Семинар-практикум для педагогов по работе с гиперактивными детьми Семинар подготовлен: Методистом Быльцевой И. А - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар для педагогов «Морально психологический климат в коллективе» 1 33.37kb.
Департамент образования и науки администрация костромской области... 1 77.21kb.
Семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей доу... 1 14.13kb.
Практикум по предмету «Einführung in Gesellschaft und Kultur Deutschlands... 1 72.61kb.
Практический семинар «Управление успешным бизнес инкубатором и технопарком» 1 83.2kb.
Семинар имени С. М. Белоцерковского Семинар основан в марте 1959... 1 13.43kb.
Семинар: «современная философия науки» 1 262.37kb.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар \"Политика... 1 187.79kb.
Семинар «Педагогика общей заботы вчера, сегодня, завтра» 1 640.08kb.
Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления... 1 240.96kb.
Дополнительные сведения о педагогических кадрах 1 45.49kb.
Уголовное преследование в стадии 1 81.24kb.
- 4 1234.94kb.
Семинар-практикум для педагогов по работе с гиперактивными детьми Семинар подготовлен - страница №1/1

Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

wind33_168x180.gif

Семинар-практикум

для педагогов по работе с гиперактивными детьми

Семинар подготовлен:

Методистом Быльцевой И.А.

педагогом-психологом Варламовой Е.А.


пгт. Новоаганск, 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 мин…?

Чаще всего звучат вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эта категория детей беспокоят взрослых. Педагоги прекрасно знают, чему и как научить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми учащимися. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы. И только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоями в обществе.

Главная задача данного семинара – показать педагогам важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по – настоящему эффективной.




ЦЕЛЬ:

Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.


ЗАДАЧИ:
1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях

психического и физического развития гиперактивных детей;


2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Практическая отработка навыков развития дефицитарных функций у

гиперактивных детей;

4. Принятие ответственности за возникающие проблемы взаимодействия

с детьми;

5. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и

анализировать свои установки при восприятии различных детей.



ФОРМА РАБОТЫ:

Семинар-практикум.


ОБОРУДОВАНИЕ:
Бланки «Портрет «особого» ребенка», анкета «Признаки импульсивности», рекомендации для педагогов по работе с гиперактивными детьми (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова), цветные ладошки (или другой сигнальный инструмент), бумага, карандаши.


ПЛАН

семинара-практикума


  1. Приветствие. Игра «Давайте поздороваемся».

  2. Сообщение цели.

  3. Мини – лекция «Что такое гиперактивность».

  4. Упражнение «Инструкция»

  5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

  6. Мини – лекция «Как выявить гиперактивного ребенка».

  7. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».

  8. Практический блок

  9. Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребёнка».

  10. Закрепляющее упражнение.


ХОД

семинара-практикума
1. ПРИВЕТСТВИЕ. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Содержание:

По сигналу ведущего участники хаотично двигаются по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся только пальцами,
три хлопка — здороваемся спинами.

Разговаривать во время игры нельзя.


Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
2. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ.

В последнее время весьма распространенной проблемой в дошкольном возрасте стала гиперктивность. По очень точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта. Тема нашего семинара-практикума «Как найти подход к «шустрику» или из опыта работы с гиперактивными детьми.

Из темы вытекает цель – Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.
История изучения гиперактивности имеет недлинный, всего 150 лет, но насыщенный фактами период. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
3. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

Теоретический блок

Чтобы начать работу определимся с терминологией. Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер...” , указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

-дефицит внимания;

-импульсивность;

-повышенная двигательная активность.

Но зачастую гиперактивности сопутствуют также нарушение восприятия, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, трудности в обучении. Многие дети с синдром гиперактивности имеют нарушения в развитии речи. Поданным исследований 66% гиперактивных детей обнаружтвают признаки дислексии (частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера) и дисграфии (частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма). 61% детей с тем же диагнозом - признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

В настоящее время среди родителей и педагогов часто бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

С информацией о «Синдроме дефицита внимания с гиперактивностью», с медицинской точки зрения, вас познакомит врач педиатр Стадник Тамара Александровна.


Выступление врача-педиатра Стадник Т.А
Практический блок

1. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.

Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.

Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов квадратной формы в данном помещении и сколько мячей.


Упражнение «Инструкция»

Цель: Дать возможность почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в социальной среде

Содержание:

Несколько участников здороваются с каждым вторым присутствующим и одновременно считают количество предметов круглой и квадратной формы в данном помещении.



Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?

Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т.д.)?

Что чувствовали после того как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т.д.)?

Все эти неприятные ощущения, усталость были вызваны тем, что вас ограничили рамками, заставили выполнять необычные для вас действия. Также чувствует себя и гиперактивный ребенок, попадая в обычную для нашего понимания социальную ситуацию.
2. Известный американский психолог В. Оклендер так охарактеризовал гиперактивных детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” Вероятно, каждому педагогу знаком этот портрет. Чтобы дополнить это описание, я предлагаю из предложенных на карточках вариантов, выбрать характеристики, которые, на ваш взгляд, относятся к гиперактивному ребенку.


Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

На 3-4 участника выдается карточка “Портрет “особого” ребенка”, на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Педагоги выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем зачитываются характеристики, после чего проводится общее обсуждение.

Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение.



4. КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?

Теоретический блок

Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей это отмечено в медицинской карте. В таких ситуациях можно сразу приступать к разработке Программы индивидуального сопровождения такого ребенка и реализации её на практике. Но если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности. Тогда возникает необходимость организовать дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдений за ребенком, которая соответствует трем основным направлениям проявления гиперактивности:

-дефицит активного внимания;

-импульсивность;

-повышенная двигательная активность.



Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.


Повышенная двигательная активность (или двигательная расторможенность)

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.
Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются шесть и более из перечисленных признаков, педагог может предположить (именно предположить, но не в коем случае не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания и импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности – особенности поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за” и "против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты "Признаки импульсивности”. Она разработана непосредственно для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета). Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Однако, чтобы результат исследований был максимально объективным необходимо чтобы оценку осуществляли 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка. На основе такой общей оценки выводятся средние показатели и делаются соответствующие выводы.

Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет, либо не хотят признавать наличие проблемы. Задача педагога в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
5. КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

Теоретический блок

Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, которые, могут оказать ребенку действенную помощь. Помните, что постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшат поведения ребенка, а наоборот могут стать источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка "отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова предлагают педагогам ряд рекомендаций.



  • работать с ребенком в начале дня, а не вечером,

  • уменьшить рабочую нагрузку ребенка,

  • делить работу на более короткие, но более частые периоды,

  • устраивайте минутки активного отдыха (возможно ввести в распорядок дня группы час «можно»),

  • оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы, напротив педагога,

  • использовать тактильный контакт (прикосновения действует на ребенка как сигнал обратить внимание),

  • перед началом занятия, мероприятия с ребенком можно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых он получит вознаграждение (не обязательно материальное).

Вообще гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Здесь возможно ввести какую-либо знаковую систему оценивания. Например, выдавать ему жетоны за любое, даже небольшое, успешно выполненное задание. Эти жетоны ребенок в течение дня может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.,

  • направлять энергию ребенка в полезное русло (попросите помочь в раздаче материала, во врем занятий он может собрать например рабочие тетради и т.д.),

  • предоставлять ребенку возможность выбора,

  • зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого в любой ситуации педагогу нужно сохранять спокойствие. Спокойствие – это преимущество педагога!

Работа с гиперактивными детьми строится по трем основным направлениям:



  • Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);

  • Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • При необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.

Работу с гиперактивными детьми следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на занятие сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.

Когда же в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.

СХЕМА ОТРАБОТКИ ФУНКЦИЙ



  1. Внимание;

  2. Мышечный контроль;

  3. Импульсивность;

  4. Внимание + мышечный контроль;

  5. Внимание + импульсивность;

  6. Мышечный контроль + импульсивность;

  7. Внимание + мышечный контроль + импульсивность.


Практический блок

Выступление ведущего

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять длинные инструкции. Поэтому они должны быть четкими и содержать не более 10 слов (на 12-15 слове ребенок просто не воспринимает услышанное).

В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Целесообразно пользовать игры, в которых одновременно задействованы все дети. К таким играм относится и игра, с которой мы начали сегодняшний семинар. Она дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Далее Елена Александровна представить вашему вниманию ещё ряд упражнений, игр, которые можно использовать в работе с «шустриками».


Выступление педагога-психолога Варламовой Е.А.

6. КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА?

Теоретический блок

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Одни стремятся бороться с «непослушанием» жесткими мерами, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.

Некоторые родители начинают винить себя в том. Что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).

Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.


Практический блок

Давайте порассуждаем, какие рекомендации вы бы дали родителям гиперактивного ребенка.



Совместное обсуждение

Родителям необходима пояснить:

1. Ужесточение дисциплины лишь усложнит положение;

2. Необходимо мягкое, спокойное общение;

3. При работе с ребенком не должно быть криков, приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный и быстро присоединится к такому настроению. Эмоции могут его захлестнуть;

4. Гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны, быстро «схватывают» информацию, от чего у родителей складывается впечатление, что ребенку необходимо увеличить нагрузку. Они записывают его в кружки, секции и т.д.. Увеличение учебных нагрузок зачастую ведет к переутомлению, капризам.

5. Если взрослый хочет чего – то добиться от ребенка, надо научиться давать четкие инструкции и не поручать несколько дел одновременно: «Сначала убери игрушки, потом почисти зубы,…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее.

6. Если необходим запрет какой – либо деятельности, то таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. Родители в свою очередь должны быть последовательны в выполнении своих санкций.

7. Чтобы не допустить перевозбуждения рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать большого количества гостей. Внешне в такой ситуации ребенок будет очень активен и энергичен. На он очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля.

8. Гиперактивному ребенку нужен четкий режим жизни.

9. Гиперактивному ребенку не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта. Предпочтительнее гимнастика, танцы, плавание, бег.

10. Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузина в книге «Страна пальчиковых игр» собрала и адаптировала целый ряд подобных игр.

11. Полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых можно спокойно поговорить и обсудить события дня.

12. Рекомендуется завести дома домашнее животное.


10. ЗАКРЕПЛЯЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

Участники делятся на 3 группы, каждая из которых составляет обращение от имени гиперактивного ребенка к взрослым. По окончании работы все письма зачитываются.



ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА К ВЗРОСЛЫМ (пример)

Дорогие взрослые! Чтобы вам было легче со мной жить, пожалуйста:

  1. Не загружайте меня скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Я все могу!

  2. Не вздумайте давать мне длинных инструкций! На пятнадцатом слове меня больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.

  3. Не требуйте от меня, чтобы я был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым. Это выше моих сил!

  4. А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на меня куда сильнее, чем на других.



ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

излишне говорлив


продуктивно работает по пооперационным картам
отказывается от коллективной игры
чрезмерно подвижен
имеет высокие требования к себе
не понимает чувств и переживаний других людей
ощущает себя отверженным
любит ритуалы
имеет низкую самооценку
часто ругается со взрослыми
создает конфликтные ситуации
отстает в развитии речи
чрезмерно подозрителен
вертится на месте
контролирует свое поведение
чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
сваливает вину на других
беспокоен в движениях
имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли...
часто спорит со взрослыми
суетлив
кажется отрешенным, безразличным к окружающему
любит заниматься головоломками, мозаиками
теряет контроль над собой
отказывается выполнять просьбы
импульсивен
плохо ориентируется в пространстве
часто дерется
имеет отсутствующий взгляд
самокритичен
не может адекватно оценить свое поведение
имеет мускульное напряжение
увлекается коллекционированием
имеет плохую координацию движений
опасается новой деятельности
часто специально раздражает взрослых
задает много вопросов, но редко дожидается ответов
годами играет в одну и ту же игру
мало и беспокойно спит
говорит о себе во втором и третьем лице
толкает, ломает, рушит все кругом
чувствует себя беспомощным
задевает и роняет предметы
ведет себя однообразно
раздражителен
легко отвлекается
часто страдает головными болями, спазмами
винит других в своих ошибках
стремится разозлить маму, воспитателя
избегает общения со взрослыми
боится потерять над собой контроль
имеет хорошую механическую память
думает, что он хуже других

не хочет разлучаться с родителями


имеет низкий уровень эмпатии
избегает общения с детьми
часто сердится и отказывается что-либо делать