Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие - страница №1/3



На правах рукописи

ИВАНОВА Елена Игоревна

Социально-демографические поколения

современной России:

воспроизводство и взаимодействие

Специальность 22.00.04

«Социальная структура, социальные институты и процессы»


А В ТО Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Москва 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

на кафедре прикладной социологии социологического факультета


Научный консультант: Тощенко Жан Терентьевич

доктор философских наук, чл.-корр. РАН, профессор

декан социологического ф-та РГГУ
Официальные оппоненты: Жиромская Валентина Борисовна

доктор исторических наук, профессор, в.н.с.

Института российской истории РАН

Ильдарханова Флюра Амировна

доктор социологических наук, профессор,

директор НИЦ семьи и демографии АН РТ

Мукомель Владимир Изиявич

доктор социологических наук, зав. сектором

Института социологии РАН
Ведущая организация: Социологический центр Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Защита состоится 27 февраля 2013 г. в 15 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 206.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ

по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 386

Автореферат разослан «____» 2012 г.

Ученый секретарь

доктор социологических наук М.Б.Буланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

На современном этапе развития российского общества повышается интерес к феномену воспроизводства поколений, что связано с последствиями кардинальных экономических, политических и социальных изменений в общественной жизни в конце ХХ - начале ХХI вв. Происходящие в современной России изменения оказывали противоречивое влияние на различные стороны жизнедеятельности людей, что проявилось, с одной стороны, в возникновении качественно новых потенциальных возможностей для них как агентов общественных перемен, с другой стороны – в наличии ограничений для реализации этих возможностей, связанных с противоречивым характером социально-исторического процесса.

Осмысление демографических процессов в период кардинальных общественных перемен традиционно связывается с проблемой поколений, взаимоотношений «отцов и детей». Вместе с тем, мировоззрение людей формируется в современную им историческую эпоху, оно имеет свои особые черты, отличные от прежних, в которых находят отражение последствия важных социально-исторических событий. К таким событиям относятся различные преобразования общества, в том числе революционные, прерывающие социальное время исторической эпохи. Соответственно, и поколения, переживающие и участвующие в них, нарушают непрерывность традиционных процессов их воспроизводства. В то же время, особенности демографических процессов, присущих предшествующим поколениям, продолжают оказывать влияние на современное состояние общества, и тогда события одного времени соотносятся с событиями другого и измеряются через них. В этих условиях общественное сознание поколений формируется на определенном социально-историческом этапе, при этом сказываясь на характере и мировоззрении последующего поколения, что позволяет говорить о преемственности поколений, хотя и в различной степени.

Специфика современного социально-исторического этапа России характеризуется качественно новыми аспектами смены поколений. В активную жизнедеятельность вступили и вступают молодые люди, не заставшие в сознательном возрасте советской действительности и отличающиеся от поколений предшествовавшего периода, поведением, иными ценностями, образом жизни, взглядами на социальную реальность. Это нередко приводит к возникновению противоречий, антиномий, когда преобладающие в обществе мировоззрения, действия, одновременно сосуществуют и противостоят друг другу.

Наиболее наглядно данные противоречия проявились в демографических процессах, обусловивших затяжную депопуляцию в стране, последствия которой имеют беспрецедентный для мирного времени характер во взаимоотношениях между поколениями в различных сферах жизнедеятельности. Острота демографических проблем стала постоянно осознаваться и российским обществом, и государством, они глубоко проникли в жизнь людей, стали осмысливаться и в науке.

Даже беглый анализ смены поколений в Советском Союзе (России) показывает, что реальный процесс затруднительно, а порой невозможно рассматривать с традиционной демографической точки зрения. Основные вехи развития нашей страны в ХХ веке никак не вписываются в принятый классической демографией период смены поколений в 25-30 лет. История нам показывает, что после 1917 г. реально существовали поколения, которые сформировались под влиянием кардинальных экономических и социальных перемен. Население 1920-х годов существенно отличается от людей, живущих в 1930-е годы, также как поколение военных и первых послевоенных лет кардинально отличается от предшествующих и последующих поколений, которые в научной литературе называются по-разному: поколения «оттепели», периода развитого социализма, застоя, перестройки, постперестройки и нынешних перемен. А так как эти периоды не совпадают с традиционными четверть-вековыми градациями смены поколений, то перед исследователем возникает принципиально важный вопрос – как осмысливать открывающуюся с социально-исторических позиций демографическую реальность, учитывая ее российскую специфику? Осознавая необходимость новой постановки вопроса смены поколений, мы не отказываемся от накопленного в демографии знания, делаем попытку вместо традиционного понятия «демографическое поколение» ввести понятие «социально-демографическое поколение» и провести анализ, который бы позволил отобразить специфику реальной социально-исторической ситуации в Советском Союзе (России) и ее роль в воспроизводстве поколений.

Именно такой комплексный подход к исследованию поколений с выделением социальных и демографических сторон их жизнедеятельности, присущих им особенностей общественного сознания и определением характера их взаимного влияния на социально-исторических этапах развития России ХХ-ХХI веков представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения. Теоретическое значение исследования поколений в социально-исторической динамике состоит в том, что оно способствует новому осмыслению теорий и концепций воспроизводства и взаимодействия поколений. Практическое значение – в том, что позволяет определить возможности управленческого воздействия на социально-демографические процессы на современном этапе.
Состояние научной разработанности темы диссертации.

Теоретические подходы к анализу поколений начали активно разрабатываться в XIX веке1. В XX в. тема поколений получила развитие в трудах таких социологов как: Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955), П.А.Сорокин (1889-1968), К.Маннгейм (1893-1947), Ф.Мантре, М. Мид (1901-1978), Д. Мариас (1914-2005), С.Н. Айзенштадт и др. 2 Проблема поколений их привлекала в силу возможности соприкосновения с «фабрикой» социальных процессов (К.Маннгейм), объяснения особенностей взаимодействия индивидов, составляющих одно поколение, а также взаимодействия различных поколений. Феномен поколений в соответствии с социологической трактовкой рассматривался как генетический фактор социально-исторического развития.

В рамках демографического подхода к исследованию поколений разрабатывались количественные оценки воспроизводства поколений, демографы Р. Кучинский (1876-1947), Д. Лотка (1880-1949), Ю.А. Корчак-Чепурковский (1896-1967) обосновали и применили в своих исследованиях концепцию «условного» поколения»3. Роль социально-экономических процессов в изменении количественных и качественных параметров демографического развития на различных исторических этапах была отмечена А. Карр-Саундерсом (1866-1960) 4.

Появление и развитие когортного метода позволило проследить, как на разных этапах жизни людей, принадлежащих к одному реальному поколению, происходят изменения демографических процессов под влиянием длительно действующих социально-экономических факторов и перемен, носящих преходящий характер. Указанный метод успешно применялся в работах Г. Майра (1841-1925), В. Деррика, Н.Райдера, Д.Гласса (1911-1978), Э.Якоби, Р.Пресса, К.Уэлптона (1893-1964), А.Кэмпбелла, Ж.Легаре, А.Сови5, в которых демографическая постановка проблемы воспроизводства населения все чаще соединилась с социальной. Особенностям протекания демографических процессов в конкретных реальных поколениях в разное время уделяли внимание советские и российские исследователи: В.В.Паевский (1893-1934), А.П.Яхонтов, Я.С.Улицкий (1891-1956), Б.Ц. Урланис (1906-1981), А.Г. Волков (1931-2009), Е.Дарский (1930-2001), Р.И.Сифман (1900-1978), В.А.Белова (1933-1985), Е.М.Андреев, В.В. Бодрова, Г.А.Бондарская, С.В. Захаров, И.П.Ильина, В.В.Никитенко, М.С.Тольц и другие. 6

Анализ различий в демографическом поведении различных поколений предполагает выявление особенностей взаимосвязи воспроизводства населения и изменений в общественной жизни. Объяснительная схема указанной взаимосвязи присутствует в теории демографического перехода (ТДП), обосновывающей смену типов воспроизводства населения, механизм изменения демографических процессов на разных исторических этапах развития общества. ТДП в разное время и в различных интерпретациях была представлена в работах Л. Рабиновича, А.Ландри, У.Томпсона, К.Блэккера, Ф.Нотестейна, Г.Шубнеля, Д. Колдуэла, Д.Коулмена, А.Омрана, А.Г.Вишневского, Д. Ван Де Каа, М.Б.Татимова, В.Г.Семеновой 7 и др. ТДП рассматривает процесс воспроизводства населения в рамках функционирования демографической системы.8

Среди теоретических подходов к объяснению взаимосвязи демографических и социально-экономических процессов особое место занимает общая теория народонаселения, понимающая под народонаселением «воспроизводящуюся саморазвивающуюся совокупность людей, субъектов социальных связей»9, представленная в трудах Д.И. Валентея, А.Я. Кваши, А.А. Саградова, Н.В.Зверевой, В.М.Моисеенко10 и др.

Взаимосвязь между демографическими и социальными процессами устанавливается при изучении различных компонент и факторов воспроизводства населения. Оно проводится в работах А.И. Антонова, Л.Л.Рыбаковского, Н.М.Римашевской, В.М. Архангельского, В.А. Борисова, В.В.Елизарова, И.В. Веселковой, И.В.Журавлевой, Ж.А. Зайончковской, О.С.Захаровой, Ф.А.Ильдархановой, А.Е.Ивановой, В.М.Медкова, В.И.Мукомеля, Б.Б.Прохорова, С.В.Рязанцева, А.Б.Синельникова 11 и др. Исторически аспекты связи и зависимости между указанными процессами раскрываются в исследованиях Д.К.Шелестова, В.В.Минаева, С.И. Голотика, В.Б. Жиромской, И.Н. Киселева, Ю.А.Полякова12.

Анализ демографических процессов на разных этапах социально-исторического развития России в ХХ веке, особенностей рождаемости, брачности и смертности в отдельных реальных поколениях проводится в коллективных монографиях «СССР - демографический диагноз», «Демографическая модернизация России 1900-2000», в «Демографические перспективы России» (где учитываются также тенденции 2000-х гг.).13

Социологические подходы к исследованию воспроизводства поколений в России позволяют проследить влияние исторически обусловленных перемен в социальной, культурной и политической областях развития общества на различные сферы жизнедеятельности современников. Данные аспекты проблем поколений нашли отражение в работах Ю.А.Левады, В.М.Воронкова, Б.А. Грушина, М.Б.Глотова, Б.В. Дубина, И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, В.С. Магуна, В.В. Семеновой, Х.Титмы, М.О.Чудаковой, Т. Шанина, М.В. Энговатова, Ю.В. Яковца, И.Г. Яковенко и др.14

Среди современных исследований следует выделить также научные публикации по результатам мониторинговых социально-демографических опросов населения РМЭЗ ГУ ВШЭ и «РиДМиЖ» Независимого института социальной политики 15.

Проблемам взаимодействия поколений посвящены работы, содержащие анализ моделей общественных отношений, возникающих в различные исторические периоды. Для исследования социально-экономических аспектов взаимосвязи поколений в обществе наиболее часто используются методы моделирования «перекрывающихся» поколений (П.Самуэльсон, У.Артур, Д.МакНикол, А.Ауэрбах, Д.Стеклов, Р.Ли, В.Матвиенко16), основу которых составляет определение зависимости между общественными и частными межпоколеннами трансфертами в условиях сложившейся возрастной структуры. Проблема экономического неравенства различных поколений и последствий процесса старения населения в России была поставлена в работах С.И.Пирожкова, Г.Л.Сафаровой, Т.М.Малевой и др.17 Существует некоторый опыт исследований межпоколенных трансфертов, их направленности, объемов и структуры, на уровне семей (М.Б.Денисенко, Л.Н. Овчарова, Л.М.Прокофьева18).

Результаты отдельных исследований позволяют сделать вывод, что характер воспроизводства поколений и взаимодействия между ними в ХХ - ХХI вв. определяется комплексным сочетанием социальных, экономических и демографических факторов. Однако чаще в научных работах практически мало или совсем не обращают внимание на возможности подхода к трактовке поколения, основанного на выявлении зависимости его характеристик от особенностей переживаемого им социально-исторического этапа развития общества. Такой принципиально новый подход при изучении проблем воспроизводства и взаимодействия поколений предполагает применение интегративного подхода, позволяющего учесть различные специфические условия реального социально-исторического этапа. Это достигается при введении понятия «социально-демографическое поколение» и проведении анализа, который позволяет отобразить роль социального времени в воспроизводстве поколений в Советском Союзе (России).


Цель диссертационного исследования – выявить основные и специфические характеристики социально-демографических поколений России, активная жизнедеятельность которых протекала в различные социально-исторические периоды ХХ-XXI веков с присущими им критериями воспроизводства социальной структуры общества.
Задачи исследования:

  • осмыслить сложившиеся в современном научном знании теоретические подходы к изучению демографических процессов как взаимосвязи воспроизводства населения и изменений в социальной структуре и социальных процессах;

  • определить содержание основных компонент и специфические характеристики социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического процесса;

  • исследовать процесс воспроизводства социально-демографических поколений России в ХХ-ХХI вв. во взаимосвязи с изменениями экономической, политической, социальной и культурной реальности;

  • выявить социально-экономические особенности поведения поколений в обществе и в семье на современном этапе;

  • выяснить механизмы внутрисемейной поддержки в достижении взаимодействия между поколениями в современном российском обществе, предложить меры государственной социальной политики по поддержанию солидарности поколений в семье и обществе.


Объект исследования – социально-демографические поколения России ХХ и ХХI вв. как деятельностные субъекты социально-исторического развития российского общества.

Предмет исследования – функционирование и воспроизводство социально-демографических поколений России в ХХ-ХХI вв.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу исследования социально-демографических поколений в современной России составляет интегративный подход, позволяющий применить различные социологические и демографические теории и концепции и создать обобщенную объяснительную модель социально-демографической реальности. Роль обобщенных объяснительных моделей действительности определена в работах В.А.Ядова, П.Штомпки, Г.Гоффмана-Новотного, Р. Инглехарта, Д.В. Каа, Д. Коулмэна и других российских и зарубежных ученых.

Исследования социальных и демографических характеристик поколений проводится на основе конкретно-исторического подхода, позволяющего определить не только важные события, разделяющие эпохи, но и присущие им устойчивые структуры общественной жизни. Использование концепции longue durée (французская школа «Анналы»)19 в социально-историческом анализе поколений позволяет рассмотреть их в контексте социальной реальности, прерывистый характер которой определяет периодичность в социально-демографическом развитии поколений.


Эмпирическая база исследования. В работе использованы данные всеобщих переписей населения СССР и России за период 1920-2010 гг.; статистические данные Росстата (Госкомстата) за этот период; данные мониторингов социально-экономической и демографической ситуации в России; материалы Государственного архива за 1920-1956 гг.

Использованы материалы социологических исследований, выполненных автором и при его участии: 1) «Взаимодействие поколений в Российской семье и обществе: поиск социально-демографической политики нового типа»; 2000-2001 г., объем выборки 1749 человек; 2) «Пожилые люди в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты», 2001-2002 гг., объем выборки 840 человек. В диссертации проведен вторичный анализ данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) ГУ ВШЭ за 2001 и 2009 гг. (подробнее см. приложения к диссертации).


Научная новизна и основные положения исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Предложена авторская принципиально новая трактовка социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического развития общества. Введено в социологический контекст определение социально-демографического поколения как совокупности групп граждан, общественное сознание, структурные характеристики и качественные признаки которой формируются в условиях конкретного социально-исторического времени в результате ее деятельности в социальной, экономической, политической и духовной сферах общества, участии в демографическом воспроизводстве. Взаимодействие разных поколений зависит от субъективного восприятия переживаемого социального времени.

2. Выявлены основные показатели понятия «социально-демографическое поколение» с использованием методологического подхода, основанного на социологическом характере проблематизации воспроизводства поколений. Характеристики социально-демографического поколения как деятельного субъекта распределены по таким признакам, как участие в социально-экономической деятельности и в демографическом воспроизводстве. Участие в социально-экономической деятельности характеризуется на основе оценки его роли как производителя и потребителя благ, а также оценки уровня образования и благосостояния. Участие в демографическом воспроизводстве оценивается по изменению численности населения, обобщающему количественному показателю воспроизводства (нетто-коэффициент), по показателям, характеризующим особенности формирования семьи (брачность, рождаемость, размер семьи), здоровья (ожидаемая продолжительности жизни, возрастные параметры и причины смертности). Качественные аспекты воспроизводства поколений основываются на специфических чертах их общественного сознания, доминирующих убеждениях и ценностях. Особое значение имеет характер их преемственности: они либо передаются от поколения к поколению, либо в условиях социального кризиса создаются заново на основе новых идей, нового жизненного опыта.

3. Каждое социально-демографическое поколение имеет свое социальное время, исторически определенные условия формирования и активной жизнедеятельности. Социальное время как феномен, обладающий количественными и качественными свойствами, исследуется с двух сторон: изучаются события и ситуации, а также жизнедеятельность людей. Они взяты за основу периодизации социального времени ХХ-ХХI веков, отражают объективную социальную реальность каждого периода. При таком подходе количественные оценки замещения поколений можно представить во взаимосвязи с характером смены пережитых событий, а особенностям социальной реальности придать качественные характеристики соответствующих ей поколений. Прерывистый характер развития социальной реальности, а не только событий, определяют свойства периодичности в динамике социальных индикаторов поколений. Дискретность социально-исторического развития России в ХХ веке нарушала привычные для каждого времени условия, приводила к существенным структурным изменениям общества и жизни поколений.

4. Исследование социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического процесса включает в себя несколько последовательных этапов анализа в рамках дихотомий: количественное-качественное, объективное-субъективное, общественное сознание-индивидуальное сознание. Соотношение количественных и качественных индикаторов поколения зависит от объективной социальной реальности. Анализ субъективных особенностей жизнедеятельности поколения основан на выявлении характеристик его поведения, ценностных ориентаций, мировоззрения, что смещает акцент исследования на дихотомию общественного и индивидуального сознания.

5. Объективная структура и особенности функционирования поколений как «реальности первого порядка» наблюдаются и измеряются в процессе их смены и воспроизводства на разных социально-исторических этапах. Поколение как социально-исторический феномен динамично, оно организует свою жизнедеятельность на каждом этапе на основе субъективных стратегий поведения, как «реальность второго порядка», что подтверждается подвижностью его характеристик во времени.

6. Компоненты воспроизводства поколений России ХХ-ХХI вв. представлены в их комплексном единстве. Показана тесная связь тенденций изменений социально-экономических характеристик, показателей здоровья, особенностей формирования семьи каждого поколения с переживаемым макросоциальным временем, со спецификой общественного сознания.

7. Определено влияние дискретного характера смены социально-экономического уклада общества в 90-е годы ХХ века на кардинальные изменения социальных и демографических структур в России. Исследование социального времени в 2000-е гг. проведено с применением динамичной совокупности социальных показателей с учетом их региональной специфики. Показана их взаимосвязь с демографическими компонентами воспроизводства поколения.

8. На фоне потери социальной ориентации, неуверенности в будущем, кризиса прежней системы ценностей происходит снижение жизненного потенциала поколения ХХI в. На основе оценок изменений среднего возраста смерти от основных причин и их соотношения в структуре смертности проанализированы элементы преждевременной смертности мужчин. Показано, что существенные территориальные различия в ее уровне усугубляют проблему гендерно-структурной неоднородности процесса, придают ей характер региональной стратификации. Анализ факторов преждевременной смертности доказывает связь социальных и демографических компонент воспроизводства поколения.

9. Исследована эволюция модели брака и семьи поколений 20-х годов ХХ - ХХI вв. Изменения в системе жизненных ценностей поколений ХХI в. ставят стремление к индивидуальной свободе и экономическую независимость выше семейных обязательств. Рост популярности незарегистрированных браков, увеличение среднего возраста вступления в первый брак, рост внебрачной рождаемости и числа неполных семей, массовый характер разводимости дают основания констатировать снижение значимости традиционной установки на ценность семьи и рост приоритетности внесемейных ценностей (образование, доходы, карьера).

10. Для социальных преобразований в России с 90-х гг. ХХ в. характерны опережающие темпы слома ключевых структур общества по сравнению с созданием новых. В результате резко изменилось поведение людей. Противоречия между поколениями в период прерывистого характера развития современного общества приобрели форму ценностных, экономических, политических антиномий, они накладываются и взаимно стимулируют друг друга. Изменения в демографических структурах поколений (вследствие длительной депопуляции, ухудшения здоровья, снижения рождаемости и регистрируемой брачности) способны их усилить, поскольку порождают конфликты «степени».20

11. Уточнена роль старения населения как качественного изменения в демографической структуре современного общества, создающего условия для возникновения конфликтов «степени» и воздействующего на особенности функционирования социальных институтов, на механизмы воспроизводства социальных отношений. В реальности его следствие проявляется в особенностях взаимодействия поколений, которое реализуется на основе сочетания солидарности и противостояния между различными социально-демографическими когортами.

12. Определено значение межпоколенных трансфертов, осуществляемых на уровне государства и семьи, как важного механизма решения обеспечения пожилых людей. Особое внимание уделено изучению состояния межпоколенной поддержки на уровне семей, рассматриваемой не только в качестве важного ресурса обеспечения пожилых, но и как средство достижения солидарности поколений в широком смысле за счет формирования особых социальных сетей. На уровне общества исследуется семейно-адресная направленность организации пенсионной системы. Адресные меры предлагают механизм обеспечения симметричных по своей роли в обеспечении жизнедеятельности потоков благ от старших поколений к младшим и от младших поколений к старшим, опирается на семью как на естественного организатора межпоколенного взаимодействия.

13. Взаимодействие между современными поколениями отражает их интересы на уровнях семьи и общества. На уровне семьи оно проявляется в форме межпоколенной поддержки и имеет большое значение для пожилых представителей поколения. На уровне общества оно зависит от действующих механизмов социального обеспечения. Указанные механизмы в период социально-экономических и политических преобразований российского общества, усиления дискретности его временных связей, находились в «догоняющем» реформы состоянии, налаживались методом «проб и ошибок». Поэтому семейные межпоколенные трансферты в данный период играли более важную роль в обеспечении солидарности поколений. Их роль велика и в настоящее время, они представляют собой овеществленную форму общественного сознания, развитие которой содействует интеграции общества. Вместе с тем, задачи консолидации общества в рамках дихотомии семейные-государственные трансферты, состоят в преимущественном развитии последних, поскольку их приоритетность и определяет сущность социального государства.



Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования основных ее положений и выводов в дальнейшей разработке теоретических, методологических и прикладных аспектах отечественной социологии и других общественных дисциплин. Основные положения диссертационного исследования содержат новый аспект социологического изучения социально-демографических поколений, предлагают подходы для проведения дальнейших исследований их воспроизводства и взаимодействия в обществе. Предложенный автором взгляд на социально-демографические поколения как на деятельные субъекты социально-исторического процесса обосновывает необходимость разработки комплексной стратегии социальной политики, учитывающей национальную специфику взаимодействия поколений в семье как перспективное направление ее совершенствования.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации за период 2005-2012 гг. прошли апробацию на всероссийских и международных конференциях. Среди них: 1) Пятая Международная конференция «Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации» (РГГУ, апрель 2005); 2) Российское экономическое собрание «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России» (МГУ им. М.В.Ломоносова, октябрь 2007г.); 3) III Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения. Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» (МГУ им. М.В. Ломоносова, декабрь 2007 г.); 4) Четвертая Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» - (Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, декабрь 2008 г.); 5) Девятая Международная конференция Европейской социологической ассоциации «Европейское общество или европейские общества?» (Лиссабон, Португалия, сентябрь 2009 г.); 6) Третья Международная конференция «Социология инноватики: человек в инновационном мире» (РГИИС, ИНИОН, ноябрь 2009 г.); 7) Четвертая Международная конференция «Социология инноватики: социальные и культурные условия модернизации» (РГАИС, ИНИОН, ноябрь 2011 г.); 8) Четвертые Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, ноябрь 2011); 9) Четвертый Всероссийский социологический конгресс (Москва, февраль 2012г.)

Теоретические аспекты диссертационного исследования были использованы при выполнении научно-исследовательских проектов под руководством и с участием автора: 1) «Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России» (руководитель проекта, МОНФ – Московский общественный научный фонд, РГНФ) - 1998-1999 гг.; 2) «Взаимодействие поколений в России в семье и обществе: поиск социально-демографической политики нового типа» (ответственный исполнитель, МОНФ, НИСП - Независимый институт социальной политики) - 2000-2001 гг.; 3) «Пожилые люди в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты» (руководитель проекта, НИСП) - 2001-2002 гг.; 4) «Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство» (руководитель проекта) – 2005 г.; 5) «Совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в России» (участник проекта, Всемирный банк в сотрудничестве с Министерством труда и социального развития РФ, Госкомстатом России) - 2005 г.; 6) «Юное родительство: отношение социального государства» (участник проекта, OECD, Policy Press) - 2005-2006 гг.; 7) «Междисциплинарный подход в демографических исследованиях» (индивидуальный исследовательский проект, Erasmus Mundus ECW) – 2009-2010 гг.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в разработанном автором лекционном курсе «Демография» (РГГУ, Москва), «Современная демографическая история России» (Центральный Европейский Университет, Будапешт).

Содержание работы отражено в научных публикациях автора, общий объем которых составляет более 50 п.л.
Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, четырех разделов, включающих семнадцать глав, заключения, списка литературы и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, раскрывается степень разработанности поставленной проблемы, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, теоретико-методологическая основа, эмпирическая база, содержится характеристика научной новизны, представлена научная и практическая значимость.



Первый раздел «Теоретические основы исследования взаимодействия социального и демографического развития общества» состоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы исследования социально-демографического развития общества» представлен анализ эволюции представлений о взаимосвязи социальных и демографических процессов на различных этапах развития общества, сыгравших большую роль в разработке теории народонаселения.

Объяснительные схемы указанной взаимосвязи заключали в себе ответ на вопрос: определяется ли демографическое поведение людей обществом, едиными нормами, ценностями, или поведение – продукт индивидуальных решений, и сумма их реализации в виде отдельных показателей дает итоговые тенденции демографических процессов? Ответы базировались, прежде всего, на теоретических подходах ведущих социологов.

Важнейшее влияние на теоретические интерпретации социально-демографического развития общества оказали идеи О. Конта, который рассматривал процессы воспроизводства населения как элементы смены поколений, придавал им эволюционный характер. Во второй половине XIX в. – начале ХХ в. большая роль принадлежала идеям социального дарвинизма, содержащимся в работах его представителей Г. Спенсера, У. Самнера, Г. Тарда, А. Смолла и других социологов.

Осмысление проблем взаимосвязи социальных и демографических процессов представлено в трудах классиков зарубежной социологии А. Кетле, Г. Тарда, Р. Майо-Смита, Э.Дюркгейма, М.Вебера, и российской социологии - Н.К. Михайловского, С.Н. Южакова, П.А.Сорокина. Углубленное изучение демографического поведения населения способствовало осознанию взаимосвязи объективной и субъективной реальности, определению роли общественных и индивидуальных норм поведения в формировании тенденций демографического развития.

Взаимосвязь объективных и субъективных аспектов воспроизводства населения на разных исторических этапах развития общества наиболее полное отражение нашло в теории демографического перехода (ТДП). Основной тезис этой теории состоит в том, что этапы перехода, различающиеся по количественным и качественным показателям демографическим явлений, едины для всех стран мира, но проходят они их в разные периоды времени.

В главе отмечается значение системного подхода Т. Парсонса к объяснению механизма социального действия, основанного на единстве субъекта действия (индивида), определенной ситуации и ценностно-нормативных установок как условий действия.



Теоретическими истоками изучения взаимообусловленности социального и демографического развития явилось разделение социальных фактов на характеристики процессов и поведения, обоснование особенностей взаимодействия общества и личности. Постепенно в дихотомии объективное-субъективное в демографических процессах исследовательские акценты на исследовании субъективности стали все чаще использоваться для объяснения происходящих изменений.

Во второй главе «Эволюция трактовок понятия «поколение» в научной мысли» проводится осмысление понятия «поколение». Оно позволяет отразить процесс воспроизводства населения как субъекта социальных и демографических процессов, дает возможность провести углубленное исследование природы и сущности структур населения и закономерностей их изменения. Каждое поколение как итог социального, экономического и демографического поведения людей приобретает характер сложного переплетения разных сторон социальной действительности.

В первом параграфе анализируется опыт количественного и качественного анализа поколений, начиная с позитивистской трактовки О.Конта, идеи которого содержали попытку объяснения природы и темпов прогресса, предположение о наличии их связи с переменами в преемственности поколений и средней продолжительностью жизни. Анализируется также вклад Л.А.Кетле, А.Коста, А.Дюмона, Р.Пирла в развитие идей воспроизводства поколений. Показано значение теоретического подхода К.Мангейма, доказавшего, что исследование воспроизводства поколений не ограничиваются только установлением их «ритма», что необходимо исследование "фабрики социальных процессов", специфического взаимодействия индивидов, составляющих одно поколение, а также особенностей взаимодействия различных поколений. Феномен поколений представляет собой один из основных генетических факторов динамики исторического развития21, и правильно понять природу развития можно, применив комплексный подход к исследованию феномена поколений. Данная точка зрения получила развитие в исследованиях Х.Ортеги-и-Гассета, связавшего хронологическую динамику поколений с качественными переменами в обществе для обоснования объективных закономерностей общественного развития.

Во втором параграфе рассматриваются современные подходы к исследованию поколений как субъектов социально-исторического процесса. Понятие «поколение» в них используется в зависимости от специфики поставленной исследовательской проблемы, но основу определения понятия составляет подход, позволяющий разграничить поколения демографические; поколения, образующие ступень в происхождении от общего предка; историко-культурные поколения 22. В контексте историко-культурного подхода поколение изучается в органическом единстве с исторической эпохой, которая как «нейтральный нерв» формирует историческую память поколений и определяет сущность их смены, отражающей «диахронический аспект социального бытия» 23. Поколения — это большие социокультурные когорты, внутренний мир которых сформирован одними и теми же историческими событиями, ритмы индивидуальной жизни которых совпали с ритмами социально-исторической реальности24.

Демографический подход к оценке поколений основан на изучении количественных и качественных параметров воспроизводства населения. Особенности оценок заключаются в использовании конкретных методов анализа, разделении поколений на реальные или условные. Условные демографические поколения представляют собой возрастные структуры населения на определенном отрезке времени. По семейному признаку поколения разделяются в зависимости от родственного положения людей по отношению к их предкам и потомкам.

Интеграция отмеченных подходов расширяет возможности анализа социальных и демографических структур поколений и их динамики.

При рассмотрении поколений как агентов происходящих в обществе процессов и изменений отмечается значение «деятельностного» подхода (он развивается с 50-х годов ХХ века в работах Дж. Александера, М.Арчер, П.Бурдье, Э.Гидденса, Д. Ритцера, П.Штомпки и др.), который смещает объяснительные модели закономерностей развития общества к принципам социально-исторического процесса, не имеющего жестко заданного вектора. Решающую роль в направлении развития общества, изменения его количественных и качественных параметров играют деятельные социальные субъекты, массы обычных граждан25. Соответственно, в поколении выделяются виды его деятельности по социальным, экономическим, демографическим, политическим признакам.

Изучение взаимодействия поколений подразумевает выявление особенностей взаимосвязи между ними в обществе и семье. На данном уровне анализа следует выделить социальные отношения, развивающиеся в ходе реализации определенных моделей социального поведения в семье между различными семейными поколениями и в обществе между различными социально-экономическими поколениями.

Теоретические и эмпирические исследования поколений создали основу для принципиально нового подхода к объяснению специфики социально-демографических поколений, учитывающий междисциплинарный характер проблематизации их воспроизводства. В параграфе дается определение понятия «социально-демографическое поколение». Социально-демографическое поколение - это совокупность групп граждан, общественное сознание, структурные характеристики и качественные признаки которой формируются в условиях конкретного социально-исторического времени в результате ее деятельности в социальной, экономической, политической и духовной сферах общества, участии в демографическом воспроизводстве. Взаимодействие разных поколений основано на субъективном восприятии переживаемого социального времени.

Второй раздел «Основные характеристики и особенности социально-демографических поколений России 1917 - 1991 гг.» состоит из семи глав.

В первой главе обосновываются методологические основания анализа поколений. В первом параграфе анализируется органичная взаимосвязь понятий «социальное время» и «поколение». Свойства социального времени формируют качество деятельности людей. Отношение самих людей ко времени проявляется в активном и осмысленном отношении их к реальности, что выступает регулятором их поведения. Для адекватного отражения социального времени исследуются две стороны социально-исторического процесса: события и ситуации, а также жизнедеятельность людей в рамках данного периода. Соотнесение названных сторон в рамках конкретного социально-исторического периода составляет основу для определения взаимной роли событий и акторов в воспроизводстве социально-демографических поколений.

Теоретические подходы к изучению социального времени (представленные в трудах К.Маркса, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, П. Бурдье) позволяют рассматривать социальное время как количественную, так и качественную категорию, возникающую из общих для социальных групп верований, а различие между временами как различия между микросоциальными и макросоциальными временами, в результате взаимодействия которых само общество предстает как сочетание конфликтующих друг с другом времён. Развитие идей классиков социологии позволяет определить время как организатора человеческой деятельности, основной механизм, с помощью которого социальные акты, организации, институты и социальные структуры существуют и действуют 26.

Поколение, в свою очередь, может быть рассмотрено как агент, осуществляющий превращение социальных времён. В поколении социальное время предстает в трех измерениях: прошлого, настоящего и будущего, «через изменения будущее вторгается в жизнь всего общества и каждого отдельного человека» 27. В концепции Э.Тоффлера изменение всегда относительно, оценить темпы изменений в данный период, в данной социальной реальности можно лишь при сопоставлении их с другой реальностью, другим периодом.

Учитывая многомерность социального времени, его характеристика включает оценки всех поддающихся измерению социальных структур и сторон жизнедеятельности людей. Процесс воспроизводства поколений осуществляется через деятельность института семьи, социальных организаций, отвечающих за социализацию людей на разных временных отрезках их жизни. При переходе от одного социального времени к другому меняется социальная форма процесса воспроизводства поколений. Социальные институты также изменяются, утрачивают или приобретают новое значение.

Каждое социально-демографическое поколение имеет свое социальное время, исторически определенные условия формирования и активной жизнедеятельности. Дискретность социально-исторического развития России в ХХ веке нарушала привычные для каждого времени условия, приводила к существенным структурным изменениям общества и в жизни поколений. В периоды революций, войн, крупных социальных потрясений, происходили изменения в ритме воспроизводства поколений: возрастала смертность, сокращались брачность и рождаемость, увеличивался разрыв ценностных ориентаций сменяющих друг друга поколений.

Применение конкретно-исторического подхода в исследованиях социальных и демографических характеристик поколений ставит вопрос об объекте периодизации исторических эпох. Прерывистый характер развития социальной реальности, а не только событий, определяют свойства периодичности в динамике социальных индикаторов поколений.

С различными этапами связана роль характерного для них правящего слоя, определяющего развитие общества. Элитарный подход к периодизации поколений основан на каталогизации событий. Подход с позиций массовых слоев позволяет провести границы социального времени, основанные на интерпретации событий, изменяющих социальную реальность.

Периодизация социальной реальности, получившая отражение в современных демографических исследованиях, основана на оценке показателей, локализованных во времени условных или реальных поколений. Например, Д.К.Шелестов и В.В.Минаев выделяют семь этапов демографического развития России 28. Социальные этапы, отражающие общность действий и идей между людьми, представлены в социологических исследованиях поколений при анализе «поколенческих рядов»29, ценностей и символического мира поколений 30. За основу периодизации социального времени ХХ-ХХI веков в диссертационном исследовании взяты события, отражающие объективную социальную реальность каждого периода, а также особенности жизнедеятельности людей. При таком подходе количественные оценки замещения поколений можно представить во взаимосвязи с характером смены пережитых событий, а особенностям социальной реальности придать качественные характеристики соответствующих им поколений.

На основе характеристики социального времени, отражающей объективную социальную реальность исторических этапов развития России в ХХ-ХХI вв. (после Октября 1917 г.) выделено восемь значимых этапов «массовой жизни» современников, каждому из которых присуще символическое содержание реальности. В соответствии с данным подходом весь исторический период после революции 1917 г. разделен на восемь символических отрезков социального времени: 1917-1928 гг. – «Первая мировая и Гражданская войны, реализация идей советского эксперимента», 1929-1938 гг. – «формирование государственного тоталитаризма», 1939-1953 гг. – «историческое испытание советского государства и народа в условиях Второй мировой и Великой Отечественной войн и их последствий, тоталитаризм»; 1953-1964 гг. – «опыт первой демократизации общества, оттепель»; 1964-1985 гг. – «развитой социализм, социально-экономическая и политическая стагнация», 1985-1991 гг. – «опыт второй демократизации общества, социально-экономическая перестройка», 1992-1999 гг. – «политическое переустройство, смена идеологий», 2000-е гг. – «на пути к модернизации и консолидации общества».

Во втором параграфе первой главы диссертации обосновываются показатели, применяемые для анализа социально-демографических поколений. Поколение обладает определенными социально обусловленными структурными характеристиками, представляет совокупности людей, объединенные по гендерным, возрастным, а также качественным признакам, располагающимися в определенном временном интервале. Свойства динамичности поколений отражаются в подвижности показателей жизнедеятельности людей во времени. Под влиянием возрастающего требования к качеству населения по мере развития общества каждое последующее поколение продвигается дальше предшествующего по своим характеристикам. Поэтому социальные качества поколений являются объектом их преемственности и смены (П.А. Сорокин, П.Бурдье). Их воспроизводство происходит в ходе совместной деятельности людей и через результат деятельности, и труд в его живой и овеществленной формах выступает главным связующим звеном между поколениями 31.

Характеристики социально-демографического поколения как деятельного субъекта распределены по таким признакам, как участие в социально-экономической, политической деятельности32 и в демографическом воспроизводстве. Участие в социально-экономической деятельности характеризуется на основе оценки его роли как производителя и потребителя благ, а также оценки его социальных качеств: уровня образования и благосостояния. Участие в демографическом воспроизводстве оценивается по изменению численности населения, обобщающему количественному показателю воспроизводства (нетто-коэффициент), по показателям, характеризующим особенности брака и формирования семьи (брачность, рождаемость, размер семьи), здоровья (ожидаемая продолжительности жизни, возрастные параметры и причины смертности).

Отмеченные признаки взаимодействуют и дополняют друг друга. Анализ их особенностей в условиях определенного исторического этапа развития общества, как правило, проводится для условных поколений и позволяет оценить наличие переломных точек в отдельные периоды. Так, динамика общих демографических показателей обусловлена различиями в качестве поколений, переживающих одинаковый исторический период, наступление переломных моментов в социально-экономических процессах. В данном аспекте население исследуется как «реальность первого порядка».

Качественные аспекты воспроизводства поколений основываются на специфических чертах их общественного сознания, доминирующих убеждениях и ценностях. Особое значение имеет характер их преемственности: они либо передаются от поколения к поколению, либо в условиях нравственного кризиса создаются заново на основе новых идей, нового жизненного опыта. С этой точки зрения поколению как деятельному субъекту присущи признаки субъекта общественного сознания в определенных социально-исторических эпохах. В диссертации сознание характеризуется на основе оценок мировоззрения, доминирующих ценностей, особенностей критического осмысления реальности и его практическом проявлении, наличии общих целей.

Социальные и демографические аспекты воспроизводства поколений как ключевые элементы воспроизводства социальной структуры общества служат инструментом для оценки стратификации, дифференциации в распределении «жизненных возможностей» (П.А.Сорокин) поколений.

В рамках интегративного подхода к изучению социально-демографических поколений необходима оценка форм гражданского общества, а также влияния процессов глобализации на их характеристики.



Вторая - шестая главы последовательно раскрывают особенности социально-демографических поколений ХХ века. Для каждого социального времени проводится комплексное исследование поколений с выделением социальных и демографических сторон их жизнедеятельности, присущих им особенностей общественного сознания.

Вторая глава. Период войн и социальных катаклизмов, кардинальных социальных экспериментов исторической эпохи 1917-1928 гг. привели к глубинным изменениям в обществе. Социальное время вместило в себя интеллектуальные поиски реальных путей ускоренной модернизации российской экономики и практическую реализацию победивших идей. Развитие общества происходило под влиянием экспериментов, и в короткий десятилетний период испытало диктатуру военного коммунизма, экономическую свободу нэпа, мобилизационный характер реализации плана ГОЭЛРО. Новое поколение формировалось в условиях кардинальных сломов социально-экономического устройства и культуры. Мыслители эпохи оценивали критически революционный дух изменений, поскольку он ломал свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчинял ее политическим целям 33. Достижения культуры оказались на практике «загнанными» до потребностей диктатуры пролетариата: «Мозг, голову поставили вниз, а ноги вверх», что составляло «умственную силу нации, то обесценено», а что являлось «грубой силой» выдвинуто на первый план.34

Процесс духовного обновления, освобождения от устаревших стереотипов сознания означал формирование «нового человека», нового поколения, ценности которого определялись его активной включенностью в решение задач восстановления народного хозяйства, в борьбу за торжество идеалов социализма. Идеология преобразований основывалась на развитии у нового поколения коллективистского сознания и борьбе с проявлениями индивидуализма. В 1920-е гг. разрушались ценности, составлявшие основу крестьянской культуры.

Реализация программы культурной революции способствовала росту грамотности поколения, доступности образования, развитию науки.35 Вместе с тем, уровень жизни людей в 1920-е гг. был значительно ниже по сравнению с дореволюционным периодом. Размер реальной заработной платы рабочих приблизился к уровню 1913 г. только в 1926 г.

Количественные параметры поколения определялись последствиями Первой мировой и Гражданской войн, дискретным характером смены социально-экономического уклада и политического строя, вызвавших кризис здоровья. В мирные годы развитие здравоохранения, рост ассигнований из государственного бюджета (в 1924/25 г. они превысили в 4 раза довоенные размеры), увеличение численности медицинского персонала (за 1921-1925 гг. по РСФСР она удвоилась)36 способствовали сокращению заболеваемости и смертности населения, росту значений ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). С 1923 по 1928 гг. существенно снизилась смертность от экзогенных заболеваний, что позволило преодолеть первый этап эпидемиологического перехода.37

Изменения в сфере брака и семьи явились следствием секуляризации, распространения революционного нигилизма. Подрывались строгие семейные ценности, побеждала свобода в определении формы брачного союза: в браке и сексуальных отношениях совершалась «величайшая в истории человечества революция», основанная на идеологии пролетариата 38, затронувшая брачно-репродуктивное поведение поколения. В 1920-е гг. вследствие изменений в брачном законодательстве отмечалось увеличение браков в средних и старших возрастных группах, средний возраст вступления в первый брак имел тенденцию к повышению.

Существенное падение рождаемости в период 1915-1920 гг. было, прежде всего, реакцией на нарушение обычных условий жизни. По мере возвращения страны к мирной жизни восстанавливался прежний уровень процесса, и к 1925 г. рождаемость вернулась к довоенному значению (45,0%о). Однако рост был непродолжительным, и в следующем поколении произошло дальнейшее снижение рождаемости.



Третья глава. Социальное время 1929-1938 гг. характеризуется как уникальный в мировой истории опыт построения социализма в отдельно взятой стране. Ключевые события этого периода определялись грандиозными планами по модернизации экономики, которым была подчинена стратегия по реализации первых пятилетних планов. Социальное время было беспрецедентно по противоречивости целей и результатов индустриализации страны, а также средств для их достижения.

Высокие темпы промышленного развития вызвали кардинальные изменения в социальной структуре. За 1926-39 гг. в 3 раза возросла численность рабочего класса, доля крестьян-собственников («единоличников») в общем составе населения сократилась с 75 % в 1928 г. до 5,5 % в 1937 г. В этот период отмечалось усиление давления на крестьянство и интеллигенцию, как идейных оппонентов общества «государственного социализма». Проводилась политика по обновлению качественного состава «проблемных» структур общества, высшее образование становилось доступным, прежде всего, рабочим и крестьянам, формировался слой советских специалистов, численность которого к концу 2-й пятилетки достигла 9 млн. человек. Во всей стране было введено обязательное начальное образование.

Цели индустриализации достигались за счет таких методов преобразований, как штурмовщина, репрессии, основанных на авторитаризме. Последствия реформирования экономики были тягчайшими, и социальная реальность приобретала все более катастрофический характер. Объявив в Конституции 1936 г., что социализм в основном построен, номенклатура отказалась от многих «перегибов» в переустройстве общества, декларировала различные личные и гражданские права (на труд, отдых, образование, обеспечение в старости и в случае болезни и потери трудоспособности). Однако «триумф демократии» в реальности уживался с массовыми репрессиями, социальные гарантии не распространялись на большую часть сельского населения, на представителей многих наций и национальных меньшинств.

Общественное сознание поколения характеризовалось идеологической направленностью, это было поколение строителей социализма, с типом трудового сознания, свойственным эпохе индустриализма, формировалось массовое общество с доминированием энтузиазма, жертвенности. В годы первых пятилеток труд представал как образ жизни. Самоотверженный, ненормированный, затратный труд, часто не имевший эквивалентного вознаграждения («стахановцы»), основанный на энтузиазме и вере в будущую победу коммунизма, был смыслом жизни людей. В 1930-е гг. в общественном сознании возобладали патриотические моральные устои.

Демографические последствия первых двух пятилеток, массовый голод 1932-1933 гг. усугубили влияние войн первой четверти века, привели к демографическому кризису, сокращению ОПЖ и нарушению соотношения полов в старших возрастных группах. В 1937 г. гендерные диспропорции наблюдались с 40-45 лет, тогда как в 1926 г. - только в более старших возрастах (после 55 лет) 39. Вынужденная миграция из деревень в города, скопление большого числа людей на стройках в годы первых пятилеток, отсутствие необходимых бытовых условий привели к усилению влияния экзогенных причин на уровень смертности и заболеваемости населения. Тем не менее, на уровне всей страны к концу 1930-х гг. произошли значительные изменения в структуре причин смертей: снизилась смертность от инфекционных заболеваний благодаря вакцинации широких масс населения. В целом, этап эпидемиологического перехода, в течение которого наблюдалась высокая смертность от экзогенных заболеваний и голода, продлился в России до конца 1940-х годов.

Распространение городского образа жизни в результате ускоренной урбанизации (за период 1926-1939 гг. доля городского населения увеличилась с 18% до 33%), изменение положения женщины в семье и обществе, широкое вовлечение ее в общественное производство изменили образ жизни поколения, стали основными факторами трансформации брачного и репродуктивного поведения, ускорили снижение рождаемости. Рождаемость (КСР) за период 1926-1939 гг. снизилась на 36%. Развитие новой модели поведения происходило под влиянием новых идеалов свободы, равноправия. В результате, распространенность разводов приобрела взрывной характер, возросло число беспризорных и бездомных детей.

Во второй половине тридцатых годов брачно-семейные отношения получили принципиально новое идеологическое истолкование. Свобода выбора формы брачных отношений была снята и заменена проблемой семейного долга. То, что считалось правильным в 20-е годы и в начале 30-х годов, резко критиковалось. Новая политика властей в области брачно-семейных отношений была закреплена в постановлении 1936 г. Однако она не повлияла на тенденцию к снижению рождаемости.

Четвертая глава. Социальное время 1939-1953 гг. - время проявления высокого самоотверженного патриотизма советских людей, трудовых подвигов и героизма на фронтах Второй мировой и Великой Отечественной войн. Накануне войны индустриальная мощь страны укрепилась. Итоги коллективизации в масштабах народного хозяйства были уникальны, несмотря на ее драматизм, они обеспечили успех индустриализации.40 Значение достижений в наращивании народнохозяйственного потенциала для Победы над фашизмом отмечались в оценках международной общественности. Трагедия народов, оккупированных Гитлером, показала, что одной доблести было недостаточно.

Социальное время предвоенного, военного и послевоенного периодов отличалось особой напряженностью, в условиях милитаризации труда были задействованы все механизмы, направленные на выполнение плана. Большую роль сыграл массовый энтузиазм людей, различные формы соревнования за выполнение и перевыполнение производственных заданий. После окончания Второй мировой войны СССР как победитель стал бесспорной великой державой. Страна решала новую задачу, восстановления огромных потерь в народном хозяйстве.

Война затронула глубинные пласты общественного сознания. В чрезвычайных условиях качественно изменилось взаимодействие власти и общества, обострились ценности справедливости, гражданского долга и патриотизма, переосмысливалось понятие национального единения. Военное поколение ожидало торжества справедливости после Победы, широких преобразований в обществе. Однако реальность показала несоответствие между окрепшим гражданским чувством и сохранявшейся зависимостью рядового человека перед репрессивным механизмом государства, усилением режима тоталитаризма. В целом, общественные интересы людей отождествлялись с личными, поскольку вся их жизнь, в том числе и частная, была подчинена идеям национального единения: в предвоенные годы при создании оборонной промышленности, в борьбе с фашизмом, при восстановлении народного хозяйства.

Политика в сфере образования в 1939-1953 гг. не была однозначной. В городах к 1939 г. был завершен переход на семилетнее образование, но было введено платное дальнейшее образование, что вызвало ограничения в его доступности (в 1940 г. число выпускников 8-10 классов и вузов сократилось в два раза). После войны начался переход к всеобщему обязательному среднему образованию, сначала семилетнее (с 1949 г.), а с 1952 г. – на восьмилетнее среднее образование. К середине 1950-х гг. полную среднюю школу закончили 40 % детей.

Массовые потери населения в Великой Отечественной и советско-финской войнах, в ГУЛАГе, в годы послевоенной разрухи и голода 1947 г. привели к социально-демографическому кризису. Он приобрел невиданные масштабы и оказал катастрофическое влияние на количественные параметры поколения. 41 Последствия проявились в нарушении демографических структур и в невосполнимом изменении качества населения (П.А.Сорокин отмечал, что «война славно работает», унося лучших представителей нации). В послевоенном поколении резко уменьшилась численность мужчин.

В годы войны гражданский подвиг медицинских работников, научные открытия способствовали сокращению летальных исходов от ранений и от ряда заболеваний. После войны достижения медицины ускорили завершение первого этапа эпидемиологического перехода 42: к 1950 г. ОПЖ у мужчин составила 53,4 года, у женщин – 60,9 лет, показатели общей смертности по сравнению с 1940 г. снизились в 2 раза. Однако влияние пережитой войны на состояние здоровья населения оставалось значительным, что показывают оценки смертности в реальных поколениях при прохождении их через определенные возрастные группы.43 Второй этап эпидемиологического перехода протекал более быстрыми темпами, он длился около 10 лет и завершился к концу 50-х годов.

Особенности брака и семьи определялись последствиями нарушения равновесия полов и откладывания регистрации браков, политики в области бракоразводных отношений (юридическое признание брака определялось только официальной регистрацией). Постепенное выравнивание соотношения полов в молодых возрастах, а также снижение возраста вступления в брак обусловили повышение уровня брачности к началу 1950-х гг. (он оставался высоким вплоть до начала 60-х годов).

Вторая мировая война придала следующее ускорение снижению уровня рождаемости. В 1946 г. коэффициент суммарной рождаемости снизился до 2,8 (по сравнению с 4,3 в 1940 г.). Компенсаторный рост рождаемости после 1946 г. закончился к концу 40-х гг., в 1949 г. коэффициент суммарной рождаемости поднялся до 3,2 на 1 женщину, так и не достигнув уровня предвоенного уровня. Этот уровень в России превзойден уже не был, и с начала 50-х годов снижение рождаемости возобновилось.



Пятая глава. Новая политика «ограниченной демократизации» общества, получившая название «оттепель», определила специфику социального времени 1953-1964 гг. Это было время построения социализма «с человеческим лицом», в течение которого партийная элита выступала в качестве реформаторов. В период оттепели возводились крупные индустриальные объекты в Сибири и на Дальнем Востоке, десятки атомных городов, проводилась реформа сельского хозяйства (освоение целинных земель, укрупнение колхозов и их реорганизация в совхозы). Достижения в развитии народного хозяйства позволили КПСС сделать вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма (ХХI съезд КПСС, 1959 г.). Однако стратегия быстрого роста наряду с достижениями имела и ряд просчетов. В 1950-е гг. проводилась политика укрупнения крестьянского хозяйства, началось расселение «неперспективных» деревень. Указанные меры повлияли на сокращение производства продуктов питания в ЛПХ, планы сельской молодежи все реже связывались с работой в сельском хозяйстве. В результате миграция в города резко возросла, и к началу 1960-х гг. произошли существенные изменения в структуре расселения: в 1959 г. в РСФСР впервые численность городского населения превысила численность сельского. 44

Социальная политика государства поддерживала стремление людей к знаниям: в 1962 г. завершился переход к восьмилетке на всей территории СССР. Параллельно расширялась сеть вечерних школ, дающих молодежи среднее образование без отрыва от производства. В течение 1953-1964 гг. все возрастающая часть национального дохода направлялась на социальные нужды, улучшение условий труда, повышение заработной платы и пенсий, были снижены налоги, осуществлен перевод рабочих и служащих на шести- и семичасовой рабочий день, проводились меры по предоставлению бесплатного обучения и медицинской помощи, укреплению материально-технической базы здравоохранения, повышению качества медицинской помощи. Отличительной особенностью экономической политики было уравнивание заработной платы занятых в народном хозяйстве физическим и умственным трудом. Общий объем полученных населением РСФСР выплат, пособий и льгот возрос за период 1950-59 гг. в 2 раза. Важнейшей из социальных реформ была жилищная. В ходе реализации программы массового жилищного строительства около 32 млн. человек получили новое жилье.

Поколение периода «оттепели» имеет символическое название «дети ХХ съезда КПСС». Его надежды были связаны с реформированием общества, с соединением духовной свободы и уравнительной идеологией социализма («социализм с человеческим лицом»). Важным фактором, повлиявшим на формирование взглядов поколения «оттепели», стала открытость общества (Всемирный фестиваль молодежи в Москве в 1957г., Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского в 1959 г., выставки западного искусства): в молодежной среде началось увлечение западной культурой, во многом обусловленное повышением доступности информации о западном обществе.

Поколение «оттепели» выделяется особым стилем и образом жизни, определяемыми романтическим набором ценностей, дистанцированием от власти и политики. Характерной чертой была преемственность идеалам Революции, «золотых» двадцатых годов, ценностям Серебряного века. Утверждалось новое - знания, идеи, технологии, элементы образа жизни, мироощущение, но также восстанавливался интерес к предреволюционной и раннесоветской культуре, западничеству 45. Лучшие представители поколения «активно ринулось в процесс возрождения», однако «наталкивались на сопротивление закостеневшего партийного аппарата, который стремился, внешне обновляя устаревшее, сохранить свое господство»46. В общественном сознании отмечались глубокие изменения: возросли оппозиционные настроения в среде рядовых граждан.

В этот период возродились социологические исследования, большое внимание уделялось изучению ценностей молодежи. Лидирующее положение в их рейтинге занимали содержание труда, патриотизм, высокие моральные качества, преданность идеям коммунизма, стремление к знаниям, сознательное отношение к труду, коллективизм.47 В ходе опросов были раскрыты основные типы массового сознания поколения «оттепели»: активные продолжатели революции, романтики, творцы, скромные «трудяги», «критики».

Изменения в социальных структурах отражали последствия интенсивной урбанизации, роста образовательного уровня людей. 48 В начале 1960-х гг. наблюдался рост числа студентов, при этом, большим престижем пользовались технические и военные специальности. Более высокие темпы роста уровня образования наблюдались среди женщин, что было связано с качественными изменениями в их жизнедеятельности. Во время «оттепели» стремительно возросла востребованность обществом науки, после 30-летнего перерыва усилиями ученых этого поколения были восстановлены социология и демография. Всего численность занятых в науке к 1959 г. превысила 1 млн. человек. Успехи советских ученых в ряде приоритетных направлений науки превосходили мировой уровень и поднимали престиж ученых в обществе.

Улучшение качества жизни в результате социально-экономических реформ периода «оттепели» способствовало укреплению здоровья людей, повышению ОПЖ: к 1965г. по его значению Россия приблизилась к показателям европейских стран. Рост ОПЖ и качественные изменения в структуре причин смертности позволили обществу преодолеть третий этап эпидемиологического перехода.

Периоду «оттепели» сопутствовала и либерализация взглядов на брак и семью, повлиявшая на формирование новых моделей поведения. В этот период общественное признание получали официально зарегистрированные браки, новые брачно-семейные отношения (добрачные сожительства, разводы, повторные браки) осуждались. Рост интенсивности заключения браков с конца 50-х гг. сопровождался процессом омоложения первых браков, что объясняется противоречивостью поведенческих факторов: высокой ценностью зарегистрированного брака и новым этапом сексуальной революции. Основными проявлениями изменений в частной жизни была тенденция к ее автономизации и индивидуализации, что проявилось не только в сдвигах в возрастной модели брачного поведения49, но также в сокращении интервала между вступлением в первый брак и рождением первого ребенка, устойчивом росте числа разводов.

Среднее число рожденных детей в поколении женщин постепенно снижалось, ограничение рождаемости носило сознательный характер. Вместе с тем, новое репродуктивное поведение больше было распространено среди городских жителей, чем среди сельского населения.

Шестая глава. Социальное время самого длительного периода 1964-1984 гг. в социологических исследованиях определяется как «застой», в официальных источниках эпохи 60-80-х годов - как «развитой социализм». Ему присущи такие характерные черты, как отсутствие серьезных потрясений в политической жизни страны, социальная стабильность и относительно высокий уровень жизни, «казавшаяся удачной попытка стабилизировать партийно-советский режим при отказе от массовых репрессий и реформ» 50. Концепция развернутого строительства коммунизма была заменена на концепцию «строительства развитого социалистического общества»51. Оценка специфики социального времени противоречива. Это период стабилизации внешней политики, время сосуществования государств с разным политическим строем и тенденции к разоружению, развития экономики, культуры, духовной жизни народа. СССР был сверхдержавой, которая оказывала влияние на весь мир. В 1960-е гг. проводилась «косыгинская» реформа на основе введения элементов хозрасчета, разрешались эксперименты. Однако опасение массовой безработицы и политической нестабильности привели к отказу от реформы в конце 1960-х гг.

В 1970-е годы директивная экономика стала основополагающей. Государство как единственный владелец средств производства сохраняло незыблемым отчуждение работника от них, поддерживало мобилизационный характер экономики с преимущественным развитием военно-промышленного комплекса. Задача «догнать и перегнать» экономически развитые страны была ее идейной основой. К 1980 г. СССР занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства.52 Социально-экономическая стратегия была основана на комплексном взаимодействии ключевых элементов народного хозяйства, создавались территориально-производственные комплексы. Для ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока было возобновлено строительство БАМа.

Однако, несмотря на достижения, темпы роста экономики имели тенденцию к снижению, усиливалось отставание от Запада в развитии наукоемких отраслей. В сельском хозяйстве политика по ликвидации «неперспективных» деревень в 1967-85 гг. стимулировала уход из сел ежегодно в среднем 700 тыс. человек. В конце 1970-х гг. была разработана и принята «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.», ее реализация позволила преодолеть спад производства в сельском хозяйстве, однако импорт продовольствия возрастал.

Противоречия общества не скрывали лидеры государства: «мы еще до сих пор не знаем в должной мере общество, в котором живем и трудимся», что вынуждало их действовать «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок».53

Для социального времени была характерна стабильность, которая, даже в условиях стагнации, не нарушала основных принципов социального государства: гарантии занятости, пенсионного обеспечения, доступности детских дошкольных и образовательных учреждений. С 1982 г. в стране проводилась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости.

Реализация старших представителей поколения наблюдалась в «доперестроечное» время. Они характеризуются как группа «протеста», «шестидесятники», объеденные ярко выраженным самосознанием.54 Их главные ценности - идеализм, оптимизм, молодость, трудолюбие, коллективизм, романтизм. Среди более молодых представителей поколения все отчетливей проявлялась готовность к серьезным переменам, массовое сознание переставало быть целостным, становилось расколотым, отчетливо заявляли о себе ориентации на массовое потребительство. Зарождение конфликта с представителями властной политики и идеологии «было налицо и приобретало статус исторического факта»55.

Для социальной структуры поколения «развитого социализма», особенно второй половины, характерно наличие среднего слоя. На протяжении 1970-х гг. стремительно росла доля людей, получивших среднее образование.56 Развитие системы высшего образования и рост его доступности привели к тому, что в конце 1970-х гг. в СССР каждый десятый работающий имел высшее образование. В 1960-80-е гг. высшее образование получали дети, относившиеся к советской интеллигенции второго поколения, существовали продолжительные и упорядоченные связи между поколениями в процессе воспроизводства структур.

Поколение «развитого социализма» характеризовалось более высоким уровнем благосостояния по сравнению с предшествующими. Всего за двадцать лет доходы выросли в 2,5 раза. Однако темпы роста реальных доходов на душу населения имели тенденцию к сокращению. Оклады низкооплачиваемых слоев все более подтягивались к оплате среднеоплачиваемых, за счет чего формировалось социально однородное общество. В то же время, специфическим явлением было неравенство в доступности благ как следствие распределительного характера их предоставления.

Несмотря на стабильность социального времени, за период 1964-1984 гг. показатели здоровья населения имели тенденцию к постепенному ухудшению. Снижение ОПЖ было связано с ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и внешних причин у мужчин. С начала 1970-х гг. увеличивалась смертность мужчин в трудоспособных возрастах. В следующее десятилетие указанная тенденция у мужчин сохранилась, у женщин - появилась. В главе проводится анализ динамики смертности от отдельных причин смерти. К 1980-1984 гг. разница в ОПЖ мужчин в России и в развитых странах достигла 7,8 лет (женщин – 3,8 лет).

К концу 1960-х гг. под воздействием благоприятных изменений в возрастно-половой структуре населения отмечался рост интенсивности заключения браков. В течение 1970-84 гг. происходило стабильное снижение уровня брачности, особенно заметное у мужчин. Наряду с распространением современной формы семьи в 1960-е годы, для которой характерны экономическая активность обоих супругов и небольшое число детей, все большее признание получали незарегистрированные браки. 57 При этом сроки начала фактического брака все чаще не совпадали с его юридической регистрацией. 58 Переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен к концу 60-х годов ХХ века. В каждой следующем реальном поколении женщин среднее число рожденных или ожидаемых в семье детей неуклонно уменьшалось 59.



В седьмой главе исследуется социальное время 1985-1991 гг. – опыт второй демократизации общества, социально-экономическая перестройка. В этот период был начат переход России к новому типу социально-экономических отношений, осуществлялось практическое применение модели «регулируемого рынка» в народном хозяйстве при сохранении монополии государства на управление экономикой. Реализация модели расширения рыночных отношений вызвала оживление в экономике и повышение жизненного уровня людей, в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, расширялись ассортимент товаров и разнообразие услуг. Однако улучшение было недолгим, и с 1989 г. ситуация изменилась: стали ощутимы падение производства, сокращение реальных доходов населения, дефицит товаров. В то же время в обществе появились признаки социального раскола.

1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Символ новой эпохи - развитое критическое мышление, проявившееся в открытом обсуждении наболевших проблем общества в средствах массовой информации, подъеме гражданской активности. В это время возник кризис представлений о справедливости общества.

Поколение, период реализации которого пришелся на 1980-е гг., можно отнести к «переходному» между советским и перестроечным периодами. Различный социальный опыт в переживаемом им историческом времени проявился в дифференциации ценностей. Вместе с тем, поколению присущи такие общие черты как образованность, индивидуализм, способность к адаптации60, но также и осознание своей нереализованности.

Реформирование российского общества, разрешение индивидуальной экономической деятельности способствовали росту уровня благосостояния россиян. Возросла доступность образования.

Демографическая сфера жизнедеятельности людей в этот период чутко реагировала на изменения внешних социальных условий. Демократизация общества, оживление социальных процессов сказались на демографических процессах: повышалась рождаемость, а смертность, напротив, снижалась. Улучшению способствовала реализация мер демографической политики (они оказали воздействие на рост уровня рождаемости и брачности вплоть до конца 1980-х гг.), антиалкогольной кампании (1985-1987 гг.).

В Приложении ко второму разделу содержатся таблицы, в которых представлены показатели изменения численности, социальных и демографических показателей поколений.



следующая страница >>