Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и... 1 37.64kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История государства и права... 1 72.73kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных... 1 37.28kb.
В. П. Пашин История государства и права зарубежных стран 2 567kb.
В. Ю. Байбаков История государства и права зарубежных стран 2 611.57kb.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных... 4 1158.36kb.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных... 4 1294.4kb.
Содержание разделов дисциплины 1 195.38kb.
Экзаменационные вопросы по истории государства и права зарубежных... 1 58.57kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Конституционные документы Англии и Великобритании XVII – первой половины... 4 1758.75kb.
Теория и методика обучения праву 7 3735.6kb.
- 4 1234.94kb.
Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран - страница №1/1




Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

38 Реставрация Стюартов. Корпус Акт. Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ходсобытий. На некоторое время власть перешла в руки его сына — РичардаКромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в1660 г. на престол Карла II (1630-1685) - сына казненного короля. ВБредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами ибуржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годыреволюции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены.Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. В этигоды в Англии возникают две политические партии. Одна из них — тори —объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Втораяпартия — виги — представляла интересы буржуазии и среднего дворянства,оппозиционно настроенных по отношению к короне. Длительное время впарламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь воппозиции и подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламентзакон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в1679 г., когда виги имели большинство в парламентеХабеас Корпус Акт. Хабеас корпус акт, или “Акт для лучшего обеспечениясвободы подданных и для предупреждения заточений за морем”. В соответствиис этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников изнакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдатьприказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которогонаходился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользупотерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от должностидолжно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указаниемпричины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либоотпустить под залог арестованного до суда, либо оставить под арестом, либоосвободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеаскорпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу. Штрафу в 500фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеаскорпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна вАнглии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц,виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Актане распространялись на лиц, арестованных за государственную измену илитяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданскимделам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений ивоенных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал однимиз важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт былутвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятиюпрестола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс впослереволюционной Англии, история которой развивалась под влиянием такихкомпромиссов.40 Эволюция Изи. права АнглииИзбират. реформы 18в а Англии. Реформа 1832 г. Крупные промышленные городаполучили право парламентского представительства. Таким образом, врезультате реформы мандаты были перераспределены. Закон о реформепредоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года. В результатереформы право голоса получили земельные арендаторы, число избирателейувеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорноборовшиеся за избирательные права, не получили их. Парламентская реформа1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии.Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократиии промышленной буржуазии. Реформа 1832 г. была значительным событием вжизни Англии. Она рвала с феодальными традициями представительства испособствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Важнымследствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий.Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственногоаппарата. Но она не удовл трудящихся Великобритании. Реформа1867(избирательная). Новый закон значительно изменил избирательное правожителей городов. В графствах право голоса получили землевладельцы, имеющиене менее 5 фунтов стерлингов годового дохода, а также наниматели иливладельцы помещений с доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов. Врезультате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чемна миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии — основная масса рабочих,не говоря о женщинах, — по-прежнему были лишены избирательных прав. Реформа1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английскогоконституционализма, который вел к росту реальной политической властипромышленного капитала. В 1884—1885 гг. была проведена третья избирательнаяреформа, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частностиустранить пестроту избирательных цензов. Законом 1884 г. имущественный цензв городах был отменен, а в графствах право голоса получили мелкиеарендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. Врезультате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое. Реформа1884—1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательнойсистемы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и числоммандатов; лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие правоголоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населенияне имела избирательных прав.61 Реформы парлам. в Англии. Избират. реформы. Реформа 1911 г. В результатеборьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911г. Согласноэтому Акту, нефинансовый билль, прошедший палату общин в трехпоследовательных сессиях и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, послетретьего раза направлялся на королевское утверждение, минуя палату лордов,при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением втретьей сессии прошло не менее двух лет. Реформу 1911 г. нельзя объяснитьлишь борьбой партий. Ее проведению способствовало и усиление кабинетаминистров, и изменение социального состава палаты лордов. В 1911 г. былотакже введено вознаграждение членам палаты общин. В 1949 г. лейбористскимправительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палатылордов. Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911г., сокративший доодного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовыхбиллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и,например, в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни.Попытка консерваторов в 1958 г. расширить полномочия палаты лордовпотерпела неудачу. Избирательные реформы. 1918—1919 гг. после мир войны.Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола,достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев)либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса,если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом неменее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом,удовлетворяющим последнему условию. Новый избирательный закон вводилвсеобщее мужское и частичное женское избирательное право. Наканунепарламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило ещеодну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинамиизбирательные права. Новый этап в демократизации избирательного праваотмечен после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределениеизбирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныненикто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г.лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве,которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.43 Билль о правах 1791 г. Законодатели понимали, что большинствоамериканцев хотят видеть в конституции 1787г. прежде всего гарантию отлюбых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этогоисходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционныхпоправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составилопервые 10 поправок к конституции. Принципиальной идеей, положенной в ихоснову, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов,нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова ипрессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). Вмирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия ихвладельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски безобоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовнойответственности иначе, как по решению суда присяжных. Никто не мог бытьподвергнут повторному наказанию (ст. 5). Право на адвоката (ст. 6). Запретжестокие наказания (ст. 8). В сочетаниями с этими положениями констприобрела большую прогрессивную направленность.60 Новый курс Рузвельта. В 30-е годы кризис. В США промышленноепроизводство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%,обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев ихскромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Президент Г.Гувера в надежде фактически ничего существенного не предпринимало.Обстановка обострялась- голодные походы, демонстрации. В таких условиях наочередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт —кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутойпрограммой по выходу из кризиса- “Новый курс”. Чтобы стабилизироватьденежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведенадевальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшиебанки получили из казны значительные кредиты. В соответствии с законом овосстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленностьбыла разделена на 17 групп. В целях уменьшения безработицы принимаютсяэкстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальныеорганизации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтомдорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение “Нового курса” потребоваломобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это быловажнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В этовремя наметился важный сдвиг в развитии трудового и социальногозаконодательства. Дела, связанные с отношениями между работником иработодателем, рассматривались судами, не учитывая фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре. Законом Норриса — Лагардия(1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебныепредписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически даваловозможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот законзапрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты,обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера,впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым вистории США общефедеральным нормативным актом такого рода. СоздавалосьУправление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938 г. закон,фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге “Новыйкурс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферусоциально-экономических отношений и включавший значительные элементырегулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.49 Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской конституции, всостав новообразованной империи вошли 22 монархии и несколько вольныхгородов. Конституция наделила эти государства незначительнойсамостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой империи был прусскийкороль. По конституции, Союзному совету вручалась законодательная власть —наряду и вместе с рейхстагом - и значительная исполнительная власть (ст.6). Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированнымипо различным областям общественной и государственной жизни. Самое важное-что бундесрату помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7) былопредоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.Пруссия осуществляла свою власть через верхнюю палату империи. Дляотклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14голосов, Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17депутатами, затем 22. Конституция отводила рейхстагу важное место взаконодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была сравнительнонебольшой. Разделение властей на законодательную и исполнительную так и небыло создано вплоть до Веймарской конституции 1919г. Статья 20 конституциидекретировала введение всеобщего мужского избирательного права. В рез-те поражения революции в Пруссии был установлен “мнимыйконституционализм”. В январе 1850 подданные Пруссии получили от короляжалованную конституцию. Она провозгласила ряд прав и свобод для подданных.В то же время в законе предусматривалось использования ВС для подавлениябеспорядков. Конституция гарантировала гражданам право образовыватьобщества, но в то же время было право правительства ограничить илизапретить политические союзы. К. закрепила всеобщую воинскую повинность(которая была и до этого). За королем сохранились огромные полномочия(глава исполнительной власти, главнокомандующий, созывал и распускалпарламент, заключал войну и мир, контролировал министров, правозаконодательной инициативы, издавал и отменял любые законы).Законодательная власть - король и 2-х палатный лантдаг. Верхняя - палатагоспод (назначались королем пожизненно). Нижняя - избирались по 3-хкуриальной системе (крупные налогоплательщики, средние и все остальныепосле 30 лет). Роль ландтага ограничивалась обсуждением бюджета и проектовнек-рых законов. Т.е. ландтаг был законосовещательным органом при короле.Конституция Пруссии отражала интересы крупной буржуазии. С некоторымипоправками эта конституция действовала до 1919 года.50 Нояб рев. в Герман. Веймарс. конст. Крупные неудачи на фронтах весной иосенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Революцияначалась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г.Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен —присоединились к восставшим. 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине.Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи нестало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло передатьвласть социал-демократам, потому что эта партия исключала из своейпрограммы социалистическую революцию, поставив целью постепенное,реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучияи социальной защищенности. Но при этом социал-демократы не остановилисьперед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнанаберлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советскаяреспублика в Мюнхене (март 1919 г.). Веймарская конституция 1919г. Коалициятрех партий — социал-демократической, демократической и партии центра —составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф.Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальскогомирного договора, утвердило бюджет и самое главное — приняло новуюконституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристулиберального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. Конституция 1919г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе спрезидентом. Высшим законодательным органом- рейхстаг. Вся Германия былаподелена на 35 избирательных округов. Парламент состоял из двух палат:рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Особенное вниманиеВеймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избиралсявсеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила намонархическую. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешалавведение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет“опасным для существующего порядка”. Конституция постановляла, что“чиновники назначаются пожизненно”, если они служат безупречно. Конституцияобъявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтомуобеспеченной должной защитой.45 Деклар прав и свобод принята Уч собр в 1789г 26 августа. Задача-выразить истины для всех времен и народов. Но все же не удалось примиритьнародные массы с новым правительством. Образцом была Американскаядекларация о независимости. Она сформулированы в духе обще-националманифеста, торжественно провозглашающего право свободных людей, свергнувшихгосподство абсолютизма. В декл устонав принципы демокр гос-пр строя. Онаподчеркивала пр на собственность. Она произвела впечатление насовременников в др странах.44 Велик Фр рев. Учредитнль собр. Декларац пр и свобод. Коренной причинойрев явилось достигшее мах остроты противоречие между производительнымисилами и господствовавшими в стране феодальными производственнымиотношениями. Не была довольна своим положением основная частьпромышленников, купцов, торговцев(больш налоги). Торговле мешало множествовнутренних таможен. В 1788г Фр поразил эк кризис. Вследствие очередногонеурожая крестьяне и городская беднота большей части страны оказались подугрозой голода. Свертывалось пр-во и многие тысячи горожан остались безработы. Начались крестьянские волнения вскоре и в городах. Но солдатыотказывались выступать против народа. Правительство вынуждено было идти науступки. Оно объявило о созыве Ген штатов. Они должны были помочь монархиипреодолеть финанс трудности, одобрив введение нов налогов. В мае 1789- генштаты. Правящие круги потребовали голосования- каждое сословие имеет 1голос. А 3-е сословие хотело- принятие большинством голосов. На отказправительства принять новый порядок голосования депутаты 3-го сословия виюне 1789 объявили себя национальным собранием, спустя месяц- Учредительнымсобранием, те выступая от имени Фр народа, они заявили о своем правеотменять старые и приним нов законы. От короля и знати собрание спас народ-он поднялся в Париже на вооруженное восстание. 14 июля- день взятияБастилии и день рождение новой Франции.46 Констит. законодат Бонапарта. К лету 1794 г. основные задачи революциибыли решены. Положение Франции окрепло, и с этого времени отношениебуржуазии к якобинскому правлению меняется. От якобинцев начало отходить икрестьянство. Крестьяне все решительнее выражают свое недовольствополитикой твердых цен. Политический террор вызывал все большеенедовольство. 27 июля 1794 г. в ходе вооруженного выступления в Парижеякобинская республика пала. Конституция 1795 г. Стремясь укрепить своеполитическое положение, термидорианцы реорганизовали государственногоаппарата. С этой целью термидорианский Конвент вырабатывает, а затемдобивается утверждения новой конституции 1795г. Она открывалась “Декларацияправ и обязанностей человека и гражданина”. Законодатели исключили из неевсе революционные положения Декларации якобинцев. Более не говорилось оправе народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном праве всехбыть избранными на государственные должности. Основным принципом было:представительное правление и разделение властей. Высшим органомзаконодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из двухпалат: верхней — Совета старейшин и нижней — Совета пятисот. Консульство.Выступая против народа, свое политическое спасение правящие круги видели всоздании режима военной диктатуры. Наибольшую поддержку получил генералНаполеон Бонапарт. В 1799 г он с помощью войск разогнал Законодательныйкорпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трехконсулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занялБонапарт. Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основнымичертами вводимого ею государственного строя были: верховенствоправительства и представительство по плебисциту. Органы законодательнойвласти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус иОхранительный сенат. Админ деление страны на департаменты, дистрикты,коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппаратадостиг своего логического завершения. Провозглашение империи. В 1802 г.Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника.Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принималамонархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императоромфранцузов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательнаявласть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).63 Четвертая республ. во франц. Конст 1848. С первых дней оккупации страныфранцузские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Голльосновал движение “Свободная Франция” имевшее целью объединить французскиесилы для борьбы за освобождение Франции. Голль был признан английскимправительством как “глава всех свободных французов”. Летом 1943 г. былсоздан единый Французский комитет национального освобождения. Летом 1944 г.англо-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франциябыла в основном освобождена. В августе 1945 г. временное правительствоФранции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведениемвыборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию,должен был состояться референдум. Конституция 1946 г. В преамбулеконституции торжественно подтверждались права и свободы человека игражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.Провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; правополитического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать иправо на получение должности вне зависимости от происхождения и тд;Конституция предусматривала учреждение парламентской республики из двухпалат: Национального собрания и Совета республики. Высшим представителемгосударственной власти конституция объявила президента республики.Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканскихконституций XIX в./ Начало 5-ой республ создание конст 1958г.26 Англосакс. и континент системы права. Первую группу составляютконтинентальные правовые системы, возникшие в Европе и воспринятые другимигосударствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влияниемфранцузского права, в XX в. на их развитии сказалось германское право. Иххарактеризует деление права на частное и публичное. Континентальныеправовые системы четко разграничивают право материальное и процессуальное.Основным источником пр- закон. Особенностью континентальных правовых системявляется широкое распространение кодификации как материального, так ипроцессуального права. Англосаксонские правовые системы базируются на общемправе Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв. Эти правовые системы незнают деления права на частное и публичное. В них отсутствует строгоеразграничение материального и процессуального права. В англосаксонскихсистемах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальнойЕвропе. Не знают они и кодификации. Основным источником права в этихстранах является судебный прецедент. В англосаксонских странах понятияправо и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права вэтих странах играют обычаи и конституционные соглашения. Англосаксонскомуправу свойственны особая терминология, наличие ряда институтов, невстречающихся в других странах.51 Франц. гражд. кодекс 1804. Он был принят первым и вошел в историю подназванием Кодекса Наполеона. Проект был составлен в сжатые сроки (4 мес).Проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что рядположений кодекса содержал значительные отступления от революционногозаконодательства. Первый титул “О праве и законах вообще” был отклонен.Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительствозабрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошлобыстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты иутверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в составединого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван КодексомНаполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений воФранции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии,Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеонавоплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства,законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались наюридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство,сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, незабыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-аякнига посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различныхвидоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способахприобретения собственности.В области семейного права кодекс признавал господство мужа над женой исильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властямипорождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла безсогласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ееимущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, неимел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко ивыражали передовые по тому времени принципы и нормы права.ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ.Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В немфиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участниковсоглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своимимуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как этопрактиковалось в некоторых странах.52 ГГУ. В конце XIX в. группа континентальных правовых систем пополниласьеще одной крупной кодификацией — Германским гражданским уложением.Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всейстраны кодификацией гражданского права. Новое уложение вступило в законнуюсилу 1 января 1900г. Германское гражданское уложение в значительной степенибазируется на римском праве и в то же время содержит положения германскогоправа, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новыеправила, способствующие развитию буржуазных отношений. Уложение содержитобщ часть (1-ая книга) и еще 4 книги: вторая книга посвященаобязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейномуправу и пятая — наследственному. Уложение — первый гражданский кодекс,содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи.Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: правособственности, владение. Уложение признает собственника земельного участкатакже и собственником недр и воздушного пространства над участком. Средидругих вещных прав, называемых Уложением, следует отметить владение./Обязательственное прав/. Для Уложения в отличие от других буржуазныхкодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.Дается довольно полное определение обязательства. Договоры традиционноявляются наиболее распространенным способом возникновения обязательственныхправоотношений. Договорные отношения по Уложению строятся на принципесвободы договора. Особенностью Уложения является существование абстрактныхобязательств. Предмет договора — это само обещание, облеченное вписьменную. Абстрактный характер состоит в том, что основание заключениятакого договора и выдачи обязательства значения не имеет. Появлениеабстрактных обязательств явилось уступкой законодателя крупной буржуазии. Вкачестве основания возникновения обязательств Уложение признает деликты.2 Возникновение Индию 1ми жителями Др. И. были дравиды. Период с сер.IIтыс. до н.э. до I тыс. до н.э, отмечен образованием кл. общ-ва и гос.Военный вождь племени все более возвышался над племенами. Занятие высшихдолжностей в гос. админ. было привилегией знати. бол значение - цар жрец. дружина стала пост войском. Народ облагался налог. Т.О возник. гос.образования, в форме монарх. или респ. Во II в. до н.э. Индия расп на отдгос. образований. Общ строй И. С развитием общ. и имущ. связано появсословий - варн. варны станов все более замкнутыми. Наследственно закреплпрофессия; поклон одним богам. Запрещался переход из одной варны в другую.Сел община. В общины объед знач часть населения - своб земледельцы.Рабство. Раб труд не играл значит. роли в эк Др И. Особенность: наличиегос. зак-ва, кот огранич произвол хозяина по отнош к рабам. ( рабы моглииметь семьи, собст, пр на наслед, Царь назнач чиновн, явл главой фискальнойадм-ии, верх судьей, ком армией. Совет царских сановников приобрел функциипол совета + сущ. тайный совет, (особо доверен лица)9 Возникн гос-ва в Др. Риме .История Др. Рима восходит к VII в. до н.э.1Римцар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на периодпринципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Морганаобщ-во, подобное древнерим - наз. военной демокр. К тому времени : племенаовлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим общинанеоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист - патриции. Из их средывыходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами. Главыродов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит. 1Сенат имел право предварит обсуждения дел, кот вносились на решение нарсобр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима жили ине - граждане - клиенты и плебеи. Они пост на работу к рим знати . получ наопредел ус-ях земельные наделы. Важным этапом в становлении Р гос-ти сталареформа Сервия Туллия. 1.плебеи введены в состав общ 2.все граждане разделпо 6 имущ признакам), насел дел на 193 центурии. 3. террит города раздел на4 округа. Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она неуровняла их с патрициями, особенно в том, что кас земли. Но в след 2столетиях плебеи добились удовлетвор многих своих требований.11. Римское государство периода республики.Временные границы данного периода - с конца 4 века до н. э. до начала 1века до н. э. Римская государственность опиралась на развитую системуинститутов власти и управления, закрепленных в праве и политическихтрадициях. Смыслом организации власти в этот период римляне виделиобеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свободполноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе римлянеусматривали в единоличной исполнительной власти. Только народ в целомобладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разнымучреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римскойреспублики.Народные собрания: 1. куриатные собрания. Они постепенно теряли своезначение. Их задача- делегирование власти избранным другими собраниямимагистратам. 2. центуриатные комиции. Это был основной вид народовластия вРиме, поскольку охватывал большинство полноправного населения, а такжеобладал существенными полномочиями. Центуриатные комиции имели полномочиятроякого рода. 1) в них проходили выборы важнейших магистратов, консулов,преторов, цензоров, - а также назначение диктатора. 2). В комицияхпроходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. 3). Комициямпринадлежала судебная власть. Решение комиций отмене не подлежало. 3.трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Импринадлежала, судебная власть по обжалованиям, выборы плебейскихмагистратур, законодательство. Центральным учреждением Рима был Сенат. Онвозник при римских царях в качестве строго консультативного органа. Переходк республике усилил влияние Сената. Сенаторов назначали: вначале цари,потом консулы. В Сенат могли входить только главы родов. В периодреспублики Сенат стал главным правительственным органом. Сенатупринадлежало общее финансовое управление; он выделял деньги на ведениевойны, определял характер поступлений в казну. Сенат обеспечивал соблюдениебезопасности и добрых нравов в городе. Сенат вел дипломатические имеждународные отношения Рима. Заседания Сената могли проходить только подпредседательством консула, претора или диктатора. Исполнительная власть вреспублике - в руках магистратов. Они были также представителями народа.Все магистраты избирались народными собраниями. Исполнение обязанностейбыло безотчетным. Они имели право задержать неподчиняющегося гражданина,предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадлежащуюгражданину. Во главе магистратур - консулы. Консулы руководилидеятельностью Сената. Консулы руководили расходом казны. Они имели правоиздавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права. Вторымпо важности должностным институтом была претура. Изначально претор былмладшим помощником консула и осуществлял те же функции. В дальнейшем в ихруках - уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же принадлежала полицейскаявласть в городе. Для осуществления главных своих полномочий, претор могиздавать эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам –интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деятельность была специфической,но влияние было неимоверным. Главным делом цензоров было составлениесписков населения по классам. Решения цензоров не подлежали обжалованию исуду. Цензоры участвовали в финансовом управлении. Завершали когорту –квесторы. В их руках - заведование государственной казной, ведениерасходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были ихранителями государственных документов. В критических условиях, по решениюСената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор,обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срокмог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления, в том числе ивоенная власть, и право международных сношений, уголовной юстиции и любыхизменений законов. Диктатору вручались особым постановлением верховныедолжностные полномочия, на которые никто, никакой орган, не мог иметьвозражений.8 Др. СпартаСпартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоеванияобширной территории Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами.Установление общественных порядков и государственного строя Спартысвязывается с именем Ликурга. Общественный строй Спарты сохранял пережиткипервобытнообщинного строя и был построен на военной организации. ЗаконыСпарты были направлены на недопущения образования резкой имущественнойдифференциации среди “спартанцев”. Было три слоя населения: спартиатами,периеками и илотами. Спартиаты пользовались политическими правами, былиобеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь собственность, вотношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в политическихправах. Илоты же имели статус государственных рабов, они не обладалиправоспособностью, но могли иметь право собственности на свои орудияпроизводства и свое хозяйство, 50 % доходов они обязаны были уплачиватьспартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена. Спарта былапримером рабовладельческой аристократии. Основным органом в Спарте былагерусия – совет старейшин, возглавлявший все государственное управление.Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, и двух царей.Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали изнаиболее известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народнымсобранием, которому они были бесподконтрольны. Герусия готовилавнешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц. Онаобсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться внародном собрании. Герусия располагала неограниченной компетенцией, оназаседала ежедневно и руководила всеми делами. Она же была судебным органом.Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считаласьнеответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль вполитической жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю.Участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанноезаконом воспитание и сохранившие свои наделы. Собрание было толькопассивным властным органом. К ведению народного собрания относилосьизбрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора опрестолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народноесобрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира. Воглаве государства стояли два царя, которые выполняли функцию военныхвождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. С течениемвремени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров. Они занималиисключительное положение в государстве. Их было пятеро. Первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии; Эфорысоставляли единую коллегию и выносили решения по большинству голосов. В ихруках целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной.Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины,контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли ихотчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной из функцийэфоров был контроль за деятельностью царей с целью не допустить усиления ихвласти. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии. В своейдеятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольностьэфоров, невозможность привлечения к судебной ответственности породилазлоупотребление ими своей властью.17. Возникновение Салической правды“Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификациигерманских народов. Наиболее известна Салическая правда. Временем еевозникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франковна завоеванных землях. Юридические обычаи, в Салической правде, касаютсяглавным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Нераспаханныепустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Аллод и собственностьДлинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое.“Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только послесбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду.Но огороженная земля не была частной собственностью. Ограждено отпосягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенныеза кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остаетсяничего, что ускользнуло бы от внимания. Особое внимание в Салической правдеуделяется Аллоду. Аллод - свободно отчуждаемая земельная собственность. Сразвитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась взависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев- в бенефиции и феоды. В Салической правде статьи об аллоде касаются восновном его наследования. Земля переходила только к сыну. Брак. Древниеобычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще болеедревние не исключали похищения. Через покупку муж приобретал власть надженой. После его смерти эта власть переходила к свекру. В Салическойправде место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносилжене в качестве награды за невинность. Они оставались в семье. Жена должнабыла явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы были запрещены по мереусвоения христианства.Убийство. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на смену кровной местиприходит штраф. Этот переход происходил непросто. Вначале нескрываемоепрезрение. Принимать деньги за кровь ближнего считалось несмываемымпозором. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На этиденьги можно приобрести 100 быков Салическая правда назначает неодинаковыенаказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободногомальчика. В двух последних случаях плата повышается в три раза. Королистали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг. За убийстворимлянин или полусвободный, - намного меньшая плата. Убийство раба влечетза собой лишь возмещение его рыночной стоимости. Там, где знатный ибогатый откупался, крестьянин платил головой.Судебный процесс. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебноедело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. Такойпроцесс получил название обвинительного. Изменников вешали, трусов топили вболоте и забрасывали хворостом. Никакого предварительного расследованияконечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которыепредставляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться надостоверность свидетельских показаний. Когда не удавалось добитьсяпризнания судьи апеллировали к богу.18 Франция в 13в. Людовик 9.// В конце периода феод. раздр. намет тенд кусилению корол. власти, которая полу-чила поддержку горожан. города становцентрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород:богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. игор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию ремесели торговли мешали границы многочисл. владений, на которых устанавл. различпровозные пошл. Города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов. Входе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоровгор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городскогосамоупр реглам - хартиями, фиксир городские вольности. Финансовые и иныеповинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со сторонысеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу -городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий факторпреод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали имденьги. Союз монархии и городов достиг вершины, стимулируя усиление королвласти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборностикороля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить феодраздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX. Судебнаяреформа. В корол домене была запрещ частная война. Соперники должны былиобращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти во все областистраны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько, чток ним обращ не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмот дел“высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Из Корол курии былавыделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение,состояло из профес юристов. Финансовая реформа. В королевском домене вкачестве расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскореблагодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой встране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение- Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в историикорол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны.19. Cословн-предст. во Франц. ген штаты.Сословия. В это время все население страны делилось на три сословия:1)духовенство, 2) дворянство, 3)остальные. Первые два считались привилег.Осн черты гос строя. Важные сдвиги в соци-эк отнош обусловили сущ изменен вгос, с заверш периода феод раздроб гос приняло форму сословно-предстмонархии. Сильная корол власть сочет с представительством от сословий -Ген штатами (органом, разрешающим введение новых налогов). Органы гос.власти. Корол власть. Процесс оформления сосл-пред монархии начался сусилением корол власти, неразрывно связ с преодол феод раздроб. Это сталовозможным в силу ряда причин: 1) укреп соц-эк основы союза корол власти игородов, благодаря росту промыш и торговли города смогли оказывать монархиипомощь.2) вокруг корол власти сплотились основные группы среднего и мелкогодворянства. В условиях подъема антифеод движения крест дворяне виделиединст оплот сохранения своего привилегир полож в сильной корол армии.Монархия могла также дать им новые источн дохода, предоставив службу вармии и гос аппарате. 3) сильная корол власть была нужна для борьбы с внешврагом. В этот период Франция подверг иностр нашествиям. Генеральные штаты.Многие могущ вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случаепытались восстан утрач независ. Объед страны могло быть успешно завершенолишь в обновлен гос-право форме, выступ за единое гос. Короли получиливозмож обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейшихсеньорий. Были впервые введены постоянные общегос налоги. Регулярныеденежные поступ позволили правит сформ профес, наемную армию, а такжецентрализ аппарат управ. Первые собрания сословного представ - штаты (отфран. stat - “сословие”) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в.Штаты рассмат различные вопросы, главным из которых было утверж единовремденежных сборов. В 1302 г. впервые было созвано общефранц собраниесословий. Его стали называть Ген штатами в отличие от штатов в отдельныхпровинц. Последующ десятилетия превратили Ген штаты в важнейш орган гос.Все вопросы рассмат раздельно по палатам, где решение выносилось простымбольш голосов. Решение утвержд всеми палатами, причем каждая палата имелатолько один голос. Ген штаты созывались по усмотр короля. Короли обращ кним довольно часто. Духов и двор от налогов были освобож и лишь давалисогласие на обложение “третьего сословия”. Но были моменты, когда “3сословие” могло добиться больших прав, чем право утверж новых налогов. В1357 г., когда страна переж 1 из наиболее глубоких полити кризисов былиздан ордонанс (указ)- Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соот этим доксессии Ген штатов должны были провод два раза в год. Для их созыва не требпредвар санкции короля. Ген штаты не только имели исключ право на введениеновых налогов, но и контрол расходы правит. Лишь с их согласия можно былозаключить мир и объявить войну. Великий март ордонанс был вершинойвременного роста правомочий Ген штатов. Добившись от них согласия навведение пост налогов, правит сделало все, чтобы ордонанс не был претворенв жизнь. И это ему удалось.20 Право феод. европы. Развитие феод отнош привело к тому, что источникиправа, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды, потерялисвою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Францииэти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действ в различ местностях,имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и влиянием прежде действисточников права. Но они очень различ в отдельных полож и деталях.Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен натерр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов, городов, поселкови даже частей некоторых городов.В отношении выраж и излож юрид норм Францияделилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции -страной обычного права. Так как южные провинции входили прежде в составРимской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за котор признзначение общего обычая. Сохран писаного права на юге Франции объяснялосьтакже сущест там более развитых эк отнош. Римское право выступало в качобъед фактора. Наряду с ним в качестве дополн источника дейст множествоместных кутюмов. Во Франции наиболее известными кодификациями были:“Большой сборник обычаев Нормандии”, “Большой сборник обычаев Франции”. Сначалом полит объед Франции и с укреп корол власти ощущается неудовлетвправовых источников и делается попытка их упорядоч. Во второй половине XV ив XVI в. появилось большое колич офиц сборников кутюмов. Наибольшейизвестностью пользовались кутюмы Парижа. Сборники имели огранич местноеприменение. С ростом и развитием городов появились собственно гор суды.Следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно регулир вопросыорганизации и деят катол церкви. Канон право было одним из фактороввнесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря на усилиякорол власти во Франции преодолеть множ источников права, каждая областьсохраняла собственные кутюмы. Для Франции это было большим недостатком. Вто же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В их числе- усиление влияния римского права. Придавалось особое знач регулир договоротнош. Закрепленное в сборниках кутюмов феод право, не содержалопредпосылок для регулир договор права. В то же время эти предпос заключалов себе римское право. Оно давало готовые формулы для юрид выраженияпроизвод отнош. Это бола важнейшая причина рецепции римс. права.23 Источники права феод Германии. Развитие феод отнош привело к тому, чтоисточники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды,потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному.Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр иликругу лиц. Споры вассалов решались в ленном суде феодала по нормам обычнленного права. Крепостные судились по местному дворовому праву. Населен.жило по партикулярным правам. Суд процесс средних веков, и без тогогромоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников права. Начинаяс XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составюристами-практиками. В Герм партикулярн право запис в Правовые книги.(Саксонское зерцало)16 Гос-во у салических франков.Аллод как форма зем собст имел наиб распр в раннее средневек. Собственникземли самостоят осущ все права на нее, не неся за землю службы, не платяповин. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. В условияхразвитого феод основными и наиболее распр правами на землю были держания -феод завис права, приобр от какого-нибудь вышест владел. Держания были своби несвоб, благородные и неблаг. Первые держ имели форму бенефиция, подкоторым поним имущество, находящееся лишь в польз владельца. Бенефицийдавался на условиях несения службы, не перед по наследству и со смертьюбенефициария возвращ собств. Наиболее распр видами зем держании становятсяфеоды (лены). Феод - благородное держ земли на основе ленных отнош. Феодалуступал часть своих земель лицу, станов его вассалом и приним на себя пофеодальному договору обязанность верности и оказания опред услуг сеньору.При уступке земли по феод договору вассал, однако, не был полным собствземли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Если вассал умирал, не имеянаслед, то феод возвращ к сеньору. Все эти права принад сеньору как госпземель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отнош феодовполномочия владения и польз ими. Вассалу принад все доходы феода, при этомон не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либопериод платежи. Вассал не мог ни продать, ни передать его своему вассалубез согласия сеньора. Иначе сеньор мог отобрать его без какого-либо возмещпокупат. С XIII в. стала допускаться полная передача феода. Во Франции этотвид держания носил название цензивы. Никаких личных феод связей при цензивене устанав, не было ни обязан к воен службе, ни верн господину. Зато скрест прич разнообр и весьма обременит платежи.14. Вещное правоВещь –это часть живой или неживой природы, отделимая от других частейприроды или изолированная физически и пространственно. Классификация:Телесные и бестелесные; Манципируемые и неманципируемые (самые ценные вещи– земля, рабы, кр. рог. скот). Одна из мер защиты – манципация – способзаключения сделки; наход. в обороте и изъятые из оборота (воздух, гос.имущество, священное имущество); движимые (земля и постройки) и недвижимые;индивидуально определенные (един. в своем роде) и с родовыми признаками(можно взвесить, измерить, посчитать); Потребляемые и непотребляемые (внаемтолько непотребляемые, а взаймы потребляемые); делимые и неделимые; простые(из единого материала – рабы) и сложные (образованные из самост.предметов). Сложные передаются целиком; главные (вещи) и побочные (частивещи, принадлежности, плоды). Части не имеют самостоятельного сущ-я.Принадлежности связаны с вещью не физически, а экономически.Способы приобретения: Первоначальное (до сих пор не было владельца);Произвольное (манципация, традиция, уступка права); Особые (захват);Переработка (из других материалов).