Справочно-энциклопедическое издание для учителей изо и детей школьного возраста - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«В гостях у сказки» Дополнительная образовательная программа для... 1 201.94kb.
Сведения о структуре классов 2 543.72kb.
Справочник образовательных учреждений г. Челябинска Челябинск 6 2362.29kb.
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на... 7 1086.1kb.
Методическая разработка праздника «День индейца» для учащихся младшего... 1 58.6kb.
Программа «Экологические заповеди для детей» 1 110.98kb.
Программа для читателей младшего школьного возраста по произведениям... 1 102.1kb.
«Здоровые дети – в здоровой семье» Для заботливых родителей и педагогов... 1 180.16kb.
Ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей... 1 96.08kb.
Музыкотерапия 1 85.42kb.
Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного... 1 58.78kb.
Программа обучения детей «Художники-оформители» 1 12.33kb.
- 4 1234.94kb.
Справочно-энциклопедическое издание для учителей изо и детей школьного возраста - страница №1/2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

«КРАСОТОЮ МОЖНО ПОДЕЛИТЬСЯ…»
Художники Кузбасса
Биографический словарь

Ленинск – Кузнецкий

2008

Составитель Валентина Александровна Большая, библиотекарь


Справочно-энциклопедическое издание для учителей ИЗО и детей школьного возраста.

В словаре приводятся биографические сведения об известных художниках прошлого и настоящего Кемеровской области. Статьи словаря расположены в алфавитном порядке.

К читателю

Словарь «Красотою можно поделиться…» составлен по инициативе библиотекаря Большой Валентины Александровны школы № 20 г. Ленинска – Кузнецкого Кемеровской области. Пользуясь Словарем, вы узнаете много нового о жизни и творчестве художников Кемеровской области. Статьи Словаря расположены в алфавитном порядке. Они различаются и по объему, и по стилю изложения. Название каждой статьи («черное слово») набрано жирным шрифтом.

Художник – это человек, который переживет какое-то событие, впечатление, пропускает его через свою душу. Возможно, примечает то, что не заметят другие, и показывает людям: «Смотрите – это удивительно».

Людмила Михайловна Губкина,

Директор Кемеровского областного

художественного училища

Ардашкин Виктор – г. Кемерово

Живописец, мыслящий цветами и красками. В его творчестве много работ пейзажей-символов, завораживающих непривычным сочетание цветовых пятен.

Родился в г. Белове. Здесь же в 1974 году окончил художественно-графическое отделение местного педагогического училища. Потом была учеба на художественном факультете Омского технологического института. Потом - работал художником-модельером. В кемеровском Доме моделей. Однако сибирским Карденом или Вячеславом Зайцевым Ардашкин не стал.

Виктор Ардашкин входит в группу кемеровских художников «Сибирский пейзаж». Ему очень интересны пласты древней культуры, вписанные в нашу сибирскую природу. Когда-то он много рисовал гуашью, потом забросил, а теперь снова к ней вернулся.

С 2001 года является руководителем кемеровского городского объединения художников-любителей «Творчество».

Полет фантазии как необходимое условие творчества Ардашкин сохраняет со студенческих времен.

В июле 2004 года в культурном центре г. Кемерова была открыта персональная выставка художника Виктора Ардашкина, приуроченная к его 50-летию.
Ткань для полета [Текст] // Кузбасс. – 2004. – 10 июл.

Акимова Инна – г. Кемерово

Художник и жена художника.

Окончила факультет интерьера Харьковского художественно-промышленного института, член Союза художников России и член союза дизайнеров. Пока единственная в Кузбассе. Инна занимается гобеленом и батиком. Работает в художественном училище г. Кемерова. Ее муж художник Андрей Дрозд сиял в Харькове. Их сын Денис тоже по профессии художник.

Ткет гобелены Инна в мастерской, там у нее стоит большой ткацкий станок, который достался по наследству. Инна сама выкрашивает тональности ниток по эскизу, а это большой труд. Максимально можно в день выткать квадрат 10 х 20 см. Батик – более дешевая техника, потому что более быстрая.

В 2006 году в конкурсе «Лучшая работа года», который проходил в 14-ый раз победителем, взявшим «Гран-при», впервые за много лет стала женщина. Художник Инна Акимова представила на конкурс три батика. Один из них – «Полеты во сне» - и снискал высокую награду. Первый победитель конкурса получила премию: 20 тысяч рублей (это стало возможным благодаря участию спонсоров). Причем премия была именной. С 2006 года она стала носить имя известного кемеровского художника, почетного гражданина города Кемерово Василия Селиванова. Инна Акимова покорила жюри своей откровенной женственностью. Ее романтичные, нежные работы заставляют вспомнить, что искусство непременно должно иметь половую принадлежность.

Евграфова, Н. Инна Акимова – художник и жена художника [Текст] / Наталья Евграфова // Кузбасс. – 2004. – 2 окт.

Штраус, О. Моя родина – искусство [Текст] / Ольга Штраус //Кузбасс. – 2006. – 30 дек.

Штраус, О. Семья художника [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2008. – 5 апр.

Ананьин Александр Михайлович –

На долю поколения 1918 года выпало много испытаний, где самым суровым была война. Александр Михайлович воевал на Дальнем Востоке. Детство деревенское, в многодетной, работящей семье. И – страстное желание рисовать. С ранней юности он угадал свое предназначение и путь, с которого не сворачивал, до последних дней жизни.

Александр Ананьин, «заболел» Горным Алтаем, плененный им и влюбленный, без малого сорок лет привозил оттуда свои фантастические вещи - «Чабана», «Пастбище», «Чуйскую степь»… Алтай был его мастерской. Графические листы сопровождались стихами: «Ароматом трав твоих дышу, горы в дымке голубой любя…». И сегодня в музеях Барнаула, села Усть-Кан находятся сотни подаренных мастером гравюр.

Ананьин вместе художниками Александром Кирчановым и Николаем бачиным, Павлом Афанасьевичем Черновым и Яковом Тимофеевичем Буймовым стоял у истоков создания Кемеровского Союза художников. Все они первыми представляли Кузбасс на региональных и Всесоюзных выставках.


Ольховская, Л. Светлая палитра [Текст] / Людмила Ольховская // Земляки. – 2008. – 23 мая.
Анискин Владимир – русский мастер-микроминиатюрист

В России и в ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся таким делом. Все они самоучки, так как школы микроминиатюры не существует.

Владимир Анискин с отличием окончил Новосибирский государственный технический университет, стал кандидатом наук. Искусством миниатюры начал заниматься в 1998 году. За несколько лет ему удалось сделать около 20 микроминиатюр: подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, надписи на срезе рисового зернышка и человеческого волоса. Есть и аэродром из 20 самолетиков и вертолетика на срезе макового зернышка, и шахматный столик величиной со спичечную головку. Вручную, под микроскопом, без использования каких-либо манипуляторов, зажав пальцами инструмент, он делает маленькие чудеса. Инструменты художник придумывает и изготавливает сам. Например, последняя работа: 8 верблюдов размещены внутри конского волоса. Диаметр волоса – 0,12 мм (что чуть больше, чем толщина лезвия).Волос просверлен вдоль своей оси, диаметр отверстия 0,08 мм. Микроминиатюристу понадобилось сделать сверло, заточить его и просверлить волосок. Волосок затем нужно еще и отпалировать снаружи и изнутри (чтобы он был прозрачным). Разместить 8 верблюдов (высотой меньше 0,08 мм) внутри волоса, не повредив их, и чтобы они находились все в одной плоскости. Что нужно, чтобы заниматься микроминиатюрой? Только огромное желание. Желание порождает терпение, усидчивость, настойчивость…ответил художник.
Между ударами сердца [Текст] // Кузбасс. – 2005. – 31 мар.

Арбачакова Любовь – г. Междуреченск

Родилась живописец, поэтесса, член Союза писателей России, кандидат филологических наук в деревне Анзас. Себя художница называет дилетанткой, хотя ее опыт и достижения в области искусства немалые. Несколько лет она работала на фабрике художественной росписи «Весна». В 2002 году междуреченская мастерица получила малую золотую медаль сибирской ярмарки «Свежее искусство Сибири». Персональные выставки Любови арбачаковой уже проходили в Новокузнецке, Пркопьевске, таштаголе, Мысках, Междуреченске и абакане. Ее работы можно найти в частных коллекциях не только России, но и США, Германии и Турции. О своем творчестве художница говорит:»Поэзия у меня грустная, стихи я пишу ночью, это плач по природе. Когда же настроение хорошее – пишу картины».

Художница подарила две своих картины музее изобразительных искусств города кемерова, а губернатору области Аману Тулееву преподнесла в подарок работу «Богатырь на охоте».
Есина, Е. Любовь и Шория [Текст] / Елена Есина // Кузнецкий край. – 2003. – 5 июн.

Бабенко Алексей – г. Мыски

Художник из г. Мысков Алексей Бабенко стал участником выставки «Неизвестная Россия», которая была открыта в Музее современного искусства в Нью-Йорке 2февраля 2002 года. Там были представлены 3 его работы: «Молчание», «Ковчег», «Размышление о супрематизме».

Алексей Бабенко – жизнелюб по натуре и философ по складу ума. Свои картины авангардистскими не считает.

Получил образование в академической традиционной живописи, в чем большую роль по признанию художника, сыграл мысковский художник Владимир Конев. Алексей пишет стихи, сочиняет песни, выступает с концертами перед земляками. А с организацией выставочного зала создал творческое объединение «Чай из рос» для одаренных поэтов, музыкантов, художников. Помогает начинающим авторам издавать сборники стихов. Где Бабенко, там считай, на голом месте начинала кипеть культурно-просветительская жизнь. Алексей Бабенко из тех людей, которые ни при каких обстоятельствах не теряют стойкости.


Шевцов, В. «Чай из рос» так занес художника Алексея Бабенко, что близко не покажется [ ] / Валерий Шевцов // Кузбасс. – 2003. – 26 апр.
Бачинин Николай Иванович – г. Кемерово

Мемориальная доска на улице Весенней в доме № 2 свидетельствует, что в этом доме располагалась мастерская известного живописца, прославленного мастера Николая Ивановича Бачинина. Николай Иванович умер в 1994 году, не получивший никаких высоких званий и наград при жизни, но он остался в памяти и зрителей и коллег как один из самых авторитетных мастеров кузбасской живописи. Не случайно сегодня лучшему живописцу Кемеровского отделения Союза художников регулярно присуждается премия имени Н. И. Бачинина.

Казавшиеся вчера достаточно обыкновенными пейзажи сегодня вдруг цепляют непоказной, тонкой душевностью, а странности в поведении художника наполняются особым смыслом.

Бачинин был чудоковатым человеком со странностями, был жутким спорщиком. Он настаивал на таинственности своего происхождения: существовала семейная легенда, что зовут его вовсе не Николай, а Степан, происхождения дворянского, но ради выживания подкинут в крестьянскую семью.

Учился он в Омском художественном училище имени Врубеля, потом в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени репина, а в 1948-м году был принят в члены Союза художниокв. И по образу жизни: с ранней весны до поздней осени жил в избушке на Тайдоне, писал этюды. Выращивал на приусадебном огороде тыквы и табак, а картошку оставлял на зиму в земле.

Из всех зол на свете больше всего Николай Иванович не любил подхалимство перед чиновниками. Сам, смеясь, всегда называл себя «народным художником» - вышел ведь из народа.

Николай Иванович был прекрасным танцором. Со своей будущей женой Лидией Андреевной познакомился на танцплощадке. Они, спустя 50 лет, ходили на танцы. Им даже какие –то призы и награды вручали.

А еще он обладал явными техническими, инженерными способностями: сам, например, сконструировал радиоприемник, который и слушал на Тайдоне. Николай Иванович как-то сказал своей внучке, что различает 58 оттенков зеленого цвета.


Штраус, О. Все оттенки радости [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2006. – 19 дек.
Башарина Елена Петровна – г. Новокузнецк

Член Союза художников России. Художница г. Новокузнецка, график, работает пастелью, акварелью, пером и в жанре декоративно-прикладного искусства. Это единственная в городе художница, три картины которой хранятся в запасниках Русского государственного музея. Ее работы в свое время были закуплены и Министерством культуры. Не говоря уже об участии в выставках, устраиваемых во многих странах…

Творчеству Башарина отдала более сорока лет. За эти годы Елена Петровна участвовала в выставках всевозможного ранга. Она постоянный участник городских, областных, региональных выставок, автор шести персональных экспозиций. Любимые жанры художницы – портрет и натюрморт. Творит в основном в сложной технике свободного рисунка. В апреле 2008 года в зале Дома творческих союзов была открыта персональная юбилейная выставка работ члена Союза художников России новокузнечанки Елены Башариной.

Любовь к художеству в ней воспитывали довольно сурово. Дед Николай Максимович запирал внучку в сарае, оставлял несколько листов ватмана, и пока она их не нарисует, не выпускал. Такие методы, как ни странно, приучили художницу к дисциплине. А ответственность и дисциплина пригодились ей в учебе в иркутском училище искусств. Да и в последующей жизни. Елена Петровна Башарина портретистка, но так как в пролетарском городе шахтеров портреты не пользовались популярностью, художница взялась за натюрморты. Елена Петровна очень любит серьезную классическую музыку, обожает поэзию, сама не лишена поэтического дара….


«Свободные рисунки» от Елены [Текст] // Кузхбасс. – 2008. – 12 апр.

Шипилова, Т. С кошкой и цветком [Текст] / Татьяна Шипилова // Кузбасс. – 2008. – 16 апр.


Буймов Яков Тимофеевич –

Живописцу в 2008 году исполнилось бы 90 лет. Как и городу Кемерово.

К тридцати годам за плечами уже оставалась большая жизнь и тяжелые испытания.

Яков Тимофеевич, раненный в боях за Белоруссию, из госпиталя вернулся в армию и дошел до Польши. Орденоносцем и с медалью «За победу над Германией» вернулся домой.

Пейзажи Буймова Якова Тимофеевича – учебник добра и красоты. Так говорил о работах друга Павел Афанасьевич Чернов. Гармонична и музыкальна «Осень», «После дождя». Переполнены экспрессией «Полевые цветы» и «Лунная ночь». Притягивает и не отпускает «Портрет отца», могучего кузнеца Тимофея Павловича, прожившего сто лет.

Он ушел, но свет его жизни струится с картин чистым и светлым потоком.


Ольховская, Л. Светлая палитра [Текст] / Людмила Ольховская // Земляки. – 2008. – 23 мая.

Вучичевич-Сибирский В. Д. – «Смертельно ранен сабельным ударом…»

Загадочная и трагическая смерть живописца (он, его жена и трое маленьких дочерей были зарублены в собственном доме шайкой бандитов в 1919 году) породила немало слухов и легенд.

Летом 2004 года в Кемеровском областном краеведческом музее была открыта выставка, посвященная 135-летию этого художника. Открывшаяся выставка во многом помогает распутать интригу трагической гибели семьи художника. Здесь был представлен отчет начальника милиции пятого участка Щегловского уезда В. Оскольского, в котором описывается ход расследования трагедии.

Особый раздел выставки посвящен истории семьи и родственникам В. Д. Вучичевича-Сибирского. Известно, что родился он Харьковской губернии, художественное образование получил в Киеве. В Кузбассе поселился в 1900 году. Но мало кто знает, что его отец Дмитрий Лукич, был драматургом, писал пьесы, одна из которых – «В духе времени» - была посвящена М. Н. Ермоловой. С этой великой русской актрисой отец художника состоял в личной переписке.

Большая просветительская деятельность В. Д. Вучичевича-Сибирского (он много путешествовал по Сибири с передвижными выставками) иллюстрировалась любопытными историческими документами. Так, в экспозиции были представлены рецензии местных сибирских газет на творчество самого Вучичевича-Сибирского и его брата Евгения, чьи полотна названы « шедеврами в области пейзажной живописи».
Штраус, О. «Смертельно ранен сабельным ударом….» [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2004. – 17 июл.
Григорьев Владимир Алексеевич -

В России таких мастеров - единицы, не говоря уже о Кузбассе. По крайней мере, Владимир Алексеевич Григорьев знает точно: с перламутром в Новокузнецке работает он один. Нет даже подражателей. Потому что жемчужницы-створки брюхоногих и двухстворчатых моллюсков, в которых вызревает жемчуг – для его лаковой миниатюры на перламутре требуется непременно океанские. Владимир Алексеевич Григорьев в своем творчестве использует дальневосточные жемчужины. Они могут быть родом и из Японии.

Живет этот уникальный художник в селе Елань близ города Новокузнецка. В Москве у него живут 15-летняя внучка Юля, дочка Ирина, актриса музыкально-драматического театра Стаса Намина, и зять Вадим, тоже актер и художник этого же театра. Вадим и увлек своего тестя из Сибири необычным видом росписи – лаковой миниатюрой, выполненной на перламутре. Московская родня, научив тонкостям искусства перламутровой росписи, отныне присылает «исходный материал» в сибирское село. Миниатюры Григорьева – это маленькие «перлы», изображенные на океанских перламутровых створках.

Лаковой миниатюрой В. А. Григорьев, бывший буровой мастер бывшей «Запсибгеологии», расквартированной В Елани, увлекся 15 лет назад. До этого было иное творчество: Дружеские шаржи и картинки из природного материала – корней, сучьев и наростов на коре дерева. Более двух десятков лет он мотался по экспедициям. Объездил Сибирь, Хакасию, Туву, Монголию, Казахстан…Сейчас Владимир Алексеевич на пенсии, но росписью занимается по-прежнему. Каждую новую заготовку для будущего ювелирного произведения мастер тщательно зачищает наждачкой, «чтобы вскрыть цветной, отливающий оттенками перламутра слой…». Затем свеженькую перламутровую поверхность покрывает специальным раствором, в состав которого входят яичный желток и «еще кое-какие компоненты». Затем акварельными красками наносит сам рисунок. Затем, когда рисунок подсыхает, его покрывают несколькими слоями лака. Более 20-и миниатюр на перламутре, вышедших из под кисти мастера В. А. Григорьева, сегодня представлены в Новокузнецком геологическом музее. По словам сотрудников музея, именно эти работы вызывают наибольший интерес, удивление и восхищение посетителей.

Была у Григорьева и персональная выставка миниатюр. Городская галерея мастеров «Творчество» в Новокузнецке открыла ее. Работы мастера хранятся в частных коллекциях, как в нашей стране, так и за рубежом. Первые работы художника – Еланского мастера побывали на экспозициях в Центральном доме художника в Москве, в «Измайловке». Были его работы выставлены на знаменитом и шумном Арбате. Миниатюрки, написанные в китайском и японском стиле, пользовались у москвичей и гостей столицы неизменным успехом. Но в основном художник пишет миниатюры своего любимого пейзажа – «тихую прелесть» средней полосы России. Березы, рябины, снегири на снегу… И конечно же, местные красоты. Когда-то Григорьеву пророчили блестящее музыкальное будущее. Он прекрасно играл на балалайке, гитаре, мандолине. В 5-ом классе стал лауреатом первой степени областного фестиваля игры на струнных инструментах. Игре на инструментах его научил отец-фронтовик. Его отец до начала В. О. войны был музыкантом в составе Дальневосточного ансамбля песни и пляски, виртуозно играл на гитаре. Но на фронте потерял руку и всю жизнь проработал сельским учителем. Свою любовь к музыке передал сыну. Дочь и внучка Владимира Алексеевича также обожают работать с перламутром. Не избежали «наследницы» художника трепетного чувства к миниатюрному художеству. Сумела семья Григорьевых совместить и музыку, и ювелирное творчество.
Шипилова, Т. «Перлы» из жемчужницы [Текст] / Татьяна Шипилова // Кузбасс. – 2006. – 26 янв.


Дрожжин Борис Егорович –

Член объединения свободных художников «Сибирские просторы». В юности Борис Егорович без специального образования устроился художником оформителем в мастерскую Западно-Сибирского металлургического комбината, поступил в заочный народный университет искусств им. Н. К. Крупской. Пейзажной живописью художник начал заниматься с 1996 года. Красота родной природы на картинах Бориса Дрожжина завораживает: светлая грусть березовых рощ, плвный изгиб реки, раздольный цветущий луг. В его пейзажах мир предстает во всем многообразии форм и многоцветья. Любимая техника художника – масляная живопись. В копилке Дрожжина – уже более 500 работ. Сейчас Дрожжин – участник региональных, областных и городских выставок. Его работы находятся в частных коллекциях Финляндии, Германии, Израиля, России. Он – член Союза художников и Международной федерации художников, работает в составе объединений новокузнецких художников «Палитра» и «Сибирские просторы». Награжден губернатором области А. Г. Тулеевым медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» и «За веру и добро».


Жизнь в пейзаже [Текст] // Кузбасс. – 2007. – 21 июн.

Дрозд Андрей - г. Кемерово

Художник, который любит рисовать животных, а особенно птиц. Но все его животные какие-то чудные. Как будто забрели в его картины не из зоопарков и саванн, а из древних мифов и легенд. Дрозд окончил Харьковский художественно-промышленный институт по специальности «Монументальная живопись». Художник в 2004 году получил Премию за «Лучшую картину года» - «Самый красивый верблюд». Работы мастера хранятся в частных коллекциях во Франции, Германии, Голландии, Америке, Австралии, Китае и Израиле. В российских художественных музеях городов Томске, Барнауле, Новокузнецке, Кемерове есть работы этого художника. Андрей Дрозд работает преподавателем в Кемеровском университете культуры и искусств.


Штраус, О. Полеты с верблюдами и без [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2004. – 24 янв.
Дуров Юрий Павлович - г. Гурьевск

Самодеятельный художник из г. Гурьевска Юрий Павлович Дуров, профессиональный музыкант, баянист, педагог. В 74 года художника в беловской галерее «Вернисаж» была организована персональная выставка работ. Уйдя на пенсию, он начал рисовать – уже много лет занимается любимым делом, и во второй раз выставлялся в беловской галерее. Работы художника очень живописны, ведь на холстах изображена природа родного края: причудливые деревья, любимые закоулки, озера и парки. Сорок работ мастера не оставляли посетителей галереи равнодушными, ведь здесь «Зима в Гурьевском парке», «Дорога в осеннем лесу» и «Зимний вечер в Лебяжьем»….


Дьякова Анисья – г. Кемерово

Кемеровская художница, ушедшая из жизни в 2002 году. Творила художница в технике графики и живописи. На ее полотнах, вдохновленных богатейшей фантазией, - сказочные персонажи. Цветы, птицы. Манера художницы отличается тщательной проработкой деталей, использованием ярких красок, космических мотивов. Работала Анисья легко, поэтому оставила после себя около 300 полотен. 26 января 2006 года в кемеровском Доме художников была открыта выставка «Сказочный мир» Анисьи Дьяковой. Все ее полотна были представлены на этой выставке. В память о дочери выставку подготовила ее мама – Нина Петровна.




Загидуллин Федор Анварович – г. Новокузнецк

Работы Федора Загидулина, одного из самых плодотворных живописцев города, можно встретить в разных выставочных залах Новокузнецка. При этом в Союзе художников он не состоит, потому что не набрал, как он объясняет, «определенное количество баллов», вернее, нужное число персональных и прочих выставок в своем послужном списке. И потому, совершенно не смущаясь, называет себя самодеятельным художником.

В юности Федор окончил художественную школу, а в зрелом возрасте – Московский народный университет декоративно-прикладного творчества. Диплома профессионала эта университетская учеба не дает, а за факт в биографии, как говорит Федор, сойти вполне сможет.

Отслужил в армии, потом приехал в город, построил в Листвягах для своей молодой семьи двухэтажный дом. Верхний этаж полностью отвел под мастерскую, в которой и пилил, и строгал, и писал картины. Более двадцати лет проработал художником-оформителем при выставочном зале Новокузнецкого художественного фонда.

Скромный самодеятельный художник оказался мастером на все руки – и дома строить, и багет для картин (не только своих) мастерить. И свой след в истории города, как он говорит, ухитрился оставить. Вместе с другими новокузнецкими художниками Федор Анварович успел потрудиться в свое время и над оформлением главной городской достопримечательности – бульвара Героев. Почти на каждой городской выставке художников-любителей представлены и работы Федора Загидуллина.

Зимой Федор привязан к дому. А вот весной и осенью отправляется он в странствия. В качестве трофеев привозит он оттуда свои этюды, сделанные в живописных местах юга Кузбасса и Алтая.

Один из состоятельных поклонников творчества Загидуллина решил полностью посвятить ему домашнюю галерею, коллекционируя все новые и новые полотна, написанные кистью Федора.

Свои живописные «ноты» художник нередко черпает на заимке в Кинерках, где расположена пасека его друзей. Там Федор частый гость. И частенько среди ульев и неподалеку от пасеки рождаются известные натюрморты Федора с таежными и полевыми цветами и травами.


Шипилова, Т. Живописный ряд [Текст] / Татьяна Шипилова // Кузбасс. – 2008 . – 26 апр.

Елесин Василий Андреевич – г. Мыски

Художник из г. Мыски, живописец и меценат: собственными руками он отстроил первую (и пока единственную) картинную галерею. У художника большая семья – шестеро детей, когда малышам-двойняшкам Александру и Любаше исполнилось по три года, семья Елесиных переехала из Узбекистана в Кузбасс. Елесин там работал художником-оформителем. Вернулись в родные места – в маленький городок Мыски Кемеровской области. Отсюда художник когда-то отправился учиться в Новокузнецкую школу-интернат, где встретил своего первого учителя рисования Валентина Ивановича Осина. Он разглядел в скромном парнишке из бедной многодетной семьи незаурядные художественные способности. Он надоумил Василия поехать в Ташкент для поступления в художественное училище им. П. П. Бенькова (у Осина там преподавали друзья). Так Василий оказался в Узбекистане. 30 лет прожил Василий Андреевич в Узбекистане, когда ему было 45 лет, то прибыл в родной Кузбасс. На дворе стоял 1994 год. Семья Елесиных поселилась жить в полуразрушенной школьной теплице. Семья жила в 2-х этажном домике, а из одноэтажной пристройки-теплицы художник сделал…музей!

Точнее картинную галерею. Первую и единственную частную художественную галерею в небольшом провинциальном городке. Ничего ни у кого не выпрашивая, не имея на руках ни копейки свободных денег, Елесин стал создавать свое детище. И возникла на месте бывшего парника чудо-галерея с резными наличниками, узорным крыльцом, уютным камином. А в 2003 году отдел культуры назначил художника заведующим картинной галереей. Сам Василий Андреевич в галерее выставляется крайне редко. Предпочитает показывать землякам творчество коллег других городов области и других стран. Вход в картинную галерею бесплатный. И - круглосуточный. Сам Василий Андреевич пишет много, легко и быстро. Случается выполнять заказы.

В феврале 2004 года в областной научной библиотеке им. В. Федорова была открыта выставка работ художника из Мысков Василия Андреевича Елесина.
Штраус, О. Теплица для талантов [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2004. – 7 февр.

Ивершин Андрей –

Летом 2005 года в Кемеровском Доме литераторов была открыта художественная выставка. Автор представленных работ – 30-летний Андрей Ивершин. Он преподаватель детской художественной школы №1 города Кемерово. Первая персональная выставка состоялась у него в 19 лет, когда он с отличием окончил отделение живописи Кемеровского художественного училища. Пишет он преимущественно пейзажи – Казахстан, Сибирь… Но как точно заметила искусствовед Валерия Непомнящая, «Андрюшин пейзаж всегда автопортретен». На выставке было представлено 35 работ. Были и портреты шахтеров, академиков, акынов и простых людей, умеющих жить в согласии с природой.


Зубарева, М. Казахстан и Сибирь как источники вдохновения [Текст] / Маргарита Зубарева // Кузбасс. – 2005. – 7 июл.

Калугин Павел –

Восхищенные отзывы приходят в адрес междуреченца Павла Калугина, художника и путешественника. Он создал сайты, на которых разместил виртуальную картинную галерею – здесь есть живописные работы членов городского арт-клуба «Колорит» Михаила Павленко, Владимира Гоменко, Сергея Власова, прокопчанина Виктора Самошкина, Василия Елесина из Мысков. Неожиданно для автора проектом заинтересовались собратья по цеху из других стран. Калугину пишут из Австралии, Германии, Канады, Америки, знойной Мексики и чопорной Англии. Даже из Марокко.Люди искренне удивляются: надо же, и в Сибири пишут картины! Иноземцев поражает красота нашей земли: они в восторге от пейзажей Кузнецкого Алатау. Сибиряки для прочего цивилизованного мира остаются экзотикой.Оттого и задают Павлу Кулагину порой глупые вопросы: «Как вы рисуете в таком холоде?» «Как – как – кисточкой!.


Владимирова, Н. Приезжайте к нам в Небраску! [Текст] / Наталья Владимирова // Кузбасс. – 2004. – 20 янв.

Козленко Николай Яковлевич – г. Белово

«Беловский Церетели», член творческого Союза художников с 2005 года, один из старейших художников города Белова. По Беловскому и Гурьевскому районам стоят его памятники и прочие монументальные работы – всего в количестве 12 штук, но от гордого звания «скульптор» он категорически отказывается. «Живописец я », - утверждает Николай Яковлевич.

- Я родился на вокзале, в Юрге (хотя всем говорю, что в Салаире) - признается художник. - Моя мама была сослана в Сибирь, и вот тут-то, не доехав до места назначения, я и появился на свет.

В детстве Н. Я. Козленко был двоечником. Посидел 2 года во втором классе, из пятого исключили. Доучивался в вечерней школе. Впрочем школьные годы Козленко пришлись на страшный период В. О.войны и сплошного голода. Отца и старшего брата забрали на фронт, мать неграмотная осталась с четырьмя детьми. Семья жила сильно голодно. Единственное, что делал Николай Яковлевич с удовольствием – рисовал. Был физически ослаблен, не было сил учиться.

После окончания школы Николай Яковлевич работал художником в ДК г. Гурьевска.А потом набрался храбрости и отправился поступать в…Одесское художественное училище. Почему так далеко? Да потому, что в Одессе - море. Одесса – легендарный город поэтов и героев (Котовский – любимый персонаж с детских лет). Потому что в Одессе, в отличие от долгой сибирской зимы всегда тепло. А значит, и сытно. Такие соображения в начале 50-х играли немалую роль для паренька из нищей провинциальной семьи. Он окончил Одесское художественное училище с отличием. Его приглашали продолжить учебу в престижном вузе. Но… Обратно домой, в Сибирь он приехал умирать. И это отнюдь не «художественное преувеличение». Напряженная учеба, голодный студенческий паек сделали свое дело: у него резко пошатнулось и без того некрепкое здоровье. На дальнейшей учебе можно было ставить крест. Однако домашние быт и уход вернули пареньку жизненные силы. Правда боль от того, кем он мог бы стать и не стал, осталась на всю жизнь… Николай Козленков живет в городе Белово. Раньше работал в Кемеровском художественном фонде, но в 60-х – 70-х годах у него не очень хорошо складывались отношения с кемеровскими коллегами. Быть может, члены профессионального Союза художников, обитатели областного центра, и впрямь испытывали к молодому талантливому провинциалу некоторую творческую ревность? Размолвкам способствовал и острый язык, резкость и принципиальность суждений Николая Козленко. Так или иначе, но в члены творческого Союза художников Николая Яковлевича приняли только в 2005 году, в 73-летнем возрасте. В мае 2008 года в Кемеровском Доме художников была открыта первая персональная выставка областного центра. Приурочена она была к 75-летнему юбилею мастера.

Ах, как долго он шел к этому рубежу!

Но в этой истории жаль не художника – зрителя. Как печально, что очень многие картины автора зритель не увидел вовремя.

Пожалуй, именно Козленко – тот редкий случай кузбасского художника, на чьих полотнах больше света, чем мглы. А жанры – натюрморты и пейзажи, столь популярные среди кемеровских живописцев, не слишком занимают Козленко. Зато живейший его интерес вызывают люди. Реалистичные жанровые сцены, колоссальной выразительности портреты – вот золотой фонд живописца. Великолепный «Цыган», «Дед Аксенов», «Лиина Артемьевна» или автопортреты художника, без сомнения, могут украсить собой галерею любого уровня. На выставку в дом художника Козленко привез более 170 работ. Правда, в экспозиции удалось представить всего 63.

Николай Яковлевич работает необычайно много и до чрезвычайности плодовито (вот, пожалу, его единственное сходство с Церетели). У себя в Белове Козленко давно уже стал местной достопримечательностью. Не одно поколение беловчан выросло на горках и в «снежных городках», которые в течение нескольких десятков лет сооружает он – автор многочисленных монументальных росписей и панно в общественных зданиях Белова.

Есть у художника полотно «Назаров В. И.Худ. фильм» где запечатлен один из его учеников Валерий Назаров. Когда-то он занимался в студии у Николая Яковлевича. Потом окончил художественное училище, ВГИК. Сейчас работает художником на Мосфильме.

Козленко восхищается теми, кто погиб за Родину, не любит, когда его жалеют и не хочет, чтобы тех людей жалели. Восхищались – да. Он погибает, но он живет, он горд. Козленко делает памятники с пафосом. Патриотизм – это гордость.
Райнеш, Е. «Беловский Церетели», так его называют, но он категорически против [Текст] / Евгения Райнеш // Кузбасс. - 2004. – 4 дек.

Штраус, О. Люди, лица, жизнь [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2008. – 29 мая.



Комаров Олег Дмитриевич – г. Прокопьевск

Прекрасный, тонкий график, весьма искусно владеющий ремеслом. Директор художественной школы из г. Прокопьевска, хорошо известен зрителям Кузбасса. Известен, прежде всего, как удивительный, самобытный мастер, занимающийся художественной обработкой бересты. В 2007 году в здании Государственной думы РФ, что на охотном ряду в Москве, впервые прошла выставка художника из Кузбасса. Прокопчанин Олег Комаров представил на выставке более 40 своих новых работ. Все – панно из бересты. Предложение Олегу Комарову выставиться в Госдуме сделала депутат Нина Останина. Она же через своих помощников помогла с транспортировкой, развеской работ.

В 2003 году в Кемеровском музее изобразительных искусств была открыта юбилейная выставка Олега Комарова.

Семья, в которой вырос Олег Комаров, к искусству отношения не имела. Отец работал в НИИ, мать – на заводе при шахте. Но сколько помнит себя Олег, его с детства сопровождал запах красок. Отец очень любил рисовать. Увечье, полученное на войне (у него нет одной руки), не мешало ему предаваться живописи самозабвенно. Сначала Олег окончил техникум в Прокопьевске, потом служил в армии, сотрудничал с газетой «На страже». Служил Олег в Германии. Затем учился в Омском педагогическом институте на худграфе, специализировался на графике. Диплом «Города Сибири» защищал в технике линогравюры. Распределился в художественную школу Прокопьеска и вот уже больше 20 лет там преподает (а последние 10 лет директорствует). Побывав на ПЛЭНЕРЕ в Мариинске, полюбил бересту. Есть у Олега Комарова серия работ «Дары Катуни». На серой холстине уложены рядами обломки дерева, коры, щепочек. Прокопьевская школа обработки бересты сегодня - признанный мировой лидер. И Комаровские работы – будь у него возможность возить их по всему миру – охотно закупали бы столичные и заграничные ценители. Сейчас его панно можно встретить в частных коллекциях России, Франции, Кореи. 3 работы купил Кемеровский музей ИЗО, одну из его работ, выставленных в Госдуме («Шкура»), приобрел музей Центрального дома народного творчества, а несколькими другими всерьез заинтересовались столичные галерейщики. Так что вполне возможно, что скоро имя Олега Дмитриевича Комарова зазвучит в самых престижных выставочных залах. Олег Комаров в интервью журналистке сказал: « Жизнь – это праздник ». Конечно праздник, если есть люди, которые помогают нам его создать.


Штраус, О. Березовым веселым языком [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 26 апр.

Штраус, О. «Березовый сказ» очаровал Думу [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2007. – 19 мая.


Кострицкий Владимир –

Член Союза художников России и Международной федерации художников, работает в разных видах и жанрах станкового искусства. Он – участник городских, областных, международных, республиканских и персональных выставок, его живописные и графические произведения находятся в музеях и частных коллекциях России и других странах.

Работы Владимира Кострицкого вошли в международный каталог «Салон ЦДХ – 2007», а персональная выставка художника прошла в конференц-зале Кузбасского представительства в Москве.

Работы Кострицкого сочные, красочные, сюрреалистичные, получают широкое признание профессиональных художников.


Кравчюк Василий Петрович –

Персональная выставка в областном музее изобразительного искусства «Я рисую книгу» Василия Петровича Кравчука в 2003 году была посвящена его 55-летию. Этот возраст, как приход мудрости и зрелости, философское осмысление жизни, в действительности тяжелым грузом теснит все остальное в творчестве: молодость, азарт, выдумку. Подсчитано, что Кравчук приложил руки к изданию более четырехсот книг! Это целая библиотека. Книжная графика Кравчука словно спаяна с текстами, без нее написанное писателями неполно. Великое дело - иметь свой стиль. У Крачука он есть. Его книжки легко узнаваемы. Его любимые перьевые рисунки – простые на первый взгляд, но как же они чаруют глаз.


Плющев, В. Любовь его – книга! [Текст] / Валерий Плющев // Кузбасс. – 2003. – 12 нояб.

Кулемзина Елена Николаевна –

Из художников, возрождающих промысел лаковой миниатюры, окончив училище по специальности декоратор-оформитель, она обучалась в школе лаковой миниатюры и древнерусской живописи, освоила ювелирное дело, работала на фабрике «Золотое руно». Сейчас Елена Николаевна преподает в КемГУКИ курс «Лаковая миниатюрная живопись» и творит сама. Ее произведения несут новое понимание миниатюрной живописи, в творчестве она пробует новые материалы, ореконструирует утраченные технологии. Работы Кулемзиной отличаются удивительной тонкостью и изяществом линий, нежным колоритом, тщательной продуманностью дизайна, неисчерпаемой фантазией. Елена Николаевна – участник областных и региональных выставок, ее работы пользуются большим спросом.15 мая 2008 года в кемеровском областном краеведческом музее была открыта выставка работ Елены Кулемзиной «Волшебная темпера», на ней была представлена лаковая миниатюра – иконы, шкатулки, сувениры с росписью на угле, полудрагоценных камнях, дереве и папье-маше, женские украшения, оригинальные сувениры.


Миниатюра в музейной оправе [Текст] // Кузбасс. – 2008. – 15 мая.

Лапотько Наталья Михайловна –

С рождением сына Ванюши у Натальи появилось желание рисовать. Сынишке тогда не исполнилось и двух месяцев. Свой первый рисунок в старой тетради Наталья сохранила. На листке изображено дерево с пятью ветками, напоминающее руку. На каждой ветке-пальце – симпатичная голова. Художница назвала его «Космическим деревом».

Вообще она любила рисовать с детства. В аттестате зрелости единственная пятерка именно по рисованию. Но после школы ни разу не бралась за карандаш. И уж тем более в духе фэнтези. В рисунках Натальи соединены элементы примитивизма с фантазией.

В коллекции рисунков Лапотько своеобразные портреты удивительных космических существ. Многих из них сопровождают подписи. Удивительно то, что: каким бы безобразным ни казался очередной обитатель таинственной планеты, он выглядел по-земному симпатичным. Первые рисунки были выполнены в одном цвете, потом появились многоцветные. Причем любимой «кистью» по-прежнему остается шариковая ручка. Хотя есть работы, написанные и маслом.

Среди огромного количества рисунков Натальи Лапотько чувствуешь себя первоклашкой, которая, еще даже не умея бегло читать, пытается понять содержание серьезной книги. Буквы знакомые, но складываются они в непонятные слова.

Любимая цифра Натальи – 7, а в своих рисунках она часто использует цифру – 3. В ее рисунках трехголовые инопланетные существа, трехпалые руки, тройные лица и т. д. Тематика работ Натальи очень обширна, количество огромно – около тысячи. Есть в ее коллекции и шаржи. Из огромного сердца, которое, словно щит прикрывает двух влюбленных, выползает червяк в цилиндре. Вот такой ироничный взгляд на любовь вывела ее рука.


Калитина, Д. Загадочный мир Натальи Лапотько [Текст] / Дина Калитина // Кузбасс. – 2003. – 12 июл.

Макеев Александр – г. Кемерово

Лауреат и дипломант городских и областных выставок 1993-1996 и 1999 годов, обладатель «Гран-при» городской выставки «Лучшая работа» в 2001 году, известный в профессиональной среде как мастер тонкий и необычный.


Морозов Василий Васильевич – г. Прокопьевск

Его персональные выставки прошли в Лондоне, Дублине, Белфасте и в Ирландии. Он был признан «художником месяца». Три месяца 2003 года в берлинском культурном центре работала персональная выставка из 65 работ художника. Одновременно с Морозовым выставлялись еще четыре художника. Полотна Морозова проходили под единой темой «Круг иллюзий». Шесть работ Морозова взяла частная галерея Миллера, десять взял центр «Русский дом» для выставки. Одну картину художник подарил в связи с юбилеем какого-то члена правительства Германии.

Художника Морозова приняли в международную ассоциацию художников под названием DАСН, чтобы быть ее членом, даже не надо платить взносы. Зато у этих художников есть обязанность – организовывать выставки своих коллег с использованием рекламы и СМИ. Благодаря этой ассоциации ушел в Голландию на международную выставку Морозовский натюрморт «Кувшин».
Калитина, Д. Берлинский период Василия Морозова [Текст] / Дина Калитина // Кузбасс. – 2003. – 29 нояб.

Павлов Олег, Пышненко Сергей -

Учились в КУзГТУ, играли в КВН, занимались дизайном и рекламным бизнесом…Вполне успешная карьера. Однако душа просила высказаться. И для такого высказывания стала живопись.

Полотна Сергея Пышненко – это причудливое сочетание мечты и игры со временем. Он любит игры со временем, соединяя в одной картине исторические темы и бытовые подробности сегодняшнего дня «»Осколки времени», «Врата Атлантиды») либо населяя узнаваемые пейзажи мифологическими существами («Бульма – покровитель охотниокв»).

Павлов Олег сюжеты своих работ подсматривает во время… медитирования. Персонажи – странные и причудливые существа: ящер-манипулятор, рыбокибероид, моббиты. И названия картин удивительны – например, как вам такое: «Облизывание когтей на фоне черепа забытого поэта»?

Олег Павлов – горный инженер по профессии. Лучшей работой выставки «Периендикулярные миры» Кемеровского областного краеведческого музея в марте 2005 года можно назвать серию «Углеводородные ангелы». Эти инсталляции Олег Павлов выполнил из застывшей монтажной пены, выкрашенной в антрацитово-черный цвет, обломков компьютера. Ассоциации, которые вызывают эти фигуры, многообразны и выразительны. Они заставляют вспомнить и шахтерские трагедии, и таинственных духов земли, и бесконечно тяжелый труд горняков.

Панов Александр – художник г. Мариинска

Александр Панов первым выступил с идеей поставить в Мариинске памятник картошке. Прошло немало лет, прежде чем идея эта утвердилась в умах земляков, получила официальную поддержку властей, и сегодня конкурс на лучший проект памятника мариинскому картофелю объявлен уже в масштабах области. В марте 2008 года в Кемеровском областном краеведческом музее была открыта выставка работ художника из Мариинска. «Берестяная благодать» - так была названа выставка. Работы художника резко отличаются от привычных нам туесов и шкатулок. Все работы Панова чрезвычайно скульптурны, даже монументальны. Есть у него работы исторической серии («Екатерина», «Боярыни», «Петр Первый»). Александр Панов родился в городе Свердловске, профессиональное художественное образование получил в Иркутске, а берестой занялся всего 17 лет назад. Но зато сразу – по своему. Его уникальный творческий почерк виден уже в ранних работах. На счету художника более двадцати коллективных выставок, работы Александра Панова хранятся в музеях Томска, Новосибирска, Мариинска, Красноярска, в частных собраниях ценителей. Но персональная выставка в областном центре у этого мастера – первая. Здесь было представлено свыше 100 изделий. Путь к религиозной тематике – особая веха в творчестве мастера. Он уверовал, а после занялся работами на темы священного писания после тяжелой болезни. Операция, которую перенес художник, резко изменила его взгляд на жизнь и смерть, на природу творчества, на вопросы, которые, по его мнению, следует обсуждать со зрителем.


Штраус, О. Создатель брэндов [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2008. – 7мар.

Писаревская Галина Николаевна –

Ее картины были представлены во многих странах, не говоря уже о персональных выставках в городе Ленинске - Кузнецком.

В 2003 году в городе Ленинске-Кузнецком была представлена зрителям уже 4-ая персональная выставка Писаревской. Удивительная особенность выставки в том, что здесь в «каждом рисунке – солнце». Для живописи – это необычный прием. Приемы художницы легли в основу ее научной работы по цветоделению, которую она собирала в течение 14 лет. Программа разработана для обучения живописи детей всех возрастов, начиная с детсадовского, и уже широко используется в дошкольных и специальных учебных заведениях. Писаревская щедро делится секретами живописи с другими. Сегодня она преподает в Кемеровской государственной академии культуры на отделении по прикладному искусству.

В городе Ленинске-Кузнецком началась выставочная деятельность Писаревской и Татьяны Дмитриевны Бочаровой еще лет 15 назад. Они принимали участие в проектировании интерьера выставочного зала. Оконный витраж на лестнице, ведущей в террариум, выполнен по эскизу Писаревской.

Рано ушла из жизни мама. Отец, работавший в Новосибирском облисполкоме, расставшись с броней, ушел на фронт добровольцем, погиб, защищая Ленинград. Галина росла с детьми детского дома.

…Вот уходит на фронт еще один эшелон. К поезду вышли с цветами малыши из детского дома. Галя среди них.

В юном возрасте Галина любила математику, физику и логику. Наверное, способности к этим предметам позже помогали в изучении формы утонченных и причудливых конструкций сибирских травок.

В 80-90-е годы, выезжает в разные районы области с передвижными выставками кузбасских художников, Писаревская пропагандирует их творчество, ведет семинары, курсы, конференции для преподавателей детских садов, общеобразовательных и художественных школ.

Преподает в университете культуры. И особое внимание – занятиям с детьми.
Естамонова, З. Галина Писаревская: «Я была увлечена солнечным светом…» [Тест] / Зоя Естамонова // Кузбасс. – 2008. – 30 мая.

Мартова, О. Жажда солнца [Текст] / О. Мартова // Городская газ. – 2003. – 11 июн.


Пышненко Сергей – г. Кемерово

Пышненко родился, учился и начинал работать в г. Ленинске - Кузнецком. Горожане хорошо знают его отца Владимира Владимировича – художника-оформителя, ветерана культуры, первого директора детской художественной школы, одного из авторов памятника на площади Победы. По стопам отца пошел и сын Сергей, создавший в Кемерове художественную галерею. Сегодня галерея делает первые шаги, организуя свои экспозиции по городам Кузбасса. В феврале 2007 года была организована выставка работ кемеровского художника Сергея Пышненко в Ленинске – Кузнецком краеведческом музее. В мае 2007 года в кемеровском областном театре драмы была организована выставка «Галереи Сергея Пышненко». На ней были представлены работы кузбасских художников, экспонировавшихся на Международном салоне в Центральном Доме художника, который прошел в Москве в марте-апреле 2007 года.


Москвичам на удивление, землякам на радость [Текст] // Кузбасс. – 2007.- 11 мая.

Штраус, О. «Периендикулярные миры» [Текст] / Ольга Штраус // Кузбасс. – 2005 .- 4 мар.



Рещиков Петр Павлович – г. Новокузнецк

Председатель новокузнецкой организации Союза художников. Петр Павлович дважды побывал в творческом круизе художников и подумывает о третьем. Летом 2005 года он с группой художников побывал в непредсказуемой Хакасии. Каждое утро художники уходили в горы, а вернувшись, раскладывали на траве этюды, картины, холсты, которые давали

повод для обсуждений, споров, замечаний. Пленер - дело тонкое, его организация требует не только организаторских способностей. Но и наличия дружески расположенного к творческой братии какого-нибудь финансиста. А с этими дружественными связями нередко у людей искусства напряженка.

Чудные пленеры для кузбасских талантов устраивают чужие спонсоры – мудрые хакасские аборигены. Их почему-то больше волнует состояние души и духа Сибири…


Шипилова, Т. Пленэр – дело тонкое [Текст] / Татьяна Шипилова // Кузбасс.- 2005. – 19 нояб.
следующая страница >>