Спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году - страница №1/1

спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году».

Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась еще год тому назад через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу. Могилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.

Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне" (автор этого шедевра ранне­византийской агиографии – патр. Софроний Иерусалимский, †638 г.). Попу­лярность жития засвидетельствована многочислен­ны­ми пере­ложени­ями и включением его в состав богослужения четверга пятой седми­цы Великого поста (Стояние Марии Египетской, или Андреево стояние). Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария Египетская".

Жизнь святой Марии Египетской рассматривается как двуединый сим­вол деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и от­вет­ного Божия милосердия. Христианство глубоко «оптимистично»: здесь нет места надменной брезгливости по отношению к людям с «непо­правимо испорченной репутацией» (как в светском обществе), или к «непри­касае­мым» (как в кастовом обществе), и неимоверное казалось бы восхождение из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой современ­ной коллеге Марии до ее обращения. Именно поэтому этой бывшей грешни­це и посвящено последнее воскресенье Святой четы­редесятницы (Сорока­днев­ного поста), важнейшего покаянного периода православного литургиче­ского года.

Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная". Ее память по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.

Изд. и лит.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подви­зав­шей­ся в Иорданской пустыне (VII в.) // Жития византийских святых / Перевод, вступит. статья и прим. С. В. Поляковой. СПб., 1995, с. 185–213; Селиванов Д. Б. Житие и служба Марии Египетской (автореф. канд. диссерт.). М., 1994; Преподобная Мария Египетская. Переславль-Залесский, 1997.

Ю. Рубан

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице


Неделя 5 Великого поста

21 марта в 2010 г.


Память преподобной Марии Египетской

Апостольское чтение на Литургии



Послание ап. Павла к Евреям 9:11–14

[Совершенная и единственная жертва Христа]

Братья, Христос, придя как Перво­священник будущих благ, через большую и совершенней­шую скинию, неруко­творенную, то есть не этого творения, и не через кровь козлов и тельцов, но через собственную Кровь, – вошел раз и навсегда во Святилище и приобрел вечное искупление.

Ведь если кровь козлов и быков и пепел телицы, через окропление, освящает осквернен­ных, чтобы чисто было тело, – насколько же более Кровь Христа, – Который через вечного Духа принес Себя непорочного [в жертву] Богу, – очистит совесть нашу от мертвых дел, для служе­ния Богу Живому [и истинному]!

Евангельское чтение на Литургии



Евангелие от Марка 10:32–45

[Третье предсказание о страстях]

[В то время] были они в пути, восходя в Иерусалим, и Иисус шел перед ними; а они ужасались и, следуя за Ним, боялись. И вновь отозвав Двенадцать в сторону, Он начал им говорить о том, что Ему предстоит: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет отдан в руки первосвященников и книжников, и осудят Его на смерть, и отдадут в руки язычникам, и те будут над Ним глумиться, и плевать в Него, и предадут Его бичеванию, и убьют; но через три дня Он воскреснет».

И подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, со словами:

«Учитель, хотим, чтобы Ты сделал для нас то, что мы попросим». Он же спросил их: «Чего же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?»

А они говорят Ему: «Дозволь нам воссесть во славе Твоей, одному по правую руку от Тебя, другому по левую руку!»

Но Иисус сказал им: «Сами не знаете, о чем просите. Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, или креститься тем крещением, которым крещусь Я?»

Они же сказали Ему: «Можем».

А Иисус сказал им: «Чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься; но воссесть по правую или по левую руку от Меня, — дать это не в Моей власти, но кому как предуготовано».

А прочие Десять, услышав это, начали негодовать на Иакова и Иоанна. И подозвав их, Иисус говорит им: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой, и кто между вами хочет быть первый, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих».

СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА

Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье Великого поста (до Пасхи осталось две недели). Сегодня Церковь предлагает нам в качестве примера обратиться к жизни одной красивой женщины из Александрии Египетской. В молодости она была всем известной в этом портовом городе блудницей, или говоря литературным языком, куртизанкой. На первый взгляд это может показаться странным. Неужели в сокровищнице христи­анской святости мало других примеров для подражания – таких непороч­ных дев как Варвара, Екатерина (само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с детства хранивших верность своему Небесному Жениху? Тем более, что «на панель» ее толкнула не нужда, как, например, Соню Мармеладову! Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам». «Я торговала собой не ради корысти. …Поступала я так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела». Тем более важно понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»!

Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет. Однажды, шутки ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим, оплатив дорогу корабельщикам своим телом. Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», – как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский Крест.

Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор, но ее попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасы­вала ее с порога обратно. Наконец, она сдалась и отступила в угол притво­ра. «И тогда, – рассказывала она впоследствии, – мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духов­ные очи мои озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закры­вала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвя­той Богородицы». Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспре­пят­ственно войти в храм, а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос: "Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!"

В храме святого Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем пере­правилась на восточный берег реки и исчезла из мира. Борясь с иску­шениями, Мария провела в пустыне другие 17 лет, прежде чем встретила пер­вого живого человека – иеромонаха Зосиму, промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в этом месте. (У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую четыредесятницу поодиночке и возвращаться в обитель к празднику Входа Господня в Иерусалим.) Он упросил Ма­рию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю ее жизни. Во вре­мя их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли. Старец ис­полнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения. А Мария называла себя грешницей, не имеющей добро­детелей, и просила у него благословения.



Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следу­ющий год, чтобы Мария смогла причаститься. По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно». Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: "Ныне отпуща­ешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасе­ние Твое!"». Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. …И вновь по воле Божией увидишь меня». Старец воз­вра­тился, «исполненный ликования и великого страха, коря себя за то, что не