Совершенствование деятельности предприятия на основе автоматизации управления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Совершенствование деятельности предприятия на основе автоматизации управления - страница №1/3

Совершенствование деятельности предприятия на основе автоматизации управления

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические основы автоматизации управленческой деятельности на предприятии

1.1. Сущность, цель и задачи управления предприятием……………..5

1.2. Автоматизация управления как целевой ориентир современного предприятия……………………………………………………………………....9

1.3. Системы автоматизации управленческой деятельности…..…..15



2. Анализ управленческой деятельности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»…………………………………………………………..24

2.2. Специфика управления ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» …………..37

2.3. Анализ автоматизации управления ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань».47



3. Совершенствование автоматизированной системы управленческой деятельности на ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»

3.1. Пути совершенствования сбора, обработки и использования управленческой информации………………………………………………….51

3.2. Создание информационно-аналитической службы в ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»………………………………………………….…..….56

3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий.…59



4. Безопасность жизнедеятельности при осуществлении деятельности компании

4.1. Безопасность грузоперевозок

4.2. Выбор оптимальных маршрутов транспортировок

Заключение………………………………….…………………………..61

Список используемой литературы……………………………..……64
Введение
Актуальность темы. Необходимость повышения эффективности управления и сокращения его издержек заставляет все активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность предприятий. Совершенствование информационного обеспечения управления позволит решить следующие задачи: существенно поднять эффективность оперативного управления; оперативно получать реальные оценки состояния дел руководящим составом на текущий момент; структурировать и анализировать полученные данные; обеспечить своевременную передачу административно-управленческой информации между управленческими структурами и подразделениями; получать необходимую отчетную информацию аналитического характера; постоянно контролировать взаимодействие между подразделениями; организовать эффективную систему документооборота внутри различных служб; осуществлять оперативное взаимодействие с внешними структурами; вести единые централизованные корпоративные базы данных, электронные архивы улучшить экономические показатели.

Информация изначально выступает как обязательный элемент управленческой деятельности. От своевременности ее получения, полноты и достоверности зависит не только успех, но, более того, выживаемость любого предприятия или организации, причем в рыночных условиях роль данного фактора стократно возрастает. Сегодня компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения воспользоваться ею.

Переход России к рыночной экономике потребовал новых подходов к управлению: на первый план вышли экономические, рыночные критерии эффективности, повысились требования к гибкости. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы новые методы для обеспечения управляемости. Информатизация, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) предоставляют принципиально иные возможности для совершенствования управления.

Состояние научной разработанности темы проекта. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике, имеющей теоретический и рекомендательный характер. Методологические основы формирования политики информационного обеспечения нашли отражение в работах Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, О.А. Гаврилова, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, В. Кнаппа, В.А. Копылова, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, А.В. Морозова, С.С. Москвина, Н.С. Полевого, М.М. Рассолова, А.Д. Урсула, В.М. Хургина, С.М. Шахрая, А.Р. Шляхова, В.Д. Элькина и другие.

Целью исследования - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия на основе автоматизации управления.

Задачи исследования:



  1. Выявить особенности современных систем автоматизации управления;

  2. Определить особенности управления в ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»;

  3. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» на основе автоматизации управления.

Структурно проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


1. Теоретические основы автоматизации управленческой деятельности на предприятии

1.1. Сущность, цель и задачи управления предприятием
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия [25].

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента) [15].

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.1.



Рис. 1.1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Задачи управления [33]

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, финансы, производство, кадры, основные фонды) [22].

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ [22].

Функции, выделяемые по сферам деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

- организация работ по стандартизации;

- учет и отчетность;

- экономический анализ;

- техническая подготовка производства;

- организация производства;

- управление технологическими процессами;

- оперативное управление производством;

- метрологическое обеспечение;

- технологический контроль и испытания;

- сбыт продукции;

- организация работы с кадрами;

- организация труда и заработной платы;

- материально-техническое снабжение;

- капитальное строительство;

- финансовая деятельность [19].

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

- на подпроцессы промышленного производства;

- изготавливаемые изделия;

- пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует:

- разделение задач по отделениям и подразделениям;

- их компетентность в решении определенных проблем;

- общее взаимодействие этих элементов [23].

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

- порядок задачи в соответствии с важнейшими точками процесса;

- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");

- короткие пути управления;

- баланс стабильности и гибкости;

- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

- желательность стабильности циклически повторяемых действий [31].

На организационную структуру влияют следующие факторы: размеры предприятия; применяемая технология; окружающая среда.



1.2. Автоматизация управления как целевой ориентир современного предприятия
Информация – универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах, объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность в сложившейся ситуации [9].

Информация должна рассматриваться в 3-х аспектах:

синтетический – связан только со способом передачи информации;

семантический – отражает смысловое содержание информации;

прагматический – отражает потребительский свойства информации.

Экономическая информация выступает одновременно как:

предмет (первично-необработанные данные),

средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информации),

результат труда (информации, которая обладает потребительскими свойствами) [12].

Экономическая информация (ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов.

ЭИ может воплощаться в нескольких знаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс. Это информация о процессах производства, потребления, накопления и потребления материальных благ и различных услуг.

Высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие оказывают информационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы внефирменных информационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизма относительно эффективности решения указанных проблем. В этой связи возникают следующие ключевые вопросы:

каково отношение ведущего персонала к ИТ, какие последствия вытекают из более эффективной ее организации и использования в производстве новых товаров и услуг;

что должно знать высшее руководство фирмы в области ИТ, чтобы принимать компетентные решения, в частности в отношении инвестиций;

в какой мере допустимо делегирование функций в сфере ИТ;

какова должна быть роль высшего менеджмента в управлении информационно-технологическим потенциалом [15].

Основные аспекты развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем.

1. Децентрализация и рост информационных потребностей. Ориентация на максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий перехода к горизонтальным, децентрализованным структурам. Принятие решений в условиях децентрализации привело к резкому росту потребностей в информации относительно процесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в более подробном ознакомлении третьей стороны с состоянием дел в соответствующих хозяйственных областях. В новой обстановке обеспечение информацией по всем направлениям должно функционировать безупречно.

Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых в свою очередь постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии.

Ранее на предприятиях устанавливались мощные обрабатывающие системы, готовившие огромное количество цифровых отчетов, на базе которых в последующем осуществлялось управление хозяйственной деятельностью. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации. Новые информационно-технологические системы должны обеспечивать не какую-то абстрактную хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые в разнообразных формах участвуют в хозяйственном процессе [19].

2. От обработки данных через информационные системы к управлению знаниями. Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ как средство обработки данных. С помощью этой технологии из данных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема «информационных перегрузок» требует массивных средств отбора, дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешней информации, а также о трансфере совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации.

Быстрое развитие сетей локальных систем с сверхрегиональной и даже интернациональной структурой приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и широкому привлечению средств телекоммуникаций. Организационно это ведет к ликвидации границ предприятия. Все труднее становится определить, где оно начинается и где кончается. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структуры для подобных «виртуальных предприятий» относятся к задачам информационного менеджмента, так же как и классическая функция обеспечения производственного процесса или разработки товаров и услуг на базе ИТ. Дело при этом состоит не только в обработке информации, но и рациональном распределении знаний.

Кроме того, организация должны учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значении системы «Интернет». Именно на информационно-технологической службе лежит ответственность за создание здесь платформы, на которой станет возможной квалифицированная психологическая подготовка персонала, включая общефирменный менеджмент [22].

3.Интеграция децентрализованных систем. Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее интеграция должна произойти.

Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для управления изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные, сверхотраслевые предпринимательские интеграционные группы. Возможно, такие группы смогут даже управлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход к взаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственным процессам.



4.Будущие зависимости. Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой - могут лишить предприятие некоторых возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не получен ответ на вопрос, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии.

5.Психологический фактор. Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том, как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию. Фирмам, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ [23].

6. Языковые уровни. Изготовители информационной техники должны научиться делать предложения не только в узкоспециальных терминах. На переговорах партнер будет ставить вопросы, имеющие принципиальное значение для высшего менеджмента. Здесь важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорный уровень, на котором стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идет скорее не о качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется, должна хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовитель должен почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремится добиться конкурентных преимуществ. Чистый продавец в системе сбыта ИТ уходит в прошлое.

Таким образом, можно резюмировать, что сегодня между рассмотренными группами интересов отсутствует необходимое взаимодействие. Из-за различий в «языках» и «культурах» возникают проблемы кооперации и коммуникации. Властные устремления и профессиональный эгоизм мешает принятию решений по существу. К кооперации и интеграции информационно-технологические отделы подготовлены слабо. Часто устанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия. Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временную перспективу. Управление реализацией общих проектов организуется очень плохо. Сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко. Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые правила игры.

Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере

1.3. Системы автоматизации управленческой деятельности
Информационная система - это совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих собой информационные, кадровые и материальные ресурсы, процессы, которые обеспечивают сбор, обработку, преобразование, хранение и передачу информации в организации.

В организациях существует большое количество различных типов ИС: от традиционных до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.

Информационные технологии - это совокупность методов, процедур и средств, реализующих процессы сбора, обработки, преобразования, хранения и передачи информации [17].

Использование ИС фирмами и организациями определяет степень современности подготовки их администрации к управлению организацией.

Информационная система управления - это круг разнообразных ИС, обеспечивающих управленческому персоналу эффективное принятие решений по управляемому объекту.

Информационная система управления представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга для реализации функции управления.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов) [17]

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.
класcификация информационных систем

Рис.1. Классификация информационных систем

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система».

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.) [23]

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.).

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов [20].

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Функциональное назначение модулей корпоративной ИС.

Подсистема маркетинга

Производствен

ные подсистемы



Финансовые и учетные подсистемы

Подсистема кадров (человеческих ресурсов)

Прочие подсистемы (например, ИС руководства)

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Управление портфелем заказов

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Контроль за деятельностью фирмы

Управление продажами

Оперативный контроль и управление производством

Управление кредитной политикой

Ведение архивов записей о персонале

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ и планирование подготовки кадров

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщикам

Финансовый анализ и прогнозирование




Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Учет заказов

Управление запасами

Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты






Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В таблице 2 приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации ИС организационного управления различных классов.

Таблица 2

Классификация рынка информационных систем

Локальные системы

Малые интегрированные системы

Средние интегрированные системы

Крупные интегрированные системы (IC)

БЭСТ

Инотек


Инфософт

Супер-Менеджер

Турбо-Бухгалтер

Инфо-Бухгалтер



Concorde XAL Exact

NS-2000 Platinum PRO/MIS

Scala SunSystems

БЭСТ-ПРО

1C-Предприятие

БОСС-Корпорация

Галактика

Парус


Ресурс

Эталон


Microsoft-Business Solutions - Navision,

Axapta D Edwards (Robertson & Blums)

MFG-Pro (QAD/BMS)

SyteLine (COKAП/SYMIX)



SAP/R3 (SAP AG)

Baan (Baan)

BPCS (ITS/SSA)

Oracle Applications (oracle)


Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.

Информационная система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.

Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

сравнение текущих показателей с прошлыми;

составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями [33].

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.

Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции «хранилища данных» (DataWarehouse) - интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.

Системы начального уровня. Системы начального уровня широко распространены среди предприятий небольшого размера, которые успешно используют их в своей повседневной деятельности. Отличительной чертой таких информационных систем является ограниченный охват бизнес-процессов предприятия.

Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению: сюда можно отнести как бухгалтерские, так и складские и торговые системы. Но, тем не менее, эти системы имеют много общих черт:

невысокая требовательность к выделяемым ресурсам. Системы данного класса могут работать под управлением современных промышленных СУБД, однако могут эксплуатироваться и на небольших предприятиях. Количество возможных пользователей такой системы колеблется от 1 до нескольких десятков.

подразумевается, что пользователь может приобрести, установить и начать эксплуатацию самостоятельно, однако разработчики стараются делать программы с как можно более широкими возможностями, что позволяет интегрировать такие системы с другими системами этого и более высокого классов.



Системы среднего уровня. Появление систем среднего уровня обусловлено потребностью в программном продукте с более широкими возможностями, нежели системы начального уровня. Таким образом, некоторые производители на основе современных способов и средств разработки создали готовые решения для довольно широкого круга потребностей предприятия. В состав таких систем обычно входят следующие подсистемы:

бухгалтерский учет;

управление производством;

материально-техническое снабжение и сбыт;

планирование;

производство.

Несмотря на способность таких систем вести учет практически по всем направлениям деятельности предприятия, некоторые подсистемы реализованы в них в весьма усеченном виде. Тем не менее, количество различных параметров настройки у такой системы достигает значительного числа, что приводит потребителя к неспособности самостоятельно установить продукт. Зачастую, большую часть стоимости программного продукта среднего уровня составляют услуги по установке и настройке системы, сервисное обслуживание. Дороговизна таких систем делает их недоступными для небольших фирм.

Немаловажным минусом подобной системы является то, что успех внедрения системы среднего уровня во многом зависит от качества выполнения анализа деятельности предприятия.



Системы высшего класса. Современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации. Количество различных параметров настроек достигает десятков тысяч. Однако одновременно возрастает и стоимость внедрения подобной системы.

Следует также учитывать следующий набор минусов, возникающих при введении в строй подобной системы:

может потребоваться привлечение внешних консультантов, что приведет к значительному росту затрат;

внедрение сложной системы зачастую требует некоторой реорганизации деятельности;

необходимо наличие специального подразделения, которое бы перенастраивало систему под требования бизнеса.

2. Анализ управленческой деятельности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»
Начало деятельности в Рязани приходится на 1999 г, компания занимается экспресс-доставкой. Классическая экспресс-доставка документов и грузов по всей территории России и миру со стандартными сроками доставки. Режим доставки: дверь-дверь, дверь-склад, склад-дверь, склад-склад.

Миссия компании звучит: «Мы предвосхищаем ожидания клиентов».

Компания предоставляет сотрудникам все необходимые условия для работы, уделяет особое внимание обучению и развитию сотрудников, заботится о здоровье сотрудников (оплачивая страховку).

Забота о клиенте – мы строим первоклассные, дружественные отношения с клиентами. Когда клиент вам доверяет и привыкает работать именно с вами, он будет лоялен по отношению к вашим ошибкам и будет привержен компании, потому что ему удобно и приятно работать именно с вами.

Лидерство – мы хотим быть №1 среди конкурентов. Мы входим в четверку лидеров по экспресс-доставке: DHL, TNT, UPS, Fedex.

Работа команды – важно работать как единый механизм, согласованно. Пример: представьте цепь, в которой важно каждое звено. И если одно звено выпадает, разрывается вся цепь.

Коммуникации – у нас в компании созданы все условия, чтобы была возможность обсудить проблемы и сложные вопросы не только с непосредственным руководителем, но и с любым менеджером компании. Смысл политики «открытых дверей» в том, что двери наших менеджеров (в том числе и Генерального директора) всегда открыты не только в прямом, но и в переносном смысле. Это значит, что они всегда готовы выслушать, проконсультировать, рассмотреть предложения и помочь в трудной ситуации.

Кадры главное конкурентное преимущество компании- это наши сотрудники. Именно от них зависит результат. Поэтому главная задача компании- приглашать на работу лучших и обеспечивать их всеми необходимыми.

Проведем анализ финансовой устойчивости ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань». Финансовое состояние, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов организации (соотношения основных и оборотных средств), а также от уравновешенности активов и пассивов организации по функциональному признаку. Для этого рассчитаем (таблица 1):

Таблица 1



Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» в 2009-2011 гг.

Показатели

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

К-т концентрации СК

0,8021

0,8065

0,8964

0,0044

0,0899

100,55

111,15

К-т автономии

0,8021

0,8065

0,8964

0,0044

0,0899

100,55

111,15

К-т фин. напряженности

0,1979

0,1935

0,1036

-0,0044

-0,0899

97,78

53,54

К-т фин. рычага

0,2467

0,2399

0,1155

-0,0068

-0,1244

97,24

48,15

К-т маневренности СК

0,7253

0,6490

0,6439

-0,0763

-0,0051

89,48

99,21

К-т фин. устойчивости

0,8021

0,8065

0,8964

0,0044

0,0899

100,55

111,15

К-т финансирования

4,0534

4,1679

8,6556

0,1145

4,4877

102,82

207,67

К-т пост. ВОА

0,2747

0,3510

0,3561

0,0763

0,0051

127,78

101,45

К-т фин. независимости

1,0000

1,0000

1,0000

0

0

100,00

100,00

Доля проср. КЗ, %

0,0033

0,0019

0,0015

-0,0014

-0,0004

57,58

78,95

Доля ДЗ, %

0,0574

0,0951

0,6262

0,0377

0,5311

165,68

658,46

К-т обеспеченности СОС

0,7462

0,7301

0,8479

-0,0161

0,1178

97,84

116,13

К-т обеспеченности МПЗ

0,8545

0,8990

12,0017

0,0445

11,1027

105,21

1335,01

1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) - удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса КСК = СК/ВБ. В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» данное соотношение выше нормативного 0,5. Что еще раз подтверждает вывод о избытке собственных источников финансирования.

2. Коэффициент концентрации привлеченных средств (финансовой напряженности) – отношение заемных средств к общей сумме средств авансированных в него: КФН = ЗК/ВБ. У данного показателя не наблюдается тенденции к снижению, т.е. у ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»нет зависимости от внешних инвесторов.

3. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) определяется как сумма обязательств к собственным средствам КФР = (ДО+КО)/СК. Показывает сколько заемного капитала приходится на 1 руб. собственных средств. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» его значение достаточно маленькое, что может привлечь потенциальных инвесторов, т.к. наблюдается и незначительная тенденция к его снижению.

4. Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение собственных оборотных средств к собственным средствам предприятия КМСК = (СК+Дбп+Рпр+ДО-ВОА)/(СК+Дбп+Рпр). Данный коэффициент показывает какая часть СК ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»капитализирована, а какая вложена в оборотные активы. Снижение данного показателя в динамике в случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» свидетельствует об ухудшении структуры баланса к 2010 г. и снижению уровня финансовой устойчивости.

5. Коэффициент финансовой устойчивости – отношение долгосрочных источников финансирования к стоимости имущества организации КФУ=(СК+ДО)/ВБ. Показывает какая часть активов покрывается за счет устойчивых долгосрочных источников финансирования. В данном случае значение КФУ совпало с КСК в виду отсутствия у ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» долгосрочных обязательств в исследуемом периоде. В целом значение коэффициента достаточное, что говорит о высоком уровне финансовой устойчивости.

6. Коэффициент финансирования (структуры капитала) – это отношение собственных к заемным средствам. КФ = СК/ЗК. Показывает какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных средств. В данном случае его значение намного выше нормативного и наблюдается рост показателя.

7. Коэффициент постоянства внеоборотных активов КПВОА = ВОА/СК. Показывает какая часть собственного капитала вложена во ВОА.

8. Коэффициент финансовой независимости (капитализированных источников) – отношение СК к общей величине долгосрочных источников финансирования. ККИ = СК/(СК+ДО). Показывает долю СК в долгосрочных источниках финансирования. В данном случае его значение равно 1 на протяжении всего исследуемого периода из-за отсутствия ДО.

9. Доля просроченной кредиторской задолженности характеризует наличие и удельный вес КЗ к совокупным источникам покрытия. ККЗ = КЗпрос./ВБ. В данном случае ее доля незначительна (меньше 4%) и наблюдается ее снижение, что говорит о внимании руководства к выплате обязательств.

10. Доля дебиторской задолженности КДЗ = ДЗ/ВБ. В данном случае наблюдается снижение показателя, но рост величины дебиторской задолженности в абсолютном выражении, что говорит об отвлечении средств из оборота предприятия, т.е. является негативной тенденцией.

11. Уровень финансового левериджа – определяется как отношение долгосрочных обязательств к СК. КФЛ = ДО/СК. В виду отсутствия у предприятия долгосрочных обязательств расчет показателя невозможен.

12. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами КСОС = (СК+Дбп+Рпр+ДО-ВОА)/ОА. Характеризует степень обеспеченности хозяйственной деятельности СОС. В данном случае его значение выше нормативного 0,5 и говорит о избытке собственных средств.

13. Коэффициент обеспеченности запасов СОС - КОЗ = СОС/(МПЗ+НДС).

В случае исследуемого банка динамика данного показателя положительная и значения за весь период были выше нормативного, что оказывает положительное влияние на уровень финансовой устойчивости.

Дополнительно проведем экспресс анализ финансовой устойчивости ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» для этого рассчитаем и сведем во вспомогательную таблицу 2:

Таблица 2


Показатели, млн. руб.

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009 г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

СОС

-947

-744

6304

203

7048

78,56

-847,31

СД

-947

-744

6304

203

7048

78,56

-847,31

ОИ

945

1704

7538

759

5834

180,32

442,37

1. Излишек/недостача



СОС = СОС-З = СК-ВОА-МПЗ-НДС;

2. Излишек/недостача собственных и долгосрочных источников



СД = СД-З = СК+ДО-ВОА-МПЗ-НДС;

3. Излишек/недостача общих источников



ОИ = ОИ-З = СД+КО.
Определим тип финансовой ситуации по следующей вспомогательной таблице 3 (если значение отрицательное, то ставим 0; если значение положительное то 1).

Таблица 3



Период

СОС

СД

ОИ

Тип фин. устойчивости

Характеристика

2009 г

0

0

1

Неустойчивое финансовое состояние

Нарушение нормальной платежеспособности, хотя возможно ее восстановление, необходимо привлечение дополнительного финансирования.

2010 г

0

0

1

2011 г

1

1

1

Устойчивое

На протяжении всего исследуемого периода у ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» было неустойчивое финансовое состояние, только к 2011 г. оно улучшилось до нормального. Поэтому необходимо провести более углубленный анализ платежеспособности и ликвидности.

Расчет абсолютных показателей ликвидности - сгруппируем активы банка по степени убывающей ликвидности и пассивы по степени срочности их погашения (таблицы 4-6)

Таблица 4



Группировка активов ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» 2009-2011 гг. по степени ликвидности

Показатели, млн. руб.

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

Денежные средства

557

501

77

-56

-424

89,95

15,37

Итого А1 наиболее ликвидные активы

557

501

77

-56

-424

89,95

15,37

Дебиторская задолженность

813

1203

7461

390

6258

147,97

620,20

Итого А2 быстрореализуемые

813

1203

7461

390

6258

147,97

620,20

Итого А3 медленно реализуемые

6694

7366

573

672

-6793

110,04

7,78

Внеоборотные активы

740

3581

3804

2841

223

483,92

106,23

Итого А4 труднореализуемые

740

3581

3804

2841

223

483,92

106,23

Всего активов

8804

12651

11915

3847

-736

143,70

94,18

- баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1П1; А2П2; А3П3; А4П4.

В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» соотношения следующие:

- на 01.01.2009.: А1П1; А2П2; А3П3; А4П4;

- на 01.01.2010.: А1П1; А2П2; А3П3; А4П4;

- на 01.01.2011.: А1П1; А2П2; А3П3; А4П4;

На исследуемом предприятии в течение всех периодов наблюдается несоответствие первого условия абсолютной ликвидности в ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» - недостаточную величину высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств, т.е. присутствует возможность риска недостаточной ликвидности. В целом же предприятие может быть признано достаточно ликвидным.

Таблица.5



Группировка пассивов ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», 2009-2011 гг. по срочности погашения

Показатели, млн. руб.

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

Кредиторская задолженность

1982

1448

984

-534

-464

73,06

67,96

Прочие краткоср. обязательства

0

0

0

0

0

0

0

Итого П1 наиболее срочные обязательства

1982

1448

984

-534

-464

73,06

67,96

Краткосрочные займы и кредиты

500

1000

250

500

-750

200,00

25,00

Итого П2 краткосрочные

500

1000

250

500

-750

200,00

25,00

Долгосрочные кредиты и займы

0







0

0

0

0

Итого П3 долгосрочные

0

0

0

0

0

0

0

Капитал и резервы

6272

10203

10681

3931

478

162,68

104,68

Доходы/расходы будущих периодов

66

0

0

-66

0

0

0

Итого П4 постоянные пассивы

6338

10203

10681

3865

478

160,98

104,68

Всего пассивов

8820

12651

11915

3831

-736

143,44

94,18

Расчет относительных показателей ликвидности (таблица 6).

Таблица 6

Расчет коэффициентов ликвидности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», 2009-2011 гг.


Показатели

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009 г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

Абсолютная ликвидность

0,2810

0,3460

0,0783

0,065

-0,2677

123,13

22,63

Срочная ликвидность

0,6912

1,1768

7,6606

0,4856

6,4838

170,25

650,97

Текущая ликвидность

4,0767

6,2638

8,2429

2,1871

1,9791

153,65

131,60

Чистый оборотный капитал, тыс. руб.

6098

7622

7127

1524

-495

124,99

93,51

Абсолютная ликвидность банка показывает какая часть обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности ((ДС+КФВ)/КЗ). В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань»она составила 28 и 8% от суммы краткосрочных обязательств в 2009 и 2011гг. соответственно. Общих нормативов по данному показателю не существует, но поскольку, динамика – отрицательная, хотя просроченных обязательств у ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» нет, то можно считать значение показателя абсолютной ликвидности неудовлетворительным, особенно если его уменьшение связано с уменьшением стоимости имущества к концу периода для уменьшения налогооблагаемой базы по налогам, рассчитываемым от стоимости имущества организации.

Для показателя срочной ликвидности ((ДС+КФВ+ДЗ+НДС)/КЗ) обычно удовлетворяет соотношение 0,7-1,0. В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» значение этого показателя было достаточным на протяжении 2009-2011 гг., к началу 2011 г. значение показателя выросло до 700%, в основном за счет резкого увеличения суммы дебиторской задолженности. Резкий рост дебиторской задолженности к началу 2011 г. нельзя расценивать как положительный факт, на фоне снижения общей ликвидности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», т.к. в данном случае происходит отвлечение средств из оборота организации.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Удовлетворяет обычно коэффициент 2. В исследуемой организации его величина была выше нормативной на протяжении всего исследуемого периода. То есть в течение года предприятие сможет полностью погасить кредиторскую задолженность, что, конечно же, является положительным фактом в его деятельности.

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» как достаточную на протяжении всего исследуемого периода.

Расчет показателей платежеспособности представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет показателей платежеспособности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», 2009-2011 гг.



Показатели, млн. руб.

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011к 2010 г.

Чистый оборотный капитал, тыс. руб.

5598

6622

6877

1024

255

118,29

103,85

К-т обеспеченности СОС

1,0977

0,9664

0,0804

-0,1313

-0,886

88,04

8,32

К-т маневренности функционирующего капитала

0,9159

0,7169

0,6807

-0,199

-0,0362

78,27

94,95

Доля СОС в активах, %

1,3314

1,7004

3,5883

0,369

1,8879

127,72

211,03

К-т общей платежеспособности

1,3314

1,7004

3,5883

0,369

1,8879

127,72

211,03

Исходя, из полученных в результате анализа данных можно сделать следующие выводы: показатель «Чистый оборотный капитал» говорит о наличии у банка временно свободных средств, в случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» эти суммы достаточно значительны и никак не используются. Положительным моментов является также рост этого показателя.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует степень обеспеченности хозяйственной деятельности СОС. В данном случае его значение выше нормативного 0,5 - т.е. предприятие не испытывает недостатка собственных средств, что делает его более независимым от кредиторов. Снижение коэффициента маневренности функционирующего капитала также положительно влияет на финансово-хозяйственную деятельность ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань». Его уменьшение свидетельствует о снижении величины медленнореализуемых активов, что делает ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» достаточно ликвидным, т.е. у организации растет возможность быстрого погашения обязательств.

Доля собственных оборотных средств в активах также растет, значения показателя за весь период были значительно выше нормы. В значениях коэффициента общей платежеспособности также наметилась тенденция к росту, что несомненно является положительным фактом. За весь исследуемый период ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» мог полностью погасить всю свою задолженность. Но поскольку наблюдается никак не используемый излишек собственных оборотных средств считаю необходимым исследовать показатели деловой активности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань».

Деловая активность субъекта хозяйствования проявляется в динамичности его развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции. Анализ деловой активности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» проводится в направлении анализа уровня эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Расчет показателей деловой активности выполнен в таблице 8.

На основе выполненных расчетов в таблице 8 можно сформулировать выводы. Коэффициент отдачи нематериальных активов невозможно рассчитать, т.к. в организации такой вид активов не используется. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) показывает эффективность использования имущества. За исследуемый период значение показателя снизилось на 2 оборота в год, что говорит об увеличении продолжительности финансового циклов и несомненно свидетельствует об ухудшении работы организации. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает скорость оборачиваемости оборотных активов. Его снижение (на 2 оборота) к 2011 г. однозначно заслуживает положительной оценки. Оборачиваемость оборотных средств - это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукта предприятие может произвести с одной и той же суммой оборотных средств.

Таблица 8

Расчет показателей деловой активности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» гг.



Показатели, млн. руб.

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

К-т общей оборачиваемости капитала, оборотов

5,43

5,04

3,12

-0,39

-1,92

92,82

61,90

К-т оборачиваемости оборотных средств, оборотов

6,41

6,77

4,46

0,36

-2,31

105,62

65,88

Фондоотдача, руб.

3690,44

362,19

114,46

-3328,3

-247,73

9,81

31,60

К-т отдачи СК, руб.

7,15

6,26

3,67

-0,89

-2,59

87,55

58,63

Оборачиваемость МПЗ, оборотов

33,39

31,24

26,09

-2,15

-5,15

93,56

83,51

Оборачиваемость денежных средств, оборотов

2,41

2,02

1,90

-0,39

-0,12

83,82

94,06

К-т оборачиваемости ДЗ, оборотов

73,16

63,88

8,85

-9,28

-55,03

87,32

13,85

Срок погашения ДЗ, дни

3,44

3,94

28,47

0,5

24,53

114,53

722,59

К-т оборачиваемости КЗ, оборотов

32,61

44,38

31,53

11,77

-12,85

136,09

71,05

Срок погашения КЗ, дни

7,73

5,68

7,99

-2,05

2,31

73,48

140,67

Показатель фондоотдачи свидетельствует об эффективности использования основных средств организации и имеет очевидную экономическую интерпретацию, показывая сколько рублей выручки приходится на 1 руб. вложенный в основные средства. В случае ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» этот показатель к 2011 г. заметно снизился, что является неблагоприятной тенденцией. Коэффициент отдачи СК показывает скорость оборота собственного капитала, т.е. сколько рублей выручки приходится на 1 руб. вложенный в него. Снижение данного показателя также отрицательно характеризует деятельность организации.

Оборачиваемость материально-производственных запасов уменьшилась к 2011 г. на 7 дней, т.е. в 2008 г. МПЗ совершали 1 оборот за 33 дня, а к 2011 г. стали совершать оборот за 26 дней, что также является положительным моментом в деятельности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань» хотя и связано с арифметическим уменьшением величины МПЗ. Показатель оборачиваемости денежных средств также снизился.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и срок ее погашения являются одними из самых важных показателей, характеризующих деловую активность организации. Дебиторская задолженность относится к быстрореализуемым активам, влияние ее величины на платежеспособность банка достаточно большое. Чем больше ее величина и срок погашения, тем больше средств отвлекается из оборота предприятия, ухудшая его финансовое положение. В данном случае к 2011 г. средства в дебиторской задолженности стали совершать 8 оборотов за год вместо 73 в 2008 г., т.е. оборачиваемость снизилась почти в десять раз. При этом вырос срок ее погашения с 3 дней в 2009 до 28 дней в 2011г.

Все это говорит о снижении эффективности управления этим видом активов. Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности практически не изменились за исследуемый период.

В целом положительная тенденция уменьшения продолжительности оборота проанализированных видов оборотных активов может быть объяснена резким снижением выручки в 2011 г.. Стоит отметить повышение оборачиваемости всех проанализированных видов активов, что говорит об улучшении управления оборотными активами на ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность банка. Кроме того, увеличение скорости оборота текущих активов при прочих равных условиях отражает повышение инвестиционной привлекательности организации.

Анализ рентабельности представлен в таблице 9. В конце 2011 г. относительно 2010 и 2009 гг. зафиксировано значительное уменьшение показателей чистой прибыли и рентабельности основного и оборотного капитала, рентабельности собственного капитала (коэффициента устойчивости экономического роста).

Таблица 9

Анализ показателей рентабельности ООО «ЭКСПРЕСС-Рязань», 2009-2011 гг.


Показатели, %

Значение показателя

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста, %

2009г

2010 г

2011 г

2010 к 2009 г.

2011к 2010 г.

2010 к 2009 г.

2011 к 2010 г.

Рентабельность хоз. деятельности

0,14

0,1

0,12

-0,04

0,02

71,43

120,00

Рентабельность продаж

0,11

0,09

0,1

-0,02

0,01

81,82

111,11

Рентабельность собственного капитала

0,2

0,28

0,04

0,08

-0,24

140,00

14,29

Рентабельность основного капитала

0,98

0,89

0,12

-0,09

-0,77

90,82

13,48

Рентабельность оборотного капитала

0,17

0,3

0,05

0,13

-0,25

176,47

16,67

Если с каждого рубля, вложенного в оборотные активы, предприятие получало в 2009 г. 17 коп. прибыли, то к 2011 г. – только 5 коп. Вложения во внеоборотные активы приносили 98 коп. дохода в 2009 г., а к 2011 г. значение этого показателя снизилось до 12 коп.

Все это свидетельствует хотя и о незначительном, но все-таки снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности.


следующая страница >>