Словарь поэтических терминов в примерах - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Словарь поэтических терминов в примерах - страница №2/2


МОНОСТИХ - см. Одностишие.

МОРА - отрезок времени, необходимый для произнесения краткого слога в античном (метрическом) стихосложении.
МОТИВ (франц. motif, лат. moveo - двигаю) - мельчайшая единица действия в повествовательном тексте; устойчивая тема, проблема или идея, проходящая через художественное произведение, творчество художника или через целое литературное направление(мотив «одиночества», мотив «неразделённой любви» и т.п.).

МУЗА - в греческой мифологии - богиня - покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса) покровительствовали наукам и искусствам. В переносном смысле - источник поэтического вдохновения или само вдохновение, творчество.
НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида:

- говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.),чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раешный стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих, с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик.- песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом.


НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные

песни, колядки, причитания и пр.).


Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

НЕОЛОГИЗМ - новое слово или выражение, созданное для обозначения новых предметов или понятий (сайт, пейджер, бонус...). К неологизмам относятся и заимствования.
НОВЕЛЛА (итал. novella – новость) – лишённый описательности прозаический рассказ со строгим, необыденным сюжетом и ясной композицией .

О

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов)



ОДА (греч. ode - песня) - торжественное, патетическое стихотворение, посвящённое какому–то историческому событию или герою

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одическойстрофой пишутся торжественной оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает,

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)



ОДНОСТИШИЕ (моностих) - стихотворение в один стих.

Покойся, милый прах, до радостного утра!

(Н. М. Карамзин)

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов («живой труп», «гигантский карлик»).
ОКТАВА - восьмистишие «ABABABCC». Произошла от сицилианы. По характеру октавы могут быть эпические, лирические и лирико -сатирические. («Дон Жуан» Дж. Байрона, «Осень» А. С. Пушкина).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

(А.К. Толстой)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD

EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).


Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

ОПОРНЫЙ ЗВУК – согласный звук, стоящий перед ударными гласными в рифмованных словах. Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой – бородой, род – народ, сосна - весна… Опорным может быть целый слог(глубокая рифма): полам – пополам, коза – стрекоза, лоток - молоток…

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (ОХВАТНАЯ) РИФМОВКА – см. Кольцевая рифмовка.

П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М. Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут", «А роза упала на лапу Азора», А. Фет). Применяется в экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.). Второе название

палиндрома – перевертень. Примеры...


ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение на злободневную тему, написанное с целью социально-политического обличения. Памфлет тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).
ПАНЕГИРИК (греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) – хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих , в котором все слова рифмуются между собой.

"Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий).

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

(В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут.

Мчаться тучи, вьются тучи...

В синем небе звезды блещут.

(М.Ю. Лермонтов)

(А. С. Пушкин)

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.


ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.
ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то.
ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия – стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…). На паронимии часто строятся каламбуры и

скороговорки:

Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).
ПАСКВИЛЬ – сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.
ПАСТОРАЛЬ (лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.
ПАУЗА (греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.
ПЕГАС - в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»). Подробней...

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

(А.В. Кольцов)



ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- È ÈÈ), 2-й( È- ÈÈ),

3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращённые творцом,

Смятые невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д. Бальмонт)Не

думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, -

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)


ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал – истратил слишком много,

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

(А. Ахматова)



ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

(А. С. Пушкин)



ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).
ПЕСНЯ - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.
ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)



ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.
ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.
ПОВЕСТЬ – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.
ПОГОВОРКА - устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)
ПОЛИМЕТРИЯ - сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).
ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А.С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).
ПОЭЗИЯ - стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую,героическую или лирическую тему. В древности и средние века -монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).
ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.
ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил - не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ (рефрен) – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.

ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.

ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.

ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют стихосложение.

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы( «захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).

ПСЕВДОНИМ (греч.pseudos - вымысел, ложь и onyma – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).

ПЯТИСЛОЖНИК - см. Пентон.
ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

Р

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха посредством слогов (ударений). Подробнее...

РАЁШНЫЙ СТИХ(фразовик) - акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах и т.д. Был распространен в русской поэзии 17-18 вв. Как стилизация - «Сказка о попе...» А. С. Пушкина.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда…

(А.С. Пушкин)



РАЗВЯЗКА – заключительная часть произведения с разрешением художественного конфликта.

РАССКАЗ – малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

РЕДИФ - в восточной поэзии слово или группа слов, неизменно повторяющиеся в стихах после рифмы в конце строки.

Тот усердствует слишком, кричит: «Это – я!»

В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»

Но едва лишь успеет наладить делишки -

Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это – я!»

(О. Хайям)



РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат. reminiscentia — воспоминание) – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива и т.п.

РЕФРЕН(припев) – стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка.

Ваше благородие, госпожа удачи,

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов, сердце, постой не зови:

Не везёт мне в смерти – повезёт в любви. 2 раза

(Б. Окуджава)



РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты. Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Подробнее... См. также «Словарь разновидностей рифмы».

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. Основные способы рифмовки: смежная, перекрёстная, кольцевая(опоясывающая), холостая, смешанная(вольная). Подробнее...

РИФМОЗЫ (от «рифма» и «метаморфозы») – цепочка рифм между двумя словами, изначально не рифмующимися между собой. Каждое новое слово в цепочке представляет собой другую грамматическую форму предыдущего. Удачными считаются такие рифмозы, где путь от одного слова к другому минимален. Вот несколько примеров:

Ручей - море

Ручей - лучей

Лучам - шатрам

Шатёр - простор

Просторе - море Белое - чёрное

Белое – спелое

Спел – ел

Едим – звеним

Звени - они

Она – спорна

Спорное - чёрное

Дым - огонь

Дым - горим

Гори - фонари

Фонарей - коней

Конь - огонь

РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами.

А если я вас когда-нибудь крою

И на вас замахивается перо–рука,

То я, как говорится, добыл это кровью,

Я больше вашего рифмы строгал.

(В. Маяковский)



РОМАНС - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

РОНДО (франц. rondeau – круг) – твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из 15 строк. В русской поэзии рондо трактуется более свободно. Ещё пример...

Не лучше ль умереть, ты часто рассуждаешь,

Успехов в чём-нибудь когда не обретёшь;

И часто говоришь: возможно ли терпеть?

Не лучше ль умереть?

(А.А. Ржевский)



РОПАЛИК (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное. Подробнее...

Есть года жестоких испытаний,

Дни суда глубоких ожиданий...

(В. Брюсов)



РУБАИ (араб. - учетверенный) - философско-афористическое четверостишие в восточной поэзии, написанное по схеме ААВА (реже AAAA). Классик жанра рубаи – Омар Хайям. Посетите сайт "Омар Хайям - лучшие рубаи".

Бог даёт, Бог берёт - вот и весь тебе сказ,

Что к чему - остаётся загадкой для нас.

Сколько жить, сколько пить - отмеряют на глаз,

Да и то норовят недолить каждый раз. (Омар Хайям)

С


САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа, изобретённая лревнегреческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н.э. Графическая схема строфы:

-È-È-ÈÈ-È-È

-È-È-ÈÈ-È-È

-È-È-ÈÈ-È-È

-ÈÈ-ÈÈ

Сапфическая строфа - одна из наиболее употребительных строф в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

Ночь была прохладная, светло в небе

Звёзды блещут, тихо источник льётся,

Ветры нежно веют, шумят листами

Тополы белы.

(А.Н. Радищев)

Сапфо - знаменитая эолийская поэтесса, оставившая яркий след в античной литературе. Дошедшие сведения о ней весьма противоречивы.Известно лишь, что она родилась и жила на острове Лесбос; будучи аристократкой, имела свою школу по обучению девушек наукам и музыке; имела дочь и дожила до старости. Жители Эфеса изображали Сапфо на своих монетах, её уважал Платон: "Девять считается Муз, но их больше - ведь Музою стала и лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь." Сапфо привнесла в греческую литературу лирическую тему любви и эротики, что было смело и ново по тем временам. Её поэзия пронизана личными чувствами и ощущениями, вплоть до самозабвения и физиологических потребностей. Эротикой и утончённой чувственностью пропитаны и её стихи о природе - везде присутствует страсть: звёзды навевают на неё любовные мечты, ручей пленяет своей дремотой, ветер зовёт к искушению.


Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой - быть

В солнечный свет

И в красоту влюблённой.

(пер. В. Иванова

Излюбленный жанр Сапфо - эпиталамии - свадебные песни перед первой брачной ночью. Сапфо писала также гимны, элегии и эпиграммы, но в историю литературы вошла, прежде всего, как основоположница любовной лирики и изобретательница строфы, которой писали после неё многие поколения поэтов.

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

САТИРА – обличение, осмеяние порочных явлений действительности. Сатирическими могут быть, как отдельные образы, ситуации и эпизоды, так и целые произведения. Выразительные средства сатиры: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя.

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра

(«Дух отрицанья, дух сомненья» , М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

(А. Ахматова)

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительна преимущественно в языках с постоянным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии силлабическое стихосложение употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-,11- и 13-сложный . Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века учёный-монах, приближённый к царскому двору, Симеон Полоцкий.

В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей»(от лат.versus ) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе…

Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

Монаху подобает в келий седети,

Во посте молитися, нищету терпети,

Искушения врагов силно побеждати

И похоти плотския труды умерщвляти…

…Не толико миряне чреву работают,

Елико то монаси поят, насыщают.

Постное избравши житие водити,

На то устремишася, дабы ясти, пити...

(Симеон Полоцкий)



СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

(М. В. Лермонтов)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрестной рифмой АБАБАБАБ.

СЕКСТИНА - шестистишие с рифмовкой ABABAB.

Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

(Л.А.Мей)



СЕМАНТИКА (греч.semantikos – обозначающий, sema – знак) – смысл слова или предложения; раздел языкознания, исследующий значения слов и словосочетаний.

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hедаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

СЕНТЕНЦИЯ (лат. Sententia – мысль, суждение) – нравоучительное изречение («Зри в корень!», Козьма Прутков).

СКАЗ – устный народный рассказ, без вымысла повествующий о прошлом.

СКАЗКА – фольклорный жанр; вымышленное прозаическое произведение бытового или волшебного характера.

СКОРОГОВОРКА – быстро проговариваемая фраза, часто в виде каламбура (На дворе – трава, на траве – дрова). Часто эффект скороговорки достигается с помощью аллитерации - повторения однородных согласных.

Ужа оса ужалила,

Ужу ужасно жаль его.

Один Клим клин колотил.

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.Вылит колокол, кован колокол,

Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоковать

Да перевыколоколовать.

(русские народные скороговорки)



СЛЕНГ (жаргон) - вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного и создаваемый с целью языкового обособления (первоначально - воровской язык).

СЛОВОРАЗДЕЛ - граница между словами в стихе. При постоянном совпадении словораздела со стопой возникает ощущение монотонности. Словораздел может фиксироваться графически.

Бросьте!


забудьте,

плюньте


и на рифмы,

и на арии,

и на розовый куст,

и на прочие мелехлюндии

из арсеналов искусств. (В. Маяковский)

СЛОГ- единица соизмеримости стихов во всех языках.

СМЕЖНАЯ РИФМОВКА - способ чередования рифм в строфе, при котором рифмуются смежные строки (ААBB).

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -

Мы хлеба горбушку – и ту пополам!

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,

Тебе – половина, и мне – половина!

(А. Прокофьев)



СМЕШАННАЯ РИФМОВКА – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр. Примеры смешанных рифмовок: октава – ABABABCC, лимерик – ААВВА, терцина - ABА BCB CDC и т.д.

СОЛЕЦИЗМ - неправильный языковой оборот, тем не менее, не нарушающий смысла высказывания. Может использоваться для создания стилистического эффекта («Сколько время?»).

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение из 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Родина сонета - Италия. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. (Ф. Петрарка, В. Шекспир и др.)

Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3»

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей.

И, полон смелостью, любовью вдохновленный, Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!(Ф. Петрарка) Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». Сравню ли я тебя с весенним днем?

Спокойней ты, нежнее и милее.

Но ветром майский цвет на смерть влеком,

И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.

То скромно укрывается за тучей;

Прекрасное уходит навсегда,

Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,

Ему не страшны никакие сроки;

Ты в смертную не удалишься тень,

В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,

Живёт мой стих - и ты с ним заодно. (В.Шекспир)



СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC и т.о., представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).
СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)



СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

(А.С. Пушкин)



СТАНСЫ (франц. stance - строфа) - небольшое элегическое стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное смысловое и синтаксическое целое.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиленияэкспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

Подробнее...


СТИЛЬ (лат. stilus – палочка для письма, манера письма) – общность выразительных приёмов, образной системы, характеризующая творчество писателя (любого творца), произведения или направления в искусстве (реализм, модернизм, символизм…) или даже целой эпохи (готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм…) Индивидуальный стиль – творческая манера, неповторимый почерк автора.
СТИХ (греч. stichos - ряд, строка)

1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…)

3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (Духовные стихи).


СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий стихи. Разделы: фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов в строфы).

СТИХОСЛОЖЕНИЕ – способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название - версификация (лат. versus – стихи, facio - делаю). Версификатор – ироническое название поэта. Подробнее...

СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое

произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы, отличающееся мелодичностью и напевностью.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей

родины, -

Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,

правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что

свершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому

народу!


(И. С. Тургенев)

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – способ организации звукового состава стихотворения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. Подробнее...

СТОПА – единица длины стиха, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.Стопы бывают двухсложные: ямб ( È -), хорей ( - È );трёхсложные: дактиль(- È È ), амфибрахий(È - È ),анапест(È È -).

четырёхсложные: пеон (- È È È , È - È È , È È -È , È È È -)

Подробнее...

СТРОКА - слова, написанные в одну линию. Строка стихотворения - стих.

СТРОФА (греч. strophe - поворот) - группа стихов, с повторяющейся организацией ритма и(или) рифмы. Существуют строфы с устойчивым чередованием различных метров: (алкеева строфа, сапфическая строфа), а также различных клаузул и рифм. К последним относятся:

двустишие(дистих), трёхстишие (терцина), четверостишие(катрен),пятистишие(квинта), шестистишие(секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима). Также: онегинская строфа (14-стишие), одическая строфа, балладная строфа, сонет, рондо, триолет, лимерик и пр. Повторяемость - основной признак строфы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли (теме). При смене строфы меняется и тема. Подробней...



СТРОФИКА - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.

СТРОФОИД - поэтический текст со строфами непостоянной длины. («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов )

СТЫК (акромонограмма) - лексико-композиционный приём; звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

Сидел я под клёном и думал,

И думал о прежних годах.

(А.К.Толстой)


О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(А. Блок)
СЮЖЕТ (франц. sujet - предмет) - последовательность и связь описания событий (фабулы) в литературном или сценическом произведении.

Т-У

ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) - стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. В толковом словаре В.И. Даля приводится следующий пример:

Больше тавтограмм...

Пётр Петрович пошёл погулять.

Поймал попугая - понёс продавать.

Просил полтину – получил половину.

А вот русская народная скороговорка в форме тавтограммы - и тоже про Петра Петровича:

Пётр Петрович

По прозванью Перепелович

Приручил перепёлку.

Перепёлка принесла

Петру Петровичу Перепеловичу

Перепелят.



ТАКТОВИК – стих , в котором объём безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1-3 слогов. В русской поэзии дольник и тактовик широко употребительны с начала 20 в.

Чёрный ворон в сумраке снежном

Чёрный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным

Мне поёт о южных ночах.

(А. Блок)



ТАНКА (япон. - короткая песня) - жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

На ночную луну

Подняла я свой взор и спросила:

«Милый мой

Отправляется в путь,

О, когда же мы встретимся снова?»

( Манъесю)

ТАРДЖИБАНД - строфическая форма восточной поэзии. Схемы рифмовки АА, ВА, СА…ХХ. Тарджибанд завершается связывающим бейтом с парной рифмой.

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ - стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти - и образный строй, композицию и пр.). К твёрдым формам относятся: сонет, триолет, рондо, газель, рубаи, танка...

ТЕРЦЕТ- трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

Как страшно-радостный и близкий мне пример,

Ты всё мне чудишься, о царственній Бодлер,

Любовник ужасов, обрывов и химер!

(К.Д. Бальмонт)

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов, ряд которых дает непрерывную цепь тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще.

(А. Данте)

ТИРАДА (итал. tirata - вытягивание) - длинная фраза, отдельная пространная реплика, произносимая обычно в приподнятом тоне.

ТРАГЕДИЯ (греч. tragodia – козлиная песнь) - драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу. Обычно оканчивается гибелью героя.

ТРИБРАХИЙ – античная стопа из трех коротких слогов; в современном стихосложении пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

ТРИНАДЦАТИСЛОЖНИК – в силлабическом стихосложении из 13 слогов с цезурой после 7-го.

Скучен вам, стихи мои, ящик десять целых

Где вы лет тоскуете в тени за ключами

Жадно воли просите, льстите себе сами…

(А.Д. Кантемир)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,—

О, юность быстрая моя!

(К. Бальмонт)



ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

^ Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)



ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.Также, см. терцина

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесёнок, под себя поджав своё копыто,

Крутил ростовщика у адского огня.

(А.С. Пушкин)

ТРОП (греч. tropos - поворот, оборот речи) - слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. Подробнее...

ТРОХЕЙ – см. Хорей.
УДАРНИК (акцентный стих) - основная форма чисто-тонического стихосложения; с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними. В русской литературной поэзии ударник употребителен с начала 20 в. (В. В. Маяковский и др.).

Кто выше – поэт

или техник,

который


ведёт людей к вещественной выгоде?

Оба.


Сердца – такие же моторы.

Душа – такой же хитрый двигатель.

(В. Маяковский)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины

Спят во тьме ночной;ü

Тихие долины

Полны свежей мглой...ü

(М.Ю. Лермонтов) Мне ни к

чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

(А. Ахматова)


Ф-Х-Ц-Ч-Ш

ФАБУЛА (лат. fabula -басня, рассказ) - цепь событий, о которых повествуется в сюжете.

ФАНТАСТИКА (греч. phantastike - искусство воображать) – произведение, основанное на фантазии и художественном вымысле. Часто, описывающее прогнозированное будущее, других миры.
ФАРД – жанр восточной поэзии, воплощённый в одном бейте, лаконично передающем смысл стихотворения.

Тогда лишь слово в ход пустить – твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

(Саади)


ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures) – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение-треугольник Апухтина: Ещё фигурные стихи...

О, где же те мечты? Где радости печали,

Светившие нам столько долгих лет?

От их огней в туманной дали

Чуть виден слабый свет…

И те пропали,

Их нет.

(А. Апухтин)



ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ – см. Стилистические фигуры

ФОНИКА (греч. phone - звук) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ (фразеологизм) - см. Идиома.

ФРАЗОВИК (раёшный стих) - несимметричный интонационно-фразовый свободный стих. См. раёшный стих.

ХАЙКУ (хокку) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Первоначально стихи назывались хокку ("начальные стихи"), но позже за ними закрепилось название "хайку" (комические стихи), так как они носили шуточный характер. Со временем хайку стали лирическим жанром, но название сохранилось. Хайку зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Хайку и дзэн-буддизм неразрывно связаны -

целью последнего является просветление (сатори), внезапное озарение, которое невозможно передать долгими описаниями - можно только запечатлеть с помощью короткой и яркой мысли, облачённой в стихи. Тем не менее, писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Поэзия, проникнутая духом дзэн, представлялась как часть специфической духовной практики, направленной на достижение полной гармонии с окружающим миром - знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью

воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Хайку - это философский взгляд на мир в хрупкой и

изысканной форме. Простота, изящество, небывалая поэтичность и ясность изложения ставят хайку в один ряд с наиболее популярными стихотворными жанрами современности. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

(Басё)С шелестом облетели

Горных роз лепестки…

Дальний шум водопада.

(Басё)Я в полночь посмотрел:

Переменила русло

Небесная река.

(Рансэцу)Луна так ярко светит!

Столкнулся вдруг со мной

Слепец - и засмеялся...

(Ессано Буссон)

В жанре японских трёхстиший писали и русские поэты-классики. Хайку нередко можно встретить и в современной русской поэзии.

Вот девушка с газельими глазами

Выходит замуж за американца,

Зачем Колумб Америку открыл?

(Н. Гумилёв)



ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма; расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ХОЛОСТАЯ РИФМОВКА – способ чередования рифм в строфе, при котором вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая т третья – нет (АВСВ)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)



ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема « - È

. Мчаться тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)



ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД – совокупность общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве; единство мировосприятия и эстетических взглядов, определяющих конкретное литературное направление. К художественным методам относятся: классицизм, реализм, романтизм,

сентиментализм, натурализм...



ЦЕЗУРА (лат. caesura - рассечение) – пауза, делящая строку на части. («Зима!…ü Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкин).

ЦЕНТОН (лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного, в основном, из заглавных строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье, -

Три сестрицы под окном.

Зима!.. крестьянин торжествуя,

Всё ходит по цепи кругом

Гонимый вешними лучами.

Уж солнце меркнет за горами...

Беги , сокройся от очей!

И сердцу будет веселей.Во глубине сибирских руд

Горит восток зарёю новой.

Не пой красавица при мне,

Подруга дней моих суровых.

Прощай свободная стихия!

Гусей крикливых караван…

Мороз и солнце! День чудесный!

Храни меня мой талисман!



ЧАСТУШКА - народная рифмованная припевка; четверостишие или двустишие лирического или сатирического содержания в задорно-шутливой форме.

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй. (В. Маяковский)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)



ШАРАДА – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Начало слова – зверь морской,

В лесу растёт конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьёт портной вам, если надо.

(кит + ель = китель)



ШЕСТИСТИШИЕ (секстина) - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)



Э-Я

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный», и т.п.).

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла. Традиционные иносказательные приёмы: аллегория, ирония, аллюзия, перифраз.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СТИХ (экзотический стих) – оригинальный стих,построенный на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф и т.п . К таким стихам относятся панторифмы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи и пр. Подробнее...
ЭКЛОГА (греч. ekloge - отбор) - разновидность идиллии; стихотворение на тему из пастушеской жизни, написанное в форме разговора.
ЭКСПОЗИЦИЯ ( лат. expositio - выставление напоказ, изложение) – вступительная часть в произведении с изображением персонажей и обстоятельств.

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus - готовый) – небольшое стихотворение, созданное без подготовки; импровизация.

ЭЛЕГИЯ (греч. elegos– жалобная песня) - лирическое стихотворение грустного содержания. Основные черты: интимность, сентиментальность; мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия.

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ - специфическая метрическая форма древнегреческой элегии - изначально скорбной песни, оплакивания усопших под аккомпанемент флейты. Элегический дистих состоял из двух стихов: гекзаметра и пентаметра.Элегическим стихом также писались эпиграммы и некоторые виды эпоса.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена,

Жизнь – в смерть…

А ты?... Ты в меня!

(Г. Гейне)



ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).
ЭНКЛИТИКА (греч. enklitikos - наклоняющийся назад) - безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному («куда же вы?», «я ли»…). Противопоставляется проклитике.
ЭПИГОНСТВО (греч. epigonoi – родившиеся после) – механическое, лишённое творчества подражание чему-то; традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля; желание угодить существующим вкусам или моде любой ценой.

ЭПИГРАММА (греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, «высмеивающее» кого-то.
Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

(А.С. Пушкин)

Больше эпиграмм...



ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe - надпись) - цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения. («Мне отмщение, и Аз воздам» - из Библии, эпиграф к роману Л.Н. Толстого

«Анна Каренина»).



ЭПИЗОД (греч. epeisodion - вставка) – часть художественного произведения, относительно самостоятельная единица его действия.
ЭПИЛОГ – заключительная часть произведения.
ЭПИСТОЛА (послание) – литературное произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Устаревший жанр.

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

Я помню чудное мгновенье!

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)



ЭПИТАФИЯ (греч. epitaphios - надгробный) - надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром панегирического (эпоха классицизма) или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,

С любовью, леностью провёл весёлый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

(А.С. Пушкин)



ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...

(А. С. Пушкин)



ЭПОПЕЯ (греч. epos – слово и poieo - творю) - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Эпопеи Гомера. Л. Толстой «Война и мир».
ЭПОС (греч. epos - слово, повествование) - произведения народного творчества, повествующие о прошлых событиях: героические сказания, народные предания, былины, песни.


ЭССЕ (франц. essai - опыт, набросок) - прозаическое сочинение небольшого объёма с непринуждённым изложением на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Основатель жанра - Мишель Монтень.
ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Схема «È - ».

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

Происхождение ямбов

Слово "ямб" (от греч. iambos) произошло от имени мифической Ямбы - дочери бога лесов и рощ Пана и нимфы Эхо. Ямба была служанкой у элевсинского царя Келея м его царицы Метаниры. Как гласит гомеровский гимн, Ямба непристойными шутками рассмешила Деметру - богиню плодородия и земледелия, скорбящую по своей дочери Персефоне,

похищенной Аидом - владыкой подземного мира. Из имени Ямбы греками был выведен стихотворный размер - ямб, который первоначально применялся для стихотворных шуток и насмешек. Само слово "ямб" тогда ассоциировалось с несерьёзным и шуточными стихами. Ямбический стих состоял у греков из ямбических диподий (два ямба вместе), которые образовывали собой т.н. "ямбический триметр" (в современном понимании - шестистопный ямб). Ямбическая поэзия была слабо развита в античной Греции. Её основоположником считается Архилох - автор первого древнегреческого лирического произведения (а соответственно, и всей греческой литературы), написанного 6 апреля 648 года до н.э.

по случаю затмения солнца. Архилоха часто сравнивали с Гомером, а его ямбы были у всех на устах. Пример архилоховских ямбов:

Сердце, сердце!

Грозным строем

встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их

грудью,

и ударим на врагов!

Пусть везде кругом засады, -

твёрдо стой, не трепещи.

Победишь - своей победы

напоказ не выставляй;

Победят - не огорчайся,

запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче,

в меру в бедствиях горюй;

Познавай тот ритм,

что в жизни



человеческой сокрыт.

(перевод Вересаева)
<< предыдущая страница