Симбирский край обласкан ветром - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Симбирский край обласкан ветром - страница №1/3

Введение

Симбирский край обласкан ветром, 
И две реки текут как встарь: 
Свияга, повернув на север, 
А Волга - в южные края. 
Здесь всё так чудно совместилось! 
Каких людей ты воспитал! 
Не раз ты праздновал победу, 
Не раз, увы, ты горевал. 
Но я сужу не по обложке, 
А по душе твоей сужу. 
Ты дал мне жизнь, как это просто! 
За это я тебя люблю!

Мария Гусева
Дом отчий, малая родина, отечество, родной край… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

От этих слов возникли и понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.



Родиноведение, краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения.Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.

Границы «края» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край).

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям – об этом писали еще Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семенов – Тян – Шанский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Около 150 лет тому назад К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской, американской, английской и немецкой, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.

Программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Ульяновской области, концепции школьного исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного исторического образования, а так же с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Региональный курс «Историческое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной истории. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Курс «Историческое краеведение» способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Историческое краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об историко-культурном пространстве Ульяновской области, об исторических процессах, происходящих на территории Среднего Поволжья.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой и проектной деятельности.



Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.

Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);



Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;



Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, ВУЗов, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Предмет исторического краеведения

Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).

Изучаются различные сферы общественной жизни в их единстве: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.

Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах, - в политической, социальной, экономической и культурной сферах в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций. Теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и других.

Школьники знакомятся с фактами совместной производственной деятельности жителей различных национальностей. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют и сегодня.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.

Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных слою исторического и культурного наследия народов.

Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает в известной мере преодолеть «безликость», «безымянность», «безлюдность» изложения истории в школе.

Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредоточивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). К субъектам исторического процесса необходимо, видимо, отнести и коллективы местных предприятий.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.

Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и история Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений с научных позиций, с позиций правды и нравственности. Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.

Поступкам и поведению того или иного лица или группы лиц, деятельности организаций необходимо давать оценку с учетом конкретных событий, всех особенностей того периода, когда они жили и действовали, с учетом идей. Традиций, идеалов и ценностей, которые были присущи людям той эпохи.

Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.

Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.



Связь с другими областями краеведения

Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным и т.д. оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.



Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Историческое краеведение» в 9 классе отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю, исключая календарные праздничные дни).



Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.

Основные принципы обучения – это:



  • наглядность обучения;

  • сознательность и активность учащихся в обучении;

  • научность обучения;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д.  Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, – значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.

Естественная наглядность – ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.

Экспериментальная наглядность – ознакомление учеников с процессами и явлениями в ходе опытов (химические реакции и т.п.).

Картинная или картинно-динамическая наглядность – дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).

Объемная наглядность – это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.

Звуковая наглядность – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность – пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы и схемы, чертежи, диаграммы и т.п.).

Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Сущность принципа посильности и доступности обучения – изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).

Принцип научности – опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип прочности усвоения знаний – это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью – это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы.для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.

Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего играют методы обучения и структура урока.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.



п/п

Основные группы методов

Основные подгруппы методов

Отдельные методы обучения

1

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала







Словесные методы

Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия




Наглядные методы

Иллюстрации, схемы, таблицы

Практические

Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные

Аудиовизуальные

Сочетание словесных и наглядных методов

1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала




1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)

1.4.Методы самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка

2.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

2.1.Методы эмоционального стимулирования

Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности




2.2.Методы формирования познавательного интереса

Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала




2.3.Методы формирования ответственности и обязательности

Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль

3

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности, социального и психологического развития учащихся

3.1.Методы контроля

Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий





3.2.Методы самоконтроля

Методы самоконтроля, взаимопроверка работ

4

Методы

организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта






Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов

5

Методы

развития психических функций, творческих способностей личностных качеств учащихся






Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень



Учебно-тематический план:



урока

Разделы и темы программы

Кол-во часов, предусмотренных в программе

9 класс

Всего часов: 34 ч.

Симбирская губерния в 1900-1917 гг. - 4 ч.



События первой русской революции.

1



1



Социально - экономическое развитие Симбирской губернии в 1900-1914 гг.

1



1

Политические партии и движения в губернии в конце XIX – начале XX века - 3 ч.



Партия социалистов-революционеров (эсеры).

1



Буржуазные партии в Симбирской губернии.

1



Российская социал - демократическая партия (РСДРП).

1

Симбирская губерния в 1917 – 1921 гг. - 6 ч.



События февральской революции в Симбирской губернии.

1



1



Установление власти Советов в Симбирской губернии (октябрь 1917 - февраль 1918 гг.)

1



Начало гражданской войны. Мятеж Муравьёва.

1



Бои за Симбирск (июль – сентябрь 1918 г.). Создание Железной дивизии.

1



1

Ульяновская область в 20-30 –е годы - 6 ч.



Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.)

1



1



Промышленность Ульяновской области в 20-е – 30-е годы. Участие в индусриализации.

1



Осуществление политики коллективизации.

1



Укрепление командно-административной системы. Идеологизация общественной жизни.

1



Ульяновск накануне войны.

1

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) - 15 ч.



В первые месяцы войны.

1



Патронный завод: вклад в победу.

1



Тыл работает для фронта.

1



Военное детство и юность.

1



Ульяновцы на полях сражений.

1



1



Жизнь в тылу.

1



1



Обзор краеведческой литературы.

1



Виртуальная экскурсия по родному краю «Памятники истории и культуры».

1



Викторина «История родного края».

1



Урок – защита годовых итоговых проектов.

1



Обзор краеведческого журнала «Мономах».

1



Просмотр видеофильмов о родном крае.

1



Итоговое занятие.

1

Всего часов, предусмотренных в программе

34 часа

следующая страница >>