Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Гинецинский характер гинецинский В. И. Пропедевтический курс... 1 124.91kb.
Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, профессор... 9 3533.91kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных... 3 1080.86kb.
Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 12 3953.59kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Учебное пособие «Радиооператор гмссб» 3 550.88kb.
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Учебное пособие для слушателей факультета переподготовки минск 2010 6 2926kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
Психологию 18 6254.53kb.
- 4 1234.94kb.
Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - страница №5/5

ство к образованию. Соблюдение госстандарта обяза-

тельно для всех учебных заведений страны независимо от

подчинения, типов и форм собственности. В стандарте

выделяются два компонента - инвариантное (неизмен-

ное) ядро образования, которое пересматривается и ме-

няется достаточно редко, и вариативная часть - для быст-

рого реагирования на запросы общества.

Учебный план - это сертификат учебного заведения,

который определяет:

• продолжительность учебного года, длительность чет-

вертей (семестров), каникул;

• полный перечень предметов;

* распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по каждому предмету на все время

обучения и в каждом классе (группе);

* количество часов в неделю на изучаемый предмет;

• структуру и продолжительность практикумов, лагер-

ных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом

воспитательный идеал, цели образования.

Учебные программы составляются по всем предме-

там на основе учебного плана. Программа содержит:

* объяснительную записку (цели, требования, формы и

методы обучения);

* тематическое содержание учебного материала;

• ориентировочное количество времени на изучение;

* перечень основных мировоззренческих вопросов;

4..


3 5
ществует иерархическая связь, что важно учитывать при

организации процесса обучения.

В более общем виде можно говорить о целях образова-

ния, являющихся системообразующими по отношению

к целям-задачам обучения.

• перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

• рекомендуемую литературу.

В учебной литературе подробно раскрывается со-

держание образования. К ней относят учебники, справоч-

ники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты,

сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.

Учебник должен быть:

• интересным;

• доступным;

• хорошо иллюстрированным;

• стабильным и мобильным (блочная конструкция учеб-

ника, допускающая вставки).

Функции учебника:

• мотивационная - создание стимулов для изучения

материала;

• информационная - расширение объема знаний;

• контрольно-корректирующая - возможность провер-

ки, самооценки и коррекции результатов обучения, вы-

полнения тренировочных упражнений.

Третья тенденция - переход от преимущественно

информационных форм к активным методам и формам

обучения с включением элементов проблемности, науч-

ного поиска, с широким использованием резервов само-

стоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится с поиском психо-

лого-дидактических условий перехода от жестко регла-

ментированных контролирующих способов организации

учебно-воспитательного процесса и управления этим

процессом к развивающим, активизирующим, игровым.

В результате чего повысится креативность учащихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации

взаимодействия обучающегося и преподавателя и фикси-

руют необходимость организации обучения как коллек-

тивной, совместной деятельности, где акцент переносится

«с обучающей деятельности преподавателя на познаю-

щую деятельность студента».

• вертикальная и горизонтальная целостность пожиз-

ненного образовательного процесса;

• интеграция учебной и практической деятельности;

• учет особенностей структуры и содержания образо-

вательных потребностей человека на различных стадиях

его жизненного цикла;

• содержательная преемственность восходящих ступе-

ней образовательной лестницы;

• единство профессионального, общего и гуманитар-

ного образования;

• самообразование в периоды между стадиями орга-

низованной учебной деятельности;

• интеграция формальной, неформальной и инфор-

мальной составляющих пожизненного образовательного

процесса.

3 6
69. Структура процесса обучения

Обучение как процесс представляет собой целенап-

равленное, организованное с помощью специальных ме-

тодов и разнообразных форм активное взаимодействие

учителей и учащихся.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим

элементом является цель. Помимо общей и главной цели -

передачи детям совокупности знаний, умений и навыков,

развития умственных сил учащихся, педагог постоянно

ставит перед собой частные задачи. Цель организует и

мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать

и выбирать наиболее эффективные содержание, методы

и формы работы. В учебном процессе цель «работает»

наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет

себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей

обучения детям является мощным стимулом их познава-

тельной деятельности.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг ко-

торого развертывается педагогическое действие, взаи-

модействие его участников, является содержание со-

циального опыта, усваиваемого детьми. В содержании

проявляется важнейшее педагогическое противоречие:

между огромными запасами общественно-исторической

информации и необходимостью отбора из нее лишь ос-

нов в целях обучающего познания. Чтобы стать элемен-

том учебного процесса, научная информация должна

быть педагогически переработана.

Центральной фигурой, системообразующим началом

процесса обучения является учитель - носитель содер-

жания образования и воспитания, организатор всей по-

знавательной деятельности детей.

70. Мотивы учебной деятельности

Для того чтобы сформировать мотивы учебной дея-

тельности, используется весь арсенал методов организа-

ции и осуществления учебной деятельности:

* словесные;

* наглядные и практические методы;

* репродуктивные и поисковые методы;

* индуктивные и дедуктивные методы;

* методы самостоятельной учебной работы или работы

под руководством учителя.

Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять уча-

щимся значимость учения как в общественном, так и

в личностном плане - для получения желаемой профес-

сии, для активной общественной и культурной жизни в об-

ществе. Яркий, образный рассказ невольно приковы-

вает внимание учеников к теме урока (лекции).

Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности,

которая повышает интерес учащихся к изучаемым вопро-

сам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть

утомляемость. Ученики (особенно мальчики) проявляют

повышенный интерес к лабораторным, практическим ра-

ботам, которые в этом случае выступают в роли стимуля-

торов активности.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проб-

лемно-поисковые методы в том случае, когда проб-

лемные ситуации находятся в зоне реальных учебных воз-

можностей учащихся, т. е. доступны для самостоятельного

разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности

является стремление решить поставленную задачу.

При известных условиях стимулирующим влиянием об-

ладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда,

о*^-____ ____ иш в ___ — ____ _____ _____ _____ ____, ____ ____ _ _

71 . Виды обучения

Рассмотрим три вида обучения: традиционное, дистан-

ционное и развивающее.

Традиционное обучение. Этот вид обучения являет-

ся самым (на сегодняшний день) распространенным (осо-

бенно в средней школе) и представляет собой обучение

знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового -

закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения об-

ладает целым рядом недостатков, которые будут рассмот-

рены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.

В настоящее время традиционное обучение постепенно

вытесняется другими видами обучения, так как определя-

ются иные требования к личности и процессу ее развития

в школе. Их суть втом, что прежняя образовательная пара-

дигма, основанная на мнении, что можно определить до-

статочный для успешной жизнедеятельности запас знаний

и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обой-

ти школу, проецируясь на содержание учебных дисцип-

лин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на пере-

дачу, а не на самостоятельное освоение необходимых

ученику знаний, повышают требования к объему усвоен-

ных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, шко-

лы предусмотреть различные варианты жизнеопределе-

ния учеников и обеспечить их необходимым запасом

знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного

материала. Все это приводит к перегрузкам учеников и

как следствие снижению эффективности обучения.

Дистанционная форма обучения - это получение

образовательных услуг без посещения вуза, с помощью

современных информационно-образовательных техноло-

72. Методы обучения

I группа — словесные методы

Рассказ предполагает устное повествовательное из-

ложение содержания учебного материала и применяется

на всех этапах школьного обучения. Выделяется несколь-

ко видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложе-

ние, рассказ-заключение.

Объяснение - словесное истолкование закономер-

ностей, существенных свойств изучаемого объекта, от-

дельных понятий, явлений.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором

учитель путем постановки тщательно продуманной системы

вопросов подводит учеников к пониманию нового материала

или проверяет усвоение ими уже изученного.

Дискуссию как метод обучения целесообразно ис-

пользовать в том случае, когда учащиеся обладают значи-

тельной степенью зрелости и самостоятельности мышле-

ния, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать

свою точку зрения.

Лекция - монологический способ изложения объем-

ного материала. Используется, как правило, в старших

классах и занимает весь или почти весь урок.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод

обучения. В начальных классах работа с книгой осуществ-

ляется главным образом на уроках под руководством учи-

теля. В дальнейшем школьники все больше учатся рабо-

тать с книгой самостоятельно.

II группа - наглядные методы

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам

иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт,

зарисовок на доске и т. п.

37
например, учащиеся с помощью дедуктивных рассужде-

ний приходят к единому, общему способу рассмотрения

многих задач по физике, математике, осознают, что они

овладели некоторым универсальным средством, с помощью

которого можно решить многие конкретные задачи, это

вызывает у них мощный прилив энергии. Точно так же ин-

дуктивные рассуждения, которые широко опираются на

данные из окружающей действительности, учитывают жиз-

ненный и научный опыт, активизируют действия учащихся.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учеб-

ный процесс элементов самостоятельной работы,

если, конечно, они обладают необходимыми умениями и

навыками для ее успешного выполнения. В данном случае

у учащихся появляется стимул выполнить задание быст-

рее и лучше, чем сосед по парте.

Педагогикой накоплен большой арсенал методов, кото-

рые специально направлены на формирование положи-

тельных мотивов учения, стимулируют познавательную

активность, одновременно содействуя обогащению уча-

щихся конкретной информацией.

Для проблемы методов стимулирования и мотивации

учения очень важно то, что психологи и педагоги едино-

душны в выделении двух основных групп мотивов

учения: мотивов познавательного интереса и мотивов

общественного плана, которые можно кратко и более

конкретно обозначить как мотивы общественного долга и

ответственности.

Метод демонстраций обычно связан с демонстраци-

ей приборов, опытов, технических установок, кинофиль-

мов, диафильмов и др.

Ill группа - практические методы

Упражнения - повторное (многократное) выполнение

умственного или практического действия с целью овла-

дения им или повышения его качества. Упражнения по

своему характеру подразделяются на устные, письмен-

ные, графические и учебно-трудовые.

Лабораторные работы - это проведение учащимися

по заданию учителя опытов с использованием приборов,

применением инструментов и других технических при-

способлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо

явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения

крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Они могут проводиться не только в классе, но и за преде-

лами школы (измерения на местности, работа на при-

школьном участке).

Главным участником, активнейшим саморазвивающимся

субъектом учебного процесса является сам ребенок, уча-

щийся. Он - тот самый объект и субъект педагогического

познания, ради которого создается процесс обучения.

Важным элементом учебного процесса является и уче-

нический коллектив как объект обучающего воздей-

ствия учителя и субъект познания. Особое педагогиче-

ское значение имеет коллективное взаимообучение.

Существенным элементом структуры познавательного

процесса являются методы обучения. Они являются спо-

собами обучающего взаимодействия учителя и учащихся.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как

организационные формы. Ведущая форма обучения -

урок. Сопутствующие формы многообразны: лаборатор-

но-практические занятия, семинар, лекция, индивидуаль-

ное и групповое обучение, кружок.

Органичным элементом структуры процесса обучения

является самостоятельная внеурочная (домашняя,

библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению

обязательной и свободно получаемой информации, по

самообразованию.

Важное место в структуре процесса обучения занимает

такой элемент познания, как практическое примене-

ние знаний, умений и навыков в производительном,

общественно полезном труде. Благодаря ему развиваю-

щаяся детская личность переходит из мира детства к со-

стоянию взрослости, из школы в жизнь.

Завершающим элементом структуры процесса обуче-

ния является педагогическая диагностика.

гий и систем телекоммуникации, таких как электронная

почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение

можно использовать в высшей школе, а также для повы-

шения квалификации и переподготовки специалистов.

Учитывая территориальные особенности России и возрас-

тающие потребности качественного образования в регио-

нах, дистанционное обучение в самом скором времени

займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Развивающее обучение. Среди большого числа но-

ваций развивающее обучение занимает достаточно ста-

бильное положение и стоит на одном из первых мест по

значимости и связываемым с ним ожиданиям по повыше-

нию качества образования. Вместе с тем теория и техно-

логия развивающего обучения далеки от завершения,

особенно для среднего и старшего звена. Более того, по-

нятие «развивающее обучение» существует на уровне до-

вольно расплывчатого образа и трактуется специалистами

неоднозначно. Можно утверждать, что процесс развития -

это процесс формирования определенного набора когни-

тивных структур и операций. В соответствии с этим обуче-

ние должно быть направлено на их формирование. По-

добное стремление достаточно четко просматривается

у Л. В. Занкова.

3 8
73. Формы обучения

Взаимодействие между учителем и учениками (учени-

ков между собой) осуществляется в следующих четырех

структурах:

* опосредованное общение (в основном через пись-

менную речь);

* общение в паре;

• групповое общение;

* общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учеб-

ном процессе дает четыре формы организации процес-

са обучения:

• индивидуальная;

* парная;

• групповая;

• коллективная.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого

обучения. Поэтому мы их называем основными, или ба-

зовыми. Они - формы осуществления процесса обуче-

ния. Содержание обучения (образования) становится до-

стоянием сознания и деятельностью учащихся любого

возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и

технические средства могут их совершенствовать и до-

полнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий ис-

пользовались не четыре, а лишь три организационные

формы обучения: групповая, парная и индивидуальная.

Это традиционные формы. К ним все привыкли, они дав-

но освоены учителями, признаны официальной педагоги-

кой и органами управления образованием во всех странах

мира. Только четвертая структура - общение в парах смен-

75. Учение Л. С. Выготского

о «зоне ближайшего развития»

Л. С. Выготский выделяет три основные группы теорий

соотношения обучения и развития.

Согласно первой группе теорий детское развитие не-

зависимо от обучения. Обучение и развитие - два не зави-

сящих друг от друга процесса. Обучение - «чисто внешний

процесс», развитие - внутренний. Циклы развития пред-

шествуют циклам обучения, которое «плетется в хвосте» раз-

вития. Развитие всегда его опережает. «Обучение надстра-

ивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу».

Согласно второй группе теорий только в обучении

происходит развитие. Сторонникам такой теории не нуж-

но терзаться сложной процедурой дифференциации про-

цессов «обучения» и «развития», которые порой трудно-

различимы. Чтобы обеспечить высокий уровень развития

учащихся, достаточно хорошо наладить обучение.

Третья группа ученых пытается преодолеть крайности

первой и второй групп путем их простого совмещения.

Развитие мыслится как процесс, не зависящий от обуче-

ния. В то же время обучение, в процессе которого ученик

приобретает новые привычки и формы поведения, мыс-

лится тождественным с развитием. Образцом такой дуа-

листической (двойственной) концепции является учение

Коффки о психологическом развитии ребенка, согласно

которому развитие происходит как взаимосвязанный дву-

сторонний процесс. С одной стороны, созревание, непо-

средственно зависимое от хода развития нервной систе-

мы, с другой - обучение, которое само, по известному

определению Коффки, также есть процесс развития.

Развитие (созревание) подготавливает и делает возмож-

-*•


74. Типы и виды уроков

Наиболее распространенным типом занятия является

комбинированный урок. В его структуре присутствуют

все основные элементы обучения. За короткий отрезок

времени на таком уроке совершается полноценный за-

вершенный цикл педагогической переработки и усвоения

школьниками учебного материала.

Завершение изучения целой темы требует проведе-

ния особого типа урока, посвященного закреплению

знаний, отработке в специальных упражнениях уме-

ний и навыков.

Отдельные уроки посвящаются обобщающему по-

вторению.

Наконец, урок может быть посвящен контрольной ра-

боте. Изучение нового материала, его повторение - все

это предполагает всеобщую объективную проверку со-

стояния знаний детей. Высшей формой заключительной

проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебно-

го процесса возникает необходимость контрольных, ди-

агностических проверок.

Школьная лекция представляет собой модификацию

урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учеб-

ного материала распределяется на два учебных часа, чем

обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве

всех ее компонентов.

Самостоятельная домашняя работа как форма

обучения имеет целью закрепление полученных на уроке

знаний, умений, навыков, а также способствует эффек-

тивному усвоению материала.

В ряду ведущих форм - школьный семинар. Он поз-

воляет включить весь коллектив класса в активную само-

стоятельную, под руководством учителя, проработку ма-

териала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают

76 . Виды и функции контроля

Принципы контроля:

• объективность (научность, обоснованность содержа-

ния заданий, вопросов; равное отношение педагога ко

всем обучаемым, адекватность критериев оценивания);

* систематичность - на всех стадиях дидактического

процесса (от восприятия до практического применения

знаний), регулярность опросов, каждодневность;

• принцип наглядности (гласности) - оглашение и мо-

тивация оценок, составление планов ликвидации пробе-

лов. Проведение контроля в той последовательности,

в которой проводится изучение материала.

Примерные нормы оценки знаний

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных осо-

бенностей учащихся, дифференцированный подход к орга-

низации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе;

исправление ответов товарищей; умение использовать

различные источники знаний - текст учебного пособия,

рассказ учителя, наглядный материал, юридические до-

кументы и материалы, научно-популярную и художест-

венную литературу, кинофильмы и другую информацию,

полученную на уроках по другим предметам; умение пра-

вильно анализировать явления окружающей жизни, при-

меняя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме; из-

ложение логично; основные умения сформированы и

устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явле-

ниями окружающей жизни.

«Четыре» - в усвоении материала незначительные про-

белы, изложение недостаточно систематизированное;

3 9
вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на

вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги

обсуждения.

К сопутствующим формам познавательной деятель-

ности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку).

Сопутствующая форма обучения - бригадно-лабора-

торное занятие. Его использование неразрывно связано

с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимо-

обучения. Класс разделяется на несколько (3-4) групп, кото-

рые получают задание для самостоятельного выполнения.

К сопутствующим формам также относится школь-

ная учебная конференция. Докладчики получают кон-

сультации у учителя по подбору литературы. Конференция

проводится в отведенное расписанием время, в течение

1 -2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последова-

тельно раскрывающих тему и не превышающих по времени

5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопро-

сы, высказывают критические суждения и дополнения.

К сопутствующим формам относится консультация,

которая помогает преодолеть трудности и препятствия

в освоении отдельных тем, разделов программы, а неко-

торым детям - оказывает поддержку в углубленном изуче-

нии предмета.

К вспомогательным формам обучения относятся

группы выравнивания и репетиторство. Целью этих

форм обучения является «подтягивание» учащихся до

уровня требований стандартной программы.

Факультативные занятия помогают восполнить,

расширить возможности учебного процесса в целях раз-

вития индивидуальности, «подстегивания» интересов де-

тей, выявления одаренности в той или иной области учеб-

ной деятельности.

отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и

обобщениях имеются некоторые неточности.

«Три» - в усвоении материала имеются пробелы, он из-

лагается несистематизированно; отдельные умения недо-

статочно сформированы; выводы и обобщения аргумен-

тированы слабо, в них допускаются ошибки.

«Два» - основное содержание материала не усвоено,

выводов и обобщений нет.

«Единица» - материал не усвоен, ответ по существу от-

сутствует.

Комплексная проверка - проверяет способность

учащихся применять знания и умения при изучении раз-

личных учебных предметов. Такая проверка применяется

еще сравнительно редко, но с внедрением интегративно-

го курса ее значение будет возрастать.

Главная ее функция - диагностирование качества реа-

лизации межпредметных связей.

До революции существовала шестибалльная система -

от 0 до 5. В1918 году «О» упразднили. Постепенно оценка

«1»стала использоваться реже.

С 50-х гг. меньше стала использоваться «2». Педагоги

пользуются «+» и «-» для каждой оценки - 5, 4, 3, 2 -

получается десятибалльная система.

Функции контроля:

* обучающая;

* развивающая;

* воспитывающая;

* побуждающая;

* контрольно-коррекционная.

ного состава для массовой школьной практики и теории

обучения - на протяжении всего XX столетия была прин-

ципиально новой. Ее мы назвали «коллективная форма

организации процесса обучения», противопоставляя ин-

дивидуальной и групповой формам.

ным обучение, а обучение стимулирует и продвигает раз-

витие вперед.

Новыми в третьей группе теорий, как отмечает

Л. С. Выготский, являются три аспекта:

1) взаимосвязь обучения и развития;

2) стимулирующее влияние обучения на развитие;

3) определенный уровень развития открывает возмож-

ность реализации того или иного обучения.

Л. С. Выготский исходит из своей культурно-истори-

ческой концепции психического развития человека, счи-

тая, что «всякая высшая психическая функция в развитии

ребенка появляется на сцене дважды: сперва - как дея-

тельность коллективная вместе с учителем, социальная,

второй раз - как деятельность индивидуальная, как внут-

ренний способ мышления». Такова суть генетического за-

кона развития высших психических функций человека -

фундаментальный закон развития человеческого сознания

и поведения.

Расхождения между уровнями решения задач, доступ-

ных под руководством, с помощью взрослых или товари-

щей в коллективной деятельности и самостоятельно (без

посторонней помощи, вне коллектива), определяют зону

ближайшего развития.

Правильная организация обучения должна по меньшей

мере учитывать не один, а два уровня: уровень актуаль-

ного развития и зону ближайшего развития.

4 0
t

77 . Педагогический процесс

Педагогический (или учебно-воспитательный)

процесс - это процесс, в котором социальный опыт вос-

питателей переплавляется в качества личности воспи-

танников. Обеспечение единства обучения, воспитания и

развития на основе целостности составляет главную сущ-

ность педагогического процесса.

Рассмотрим три этапа педагогического процесса.

Подготовительный. На этом этапе создаются надле-

жащие условия для протекания процесса в заданном на-

правлении и с заданной скоростью. Поставить правиль-

ную цель, определить задачи процесса невозможно без

педагогической диагностики (от греч. dia - прозрачный

и gnosis - знание). Это исследовательская процедура,

главная цель которой получить ясное представление

о тех причинах, которые будут помогать или препятство-

вать достижению намеченных результатов.

Основной. Включает в себя важные взаимосвязанные

элементы: постановку и разъяснение целей и задач пред-

стоящей деятельности, взаимодействие педагога и уче-

ника, использование намеченных методов, средств и форм

педагогического процесса, создание благоприятных усло-

вий, применение мер стимулирования воспитанников.

Значимую роль на этом этапе играют обратные связи,

служащие основой для принятия оперативных управлен-

ческих решений.

Заключительный. Это этап анализа достигнутых ре-

зультатов. Растет только тот педагог, который извлекает

пользу из допущенных ошибок.

•%79

. Цели, задачи, принципы



и методы воспитания

Цель воспитания подрастающих поколений является

прерогативой государства, которое при широком участии

науки и общественности формирует ее как главный компо-

нент своей педагогической политики. В педагогике разли-

чают по временному основанию отдаленные, близкие,

непосредственные цели, ближайшие, промежуточные,

перспективные, конечные. С содержательной стороны по-

добная классификация переносится на все направления.

В структуру цели воспитания входят задачи воспита-

ния. К задачам воспитания относятся: оснащение ребен-

ка широкими знаниями о мире, умениями взаимодей-

ствия с миром, формирование у него ценностей и системы

ценностных отношений; формирование способности жить

по социально-культурным нормам, вступать в социальные

отношения, формирование достойного образа жизни,

жизненной позиции и способности регулировать содер-

жание своей жизни; подготовка человека к труду, жизни,

к семейной жизни, к свободному досугу, творческому са-

мовыражению.

Помимо цели, педагог должен руководствоваться прин-

ципами воспитания.

Методы воспитания - это педагогическая проекция

объективных факторов социальной действительности,

обладающих формирующим влиянием на личность. Сис-

тема методов воспитания сложна, потому что цель воспи-

тания многопланова, многомерен человек, противоречи-

вы его взаимоотношения с миром.

В педагогическом арсенале воздействия существует

три метода.

78. Структура педагогических способностей

Педагогические способности - это индивидуаль-

ные устойчивые свойства личности, состоящие в специ-

фической чувствительности к объекту, средствам, усло-

виям педагогического труда и созданию продуктивных

моделей формирования искомых качеств личности вос-

питанника.

В педагогических способностях существует два взаи-

мосвязанных уровня:

1) рефлексивный (перцептивно-рефлексивные спо-

собности обращены к объекту-субъекту педагогического

воздействия и обусловливают интенсивность формиро-

вания чувственного опыта личности педагога);

2) проективный (проективные педагогические спо-

собности обращены к способам воздействия на объект-

субъект - учащегося, на его потребность в развитии,

самоутверждении, гражданском и профессиональном

становлении).

Рефлексивный уровень педагогических способно-

стей включает три вида чувствительности:

1) «чувство объекта» - особая чувствительность к тому,

какой отклик объекты реальной действительности находят

у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащих-

ся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями пе-

дагогической системы и с тем, что им предъявляет в учебно-

воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта

чувствительность связана с эмпатией, проявляющейся

в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении

в психологию учащегося, и эмоциональной идентифика-

цией, которая предполагает активную целенаправлен-

ную совместную деятельность педагога с учащимися;

80. Стимулы воспитания

Стимулы, применяемые педагогом, должны опираться

на деликатные «подталкивания» учащегося к выполнению

определенных действий и исключать открытое «давле-

ние», грубое принуждение.

Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся -

главный вопрос для учителя. Вспомните о природосооб-

разности! Задача педагога - сменить направленность це-

леустремлений, если они не совпадают с педагогически-

ми целями.

Учитывайте интересы и склонности. Нет школьни-

ков, ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая

жизнь; врожденная любознательность, природные склон-

ности. Надо использовать эти побочные интересы как мощ-

ный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.

Используйте намерения. Находите возможность

помочь школьникам в осуществлении их намерений.

Школьник, например, твердо решает изменить свое по-

ведение под влиянием нахлынувшего чувства сострада-

ния к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства силь-

нее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите

его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к осу-

ществлению его планов.

Поощряйте желание добиться признания. Всем

людям свойственно желание быть признанным. Некото-

рые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не

следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает

на учебный процесс благоприятное воздействие. Школь-

ник боится отвечать у доски - поупражняйтесь с ним у дос-

ки наедине.

Показывайте последствия совершаемых по-

ступ ков. Большинство детей не умеют ставить себя на

4 1
2) «чувство меры или такта» - чувствительность к мере

изменений, происходящих в личности и деятельности

учащегося под влиянием различных средств педагогиче-

ского воздействия и особенно системы воздействий са-

мого педагога, меры их вклада в искомый результат;

3) «чувство причастности» - чувствительность к досто-

инствам и недостаткам собственной деятельности лично-

сти, проявляемым во взаимоотношениях.

Уровень сформированное™ рефлексивных педагоги-

ческих способностей обеспечивает формирование педа-

гогической интуиции, которая, в свою очередь, может

быть как «хорошей», так и «плохой».

Формирование искомых способностей у учащихся пред-

полагает достаточно высокий уровень их сформированно-

сти у преподавателей. Способности эти следующие:

* гностические способности к исследованию объекта,

процессов и результатов собственной деятельности;

• способности к способам проектирования, отбору и

распределению заданий-задач в расчете на формирование

искомых качеств в личности ученика;

« конструктивные способности к способам композици-

онного построения занятий;

* коммуникативные способности;

• организаторские способности.

место другого человека, представлять себе его пережи-

вания (побежал -упал - смех!). Не умеют они оценивать

и последствия совершаемых поступков.

Признание достоинстве, ЕСЛИ ЭТОГО требуют обстоя-

тельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вы-

зовет у вашего ученика прилив новых сил. Особенно ос-

терегайтесь придираться по мелочам.

Сделайте работу привлекательной. Кто скажет, что

мытье грязной доски - интересная работа? А вот если ска-

зать: «ЕСЛИ будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе

вымыть доску». - то это будет восприниматься как награда.

Говорите иногда «надо». Школьник должен испыты-

вать удовлетворение от того, что преодолевает трудности,

поступает, как подобает взрослому, мужественному челове-

ку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано.

Обращайтесь к самолюбию. Нет на свете людей,

которые согласны всю жизнь ходить в неудачниках, нор-

мальному человеку свойственно стремление улучшать

свое положение. Заставьте обучаемого произнести: «И я не

хуже других!»

Показывайте достижения. Представляйте обучае-

мому информацию о его прогрессе, причем в сравнении

с другими участниками процесса. Введите «Экран успевае-

мости» (из практики педагога Шаталова). Например,

контрольная в среду, оглашение результатов в четверг -

это нормально, а вот сообщать о результатах спустя ме-

сяц практически бесполезно.

Осторожно поддерживайте соперничество. Чело-

век - существо конкурирующее. Современная жизнь тре-

бует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.

1) Метод убеждения. Этот метод выступает в виде сле-

дующего: суждение педагога, аргументация педагога;

мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном

отношении и самочувствии; сообщение об общеприня-

том в культуре; раскрытие внутреннего скрытого смысла

происшедшего; диалог педагога с детьми; дискуссия; об-

мен впечатлениями по восприятию художественного об-

раза; COBGI, рекомендация педагога.

2) Метод упражнения. Реализуется следующим обра-

зом: примером педагога; просьбой что-либо сделать,

что-либо передать; показом-инструкцией, вплетенной

в контекст совместной деятельности; специальным тре-

нингом; игрой с этико-психологическими правилами; тра-

диционным оформлением некоторых правил поведения;

приказом к действию (в особых случаях).

3) Метод педагогической оценки. Подразделяется на

поощрение и наказание.

42
81 . Особенности воспитания в коллективе

Коллектив выступает как важная форма организации

воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Главным признаком коллектива является налажен-

ность, прочность и действенность деловых отношений и

ответственных зависимостей между учащимися.

Детально определил сущность коллектива выдаю-

щийся педагог А. С. Макаренко. «Нельзя представить

себе коллектив, - писал он, - если взять попросту

сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный

живой организм, который потому и организм, что он

имеет органы, что там есть полномочия, ответствен-

ность, соотношения частей, взаимозависимость, а если

ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто

толпа или сборище».

Воспитательные функции коллектива:

* организаторская, когда коллектив становится под-

линным субъектом воспитания и управления своей дея-

тельностью;

* нравственно-воспитательная и личностно-развиваю-

щая, когда коллектив способствует формированию пра-

вильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и куль-

туры поведения учащихся;

* стимулирующая, когда коллектив выступает как воз-

будитель активности и самодеятельности всех членов

в повышении содержательности и здоровой целенаправ-

ленности своей жизни.

Признаки коллектива:

' общая социально значимая цель. Важно, какая это

цель, на что она направлена. Цель коллектива обязатель-

но совпадает с общественными целями, поддерживается

83 . Эстетическое воспитание



Эстетическое воспитание - целенаправленное, систе-

матическое воздействие на личность с целью ее эстети-

ческого развития, т. е. формирования творчески активной

личности, способной воспринимать и оценивать прекрас-

ное в природе, труде, общественных отношениях с пози-

ций эстетического идеала, а также испытывать потреб-

ность в эстетической деятельности.

Искусство - ядро и генеральное средство эстетическо-

го воспитания, которое, однако, ведется и с помощью ди-

зайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и дру-

гих форм деятельности, несущих в себе эстетическое

содержание.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный

подход к развитию личности, оно включает трудовое и

нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы

жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и

тонкость чувств, характер избирательности и установки.

Например, та радость, которая охватывает человека

при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордо-

сти при совершении нравственного поступка. Напротив,

отвращение и презрение вызывают не только безобраз-

ные поступки, но и их образное отражение в том или ином

виде искусства. Воспитательная сила искусства и заклю-

чается в том, что оно заставляет человека глубоко пере-

живать самые разнообразные чувства: восторга и него-

дования, грусти и радости, тревоги и умиротворения,

любви и ненависти - и соответствующим образом отно-

ситься к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства

в формировании основ патриотизма: дети проникаются

82. Воспитание в игре. Воспитание в труде

В самом младшем возрасте ребенок преимущественно

играет, его рабочие функции очень незначительны и не

выходят за пределы самого простого самообслуживания:

он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом,

надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит

много игры. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра -

это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представле-

ний, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, за-

жигающая огонек пытливости и любознательности».

Особое место занимают игры, которые создаются са-

мими детьми, - их называют творческими, или сю-

жетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроиз-

водят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и

деятельности взрослых. Подражание взрослым в игре

связано с работой воображения. Ребенок не копирует

действительность, он комбинирует разные впечатления

жизни с личным опытом.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети

впервые вступают в общение со сверстниками. Их объ-

единяют единая цель, совместные усилия к ее достиже-

нию, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом кол-

лектива, справедливо оценивать действия и поступки

своих товарищей и свои собственные. Задача воспитате-

ля состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играю-

щих на таких целях, которые вызывали бы общность

чувств и действий, способствовали установлению между

детьми отношений, основанных на дружбе, справедливо-

сти, взаимной ответственности.

#•


84 . Экологическое воспитание

Основная цель экологического воспитания - научить

ребенка развивать свои знания законов живой природы,

понимать сущность взаимоотношений живых организмов

с окружающей средой. Постепенно определяются обра-

зовательные и воспитательные задачи:

* углубить и расширить экологические знания;

• привить начальные экологические навыки и умения:

поведенческие, познавательные, преобразовательные;

* развить познавательную, творческую, общественную

активность школьников в ходе экологической деятельности;

• сформировать (воспитать) чувства бережного отно-

шения к природе.

Зарождение современных тенденций экологического

образования и воспитания в начальной школе можно от-

нести к началу 70-х гг., когда она переживала целый ряд

серьезных преобразований, в частности введение в учеб-

ный план нового предмета «природоведение».

Современные тенденции развития экологического обра-

зования в практике показывают, что оптимальные возмож-

ности для становления экологической культуры младших

школьников представляет смешанная модель, при которой

все учебные предметы сохраняют свои специфические

учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология

моделей в русле экологизации прошла определенный путь

становления: от однопредметной к смешанной. Однако по-

иск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью на

воспитание ответственного отношения к окружающей сре-

де должно явиться стержнем и обязательной составной

частью общеобразовательной подготовки учащихся.

43
Оптимальным периодом для самовоспитания является обществом и государством, не противоречит господствую-

старший школьный возраст, когда у детей своего рода щей идеологии, конституции, законам государства;

«предрасположенность к самовоспитанию». В этом воз-• общая совместная деятельность для достижения по-

расте перед ребенком встает ряд жизненно важных во-ставленной цели;

просов: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?» и другие, про-• отношение общественной зависимости - единство

исходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять переживаний, связанных с достижением цели, и единство

себя, готов к самовоспитанию. оценочных суждений (моральное единение);

Психологический аспект деятельности педагога при • общий выборный руководящий орган - демократи-

воспитании средствами труда состоит в воздействии лич-ческие отношения, прямое и открытое избрание органов

ным примером, в управлении воздействия среды на лич-управления;

ность, а также управлении его трудовой деятельностью. • сплоченность, взаимопонимание, защищенность,

Педагог согласовывает содержание и формы труда с пе-чувство локтя - психологический климат. Взаимопо-

дагогическими целями, направляет трудовую деятель-мощь, доброжелательность, здоровая критика и самокри-

ность таким образом, чтобы она требовала от учеников тика, соревнование;

проявления тех или иных качеств, оценивает эффектив-• разумное сочетание личных и общественных интересов.

ность воспитательных воздействий. Теория коллектива была разработана А. С. Макаренко.

Самооценка ребенка изменяется под влиянием успехов Он сформулировал закон жизни коллектива: движение -

в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет ав-форма его жизни, остановка - смерть.

торитет школьника в классе. Учитель должен поддержать На всех стадиях развития коллектива возникают и креп-

и направить развивающийся интерес не только на свой нут традиции - устойчивые формы коллективной жизни

предмет, но и на другие области познания. Под влиянием (большие и малые).

этого интереса будет развиваться самопознание. Главная

развивающая функция труда - это переход от само-

оценки к самопознанию. Кроме этого, в процессе труда

развиваются способности, умения и навыки. В трудовой

деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективности труда школьник получает на-

выки работы, общения, сотрудничества, что улучшает

адаптацию в обществе.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа

интересов и склонностей школьников были разработаны

различные формы экологического воспитания: а) массо-

вые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относятся работа учащихся по

благоустройству и озеленению помещений и территории

школы, природоохранные кампании и праздники; конфе-

ренции; экологические фестивали, ролевые игры, работы

на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных дру-

зей природы; факультативы по охране природы и основам

экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы

для изучения природы; экологические практикумы.

Индивидуальные формы предполагают деятельность

учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблю-

дения за животными и растениями; изготовление поде-

лок, фотографирование, рисование, лепку.

Важная воспитательная задача - убедить учащихся

в том, что все окружающие существа - звери, птицы,

рыбы, растения - наши соседи на планете.

любовью к родной природе, родному краю, городу, гор-

дятся результатами труда своих родителей, постепенно

приобщаются к понятию Родина.

В процессе художественно-творческой деятельности

совершенствуется память, особенно зрительная и музы-

кальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится

в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельно-

сти совершенствуются мыслительные операции: синтез,

анализ, сравнение, развиваются умственные способности,

умение планировать свою деятельность. Это содействует

умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспе-

чивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

По выражению А. С. Макаренко, инструментом прикос-

новения к личности, способом, с помощью которого совер-

шается целенаправленное педагогическое воздействие на

сознание и поведение воспитанников, является метод.

Основными методами, которые используются в эстети-

ческом воспитании, являются:

* наблюдение за окружающей действительностью;

сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин,

простые наблюдения за природой (за снежинками, за об-

лаками и т. д.);

* также большое значение имеют беседы и рассказы,

в них ребенок может высказать свое мнение;

• развитие самостоятельных действий - воспитатель

предлагает найти способ решения намеченного задания

или собственного замысла;

• включение в трудовое воспитание - учить детей по-

знавать красоту труда.

4 4
85 . Воспитание в семье

Семейное воспитание - общее название для про-

цессов воздействия на детей со стороны родителей и

других членов семьи с целью достижения желаемых ре-

зультатов.

История нам напоминает: все государства в разное

время имели свои трудности - революции, войны, эконо-

мический и культурный спад. Выстояли же и стали могу-

щественными только те, где не была разрушена основная

ячейка общества - семья.

Родительское требование к себе, родительское уважение

к своей семье, родительский контроль над каждым своим

шагом - вот первый и самый главный метод воспитания.

Средства воспитания. Как воспитывать ребенка, ка-

кими средствами воздействовать? Перечислим основ-

ные: фольклор (сказки), родительский авторитет, труд,

учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, об-

щественное мнение, духовный и моральный климат в семье,

пресса, радио, телевидение, режим дня, игрушки, спорт

и т. д.


Классификация типов семейных отношений.

В каждой семье объективно складывается определенная,

далеко не всегда осознанная ее членами система воспи-

тания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания,

и формулировка его задач, и более или менее целена-

правленное применение методов и приемов воспитания,

учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении

ребенка. Могут быть выделены 4 наиболее общие так-

тики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа се-

мейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешатель-

ство» и сотрудничество.
Выделяют три стиля воспитания:

1) демократический;

2) авторитарный;

3) попустительский.

При демократическом стиле прежде всего учитываются

интересы ребенка. Этот стиль называют стилем «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается

свое мнение ребенку. Это стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставлен са-

мому себе.

Рациональные условия отношений в семье:

1) разумная организация семьи (трудовые обязанно-

сти, традиции взаимопомощи и прочее). Не стоит также

забывать про учет возрастных особенностей;

2) педагогический такт;

3) общие увлечения, совместная деятельность.

Поведение детей, отклоняющееся от нормы.

Непослушание можно определить как форму сопротив-

ления требованиям, просьбам, советам родителей, нрав-

ственным нормам общественного поведения. Оно может

выступать в форме шалости, озорства, проступка.
СодержаниеПсихологияПонятие науки психологии, ее предмет и объект , 3Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, проективные методы, опрос 3Связь психологии с другими науками , 3Структура современной психологии 3Направления зарубежной психологии: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология ,. 5Направления отечественной психологии; учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М, Бехтеревао рефлекторной природе психики; культурно-историческая теория человеческой психики Л. С. Выготского §

Связь психики и организма. Мозг и психика 5Понятие психического 5Отличия психики животных от психики человека 7Возрастные особенности, возрастная классификация 7Сознание, самосознание, бессознательное , 7Представления о сне и бодрствовании 7Ощущения, их свойства, виды , 9Пороги чувствительности 9Восприятие, его виды и свойства 9Внимание, его функции, физиология, виды, качества 9Память, ее процессы, свойства, виды 11Мышление, его виды, связь с речью 11Воображение, его виды 11Интеллект, его структура 11Человек, индивид, личность, индивидуальность 13Социальный статус и социальная роль 13Структура личности 13Черты личности 13

«Я-концепция» личности, самооценка 15Социализация личности 15Темперамент, его виды 15Характер, черты характера 15Типы характера..... 17Способности, их структура 17Виды способностей 17Одаренность 17Талант. Гениальность 19Эмоции и чувства 19Виды чувств и эмоций 19Воля, волевой акт, волевой процесс, волевые качества личности 19Потребность, цель, мотив, мотивация 21Когнитивная теория мотивации 21Иерархия потребностей (по А. Маслоу) 21Деятельность, ее характеристики , 21Виды деятельности 23Приемы деятельности 23Адаптация, ее механизмы. Дезадаптация 23Речь, ее функции. Речь и язык 23Виды речи 25Общение, его структура 25Функции общения 25Коммуникативные стили и виды общения 25Интерактивная сторона общения 27Межличностная перцепция 27Межличностная аттракция. Симпатия, дружба, любовь 27Группа, классификация групп 27Конформизм и нонконформизм 29Социометрия 29Понятие «лидер» 29Сплоченность и конфликт 2947
Педагогика

57. Педагогика, ее предмет, задачи и функции

3

58. Педагогические категории



3

59. Система педагогических наук

3

60. Связь педагогики с другими науками



3

61 . Развитие педагогики

3

62. Развитие человека



3

63. Возрастная периодизация

3

64. Дидактика, ее принципы



3

65. Образование как система. Тенденции развития образования

....3

66. Цели обучения и образования



67. Содержание и принципы непрерывного образования

68. Государственный стандарт, учебный план, учебная программа и учебная литература

69. Структура процесса обучения

70. Мотивы учебной деятельности

71 . Виды обучения

72. Методы обучения

73. Формы обучения

:

74. Типы и виды уроков



75. Учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»

76. Виды и функции контроля

77. Педагогический процесс

78. Структура педагогических способностей

79. Цели, задачи, принципы и методы воспитания

80. Стимулы воспитания

81 . Особенности воспитания в коллективе

82. Воспитание в игре. Воспитание в труде

83. Эстетическое воспитание

84. Экологическое воспитание



85. Воспитание в семье
<< предыдущая страница