«Сквозь видимый миру смех …» Цели и задачи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Сквозь видимый миру смех …» Цели и задачи - страница №1/1

«Сквозь видимый миру смех …»
Цели и задачи:

1.Систематизировать полученные на уроках знания об идейном и художественном своеобразии комедии Гоголя «Ревизор», обобщить знания учащихся о героях произведения.

2.Развивать навыки самостоятельного анализа, умение делать выводы, обобщения.

3.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.


Ход урока.

1.Слово учителя.

Подходит к завершению наша работа над комедией Гоголя «Ревизор». Мы говорили о сюжете, проблематике этого произведения, о его героях.

Сегодня тема нашего урока «Сквозь видимый миру смех…», и мы попытаемся подвести некоторые итоги, поговорим о том, что же хотел показать автор «сквозь видимый миру смех…», и почему этот смех и по сей день находит отклик в наших сердцах, а комедия Гоголя находит своего читателя спустя 170 лет после создания.

Н. В. Гоголь писал: «кто льет часто душевные, глубокие слезы, тот, кажется, более всех смеется на свете…Во глубине холодного смеха могут оказаться горячие искры вечной могучей любви.»

Вопрос:

Как вы понимаете эти слова автора, каким образом они связаны с комедией «Ревизор»?



Возможные варианты ответов учащихся: это смех сквозь слезы, грусть; автор решил посмеяться над глупостью, невежеством, алчностью, чтобы показать людям со стороны, какими они бывают, достучаться до их сердец; Гоголя волновала судьба России, и он решил с помощью смеха помочь ей измениться в лучшую сторону.

2. Слово учителя.

«О, смех великое дело!- говорил Гоголь.- Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного, но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала никакая сила».

Вопрос:

От чего пытается удержать людей автор комедии?


Возможные варианты ответов учащихся: от бесчеловечного поведения, от лжи и несправедливости, от глупости и пустословия, от бездуховности.

3.Слово учителя.

Вы уже знаете, что, рисуя картины жизни, художественные образы, писатель воплощает в них свои мысли и чувства, выражает свое отношение к изображаемому, то есть идею. Но художественное произведение несводимо к идее: его жизненный материал (события, люди, конфликты, переживания) всегда шире, богаче самой идеи писателя. Каждый по-своему истолковывает образы, поступки героев. Например, о Хлестакове, одном из главных персонажей комедии, много писали, говорили. Давайте попробуем сравнить несколько мнений об этом герое (Гоголя и писателей 20 века Д. С. Мережковского и В. Набокова).



Работа по группам.

1 группа представляет мнение Гоголя.

2 группа представляет мнение Мережковского.

3 группа представляет мнение Набокова.



Вопрос:

Подумайте, что в этих высказываниях общего, какие грани в характере Хлестакова отмечает каждый из авторов. Выразите свое отношение к герою.



Возможные варианты ответов учащихся: в Хлестакове переплетаются различные начала; пустой и ничтожный человек, «и лгунишка, и подляшка, и трусишка», «не имеющий никаких преград между добром и злом, законным и преступным», но есть в нем какая-то легкость, мечтательность, он наделен обманчивым обаянием.

Слово учителя.

«Всякий на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым… редко, кто им не будет хоть раз в жизни»,- говорил Гоголь.

Вопрос:

Как вы понимаете слова автора?



4. Слово учителя.

Хлестаков - одно из самых широких обобщений Гоголя, но он лишь часть целого.

К. С. Станиславский задавал вопрос:

«Почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?»
Вопрос:

Попробуем ответить на вопрос Станиславского, покажем, что уездный город, в котором происходит действие,- своеобразное подобие России.



Выводы учащихся: Гоголь изобразил Россию своего времени, сказал горькую правду о реальной жизни.

5. Слово учителя.

Слова «Авторской исповеди» писателя подтверждают наши выводы:



«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем »

Вопрос:

Гоголь говорил о России 19 века. Почему тогда нам интересна комедия в 21 веке, почему нас волнуют образы, характеры, созданные автором?



Ответы учащихся о злободневности комедии.

6.Вопрос:

Какой главный вывод вы сделали для себя из сегодняшнего урока?



Выводы учащихся.

7. Домашнее задание: подготовиться к презентации работ по проекту, учитывая материал сегодняшнего урока.

8. Комментарий оценок.