Сказка-цепочка. Русская народная сказка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сказка-цепочка. Русская народная сказка - страница №1/1

Урок-проект литературного чтения

(УМК «Перспективная начальная школа»)


Учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Фёдоровка Аввакумова Л.А.


Тема: сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»

Цель: учить выделять и называть характерные признаки персонажей, усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.

Задачи: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка»,

развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;

способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные: договариваться в группе, согласуя свои и коллективные интересы;

познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую;

регулятивные: решать проблемы творческого характера, работать по предложенному плану, контролировать и исправлять ошибки;

личностные: умение соотносить поступки и события с нравственными нормами - бескорыстная помощь, взаимопомощь.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

1) работа в группах;

2) обращение к опыту ребёнка;

3) постановка проблемных вопросов;

4) построение логической цепи рассуждении;

5) самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь №1, рисунки корзины, овощей.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода?

- Правильно, сегодня солнечная погода. А теперь улыбнемся друг другу, чтобы солнечная погода пробралась к нам в класс и чтобы все у нас было хорошо.

- Учитель: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача- помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать.


В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.



2. Актуализация опорных знаний.

Звучит грамзапись «Песня о сказке»

-Что такое сказки?

Маша и Миша на пути в волшебный лес встретили Кота.

-Учёный кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.

Задание 1. (Работа в парах - 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)

Соотнести отрывки из сказок с названиями сказок.

На карточке:

1. - Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

__________________________

2.- Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою!

________________________

3.Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут.

______________________________________________

4. Перезимовали они в новых избушках. Пришла весна-красна, пригрело солнце. У Лисы избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла.

-Почему эту сказки можно назвать сказкой-цепочкой? (Сказка называется сказкой-цепочкой потому, что состоит из похожих законченных частичек или кусочков).



3. Рассматриваем схему на доске .

(Большой жёлтый круг, за ним по уменьшению 6 треугольников один за другим).

-Как вы думаете, о какой сказке мы будем говорить?

-Как вы догадались?

-Можно ли сказать, что герои сказки столкнулись с проблемой?

-Какая это проблема?

-Можно ли сказать про репку, сто она упрямится?
4.Работа с интерактивной доской

Первый ученик выходит и начинает сказку(Посадил дед репку… и указкой на доске «сажает репку»)

Пословицы и загадки о репке. Рассказывают дети.

1. Кругла, а не шар, с хвостиком, а не мышь.

Желта, как мед, а вкус не тот.

2. В землю – крошкой, из земли – лепешкой.

3. Держится за землю крепко, вылезать не хочет …..

4.Показался желтый бок, только я не колобок,

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня… Я ………..

5. Кругла, а не месяц, желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.

6. Не видна из грядки, играет с нами в прятки.

И никто бы не нашел, да гляди – торчит хохол.

Потяните крепко, вытащите …

7. Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок,

Врос в землю крепко. Что это? …

8. Кругла да гладка, откусишь – сладка,

Засела крепко на грядке …


Без заботы и репу не вырастишь.

Репу есть – невелика честь.

Репа - брюху не укрепа.

Горох да репа - завидное дело: кто идет, тот и сорвет.

Репой да брюквой люди хвалятся.

Репа - мясо, режь да ешь.

Поел бы репки, да зубы редки.

Репу да горох не сей подле дорог.

Когда будет репа, тогда и мера.

На спине репу не сеют.



V. Физкультминутка.

Игра «Собери овощи и фрукты».

Учащиеся по одному выходят к доске, берут рисунок и кладут в корзину. Овощи кладут в первую корзину, а фрукты во вторую корзину.



Второй ученик «рисует деда»

Третий «бабу»

Четвёртый «внучку»

Внучка помогает своим родным .



Пятый «Жучку»

Сообщения детей:Верхний мир символизирует собака, спутник небесных богов, у крестьян на Руси почитался как верный пес .

А еще у народов мира собака связывалась с природными явлениями (с молнией, дождем), им приписывалась способность видеть духов, предупреждать хозяев об опасности, чувствовать приближение природных катаклизмов, предсказывать эпидемии.

Шестой «кошку»

Сообщения детей:Кошка связана с земным миром, с домом. Во многих мифологических традициях она связывается с луной, плодородием.

Можно еще добавить, что мужское начало традиционно сопровождалось образом собаки, а женское – кошки: «Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе».

Седьмой «мышку»

Сообщения детей:Мышка, как уже говорилось – представитель подземного мира. Поговорка «гора родила мышь» как раз и связана с хтонической ее природой.

-Решили ли герои возникшую проблему? Добились ли они успеха?

Маленькая мышка смогла выручить всё семейство. Как это оказалось возможным для неё? Дело в том, что сказка «Репка» как раз и задумывалась нашими предками с тем умыслом, чтобы показать, насколько важна целостность дружной цепи, насколько важен каждый её участник. Маленькая мышка– маленькая, да удаленькая! Ведь именно её усилие оказалось решающим.



-Почему героям удалось вытянуть репку? (Помочь сделать вывод: Общее дело, только тогда приводит к успеху, когда все дружно и вместе).
-Как можно назвать одним словом тех, кто выполнил вместе трудное дело? (Семья, группа, коллектив, команда).

И именно в этом своём единении семья рождает торжество гармонии идеального мира. Животные приходят на помощь своим хозяевам и стараются изо всех сил. Делая шаг навстречу друг другу – каждый получает взаимопомощь и взаимовыручку, каждый чувствует твёрдую опору под ногами. Сказка «Репка» учит читателей мудрости веков, которая гласит, что в единстве – сила, поддержка близких людей выручит всегда, в самых непредсказуемых ситуациях.

Сказка «Репка» повествует о дружной семье, каждый член которой проявляет доброе отношение ко всему: к земле, к растениям, к людям и животным.

Результат проекта презентация на интерактивной доске созданная детьми

VII. Итог урока.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?



- Как вы понимаете значение пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? Как пословица связана со сказкой «Репка»?

-Молодцы. Урок окончен.