Дипломные работы Сталинская национальная политика и решение "русского... 1 131.56kb.
Руководитель Россвязи принял участие в совещании по вопросам модернизации... 1 22.93kb.
«Россия и мусульманский мир». 2011.№4(226). С. 64-69. Специфика азербайджанского... 1 82.24kb.
Научно-методического семинара болонский процесс и проблемы модернизации... 1 57.63kb.
Воздействие глобальных трансформационных вызовов на процесс политической... 2 783.79kb.
Модернизация: общие параметры и специфика современной России 1 188.05kb.
После Полтавы война продолжалась в море, т к. Петру нужен был выход... 1 27.95kb.
Головокружение от успехов 1 78.29kb.
- 4 1234.94kb.
«Сталинская модель модернизации России» - страница №1/1

МОУ Туровская Средняя Общеобразовательная школа.

Реферат по истории.

Тема: «Сталинская модель модернизации России».

Головатой Е.C.

Ученицы 11 класса.

Руководитель: Щербинкина Н.А.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3



  1. Накануне великого перелома……………………………………...6

1,1 Хлебозаготовительный кризис 1927-1929 годов…………………...6

1,2 Сталинская и бухаринская модель модернизации…………………7



2. Сплошная коллективизации………………………………………..10

2,1 Цели и методы коллективизации…………………………………….10

2,2 «Головокружение от успехов»……………………………………….12

3. Индустриальная модернизация страны……………………………13

3,1 Технология сталинской модернизации……………………………....13

3,2 Результаты форсированной индустриализации……………………..15

Заключение.

Введение.

По небу


тучи бегают дождями

сумрак сжат, под старою

телегою рабочие лежат. И слышит

шепот гордый вода

и под,

и над


« через четыре

года здесь

будет

город-сад!»



тёмно-свинцовоночие, и дождик

толст, как жгут, сидят

в грязи

рабочие, сидят,

лучину жгут. Сливеют

губы


с холода, но губы

шепчут в лад:

«Через четыре

года здесь

будет

город-сад!»



В.В. Маяковский.
Ни одна страна в мире и ни одно общество не избежали исторического поворота от векового аграрного и сельского строя жизни к промышленному и городскому. Не стала исключением и Россия, которая к тому же оказалась одной из первых стран догоняющей модернизации. Тоталитарные политические режимы, включая коммунистические, - порождение догоняющей модернизации. Советский коммунизм и все, что с ним связано, - не более чем частный случай такого развития.

Именно модернизационное направление представляет сегодня, по мнению большинства отечественных историков, наиболее широкие рамки интерпретации российского исторического процесса. Проблемы модернизации страны позволяют рассмотреть нашу историю на протяжении многих веков не как качание от реформ к контрреформам, а как историческое и культурное развитие России, импульсное, но постоянно поступательное движение в соответствии с собственной моделью, своим особым путём но в русле общемировых тенденций развития Эта концепция обращается к анализу эволюции общества, проблеме взаимодействия различных факторов в этом процессе, соотношения стихийности и спонтанности и их организации. В основе концепции лежит идея развития.

Именно на 20 век пришлась кульминация превращения российского общества из традиционного, аграрного, сельского, постиндустриального в современное, индустриальное или «постиндустриальное». И сегодня Россия опять стоит перед проблемой догоняющего развития. Но история нам подсказывает, что нельзя бездумно копировать западный опыт модернизации. У нас свой цивилизационный подход к решению этой проблемы. Наш народ выстрадал этот опыт и петровскими реформами, и великими реформами 19 века. Не должен пропасть бесследно и сталинский опыт модернизации. История – это учитель жизни, который помогает учиться на ошибках прошлого, усваивать и применять положительный опыт.

Данное исследование обращается к анализу эволюции советского общества периода модернизации, к проблеме взаимодействия различных факторов в этом процессе, исследованию соотношений стихийности и спонтанности. Необходимо рассмотреть этапы модернизации, возможные альтернативы, противоречия. Важно понять цели, которые ставила власть, проводя модернизацию, раскрыть методы, применяемые этой властью, рассмотреть итоги сталинской модернизации, её достижения и провалы. Важное место в данной работе будет отводиться выяснению цены, которую заплатил советский народ за успешное претворение в жизнь идей Сталина и его соратников.

Модернизация по советскому проекту в сталинские годы во многом повторяла черты предыдущих российских модернизаций. Так как по-прежнему ввиду внешней угрозы (реальной или мнимой) в первую очередь создавалась тяжелая индустрия и основы оборонной промышленности, а подавление свобод принимало поистине тотальный характер.

Сталинская модернизация заложила весьма противоречивые основы для развития советского общества, лишив его, по существу, внутренних социальных механизмов, побуждающих к саморазвитию, из-за чего даже умеренные достижения СССР на пути социального и экономического прогресса оплачивались ценой чрезвычайных усилий и крови. Уже в первое послевоенное десятилетие выявилась ограниченность раннеиндустриальной модернизации в России, его неспособность в полной мере преодолеть социально-экономический кризис и научно-техническое отставание от передовых западных стран. Результатом стал модернизационный кризис начала 1950-х годов.

Отставание России на десятки лет вперед от передовых стран Западной Европы и США по уровню производства и потребления, структуре экономики и военной сферы, с очевидностью обнаружившиеся к началу 20 века, заставило российское государство и общество активно искать возможности его преодоления. Именно этот модернизационный вызов оказал решающее воздействие на социально-экономическое развитие страны на всем протяжении 20 века. Значительное отставание потребовало гигантских усилий по его преодолению.

Несомненно, отечественная история 20 века, при всем ее своеобразии, неразрывно связана с поступательным движением мировых цивилизаций и являет собой часть общемировой истории. Крепнущее в научном мире понимание единства истории предполагает в качестве возможной основы изучения исторического движения в 20 в. теорию модернизации. Большинство исследователей склонно признать ее особой формой социального развития, историческое своеобразие которой состоит в переходе от традиционного общества к современному. Для России модернизация уже несколько столетий равнозначна процессу европеизации.

Столетие спустя можно констатировать, что задача исторического масштаба – совершить цивилизационный рывок – полностью не была решена в рамках 20 в.

В начале 20 в. ускоренная модернизация осуществлялась в рамках самодержавной государственности при дефиците внутренних источников накопления, низком внутреннем спросе, дефиците денежных ресурсов для финансирования индустриализации. Ответом на вызов стали инвестиции для модернизации из-за границы. К 1914г. доля иностранных инвесторов в акционерных капиталах предприятий, производящих средства производства, составила около 60%.

Чтобы уяснить характер модернизационных задач, стоявших перед советской системой, и степень их разрешения на разных этапах социалистического развития, надо признать, что модернизация – сложный исторический процесс, зависящий, по крайней мере, от двух условий: характера модернизируемой страны и характера глобальных вызовов, т. е. мировых исторических реалий, в которых происходит модернизация.

Для Сталина именно логика жизни, необходимость удержать власть, обеспечить обороноспособность страны, требовавшей развитой экономики, сделала неизбежным «большой скачок» - попытку пробежать за десяток лет столетний путь естественного развития, минуя при этом все промежуточные этапы, не считаясь при этом с многочисленными человеческими жертвами.

Долгое время период 1920-1930-х годов в советской исторической публицистике и научных трудах был периодом социального строительства, неподдельного народного энтузиазма, который ассоциировался с Магниткой. Днепрогэсом, Кузнецком, рекордами стахановцев, отличался стремительным индустриальным ростом, успехами коллективизации, преодолением неграмотности. В конце 80-х годов 20 века представления об эпохе «великих свершений» менялись на полярно противоположные. Публицисты и ученые заговорили об узниках сталинского ГУЛАГа, эпохи «великого террора», насильственной коллективизации, разрушения слоя крестьян тружеников, хозяев своей земли. За прошедшие с тех пор годы историкам удалось найти сбалансированный подход к освещению многих проблем этого периода отечественной истории 20 века, но все ещё в публицистике, и в научной литературе оценки неоднозначны, а порой просто полярны.


1. Накануне великого перелома

1,1 Хлебозаготовительный кризис.

В 1927г. СССР стоял перед выбором: продолжать политику НЭПа, развивать рыночные отношения, укрепить единоличное хозяйство крестьян или свернуть все начинания НЭПа и перейти к политике жесткого контроля за всеми отраслями экономики. За годы НЭПа стране удалось ценой героических усилий вернуться лишь к уровню 1913 года. В это время страны Запада уверено переходили на новые технологии, модернизировали оборудование, всесторонне развивали науку и культуру. Отставание СССР от ведущих капиталистических стран по производству промышленной продукции продолжало нарастать и становилось опасным. Что не могли не видеть Сталин и его окружение. Индустриализация страны была насущной необходимостью, велением времени. И в этот ответственный момент возникает препятствие. В 1927 – 1928г. страна столкнулась с хлебозаготовительным кризисом. Независимые крестьяне не спешили продавать государству хлеб по заниженным ценам. Это в свою очередь тормозило экспортные поставки хлеба. Стал иссякать источник валюты, получаемый за счет продажи хлеба за границу. Как преодолеть это препятствие? Складывающаяся в этот период тоталитарная модель управления обществом подсказывает один путь: физическое уничтожение всех, кто мешает.

В январе 1928 года в связи с трудностями хлебозаготовок Политбюро проголосовало за применение чрезвычайных мер в отношении кулака. Но рассматривались они как временные меры, которые должны ограничиваться лишь изъятием хлеба у кулаков. Однако вскоре Рыков, Бухарин, Томский увидели, что чрезвычайные меры превращаются в систему, подрывающую материальную заинтересованность в производстве хлеба, распространяются не только на кулаков, но и на более широкие круги крестьянства.

Подводя итог применения чрезвычайных мер и отмечая их первоначальный эффект, Рыков самокритично признал, что не предвидел всех отрицательных последствий. « … Очень многое из того, что мы называем извращениями, вошло в систему этих мер… Я лично был уверен в том, что административные меры приведут к ликвидации хлебного кризиса. Этого, к сожалению, не произошло», но были, как отметил Рыков, испорчены отношения с середняком и бедняком».1

Хлебозаготовительный кризис зимы, конечно, создавал угрозу планам промышленного строительства, осложнял экономическое положение и в городе, и в деревне. Широкое и все более систематическое использование «чрезвычайных», то есть внеэкономических, административно – принудительных мер в хлебозаготовках, начавшееся с этого времени, означало слом нэпа в наиболее важной системе экономических отношений – отношений между городом и деревней. Возможности для развития мелкого крестьянского хозяйства быстро свертывались.

1Бухарин: человек, политик учёный. Сборник статей под редакцией В. В. Журавлёва. М.1990.с. 57

1,2 Сталинская и бухаринская модель модернизации.

Коренные расхождения в позициях Н.И. Бухарина и И.В. Сталина по вопросам дальнейшего развития страны открыто выявились при первом же обсуждении итогов трудной зимы 1928г. для Сталина кризис хлебозаготовок объясняется выступлением выросшего и окрепшего в условиях НЭПа кулачества против Советской власти. «Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних. Об этом нельзя забывать ни на одну минуту»1 - так формулировался обобщающий Сталинский вывод о том, что происходило в стране.

Бухарин при анализе явлений происходивших в стране делал акцент на имевшихся недостатках и ошибках в работе власти. «Отсюда и альтернатива: сталинской линии перенесения центра тяжести на насилие в борьбе с врагами, противостояла бухаринская линия на совершенствование работы партии и государства, на осуществление индустриализации страны и кооперирование сельского хозяйства в меру созревания объективных и субъективных условий при сохранении и совершенствовании экономического механизма, складывавшегося в годы НЭПа.»2

Сталинская «теория» провозглашала обострение классовой борьбы. Он утверждал что, чем быстрее будут отмирать классы, тем больше будет обостряться классовая борьба, которая, очевидно, разгорится самым ярким пламенем как раз тогда, когда никаких классов не будет!» Сталинская « революция сверху» сопровождалась и фактической гражданской войной против крестьянства, и голодом, унесшим миллионы жизней.

Бухарин пытался укрепить мелких и средних индивидуальных крестьянских хозяйств, на широкое использование и развитие товарно-рыночных связей в экономике. Были даже повышены (хотя и незначительно) заготовительные цены на хлеб.

Столкновение двух концепций развития со всей силой проявились при обсуждении планов хозяйственного строительства. Выступление Бухарина было направлено не против высоких темпов развития индустриализации, а против волюнтаристских несообразностей, против пренебрежения объективными условиями и возможностями. Борьба между бухаринской и сталинской политикой охватывала весь круг проблем развития страны, направления деятельности партии. Речь шла о действительном выборе, о принципиально различных путях развития общества. В центре борьбы оказался крестьянский вопрос – вопрос об отношениях с основной массой населения страны. Сердцевиной сталинской политики в деревне, как показал Н. И. Бухарин в заявлении от 30 января, стал «лозунг дани».

Полное отстранение Бухарина от участия в политическом руководстве партией и страной осенью1929г. означало прекращение борьбы и за

отстаивавшийся им вариант общественного развития, за «бухаринскую


1 Суровая драма народа: Ученые публицисты о природе сталинизма. – М.: Политиздат, 1989 г., с. 69.

2 Бухарин: человек, политик учёный. Сборник статей под редакцией В. В. Журавлёва. М.1990.с. 60.

альтернативу». Поражение Н. И. Бухарина и его сторонников не было

поражением идейным, весь последующий опыт развития нашего общества свидетельствует о правильности основных исходных позиций « бухаринской альтернативы».

На апрельском (1929г.) Пленуме ЦК Бухарин прямо выступил и против зловещего тезиса обострения классовой борьбы по мере успехов в строительстве социализма. Он верно расценил этот тезис, сформулированный Сталиным на июльском (1928г.) и развитый затем, в сентябре 1928 года, Куйбышевым как теоретическое обоснование «чрезвычайщины».

Дорого обошлись стране и насажденные Сталиным ограничения товарно-денежных отношений, курс свертывания нэпа. При этом он искажал позицию своих противников, обвиняя «бухаринцев» в отстаивании полной свободы частной торговли и отказе от регулирующей роли государства. На самом деле Бухарин был за повышение регулирующей роли цены в развитии экономики, выступал против нарушения рыночных связей как основной смычки промышленности и сельского хозяйства, против превращения крестьянина из продавца хлеба в его сдатчика. Он предлагал маневрирование ценами на зерно по сезонам, их регулирование по районам страны, за эластичность цен, их связь с рыночными фондами продовольствия, с ценами на средства производства.

На манипуляции фактами было основано утверждение, будто Бухарин стоит за «развязывание кулака». Лозунг «Обогащайтесь!», которому левая оппозиция, а затем и Генсек придали столь негативный характер, был обращен не к кулачеству, но ко всему крестьянству. Вот что говорил Бухарин в своем докладе на собрании актива Московской партийной организации в апреле 1925 года: «В общем и целом всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство. Только идиоты могут говорить, что у нас всегда должна быть беднота; мы должны теперь вести такую политику, в результате которой у нас беднота исчезла бы… мы предпочитаем разрешить буржуазному крестьянину развивать его хозяйство, но брать с него будем гораздо больше, чем берем с середняка. Получаемые от него средства мы будем давать в форме кредитования середняцким организациям или какой-нибудь другой форме бедноте и батракам…»1

Другое дело, в какой мере предложение Бухарина в тот период было оправдано. Уже тогда в результате налогового пресса во многих районах страны происходила массовая ликвидация и дробление хозяйств кулаков и зажиточных середняков. Известно также, что Рыков не разделял мнение Бухарина о форсированном наступлении на кулака.

1 Бухарин человек, политик, ученый. Сборник статей под редакцией В.В. Журавлева. М.1990г. с. 60.

Следует подчеркнуть, что Бухарин предлагал лишь экономические меры ограничения кулачества, но никак не прямое насильственное раскулачивание, на которое вскоре сделало ставку сталинское руководство. Раскулачивание в период сплошной коллективизации ударило не только по кулаку, но и по середняку, а чрезвычайные меры использовались даже против колхозников в качестве репрессий за невыполнение заданий по заготовкам.



2. Сплошная коллективизация.

2,1 Цели и методы коллективизации.

Главным источником проведения индустриализации стала эксплуатация «внутренней колонии» - крестьянства. Партия провозгласила курс на сплошную коллективизацию, которая, по мнению Сталина и его окружения, позволяла наладить бесперебойные поставки хлеба в города. Одновременно коллективизация вела к сокращению людей, занятых в сельском хозяйстве. Освободившиеся рабочие руки направлялись на крупные промышленные стройки.

Насильственная коллективизация ускоренными темпами началась зимой 1929 года. «…Мы имеем материальную базу для замены в кратчайшие сроки крупного кулацкого производства крупным производством колхозов… Вместо коллективизации запланированных 20% посевной площади мы можем к осени 1930 г. Закончить коллективизацию важнейших зерновых районов…»1

Передовым отрядом коллективизации в деревне стали «двадцатипятитысячники». Это были рабочие-активисты, которые опирались на сельскую бедноту. Семьи крестьян лишались земельной собственности, которая переходила в руки колхозов. Обобществлялся домашний скот, инвентарь, в некоторых районах даже кухонная посуда. «Руководить – значит предвидеть», - мудро говорил Сталин. Однако великий руководитель и провидец Сталин не сумел предугадать простейший жизненный ответ крестьян на обобществление скота – его убой».2

Противников колхозного строя подвергали аресту с конфискацией имущества, выселяли в Сибирь и Казахстан. «Дорогие наши товарищи! Во первых строках наших мы просим и на помощь зовем: помогите хоть нашим детям. Выселены мы в степь, выбросили нас в поле под открытое небо, мочили нас дожди, теперь засыпает пыль. Мы крестьяне-труженики и дети наши закалены суровой жизнью, но вот пять месяцев питаемся мы травой, хлеба нам не выдают, а заработать негде».3 Чтобы обезопасить себя от вспышек крестьянского недовольства, власть продолжала репрессии. Миллионы крестьян пополняли ГУЛАГ. В августе 1932 года принимается закон, ставивший цель «укрепление социалистической собственности». В соответствии с ним любое покушение на «социалистическую собственность». Независимо от ущерба, каралось либо расстрелом, либо десятилетним заключением с конфискацией имущества. Действие закона распространялось на граждан начиная с 12 лет.

1 из постановления ЦК ВКП (б) 5 января 1930 г. Хрестоматия по истории России 20 век. Составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999 г. стр. 92.

2 Сталиниада. Ю.Б. Бореев. М.: Книга, 1991 г. с. 78.

3 Письмо поселенцев участка №8 особого назначения сталинского округа. Хрестоматия по истории России 20 век. Составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999 г. стр. 98

К организации колхозов были привлечены городские жители, рабочие, студенты. Руководили ходом коллективизации «районные тройки» - чрезвычайные органы власти, в которые входили представители советов, райкомов партии, ОГПУ. В качестве актива выступали сельские коммунисты, комсомольцы, беднота. Вот пример их действий: «…27 марта собрался сход, на котором постановили раздать семена. На другой день крестьяне пошли за семенами. Их здесь встретили пьяные активисты пулей, шомполом и дубинками. Два дня по улице нельзя было пройти, ездили люди с дубинками и сильно избивали, а также забирали в раймилицию, где подвергали истязаниям. В результате трое убитых и много раненых».1

Горожане совершенно не знакомые с психологией крестьян пытались ломать быт русской деревни. В эти годы были разрушены тысячи церквей. «Женщины сделались, как бешеные, как звери, идут против власти, чтобы защитить церковь и не дать бить и ломать ее».2

Вместо религии в деревни приходили электричество, радио, избы-читальни. Все это активно пропагандировало идеологию колхозного строя, формировало искреннюю благодарность «товарищу Сталину» за новую счастливую жизнь. «Дорогие товарищ Сталин! Я слыхала по радио, что в Советском Союзе жизнь детям очень хорошая, они учатся в школе. Дорогие товарищ Сталин, я и мой брат Александр не в силах ходить в школу, питания у нас нет, корову и лошадь у нас отобрал колхоз. Всего налогу на нас больше двух тысяч рублей, уплатить его мы не в силах. Семья у нас 8 человек: шесть детей. В колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид, работать в колхозе не в силах.

Товарищу Сталину.

Спасибо товарищу Сталину

За нашу счастливую жизнь!

За детство счастливое наше,

За наши чудесные дни».3

Все эти процессы в деревне вызывали протест крестьян, но они не восстали, как предрекали эмигранты. Многое нужно мирному хлебопашцу, чтобы затеять войну в собственном доме. Нужна привычка к войне, нужен лидер, организация, уверенность в своей силе. А была лишь безысходность. И в этих условиях следует удивляться тому, что кое-где восстания все же были. Тогда то и появилась статья Сталина «Головокружение т успехов».


1. из писем граждан периода коллективизации 1930 год. Хрестоматия по истории России , 20 век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение,. 1999г., с. 99.

2. Там же с. 101

3. Там же с. 101
2,2 «Головокружение от успехов».

За годы коллективизации число «раскулаченных» составило 15 млн. деревня оказалась лишена авторитетных и энергичных вожаков, способных возглавить сопротивление.

Главным результатом коллективизации стало обеспечение условий для гигантского индустриального скачка. К 1932 году колхозы составляли 61% крестьянских хозяйств, был создан тракторный парк из 148 тыс. машин. Однако в первые годы коллективизации объем сельскохозяйственного производства составлял только 73% от уровня 1928г. Поголовье коров, лошадей, свиней сокращалось катастрофически. Стоимость забитого скота превышала стоимость всех новых заводов. Никакие трактора не могли восполнить потерю тягловой силы. Принадлежала техника государству. Во время полевых работ тракторные бригады переезжали из одного колхоза в другой и не везде успевали вовремя выполнить посев или уборку.

Форсированная коллективизация вызвала рост недовольства крестьян по всей стране. И здесь Сталин смог снять с себя ответственность за голод, страдания людей, разорение деревни. Он пишет статью в газеты «Головокружение от успехов», где всю вину перекладывает на плечи местных руководителей, которые неправильно поняли «мудрые» указания партии. Но дело было сделано – сплошная коллективизация закончена. Но эта статья не остановила сплошную коллективизацию. Крестьяне стали выходить из колхозов, но оказалось, что вернуть землю и скот они уже не смогут. Да и отношение к статье в селе было неоднозначным. «… У кого увидят газету, тех бьют и приговаривают: «Ага, вы статью Сталина читаете». Петрову, секретарю партийной ячейки, крестьяне, показывая статью Сталина, заявляли, что он искривляет партийную линию, а Петров им отвечал: «Вы, товарищи, непартийные, и вас это не касается, поменьше верьте этим газетам»1

К концу 1932 года в деревне, в результате изъятия всего зерна начался голод. Никогда в истории России голод не был столь велик. Районами голода были Дон, Кубань, Волга, Черноземье, Казахстан, вся Украина. Оценка числа умерших от голода в 1932-1933 гг. колеблется в пределах от 10 до 15млн. человек. Голод был сознательно организован. В государственных резервах страны имелось достаточно зерна, но оно шло за границу. Чтобы крестьяне не разбегались из деревень, наиболее крупные села, станицы, целые районы блокировались войсками НКВД. В домах жителей проводились систематические обыски с целью изъятия продовольствия. Партийно-государственная власть не только не обратилась за международной помощью, но и публично отрицала размах голода, организуя поездки симпатизировавших СССР западных интеллигентов (Г.Уэллса, Б. Шоу), демонстрируя им «потемкинские деревни».

1. Из писем граждан периода сплошной коллективизации. Хрестоматия по истории России 20 век. Сост. А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999г., с. 100.
3. Индустриальная модернизация страны.

3,1 Технология сталинской модернизации.

Исходным пунктом сталинской модели модернизации страны было утверждение о глубочайшей промышленной отсталости. Это давало идеологическое обоснование для применения любых крайних мер по проведению индустриализации. Самым популярным лозунгом становится призыв «Догнать и перегнать!». Любой вариант индустриализации проходит весьма болезненно для общества, так как сопровождается возрастанием доли накопления. Поэтому на первый план выдвигаются проблемы приоритетов, темпов, источников проведения индустриальных преобразований.

В советской модели индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных изделий, а на развитии самых передовых в ту эпоху, чрезвычайно капиталоемких отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроение. Причем под давлением Сталина была принята установка на максимальные темпы индустриализации.

Индустриализация преследовала идеологическую цель – построение социалистического общества. Этот шаг в «светлое будущее» предполагалось совершить в три приема, воплощенных в пятилетних планах. Первая пятилетка (1928-1932) должна была выполнить задачу превращения СССР из аграрной страны в индустриальную. Вторая (1934-1937) – окончательно ликвидировать капиталистические элементы. Третья (1938-1942) – решить основную экономическую задачу социализма - догнать и перегнать экономически наиболее развитые страны Европы.

Для того чтобы выполнить эти задачи, требовались огромные материальные и финансовые средства. Индустриальные прорывы России конца 19-20 столетия в немалой степени базировались на внешних и внутренних займах, на экспорте зерна. В Советскую Россию приток капитала извне прекратился. Индустриализация могла быть проведена только за счет внутренних резервов. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным населением сократилось. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев. С целью привлечения сбережений граждан на развитие народного хозяйства практиковалось проведение внутренних займов через принудительную продажу гражданам ценных бумаг. Но и этого было не достаточно. На производстве был введен режим жесткой экономии и строжайшей дисциплины. За малейшие провинности рабочие, инженеры, руководители объявлялись вредителями, саботажниками и пополняли миллионную армию бесплатных рабочих ГУЛАГа.

Был задействован и мощнейший моральный рычаг – народный энтузиазм. На крупнейшие стройки направлялись отряды молодежи, которые в суровых полевых условиях в рекордные сроки возводили промышленные гиганты. Магнитка, Днепрострой, Уралмаш – во любимые детища комсомола, символы первых пятилеток. Ни буря, ни холод не могли сломить героическую волю строителей. В суровые морозы, в дождь и ветер комсомольские бригады выходили на работу, устанавливали мировые рекорды, давали 200% плана. Вот как говорит об этом американский инженер Майкл Шировер: «По сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями…История не знала еще случая, чтобы целая нация строила с таким энтузиазмом металлургический завод. В сущности Магнитогорск создан руками советской молодежи: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет».1

Героический труд советских граждан оплачивался крайне низко. Вместо премий передовики-рабочие чаще получали грамоты, награды, переходящие вымпелы. Никто не заботился об охране труда, о сохранении здоровья трудящихся. К 50 годам рабочий-передовик чаще всего становился инвалидом. Феноменом этой эпохи была неподдельная вера советских граждан в то, что скоро наступит светлое будущее, а ради этого можно многое вытерпеть. «Если нужно, рабочий работает не 9, а 12-16 часов, а иногда и 36 часов подряд – только бы не пострадало производство! По всему строительству совершаются тысячи случаев подлинного героизма».2 социалистическое соревнование должно было стать заменителем рыночной конкуренции. Имена ударников становились широко известны. Шахтер Стаханов, трактористка Ангелина были новыми настоящими героями. О них писали, снимали фильмы, их именами называли бригады. Но среди рабочих передовиков недолюбливали. Ведь из-за них часто повышались нормы выработки. Если могут так работать они, значит, могут и должны так работать все. Зарплата при этом оставалась прежней.

Напрямую с задачами индустриализации увязывалась и культурная революция призванная подготовить для промышленности кадры квалифицированных рабочих, инженеров, техников. Это открывало дорогу для получения образования тысячам людей, создавала стимулы для молодежи. Искренней была благодарность советских граждан «товарищу Сталину и советской власти» за то, что им удалось выбиться в люди.

С конца 1929 г. был принят новый курс в образовании – преимущественно на профессиональное обучение. Считалось, что прикладные навыки важнее общих знаний. Школьники больше времени проводили на практике, чем в классах. Через 3-4 года начался откат от этого курса, так как он был бесперспективным. Откат привел к началу восстановления традиционных, во многом скопированных со старой школы методик образования, хотя они дополнялись предметами, носившими пропагандистскую направленность.

За годы первой пятилетки (1928-1933гг.) в высшие учебные заведения было направлено до 150 тыс. молодых рабочих – коммунистов о комсомольцев. На первое место ставились знания, дисциплина и преданность режиму.




  1. История России. 20 век. Компьютерный учебник. М.: «Клио Софт», 2005г.

2. История России. 20 век. Компьютерный учебник. М.: «Клио Софт», 2005г.
3.2 результаты форсированной индустриализации.

Темпы роста тяжелой промышленности в годы первых пятилеток были в 2-3 раза выше, чем в России перед Первой мировой войной. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире – от 10 до 17%.

СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходится без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы.

СССР за годы первых пятилеток совершил гигантский рывок в своем развитии. По абсолютным объемам промышленного производства в конце 30-х гг. он вышел на второе место в мире. Однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких.

На долю тяжелой индустрии приходилось 58% . за годы первых пятилеток в СССР возник целый ряд новых отраслей: тяжелое машиностроение , производство станков и оборудования, автомобильная, тракторная промышленность, танкостроение, авиастроение и многие другие. Такие отрасли, как энергетика, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, были полностью реконструированы. 15 мая 1935 г. Вступила в строй 1-я очередь московского метро. Заметно повысилась производительность труда. В сельском хозяйстве завершена коллективизация. К 1937 г. В колхозах объединено 94% крестьянских хозяйств, ими обслуживается 99% посевных площадей. Производство технических культур возросло по сравнению с периодом нэпа на 30-40 % . сбор зерна остался на прежнем уровне. К 1937г. Производство животноводческой продукции достигло довоенного уровня, хотя заметно уступало показателям последних лет нэпа. В 1936г. В городах отменили введенную в конце 1928 г. карточную систему.

Во второй половине 30-х годов началась реализация программы ускоренного развития промышленности и сельского хозяйства в восточных районах, а также подготовка специалистов. Наряду с увеличением выпуска дипломированных специалистов через вузы и техникумы была построена вся система массового общего и профессионально-технического образования. Число грамотных в 1939 г. составило 81%, тогда как в 1926 их было лишь 51%.

По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. Вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от передовых держав по производству промышленной продукции на душу населения: если в 20-е гг. Разрыв был 5-10 раз, то в конце 30-х гг. – в – 1,5 – 4 раза.

Таким образом, по ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. В 30-е гг. СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции.

Но скачок в развитии тяжелой индустрии был куплен ценой отставания в легкой промышленности, стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни и окончательного слома механизма саморегуляции экономики.

К концу 1932г. в деревне, в результате изъятия всего зерна в рамках хлебозаготовительной кампании, начался голод. Никогда в истории России голод не был столь велик. Районами голода были Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземской полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и вся Украина. Оценка числа умерших от голода в 1932-1933гг. Колеблется в пределах от 10 до 15 млн. человек. Голод был сознательно организован. В государственных резервах было достаточно зерна, но оно шло за границу. Чтобы крестьяне не разбегались из деревень, наиболее крупные села, станицы, целые районы блокировались войсками НКВД. В домах жителей производились систематические обыски с целью изъятия продовольствия.

Коллективизация значительно ослабила страну, стала источником многих трагедий и противоречий не только в 30-е гг., но и в годы Отечественной войны, расколов немалую часть народа.


Заключение.

Индустриализация России по сталинской модели стала фактом. Этот факт кажется невозможным с точки зрения европейского опыта. Не были накоплены соответствующие капиталы для инвестиций в промышленность. Западные страны не собирались вновь вкладывать деньги в российскую экономику, как это было в начале 20 века. Продажа драгоценных металлов и произведений искусства не приносила достаточных средств. Главным способом накопления стало ограбление деревни. Сталин с помощью коллективизации решил сразу несколько проблем. Колхозы обеспечили бесперебойную поставку продовольствия для экспорта на нужды индустриализации. Обобществление земли уничтожило независимого крестьянина. Колхозники стали послушным орудием в руках тоталитарного государства.

Модернизация СССР осуществлялась по «социалистическому проекту» в сталинской его интерпретации. Ее главными задачами явились создание оборонной промышленности и социальной опоры власти в виде массивного ядра индустриального рабочего класса.

Изымались средства из сельского хозяйства и производства товаров. «Замораживание» на крайне низком уровне жизненных стандартов основной массы населения создавало в стране мощное социальное напряжение, недовольство, которое подавлялось массовыми репрессиями, что, в свою очередь, привело к гигантскому разрастанию карательно-репрессивных органов системы.

Таким образом, и 1937 г. далеко не случаен. В этот период советская система приобретает ярко выраженные черты тоталитарного режима. Власть прибегает к тоталитарному террору, ставит под контроль все стороны общественной жизни, лишает советских людей элементарных прав. Для реализации своих планов, укрепления режима сталинское руководство широко использовало мнимые и реальные внешние угрозы со стороны Запада.

Другим важным фактором, обеспечившим индустриализацию, стала «великая депрессия» на Западе. Цены на промышленную продукцию на мировом рынке стремительно падали. Продавцы были заинтересованы в её скорейшем сбыте. СССР становится привлекательным партнёром. Е менее 40% машиностроительной продукции США закупалось советскими внешнеторговыми организациями. Абсолютное большинство знаменитых строек первых пятилеток были оснащены американской техникой.

Ещё одним рычагом решения задач модернизации стало планирование. Пятилетние планы не учитывали реальных возможностей страны, но их невыполнение грозило физической расправой над виновниками на любом уровне вертикали власти. Срыв плана грозил скорой расправой. Уголовные дела о вредительстве, саботаже стали обычными в годы первых пятилеток.

Чтобы избежать наказания за невыполнение нереальных планов показатели отчётности завышались.

Индустриализация достигла своих целей: она укрепила тоталитарный политический режим, создала новый слой советской технической интеллигенции, построила военно-мобилизационную экономику. Но цена, которую заплатил советский народ за эти успехи, была несоразмеримо высока. Сталинская модель модернизации России стоила миллионы жизней раскулаченных, умерших от голода, от непосильного труда в лагерях ГУЛАГа.

Победа над фашизмом открывала возможность выбора дальнейших путей для дальнейшего развития страны. Однако для Сталина и его ближайшего окружения победа явилась доказательством жизнеспособности социалистического режима. Советские лидеры после войны предпочли вернуться к подходам, наработанным в 1930-е гг.: приоритетному развитию тяжелой, по преимуществу оборонной промышленности, сохранению колхозного строя, особой роли КПСС в системе политической власти. Победа дала моральное оправдание жесткой дисциплине, низведению личности до положения винтика государственной машины, полному отсутствию политической оппозиции и инакомыслия, продлив тем самым существование советской тоталитарной системы на четыре с лишним десятилетия. Только скоропостижная смерть «вождя народов» избавила советское общество от новой волны террора.

Список литературы.

1. История России. 20 век. Компьютерный учебник. М.: «Клио Софт», 2005г.

2. Суровая драма народа: Ученые публицисты о природе сталинизма. – М.: Политиздат, 1989 г



3. 1Бухарин: человек, политик учёный. Сборник статей под редакцией В. В. Журавлёва. М.1990.

4. Хрестоматия по истории России 20 век. Составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999 г.



5. Сталиниада. Ю.Б. Бореев. М.: Книга, 1991 г.