Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна, учитель технологии мбоу «Озёрная сош» 2014 учебный год I. пояснительная записка Настоящая - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Махониной Татьяной Владимировной 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 311.62kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Учебный план для 1,2,3 и 4 пилотных классов мбоу сош №108 на 2013-2014... 1 118.43kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год 1 213.76kb.
Умк мбоу карлинская сош на 2013-2014 учебный год 1 31.31kb.
Умк мбоу карлинская сош на 2013-2014 учебный год 1 19.23kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... 2 604.19kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год гбоу... 1 201.83kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи (8 класс) 3 773.54kb.
- 4 1234.94kb.
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна, учитель технологии мбоу «Озёрная сош» 2014 - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Озёрная средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»


Рассмотрена на заседании МС школы протокол № 8

От 01.08. 2013 г.

Руководитель:_______

С.Г.Шигапова



«Согласовано»

ЗДУР:____________

_______________
«_____» _______2013 г.


«Утверждаю»

Директор школы: ___________А.Р.Сафин

Приказ №____

От «____» _______2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Искусство (Музыка) 6 класс


(35х1=35 часов)

Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна,

учитель технологии

МБОУ «Озёрная СОШ»




  1. - 2014 учебный год

I.Пояснительная записка
Настоящая программа по музыке для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:



  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Цель программы: расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества.
Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

Программа рассчитана на 35 часов.



II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны знать/понимать:

    • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства

  • выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);


использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



III. Календарно-тематическое планирование



№ урока


Тема урока


Формы организации учебной деятельности

Оборудова-

ние



Элементы содержания урока


Требования к уровню подготовки учащихся


Форма контроля


Элементы дополнительного содержания


Домашнее задание


Дата проведения

план

факт

1.

Вводная тема.

В чём сила музыки.

К

И


Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Разговор о летних музыкальных впечатлениях

Слушание музыкальных пьес (Штраус, полька «Трик-трак», Рахманинов, прелюдия g-moll)

Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль»


Умение грамотно излагать свои мысли

Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты

Развитие вокально-певческих навыков


ВК

Исполнение песни «Гимн школы»,

письмо Богине Музыке







2

3


Тысячи миров музыки.

Наш вечный спутник.



КИ

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Слушание двух контрастных песен «Матушка, что во поле пыльно?» и «Вальс» Ж. Бреля

Работа по картине Федотова «сватовство майора»



Умение грамотно излагать свои мысли

Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты



Т

Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль»

Сообщение учащихся о «Короле вальса»







4


Искусство и фантазия


К




Развитие навыка сравнительного анализа музыкальных произведений: Чайковский «Сентиментальный вальс», Шопен «Блестящий вальс»

Умение анализиро-вать и сравниватьфрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композито-ров



Т

Сообщение учащихся о «Короле вальса»

История рождения «вальса»







5

Искусство – память человечества.

Музыка – душа времени




К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Слушание народных песен «Во кузнице», «Дубинушка» и др.

Слушание и анализ пьесы М.Мусоргского «Старый замок»

Разучивание песни «Спасибо вам, учителя»


Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

Т

Рисунок по теме










6

Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и анализ фрагмента симфонии №6 Чайковского,

Сравнительный анализ с музыкой Бетховена



Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

Т

УО


Репродукция «Портрет хирурга С.С. Юдина», М. Нестерова

Прочитать «Повесть о настоящем человеке»







7

Созидательная сила музыки

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание фрагментов оперы «Орфей и Эвридика», Глюка

Слушание и анализ ноктюрна Дебюсси «Сирены»




Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

ВзО

Терминологичес-кая работа со словом «ноктюрн»

Исполнение песни «Спасибо вам, учителя»



Прочитать миф об Орфее и Эвридике







8

9


Проблема добра и зла, горя и радости в музыке

К



Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и сравнение муз. фрагментов симфонии №9 Бетховена, кантаты «Александр Невский» Прокофьева, просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

Знакомство с оперой «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева



Умение анализиро-вать фрагменты музыки

Умение рассказать о сюжете музыкаль-ного произведе-ния



Т
СР

Слушание песни «Марш веселых ребят» И. Дунаевского

Лирические песни советского кино



Сообщение о творчестве И. Дунаевского

«Песни В. Баснера»









10

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения



К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и анализ симфонии №5 Бетховена

Разучивание песни «Полонез дружбы»



Умение анализиро-вать фрагменты музыки Развитие вокально-певческих навыков

СР

Терминологичес-кая работа: адажио, анданте, аллегро

Найти определения терминов: адажио, анданте, аллегро







11

12


Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки.

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание фрагментов симфоний №7,8 Д. Шостаковича, увертюра «Эгмонт» и соната «Аппассионата» Бетховена, сравнительный анализ

Умение анализиро-вать фрагменты музыки, умение кратно рассказать о творчестве композито-ров.

Развитие вокально-певческих навыков



СР

Разучивание и исполнение песни «Баллада о солдате» Соловьёва-Седова.

Портрет Д. Шостаковича




«Песни военных лет»,

творческий проект









13

14


От адажио к престо

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и анализ музыки Хачатуряна «Танец с саблями», М. Равеля «Болеро»

Умение анализиро-вать фрагменты музыки, умение кратно рассказать о творчестве композито-ров.








Творчество Мориса Равеля,

А. Хачатуряна










15

16


Мелодия – душа музыки

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание «Серенады» Шуберта, Реквиема и «маленькой ночной серенады» Моцарта


Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

Развитие вокально-певческих навыков



Т

Разучивание песни Е. Крылатова «Прекрасное далеко»

Портреты Шуберта, Моцарта



Термин «серенада» - определение







17

18

19



Что такое гармония в музыке. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание хорового фрагмента «Молитва» из музыки к драме «Царь Федор Иоанович» Г. Свиридова

Романс А. Даргомыжского «титулярный советник»



Умение коротко рассказать о творчестве композито-ра.

Умение анализиро-вать муз. произвед.



Т

Просмотр фрагмента миниатюры - балета «Умирающей лебедь» К. Сен-Санса.

Творческая биография А. Даргомыжско-го

Повторить термин «романс»









20

21

22



Эмоциональный мир полифонии

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Фуга g-moll Баха, «Весенняя песнь», инвенция c-moll

Токката и фуга r-moll. Слушание и анализ.



Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

СР

Терминологичес-кая работа: канон, хорал, полифония, фуга

Портрет И.С. Баха



Творчество

И.С. Баха









23

24


Фактура – способ изложения музыкального материала

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и анализ романса С. Рахманинова «Весенние воды»,

Концерта для фо-но с оркестром №1



Умение анализиро-вать муз. произвед.


УО

Творчество С.Рахманинова










25

26


Музыкальные тембры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти

П

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Слушание и анализ муз. фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», симфонической сюиты «Шехеразады»

Умение анализиро-вать муз. произвед.

Развитие вокально-певческих навыков



Т

Разучивание канта «Трубы, согласно»

«Как служил солдат»,












2728

«Недаром помнит вся Россия». Устный журнал

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Глинка, «Патриотическая песня», «Бородино», р.н.п.


Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно рассказать о музыкаль-ном произведе-нии и его сюжете



Ср













29


Музыкальная динамика.

Песни, звавшие на подвиг



П

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Музыкально-песенный материал по желанию учащихся: «Песни военных лет».

Развитие вокально-певческих навыков Умение анализиро-вать муз. Фрагменты

Умение различать жанры фронтовых песен



Т

Слушание и анализ песен военных лет

Песенное творчество фронтовиков

«Жизнь песни на войне», творческий проект









3031

Чудесная тайна музыки.

В чём сила музыки?



УКЗУ

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Фрагменты произведений, звучавших в течение года

Умение определять на слух муз. фрагменты (опреде-лять название и композито-ра)

Тесты


Викторина

Подготовка творческих проектов







32

33


Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чём сила музыки».

К

Компьютер, DVD Мультимедиапроектор

Диски с музыкальны-ми произведениями



Фрагменты произведений, звучавших в течение года

Умение грамотно и чётко рассказать о композито-рах, произведе-ниях, развитие вокально-певческих навыков




Презентация музыкальных произведений (по желанию уч-ся)










34

35


Урок-концерт.

Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся.



К

Компьютер,

DVD проигрыва-

тель.


Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся. Повторение.

Умение грамотно и чётко рассказать о композито-рах, произведе-ниях, развитие вокально-певческих навыков

К

Пение и анализ песен.











IV. Содержание тем учебного курса

  1. В чём сила музыки (1 час)

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.


  1. Тысячи миров музыки (8 часов)

Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».



Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов



  1. Как создаётся музыкальное произведение (20 часов)

Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями», Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.



Зрительный ряд: портреты композиторов.


  1. Чудесная тайна музыки (2 часа)

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.


  1. Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки» (2 часа)

Итоговое тестирование. Музыкальная викторина.


  1. Урок-концерт (2 часа)

Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся.

V.Средства контроля

Тесты, рефераты, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


VI. Учебно-методические средства обучения

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. Лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.



18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.