Словарь поэтических терминов в примерах - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Словарь поэтических терминов в примерах - страница №1/2






СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРИМЕРАХ
А

АВТОНИМ (греч. аutos - сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие; стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены. Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторствсвоих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в по средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения - каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху

Возрождения. Первым аналогом славянского акростиха была т.н. Азбучная молитва (авторство приписывается Константину Преславскому), по форме напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита. Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было

виртуозно составлять изящные стихотворения. В начале XX века акростихи становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто - друг другу) акростихи-посвящения; известны акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются редко; каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам, - своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.

Больше акростихов

Ангел лёг у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был тёмным и беззвёздным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона…

(Н. Гумилёв)Родясь от пламени,

на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечет планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Гавриил Державин)Пишу о чем-то

вдохновенно,

О Боже! снова в раж вошёл -

Экстаз творения нетленный

Зачем-то вновь меня нашел.

И что б там ни было вокруг,

Я весь во власти дивных мук!

(А. Бердников)

Существуют также разновидности акростиха: телестих – акростих из последних букв строк, месостих – акростих из средних букв, акроцентон - стих, собранный из строк известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк какое-либо слово или фразу,

обратный акростих - зашифрованное слово читается снизу вверх.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с

цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм и пр. В русскую поэзию введён В. Тредиаковским. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на вторую половину 18 - первую половину 19 века.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев)
АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4 логаэдов.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой

мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.


АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.

"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет"

(повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный чёлн…

(К. Бальмонт)Ужа ужалила

ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.



Уж уж от ужаса стал уже -

Ужа ужица съест на ужин.


АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Геро-страта»,«Слон и Моська»).
АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще - двустишие) начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

Антисемит Антанте мил.

Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.

Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.

Воткнуть перо бы в ягодицы…

(В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция) начиналось с новой строки и буквы алфавита.
Азъ словом симь молюся Богу

Боже вьсея твари и зиждителю

Видимыимъ и невидимыимъ!

Господа духа посъли живущаго

Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово

Еже будетъ на успехъ вьсемъ...


АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.), в русскую поэзию перешло в 18 веке и неукоснительно соблюдалось особенно в отношении

твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.

Дадут покров тебе чужие

И скажут: "Ты для нас чужой!"

Ты спросишь: "Где ж мои родные?"

И не найдёшь семьи родной.

(А.С. Пушкин)
АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - расширение) - стилистический приём; нагнетание однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Применяется в литературе и ораторском искусстве для придачи тексту (речи) экспрессивно-эмоциональной окраски.
АМФИБОЛИЯ (греч. amfibolia - неясность) - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».
На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой , она.

(М.Ю. Лермонтов)

АНАКОЛУФ - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер" (А.С. Грибоедов), "Ни совести ни грамма".
АНАКРЕОНТИКА (анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия, воспевающая земные радости и чувственные наслаждения. Названа в честь основателя жанра, древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н.э.), имевшего множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали многие русские поэты 18-19 веков, в т.ч. и Пушкин.

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание, предварение) - безударные слоги в начале стиха перед первым ударным слогом (иктом). В правильно сложенных в метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема.
Зима!... Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь...

(А. С. Пушкин)

Нулевая анакруза (т. е. её отсутствие) имеет место в том случае, когда стих начинается сразу с сильной доли ("Буря мглою небо кроет..." А.С. Пушкин).Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное ударение ("Швед, русский колет, рубит, режет..."А.С. Пушкин).В музыке анакрузе соответсвует затакт. Сам термин "анакруза" был введён в научный оборот в конце 19 века.Если анакруза - это безударные слоги перед первым ударением в стихе, то эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего

ударения. Подробней см. эпикруза.

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ». Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок)


АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических

построений в смежных строфах (строфическая анафора).Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.


И посох мой благославляю,

И эту бедную суму,

И степь от края и до края,

И солнца свет, и ночи тьму.

(А.Толстой)Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

(М.В. Лермонтов)

Приют любви, он вечно полн

Прохлады сумрачной и влажной...

(А.С.Пушкин)


Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.
Чёрный ворон в сумраке снежном,

Чёрный бархат на смуглых плечах...

Томный голос пением нежным

Мне поёт о южных ночах.

(А.Блок)Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная

Правда живучая!

(Н.А.Некрасов)
Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.
Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем.

(А.С. Пушкин)Мне никто сокровенней не был,

Так меня никто не томил,

Даже тот, кто на муку предал,

Даже тот, кто ласкал и забыл.

(Анна Ахматова)

Строфическая анафора основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них

Милее всех одна!

За что же? Ранее встаёт,

Ярчей горит она?

(Е. Баратынский)
Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии. Пример...
АННОТАЦИЯ (лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения.
АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

(А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ (антифразис) – стилистическая фигура; употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.

Талант! У него всё по плану.

Он опусы круглые сутки крапает.

Он выбрал девиз: ни дня без романа!

И мысли за строчками не успевают.

Как светоч, как башня водонапорная,

Он знает, что нужно стране и народу:

Сегодня в цене - вода и снотворное,

И он подаёт эту воду!

Второй.

Самородок. Мыслей гигант.



Он автор всего: от романов до песенок;

Его голова как огромный сервант

Напичкана всякой словесной плесенью.

Творчество он заменил плагиатом

И, величайшим владея даром,

Из разных книжонок стругает салаты

И жадно считает свои гонорары...

(В. Невский)



АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – см. Метрическое стихосложение.
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
Вдруг слышу крик и конский топ...

Подъехали к крылечку.

Я поскорее дверью хлоп

И спрятался за печку.

(А.С. Пушкин)
АПОЛОГ – короткая иносказательная басня с изображением животных или растений и нравоучительным подтекстом. Сродни басне, но меньше по размерам. В форме аполога написаны "Нравоучительные четверостишия" А.С. Пушкина в соавторстве с А. Вульф.

Одна свеча избу лишь слабо освещала;

Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.

Правдивы древнего речения слова:

Ум хорошо, а лучше два.

(А.С.Пушкин)



АПОФЕГМА – краткое нравоучительное и остроумное изречение ("Красота спасёт мир", Ф. Достоевский). Апофегматы – старинные сборники апофегм.
АПОСТРОФА - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.

Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.

И сердце под рукой теперь больней и ближе,

И чувствую сильней простое слово: друг.

(С. Есенин)
АРИТМИЯ - нарушение ритмической правильности в стихе.
АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов с белыми в рамках одного поэтического произведения.
АРХАИЗМ (от греч. archaios - древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась…

(А.С. Пушкин)
АСИНДЕТОН - см. Бессоюзие.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) – созвучие ударных гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных (ведро - светло, весь – месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в

русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве. Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.

Хвали сено в

стогу, а барина в гробу.

Людская молва,

что морская волна.

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори моя звезда!

(слова народные)

Ассонансом также обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных ударных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

(А. Блок)

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет его интонационно-синтаксическое звучание. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях и пр.
Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(К. Чуковский)

АФОРИЗМ - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщённую и законченную мысль. Афоризмам свойственна оригинальность, выразительность и неожиданность. «Если хочешь быть счастливым, будь им!», Козьма Прутков. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов. Афоризмы могут быть и в стихах:
Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

(А.С. Пушкин)


Б

БАЛЛАДА (позднелат. ballo - танцую) - лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

(В.А. Жуковский)

БАСНЯ - жанр сатирической поэзии; короткое иносказательное нравоучительное стихотворение или рассказ с использованием олицетворений и обобщений. Действующие лица - люди, животные, птицы, рыбы, растения, предметы, явления и т.п. Басня создавалась как замаскированная критика существующих пороков и нравов, порядков и отдельных влиятельных лиц; в ней, как правило, присутствует мораль. Басенному жанру присущи сарказм, ирония, обилие забавных образов, идиом и простота изложения. Часто басни строятся на диалогах. Наиболее известные баснописцы: Эзоп (Древняя Греция), Федр (Древний Рим), Ж. Лафонтен (Франция), Г. Э. Лессинг (Германия), Т. Мур (Англия) И. А. Крылов (Россия). Первые русские басни писали начиная с XVII века первые русские поэты: С. Полоцкий, В.Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев и некоторые другие. Пик русской басни пришёлся на творчество наиболее известного русского поэта-баснописца И. Крылова, после которого жанр на некоторое время приходит в упадок. Из поэтов последуещего периода мастерами басни были Д. Бедный и С. Михалков.
ВОЛК И ПАСТУХИ

Волк, близко обходя пастуший двор

И видя, сквозь забор,

Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,

Спокойно Пастухи барашка потрошат,

А псы смирнехонько лежат,

Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:

"Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,

Когда бы это сделал я!"

(И. Крылов)

Однажды нёс пастух куда-то молоко,

Но так ужасно далеко,

Что уж назад не возвращался.

Читатель! он тебе не попадался?

(Козьма Прутков)
"Где наш отец?" - выспрашивал упрямо

Сын-Червячок у Мамы-Червяка.

"Он на рыбалке!" - отвечала Мама...

Как Полуправда к Истине близка!

(С. Михалков)
БЕЙТ (араб.) - двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Из бейтов составляются газели, касыды, месневи, рубаи и произведения других жанров классической восточной поэзии. Стихи могут быть рифмованными (по типу AA, BA, CA) и нерифмованными. Бейты содержат законченную мысль и часто употребляется как самостоятельные произведения.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь,

что звук затих:

Исчезли вовсе не они, а отраженье их.

(Руми)


БЕЛЛЕТРИСТИКА (франц. belles lettres - художественная литература) – массовая литературная продукция лёгкого содержания противоположная высокому искусству.

БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:
Сяду я за стол да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

(А. Кольцов)

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

(Н.А. Некрасов)



БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих: «У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:
…Сидел на ветке

Как-то глупый попугай.

И взлетая очень редко,

Он смеялся с птичьих стай:

«Будет дымка голубая,

Красивее облака,

Вот тогда и полетаю

Выше всех, наверняка!»

И решил он вниз спуститься,

Сэкономить больше сил.

Только ж надо так случиться:

Он в силки и угодил.

И теперь в красивой клетке

Всё твердит: …



БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

БЕСТСЕЛЛЕР (англ. best - лучший, sell - продаваться) - наиболее раскупаемая книга, издаваемая большими тиражами.

БИБЛИОФИЛИЯ (греч. biblion - книга и ...philia - любовь) – коллекционирование редких изданий, изучение их особенностей. Библиофил – книголюб.
БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Бей

тех,


чей

смех,


вей,

рей


сей

снег!


(Н.Н. Асеев)Дол

Сед


Шёл

Дед.


След

Вёл -


Брёл

Вслед.Вдруг

Лук

Ввысь:
Трах!



Рысь

В прах.


(И.Л. Сельвинский)
БУКОЛИКА (греч. bukolikos - пастушеский) - общее название жанров античной литературы (эклоги, идиллии); в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название пошло от заглавия цикла стихов Вергилия.
БУРИМЕ (франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") – стихи на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Пример...

БУРЛЕСКА (франц. burlesque – шутливый) - жанр пародийной поэзии комического характера.

БЫЛИНА – русская народная эпическая песня; сказание о богатырях, как отражение нравственных идеалов народа.

Назад Дальше


В-Г

ВЕНОК СОНЕТОВ - поэма из пятнадцати связанных сонетов. Последний 15-й сонет - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему 14-ти сонетов.

ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

(А. Блок)



ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он

вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.


В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст. Пример...
ВИРЕЛЭ - строфическое стихотворение, начинающееся заключительными стихами своих строф.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. (Не путать с верлибром). Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.
...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась...

( И.А. Крылов)



ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - строфа из восьми стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С.Пушкин)



ГАЗЕЛЬ(газела) - вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: AA BA CA DA….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха: касыда, муссалас, фарды и тарждибанд.
Хмельная, опьяненная, луной озарена,

В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.

Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,

Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.

Пришла и села, милая, у ложа моего:

"Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!"

Да будет век отвергнутым самой любовью тот,

Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.

(Хафиз)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметрами написаны величайшие поэмы античности "Илиада", "Одиссея", Энеида". В русскую поэзию введён В.К. Тредиаковским. Подробнее о гекзаметре...

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ГИМН (греч. hymnos -хвала) - торжественная песнь. Гимны бывают государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий или героев и пр.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность гиперболе – литота.
ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

(С. Есенин)



ГРАФОМАНИЯ (греч. grapho - пишу, mania - безумие, страсть) - патологическая страсть к сочинительству, часто, без каких-либо признаков таланта.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

(В. Маяковский)

Д

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема «- ÈÈ».
В рабстве спасённое

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.


В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов )

ДИАЛЕКТ (греч. dialektos - говор, наречие) - разновидность языка определенной социальной или территориальной группы людей.
ДИВАН – восточное название сборника стихов одного поэта, расположенных в определённой последовательности.

ДИСТИХ – строфа их двух стихов. См. двустишие.
Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(С. Есенин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.
Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)



ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.
О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

ДИПИРРИХИЙ - двойной пиррихий. Устаревший термин.
ДИССОНАНС (лат. dissono - нестройно звучу) – сочетание слов с различной ударной гласной. При этом остальные звуки могут совпадать.Сродни консонансу.

Ворот – верит, розовый – разовый, норов – коммунаров, тающий - млеющий…


ДИФИРАМБ - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). В переносном смысле – чрезмерная похвала.
Цветов! огня! вина и кастаньет!

Пусть блещет "да"! Пусть онемеет "нет"!

Пусть рассмеется дерзновенное!

Живи, пока живешь! Спеши, спеши

Любить, ловить мгновенное!

Пусть жизнь за счастье сдачи даст гроши, -

Что толку в том, когда все - тленное?!

Пей! хохочи! танцуй! смеши!

(И. Северянин)

ДОЛЬНИК - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором объём безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1-2 слогов. Термин ввёл в обиход В. Брюсов в 1918 году.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

(А.А. Ахматова)Свеча нагорела.

Портреты в тени.

Сидишь прилежно и скромно ты.

Старушке зевнулось. По окнам огни

Прошли в те дальние комнаты.

(А. Фет)


ДОЛЯ (или такт) - сочетание сильных и слабых мест; единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

ДРАМА (греч. drama - действие) - литературное произведение с серьёзным сюжетом, написанное в диалогической форме. В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского,

«На дне» М. Горького). Яркие представители: Эсхил, Софокл, В. Шекспир, Мольер, Шиллер, Ибсен, Б. Шоу, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький и др. Трагическое начало присуще исторической драме.



Ж-З-И
ЖАНР - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

ЖАРГОН - см. Сленг.

ЗАВЯЗКА - начало, исходный пункт каких–либо действий в литературном произведении со сложной фабулой.

ЗАГАДКА – краткое иносказательное воспроизведение какого-то предмета или явления в поэтической форме. Жанр фольклора.
Висит груша,

Нельзя скушать.

(лампочка)

ЗВУКОПИСЬ - фонетическая инструментовка стиха.

ИДИЛЛИЯ - поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. В. Гете). В переносном ироническом смысле - мирное беззаботное существование.

ИДИОЛЕКТ (греч. idios - своеобразный, особый и (диа\лект) - совокупность особенностей, характеризующих речь отдельного индивидуума в определённый период времени.

ИДИОМА (греч. idioma - особенность, своеобразие) - оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов ( "бить баклуши", "сматывать удочки", «синий чулок», «крепкий орешек»…).
ИЗОХРОНИЗМ (от изо... и греч. chronos - время) - равная продолжительность звучания единиц речи. Античное стихосложение основано именно на изохронизме

ИЗОСИЛЛАБИЗМ (равносложность) - равное количество слогов в отрезках речи. Силлабическое стихосложение строится на изосиллабизме.
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

ИНТОНАЦИЯ (лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр и громкость.

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

(Ф.И. Тютчев)



К

КАКОЛОГИЯ (греч. кakos – плохой, logos – слово) – неправильное сочетание слов в предложении (“одержать успех” вместо “одержать победу” и т.п.).
КАТРЕН – см. Четверостишие.

КАЛАМБУР (франц. calembour) - игра слов; шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний (на дворе – трава, на траве – дрова).

Больше каламбуров...

Сев в такси, спросила такса:

"За проезд какая такса?"

А водитель: денег с такс

Не берём совсем. Вот так-с!".

(Я. Козловский)

Происхождение каламбура таково:В начале 18 века при дворе польского короля Станислава

(Станислав Лещинский - французский ставленник, его дочь была женой французского короля Людовика XV) жил дворянин по фамилии Каламбур (Сalembour). Он так плохо говорил по-французски, что у него постоянно срывались с языка всякие смешные двусмысленности. Герцогиня Буфлер составила себе целый сборник лексикона из речей Каламбура. Уехав после того в Париж, она любила забавлять этими "перлами" французскую королеву. С тех пор при французском дворе подобные двусмысленности вошли в моду, а всякую игру слов стали называть каламбуром.

На Руси каламбуры слагали с незапамятных времён. Русское народное устно-поэтическое творчество - поистине неиссякаемый источник мудрости и острословия. Как пример, русская народная скороговорка:

Заяц косой

Сидит за осокой-травой.

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.

КАЛЬКА (франц. calque – копия) - заимствование из другого языка путем буквального перевода слова или словосочетания.

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...).

Катахреза сродни оксиморону.


КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха, начиная с последнего ударения. По числу слогов различаются клаузулы мужские («... играй» -1 слог), женские («играю» - 2

слога), дактилические («играющий» - 3 слога), гипердактилические («играющие» - 4 слога и больше).


КЛИШЕ - шаблонная фраза, выражение, речевой штамп.

КОЛЛИЗИЯ (лат. collisio - столкновение) – столкновение, борьба противоположных сил, интересов, взглядов и пр. Термин введён Г. Гегелем.
КОЛОН - ритмическая единица прозаической речи: группы из 2-4 слов, объединённых по интонационному и синтаксическому признаку и разделяемые легкими паузами («Чуден Днепр при тихой погоде,ü когда вольно и плавно...», Н. В. Гоголь).

КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) РИФМОВКА - способ чередования рифм в строфе, при котором рифмуются 1-4 и 2-3 стихи (АВВА).
Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни…

(А. Бунин)

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).
Напрасно!

Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,

Напрасно!

(А.А. Фет)



КОМЕДИЯ (греч. кomodia, komos – весёлая процессия, ode - песня) – жанр драмы, произведение с весёлым, смешным сюжетом. Юмористические, сатирические и трагикомедии. Наиболее яркие представители: В. Шекспир, Мольер, Б. Шоу, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь…

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
КОНЦОВКА - заключительная часть художественного произведения.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие, система рифмовки АББААВВ.

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culmen - вершина) – пик, точка высшего напряжения и подъема в произведении. В кульминации происходит максимальное обострение конфликта или намечается перелом, подготавливающий развязку.
КУПЛЕТ - строфа песни или лирического стихотворения.


Л

ЛЕГЕНДА (лат. legenda - то, что следует прочесть) - рассказ, предание каком-то историческом событии или герое, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5, а последняя строка несёт наибольший юмористический эффект. Лимерики названы в честь ирландского города-порта Лимерик, в котором жил их основатель – Эдвард Лир. Как правило, лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие и призваны вызывать смех и положительные эмоции.
Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

(Э. Лир)


ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А.Блок, С. Есенин...

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемыми событиями в произведении.

ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и в свою очередь формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

ЛИТОТА (греч. litotes - простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv - ведущий мотив) – главная тема произведения, творчества какого-либо автора или целого направления.

ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – текст, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков ( например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»)

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (напр., дактилей и ямбов), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики. Примеры русских логаэдов..

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточённых

Будем в ломанных грош с тобою ставить…

(Гай Катулла)

М-Н

МАГИСТРАЛ (лат. magistralis - руководящий) - заключительный стих в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение-комплимент (в основном – женщине). Жанр салонной поэзии 18 - нач. 19 века.

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша:

Твоё прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

(М.Ю. Лермонтов)



МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной.

МЕЛОДРАМА (греч. melos – песня и drama – действие) – эмоциональная драма с острой интригой и резким конфликтом добра и зла.

МЕСНЕВИ (араб. маснави — сдвоенное) - жанровая форма поэзии Востока; поэма философского или романтического характера. Состоит из попарно рифмующихся бейтов (двустиший) по типу AA BB CC DD.
Прославляя любовь, мы испили вина,

Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет

Пьем из кубка Луны заструившийся свет.

И дрожащий огонь разведя синевой,

Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой.

О вино, что древнее, чем сам виноград!

Нас зовет его блеск, нас манит аромат!

(Ибн Аль-Фарид)

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, галерея - гарелея, в траве кузнел сидечик…)
МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - троп; скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но

подразумеваются.


Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

(А.Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал"- имеется в виду вино в бокале; "читать Пушкина" - подразумевается его стихи, "выпить рюмку" - т.е. её содержимое и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

(А.С. Пушкин)



МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

МЕТРИКА – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) (греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное

метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Подробнее...


МИФ (греч. mythos - предание, сказание) - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека, о происхождении небесных тел, мифы о животных. Для мифов характерно

наивное очеловечивание всей природы .


МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.
МОНОЛОГ (от моно (один)... и греч. logos — речь) - развернутое высказывание одного лица, обращённая к слушателям или к себе. Преобладает в лирике и драматическом жанре.
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат.

(Омар Хайям)

Пример старинного европейского монорима:

Моноримы в музее рифмы...

Холодеет жар камина,

Смолкли звуки пианино,

Отзвучала каватина...

Где ж иных небес картина,

Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.


Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,

Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин.

(И.А. Крылов)Есть

черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

(М. Цветаева)


Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся

с печи ноги свеся,

Не смейся, Алеся,

а на печи грейся.

(русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,

и креста честного силою укрепився,

и молитвами пречистые Богородицы защитився,

и предстательством небесных сил оградився,

и Богу помолився...

("Задонщина", 14 век)


следующая страница >>