1. Работа со сказкой.
Работа со сказкой до чтения.
1. Чтение заглавия и фамилии автора.
– Как вы думаете, а есть ли такие дедушки, которые не умеют рассказывать сказки?
– А что тогда про них читать?
– О чём вам говорит имя автора – Джанни Родари?
– Можете ли вы предположить, какое произведение будем читать: весёлое или грустное?
2. Рассматривание иллюстрации.
– Героиню какой сказки вы видите?
– А были ли в сказке «Красная Шапочка» жираф? кенгуру? трамвай?
Что можно предположить?
Работа со сказкой во время чтения.
1. Чтение сказки про себя.
– Над чем вы смеялись, читая сказку?
2. Чтение вслух по ролям (с родителями).
Роли:
Автор, внучка, дедушка.
Вопросы перед чтением:
– Сколько героев в сказке?
– В форме чего построена сказка? (В форме диалога.)
– В конце некоторых предложений стоит многоточие. Как надо читать такие реплики? (Дедушка как будто хочет дальше говорить, а девочка перебивает его.)
– Попробуйте читать с соответствующей интонацией.
Беседа после чтения.
– Почему у дедушки получилась такая весёлая сказка?
– Как вы думаете, дедушка действительно не умел рассказывать
сказки? (Нет. У дедушки было прекрасное чувство юмора. Он использовал его в собственных целях: чтобы внучка не мешала читать газету.)
– Как именно создаётся в сказке комический эффект? Найдите в тексте перевёртыши, ситуации нонсенса (такого не может быть!).
– Вспомните сюжет первоисточника – сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». Что именно изменил Джанни Родари и тем самым сумел создать для читателей смешную ситуацию? (Переименовал героиню сказки, оставив лишь намёк на Красную Шапочку, подменял героя-злодея Волка то безобидной Лошадью, то Жирафом, изменил место действия, настроение, финал сказки.)
3. – Предложите свои варианты изменения «Красной Шапочки», придумывая героев, повороты сюжета и новые окончания сказки.
2. Рассказ о сказках-играх, которые сочинял Дж. Родари.
Джанни Родари как-то с горечью признался: «Я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чём меньше всего думал». Маленький Джанни очень любил рисовать и мечтал быть художником, но в семинарии у него неизменно были плохие оценки по рисованию. Однако Родари не сдавался: пусть настоящего художника из него не вышло, но он остался верен детскому увлечению и всю жизнь любил «водить карандашом и писать маслом», а главное – развил удивительную зоркость, научился схватывать суть вещей и воплощать её … в словах.
А ещё Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на старенькой скрипке. Мечте этой не удалось сбыться, но любовь к музыке осталась на всю жизнь. Возможно, музыка, особая музыкальная интонация, пронизывающая многие произведения писателя, – след тех ранних уроков.
Мечтал маленький Джанни стать мастером игрушек. Он хотел придумывать необычные игрушки, которые никогда не надоедают. Джанни Родари был уверен, что «игрушки так же важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя».
Но и этой мечте, увы, не суждено было сбыться. Впрочем, это не совсем так. Прошли годы, Джанни Родари стал журналистом и «почти случайно» (так он сам считал, и нам это известно: все настоящие чудеса начинаются по воле случая!) начал сочинять стихи и забавные истории для детей. Тогда-то и ожили старые мечты!
«Я пытался делать игрушки из слов», – вспоминал начало своей литературной карьеры Родари. И действительно, из-под пера писателя одна за другой выходили удивительные истории, «весёлые, как игрушка». Весёлая игра – вот основа любой книжки Джанни Родари. О самых сложных и непростых вещах писатель умел говорить одновременно и серьёзно, и весело.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
|