Социокультурные основания и законодательное оформление сети закрытых сословных училищ в правление екатерины II по проекту и. И. Бецк - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Социокультурные основания и законодательное оформление сети закрытых сословных училищ - страница №1/2



На правах рукописи



Яринская Анна Михайловна


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЕТИ ЗАКРЫТЫХ СОСЛОВНЫХ УЧИЛИЩ
В ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ПРОЕКТУ И.И. БЕЦКОГО



Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Томск – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» на кафедре Отечественной истории
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Жеравина Аниса Нурлгаяновна
Официальные оппоненты: Куперт Юрий Васильевич
доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», профессор кафедры истории и документоведения
Фефелова Оксана Анатольевна
кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», старший научный сотрудник
Отдела исследований и разработок
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Защита диссертации состоится 18 мая 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.03 в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 (корпус № 3, ауд. 41).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Автореферат разослан «__» апреля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, Харусь

профессор Ольга Анатольевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью государственной политики Екатерины II в сфере образования, при помощи которой она намеревалась законодательно оформить сословную структуру общества и создать из молодого поколения прочную социальную опору российского варианта «просвещенного абсолютизма» – «новую породу людей». Разработанный И.И. Бецким в 60-гг. XVIII века проект создания сети сословных закрытых училищ, готовивших своих воспитанников к исполнению разного рода государственной службы, являлся, таким образом, важнейшей составляющей политики «просвещенного абсолютизма» времени правления Екатерины II. Соответственно, изучение реформ в сфере образования во второй половине XVIII века расширяет представление о внутренней политике императрицы.

Опыт созданных в XVIII веке закрытых сословных училищ может быть востребован современным обществом также в процессе реформирования российского образования, связанного с поиском его оптимальной системы, особенно если учесть имеющийся в настоящее время интерес к учебным заведениям, сочетающим в своих программах теоретическое и практическое обучение.



Степень изученности темы. Литературу по теме диссертационного исследования можно разделить на дореволюционную, советскую и постсоветскую. В дореволюционный период обозначилось несколько направлений в изучении темы закрытых сословных училищ, созданных по проекту И.И. Бецкого в правление Екатерины II. В условиях проведения «великих реформ» Александра II и последовавших после них контрреформ Александра III проект воспитания «новой породы людей» являлся предметом исследования в первую очередь членов комитетов Министерства народного просвещения, реформаторов сферы образования, педагогов, которые рассматривали его как учебный эксперимент по заимствованию передовых идей западноевропейских просветителей и оценивали с точки зрения вклада в развитие общего народного образования XVIII–XIX вв.1 В этом ряду следует выделить работу выдающегося педагога XIX века Л.Н. Модзалевского, связавшего организацию закрытых училищ с реализацией целей социальной политики Екатерины II по перевоспитанию в европейском духе высшего дворянского, среднего мещанского и низшего ремесленного и земледельческого сословий2.

Другое направление в изучении рассматриваемого вопроса представлено работами дореволюционных историков и педагогов, где более подробное освещение получила биография И.И. Бецкого и разработанная им концепция воспитания «новой породы людей»; деятельность И.И. Бецкого по устройству закрытых учебно-воспитательных заведений в правление Екатерины II; итоги реализации плана создания «новой породы людей»3. Особенно на этом фоне выделяются труды историков А.П. Пятковского и П.М. Майкова, давших обзор всех основанных И.И. Бецким закрытых училищ, с подробнейшим описанием условий их возникновения и функционирования под его руководством4.

Некоторыми дореволюционными исследователями высказывалось мнение, что учрежденные в правление Екатерины II закрытые учебные заведения имели единственную цель – подготовить подрастающее поколение к государственной службе5. П.Н. Милюков, напротив, в организации закрытого сословного воспитания во второй половине XVIII столетия видел переход к общеобразовательной и бессословной школе, преследующей чисто педагогические цели6. С.В. Рождественский проект И.И. Бецкого рассматривал как частный опыт общей учебной реформы Екатерины II, направленной на создание системы всесословных школ7.

В дореволюционной историографии отдельное внимание историками обращалось на связь принципов воспитания «новой породы людей» с принципами древнерусского, домостроевского, воспитания. Ими сделан вывод о включении древнерусских православных идеалов в концепцию формирования совершенного человека и гражданина второй половины XVIII века8.

Досоветский период отмечен выходом работ, посвященных отдельным закрытым сословным заведениям по воспитанию «новой породы людей»9. Среди них значительный пласт составляют исследования на тему устройства основанных И.И. Бецким в России сиропитательных домов10 и женских учебных заведений11. Написанные с привлечением архивных материалов, они содержат подробные сведения об условиях закрытого проживания и организации процесса воспитания детей; особое внимание уделяется их судьбам, сложившимся после выхода из интернатов, что дает возможность соотнести поставленные И.И.Бецким задачи в отношении выпускников с тем, чего они действительно добились в жизни.

В советское время, когда государство вновь обратилось к решению вопроса о формировании нового, всесторонне развитого человека эпохи социализма, тема закрытого воспитания времени правления Екатерины II продолжала привлекать внимание историков, политиков, педагогов, психологов, которые проект И.И. Бецкого оценивали как педагогическую реформу, осуществленную исключительно в интересах дворянства, получившего безраздельное право на образование12. Данная точка зрения на спроектированные И.И. Бецким интернаты как на сугубо сословно-крепостническое мероприятие, закрепившее монополию дворян на образование, нашла свое отражение и в вышедшем уже в 70-е гг. XX века коллективном труде по истории педагогической мысли России13.

Другие исследователи организацию И.И. Бецким закрытых училищ рассматривали в контексте изучения общих вопросов развития образования XVIII века, обусловленного, по их мнению, потребностями абсолютистского государства в подготовке гражданина, четко выполняющего свои обязанности в рамках сословия, к которому принадлежит. Принцип сословности признавался одним из главных в организации школ, в том числе закрытых училищ по воспитанию «новой породы людей»14. Некоторые историки педагогики реализацию проекта сословных училищ закрытого типа расценивали как один из этапов политики Екатерины II в сфере образования по заимствованию зарубежных педагогических теорий и практик, главным выразителем которых на государственном уровне стал И.И. Бецкой15.

Последние десятилетия XX–начало XXI вв. отмечены выходом работ, авторы которых с закрытыми школами второй половины XVIII века связывают прежде всего социальные задачи правительства Екатерины II: подготовить третий чин людей, создать полезных империи верноподданных16.

В постсоветской историографии проект И.И. Бецкого по созданию системы закрытого сословного образования становится предметом исследования историков, специалистов по политической и социальной истории XVIII века. В ряде работ план воспитания «новой породы людей» представлен как одно из основных мероприятий политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, предпринятых в отношении формирования сословий17. Некоторые современные авторы полагают, что данный проект был направлен прежде всего на формирование третьего сословия из детей обедневших родителей, сирот, подкидышей18; другие включают в состав воспитанников закрытых училищ выходцев из разных социальных слоев19. Следует также выделить ряд вышедших в 1990–2000-е гг. работ, авторы которых в качестве основополагающей идеи реформирования системы образования екатерининской эпохи считают идею воспитания в «верноподданническом духе» «сына Отечества», принадлежащего, в первую очередь, благородному сословию20.

В советский и постсоветский периоды сохранялся интерес и к истории создания отдельных училищ закрытого типа, организации в них учебно-воспитательного процесса, судьбам выпускников, их участию в военной, общественной и культурной жизни России21.

Историографический обзор позволяет заключить, что более изученными в рамках избранной тематики оказались такие вопросы, как биография, педагогические взгляды И.И. Бецкого, его деятельность по устройству закрытых училищ во второй половине XVIII века; социальный состав «новой породы людей»; сословная направленность новых учебных заведений; история отдельных закрытых заведений; вопрос об итогах и последствиях попытки воспитания «новых людей» в екатерининский период; особое внимание уделено судьбе воспитанников в личном и общественно-служебном плане по выходе их из интернатов. Таким образом, отсутствие обобщающего взгляда на вопрос о месте закрытых сословных училищ в политике «просвещенного абсолютизма» требует необходимости изучения всей темы истории их создания и деятельности в контексте политических мероприятий Екатерины II в сфере образования и социальных отношений.

Объектом исследования является система сословного российского образования второй половины XVIII века. Предметом исследования выступает политика «просвещенного абсолютизма» по созданию сети закрытых сословных училищ в правление Екатерины II по проекту И.И. Бецкого.

Цель работы – выявить социокультурные основания, установить этапы государственных мероприятий по законодательному оформлению сети закрытых сословных училищ во второй половине XVIII века и определить их роль в реализации сословной политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить общие и частные цели сословной политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

2. Дать концептуальное обоснование идеи создания «новой породы людей» путем искусственной изоляции.

3. Рассмотреть политические мероприятия по законодательному закреплению принципа сословности закрытого образования.

4. Охарактеризовать социокультурную программу воспитания и обучения закрытых сословных заведений, созданных по проекту И.И. Бецкого.

5. Выяснить результаты воспитания идеальных подданных в закрытых училищах и определить место училищ в политике Екатерины II в сфере образования и социальных отношений.

Хронологические рамки исследования определяются временем правления Екатерины II (1762–1796), составившим в истории России целую эпоху – «екатерининский век». Особое значение в работе придается 1760–1770-м годам – периоду учреждения под руководством И.И. Бецкого сети закрытых сословных училищ по воспитанию «новых людей».

Территориальные рамки исследования определяются границами Российской империи, преимущественно ее европейской части.

Методологической основой диссертационного исследования являются общенаучные принципы познания – историзм и научная объективность. Следование данным принципам выражается в рассмотрении исторических событий и социокультурных явлений в конкретных обстоятельствах места и времени их возникновения и развития. Основное место в настоящей работе принадлежит таким специально-историческим методам, как историко-системный подход, использование которого дало возможность провести целостное исследование изучаемого объекта и определить его внутреннюю природу, а также выяснить предпосылки для его возникновения. Применение системного подхода в структурно-функциональном плане позволило представить закрытые училища в качестве одного из структурных элементов системы российского «просвещенного абсолютизма», исследовать характер взаимодействия этого элемента с другими составляющими политики Екатерины II. На основе историко-сравнительного метода предпринята попытка сопоставления разработанных И.И. Бецким воспитательных уставов закрытых училищ и выявления общего и особенного в педагогических программах сословных училищ закрытого типа екатерининского времени.

Основное место в настоящей работе принадлежит социокультурному подходу, сущность которого состоит в понимании единства социальности и культуры, формирующееся в процессе человеческой деятельности. Духовная и материальная культура выступает в данном единстве как содержание и источник социального развития, а общество как саморегулируемая социокультурная система. Сеть закрытых сословных училищ и организуемое в них воспитание «новых людей» является частью ее образовательной структуры и рассматривается как один из структурных элементов системы российского «просвещенного абсолютизма». Воспитанники училищ, будучи самостоятельными социальными субъектами, оказывались включенными в этот структурный элемент и выполняли заранее спланированную для них в соответствии с сословной принадлежностью социокультурную программу, в которой прописывался набор необходимых добродетелей, качеств, характер поведения, образ мышления, род занятий.



Источниковая база исследования представлена следующими группами документов: законодательными, делопроизводственными, статистико-справочными, источниками личного происхождения, сочинениями западноевропейских теоретиков педагогики.

Законодательство включает в себя документы, принятые правительством Екатерины II в отношении сословной организации российского общества. Прежде всего, это «Наказ» и проекты указов, определяющие сословно-правовой статус дворянства, крестьянства и третьего чина, в том числе купечества22. Кроме того, привлечены юридические акты, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи с 1649 года» (Собрание первое, 1830 г.), и документы, изданные в составе других сборников постановлений и учреждений, где представлены государственные меры по учреждению сети закрытых сословных училищ в годы правления Екатерины II и осуществляемая в них программа воспитания «новой породы людей»23.

Делопроизводственные документы отражают организацию процесса воспитания в закрытых училищах и их взаимодействие с внешней средой24. Другой блок делопроизводственных документов представлен материалами Уложенной комиссии 1767 года, подтверждающими наличие в среде купечества потребностей в профессиональном образовании и излагающими ограниченные взгляды дворянства на крестьянское обучение25.

Статистика дает сведения о числе открытых по проекту И.И. Бецкого в правление Екатерины II закрытых воспитательных заведений, количестве принятых в них воспитанников и количестве выпускников, а также данные о количестве родившихся и умерших в устроенном при Воспитательном доме госпитале в период с 1764 по 1796 год.

Переписка Екатерины II с современниками содержит информацию о каждом устроенном И.И. Бецким училище, с указанием подробностей о детском питании, болезнях, учебном процессе, в том числе о сдаче экзаменов26. Существенный вклад в изучение практической стороны воспитания «новых людей» вносят воспоминания самих воспитанников, ставших в свое время участниками социального эксперимента, или заметки их современников-очевидцев27.

Из сочинений западных теоретиков педагогической мысли используются те, которые оказали влияние на становление педагогических воззрений Екатерины II и И.И. Бецкого, в том числе, на идею создания «новой породы людей»28.

Количество охарактеризованных групп источников представляется достаточным для решения поставленных цели и задач диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социальная политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II состояла в создании сословного общества из всех групп населения, включая стоящих на самой низшей ступени социальной лестницы, и воспитании из них идеальных верноподданных – «новой породы людей».

2. На идеологическое обоснование идеи воспитания «новой породы людей» посредством учреждения и законодательного оформления сети закрытых сословных училищ оказали влияние православная традиция, просветительская и масонская западноевропейские концепции.

3. Разработанная И.И. Бецким социокультурная программа воспитания «новой породы людей» была направлена главным образом на развитие личности по западноевропейскому образцу, но осуществлялась в рамках существующего российского менталитета. В связи с этим можно говорить о сочетании личностного и традиционного типов «нового человека» в концепции воспитания И.И. Бецкого, где категория долженствования оставалась определяющей в сознании и поведении русского человека.

4. Проект закрытого воспитания второй половины XVIII века выходил далеко за рамки реализации чисто педагогических идей И.И. Бецкого и служил, прежде всего, политическим целям создания из молодого поколения прочной социальной опоры российского варианта «просвещенного абсолютизма» – «новой породы людей».

5. Не учитывая запросов общества в меняющихся условиях, политика по учреждению закрытых училищ вызывала непонимание, а в некоторых случаях сопротивление и, как следствие, не дала ожидаемых результатов от воспитания «новой породы людей». Вместе с тем при Екатерине II было положено начало сословному образованию закрытого типа и системе государственного призрения, получившим свое дальнейшее развитие в XIX–начале XX вв.



Научная новизна работы состоит в реализации первого обобщенного исследования, посвященного политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II по учреждению закрытых сословных училищ с целью создания из молодого поколения прочной социальной опоры, получившей официальное название «новой породы людей». В диссертации дается идеологическое обоснование идеи создания «новой породы людей» посредством закрытого воспитания и представлены этапы законодательного оформления сети закрытых сословных училищ. Возникновение идеи воспитания «новой породы людей» в закрытых училищах, их устройство и функционирование рассматриваются в связи с политическими, социальными и культурными процессами, происходившими в Российском государстве в правление Екатерины II.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его результатов при подготовке учебных лекционных и специальных курсов по истории русской культуры и истории российского «просвещенного абсолютизма» XVIII века. Фактический материал, представленный в диссертации, выводы и результаты исследования могут быть задействованы при написании специальных работ по Отечественной истории второй половины XVIII века.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в восьми научных публикациях, одна из которых вышла в журнале, рекомендованном ВАК, а также были представлены в качестве докладов на региональных и всероссийских научных конференциях с международным участием: «Вопросы истории, международных отношений и документоведения» (Томск, 2005, 2006, 2010), «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2006), «Документ как социокультурный феномен» (Томск, 2010), «Православные традиции и учительное служение. Материалы Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (Томск, 2010).

Структура диссертации выстроена в соответствии с поставленными в ней целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, в котором представлены условия приема детей в Воспитательные дома, привилегии данных учреждений, меры физического наказания детей в закрытых сословных училищах.

следующая страница >>