Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Гинецинский характер гинецинский В. И. Пропедевтический курс... 1 124.91kb.
Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, профессор... 9 3533.91kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных... 3 1080.86kb.
Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 12 3953.59kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Учебное пособие «Радиооператор гмссб» 3 550.88kb.
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Учебное пособие для слушателей факультета переподготовки минск 2010 6 2926kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
Психологию 18 6254.53kb.
- 4 1234.94kb.
Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - страница №2/5

3. Нередко под воздействием одного раздражителя мо-

гут возникнуть ощущения, характерные для другого раз-

дражителя. Это явление связано с синестезией (от

греч. synaisthesin - единовременное ощущение, совмест-

ное чувство), под ней понимается психическое состоя-

ние, при котором действие раздражителя на соответствую-

щий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не

только ощущение, специфическое для данного органа

чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение

или представление, характерное для другого органа

чувств. Например, цветовые сочетания влияют на темпе-

ратурную чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает

ощущение холода, а желто-оранжевый - тепла.

4. Явление сенсорного голода, большой дефицит ощу-

щений называется сенсорной депривацией. В случае

сенсорной депривации в психике человека возникают

разнообразные аномальные явления - от галлюцинаций

и впадений в забытье до полного отключения мозга.

Виды ощущений. При классификации ощущений вы-

двигают следующие критерии:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию либо отсутствию непосредственных кон-

тактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощу-

щение;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;



4) по модальности (виду) раздражителя.

информацию не только о самой себе, но и о других ком-

понентах, а также об образе в целом. Если мы видим

лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить

положение его рук и туловища.

Осмысленность - как правило, человек воспринимает

лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что

осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и

точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность проявляется в преимущественном

выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция - это зависимость восприятия от про-

шлого опыта, от общего психического состояния человека,

от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается

зависимость восприятия от устойчивых особенностей

личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую ап-

перцепцию называют устойчивой. Различают также

временную апперцепцию, в которой оказываются ситуа-

тивно возникающие психические состояния личности

(сильные эмоции, действие установки и т. п.).

10
17 . Память, ее процессы, свойства, виды

Человеческая память - это форма психического

отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении индиви-

дом своего опыта. Наша память представляет собой об-

разование, которая функционирует благодаря взаимо-

действию трех основных процессов: запоминания,

сохранения и воспроизведения информации. Эти

процессы не только взаимодействуют, между ними су-

ществует взаимная обусловленность.

Запоминание - основная задача этого процесса -

точно, быстро и много запомнить. Различают непроиз-

вольное и произвольное запоминание. Непроизволь-

ное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство

памяти, как избирательность. «Эффект Зейгарник» (был

впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой

Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непро-

извольно гораздо лучше запоминает действия неза-

вершенные, ситуации, не получившие естественно-

го разрешения.

Выделяют четыре вида памяти в соответствии с ти-

пом запоминаемого материала:

1) двигательная память, т. е. способность запоми-

нать и воспроизводить систему двигательных операций

(водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.);

2) образная память, под ней подразумевается

возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимо-

сти от принимающего анализатора) слуховой, зри -

тельной, осязательной, обонятельной и вкусо-

вой;

19 . Воображение, его виды



Воображение - это психическая деятельность, со-

стоящая в создании представлений или мысленных об-

разов в человеческом сознании, никогда в целом не

воспринимавшихся человеком в действительности. Оно

позволяет представить результат деятельности до ее

начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно

с этим связана способность человека находить новые

пути, делать открытия, искать способы решения возни-

кающих задач.

Воображение представляет собой опережающее отраже-

ние действительности. Но следует заметить, что опережаю-

щее отражение действительности, осуществляющееся

в рамках воображения, происходит в конкретно-образной

форме в виде ярких представлений, в то время как опере-

жающее отражение в процессах мышления происходит

путем оперирования абстрактными понятиями.

Простейшая форма синтезирования - агглютинация.

Агглютинация предполагает «собирание» различных в по-

вседневной жизни несоединенных качеств, свойств, час-

тей. Известна также близкая по форме к агглютинации

гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует

усиленное преувеличение или преуменьшение каких-

либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для

воображения характерен отказ от реальности, который

позволяет определить данный психический процесс как про-

цесс преобразующего отражения действительности.

Ценность воображения заключается в том, что оно

позволяет принять решение и найти выход из проблем-

ной ситуации даже при отсутствии полной информации,

необходимой для мышления. Человеческая фантазия поз-

1 1

18. Мышление, его виды, связь с речью



Мышление - это активное, целенаправленное, опос-

редованное и обобщенное отражение окружающей дей-

ствительности в сознании человека. Чувственное позна-

ние является базой, опираясь на которую формируется

мышление. Исходным материалом мыслительной дея-

тельности служат восприятие и формирующиеся на его

основе представления. Ведущую роль в мыслительной

деятельности играет аналитико-синтетическая дея-

тельность. Она представляет собой неразрывное един-

ство двух мыслительных операций: мысленного раз-

ложения исходных образов на соответственные

части (анализ) и последующего их соединения

в новые сочетания (синтез). Без анализа и синтеза

была бы невозможной такая важная мыслительная опе-

рация, как сравнение. Сравнивая между собой пред-

меты, мы сперва расчленяем их на составные части, вы-

деляем отдельные качества и свойства, а затем

сопоставляем их друг с другом. Сопоставление - это син-

тетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и

свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и

сходство. Абстрагирование - это мыслительная опера-

ция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от

различных сторон и свойств предмета с целью выделе-

ния одного какого-либо свойства или признака в каче-

стве существенного. Обобщение - синтетическая мысли-

тельная операция, целью которой является установление

общих признаков и качеств объектов. На основе анализа,

синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения обра-

зуется главная логическая форма, на базе которой осуще-

ствляется мышление. Эта форма носит название понятия.

Понятие - это форма мысли, выражающая общие и су-

20. Интеллект, его структура

Под интеллектом понимается совокупность самых об-

щих умственных способностей, обеспечивающих успех

в решении разнообразных задач.

По характеру операций оцениваются анализ запо-

минания, синтез, познание содержания может представ-

лять собой манипуляцию образами, преобразование

смыслов поведения, действия с символами. По продук-

ту: интеллектуальная операция может представлять со-

бой элемент, класс, отношение, систему, трансформа-

цию и преобразование (рассуждение). Многообразные

сочетания операций, содержаний и результатов мысли-

тельной деятельности создают возможность 120 различ-

ных интеллектуальных способностей. Гилфорд считает,

что тип интеллекта конкретного человека будет опреде-

ляться преобладанием какой-либо комбинации из этих

120 вариантов. .Большинство ученых предполагает, что,

как и все функции психики, интеллект находится под воз-

действием, с одной стороны, наследственности, с другой -

подвержен влиянию окружающей среды, называемой

адаптационной обусловленностью.

Наследственная обусловленность связана со

следующими факторами:

1) генетическая обусловленность;

2) физическое и психическое состояние матери в пре-

натальный период (во время беременности);

3) хромосомные аномалии, ярким примером которых

является болезнь Дауна;

4) условия экологии;

5) употребление специфических медикаментозных

средств, алкоголя, наркотиков и т. п.


щественные признаки объектов. Понятие выражается

словом. Ярко выраженными абстракциями являются на-

учные понятия, например абсолютный нуль, масса и т. д.

Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая

конкретная наука представляет собой строго выстроен-

ную систему понятий. Благодаря им человек глубже по-

знает мир в существенных связях и отношениях.

Язык выполняет в мышлении опосредованную роль.

Язык - это система знаков, наделенных опреде-

ленными значениями. Слово - материальная оболоч-

ка мысли.

Исследователи установили, что в своем становлении

мышление проходит две стадии: допонятийную и по-

нятийную. Допонятийное мышление делится на два ос-

новных вида. Первый из них - наглядно-действенное

мышление. Этот вид мышления опирается на непо-

средственное восприятие предметов, реальное фи-

зическое преобразование ситуации в процессе действий

с предметами. Наглядно-действенное мышление преоб-

ладает у ребенка 2-3-летнего возраста. Второй вид до-

понятийного мышления - наглядно-образное мыш-

ление. При наглядно-образном мышлении человек

оперирует не только предметами, но и их образа-

ми. Логическое мышление осуществляется на базе

четких, ясно осознаваемых формализованных понятий-

ных структур, а интуитивное мышление осуществля-

ется на бессознательном уровне и оперирует образами и

нечеткими формальными структурами. Этот вид мышле-

ния не обладает выраженными этапами и быстротой про-

текания, формируется в 6-7 лет.

Адаптационная же обусловленность проявляет-

ся в следующем:

1) особенности питания ребенка, большое значение

имеют первые 1,5 года жизни;

2) психическая стимуляция интеллектуальной активно-

сти ребенка со стороны взрослых: родителей, педагогов;

3) количество детей в семье, ее социальный статус.

В психологической практике получили значительное

распространение системы измерений интеллекта, такие,

например, как тест Стенфорд—Бине, шкала Вексле-

ра. «Коэффициент интеллектуальности» (IQ) позво-

ляет соотнести уровень интеллектуальных возможностей

индивида со средними показателями своей возрастной и

профессиональной категории. Согласно результатам ис-

следований у каждого третьего человека IQ соответствует

среднему значению и находится между 84-100 баллами.

Низкий показатель IQ - от 10 до 84 баллов (такие показа-

тели обычно встречаются у умственно отсталых лиц), вы-

сокий коэффициент - от 116 до 180 баллов.

3) эмоциональная память запечатлевает пережитые

нами чувства, особенности эмоциональных состояний и

аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака,

скорее всего даже став взрослым, еще долго будет испы-

тывать неприязнь к этим животным (память страха);

4) высший вид памяти, присущий только человеку, -

память вербальная (словесно-логическая, семан-

тическая). С ее помощью осуществляется большинство

мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.),

образуется информационная база человеческого интел-

лекта.


Сохранение информации. Основное требование,

предъявляемое к памяти: хранить информацию на-

дежно, долго и без потерь. Выделяют несколько

уровней памяти, различающихся по тому, как долго на

каждом из них может сохраняться информация:

* сенсорный (непосредственный) тип памяти -

данные сохраняются в течение 0,1-0,5 с;

* кратковременная память - необходимое для ре-

шения сиюминутных проблем время;

* долговременная память - емкость и длительность

хранения информации в долговременной памяти могут

быть безграничными;

* промежуточная память - сохранение информа-

ции в течение нескольких часов;

* оперативная память - выполнение определенной

деятельности.

воляет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и

предоставить себе искомый результат.

Виды воображения

Воссоздающее воображение, заключающееся

в создании образов, объектов, ранее не воспринимав-

шихся в соответствии с их словесным описанием или

изображением.

Творческое воображение, предполагающее само-

стоятельное создание новых образов, которые воплоща-

ются в оригинальных продуктах научно-технической и ху-

дожественной деятельности.

Мечта представляет собой особый вид творческого

воображения. Создание образов желаемого будущего, не

воплощенных непосредственно в те или иные продукты

деятельности. Мечта является разновидностью предна-

меренного пассивного воображения.

Грезами называют непреднамеренное пассивное во-

ображение, продуцирующее образы, которые не могут

воплотиться в жизнь.

12
21 . Человек, индивид,

личность, индивидуальность

Человек - это живое телесное существо, жизнедея-

тельность которого представляет собой основанный на

материальном производстве, осуществляющийся в сис-

теме общественных отношений процесс целенаправлен-

ного, преобразующего воздействия на мир и на самого

человека для обеспечения его существования, функцио-

нирования и развития.

Индивид - это единичный представитель человече-

ского рода, носитель всех психофизических и социальных

черт человечества. Индивид обладает следующими при-

знаками:

1) признаком целостности, который указывает на сис-

темный характер связей между многообразными функция-

ми и механизмами, реализующими жизненные отноше-

ния индивида;

2) устойчивостью, определяющей сохранность основ-

ных отношений индивида к действительности, предлагая

вместе с тем существование моментов пластичности,

гибкости, вариативности;

3) активностью, обеспечивающей способность к само-

изменению, преодолению зависимости от ситуаций.

Индивидом можно назвать и двухнедельного младенца,

и взрослого на стадии дикости, и образованного человека

из цивилизованной страны. При этом нельзя полностью

игнорировать действие физиопсихологических факторов:

возрастных особенностей, пола, темперамента, способ-

ностей и т. д.

Личность прежде всего является субъектом деятельно-

сти и отношений. Личность - это социально-психологи-

23. Структура личности

Психологи всего мира признают, что личность пред-

ставляет собой сложное, внутренне структурированное

образование. Но состав структурных элементов, образую-

щих личность, понимается различными исследователями

неоднозначно. Внутренняя структурированность личности

находится в прямой зависимости от истолкования поня-

тия «личность».

Некоторые отечественные психологи личность рас-

сматривают как биосоциальное существо и выде-

ляют в ней две подструктуры: «эндопсихическую» и «эк-

зопсихическую». «Эндопсихика» имеет биологическую,

природную основу, как подструктура личности выражает

внутреннюю взаимозависимость психических элементов

и функций, представляет собой как бы механизм челове-

ческой личности, осуществляемый с нервно-психической

организацией человека. Такие черты, как восприимчи-

вость, особенности памяти, мышления, воображения,

эмоционально-волевые усилия, импульсивность и дру-

гие, включены в структуру «эндопсихики». «Экзопсихи-

ка» определяется социальными факторами и обусловли-

вает отношение человека к внешней среде, т. е. к сфере

того, что противостоит личности, к чему она так или иначе

может относиться. «Экзопсихика» включает в себя систе-

му отношений человека и его опыт, под которым понима-

ются интересы, убеждения, идеалы, сформировавшиеся

знания и т. д.

Отечественный психолог Артур Владимирович Пет-

ровский (р. 1924) сформулировал наиболее последова-

тельную концепцию структуры личности, основанную

на понимании личности как социального, «сверх-

22. Социальный статус и социальная роль

Социальной ролью в психологии называют вырабо-

танную обществом программу действий человека в опре-

деленных обстоятельствах. Эта программа определяется

социальным статусом индивида. Всякий индивид взаи-

модействует в течение жизни со многими индивидами.

В социуме поступки людей, их отношения и взаимодей-

ствия в решающей степени определяются положением

(позицией), которое они занимают в обществе и в соци-

альной группе.

Социальным статусом называется определенная по-

зиция, занимаемая индивидом в обществе или социаль-

ной группе, связанная с другими позициями через систе-

му прав и обязанностей. Набор конкретных функций,

которые должен выполнять человек в социальной группе,

обществе, и тех условий, которые должны быть предос-

тавлены ему для осуществления этих функций, фиксиру-

ются в статусе. То есть понятие «социальный статус» ха-

рактеризует место личности в системе общественных

связей, ее деятельность в различных сферах жизни и

оценку деятельности личности со стороны общества. Со-

циальный статус отражается во внутренней позиции ин-

дивида (ценностные ориентации, установки и т. д.).

Но следует помнить, что права и обязанности человека

закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав

и обязанностей по отношению к нему других людей. На-

пример, позиция директора продуктового магазина соот-

носительна с позицией подчиненных ему продавцов,

налоговых инспекторов, инспекторов санитарно-эпиде-

миологической службы и т. д. Во всех этих случаях дирек-

тор наделен своеобразным набором прав и обязанностей.

-I24

. Черты личности



Черты личности являются основополагающим элемен-

том ее структуры. Американский психолог Гордон Уил-

лард Олпорт (1897-1967) считал личность динамиче-

ской организацией тех психофизиологических систем

внутри индивидуума, которая определяет характер-

ное для него поведение и мышление. Поведение и

мышление личности определяются содержанием и соче-

танием ее личностных черт. Таким образом, исходя из

данного понимания личности можно заключить, что чер-

та личности является основной структурной еди-

ницей в системе личности. Черты личности - это пси-

хологические особенности, преобразующие множество

стимулов и обусловливающие множество эквивалентных

ответных реакций. Та или иная черта актуализируется

(проявляется, осуществляется) в какой-то определенной

ситуации. Например, черта доминирования способна

проявляться лишь тогда, когда человек находится в при-

сутствии значимых других: со своими подчиненными, со

своими родственниками и т. п. Однако черта доминиро-

вания не актуализируется в ситуации, когда, к примеру,

человек увидит выпавшую из кармана прохожего сторуб-

левую купюру. Здесь может проявиться такая его черта,

как нечестность или, наоборот, честность. Это означает,

что разнообразные ситуации формируют достаточно ши-

рокий набор черт личности, обеспечивающих многооб-

разные реакции, вариативное поведение личности.

Согласно другой концепции структуры личности, раз-

работанной англо-американским психологом Рэймондом

Кеттелом, личностные черты составляют ядро струк-

туры личности. Личностные черты несут ответствен-

1 3
Из конкретного примера следует, что каждый человек

включен не в одну социальную связь, а является своеоб-

разным пересечением великого множества связей, взаи-

модействий и отношений с другими людьми по различно-

му поводу, выполняя всякий раз определенные функции.

Этот же директор продуктового магазина является жен-

щиной, матерью, женой, членом какой-либо политиче-

ской партии и т. д.

Понятие «статусный набор» применяется для обозна-

чения всей совокупности статусов данного челове-

ка. В этой совокупности выделяют главный, называемый

интегральным, статус. Окружающие отождествляют

индивида именно по интегральному статусу. Нередко

главный статус обусловлен должностью или профессией

человека (певец, врач, президент). Но это может быть так-

же социальное происхождение (граф) или расовая при-

надлежность (европеец).

Статусная позиция человека бывает двух уровней: со-

циально-групповой и личной.

Социально-групповая предполагает положение, за-

нимаемое индивидом в обществе как представителем

большой социальной группы (пола, расы, национально-

сти, слоя, религии, профессии и т. д.). Этот статус зави-

сит от положения той или иной социальной группы в со-

циальной сертификации общества.

Личным называется статус индивида в малой группе

(семье, студенческой группе, неформальной группе сверст-

ников и т. д.).

ческая сущность человека, которая формируется в ре-

зультате усвоения человеком общественных форм созна-

ния и поведения, общественно-исторического опыта че-

ловечества. Именно под влиянием деятельности, общения,

воспитания и обучения человек становится личностью.

Быть личностью - значит постоянно строить самого

себя и других людей, обладать тем набором приемов и

средств, с помощью которых можно владеть собственным

поведением. Объектом внимания личности служит не

только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее

чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе,

самооценку, способность к самоанализу и самореализации.

Личность представляет собой особый социально-пси-

хологический тип, противоположный по своим характерис-

тикам индивиду. Личность - это автономный (в опре-

деленной степени независимый от общества) человек,

умеющий управлять собой, обладающий само-

сознанием, имеющий активную жизненную пози-

цию, свой взгляд на вещи и т. п.

Личность каждого человека наделена только ей прису-

щим сочетанием психических черт и особенностей, со-

ставляющих своеобразие каждого человека, его непохо-

жесть на других людей. Такое своеобразие психики и

личности индивида, их неповторяемость называ-

ется индивидуальностью. Она проявляется в свой-

ствах темперамента, характера, установках, привычках,

способностях и т. д.

ность за то, что будет делать личность в той или иной си-чувственного» качества человека. Согласно данной

туации. Кеттел считал, что черты личности представляют концепции в структуру личности входят три подсисте-

собой относительно постоянную тенденцию реагировать мы, выражающие представленное™ личности в различ-

определенным образом в разных ситуациях и в разное ных измерениях ее жизнедеятельности:

время. Спектр действия данных тенденций очень велик. 1) представленность индивида в пространстве индиви-

Выделяются исходные и поверхностные черты. Пер-дуальной жизнедеятельности характеризует индивидуаль-

вые представляют собой основополагающие элементы ность, или интраиндивидуальная подсистема;

структуры личности. Под этими элементами подразуме-2) представленность индивида в межличностных отноше-

ваются некие объединяющие элементы и факторы, опре-ниях характеризует интериндивидуальная подсистема;

деляющие то постоянство, которое наблюдается в пове-3) представленность индивида в других людях характе-

дении человека. ризует надиндивидуальная подсистема.

Р. Кеттелом было проведено обширное исследование Топографическая модель структуры личности

с использованием факторного анализа. Результаты ис-австрийско-американского психоаналитика Зигмунда

следования показали, что основополагающие структуры Фрейда (1856-1939) выделяет в структуре личности

личности образуются примерно 16 исходными чертами. три главных психологических компонента:

Все исходные черты подразделяются на два подтипа: • «Оно» (Ид);

конституциональные черты, т. е. развивающиеся из • «Я» (Эго);

биологических и физиологических данных индивида, и • «Сверх-Я» (Суперэго).

черты, сформированные окружающей средой, ко-«Оно» представляет собой локализованную в бессо-

торые обусловлены влиянием социума, культуры, т. е. ус-знательную подструктуру личности, состоящую из наибо-

воены в процессе научения. лее примитивных, инстинктивных побуждений, стремя-

щихся к немедленному удовлетворению. «Я» трактуется

как подструктура личности, связанная с сознанием,

управляющая контактами с внешним миром и отвечающая за

принятие решений. В отличие от «Оно», ищущего удоволь-

ствия, «Я» подчиняется принципу реальности. «Сверх-Я» -

подструктура, функционирующая на основе освоенных

индивидом социально значимых норм и стандартов пове-

дения. Фрейд называл «Сверх-Я» внутренним надзирате-

лем, критиком, источником нравственного самоограни-

чения личности.

1 4
25 . «Я-концепция» личности, самооценка

«Я-концепция» - это относительно устойчивая, в боль-

шей или меньшей степени осознаваемая система пред-

ставлений индивида о самом себе, на основе которой он

относится к самому себе и строит свое взаимодействие

с другими людьми.

Американский психолог К. Роджерс (1902-1987) раз-

работал феноменологическую теорию личности, в которой

«Я-концепция» определяется как организованный, пос-

ледовательный, концентрированный гештальт, составлен-

ный из восприятий свойств «я» или «меня» и восприятий

взаимоотношений «я» или «меня» с другими людьми и

различными аспектами жизни, а также ценности, связан-

ные с этими восприятиями.

В психологии выделяются две формы «Я-концепции» -

реальная и идеальная. В реальной «Я-концепции»

главное - это представление личности о себе, о том, ка-

кой «Я» есть («Я-реальное»). Идеальная «Я-концепция»

заключает в себе представление личности о своих жела-

ниях, т. е. каким бы я хотел быть («Я-идеальное»). Те ат-

рибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет,

отражены в «Я-идеальном».

Степень адекватности «Я-концепции» напрямую связа-

на с самооценкой личности - это оценка личностью

самой себя, своих возможностей, качеств и места сре-

ди других людей. Самооценка влияет на эффективность

деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Со-

циальное взаимодействие является исходной точкой са-

мооценки. При совершенствовании самооценки человек

ориентируется на некую референтную группу. Референт-

ная группа - это реальная или воображаемая соци-

—#


27 . Темперамент, его виды

Темперамент - это индивидуальные особенности че-

ловека, определяющие динамику протекания его психи-

ческих процессов и поведения.

Темперамент характеризует динамичность личности,

но не характеризует ее убеждения, взгляды, интересы,

не является показателем ценности или малоценное™

личности, не определяет ее возможности (не следует

смешивать свойства темперамента со свойствами харак-

тера или способностями).

Типы высшей нервной деятельности

и их соотношение с темпераментом

Сила Уравновешен-Подвижность Темпера-

нервных ность нервных нервных мент

процессов процессов процессов

Сильный уравновешенный подвижный сангвиник

Сильный инертный флегматик

Сильный неуравновешенный холерик

Слабый меланхолик

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадос-

тен, легко переключается с одного вида деятельности на

другой, но не любит однообразной работы. Он легко конт-

ролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой об-

становке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь

громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается вырази-

тельными мимикой и жестами.

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, урав-

26 . Социализация личности

Социализация - это процесс, посредством которого

индивидом усваиваются нормы его группы таким образом,

что через формирование собственного «Я» проявляется

уникальность данного индивида как личности, процесс ус-

воения индивидом образцов поведения, социальных норм

и ценностей, необходимых для его успешного функциони-

рования в данном обществе.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необ-

ходимо действие трех фактов: ожидания, изменения по-

ведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

Процесс формирования личности, по его мнению, проис-

ходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведе-

ния взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как

исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся пони-

мать, чего от них ждет целая группа людей.

Процесс социализации продолжается в течение всей

жизни человека. Р. Гарольд предложил теорию, в кото-

рой социализация взрослых рассматривается не

как продолжение детской социализации, а как про-

цесс, в котором изживаются психологические при-

меты детства: отказ от детских мифов (таких, например,

как всемогущество авторитета или идея о том, что наши

требования должны быть законом для окружающих).

Американский психолог и социолог Ч. Кули исследо-

вал процесс постепенного понимания личностью отличия

своего «Я» от других личностей. В результате многочис-

ленных исследований он определил, что развитие кон-

28 . Характер, черты характера

В психологии понятие «характер» (от греч. charakter-

печать, чеканка) означает совокупность устойчивых ин-

дивидуальных особенностей личности, складывающих-

ся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов-

ливая типичные для нее способы поведения.

Характер - это индивидуальное сочетание существен-

ных свойств личности, выражающих отношение человека

к действительности и проявляющихся в его поведении,

в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторо-

нами личности, в частности с темпераментом и способно-

стями. Темперамент влияет на форму проявления харак-

тера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,

настойчивость у холерика выражается в кипучей деятель-

ности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.

Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - ме-

тодично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент

перестраивается под влиянием характера: человек с силь-

ным характером может подавить некоторые отрицатель-

ные стороны своего темперамента, контролировать его

проявления. С характером неразрывно связаны и способ-

ности. Высокий уровень способностей связан с такими

чертами характера, как коллективизм - чувство нераз-

рывной связи с коллективом, желание работать для его

блага, вера в свои силы и возможности, соединенная

с постоянной неудовлетворенностью своими достижения-

ми, высокой требовательностью к себе, умением крити-

чески относиться к своему делу. Расцвет способностей

связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не

падать духом под влиянием неудач, работать организо-

новешен. В деятельности проявляет основательность, ванно, проявлять инициативу. Связь характера и способ-

А-

15


цепции собственного «Я» происходит в ходе длительного,

противоречивого и запутанного процесса и не может

осуществляться без участия других личностей, т. е. без

социального окружения. Каждый человек, по предполо-

жению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспри-

нятых им реакциях других людей, с которыми он вступает

в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые

говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит.

Если эти утверждения повторяются достаточно часто, бо-

лее или менее постоянно и разными людьми, то девушка

в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует

как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка

будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего

возраста ее родители или знакомые будут разочаровы-

вать ее и относиться к ней как к некрасивой.

«Социальное зеркало» постоянно действует, оно посто-

янно перед нами и так же постоянно изменяется. Эти из-

менения особенно видны, когда в детстве при оценке

своих способностей человек ориентирован на мнение

тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а за-

тем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личнос-

тей, хорошо разбирающихся в предмете его способно-

стей. Поэтому можно сказать, что при достижении

зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз-

данию образа социального «Я» на основании оценок

компетентных специалистов.

ностей выражается и в том, что формирование таких черт

характера, как трудолюбие, инициативность, решитель-

ность, организованность, настойчивость, происходит в той

же деятельности ребенка, в которой формируются и его

способности. Например, в процессе труда как одного из

основных видов деятельности развивается, с одной сто-

роны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как

черта характера. Учение о характере называется харак-

терологией.

Общие черты характера проявляются в отношениях

личности к общественным обязанностям и долгу, к людям,

к самой себе.

Воля является способностью человека преодолевать

препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно

она выступает в таких чертах характера, как целеустрем-

ленность, решительность, настойчивость, мужество. По

волевой активности характеры подразделяются на силь-

ные и слабые. Люди с сильным характером имеют

устойчивые цели, инициативны, смело принимают реше-

ния и реализуют их, обладают большой выдержкой, му-

жественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо

выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к ка-

тегории слабохарактерных. Им свойственно пассивное

проявление своих деловых и личных качеств.

альная общность, с которой индивиды соотносят себя

как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки

которой они ориентируются в своем поведении и само-

оценке. Референтные группы подразделяются на группы

присутствия и идеальные группы. Группа присутствия -

референтная группа, членом которой является индивид.

Идеальная референтная группа - группа, на нормы,

мнения, ценности которой индивид ориентируется в оцен-

ке важных для него событий. Но сам в состав этой группы

не входит. Идеальная референтная группа может

быть реальной, а может быть воображаемой. Вооб-

ражаемая группа определяет жизненные идеалы индивида.

Этими эталонами (идеалами) могут быть стереотипные

образы («имиджи»), на которые ориентируют средства

массовой информации.

Сложившаяся самооценка может быть как адекватной,

когда человек правильно оценивает себя, так и неадек-

ватной - заниженной либо завышенной.

продуманность, упорство. Он, как правило, доводит нача-

тое до конца. Все психические процессы у флегматика

протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внеш-

не выражаются слабо, они обычно невыразительны.

Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравнове-

шенны, возбудимы, все психические процессы протекают

у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения

над торможением, свойственное этому типу нервной дея-

тельности, ярко проявляется в несдержанности, порывис-

тости, вспыльчивости, раздражительности холерика.

У меланхоликов медленно протекают психические

процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражи-

тели; длительное и сильное напряжение вызывает у лю-

дей этого темперамента замедленную деятельность, а за-

тем и прекращение ее.

1 6
•х-

29. Типы характера 30. Способности, их структура

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто

встречающихся типа строения тела и конституции чело-

века: астенический, атлетический и пикнический.

Каждый из них он связал с особым типом характера.

Астенический тип характеризует небольшая толщина

тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Асте-

ник - обычно худой или тонкий человек, из-за своей худобы

кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле.

У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие

руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой

мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

Атлетическому типу свойствен сильно развитый ске-

лет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или

высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной

клеткой. У него плотная, высокая голова.

Пикнический тип отличается развитыми внутренни-

ми полостями тела, склонностью к ожирению при слабо-

развитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это

человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между

плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и

отчасти подтверждено новейшими исследованиями в об-

ласти психогенетики, определенным образом коррелиру-

ет со склонностью к психическим заболеваниям. Напри-

мер, маниакально-депрессивным психозом чаще всего

болеют люди с крайне выраженными чертами пикника.

К шизофреническим заболеваниям более склонны асте-

ники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют со-

бой «карикатуры определенных нормальных типов лично-

31 . Виды способностей

Наиболее общей классификацией способностей явля-

ется деление их на две группы: общие и специальные.

Каждая из этих групп делится на элементарные и

сложные, а внутри них уже выделяются конкрет-

ные виды.

Под общими способностями понимается такая сис-

тема индивидуально-волевых свойств личности, которая

обеспечивает относительную легкость и продуктивность

в овладевании знаниями и осуществлении различных ви-

дов деятельности. Общие способности есть следствие

как богатого природного дарования, так и всестороннего

развития личности.

Специальные способности - система свойств лич-

ности, которая помогает достигнуть высоких результатов

в какой-либо специальной области деятельности, напри-

мер литературной, изобразительной, музыкальной, сце-

нической и т. п. К специальным способностям следует отнести

и способности к практической деятельности, а именно:

конструктивно-технические, организаторские, педагоги-

ческие и другие. Чем выше развиты общие способности,

тем больше создается внутренних условий для развития

специальных способностей. В свою очередь, развитие спе-

циальных способностей, при известных условиях, положи-

тельно влияет на развитие интеллекта.

Практические способности не могут развиваться и ак-

туализироваться в творческой деятельности без высокого

уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-тех-

нические способности человека часто связаны с большим

научным дарованием: одаренный изобретатель нередко

вносит новшество не только в производство, но и в науку.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду

его возможности в той или иной деятельности. Эти воз-

можности приводят как к значительным успехам в овла-

девании деятельностью, так и к высоким показателям

труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленно-



сти, знания, навыки, умения, затраченное время, умствен-

ные и физические способности) способный человек по-

лучает максимальные результаты по сравнению с менее

способными людьми.

Высбкие достижения способного человека являются

результатом соответствия комплекса его нервно-психи-

ческих свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она

предъявляет различные требования к психическим и фи-

зическим силам человека. Если наличная система свойств

личности отвечает этим требованиям, то человек успеш-

но и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если

такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается

неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному како-

му-либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство про-

порции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез че-

ловеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как

синтез свойств человеческой личности, отвечающий тре-

бованиям деятельности и обеспечивающий высокие дос-

тижения в ней.

-г-

Структура способностей зависит от развития личности.



Выделяют два уровня развития способностей: реп-

32. Одаренность

В отечественной психологии, прежде всего в трудах

С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, сделана попытка

дать классификацию понятий «способности», «одарен-

ность» и «талант» по единому основанию - успешности

деятельности. Способности рассматриваются как индиви-

дуально-психологические особенности, отличающие од-

ного человека от другого, от которых зависит возмож-

ность успеха деятельности, а одаренность -как

качественно своеобразное сочетание способностей

(индивидуально-психологических особенностей), от

которого также зависит возможность успеха деятель-

ности.


Зачастую способности считают врожденными, «данны-

ми от природы». Однако научный анализ показывает, что

врожденными могут быть лишь задатки, а способности

являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические осо-

бенности организма. К ним относятся прежде всего осо-

бенности строения головного мозга, органов чувств и

движения, свойства нервной системы, которыми орга-

низм наделен от рождения.

На развитие способностей оказывают влияние особен-

ности высшей нервной деятельности. Так, от скорости об-

разования и прочности условных рефлексов зависят быст-

рота и прочность овладения знаниями и навыками; от

быстроты выработки дифференцированного торможения

на сходные раздражители - возможность тонко улавливать

сходство и различие между предметами или их свойства-

ми; от скорости и легкости образования и переделки дина-

мического стереотипа - приспособляемость к новым усло-

виям и готовность быстро переходить от одного способа

выполнения деятельности к другому. Одаренность - это

17
родуктивный и творческий. Человек, находящийся на

первом уровне развития способностей, обнаруживает

высокое умение усваивать знания, овладевать деятельно-

стью и осуществлять ее по предложенному образцу. На

втором уровне развития способностей человек создает

новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически рассматривать эти

уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая реп-

родуктивная деятельность включает элементы творчест-

ва, а творческая деятельность включает и репродуктив-

ную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых,

указанные уровни развития способностей не есть что-то

данное и неизменное, застывшее. В процессе овладева-

ния знаниями и умениями, в процессе деятельности че-

ловек «переходит» с одного уровня на другой, соответ-

ственно изменяется и структура его способностей. Как

известно, даже очень одаренные люди начинали с подра-

жания, а затем только по мере приобретения опыта про-

являли творчество.

своего рода мера генетически и опытно предопределен-

ных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Специальная одаренность характеризуется наличи-

ем у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющих-

ся в деятельности) возможностей - мнений, навыков,

быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся

через функционирование стратегий планирования и ре-

шения проблем.

В целом же можно представить одаренность как си-

стему, включающую следующие компоненты:

* биофизиологические, анатомо-физиологические за-

датки;

* сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые по-



вышенной чувствительностью;

* интеллектуальные и мыслительные возможности, по-

зволяющие оценивать новые ситуации и решать новые

проблемы;

* эмоционально-волевые структуры, предопределяю-

щие длительные доминантные ориентации и их искусст-

венное поддерживание;

* высокий уровень продуцирования новых образов,

фантазия, воображение и целый ряд других.

А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую

структуру творческой одаренности. Он включил в нее:

* доминирующую роль познавательной мотивации;

* исследовательскую творческую активность, выража-

ющуюся в обнаружении нового, в постановке и решении

проблемы;

* возможности достижения оригинальных решений;


<< предыдущая страница   следующая страница >>