«Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» 1 162.79kb.
"Сложноподчинённое предложение" 1 10.79kb.
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Предложение». «Осень» в произведениях... 1 90.55kb.
Закончите предложение На море был шторм…, чтобы получилось а сложносочиненное... 1 14.88kb.
Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Горбушина И. Ш. Тема: «Предложение». 1 67.62kb.
Задание 1 4 Задание 1 8 Задание 4 9 Задание 1 9 Задание 4 1 99.94kb.
B10 Среди предложений 19 – 27 найдите предложение с вводным словом 1 35.61kb.
Предложение о сотрудничестве 1 176.35kb.
Инвестиционное предложение -1 1 214.29kb.
Основные экономические закономерности. Потребности и ресурсы. 1 69.46kb.
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной... 2 531.58kb.
Руководство по тропам Пожалуйста, верните это руководство в конце... 1 112.5kb.
- 4 1234.94kb.
«Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными - страница №1/1


МОУ «Тираспольский Общеобразовательный Теоретический Лицей»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе гуманитарного отделения.

ТЕМА:« Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными ( цели, причины, сравнения).»

Учитель русского языка I квалификационной категории Тетянник О.И.

2009г.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями разных видов придаточных обстоятельственных, со средствами связи в них, с их строением;

  2. продолжить работу по развитию орфографических и пунктуационных навыков;

  3. работать над исправлением речевых ошибок;

  4. обучать учащихся применению сложных предложений в речи. Оборудование урока:

    1. таблицы с синтаксическими моделями предложений;

материал для редактирования.

I. Словарно-орфографическая работа

(Повторение слов с приставками пре - при)

а) Зрительный диктант.



  • На доске написаны слова. Учитель читает их толкование, учащиеся находят соответствующее слово.

Президент, приоритет, презентовать, препятствие, преамбула, прелюдия, привилегия, преемник, прерогатива, прецедент, претендент, престижный, превалировать.

б) Словарная разминка.



  • Подобрать слова - синонимы, начинающиеся с пре - при.

Грань (предел), измена (предательство), печальный (прискорбный), правонарушение (преступление), склонность (призвание), последователь (преемник), загородить (преграждать), находиться (пребывать), хвалить (превозносить), прижаться (прильнуть), померещиться (причудиться), относиться без уважения (презирать), заботиться о ком-либо (призирать). * Подобрать слова - антонимы:

Удаляться (приближаться), очень мало (премного), отбавлять (прибавлять), уважать (презирать), очень злой (предобрый), уродливый (прекрасный).

II. Повторение изученного

Опрос:


  • дать определение CI 111;

  • назвать виды придаточных частей, охарактеризовать их;

  • сравнить придаточные определительные и придаточные изъяснительные;

  • сравнить синтаксические модели, определить вид придаточного:

12 12 [так], (что) <-> [так быстро], (что)





III. Изучение видов придаточных (цели, причины, сравнения)

Придаточные цели. 1. Материал для наблюдения





чтобы


Все молчали,

чтобы слышать шорох

цветов


[ ],
ДЛЯ ТОГО (>) чтобы с тем q чтобы затем q чтобы дабы





  • Расшифруйте запись синтаксической модели, поставьте вопрос, проанализируйте пример и определите вид придаточного.

Вывод: Это придаточные цели, они содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части.

  • Объясните пунктуацию при составных союзах.

  • Дополните предложения так, чтобы получились придаточные цели:

а) Мы собирались для того...

б) Надо научиться распределять время, чтобы ...

в) Мне хочется отдохнуть, чтобы ...


  • Ответьте на вопросы, используя придатоные цели:

а) С какой целью рыхлят почву вокруг растений?

б) Зачем выпалывают сорную траву?

в) Для какой цели проращивают семена?

г) Зачем нужно озеленять города?

д) Приведите свои вопросы.


    1. Необходимо отличать придаточные цели от других придаточных.

  • Запишите предложения и определите вид придаточных:

а) Я закончил работу так, чтобы успеть к поезду (образ действия).

б) Я торопился закончить работу, чтобы успеть к поезду (цели).

в) Мне сказали, чтобы я поскорее закончил работу (изъяснительное).


  1. Повторение (различение союза чтобы и что бы)

  • Раскройте скобки:

Что(бы) ты посоветовал мне почитать, что(бы) было интересно?

Придаточные щщжты 1. Материал для наблюдения.




потому q что ; ^



ОТТОГО (;) что ], благодаря тому (,>что; ввиду того (>) что; вследствие того q что; из-за того q что; так как ; ибо ; Ч^ в силу того (_) что Всякий труд важен, потому что облагораживает человека (Л. Толстой)

  • Проанализируйте предложение, поставьте вопрос придаточной части и определите ее вид.

  • Расскажите о пунктуации при составных союзах.

  • Какие из союзов употребляются в книжной речи?

Вывод: Союз потому что стилистически нейтрален. Союз ибо потребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости.

Союзные сочетания целиком относятся к деловому стилю.



    1. Необходимо отличать придаточные причины от других придаточных.

  • Записать предложения, определить их вид:

а) Я пошел в аптеку, так как заболел отец (причины).

б) Я пошел в аптеку, чтобы купить лекарство (цели).



  1. Конструирование предложений.

  • Подобрать придаточные и составить предложение, используя модель:

чтобы....

Я отдыхаю

потому что...

чтобы....

Все замолчали

потому что.


  • Одинаков ли вид придаточных?

4. Употребление в речи С1Ш с придаточными цели.

  • Ответить на вопросы, используя СПП. Определить вид придаточных:

а) Зачем нужны в лесу муравейники?

б) Зачем в лесу нужно тщательно гасит костер?

в) Почему необходимо сохранять леса?


[ ],


Придаточные сравнения 1. Материал для наблюдения




словно как будто точно как



Волны бились о берег с таким шумом, как будто кто-то ударял огромным молотом.

  • Проанализируйте предложение и схему, определите вид придаточного. Вывод: Это придаточное сравнительное. Оно поясняет содержание главной части при помощи сравнения. Значение сравнения придают сравнительные союзы.

  • Проиллюстрируйте этот вывод примерами из упражнения 104.

    1. Выражение значения сравнения с помощью сравнительных оборотов

  • Записать предложение, объяснить пунктуацию в них:

а) И кудри их белы, как утренний снег.

б) Повалился он на утренний снег, будто сосенка.



  1. Повторение

Различные случаи постановки или отсутствие запятой перед союзом как (приложение 1)

  1. Конструирование приложений.

  • Дополнить каждое предложение а) сравнительным оборотом; б) придаточным сравнения:

Засверкали на солнце росинки, будто ... Пух летел с деревьев, как ...

  • Сделайте вывод: как отличить предложения со сравнительными оборотами от СПП с придаточными сравнения?

  1. Работа по устранению речевых ошибок. Игра «Корректор». Найти в предложенияКошибки, исправить их

(Приложение 2)

  1. Обобщение.

Дополните предложения, чтобы получились СПП. Определите вид придаточных.

который...

Нам предложили I потому что ...

всем классом съездить когда ...

на экскурсию если ...

в Санкт - Петербург чтобы ..

" несмотря на то что ...


  1. Пунктуация службы предложениях. (Приложение 3)

Организация конца урока.

Запятая перед как



ставится:

    1. Вода блестела, как черное стекло.

    2. Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

    3. Завтра, как сообщили по радио, будет снег.

    4. Мы видели, как угасала заря. не ставится:

      1. Она как солнышко.

      2. Лицо стало как мрамор.

      3. Он сидит как на иголках. Все идет как по маслу.

      4. Ленский везде был принят как жених.

Он любил как физику, так и математику.

Редактирование.

■ Найти ошибки в построении предложений, исправить их, определить вид придаточных.



        1. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

        2. Ученый Д.И. Менделеев, который был основоположником современной химии, точно предсказал существование элементов, которые открыли уже в наши дни.

        3. Лес, Гед было много грибов, находился недалеко от деревни, где мы жили.

        4. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной.

        5. Лектор говорил, что всем было известно.

        6. Я знал то, что брат приедет завтра.

        7. Он перестал посещать спортивную секцию благодаря тому, что был очень занят на работе.

        8. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, выполнены хорошо.

        9. Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

        10. В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождалась.

        11. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина зимнего вечера.

■ Расставьте знаки препинания в отрезках предложений. Помните о словах - пограничниках, т.е. союзах и союзных словах, которые помогают установить границу, и о смысле предложения.

Предложения - «Гуси».



          1. ... ездил потом в Африку в Индии он тоже...

          2. У моря видел дуб зеленый Под ним сидел и кот ученый...

          3. ... сосуд крышка которого ...

          4. ... река по обе стороны которой росли...

Предложения - «Матрешки».

            1. Я развлекал сестренку которая болела чтением.

            2. В лесу куда мы часто ходили за грибами росли высокие березы.

            3. Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днем.