Сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - страница №1/1

Музыкальная игра – сказка

по мотивам сказки А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

Рыжкова Е.В.

МБДОУ № 10

г. Солнечногорск


Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная область «Музыка»

Слушание:

- обогащать впечатления детей , развивать музыкальный вкус и память;

- способствовать развитию фантазии и воображения.

Пение:

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы ;

- совершенствовать умение петь индивидуально, коллективно, с музыкальным сопровождением.

Музыкально- ритмические движения:

- способствовать развитию танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов в театральных постановках;

-совершенствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Музыкально – игровое и музыкальное творчество:

- закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;

- содействовать проявлению музыкальных способностей, активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах ( трещотка, рубель, колокольчики, ложки)



Образовательная область «Познание»

- побуждать обращаться к предметам ближайшего окружения (культуры и быта),использовать их для постановки спектакля.



Образовательная область « Социализация»

- помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, декорации, грим, хореография); развивать актерские навыки;

-продолжать развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к театру;

- воспитывать доброжелательность и умение действовать в коллективе.



Образовательная область «Художественная литература»

- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в театральной постановке.

Образовательная область « Коммуникация»

- совершенствовать навыки диалогической и четкой речи в театрализованной деятельности



Предварительная работа.

- чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- разыгрывание эпизодов сказки с помощью театра би-ба-бо;

- просмотр мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- продуктивная деятельность – рисование по мотивам сказки;

- разучивание песен и танцев, пластических этюдов и миниатюр;

- работа над совершенствованием игры на русских музыкальных инструментах в оркестре;

- разработка и создание костюмов и декораций;



Оборудование к спектаклю.

Костюмы: русский народный костюм для взрослого (ведущая), русские народные костюмы по количеству детей, костюмы рыбок, костюм золотой рыбки, 4 гимнастические ленты синего и белого цвета, 2 шарфа темно-синего цвета, 2 кафтана; для «бабки» - сарафан , дворянская одежда, царская одежда : душегрейка, шапка, длинный сарафан; для «деда» - рубашка, штаны, шапка, лапти, сеть рыболовная.

Декорации: сундук с платками и бусами, трон, топорики для стражи, два белых полотна- на одном изображение дуба, голубой и синий материал – море.

Оркестр: русские народные инструменты ( трещотка, треугольники, стукалка, рубель, свирели, бубенцы)

Технические средства: CD проигрыватель, генератор дыма, генератор мыльных пузырей, ИКТ.

Сувениры в виде золотой рыбки (магнит, брелок, игрушка) по количеству детей.





Ход игры-сказки

Звучит музыка ( русские народные наигрыши, свирель), в зал вбегают дети в русских народных костюмах, начинают играть в салочки, скакать на лошадке, водить хоровод, веселятся. Входит бабушка, одета в русский народный бытовой костюм.
Бабушка: Ах, вот вы где? Зачем от бабушки убегаете, мне же за вами не угнаться.

Наигрались, набегались касатики. Садитесь, отдохните.


Дети садятся на лавочку, рядом на пенёк садится бабушка. К бабушке подходит мальчик.
Мальчик: Бабушка, а ты знаешь сказки?

Бабушка: Конечно.

Девочка: А кто сказки придумывает?

Бабушка: Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте, что я вам расскажу. Было это давным – давно, 200 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кучерявый. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получались у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам тем внимает, тот в Страну Чудес попадает. В той стране Чудес, любой волшебником становиться. И я в той стране была
Да, было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.


Звучит русская народная мелодия «Поля» на фоне музыки ведущая продолжает говорить.
На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт- песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. А вы не просто так сидите, чуток мне помогите, только не шумите, сказку не вспугните.
Бабушка: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.



На белом полотне появляется изображение избы, старого корыта (слайд 1). Стоит скамейка, рыбацкие сети висят на заборе. Старуха прядет пряжу, старик снимает рыбацкие сети.

Жили они в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Старик (поет) Выйду за ворота,

идет к морю Погляжу далеко.

Море-то широко,

Белой рыбы много.

Сети я закину,

Белу рыбу выну,

Я черпну водицы,

Наварю ушицы.

Открывается 2-ой занавес – звучит шум моря.

Бабушка. (говорит на фоне музыки)

Раз он в море закинул невод. (Дед бросает невод)



Дети «зрители» говорят: «Э-э-э-эх!»

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод.

(Дед бросает невод) Дети «зрители» говорят: «Э-э-э-эх!»

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод.

(Дед бросает невод) Дети «зрители» говорят: «Э-э-э-эх!»

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Рыбка.

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.



Старик (удивился, а потом ласково) .

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Исполняется танец золотой рыбки и рыбок «Аквариум» К. Сен-Санс. Во время танца используем генератор мыльных пузырей.

Бабушка.

Воротился старик ко старухе.



Старик Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее избу и корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Звучит русская народная музыка. Старик безропотно идет к морю.

Бабушка.

Вот пошел старик к синему морю.



Звучит музыка «Игра воды» Равель

Видит — море слегка разыгралось.



Старик (кличет).

Золотая рыбка! Рыбка!



Появляется рыбка.

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Старик ( снимает шапку, с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает, старику, мне покою:

Надобны ей новая изба и корыто;

Наше-то совсем раскололось.



Рыбка.

Не печалься, ступай себе с богом.

Будут вам новая изба и корыто.

Фрагмент танца золотой рыбки.

Звучит музыка«Игра воды» Равель

Рыбка уплывает, второй план «море» остаётся открытым, старик идет к старухе. На белом полотне появляется изба (слайд2).

Бабушка. Воротился старик ко старухе.

Старуха (не дав старику слова промолвить, накинулась).

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, избу и корыто.

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой.



Бабушка.

Пошел старик к синему морю.

Не спокойно синее море.

Звучит «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков. Фрагмент танца рыбки с волнами ( девочки с шарфами)

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает, старику, мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой.



Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом.

Рыбка уплывает, занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение дворянского дома (слайд 3).Старик остается за занавесом. Старуха одета в дворянский наряд, выходит на середину зала:

Старуха: Что сидите? Наряды мне несите!

Миниатюра "Барские наряды ". Звучит русская народная музыка «Полянка» 2 мальчика в рус.нар.костюмах выносят сундук с платками и бусами. Выходят 2 девочки в рус. нар. кост. начинают подносить старухе наряды и украшения, она рассматривает их и примеряет, ей не нравиться и она их бросает на пол, девочки по очереди поднимают их и убирают в сундук.

Старуха. Что печальные сидите?

Барыню не веселите?

Ну-ка, песню запевайте

Да на ложках заиграйте!



Исполняется русская народная песня «Долговязый журавель»

Старуха . Что ж, веселье продолжайте!

Быстрый танец начинайте!



Парный танец «Кадриль» Костенко

По окончанию танца появляется Старик.

Бабушка.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

А в тереме сидит его старуха

В дорогих боярских нарядах.

Старик. ( снимает шапку и клонится)

Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна.!

Старуха (не отвечая ему) .

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей!



Старик (испуганно) .

Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство.



Старуха (гневно)

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдешь, поведут поневоле. (толкает старика)

Звучит музыка. Старик плетется к морю.

Бабушка.

Старичок отправился к морю.



Звучит «Увертюра» Дунаевского

Почернело синее море.



Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

Рыбка.

Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!

2-ой план занавес закрывается. На полотне появляются царские хоромы (слайд 4).

Бабушка Старичок, к старухе воротился.

Что ж? перед ним царские палаты,



Исполняется танец скоморохов.

В палатах видит свою старуху,

за столом сидит она царицей.

Вокруг неё стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Старик (испуганно, старухе поклонился) .

Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна.

К старику подбежали слуги, заставили его стать перед царицей на колени.

Старуха.

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

Старик, молча, на коленях отполз и пошел к морю. Открывается занавес 2-го плана.

Бабушка.

Вот идет старик к синему морю.

Видит, на море черная буря.

Так и вздулись сердитые волны.

Так и ходят, так воем и воют.

Танец с лентами на большом матерчатом полотне «море», звучит «Зима» Вивальди. В конце танца появляется рыбка, диалог героев продолжается на фоне музыки Вивальди.

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках.



Звучит музыка Вивальди, используем генератор дыма. Полотно поднимают за передние края и быстро соединяют с задними краями, получается большая волна. Рыбка уплывает.

Бабушка. Ничего не сказала рыбка.

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Старик. Долго у моря ждал я ответа,

Не дождался, к старухе воротился.



Звучит рус. нар. музыка. Занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение землянки и корыта (слайд 5). Старик идет к своему дому.

Старик.

Глянь: опять наша старая землянка;

На пороге сидит моя старуха,

А пред нею разбитое корыто.



Бабушка. Исчезло все.

И в море зыбком растаяла златая рыбка.

И дело кончилось корытом,

Увы, не новым, а разбитым.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Запомните, детки, страну Чудес можно найти и далеко и близко, главное очень этого захотеть.



Исполняется заключительный танец «Страна Чудес» Ратмира Шишкова

Бабушка Много чему сказки учат и добру, и смекалке, ……… На память от такой встречи, есть у меня для вас подарочки, да не простые, а рыбки золотые. Звучит музыка «Волшебство» Бах. Возьмите ее в ладошки, согрейте своим теплом, загадайте желание, шепните ей, и ваше желание обязательно исполнится, только нужно очень верить в это. Но обязательно помните – жадным и не послушным деткам рыбка неподвластна, только хвостиком махнёт и пропадет.

Всем детям раздаются сувениры. За дверью слышаться голоса: «Маша! Гриша! Вы где? Пора домой!»

Бабушка Ой, как быстро время пролетело. Пора и расходиться.

Дети благодарят Бабушку и под музыку уходят из зала.