Семинар «Ресурсные возможности туристско- краеведческой деятельности для создания воспитательной среды в образовательном учреждении» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Семинар «Ресурсные возможности туристско- краеведческой деятельности для создания - страница №1/2

Управление образованием

Асбестовского городского округа


Областной семинар
«Ресурсные возможности

туристско- краеведческой деятельности для создания воспитательной среды в образовательном учреждении»

28 сентября 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Программа проведения областного семинара «Ресурсные возможности туристско-краеведческой деятельности для создания воспитательной среды в образовательном учреждении»

3 стр.


2.

«Система организации воспитательной работы в образовательных учреждениях»

(Валеева С.А., ведущий специалист Управления образованием Асбестовского городского округа)


4 стр.


3.

«Музей образовательного учреждения как центр духовно-нравственного воспитания учащихся»

(Елтышева В.Г., директор АМОУСОШ № 22, Николина Г.Е., руководитель музея АМОУСОШ № 22)


15 стр.



4.

«Система работы Центра детского творчества им. Н.Аввакумова с образовательными учреждениями по реализации программы патриотического воспитания»

(Дубина О.В., директор ЦДТ им. Н.Аввакумова)


22

стр.



5

Приложение







Методические разработки открытых мероприятий:




-

Обзорная экскурсия по музею истории АМОУ средней общеобразовательной школы №22

28 стр.


-

Обзорная экскурсия по мемориальной комнате

уральского разведчика Н.И.Кузнецова


29 стр.


-

Интеллектуальная игра «Кроссворд», посвященная жизни и деятельности Н.И.Кузнецова

32 стр.


-

Интеллектуальная игра «Мой край, мой город»

35 стр.

-

Автобусная экскурсия «Тропа Кузнецова»

37 стр.

-

Обзорная экскурсия по музею «Истории народного образования города Асбеста»

40 стр.


-

Обзорная экскурсия по мемориальному музею «Художника – графика Н.М.Аввакумова»

43 стр.


ПРОГРАММА

ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА

28 сентября 2011 года

«Ресурсные возможности туристско-краеведческой деятельности для создания воспитательной среды в образовательном учреждении»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания воспитательной среды в ОУ, способствующей формированию гражданской компетентности.
Задачи:

  1. Представить слушателям современное состояние проблемы воспитания как социального института в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом аспекте.

  2. Продемонстрировать результаты педагогического опыта по созданию воспитательной среды на примере АМОУ СОШ № 22 и ЦДТ им. Н. Аввакумова с целью обобщения и распространения инноваций в образовании.


Участники семинара

Специалисты дополнительного образования, педагоги, методисты, занимающиеся

деятельностью туристско-краеведческой направленности


Время

Название мероприятия

10.00-10.30

Регистрация

10.30-11.30

- Система организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Асбестовского городского округа (Валеева Светлана Анатольевна, ведущий специалист по вопросам дополнительного образования детей и воспитательной системы)

- Музей образовательного учреждения как центр воспитательной работы (директор Елтышева Вера Геннадьевна, руководитель школьного музея Николина Галина Евгеньевна).



11.30 -13.15

Открытые мероприятия:

-экскурсия по музею АМОУ СОШ № 22 и комнате Н.И.Кузнецова (кабинет № 208);

-интеллектуальная игра «Кроссворд», посвящённая жизни и деятельности Н.И.Кузнецова (группа 1, кабинет № 206);

-клуб интересных встреч «Был город - фронт, была блокада» по книге «Помним и чтим» (группа 2, кабинет № 209);

-интеллектуальная игра «Мой край, мой город» (группа 3, кабинет № 205);

-интеллектуальная игра «Краеведческое казино» (группа 4, актовый зал);

-автобусная экскурсия «Тропа Кузнецова» (группа 5)


13.15 -13.40

Обед, переезд в ЦДТ им. Н.Аввакумова

13.50-14.50

Система работы центра детского творчества с образовательными учреждениями по реализации программы патриотического воспитания

14.50-15.50

Круглый стол по итогам семинара

Валеева С.А., ведущий специалист

Управления образованием

Асбестовского городского округа

«Система организации воспитательной работы в образовательных учреждениях»

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас в нашем замечательном городе. Очень приятно, что сегодня мы принимаем так много гостей. Кто – то, наверное, из вас уже не раз побывал в нашем городе, кто - то сегодня приехал к нам впервые, поэтому перед тем как перейти непосредственно к теме моего выступления, я бы хотела сказать несколько слов об истории нашего города.

Города как люди: у каждого своя судьба, свой образ жизни. Наш Асбест не может похвастаться вековыми традициями, он молод.

В начале 1885 г. инженер А. П. Ладыженский в глухой тайге к северо-востоку от Екатеринбурга нашел на значительной площади выходы залежей «горного льна» — асбеста. Месторождение назвали Баженовским по имени ближайшей железнодорожной станции. Промышленная разработка асбеста началась в 1889 г.

В Кудельке, так раньше назывался наш город, до 1898 г. не было больницы, даже фельдшерского пункта. Первая школа открылась в 1905 г. на Вознесенском прииске, а перед революцией работали всего две школы, в которых учителя обучали около 200 ребятишек.

Статус города был присвоен рабочему посёлку Асбест в июне 1933 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Тогда его население составляло немногим более 27 тысяч жителей. Чуть раньше, в марте того же года, в Асбест пришел первый поезд по железной дороге, заменившей старую узкоколейную. Присвоение статуса города и пуск железной дороги стали мощными импульсами для развития ведущего предприятия - треста "Ураласбест", и как следствие - развития социальной инфраструктуры города. С первых пятилеток начался стремительный рост производства асбеста и строительных материалов. На глазах хорошел и город.
Сегодня Асбест - это крупный промышленный центр. Градообразующим предприятием является открытое акционерное общество "Ураласбест". Хорошо известна в стране и за рубежом марка Уральского завода асботехнических изделий. В нашем городе производится не только асбест, но и паронит и автомобильные накладки, железобетон, мебель и металлоконструкции...

5

Сегодня город "горного льна" хорошо известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Продукция его предприятий пользуется большим спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынке.



Но город - это прежде всего люди. Именно благодаря их трудолюбию, профессиональному мастерству Асбест развивается и хорошеет год от года. Талантливые рабочие и инженеры, врачи и педагоги, строители и горняки являются подлинным его богатством. Именно их любовь к своей профессии, упорство, способность преодолевать трудности, верность городу и его славным традициям не могут не вызывать восхищения.

Город имеет свою символику.

Решением Асбестовской городской Думы были утверждены герб, флаг. Если посмотреть на наш герб, то можно увидеть в зеленом поле несколько повышенное и окаймленное серебром кольцо, образованное червлеными пламенеющими солнечными лучами; шесть серебряных нитей, промежутки между которыми заполнены в цвет поля, сходятся из верхних углов щита поверх кольца наподобие верхних плечей андреевского креста; посередине кольца нити перекрещиваются и далее вместе спускаются сквозь кольцо подобно столбу. В правом и левом нижних углах щита - по три серебряных перевязи, положенных соответственно справа и слева.

    Необходимо отметить, что это в первую очередь говорящий герб, то есть показывает нити асбеста.


Флаг – это полотнище с соотношением сторон 2:3, несущее на себе изображение фигур городского герба (солнечная корона, "нитчатый" вилообразный крест и треугольно вырезанная оконечность), положенные вдоль полотнища и выполненные зеленым, белым и красными цветами. Обратная сторона зеркально симметрична лицевой.

В 2005 году был утвержден гимн города. Автор гимна Владимир Сабуров. На наших мероприятия всегда имеется символика города, а присутствующие исполняют гимн города.

А сейчас несколько слов о системе образования нашего города. Несмотря на то, что город небольшой, у нас достаточно хорошо развита сеть образовательных учреждений.

Функционируют 24 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 3тыс 100 детей.

В городе 15 школ из них: 11 средних, лицей, 2 основных, 1 начальная, в которых обучается 6847 обучающихся.

4 учреждения дополнительного образования – СЮН, ЦДТ и 2 спортивные школы, ДЮСШ «Малахит», СДЮСШОР, которые с 2011 года стали подведомственными Управлению физической культуры и спорта АГО, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. 2 учреждения по делам молодежи: Молодежный досуговый центр, Центр детский подростковый, который включает в себя 8 детско-подростковых клубов по месту жительства. 

В течение всего календарного года в каникулярное время функционирует муниципальное автономное учреждение «Детский загородный оздоровительный лагерь «Заря».
Это я проговорила об учреждениях подведомственных Управлению образованием, а еще для продолжения образования у нас есть Асбестовский политехникум, который предлагает большой спектр получения профессий, экономический колледж, филиал областного медицинского колледжа, колледж искусств, есть и филиалы высших профессиональных учреждений – это Уральский педагогический университет, Уральский гуманитарный университет и другие.

Сегодня мы с вами находимся в одном из общеобразовательных учреждений нашего города - это АМОУ СОШ № 22.

Тема, предложенная областным отделением по туризму и краеведению, на мой взгляд, очень важна.

Конечно. Вы все знаете, что воспитание –это сложный и многогранный процесс. Ребенок как объект воспитания находится постоянно под влиянием внешних факторов и людей, которые его окружают и как правило не всегда положительными.

Задачи воспитания стали наиболее значимы в сфере действия государственной системы образования. Осуществление воспитания является приоритетом в образовании, что не раз подчеркнуто в документах Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ. Это стандарты второго поколения, в которых важную роль играет воспитание молодого человека, развитие его личностных качеств- что заложено в концепции духовно-нравственного развития.

     Решать все задачи воспитания в рамках только учебного процесса, невозможно, что доказано в последние годы, а все, что проводится во внеурочное время.

        В городе четко сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет содержание и основные направления  воспитательной работы школ и ориентирована на формирование личности обучающихся, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими им жить в  изменяющемся мире, быть готовыми к профессиональному и ценностному самоопределению, способными ответить на вызовы XXI века.
В 2001 году по поручению начальника управления образованием, требованиями Программы развития образования была разработана концепция «Воспитательная система образовательного пространства г. Асбеста», которая являлась первым этапом и основой для разработки долгосрочных целевых программ по воспитанию детей и подростков г. Асбеста.

Целью концепции являлось построение единого подхода к идеологии воспитательной системы образовательного пространства, позволяющего организовать работу по созданию и развитию воспитательной системы города в целом, так и воспитательных систем каждого образовательного учреждения.

Концепция реализовалась через городскую программу «Патриотическое воспитание учащихся», что способствовало улучшению патриотического и гражданского воспитания всех слоев и возрастных групп населения города Асбеста, а также обеспечивала воспитание детей, подростков, молодежи на примерах отечественной истории, культурно – исторического населения города Асбеста,

9

культурных ценностях народов России, героических традициях российской армии, героических подвигов асбестовцев в годы Великой Отечественной войны, Афганской войны, Чеченской компании, в годы строительства города Асбеста и становления комбината «Ураласбест».



В 2007 году была разработана и утверждена постановлением начальника управления образованием № 48 от 23.04.2007 программа «Гражданин города – гражданин России», которая продолжает реализацию концепции, а в 2011 году была разработана и утверждена муниципальная ведомственная программа «Патриотическое воспитание граждан Асбестовского городского округа на 2011-2015 годы».

Я остановлюсь на нескольких направлениях:



-создание условий для развития военно- патриотической направленности:

При сотрудничестве с войсковой частью 25642, которая располагалась на территории АГО, было проведено большое количество мероприятий, это и поздравление военнослужащих с профессиональными праздниками - с днем создания войск специального назначения, с днем военного разведчика, с днем ее образования, участие обучающихся в днях открытых дверей, где ребята могли познакомиться с бытом военнослужащих, посмотреть военную технику, парад, военнослужащими были продемонстрированы показательные выступления. Военнослужащими войсковой части 25642 проводились классные часы с показом фильма о части во всех школах города, в преддверье Дня призывника.

Также совместно с войсковой частью были проведены спортивные встречи по волейболу, баскетболу, мини – футболу, плаванию, шахматам, военизированная эстафета, смотр строя и песни.

Ежегодно 9 декабря в кинотеатре «Прогресс» проходит выставка, посвященная Дню героев Отечества. После выставки для ребят 9-11 классов демонстрируется фильм на военную тематику, а также работает малый зал для учащихся начальной школы.

В целях развития у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирования профессиональных значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества приказом начальника Управления образованием за каждым

общеобразовательным учреждением закреплены памятники истории и культуры местного (муниципального) значения. Возле этих памятников проводится большое количество мероприятий, посвященных знаменательным датам, Дня воинской славы, а также ребята проводят уборку на прилегающей территории.


Выстроена система проведения городской военизированной игры «Зарница». Ежегодно проводятся игры для параллелей 5,6,7, 8 классов. Игра включает в себя 5 этапов и наступление 3 армий. Ребятам необходимо показать боевую слаженность, преодоление минного поля, умение ориентироваться на месте, правильную стрельбу и другие навыки. Побеждает та армия, которая быстрей пройдет препятствия и поставит флаг на горке.
Традиционно перед Днем защитника Отечества стало проведение расширенного заседание городской Думы школьников на тему «Мое отношение к современной армии», в котором принимают участие, обучающиеся школ, педагоги. Ребята задавали вопросы о том, как служится сегодняшним военным, какие есть льготы у военных, какие есть военные институты и т.д.

В рамках месячника защитников Отечества проводятся традиционные мероприятия так военизированная эстафета, смотр строя

и песни, конкурс военно – патриотической песни и другие.

Встреча учащихся 10 -11 классов со специалистами института военных исследований г. Екатеринбурга. Ребятам рассказывали о причинах Чеченской войны, был организован просмотр документального фильма.

Начинали свою работу военно-патриотические клубы при центре детского творчества «Сапсан», «Вымпел», а также военно-патриотический клуб «Катран», организованный совместно с РОСТО ДОСААФ. Ребята из военно-патриотических клубов отправили 57 поздравлений для военнослужащих, призванных из города Асбеста, принимали участие в Вахте памяти возле обелиска Победы, в параде на 9 мая, а также в городских спортивных мероприятиях.

Но, к сожалению, на сегодняшний день эти клубы не функционируют, из-за отсутствия в них руководителей и низкооплачиваемой работы.



-создание условий для развития туристско - краеведческой деятельности

Традиционно важное место в системе патриотического воспитания занимают школьные музеи. Школьные музеи - это не только выставки, но и многообразие форм деятельности детей и подростков, включающиеся в себя поиск и сбор материалов , работу в походах и экспедициях, записи воспоминаний, организацию выставок, праздники, встречи.


При образовательных учреждениях созданы 10 музеев, 3 военно-патриотической комнаты. из них работают 6 музеев, 2 военно-патриотической комнаты. Разработаны все нормативно- правовые документы, регламентирующие работу музеев. Ежегодно в музеях

ведется большая работа:

-работают детские отряды;

-проводятся экскурсии, уроки;

В нашем городе есть музеи ОАО «Ураласбест», ОАО «УралАТИ», пожарной безопасности, УВД, работает городской краеведческий музей. Проходят замечательные выставки по разным темам, которые ежегодно посещают более 2 тыс. ребят.

В городе работает городской клуб краеведов. В рамках работы клуба проводятся встречи с интересными людьми, семинары, проходят мастер-классы, обмен опытом.


Подробнее о работе музеев вы сегодня услышите от моих коллег.

В процессе туристско- краеведческой деятельности создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Дополняя друг друга, туристская и краеведческая деятельности служат единой цели – целостностному развитию личности ребенка.


О работе по данной деятельности сегодня вы еще услышите.
Ведется работа по реализации областной правительственной программы «Родники». Воспитанниками ЦДТ и клуба «Зеленый восход» (средняя школа № 9) открыты и очищены 21 родник в пределах города. Работа детских объединений отмечена Благодарностью и Почетной грамотой Правительства Свердловской области, Благодарностью Министерства природных ресурсов Свердловской области.
-повышение качественного уровня физической подготовки и морально-психологических характеристик молодежи

В школах города специалистами управления образованием и руководителями школ были проведены родительские конференции на тему «Роль родителей в гражданском воспитании детей», на которых шло обсуждение роли родителей и путей сотрудничества родителей и педагогов в гражданском воспитании детей. В данных конференциях приняли участие 895 родителей, 246 педагогов.

На конференциях работали выставки материалов образовательных учреждений об участии родителей в деятельности школ, методических рекомендаций по совместной деятельности педагогов и родителей в организации и проведению мероприятий.

Такая же конференция прошла в территориальных центрах. На данной конференции прошла презентация программы «Гражданин города – гражданин России».


Традиционными стали акции за «Здоровый образ жизни», которые проводятся ежемесячно. Ребята участвуют в беседах с медицинскими работниками, организуют и участвуют в работе круглых столов, просматривают фильмы, раздают листовки на улицах города.

-привлечение детей и молодежи к занятиям физической культуры и спорта

14

В рамках реализации городской программы «Развитие физической



культуры, спорта», в соответствии с планом работы управления образованием, ежегодно проводится более 350 мероприятий по разным видам спорта как школьного, так и городского уровней, в которых принимает участие более 6 тыс. обучающихся. Совместно с ФСЦ ежегодно проводятся 2 мероприятия фестиваль «Спорт и искусство», летняя спартакиада.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с образовательными учреждениями ведется по двум направлениям:

-фестивальное движение «Юные интеллектуалы Среднего Урала» -форум

«Здоровое поколение»;

-спартакиада школьников для старших классов по 9 видам спорта.

Форум «Здоровое поколение» включает в себя соревнования пионербол, стритбол, «Веселое троеборье», мини-футбол для двух возрастных групп, волейбол для 9 классов, соревнования посвященные «Дню знаний» и др.
Достаточно интересно проходят спортивные мероприятия такие как «Лыжня России», «Кросс наций» (длятся они несколько дней, после чего подводятся итоги – каждая школа старается как можно больше привлечь народу: за педагогов 3 бала, обучающихся- 1 балл, родителей- 5 баллов, бабушек и дедушек- 10 баллов –- получает переходящий кубок) , а также «Футбольный марафон» (обучающиеся играют неделю по параллелям в территориальных центрах, затем 1 первоклассники) и др.
Традиционно по 9 видам спорта, таким как волейбол, баскетбол, футбол и другим, проходит спартакиада обучающихся среди общеобразовательных учреждений по двум группам. В этом году будет проведена 43 спартакиада.

-организация межведомственного взаимодействия

Тесная работа проводится с другими ведомствами города. Так, совместно Управлением по физической культуре и спорту, ФСЦ, Управлением культуры, ГО и ЧС, пожарной частью, городским военным комиссариатом и др.ежегодно проводиться около 75 городских мероприятий: смотров, конкурсов,

соревнований, праздников. Заключаются договоры со школами города, на проведение совместных мероприятий в течение года и на летний период.

-создание условий для развития детского самоуправления

В городе Асбесте с ноября 2005 года начала свою работу городская Дума школьников. Выборы в городскую Думу школьников проходили с соблюдением избирательного закона Свердловской области, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «Об образовании», ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Устава муниципального образования город Асбест.


Основными целями деятельности Думы являются:

-формирование социальной компетентности, правовой грамотности и активной жизненной позиции учащихся;

16

- совершенствование содержания, форм и методов деятельности учащихся общеобразовательных школ через разработку и реализацию социально значимых программ и целевых проектов;



- пропаганда и стимулирование социальной, правовой и познавательной активности учащихся общеобразовательных школ с использованием элементов самообразования, самоорганизации;

- развитие структуры и совершенствования работы органов ученического самоуправления общеобразовательных школ.


Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- создание условий для получения знаний, умений, навыков и освоение новых технологий, необходимых для успешного участия в социально – значимых проектах и в реализации гражданских инициатив учащихся.

- привлечение учащихся к социально- полезной деятельности, пропаганде здорового образа жизни;

- создание системы ученического самоуправления в общеобразовательных школах для стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов.


Деятельность городской Думы школьников основывается на сотрудничестве детей и взрослых.

Организация и деятельность нашей городской Думы школьников подчинена следующим нормативным документам:

-Положение о выборах в городскую Думу школьников муниципального образования город Асбест;

-Положение о проведении выборов в депутаты городской Думы школьников муниципального образования город Асбест;

17

- Порядок проведения первой сессии городской Думы школьников;



- Положение о городской Думе школьников муниципального образования город Асбест.

По мнению депутатов, наиболее значимой для молодёжи является организация досуговой деятельности и формирование здорового образа жизни. Поэтому темы, которые обсуждаются думцами, в первую очередь касаются этих вопросов. Решения, которые принимаются депутатами на сессиях, обязательно обсуждаются на школьных Советах, принимаются конкретные решения уже на уровне образовательных учреждений. Отработали 3 созыва.

За 6 лет работы имеются результаты.

1. При разработке межведомственной программы «Основные направления развития молодежной политики в Асбестовском городском округе» учтены предложения юных думцев, также учтены предложения и при разработке целевого проекта «Поддержка талантливой молодёжи».

2.Была проведена работа и сделан анализ «Роли дворовых клубов и клубов по интересам в жизни молодежи».

3.Проведен анализ деятельности органов ученического самоуправления (соуправления) в школах. Даны рекомендации по формированию и развитию школьных органов самоуправления

4. Активное участие юные думцы принимали ив жизни города:

-совместно с представителями партии «Единая Россия» участвовали в весеннем субботнике по уборке города;

-провели конкурсы на лучший эскиз снежного городка – 2007 года, лозунгов на мусорницах.

5. Проведен опрос среди обучающихся «Курить – это модно!?»

Депутаты приняли активное участие в городской акции «Чистый город», поздравляли с победой на выборах депутатов городской Думы Асбестовского городского округа, выступали на митинге, посвященном 9 Мая, провели расширенные заседания ГДШ с присутствием представителей военного комиссариата, войсковой части, начальником управления физической культуры и спорта, представителями партий, начальниками управления культуры, здравоохранения. Депутаты ГДШ являются активными участниками всех школьных мероприятий.

Ребята стали сведущими в вопросах самоуправления, у них вырабатываются навыки общения, согласованности в принятии решений, раскрываются таланты ораторов и аргументированных оппозиционеров. Они учатся отстаивать своё мнение и учитывать мнение других.

17 сентября 2011 года во всех школах прошли выборы в городскую Думу школьников 4 созыва.

В образовательный учреждениях города также развиваются органы самоуправления. В школах № 1,12 работают многоуровневые структуры самоуправления( школа № 1 – детская общественная организация «Страна чудетства», в школе № 12 – клубы «Флагман», «Эрудит»).

19 мая у нас в городе проходит День мальчишек и девчонок – день детских общественных объединений. В этот день в школах проходит ряд мероприятий, а также торжественная линейка, на которой подводятся итоги за год.

В рамках поддержки и способствование развитию детских и молодежных инициатив в АМУ ДО «Центр детско-подростковый» создана и активно развивается детско-подростковая газета «Гайдар-инфо». Инициатива создания газеты принадлежит подросткам детско-подросткового клуба «Гайдар». Ребята ежемесячно самостоятельно собирают необходимую информацию для статей собственной газеты, пишут тексты, редактируют их, обсуждают вопросы содержания темы газеты. Роль педагогов в данном проекте заключается в направлении и координации деятельности подростков, направленных на повышение уровня их профессионализма и компетенции при создании данной газеты. В ближайшее время планируется расширение информационного пространства газеты, с целью освещения деятельности всех дворовых клубов.

Глава АГО подписал меморандум о совместной деятельности со Всемирной организацией ЮНЕСКО. На базе Центра детского творчества им. Н.Аввакумова проходят занятия Открытой Школы Лидерства ЮНЕСКО. В нашем городе школа начала свою работу с декабря 2009 года.
  В школе занимается 80 учащихся с 6- 9 класс со всех школ города. Среди дисциплин, которые изучают ребята ораторское искусство, дипломатический этикет, международные технологии общения, деловые культуры мира.

           10 ребят прошли стажировку в городе Екатеринбурге. По итогам стажировки создан клуб ЮНЕСКО «Асбест- лидер», президентом которого является Туруткина Мария, вице – президенты Суслопарова Виоллета, Фролов Данил.

Еще одним значимым городским мероприятием в воспитании подрастающего поколения является Бал медалистов, который проходит у нас вот уже 5 год. За месяц до окончания школы медалисты разучивают 3 танца – полонез, падеграс, польку, основы бального этикета, затем проходит бал, на котором танцуют не только выпускники, но и глава города, начальник управления образованием. На торжественной линейке, посвященной выпускникам, возле памятника, медалисты танцуют польку.
Воспитательный процесс продолжается и в летний период. У нас работают трудовые и экологические отряды, ОЛДП, загородные оздоровительные лагеря, санатории. Проходит большое количество мероприятий, спартакиады и многое другое.
Конечно, я сегодня остановилась на основных направлениях

Несмотря на такое большое количество мероприятий, проблемой остается качественная подготовка самих мероприятий и моральная подготовка ребят на участие, победу за честь образовательного учреждения, свою.

Вместе с тем, для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.

До сих пор не во всех образовательных учреждениях сформирована устойчивая система работы с родителями и семьями, ориентированная на воспитание гражданина города – патриота Отечества; вяло развиваются объединения молодежи, пропагандирующие общечеловеческие ценности и осуществляющие деятельность, способствующую достижению цели программы, а в конечном счете, полноценной социализации молодых людей; повысить активную гражданскую позицию детей, подростков и молодежи и эффективность системы воспитания гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи города Асбеста.

Таким образом, работа по формированию патриотических чувств и сознанию учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свой город, свою семью будет продолжена.
Елтышева В.Г., директор АМОУСОШ № 22,

Николина Г.Е., руководитель музея АМОУСОШ № 22


«Музей образовательного учреждения как центр духовно-нравственного воспитания учащихся»
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России делается акцент на то, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян. В этом же документе говорится о том, что в 90-е годы 20-го века в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

В начале 90-х годов шло становление и развитие коллектива нашего образовательного учреждения и с первых дней мы постарались поддерживать преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых лет. Администрация школы и педагогический коллектив понимал, что очень важно сохранить те нравственные ценности, без которых невозможно формирование личности ребёнка. Воспитание активной гражданской позиции, формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни происходило в участии школьников в органах школьного самоуправления и детско-юношеских объединениях. В этой деятельности осуществлялось взаимодействие учащихся старшей и начальной школы, воспитывались активисты, учащиеся получали важный социальный опыт.

Таким образом, со дня основания школы в 1991 году в период, когда в стране происходили большие перемены, каждый делал выбор, по какому пути идти, коллектив школы выбрал в качестве приоритетного направления в воспитательной работе направление патриотического воспитания обучающихся. Центром этой работы стал Музей школы.

22

Чтобы данная работа состоялась, необходимо было наличие и развитие определенных условий. Поэтому административная команда школы в течение всего периода работы обеспечивала:



  • Нормативные условия – Школьный музей, является структурным подразделением школы и работает на основании Положения. В 2000-х годах, когда шло возрождение музеев в образовательных учреждениях, наш школьный музей прошел сертификацию. В 2008 году школа прошла лицензирование по программам дополнительного образования. На базе школьного музея реализуются военно-патриотическая и туристско-краеведческая направленности.

  • Кадровые условия – в 2002 году в штатное расписание школы введена ставка руководителя школьного музея. Дополнительно к этой ставке работал педагог дополнительного образования. Со дня основания должность руководителя музея занимает Николина Галина Евгеньевна. При ее непосредственном активном участии в школе созданы условия для воспитания учащихся в духе гражданственности и патриотизма, сопричастности к системе культурных ценностей, к истории, традициям через поисковую, краеведческую, экскурсионную работу. Галина Евгеньевна – это лидер, который всю свою жизнь и душу отдаёт детям, служению своей профессии. Она не только передаёт свои знания, но и учит детей добрым общечеловеческим отношениям.

  • Материально-технические условия – На сегодняшний день общая площадь музея составляет 129 квадратных метров, музей занимает 3 помещения, одно из них – это открытая в 2006 году мемориальная комната имени Н.И.Кузнецова. В открытии комнаты принимали участие не только работники школы, но очень большой вклад внесли администрация города, шефы, спонсоры, на средства которых была произведена реконструкция помещений и приобретена мебель для размещения экспозиций. На сегодняшний день в школьном музее оформлены и используются в образовательном процессе 5 постоянных и 5 временных экспозиций, которые продолжают пополняться за счет педагогов, учащихся, родителей, выпускников. Мы можем сказать, что активных помощников из числа общественности, родственников учащихся, бывших выпускников, педагогов нынешних и бывших растет.

Ежегодно за счет спонсорских средств проводится поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в мероприятиях на базе школьного музея. В качестве поощрения используются не только благодарности и грамоты, но и такие формы как бесплатное участие в экспедициях, награждение памятными подарками.

  • Организационные условия – за годы работы расширился спектр форм работы музея как центра духовно-нравственного воспитания учащихся. На базе школьного музея ежегодно работало до 5 различных объединений, в которых одновременно занималось до 80 учащихся разного возраста с 3 по 11 классы. Школьный музей взаимодействует со школьной и городскими библиотеками, музеями города. Нельзя не сказать и об общественных объединениях, с которыми тесно сотрудничает музей. Это дети погибших воинов, жители блокадного Ленинграда, совет ветеранов. На базе музея проводятся уроки литературы, истории, окружающего мира, изобразительного искусства, а также внеклассные мероприятия. В течение учебного года школьный музей посещают с экскурсиями группы из образовательных учреждений города, в том числе дошкольных учреждений микрорайона.

  • Методические условия – музей является и центром методической работы педагогического коллектива. Создан банк методических разработок уроков, занятий, экскурсий и внеклассных мероприятий, проводимых на базе музея, которыми активно пользуются не только педагоги нашей школы, но и других школ города. Руководителем школьного музея Николиной Г.Е. была разработана авторская образовательная программа «Дети организуют музей». Кроме того, во внеурочной деятельности педагоги используют такие программы как «Историческое краеведение», «Активисты школьного музея». В музее имеется собрание книг, фильмов и аудиозаписей, которые используется при подготовке краеведческих мероприятий и исследовательских работ.

Вашему вниманию сегодня будет представлен опыт работы школьного музея под руководством Николиной Галины Евгеньевны, а также показаны уроки и внеклассные мероприятия из нашей методической копилки, направленные на воспитание патриотизма.

Школьный музей как центр патриотического воспитания учащихся открыт и востребован сообществом. В течение года в музее проводятся выставки различной направленности для различной возрастной аудитории (от 6 до 18 лет). Экспозиции школьного музея постепенно начинают перетекать в школьные учебные кабинеты. Методические материалы, разработанные на базе музея, регулярно используются при подготовке к урокам, организации воспитательной работы учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе.

В музее активно развивается такое направление как издательская деятельность: подготовка и издание статей в местных и региональных СМИ, а также самостоятельная подготовка и издание различной печатной продукции: сборник воспоминаний о блокадном Ленинграде «Помним чтим!», буклет о мемориальной комнате Н.И.Кузнецова, подготовленный к 100-летию разведчика, сборник публикаций о музейной деятельности, методические разработки различных педагогических форм, которые проводятся в школе в рамках традиционных мероприятий.

Работа над созданием музея началась с того времени, как наш коллектив заселился в здание школы №22 в 1992 году. Первые шаги были направлены на сохранение истории школы, важно было запечатлеть этапы становления и развития коллектива. По школьным стенгазетам 90-х годов можно проследить отношение учащихся к себе, педагогам и к школе в целом, изучая ответы на такие вопросы как «Зачем я хожу в школу? Какие предметы мне нравятся больше всего и почему? Мои любимые учителя» и т.д. История развития школьного коллектива прослеживается в фотографиях и альбомах, видеозаписях и воспоминаниях выпускников. Так появилась первая и основная экспозиция музея «История школы №22».

Но важно понимать, что музей – это не только «хранилище прошлого в настоящем ради будущего», но и «живая лаборатория человеческой памяти». Музей – это живой организм, здесь постоянно происходят события, проводятся мероприятия. Школьный музей способен решить те задачи духовно-нравственного развития и воспитания, на которые указывается в новых стандартах: принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Именно эти идеи проходят красной нитью во время проведения всех музейных мероприятий в школе и за её пределами.

Кроме обзорной экскурсии с течением времени появились ещё несколько тем по мере изучения жизни педагогов, учащихся и их родителей. Кроме традиционной формы экскурсии, музеем проводятся различные мероприятия, которые позволяют формировать у воспитанников интерес к истории своей школы, семьи, уважение к педагогам. Встречи с выпускниками показывают пример ситуации успеха. Очень нравятся учащимся игра-путешествие по зданию школы, коммунарские сборы, интеллектуальное казино – все эти мероприятия проводятся с использованием краеведческих материалов.

По направлению «История школы» в коллективе сложилось несколько традиций, список которых вы видите на экране. Школьный музей их бережно хранит, а музейный актив становится организатором проведения традиционных мероприятий.

Традиционным стало проведение творческих отчётов учителей, во время которых ученики не только знакомятся с биографией педагога, но и на примере его жизненных ситуаций узнают интересные факты из истории своей страны, края и города. Воспитанники учатся разбираться в процессах, происходящих в обществе, получают социальный опыт. Педагоги рассказывают и о детских годах, о своём участии в работе пионерской и комсомольской организации, о временах студенчества и начале трудовой деятельности.



Таким образом, за несколько лет в музее накопилось множество материалов о жизни педагогов, которые в этом году помогли нынешним ученикам подготовить ко Дню учителя проект «Слово об Учителе» (мультимедийные презентации обо всех педагогах школы).

Вторая экспозиция «Мой край, мой город» представлена материалами по истории Урала и города Асбеста. Основная часть экспонатов основного и вспомогательного фонда хранится в архиве, по этим материалам организуются временные выставки и проходят беседы, конкурсы и исследования. На постоянной выставке представлены изделия из асбеста, коллекция минералов. Во время проведения «Клуба интересных встреч» Володина Л.А., бывший учитель географии школы, так рассказывает о своей коллекции, что у ребят повышается интерес к геологии, появляется желание заняться коллекционированием и изучением камней. Лучше всего знает историю Асбеста бывший учитель французского языка нашей школы, ныне председатель городского клуба краеведов Амосова Л.Ф. Она неоднократно становилась главным героем «Клуба интересных встреч», рассказывая и о первой учительнице Асбеста, и об её сыне – художнике Авакумове, и о том, как заселялся наш город.

Третья экспозиция нашего музея «Старый дом и всё, что в нём» представляет предметы быта, орудия труда, одежду, украшения наших бабушек и прабабушек. Эти вещи всегда вызывают повышенное внимание у всех посетителей музея. Но мало того, что интересны сами предметы, гораздо интереснее истории их бытования, кому они принадлежали, что с ними происходило. По данной теме так же проходят не только экскурсии, но и другие формы работы, которые вы видите на экране. Отмечу лишь, что традиционно многие из них проходят в преддверии Дня пожилого человека. Кроме понимания, какой нелёгкой была жизнь людей старшего поколения, у детей воспитывается уважение к пожилым людям, происходит знакомство с народными традициями.













Изучая жизнь педагогов нашей школы, в своё время, дети узнали о том, что учитель химии Крупская Л.К. в годы Великой Отечественной войны ребёнком находилась в блокадном Ленинграде. Рассказ Людмилы Константиновны о тех трудных и страшных годах не оставил никого равнодушным. Спицына Елена написала исследовательскую работу «Герой среди нас», а члены объединения «Богатыри Урала» занялись сбором воспоминаний о блокаде у других жителей нашего города. Так возникла экспозиция «Был город – фронт, была блокада», фонд школьного музея пополнился фотографиями, документами и записями о тех, кто не только находился в блокадном кольце, но и защищал город на Неве. Среди асбестовцев – блокадников и защитников Ленинграда оказались и родственники учеников школы. В работе мы используем такие приёмы как показ видеоматериалов, стихи, песни, которые доходят до сердца воспитанников, материалы Интернета. Но ничто не заменит по значимости живое общение со свидетелями исторических событий: их глаза, их чувства и обращение к нынешнему поколению. Именно в эти моменты происходит понимание таких нравственных устоев как семья, любовь, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о младших.

Сформировались и традиции по данному направлению работы (вы их видите на экране). Эти даты мы отмечаем в виде линеек, праздников

и других вышеперечисленных форм деятельности.

Результатом многолетней поисково-исследовательской деятельности по данной теме стал выпуск в 2010 году к 65-летия Победы книги «Помним и чтим», где собраны воспоминания асбестовцев о блокаде и защите Ленинграда, исповедь старшего поколения, чьи отцы погибли, защищая город на Неве. В книге так же повествуется и том, какой вклад внесли ученики школы в увековечение памяти о бойцах Великой Отечественной, об экспедициях по местам боёв за Ленинград. Эти книги вручены всем, о ком в них повествуется, семьям погибших защитников Ленинграда, ученикам и педагогам школы, участвовавшим в подготовке и выпуске книги. В последующие годы книга будет использоваться в урочной и внеурочной деятельности с более подробным изучением и обсуждением.



Пятая экспозиция музея располагается в отдельном зале и называется «Человек из легенды», она посвящена уральскому герою – разведчику Н.И.Кузнецову. На базе данной экспозиции проходят экскурсии на разные темы (на экране), уроки истории, литературы, ИЗО, немецкого языка, классные часы и внеклассные мероприятия.

Сложились традиции, которые проводятся в разных формах.

2011 год в Свердловской области объявлен годом Н.И.Кузнецова. Материалы мемориальной комнаты разведчика при музее нашей школы помогают учащимся выполнять задания областных конкурсов, писать рефераты и исследовательские работы. На примере жизни нашего героического земляка идёт осознание себя гражданином своей страны и личной ответственности за события в ней, формируется чувство гордости за народ своего края, целеустремлённость и настойчивость.

Ученики 3-а класса под руководством Масленниковой Н.В. создали проект «Воспитание силы воли на примере жизни Н.И.Кузнецова». Ребята не просто изучили по музейным материалам то, как формировалась сила воли у Кузнецова, а рассмотрели, как работать над воспитанием у себя силы воли, и зачем она нужна.

Первоклассники после экскурсии в школьном музее пересказывают услышанное родителям, а те должны написать всё, что узнали о разведчике их дети в школе. Так идёт включение в работу семьи.

Ученики второго класса на уроке ИЗО зачитывают интересные моменты из книг, характеризующие личность Кузнецова, а потом выполняют рисунки. В результате видно, какая черта личности разведчика детям понравилась больше всего.

Не секрет, что ученики запоминают информацию лучше всего в активной форме деятельности. Поэтому пятиклассникам мы предлагаем военно-спортивную игру «Я – разведчик», в ходе которой проверяются и формируются те навыки, которыми должен обладать человек этой профессии. Сегодня на выставке мы предлагаем вашему вниманию ряд разработок по учебной и внеклассной работе, посвящённых 100-летию

Н.И.Кузнецова.

Следует отметить, что многие из вышеперечисленных форм работы проводятся не только для учащихся своей школы, но и для других образовательных учреждений города. Частыми гостями в школе бывают воспитанники дошкольных учреждений, студенты политехникума, ранее – бойцы воинской части. А праздники в честь снятия блокады Ленинграда всегда проходят при большом количестве гостей, дважды проводились во Дворце культуры. На день рождения разведчика на улицу Кузнецова приезжают дети из загородных лагерей. Музей активно работает на город.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что вся эта работа была бы невозможна без помощи друзей музея из числа общественности, бывших учителей школы и без участия в организации и проведении мероприятий членов музейного актива. Занимаясь по программам для юных краеведов, воспитанники реализуют свой потенциал в практических делах. Кому-то больше нравится проводить экскурсии и конкурсы, кто-то любит выступать на сцене во время праздников и линеек. Безусловно, всем нравятся походы, поездки, экспедиции.

А что лучше воспитает уважение к погибшим защитникам как не участие в раскопках на местах боёв и не изучение привезённых экспонатов. Во время поездок по историческим местам происходит знакомство с новыми людьми, городами и памятниками. Происходит осознание своей причастности к Родине, ответственности за её будущее.

Серьёзной проверкой для музейщиков нашей школы стал агитпробег по школам города 9 декабря в День героев Отечества с рассказом о жизни Н.И.Кузнецова. Воспитанникам пришлось вынести не только физические нагрузки во время семи выступлений агитбригады, переходы и переезды из школы в школу, но и отношение учеников к выступающим. Не секрет, что современные дети не всегда адекватно умеют воспринимать серьёзную информацию, не смотря на то, что она передаётся в виде прозы, стихов и песен, а так же сопровождается мультимедийной презентацией. Нелегко выступать и перед учениками своей школы. Наши музейщики это делают, а, значит, можно говорить о том, что они хоть немного, но приблизились к тому современному национальному воспитательному идеалу, который представлен в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Дубина О.В., директор ЦДТ

им. Н.Аввакумова


«Система работы Центра детского творчества им. Н.Аввакумова с образовательными учреждениями по реализации программы патриотического воспитания»
Центр детского творчества – одно из главных учреждений дополнительного образования в городе Асбесте. Оно организует свою работу в соответствии с интересами и потребностями детей, их родителей, создает условия для социализации личности каждого ребенка.

Деятельность Центра направлена на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в различных направлениях.

Первое из них – это организация работы детских объединений, реализующих программы дополнительного образования детей по 6 направленностям:

В ЦДТ работают 33 детских объединения, в которых занимаются более 1300 детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Второе направление деятельности учреждения – организация культурно-досуговых мероприятий. Это городские конкурсы, выставки, фестивали детского творчества, концерты, праздники для детей и взрослых, новогодние утренники, игровые программы, интеллектуальные игры, экскурсии, походы и соревнования.

К участию в мероприятиях привлечены образовательные учреждения всех типов и видов, а также родители обучающихся и общественность города. Ежегодно педагоги Центра проводят более 400 мероприятий, в которых принимают участие от 15 до 20 тысяч детей и взрослых.

Культурно-массовая деятельность ЦД Т за 2010-2011 учебный год




п/п

Мероприятия

Количество

мероприятий

Количество

участников

Количество

зрителей

1

Экскурсии

119

60

2100

2

Новогодние утренники

17

11

632

3

Елка главы города

1

11

102

4

Игровые программы

71

1873

304

7

Выставки

49

511

1775

8

Праздники, концерты

19

1121

1893

9

Интеллектуальные игры

35

1060

222

10

Конкурсы, фестивали

19

111

1441

11

Походы и соревнования

90

1634

204




Итого:

420

6392

8673

Большое внимание в учреждении уделяется организации работы по привлечению детей к участию в конкурсах, выставках, фестивалях, соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня. Ежегодно воспитанники ЦДТ становятся призерами и победителями вышеуказанных мероприятий. Наибольших успехов достигли дети, занимающиеся пожарно-прикладным спортом, туризмом и краеведением, авиамодельным спортом, радиоэлектроникой, декоративно-прикладным искусством, музыкой и бальными танцами. Наш воспитанник Батенев Станислав стал лауреатом Премии Губернатора Свердловской области, вместе с Бовенко Русланом он также удостоен Премии Президента Российской Федерации, Сухарева Алена также является лауреатом Премии Президента России. Дети занимаются пожарно-прикладным спортом и туризмом.

Центр детского творчества уделяет большое внимание вопросам духовно-нравственного становления личности ребенка. Именно поэтому патриотическое воспитание детей является одной из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Система работы по патриотическому воспитанию в нашем учреждении основана на концепции патриотического воспитания  граждан РФ, на основных принципах государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» и областной целевой программы на 2011-2015 годы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области», целью которой является повышение качества патриотического воспитания  в образовательных учреждениях.

Патриотическое воспитание в ЦДТ – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга.

Работа по патриотическому воспитанию детей в ЦДТ осуществляется в 5 направлениях:



32






Коллектив Центра детского творчества считает, что на начальном этапе развития ребенка очень важно обратить его внимание скорее не на абстрактные для ребенка понятия «страна», «родина», «Россия», а на конкретное место, где он родился, которое является его малой родиной. Надо научить ребенка любить и беречь свой город, школу, семью, привлекать детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей своего родного города. Именно поэтому система гражданско-патриотической работы в ЦДТ включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств учащихся на основе местного материала.

Большая роль в патриотическом воспитании детей и подростков ЦДТ отводится туристско-краеведческой деятельности. В течение каждого учебного года более 1000 детей участвуют в походах, путешествиях и экспедициях, что позволяет ребятам почувствовать себя частью нашей страны, ее природы, истории.

Детские объединения туристско-краеведческой направленности работают по комплексным программам нового поколения, позволяющим осуществлять дополнительное образование школьников по краеведению, пешеходному, водному, горному и лыжному туризму, а также готовить подростков к действиям в чрезвычайных условиях природного и техногенного характера.

Занимаясь туризмом, воспитанники получают комплексную разноплановую подготовку. Занятия в тренажерном зале способствуют совершенствованию физической подготовки подростков. Экологическая подготовка, краеведческие исследования и работа по охране родников учат детей и подростков любить и охранять природу родного края, бережно относиться к ее богатствам, ценить и уважать Родину, ее историю и народные традиции. Кроме расширения кругозора и интересно организованного досуга, воспитанники укрепляют здесь свое здоровье, находят друзей на всю жизнь.

При проведении любого похода проводится ряд краеведческих наблюдений, которые позволяют детям расширить и на практике закрепить изученный ранее материал о родном крае. Но самое главное – при этом в памяти ребенка остаются отчетливые образы и картины, которые, собственно говоря, и составляют то чувство Родины, которое делает человека настоящим патриотом.

Педагогами дополнительного образования туристско-краеведческой направленности подготовлено более 100 разрядников по туризму и шахматам, в том числе, только за последние годы - 3 кандидата в мастера спорта и 64 разрядника по туристскому многоборью и спортивному туризму.

Более 50 детей ЦДТ ежегодно привлечены к важной природоохранной деятельности по областной правительственной программе «Родники». В 2010 году учреждение заняло 3 место по Южному управленческому округу, а детское объединение «Исследователи природы» – 2 место по итогам работы по программе Родники.

Особенностью нашего учреждения является наличие 3 музеев, деятельность которых направлена на развитие личности ребенка посредством изучения истории родного города и богатств Уральской земли.

Геологический музей ЦДТ был организован в 1970 году силами детей и взрослых. За 4 десятилетия существования он несколько раз менял свой облик. Сейчас он расположен в здании по улице Речной. Оформление музея выполнено по мотивам сказов Бажова, а в экспозиции представлены горные породы и минералы, полезные ископаемые и окаменелости, встречающиеся на Урале.

Мемориальный музей известного советского художника-графика, нашего земляка Николая Михайловича Аввакумова создан 35 лет назад благодаря большой и кропотливой работе, проделанной руководителем музея Амосовой Любовью Федоровной и ее воспитанниками. В 1977 году по представлению активистов музея решением городского совета одна из улиц города названа именем нашего знаменитого земляка, а в 1996 году его имя было присвоено Центру детского творчества.

Под руководством Амосовой Любови Федоровны проводится огромная работа по ознакомлению населения города с жизнью и творчеством Аввакумова, налажены широкие связи с художниками города Асбеста, родственниками и друзьями Аввакумова, музей регулярно посещают школьники города, проводятся выездные выставки, отмечаются памятные даты. В фондах музея находится более 1500 экспонатов: документы, фотографии, личные вещи семьи Аввакумовых, живопись, графика, скульптура. В экспозиции музея представлены подлинные работы художника Аввакумова и копии картин, хранящихся в различных государственных музеях страны – в Третьяковской галерее, в доме-музее Горького в Москве, в музее Суворова, в русском музее в Сенкт-Петербурге, в художественных картинных галереях Екатеринбурга и Перьми. В 2000 году Любовь Федоровна организовала работу городского клуба краеведов, деятельность которого направлена на создание городской детской ассоциации юных краеведов и оказание помощи школьным музеям.

Итогом работы руководителя музея за 33 года стала написанная ею книга «Асбест. Жизнь и судьба», посвященная первой учительнице города Аввакумовой Фаине Игнатьевне. В книге ведется рассказ о судьбах людей, которые прославили наш город и оставили след в его истории.

Идея создания музея «Истории народного образования города Асбеста» возникла в 2005 году, когда наш город отмечал 100-летие народного образования в Асбесте. К этой памятной дате был собран богатейший материал педагогами и учениками школ, коллективами детских садов, сотрудниками Управления образованием и городского методического кабинета. Сбор материала продолжался на протяжении 2 лет и в 2007 году на базе Центра детского творчества был открыт музей, руководителем которого является Абвакумова Ирина Анатольевна.

В фондах музея находится около 1000 подлинников: фотографии, воспоминания учителей и учеников, личные вещи педагогов, школьные принадлежности разного периода времени, октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика, летописи и альбомы школ, детских садов, пионерских лагерей и многое другое.

Из экспозиции музея можно узнать об истории народного образования города Асбеста, о первых школах и детских садах, о первых учителях и

заведующих отделом образования, о ликвидации безграмотности, о строительстве советских школ. Посетители музея узнают о мастерах педагогического труда, заслуженных учителях России, о первых пионерских вожатых, о почетных и выдающихся выпускниках школ города. Музей знакомит с педагогами – участниками Великой Отечественной войны, с выпускниками школ, участвовавших в горячих точках Афганистана, Чечни, Дагестана.


В музеях Центра детского творчества практикуется проведение экскурсий, выставок, бесед, уроков. Тот факт, что экспонаты являются свидетелями исторических событий, вызывает у детей особый интерес и оказывает сильное эмоциональное воздействие, вызывает чувство гордости за родной город.

Музеи тесно взаимодействуют со школами города, детскими садами, другими учреждениями дополнительного образования, с шефствующей организацией, с городским историко-краеведческим музеем. Ежегодно в музеях проводится более 100 экскурсий и мероприятий, которые посещают более 2000 жителей города Асбеста.

Таким образом, можно сделать вывод, что наше учреждение эффективно решает задачи патриотического воспитания подрастающего поколения Асбестовского городского округа с учетом особенностей нашего города. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего и в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

ПРИЛОЖЕНИЯ
«Обзорная экскурсия по музею истории

АМОУ средней общеобразовательной школы №22»
Цель: знакомство с историей школы и материалами музея, его основными разделами

Время проведения экскурсии: 15 минут

Добрый день, уважаемые гости школы и музея! Я, активист школьного музея, Черёмушкина Виктория, предлагаю вашему вниманию обзорную экскурсию по нашему музею. Осмотр экспозиции начнём со стенда, который называется «Как всё начиналось». Здесь мы можем видеть первые фотографии о школе: как она строилась, как открывалось здание 16 октября 1992 года, первых учеников, зарождение первых традиций.

Переходим к следующему стенду, на котором рассказывается о том, что первые школы в нашем городе появились 105 лет назад и размещались они в небольших зданиях. Наша школа была построена в Асбесте последней, в этом году мы отмечаем 20-летний юбилей.

На стенде мы можем видеть фотографию первой учительницы нашего города Фаины Игнатьевны Аввакумовой. Нам приятно отметить, что наша бывшая учительница фр.языка Л.Ф.Амосова выпустила книгу «Асбест. Город и судьба» о первой учительнице города. Первый директор нашей школы – Дианова С.И., которая очень много сделала для становления школы и нашего музея.

Экспозицию продолжает стенд о выпускниках школы. За 20 лет наше образовательное учреждение выпустило 1636 учащихся 9-х классов и 775 одиннадцатиклассников, среди них – 17 медалистов.

На данный момент в школе работает 35 педагогов. Высокое звание «Отличник народного просвещения» имеют бывшие учителя – Крупская Л.К., Дианова С.И., Володина Л.А. В прошлом учебном году победителями городского конкурса «Лучший по профессии» стали Пономарёва Л.В., учитель начальных классов, и Николина Г.Е., руководитель музея школы. Звание «Учитель года 2011 школы №22» получила по мнению большинства учащихся Черемискина Т.А., учитель истории. Звания «Народный учитель» по мнению выпускников были удостоены Крупская Л.К., учитель химии и Пономарёва С.А., учитель физкультуры.



Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей! На следующем стенде представлены успехи наших учащихся. Следует отметить, что на протяжении многих лет наши ученики успешно выступают на спортивных соревнованиях, на олимпиадах по истории и обществознанию, прославляют школу юные инспекторы движения и активисты школьного музея.

Экскурсию продолжит активист школьного музея Реутов Данил.

На следующем стенде можно видеть, в каких кружках и детских объединениях занимались ученики нашей школы. К сожалению, уже давно не работает театральная студия и кружок вязания, а детско-юношеское объединение «Богатыри Урала» переросло в актив школьного музея. Но в конце 90-х годов «Богатыри..» прославили нашу школу, успешно выступая не только на областных, но и российских соревнованиях и конкурсах. Подтверждением этому служат призы и грамоты в данной витрине.

К сожалению, ученики нашей школы не застали пионерскую организацию, но о комсомольском и пионерском прошлом рассказывают нам на встречах наши педагоги и родители. А витрине можно видеть символы и атрибуты пионерии.

41

Далее в витрине мы видим коллекцию минералов, которые собирала в походах наш бывший учитель географии Володина Л.А., а в этой витрине представлен наш главный минерал «асбест» и изделия из него, которые выпускаются на заводе АТИ.



Наибольшей популярностью у младших школьников пользуется вот эта часть экспозиции под названием «Старый дом и всё, что в нём». Предметы быта и орудия труда уральских деревень переданы музею от прабабушек наших педагогов и учеников. Старинные вещи мы используем при проведении «посиделок» и мероприятий, посвящённых Дню пожилого человека, на уроках истории и окружающего мира.

Далее представлены предметы 40-х годов 20-го века, эта часть экспозиции рассказывает о военных годах и, конкретно, об участии асбестовцев в блокаде и защите Ленинграда.

Я передаю слово учителю химии нашей школы, активисту школьного музея, которая в детские годы находилась в блокадном Ленинграде, Крупской Л.К.

Людмила Константиновна рассказывает о том, как появилась данная часть экспозиции под названием «Был город – фронт, была блокада». О своей судьбе в военный период, как начинали собираться асбестовские жители блокадного города в школе №22, как шёл сбор и запись воспоминаний этих людей учащимися школы. О встречах с защитниками Ленинграда и детьми погибших защитников. Рассказ об экспедициях музейного актива по местам боёв за Ленинград. Представление выпущенной книги «Помним и чтим» к 65-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Л.К.Крупская говорит о том, что в школе всегда отмечаются все Дни воинской славы, собрано много материалов о героях Великой Отечественной войны, одним из которых является уральский разведчик Н.И.Кузнецов. О работе по теме «Человек из легенды».

________________________________________________________________________
«Обзорная экскурсия по мемориальной комнате

уральского разведчика Н.И.Кузнецова»
Цель: знакомство с личностью Героя Советского Союза разведчика Н.И.Кузнецова

Время проведения экскурсии: 20 минут.
1. Начинаем нашу экскурсию с этой части экспозиции, которая называется:

«Так зарождалась легенда». Николая Ивановича Кузнецова за его уникальные способности разведчика называли «человеком из легенды». Давайте посмотрим, как шло становление характера будущего героя. Здесь представлены материалы о детских и юношеских годах Кузнецова. На этом стенде мы видим, как проходили детские годы Никанора. Родился он в деревне Зырянка Талицкого района в крестьянской семье. Здесь изображена его семья и его одноклассники. В витрине мы видим воспоминания его брата, фотографию и подпись Виктора Кузнецова. Здесь вы видите уголок быта семьи Кузнецовых. Эти вещи не принадлежат Кузнецовым, но помогают понять, что в семье любили читать книги, а Никанор увлекался игрой на гармошке. Сундук напоминает нам о том, что когда Кузнецов учился в школе и жил на квартире в Талице, ему приходилось спать и делать уроки на сундуке. Этот факт не умалял его желания учиться, особенно Нике нравилось изучение немецкого языка.

Переходя к следующему стенду, мы можем заметить, что друзья Никанора ласково называли его Ника. Он обучался в сельскохозяйственном техникуме в городе Тюмени. А затем в лесном техникуме в городе Талице. На этих фотографиях мы можем наблюдать за его студенческой жизнью. В витрине мы видим образцы трав, которые собирал Кузнецов. Наибольшую ценность представляет копия записи в папке с гербарием, сделанные рукой Кузнецова. Ведь главной задачей в то время для Ники было изучение леса.

А мы переходим к следующему стенду. Здесь мы видим, что имя Никанор изменено на Николай. Кузнецов это делает, когда получает паспорт и начинает работу. Он зачислен на должность помощника таксатора в городе Кудымкар Коми-пермяцкого округа. Здесь мы видим и первый псевдоним разведчика «Кулик», когда Кузнецова принимают на работу нештатным агентом в органы государственной безопасности.

Николай продолжает совершенствовать немецкий язык, изучает коми-пермяцкий, много читает.

На следующем стенде представлены материалы того времени жизни Кузнецова, когда он работал на Уралмашзаводе. У него два новых псевдонима «Учёный» и «колонист». Он вращается среди немецких инженеров, выявляет шпионов. В витрине расположены уникальные экспонаты: посуда, присланная в дар музею от заведующей читальным залом УПИ - Овчинниковой, где Кузнецов брал книги для чтения и, беседуя с Александрой Фёдоровной, пил чай из этой посуды. Работа на Уралмаше стала своеобразной школой для разведчика.

2. В предвоенные годы и в начале войны Николай Кузнецов находится в качестве нештатного агента в Москве под именем Рудольф Шмидт. На фотографиях мы видим тех людей, кто непосредственно руководил действиями Кузнецова. На стенде и витрине много фотографий где Кузнецов находится в разной советской и немецкой форме. Все это - пробные фотографии, когда подбиралась легенда для агента.

Дальше мы видим, как Кузнецов появляется в лесах под городом Ровно под псевдонимом Николай Грачев. Даже для своих друзей и партизан его имя засекречено. Он был зачислен в состав опергруппы «Победители» под командованием Д.Н.Медведева. Но на улицы города Ровно он вышел под именем немецкого офицера Пауля Зиберта. На представленных материалах мы видим фото тех мест, где происходили секретные операции: покушение на рейхскомиссара Украины Эриха Коха, акты возмездия над генералами Даргелем и Гелем, похищение генерала фон Ильгена. А в витрине мы можем видеть книги с дарственными надписями от авторов - это боевые друзья Кузнецова и в них подробно описываются боевые действия партизанского отряда «Победители». Также можно видеть кадры из художественного фильма «Сильные духом».

Подробно о партизанском отряде рассказывается в этой части экспозиции. На этих фотографиях представлено руководство отряда «Победители», а так же список итогов боевой деятельности. Разведчиками в партизанском отряде, кроме подготовленных агентов в Москве, были местные жители. Об этом говорят их фамилии: Лисовская, Каминский, Струтинский. Особую роль в отряде играли связные. Они доставляли сведения из Ровно в партизанский отряд. Среди них были даже подростки. После получения информации радисты передавали донесения в Москву. Николай Приходько так же как и Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза, он погиб при выполнении боевого задания.

Как жили партизаны в лесу, поможет нам представить макет землянки. Здесь можно видеть предметы, которыми пользовались партизаны – карта местности, компас, наушники связистов, котелок. А вот такую плащ-палатку надевал Кузнецов,

когда выходил из землянки и отправлялся на выполнение заданий в Ровно. Под ней он скрывал немецкую форму. Всё было законспирировано, только приближённые знали, какую функцию будет выполнять «Николай Грачёв».

3. Эта часть экспозиций называется «Имя им дал Кузнецов». Здесь рассказывается о том, как увековечено имя Кузнецова нашей стране. На этом стенде есть фотографии, где изображён памятник, посвященный Н.И.Кузнецову и могила в городе Львов. Когда наши ученики ездили в деревню Зырянка и в Талицу, то экскурсии им вела одноклассница Кузнецова - Софья Иосифовна Брускова.

На этих фотографиях мы видим, как увековечено имя Кузнецова. Здесь памятные доски на домах в Москве и Екатеринбурге, где жил Кузнецов. Памятник на Уралмашзаводе, установленный в 1985 году. Его имя носят теплоходы и тепловозы. В музее Уралмаша комната посвящена Н.И.Кузнецову. Кроме того, на сцене драматургического театра шла пьеса Д.Медведева и А.Гребнёва «Сильные духом» в 50-ые годы. В том же драматургическом театре выступил Д.Медведев, рассказывая о подвигах Кузнецова. Всё это мы можем видеть на фотографиях нашего музея.

В этой витрине вы видите несколько книг о Н.И.Кузнецове. На этих фотографиях запечатлены соратники Кузнецова: Валентина Догвер и другие «Медведевцы». Когда в 1975 году открывался музей Кузнецову в школе №16, то на торжественной линейке присутствовал брат Н.И.Кузнецова и писатель Тюфяков. Вы их видите на фото.

Более 30 лет собирала материалы о Кузнецове Боярских Нина Николаевна. В музее 16-ой школы проводились экскурсии, слёты, вручение паспортов, комсомольских билетов, прием в пионеры. За большую работу музею школы №16 был вручён вымпел Центрального совета ветеранов войны.

У нас в Асбесте имя Кузнецова увековечено в названии улицы в п. Черемша. В 2006 году произошло торжественное событие - открытие мемориальной комнаты Кузнецова, где присутствовал глава города и представители администрации. Выступала Дианова Светлана Ивановна, бывший директор школы. Ну а ленту торжественно разрезала Боярских Н.Н. Мы наблюдали, как выступали бойцы спецназа воинской части г.Асбеста

А в этом же 2006г. 27 июля в честь 95-летия разведчика произошло торжественное открытие мемориальной доски на улице Н.И.Кузнецова. Все эти торжественные моменты так же запечатлены на фотографиях.

4. Разрешите представить вашему вниманию уникальные экспонаты нашего музея.

Перед вами флаг с теплохода, который был назван в честь Николая Ивановича Кузнецова.

27 июля 1984 года, в день рождения разведчика, на воду спустили рудовоз «Николай Кузнецов». На торжестве спуска на воду корабля присутствовали соратники разведчика - Струтинский Николай Владимирович и Сухенко Борис Иванович. Со слов Боярских Нины Николаевны, бывшего руководителя музея Кузнецова школы №16, Струтинский в этот день подарил экипажу панно с изображением портрета Н.И.Кузнецова. Эти экспонаты - перед вами.

Пионеры дружины имени Кузнецова школы №16 в 1980 годы вели с экипажем судна активную переписку: моряки сообщали о своих достижениях по выполнению рабочего плана, а ученики - о своих полезных делах в школе и успехах в учёбе. Во время переписки экипажа с музеем школы №16, сухогруз подарил флаг, карту и панно с подписями всех членов экипажа, решив, что в музее они будут нужнее. Эти экспонаты были присланы после того, как судно сменило флаг на новый в 1987 году. К сожалению переписка оборвалась во время «перестройки» в стране,

примерно в 1990 году.

Перед вами ещё один уникальный экспонат — карта мира с морскими путями теплохода «Николай Кузнецов». Теплоход побывал в 15 странах, в том числе в Америке, в Австралии, в Гвинее, в Китае, в Японии, на островах Ханко и т.д. В нижней центральной части карты имеется надпись: «Морские дороги т/х «Николай Кузнецов». Капитан И.Шитов». Самое ценное здесь - это роспись капитана.

Мы гордимся тем, что имя Н.Кузнецова известно во многих странах Земли. Члены экипажа побывали во многих странах и рассказывали о подвигах и жизни нашего земляка - разведчика.

Наша экскурсия завешена, мы представили вашему вниманию лишь то, что находится в экспозиции мемориальной комнаты Кузнецова. Более подробно о жизни и деятельности разведчика можно узнать на специальных тематических экскурсиях.



______________________________________________________________

«Интеллектуальная игра «Кроссворд», посвященная жизни и деятельности Н.И.Кузнецова»
ЦЕЛЬ: повысить интерес учащихся к личности Н. И. Кузнецова.
ЗАДАЧИ: 1. Вовлечь учащихся в познавательную деятельность в ходе подготовки к

игре.


2. Активизировать работу классов в процессе выполнения программы

«Навстречу юбилею Н. И. Кузнецова».

3. Проверить знания учащихся о жизни и деятельности уральского

разведчика.

4. Выявить наиболее активных участников программы для поощрения.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: от двух до семи команд в составе от пяти до двенадцати

человек.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Выставка музейных предметов по теме Н.И.Кузнецова

2. Экран для демонстрации схемы кроссворда и ответов, мультимедийная установка

3. Столы по количеству команд и участников.

4. По 16 небольших листочков на каждом столе и по 1 ручке

(для написания слов в кроссворде).

5. По одной таблице кроссворда на листе бумаги формата А-4 на каждом игровом столе.

6. Стол и стулья для жюри.


УСЛОВИЯ И ХОД ИГРЫ:

Ведущий представляет команды друг другу и жюри (по названиям или номерам классов); объявляет тему игры и начинает задавать вопросы, при этом называя, под каким номером должен быть ответ в таблице кроссворда.

Участники игры на своей таблице могут найти схему данного слова и определить количество букв. Писать ответ должен командир на одном из маленьких листочков, на котором будет указано название или номер команды.

Задача команд: после вопроса ведущего быстро и правильно написать

45

ответ на маленьком листочке и сдать на стол жюри. За правильный ответ команды получают по 10 баллов; + 1 балл той команде, которая сдаст листок первой, - 1 балл – если последней; минус по 1 баллу за каждую неверно написанную букву в слове.



Пока жюри подсчитывает и записывает баллы за ответ на данный вопрос, ведущий называет правильный ответ и вписывает слово в таблицу увеличенного кроссворда на доске. То же самое делают все команды у себя на листах с таблицами кроссворда.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все вопросы, не будет заполнен весь кроссворд и не найдено ключевое слово.

Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.



слова


Вопрос и правильный ответ

Демонстрируемые экспонаты

1.

Посмотрите на фотографию Николая Ивановича Кузнецова в детстве. Но родные и друзья в эти годы называли Кузнецова другим именем. Назовите имя разведчика Кузнецова, данное ему при рождении.

(Никанор)


Фотография Кузнецова в детстве



2.

Известный всей стране легендарный разведчик родился у нас на Урале, в Свердловской области. Назовите деревню, в которой родился Н.И.Кузнецов. (Зырянка)

Фотография деревни и дома, где жил Кузнецов



3.

В 2011 году мы отметили 100 лет со дня рождения разведчика. Назовите месяц, в котором родился Никанор Кузнецов в крестьянской семье. (Июль)



4.

За свою короткую жизнь (32 года) Николай Иванович имел множество имён и псевдонимов. Даже для своих друзей – партизан имя Кузнецова было засекречено. Под какой фамилией прибыл разведчик Кузнецов в партизанский отряд на Украину. (Грачев)

Фото Кузнецова в партизанском отряде и фото партизан



5.

Партизанский отряд, в составе которого был Кузнецов, готовили в Москве задолго до заброски на Украину. Возглавить отряд было доверено опытному работнику НКВД. Назовите фамилию командира партизанского отряда, в котором воевал Кузнецов. (Медведев)

Фото Медведева



6.

Для того, чтобы добывать важные сведения для нашего командования, Кузнецову была придумана надёжная легенда и дано имя настоящего офицера немецкой армии. Назовите фамилию немецкого офицера, под которой Кузнецов вел

разведывательную и диверсионную работу в тылу врага. (Зиберт)


Фото Кузнецова в немецкой форме и документы на имя Зиберта



7.

Подвиги Кузнецова, добыча важных сведений и покушения на фашистских начальников были бы невозможны без помощи его друзей – партизан. Назовите фамилию так называемой «невесты» Кузнецова, его ближайшей помощницы и участницы неудавшегося покушения на рейхскомиссара Украины. Её имя Валентина. (Довгер)

Фото В.Довгер



8.

Назовите город на Украине, в котором были сосредоточены фашистские канцелярии и штабы; где проводил Кузнецов с партизанами боевые операции и собирал развед данные. (Ровно)

Фото г.Ровно и карта города



9.

Угадайте два слова под цифрой 9 по вертикали и горизонтали. Это псевдонимы Кузнецова. По вертикали – первый псевдоним Кузнецова во время его работы в городе Кудымкаре Коми-пермяцкого округа, а по горизонтали – псевдоним, который он получил во время деятельности в Свердловске. (Кулик, колонист)

Фото Кузнецова во время работы в Кудымкаре и Свердловске



10.

Как называется укрытие, которое выстроили для Гитлера на Украине, место нахождение которого пытался выяснить Кузнецов. После того, как советские военнопленные закончили его строительство, они все были расстреляны. Теперь на этом месте находится памятник погибшим военнопленным. (Бункер)

Фото памятника на месте бункера



11.

Название уральского города, где в Лесном техникуме учился Кузнецов, и где сейчас находится музей и памятник легендарному разведчику. (Талица)

Фото Талицы – техникум и празднование 100-летия Кузнецова

12-13

Под цифрами 12 и 13 - имена сестры и брата Кузнецова. После войны именно они написали книгу о детских годах Николая Ивановича «И стал разведчиком». Назовите эти имена: 12 – имя брата, 13 – имя сестры.

Фото Кузнецова с братом и сестрой в Свердловске, книги – «И стал разведчиком», «Разведчик Николай Кузнецов»

14.

Город на Украине, в районе которого, предположительно, погиб с товарищами Кузнецов, а так же из которого был перевезен памятник разведчика в Талицу. (Львов)

Фото могилы Кузнецова во Львове и памятник из Львова

15.

Главной задачей Кузнецова в городе Ровно было уничтожить наместника Гитлера на Украине, которую так и не удалось осуществить. Имя фашистского начальника - Эрих. Назовите его фамилию. (Кох)

Фото Э.Коха



16.

Название партизанского отряда, в составе которого действовал легендарный разведчик Н.И.Кузнецов. (Победители)


Книги на укр.языке и русском, авторы – члены партизанского отряда

следующая страница >>