Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К. Д. Юона «Мартовское... 1 186.32kb.
«Рассматривание репродукции картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце» 1 45.05kb.
Сочинение по картине со сложной композицией сочинение по картине К. 1 152.15kb.
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. 9 2810.9kb.
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро" 1 37.23kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
Сочинение по картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна» 9 2745.79kb.
Сочинение-описание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 1 64.62kb.
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 1 93.8kb.
Сочинение по картине. К. Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень.» 1 31.66kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
- 4 1234.94kb.
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» - страница №1/1

Тема: Сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

/Интегрированный урок развития речи./

Урок русского языка в 5 классе.
Учитель русского языка КОУ «Егоровская СОШ»

Харитонова Галина Ивановна

Цели:

-обучающая: формировать умения учащихся подбирать рабочие материалы к сочинению-описанию, активизировать лексику по теме урока;

-развивающая: совершенствовать умения высказывать мысли связно и логично, передовая свои впечатления от того, что создано художником;

-воспитательная: формировать чувство прекрасного, любовь к природе родного края.
Оборудование: портрет К.Ф.Юона, репродукции картин, рабочие материалы.
Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Беседа по домашнему заданию.

Март – весенний месяц. Какое у вас представление о весне? (Любим, природа оживает, солнце и т.д.). А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами). Какие пословицы о весне вы знаете?

Художники и поэты всегда стремились выразить переполнявшие их чувства любви к природе в стихах и картинах.

Каких художников вы знаете? (Показываю картины).

Каких поэтов?

Послушайте, как писал о весне наш земляк, поэт Михаил Белозеров.(Зачитываю отрывок из стихотворения «Март»).

А есть ли у весны голос? Какие звуки у весны? (Капель, журчание ручья, треск ломающегося льда, крики птиц, шелест веток).
III.Постановка проблемы. Цель урока

-Зачем такое д/з? Что будем делать? Как назовем урок?


IV.Запись темы в тетрадях и на доске
V.Подготовительные упражнения

1.Слово учителя о художнике.

Среди русских пейзажистов конца 19 в. К.Ф.Юон (1875-1958) – один из крупнейших мастеров. Он воспел русскую природу в ярких картинах, полных поэзии, свежести, воздуха. Сегодня мы обратимся к его творчеству, заглянем, подключив наше воображение, на окраину русской деревни, послушаем первые шаги весны и начнем описывать свое «мартовское солнце» и те чувства, которые победят на этом уроке.



2.Работа по картине.

-Что изобразил художник на картине? (одним словом? пейзаж), (деревенскую улицу, дома, огромные высокие деревья, сугробы снега, небо: голубое, с редкими облаками).

-На первом плане? (деревенские ребятишки на лошадях).

-В центре? (стройные белоствольные березы, дубы, от деревьев падают длинные синеватые тени).

Крыши? (покрыты снегом, но он вот-вот должен сойти, соскользнуть вниз).

Солнце? (виден розоватый, золотистый свет на деревьях и снегу, теплым светом пронизано все вокруг).

-О «теплых» и «холодных» цветах (см. словарь).

-Какое сочетание цветов (колорит) использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (розовато-голубого, сиреневого. золотистого, желто-голубого, бело-розового).

-Ваше впечатление от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет, а на душе становится радостно, когда светит мартовское солнце).

Чего художник хочет от нас? (Увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день, увидеть необычное в обычном).



3.Подбор эпитетов.

-Что такое эпитет? Какова функция прилагательных в речи?

Деревья: высокие, низкие, огромные.

Небо: темное, сине-голубое, лазурное. большое-большое, низкое.

Сугробы снега: пышные, темные, отяжелевшие под лучами солнца.

Воздух: прозрачный, морозный, чистый.

Тени: длинные, короткие, синеватые, сиреневые.

Свет (от солнца): розоватый, холодный, теплый, золотистый.

Палитра: богатая, небогатая.

Настроение: настроение весеннего дня, грустное, светлое.



4.Закончи предложения.
На картине изображен (мартовский солнечный день, сельский пейзаж).

На первом плане (люди и лошади).

В центре (избы и высокие деревья).

Небо на заднем плане холста (большое-большое).

Художник умело передал (оттенки цветов).

На картине нет солнца, но оно чувствуется в (красках).

Художник хочет, чтобы мы увидели (красоту природы в обыкновенный будничный день, необычное в обычном).

5.Работа с планом. (Все, о чем говорили, можно оформить в виде плана, который вам поможет в написании сочинения).

6.Работа по карточкам.
VI.Итог урока

-Чему научились? Что узнали нового? Интересно ли вам было на уроке? Сможете ли вы написать сочинение?

-Поставьте себе оценку за урок.

«Весенний» урок закончился. Спасибо за работу. Успехов в творчестве.

Высказывание М.Горького (на доске).

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.



Рабочие материалы к сочинению

1. Словарь терминов.

Пейзаж – картина природы.

Колорит – сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины.

Тон – оттенок какого-либо цвета.

Палитра – доска, на которой художник смешивает краски разных цветов.

Цвета: «теплые» - красные, оранжевые, желтые, золотистые, желто-зеленые, розовые.

«холодные» - синие, голубые, фиолетовые, сиреневые.

2.Подбери эпитеты.

Деревья: высокие, низкие, огромные.

Небо: темное, сине-голубое, лазурное, большое-большое, низкое.

Сугробы снега: пышные, темные, отяжелевшие под лучами солнца.

Воздух: прозрачный, морозный, чистый.

Тени: длинные, короткие, синеватые, сиреневые.

Свет (от солнца): розоватый, холодный, теплый, золотистый.

Палитра: богатая, небогатая.

Настроение: настроение весеннего дня, грустное, радостное, светлое.

3.Закончи предложения.

На картине изображен…

На первом плане…

В центре…

Небо на заднем плане холста…

Художник умело передал…

На картине нет солнца, но …

Художник хочет, чтобы мы увидели…



4.План сочинения.

1.Что изображено на картине.

2.Описание: люди и лошади, снег, избы и деревья, небо.

3.Особенности картины. Ваше впечатление.



Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.


Тиш.. , рису..шь, п..литра, п..йзаж, настр..ение, инт..ресный, к..лорит, грус..ные, рус..кая, выр..зительный, прел..сть, к..ртина, т..желый, см..треть, п..лотно, ж..вопись, н..блюдать, ж..лтая, п..следний, чудес..ный, б..реза.

Юон Константин Федорович (1875-1958) – русский живописец, художник театра, график, пейзажист, портретист, автор жанровых и исторических композиций.

Судьба всячески благоволила Константину Федоровичу Юону. Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

В 1892 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, Абрама Архипова, Валентина Серова. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках "Мира искусства" и Союза русских художников (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени - Александр Бенуа, Игорь Грабарь, П. П. Муратов, потом А. М. Эфрос, Д. Е. Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были Вера Мухина, скульптор-анималист В. А. Ватагин и др.

Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.

Как и другие мастера Союза русских художников, Юон усвоил некоторые принципы французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX века, то есть не "растворяя" форму предметов в среде. Подобно Андрею Рябушкину и Борису Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.

Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры ("Троицкая лавра зимой", "Весенний солнечный день", обе 1910; "Мартовское солнце", 1915). Большой известностью пользуется его картина "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры" (1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.

К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходит через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным ("Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года", 1926; "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942).



Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 года по 1958 год ("Конец зимы. Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", 1947; "Раскрытое окно. Лигачево", 1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).