Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 1 93.8kb.
Сочинение по картине со сложной композицией сочинение по картине К. 1 152.15kb.
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро" 1 37.23kb.
Сочинение по картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна» 9 2745.79kb.
Сочинение по картине. К. Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень.» 1 31.66kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 79.76kb.
Сочинение-описание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 1 64.62kb.
Ветераны инспекции фнс россии по г. Иваново Герасимова Надежда Николаевна 1 182.42kb.
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская... 1 44.58kb.
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» 1 66.71kb.
Обращение к международному творческому и художественному сообществу 1 50.69kb.
- 4 1234.94kb.
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» - страница №1/9

Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с. — (Библиотека учителя русского языка).


СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………...3
Раздел 1

Использование живописи на уроках русского языка

Искусствоведческий текст как образец при подготовке к высказыванию по картине……….4

Активизация видов речевой деятельности средствами живописи

(система коммуникативных упражнений) …………………………………………..…8

Формирование жанрово-ситуативного стиля речи

с помощью картины (экскурсионная речь) …………………………………………..16

Ориентировочное планирование работы по кар-

тине на уроках развития речи в шестом классе ……………………………………...18


Раздел 2

Методические разработки уроков по картине в 6 классе ……………………………………..20
Тема I

Собирание материала к сочинению по картине.

Описание как тип речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….20

Урок 1

Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона

«Августовский вечер. Последний луч» ………………………………………………21

Урок 2

Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова

«После дождя. Мокрая терраса» ………………………………………………………27

Урок 3

Сочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» …………………………29


Тема II

Описание помещения. Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………….... 33

Урок 4

Сочинение-описание интерьера по литографии

В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» ………………………………………………….35

Урок 5

Изложение-описание помещения по отрывку

из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» …………………………….41

Урок 6

Сочинение-описание «Лирика усадеб» по картинам

С. Ю. Жуковского в жанре лирической миниатюры ………………………………...44

Урок 7

Сочинение-описание по картине И. Н. Аристова «Спасение знамени» …………………… 49


Тема III

Систематизация материала к сочинению по картине

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….51

Урок 8

Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег» …………………………….. 52



Урок 9

Сочинение-описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» …………………………..55



Урок 10

Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ………………………………… 58


Тема IV

Сочинение-рассказ по картине. Повествование как тип речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….60

Урок 11

Сочинение-рассказ по картине Ю. М. Ракши «Маленькие купальщики» …………………. 61



Урок 12

Сочинение-рассказ по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» ……………….. 66


Тема V

Сочинение-описание природы. Стили речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………. 70



Урок 13

Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март».

Научное и научно-популярное описание …………………………………………… 71

Урок 14

Сочинение-описание природы по картине М. В. Нестерова «Ранняя весна» ……………... 73



Урок 15

Сочинение-описание с элементами повествования

по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» …………………………………… 79

Урок 16

Игра-путешествие «Времена года» по картинам русских художников

как подготовительный этап к сочинению по впечатлениям ………………………. 83
Тема VI

Сочинение-рассуждение по картине.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………. 90

Урок 17

Сочинение-рассуждение с элементами описания

по картине Б. В. Щербакова «Зло мира. Век ХХ» ..................................................... 90

Урок 18

Сочинение-рассуждение по картине Е. А. Зайцева

«Оборона Брестской крепости в 1941 году ………………………………………. 97
Приложение 1 (учебный словарь) …………………………………………………………..101

Приложение 2

(справочные материалы о художниках) …………………………………………………...110

Список репродукций …………………………………………………………………………121

Список литературы …………………………………………………………………………..122


Введение
Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий
Живопись, как и другие виды искусства, являясь отражением окружающей нас жизни, несет нам определенную информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображенных на полотне, т. е. обладает коммуникативной функцией и тем самым дает учителю-словеснику реальную возможность обучить учащихся эффективному речевому общению и одновременно «сделать» культуру предметом изучения при обучении русскому языку, расширить культурный кругозор обучаемых; соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

Задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию живописи на уроках русского языка в шестом классе, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.

В учебном пособии большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. В пособии используются произведения русских художников ХIХ—ХХ веков, близкие, понятные детям. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, формирования культуроведческой компетенции, а также художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы.

Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине в пособии рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание помещения (интерьер), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-рассказ о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание с элементами повествования (элементы различных жанров), сочинение-рассуждение.



Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) раскрываются особенности методики работы по картине на уроках русского языка. Особое внимание уделяется системе коммуникативных упражнений по активизации разных видов речевой деятельности, а также работе с искусствоведческим текстом.

Второй (практический) раздел содержит 18 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине; анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.



Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы шестиклассников носят ориентировочный характер. В типовой разработке невозможно предусмотреть все ответы учащихся, учесть уровень подготовки различных классов, местные условия и индивидуальные особенности учащихся. Они в основном даны для того, чтобы учитель путем наводящих вопросов мог добиться нужных для выполнения данной обучающей задачи ответов.

Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их шесть) вводится необходимый методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.

В конце пособия приводится словарь искусствоведческих терминов, а также эмоционально-оценочная, образно-выразительная лексика, употребляемая в искусствоведческих текстах, и список «зрительных» прилагательных, обозначающих цвет. Все эти составляющие помогут при работе с картиной. К тому же в приложении авторы поместили материалы о художниках, которые помогут учителю подготовиться к уроку.

В данном пособии реализуется дифференцированный подход и принцип вариативности: по каждой теме программы «Развитие связной речи» предлагается несколько вариантов уроков по картинам, выполненным водном жанре, с учетом уровня общей и речевой подготовки учащихся. Учитель может выбрать любой вариант урока.

В книге представлены цветные репродукции картин по каждому жанру живописи с учетом тем программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно ксерокопировать, чтобы обеспечить ими учащихся для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды.

Раздел 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСИ



НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом разделе рассматриваются основные теоретические проблемы использования произведений живописи (в дальнейшем — картины) на уроках развития речи при изучении русского языка, а также особенности методики работы по картине. Предлагается ориентировочное планирование работы по картине на уроках развития речи в 6 классе.
Искусствоведческий текст как образец

при подготовке к высказыванию по картине

Восприятие обучаемыми произведения живописи, под крепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве образца для сочинения по картине учителя используют отрывки из художественных произведений, лирические отступления, зарисовки, стихотворения, близкие содержанию картины, или сами составляют тексты по картине.

Однако в первом случае часто возникает несоответствие текста изображенному художником, что порождает преграды на пути постижения смысла картины; во втором случае работе мешает обычно невысокое качество текстов, которые вдобавок не всегда правильны с точки зрения искусствоведения.

Поэтому, естественно, возникает мысль в качестве образца при подготовке к сочинению по картине использовать искусствоведческий текст. Под искусствоведческим текстом понимается текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описываются содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения. Искусствоведческая литература довольно разнообразна: книги по истории искусства, монографии о творческом пути художника, альбомы репродукций со вступительной статьей и комментариями автора, книги бесед по искусству для детей дошкольного и школьного возраста, для учащихся-иностранцев, для широкой публики, интересующейся искусством; это обзоры выставок произведений искусства в отдельных изданиях газет, журналов, путеводителей по музеям, картинным галереям.

Вместе с тем не каждый искусствоведческий текст пригоден для использования на уроках русского языка. Ведь искусствоведческая литература довольно обширна и адресована разным читателям: узкому кругу специалистов в области искусства, массовому читателю, детям. Для работы на уроках русского языка целесообразно выбирать тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащихся, поскольку не содержат сложной специальной информации. Нежелательно использовать на уроках родного языка тексты, предназначенные для иностранцев, так как они адаптированы, как правило, за счет упрощения синтаксических конструкций, лексических значений прилагательных, причастий, наречий, т. е. слов, необходимых для понимания оттенков описания. Эти тексты обычно обеднены образно-выразительной лексикой и. кроме того, не дают определенных знаний искусствоведческого характера, необходимых для более полного понимания замысла художника.

Проведенный анализ искусствоведческих текстов показывает, что они близки по тематике, структуре и языковому наполнению, т. е. имеют много общего и в плане содержания, и в плане речи.

В качестве примера приведем лингвостилистический анализ искусствоведческого текста.


О. Сопоцинский.

«Конец зимы. Полдень», К. Ф. Юон1

«Гимном свету и воздуху является известная картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (1929). Немного найдется пейзажей, где с таким совершенством передан слепящий солнечный свет и хрустальная прозрачность воздуха в погожий зимний день. Это впечатление создается абсолютной выверенностью тональных отношений, широкой грацией синих и голубых цветов, которые окрашивают лес, стволы берез, тени от деревьев и сугробов и особенно чисто звучат в бездонной, небесной выси. Но, в сущности, в этой картине свет и воздух лишь средство выражения глубокого эмоционального содержания. Юон восхищается волшебством природы, ее животворными силами. Но, славя этот мир света и воздуха, он отвечает реальным чувствам человека, который черпает в природе силы жизни, творческую энергию и бодрость.

Таким образом, внутренний подъем, который испытывает зритель перед картиной, заставляет видеть в ней не просто отлично написанный зимний пейзаж, а средоточие глубоких переживаний и мыслей о жизни. В самом деле, Юон выступает здесь художником страстного жизнеутверждения, которому открыта радость мира, художником-гуманистом, находящим нечто драгоценное в окружающей нас действительности. Именно поэтому картина «Конец зимы. Полдень», как и другие произведения Юона, является важным вкладом в отечественную живопись».

Текст адресован широкой публике, людям, которые интересуются искусством.

Данный текст посвящен описанию картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Его главная идея выражена в предложении: «Таким образом, внутренний подъем, который испытывает зритель перед картиной, заставляет видеть в ней не просто отлично написанный зимний пейзаж, а средоточие глубоких переживаний и мыслей о жизни». Эта тема раскрывается в двух следующих микротемах:

1) описание природы — средство выражения глубокого эмоционального содержания;

2) К. Ф. Юон художник жизнеутверждения, художник гуманист. Этот текст состоит из трех частей:

1) вступление: «Гимном… (1929)»;

2) основная часть: «Немного... действительности»;

3) заключение: «Именно… живопись».

Текст начинается с краткого вступления, где в двух словах представлена картина и указано время ее создания. В основной части передается содержание картины: «слепящий солнечный свет и хрустальная прозрачность воздуха в погожий зимний день»; раскрывается точка зрения художника на изображение картины: «волшебство природы, ее животворные силы»; рассказывается о том, что, славя мир света и воздуха, художник отвечает реальным чувствам человека, который черпает в природе силы жизни, творческую энергию и бодрость. В заключение отмечается, что картина «Конец зимы. Полдень» К. Ф. Юона является важным вкладом в отечественную живопись.

В данном тексте выделяются 2 абзаца.

В тексте автор дает в основном свой, т. е. авторский, план, выражает свое отношение. Однако через него вся панорама картины представлена так четко и ясно, что читатель не чувствует разницы между сюжетным и авторским планами. Для этого автор использует лексику оценочного характера, например: с таким совершенством, абсолютной выверенностью, широкой градацией, особенно чисто, отлично написанный, страстного жизнеутверждения.

А фоновый план состоит лишь из одного предложения, где указывается время создания картины.

По способам ориентации на коммуниканта-читателя или слушателя этот текст является непрерывно фабульным, поскольку развитие темы не прерывается авторским отступлением и минимально обеспечено фоновыми сведениями.

Данный текст целостный, в нем фоновый, сюжетный, авторский планы связаны последовательным способом, т. е. один следует за другим. И эта последовательность дает возможность читателям четко разобраться в смысле текста. Все планы текста логически связаны. Связь между абзацами и предложениями осуществляется:

1) логически (автор сначала суммирует впечатление о картине и затем его констатирует);

2) местоименными замещениями: К. Ф. Юон замещено «он», «природы» — «ее», «картиной» — «в ней»;

3) последовательным способом (т. е. рема одного предложения становится темой следующего предложения, например: рема второго предложения — тема третьего, рема четвертого — тема пятого предложения и т. д. (рема — новое, тема — данное).

Текст представляет описательный тип речи с элементами рассуждения, поскольку автор рассуждает об идее картины, описывая ее. Текст описательный, поэтому в нем преобладают имена прилагательные (солнечный, хрустальная, погожий, зимний, абсолютный, тональный, широкий, слепящий, голубой, синий, дальний, бездонный, небесный, глубокий, эмоциональный, животворный, реальный, творческий, внутренний, драгоценный, окружающий, важный и т. д.) и существительные (картина, пейзаж, цвет, сочетание, совершенство, свет, прозрачность, воздух, впечатление, лес, береза, деревья, сугроб, высь, полотно, средство, выражение, содержание, природа, силы, чувство, энергия, бодрость).

Данный текст можно отнести к научно-популярном стилю речи с элементами художественного, так как текст характеризуется единством эстетических и коммуникативных функций. Автор, рисуя словами картину, интерпретирует ее, передает читателю свои чувства, воздействует на воображение читателя, конкретно-образно описывает картину. Об этом свидетельствуют характерные для научно-популярного и художественного стиля языковые средства:

1) слова с конкретными значениями (картина, стволы берез, лес, дерево, сугроб...);

2) слова эмоционально-оценочные (абсолютный, широкий, особенно, отлично, страстный, драгоценный, важный...);

3) слова со значением признака предметов (слепящий солнечный свет, хрустальная прозрачность, погожий зимний день, дальний лес, бездонная небесная высь, Животворные силы, глубокие переживания).

В своем описании картины Юона «Конец зимы. Полдень» автор создает своеобразный образ. Здесь он выступает как один из зрителей. Любуясь картиной, он высказывает свои мысли, свои впечатления об этой картине.

Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует наличие в тексте слов научного характера, профессионализмов, искусствоведческих терминов (пейзаж, тональные отношения, градация цветов, художник-гуманист, реальные чувства, средоточие мыслей, внутренний подъем).

Этот текст содержит 173 слова. В нем девять предложений, самое короткое состоит из 7 слов, а самое длинное — из 32, в среднем 19 слов. Это доказывает, что текст довольно сложный по структуре. Кроме того, в нем присутствует немало слов с абстрактным значением (волшебство природы, творческая энергия и бодрость, глубокие переживания и мысли о жизни, художник страстного жизнеутверждения, художник-гуманист, мироощущение, взгляд на мир).

Этот текст можно рассматривать на уроках по развитию речи в шестом классе, когда требуется показать четкую авторскую позицию, определить стиль текста, тип речи, способы связи между предложениями.

Итак, требования к отбору текстов.

• Объем искусствоведческих текстов не должен превышать в шестом классе 250 слов.

• Текст должен быть ориентирован на детей, массового читателя, широкую публику, и интересующуюся искусством.

• В тексте должны быть ясно отражены тема и основная мысль.

• Текст должен иметь четкую структуру (зачин, основная часть, концовка).

• Характеристика текста должна быть представлена следующими слагаемыми: доступность, интересность, информативность, художественность.

• Изображенное на картине должно соответствовать содержанию текста.

• В тексте должна прослеживаться ярко выраженная авторская позиция, отношение к описываемой картине.

• Синтаксис текста должен быть несложным: в нем не должно быть громоздких, перенасыщенных причастными и деепричастными оборотами предложений.

• Использование речевых «красивостей», штампов должно быть умеренным.

Искусствоведческие тексты, включенные в эту книгу, отобраны с учетом вышеперечисленных требований. Они могут быть использованы в качестве образца при подготовке учащихся к сочинению.

С точки зрения современных лингвистических представлений о тексте, текст это объект изучения, представляющий собой нечто целое — группу предложений, объединенных общим смыслом и структурой, имеющих общие закономерности строения для группы определенных текстов.

Эта особенность текста имеет существенное значение для методики развития речи, поскольку учитель в процессе анализа какого-либо конкретного текста имеет возможность показать учащимся общие закономерности построения определенной группы текстов и, следовательно, на их основе обучать построению собственного речевого произведения того же типа, стиля, структуры и, таким образом, формировать у обучаемых сознательные коммуникативные умения.

Зная особенности построения и языкового оформления искусствоведческого текста-образца, представляющего собой, например, жанр описания с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, учащиеся смогут создать собственное высказывание, соблюдая структуру и стиль данного образца.

Этому помогает предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным речевым жанрам (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Текст на уроке можно подать различными способами: можно прочитать вслух (но это обязательно делает учитель, так как для учащегося текст незнакомый, он может допустить речевые, интонационные и орфоэпические ошибки), можно записать текст на доске, можно распечатать текст так, чтобы на парте был один лист. Последний способ представляется наиболее эффективным, потому что всякий раз, когда у ученика возникнут какие-либо трудности или если он забудет какой-то факт, он всегда сможет обратиться к листу с напечатанным текстом.




Активизация видов речевой деятельности

средствами живописи

(система коммуникативных упражнений)

Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении, и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа по картине позволяет соотнести коммуникативное умение с видами речевой деятельности. Проиллюстрируем это положение таблицей (см. таблицу 1).


Таблица 1

Формирование коммуникативных умений путем использования картины




Виды

речевой

деятельности

Цель

применения

картины

Коммуникативные

умения учащихся

Аудирование (слушание)

Создание зрительно-смысловой опоры для понимания речевого произведения

Понимание сообщения учителя о картине: извлечение необходимой информации из его монологического высказывания о картине

Говорение

Создание зрительно-смысловой опоры для построения речевого произведения

Овладение монологической речью разных типов (описание, повествование, рассуждение). Формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине. Совершенствование самостоятельной подготовленной и неподготовленной речи. Овладение диалогической речью и невербальными средствами в ситуации общения «оживших» действующих лиц картины, в ситуации экскурсии

Чтение

Создание зрительной опоры при чтении искусствоведческих текстов

Восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли читаемого текста-образца; овладение навыками изучающего и поискового чтения; овладение навыками беглого и выразительного чтения

Письмо

Создание зрительно-смысловой опоры для построения самостоятельного речевого произведения в письменной форме

Написание творческих диктантов и изложений по картине. Формирование и совершенствование умений писать сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение по картине. Овладение умением писать отзыв, отклик, рецензию о картине; обзорную статью о выставке картин

Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи коммуникативных (речевых) упражнений.

Рассмотрим систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины, по каждому виду речевой деятельности. Данная система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью «на высшем уровне» при большой нагрузке на эмоции и воображение учащихся. Зрительный образ картины способствует усложнению заданий на основе приобретенных ранее навыков. Предметно-содержательный план картины обеспечивает выполнение упражнений, сосредотачивающих внимание учащихся на содержательной основе высказываний. Упражнения по картине, как правило, имитируют условия реальной ситуации общения. Система упражнений в основном включает творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для совершенствования их связной речи.

При обучении аудированию выполняются коммуникативные упражнения, направленные на отработку умений, необходимых для полного понимания на слух связной речи. В данном случае имеется в виду понимание текста сообщения (вступительного слова, рассказа) учителя о картине. В зависимости от уровня подготовки учащихся и жанра картины текст сообщения учителя варьируется, постепенно усложняется. Так, в шестом классе, когда используются в основном интерьер и пейзажный жанр, сообщение учителя в форме монологического высказывания носит описательный характер. Для обучения аудированию также может использоваться искусствоведческий текст, который учитель читает после проведенной беседы по картине.

Прежде чем приступить к сообщению (рассказу) о картине или чтению искусствоведческого текста, учитель предлагает учащимся задания, которые они должны выполнить после прослушивания текста и рассматривания репродукции картины. Приведем образцы заданий.

— Прослушайте текст (рассказ о картине). Воспроизведите предложения, в которых рассказывается содержание картины.

— Прослушайте текст (рассказ о картине). Назовите предложения, которые не относятся к содержанию картины.

— Прослушайте текст (рассказ о картине). Передайте основную информацию, которую вы извлекли из него.

— Слушайте текст (рассказ о картине) и записывайте основную информацию.

— Послушайте текст. Воспроизведите ту часть текста, где говорится о биографии художника.

— Прослушайте текст. Повторите ту часть, где описывается главный предмет (объект), изображенный художником.

— Прослушайте текст. Воспроизведите ту часть, где описывается изображенное на переднем плане картины.

— Прослушайте текст. Повторите ту часть, где описывается изображенное на заднем плане картины.

— Прослушайте текст. Воспроизведите ту часть, где описывается фон картины.

— Прослушайте текст. Определите его основную мысль, используя для этого предлагаемые формулировки (записаны на доске).

— Прослушайте текст. Определите самостоятельно основную мысль сообщения.

— Прослушайте текст. Кратко воспроизведите содержание сообщения.

— Прослушайте текст. Подробно воспроизведите содержание сообщения по опорным словам (записаны на доске).

— Прослушайте текст. Составьте простой план сообщения.

— Прослушайте текст. Отвечайте на вопросы к тексту (заранее записаны на доске).

В шестом классе, кроме интерьера и пейзажа, используются жанровые картины и, следовательно, повествовательный текст. Приведем следующие образцы заданий.

— Составьте план прослушанного текста (рассказа о картине), выбрав подходящие предложения из числа записанных на доске.

— Прослушайте текст. Самостоятельно составьте план текста.

— Озаглавьте прослушанный текст.

— Прослушайте текст. Определите его основную мысль.

— Прослушайте текст. Подробно воспроизведите ту его часть, где описывается герой (главный предмет) картины.

— Прослушайте текст. Подробно перескажите одну из его частей (на выбор).

— Прослушайте текст. Воспроизведите ту часть текста, которая непосредственно передает содержание картины.

— Прослушайте текст. Воспроизведите ту его часть, где описываются средства раскрытия замысла художника (цвет, свет, композиция и т. п.).

— Ответьте на вопросы по картине. А затем самостоятельно сформулируйте вопросы по прослушанному тексту.

— Составьте продолжение текста на основе прослушанного и увиденного на картине.

— Опишите действующих лиц, изображенных на картине, на основе прослушанного текста и анализа репродукции.

— Определите отношение автора текста к событиям и персонажам картины (или к картине в целом).

— Определите и сформулируйте собственное отношение к картине.

— На основе прослушанного текста и репродукции составьте описание данной картины.

— На основе прослушанного текста и репродукции составьте рассказ по данной картине.

Для работы над текстом-рассуждением в процессе обучения аудированию можно использовать следующие задания.

— Прослушайте текст. Дайте перечень изложенных в сообщении фактов.

— Прослушайте текст. Составьте сложный план сообщения.

— Прослушайте текст. Сформулируйте вопросы по содержанию текста.

— Прослушайте текст. Определите, какими языковыми средствами обеспечивается раскрытие темы и основной мысли текста.

— Прослушайте текст. Определите, кому он адресован. Докажите свое мнение.

— Прослушайте текст. Воспроизведите те его части, где описываются место действия; внешность и характер персонажей; состояние портретируемого.

— Прослушайте текст. Перескажите ту его часть, где дается оценка изображенным действующим лицам (или картине в целом).

— Прослушайте текст. Выделите ту часть, которая вам особенно понравилась.

— Прослушайте текст. Определите авторскую позицию в тексте. Как она выражена?

— Выделите в прослушанном тексте фоновые сведения (не относящиеся непосредственно к содержанию картины) и перескажите их.

— Определите жанр (тип) прослушанного текста.

— Прослушайте текст (сообщение учителя). Определите его стиль.

— Прослушайте текст, рассмотрите картину, установите расхождения в информации, воспринимаемой на слух и зрительно.

В процессе обучения говорению (производству речи) с использованием картины целесообразны в первую очередь коммуникативные упражнения, направленные на совершенствование связной речи.

На начальном этапе ведущее место занимают вопросно-ответные упражнения, способствующие развитию диалогической речи, в ходе выполнения которых шестиклассники отвечают на вопросы, руководствуясь содержанием картины и сообщением учителя, например:

1) Что вы видите на картине?

2) Что изображено в центре картины?

3) Что вы видите на заднем плане картины?

4) На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и т. п.)?

5) Какое время года изображено на картине?

6) Какой день изобразил художник на картине?

7) Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

8) Какие цвета использовал художник?

9) Какой цвет преобладает в картине?

10) Кто главный герой картины?

11) Что можно сказать о главном герое?

12) Почему художник дал такое название картине?

13) Как бы вы озаглавили эту картину?

14) Нравится ли вам картина? Почему?

15) Какое настроение вызывает картина? Почему?

Цель вопросно-ответных упражнений — помочь учащимся в первичном восприятии картины, составить о ней целостное впечатление, понять тему и основной замысел художника. Картина, ограниченная рамками определенной темы, задуманной художником, своим конкретным содержанием помогает учащимся, с одной стороны, понять со слуха вопрос учителя, с другой — правильно ответить на него. Следовательно, эти упражнения способствуют развитию диалогической речи обучаемых.

Для развития монологической речи можно использовать следующие упражнения.

— Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на... Составьте предложения на тему этой картины.

— Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.

— Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.

— Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

— Опишите главного героя картины, его внешний облик: лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

— Выразите свое отношение к герою, к картине.

— Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

— Составьте описание картины по плану, записанному на доске.

— Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.

— Опишите ситуацию, изображенную на картине.

— Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

В дальнейшем вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий, интеграционный характер, они объединяют в вопросе частное и общее, содержание и форму, а также ставятся проблемные вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины. Приведем образцы таких упражнений.

— Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?

— Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?

— Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?

— Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?

— Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

— Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?

— Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать...

— Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.

— Какой цвет вы считаете главным в картине?

— Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?

— Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?

— Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?

— Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону… (героя)?

— Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?

— Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

— Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?

— Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?

— Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.

— Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?

— Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?

— С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

— К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Естественно, из этой массы разнообразных вопросов учитель выбирает те, которые в наибольшей мере соответствуют задачам данного урока, уровню общей и речевой подготовки учащихся, а также жанру картины, демонстрируемой на уроке.

Целесообразны также упражнения на развитие воображения, в том числе ситуативного характера (по жанровой картине), например такие.

— Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.

— Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.

— Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.

— Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.

— Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?

— Какой разговор мог состояться между вами?

— В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему?

Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

С целью совершенствования навыков говорения целесообразно организовать беседу по картине. В ходе беседы проводится словарно-стилистическая работа: учитель организует учащихся на поиск наиболее подходящих слов, точно и ярко передающих изображенное на картине, предлагает подобрать необходимые синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения. Беседа строится таким образом, что учащиеся не только отвечают на конкретные вопросы учителя, но и включают в свои ответы элементы описания, повествования и рассуждения: описывают время и место действия персонажей, внешний облик героев, их поступки, домысливают события, предшествовавшие изображенному моменту, или воображают дальнейшее развитие событий, обосновывают логичность выбора художником изобразительных средств для передачи на полотне своих идей, чувств, отношений. Активизации беседы способствует интеграционный характер поставленных учителем вопросов.

Таким образом, беседа, занимая ведущее место на уроке, подготавливает учащихся к построению речевых произведений разных жанров: описание, повествование, рассуждение. Особое внимание следует уделять рассуждению, в частности составлению отзыва о картине, поскольку овладение этим жизненно важным умением (дать оценку, высказать свое мнение) свидетельствует о высоком уровне владения речью.

Возможны самые разнообразные формы работы и виды упражнений на говорение, например такие.



1. Подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучаемого:

а) кратко передайте содержание текста о творчестве какого-либо известного русского художника, текста с описанием конкретной картины;

б) опишите природу, изображенную художником, например Ф. Васильевым на картине «Оттепель».

2. Неподготовленное заранее высказывание:

а) расскажите, когда вы впервые посетили картинную галерею, художественную выставку или увидели произведение искусства, которое вам запомнилось;

б) расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года (уголок природы, цветы, фрукты и т. п.), так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть;

в) выскажите свое отношение к этой картине, оцените ее достоинства, раскройте недостатки (картина демонстрируется на уроке).



3. Тематическая беседа. Возможные темы:

а) «Как научиться понимать картины?»;

б) «Ваши впечатления от посещения выставки известного художника»;

в) «Ваше отношение к живописи»;

г) «Роль живописи в жизни человека

д) «Как вы относитесь к картинам И. Глазунова?».



4. Ситуативный диалог. Ситуации:

а) вы посетили выставку картин известного художника, которая вам очень понравилась. Вы позвонили другу (подруге), чтобы рассказать о выставке;

б) вы пришли в картинную галерею и встретили там учительницу русского языка. О чем вы будете говорить?

в) на улице вы неожиданно встретили своего бывшего одноклассника, которого не видели несколько лет. Вы узнали, что он стал художником;

г) на уроке русского языка вы познакомились с картиной русского художника, она вам понравилась. Дома вы поделились впечатлениями от картины;

д) вы высказали свое мнение о картине, которую увидели на выставке. Однако ваш товарищ не разделяет это мнение и дает отрицательную оценку этому художнику.



5. Ролевая игра. Примерные темы:

а) хорошо ли вы знаете русских художников? (Один из учащихся исполняет роль ведущего конкурса, другие — жюри, третьи участники конкурса);

б) я — экскурсовод (вариант: В картинной галерее. Имитация ситуации в музее или картинной галерее. Распределение ролей: экскурсовод, экскурсанты, переводчик, смотритель музея, журналист);

в) картина «заговорила» (роли: автор-ведущий, персонажи картины);

г) художник пишет картину, например, «Первые зрители» (роли: художник, зрители).

6. Интервью. Примерные ситуации:

а) журналист берет интервью у художника в день открытия его новой выставки;

б) радиокомментатор берет интервью у экскурсовода на выставке картин известного художника;

в) журналистка берет интервью у посетителей выставки картин;

г) комментатор телевидения берет интервью у директора музея, в котором открылась выставка одной знаменитой картины (или выставка работ молодого художника).

При проведении указанных выше форм работы и вы полнении рассмотренных видов упражнений обращается внимание не только на жанр создаваемого речевого произведения, но и на стиль речи. Учитель постоянно указывает учащимся, как в зависимости от сферы и ситуации общения меняется стиль речи от разговорного до научно-популярного с элементам и художественного.

В работе по репродукции значительное место занимает чтение искусствоведческих текстов, которые рассматриваются как средство, помогающее учащимся понять тему и изобразительные средства картины, создать собственное высказывание на основе картины и текста.

После первичного восприятия картины учащимися учитель предлагает обучаемым предтекстовые упражнения, суть которых состоит в семантизации незнакомых слов и терминов, которые встретятся в искусствоведческом тексте. В ходе чтения текстов выполняются притекстовые упражнения, направленные на более глубокое понимание читаемого текста. Этому способствуют его интонационное членение на смысловые части, выделение голосом фраз, в которых сформулирована основная мысль, выразительность, тональность, тембр и диапазон голоса учителя во время чтения.

Особое значение имеют послетекстовые упражнения, направленные на содержательный анализ текста, которые рассмотрим более подробно.

На начальном этапе задача этих упражнений — обеспечить понимание темы и основной мысли читаемого текста, овладеть навыками изучающего чтения.

Приведем образцы заданий.

— Найдите в тексте незнакомые слова и семантизируйте их с помощью картины.

— Ответьте на вопросы:

а) Соответствует ли содержание текста картине?

б) Что нового о картине вы узнали из текста?

в) Когда и кем была написана картина?

г) Что вы узнали из текста об этом художнике?

— Определите тему и основную мысль текста. Как вы думаете, в какой фразе заключена основная мысль автора текста?

— Укажите в тексте вступление (зачин), основную часть (сюжет), заключение (концовку).

— Разбейте текст на части, озаглавьте абзацы.

— Озаглавьте текст. Мотивируйте свое название.

Цель послетекстовых упражнений в шестом классе — привить учащимся навыки поискового чтения, дать некоторые речеведческие понятия. Приведем образцы заданий.

Найдите и выделите в тексте (или в абзаце) опорные слова, т. е. объекты для описания.

— Ответьте на вопрос, какие детали и художественные особенности картины (например, И. Левитана) помог вам увидеть и понять автор текста?

— Найдите в тексте фрагмент, в котором описываются изобразительные средства картины.

— Найдите в тексте предложения, в которых выражено отношение автора к картине.

— Найдите в тексте эмоционально-оценочные слова, определите их роль.

— Определите речевой жанр этого текста (описание, повествование, рассуждение), мотивируйте свое мнение.

— Укажите способы связи между абзацами (найдите в тексте слова и предложения, с помощью которых связываются абзацы, предложения).

— Составьте план этого текста.

Затем ставится задача овладения учащимися навыками беглого и выразительного чтения и умения определять стиль текста. С этой целью рекомендуем задания.

— Выразительно прочитайте ту часть текста, где непосредственно описывается содержание картины (внешний облик персонажей, время года и дня, состояние природы), выражается авторская позиция.

— Определите авторский план текста, обратите внимание, каким способом автор выражает свое отношение к описываемой картине (лексика, отдельные замечания, конструкция предложений).

— Определите стиль речи данного текста. Мотивируйте свое мнение.

— Ответьте на вопрос, какую культуроведческую информацию вы почерпнули из этого текста?

Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи с использованием картины являются письменные ответы на вопросы к картине, письменное составление краткого текста на основе опорных слов, словосочетаний, предложений, плана, передача основного содержания картины в письменной форме, диктанты, изложения и сочинения.

На основе картины могут быть проведены свободные и творческие диктанты. Суть свободного диктанта состоит в том, что учитель читает по частям текст, заранее составленный на материалах картины, а учащиеся слушают и записывают текст по памяти, пользуясь картиной.

При проведении творческого диктанта учитель читает начало текста-описания картины, а учащиеся заканчивают его по своему усмотрению. Возможен и другой вариант творческого диктанта, когда учитель читает текст, описывающий картину, с пропуском отдельных слов, делая паузы на месте пропуска, а учащиеся, глядя на картину, вставляют необходимые по смыслу слова.

При обучении изложению используют картины, тематически перекликающиеся с содержанием исходного текста, представляющего собой, как правило, отрывок из художественного произведения, знакомого учащимся. В этом случае картина помогает созданию у учащихся зрительного образа события, о котором идет речь в тексте, способствует более глубокому пониманию его. В зависимости от задач урока и трудности материала картина может быть использована перед чтением текста, в процессе чтения или по окончании чтения текста. В качестве текста для изложения используются материалы сообщения (вступительного слова) учителя о художнике и картине, сделанного им перед началом работы по картине.

Проведению изложения предшествует лексико-грамматическая работа, рассредоточенная во времени (в течение нескольких дней) с целью подготовки учащихся к восприятию исходного текста. В дальнейшем работа над изложением проводится по известной методике:

а) определение темы и основной мысли;

б) чтение текста;

в) сопоставление текста и картины с целью выяснения вопроса, помогает ли зрительный образ картины понять описываемые в тексте события (героев, время и место действия, отдельные детали);

г) членение текста на структурные части;

д) составление плана;

е) повторное чтение текста и запись текста.

При подготовке к подобному изложению учитель может предложить учащимся задание включить дополнительные сведения о действующих лицах, дать подробное описание обстановки, места и времени действия, пользуясь картиной.


следующая страница >>