Сценарий духовно просветительского вечера к 100-летию со времени канонизации Святителя Иоасафа, епископа Белгородского - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сценарий духовно просветительского вечера к 100-летию со времени канонизации Святителя - страница №1/1

Небесный покровитель Белогорья
Сценарий духовно – просветительского вечера

к 100-летию со времени канонизации Святителя Иоасафа,

епископа Белгородского
В зале оформлена книжно – иллюстративная выставка«Святитель Иоасаф Белгородский».
Звучит музыка
1 Ведущий: 16-18 сентября в Белгородской области произойдёт духовное событие огромного значения – празднование 100-летия со дня причисления к лику святых епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа.
2 Ведущий: За тысячелетнюю историю существования христианства на Руси широкое распространение получило поклонение местным святым, которые воспринимаются как особо близкие покровители той или иной территории.
Слайд (образ Святителя Иоасафа Белгородского)
Для Белгородчины таким покровителем является святитель Иоасаф, епископ Белгородский.
1 Ведущий: В преддверии скорых торжеств мы хотим рассказать вам о святителе Иоасафе Горленко, чтобы вы потом смогли ответить на вопрос: почему его имя и дела на протяжении веков не забылись и доныне остаются в исторической памяти народа.
слайд герб
1 Ведущий: Святитель Иоасаф происходил из славного малороссийского семейства, которое удостоилось получить в XVII веке права русского дворянства.

Много потрудился для Московского Государя прадед Святителя, Лазарь Горленко, удалой казак, полковник Прилуцкого полка запорожского войска, соратник Богдана Хмельницкого, он страдальчески закончил свою жизнь - за верность Государю был изрублен возмутившимися казаками.

Славен быль бранными подвигами и его дед. Но в дни войны с Карлом XII Дмитрий Горленко, издавна близкий к Мазепе, не поняв сразу его измены, оставался на стороне Мазепы и с ним потом бежал от Государя Петра Великого. С Дмитрием был и его сын Андрей (отец будущего Святителя), который явился с повинной к Государю и получил прощение. Андрей Дмитриевич начал переписку с отцом о том, как бы и тому лучше было вернуться с повинною. Переписка была перехвачена и Андрей Дмитриевич был обвинен в измене. Обвинение не подтвердилось, но подозрение осталось, и Андрей Дмитриевич был в 1711 г. переселен в Москву.
слайд гетман Апостол

2 Ведущий: Все эти перемены отражались очень тяжело на семье. Имения Горленко то отбирались казацкими властями, то хищнически отнимались разными людьми. Положение Горленко изменилось в лучшую сторону лишь в 1727 году, когда гетманом Малороссии стал Даниил Павлович Апостол. Андрей Горленко, женатый на его дочери, занял пост бунчуковского товарища (хранитель знамени, чиновник особых поручений) в гетманской канцелярии своего тестя. Вместо отнятых имений тесть одарил зятя новыми. Однако вследствие новой клеветы Андрей Дмитриевич Горленко на пять лет был отослан на службу в Персию.

По возвращении из Персии только около четырех лет побыл он дома, как снова разразилась беда: с младшим сыном он был вытребован в Петербург, где содержался в тайной канцелярии. Имения их снова стали расхищаться.

И только с 1744 г.,- в дни царствования Императрицы Елизаветы Петровны,- семья Горленко вздохнула спокойно и зажила тихою мирною жизнью.
слайд монастырь
1Ведущий: Частые семейные потрясения и долгие невзгоды не могли не отражаться на состояние духа всех Горленко. Неудивительно, что некоторые из них не выдержали жизни в миру, ушли из него и нашли себе тихий кров в иноческих обителях. Брат Андрея Дмитриевича принял монашество с именем Пахомия и смиренно служил в Киевской лавре. Его сестра стала монахиней в Ладинском монастыре с именем Анастасии. Младший сын принял постриг с именем Митрофана. Сам Андрей Дмитриевич с течением времени все более и более уклонялся от общественной деятельности. Он был расположен к жизни тихой, семейно-благочестивой, а под старость жил совершенно отшельником.
2 Ведущий: Но во всей полноте это мироотвержение, воспитанное страданиями, нашло себе выразителя в лице первенца в семье Андрея Дмитриевича. Всех детей у Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны было восемь: пять сыновей и три дочери.

Первый сын явился славою всего рода Горленко на все века.




Слайд карта

1 Ведущий: В небольшом городке Прилуки Полтавской губернии первенец родился у благочестивой четы в благополучные еще первые годы их счастливой супружеской жизни 8 сентября 1705 года.

При крещении младенца нарекли Иоакимом. Имя младенцу выбрали не случайно. Он появился на свет в большой христианский праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Как известно из Евангелия, Матерь Божию звали Марией, а ее родителя Иоакимом. В честь ее отца родители Горленко и назвали своего первенца Иоакимом.



слайд (явление Божией Матери отцу Иоакима)
Чтец:

Как светел взор отца

Андрея,


На руки сына он берет,

И мать – Мария, пламенея,

О первенце молитвы шлет

И эти частые моленья

Полны и веры, и любви,

Они с небес благословенья

От Бога сыну их несли.



2 Ведущий: Немного, только семь лет с несколькими месяцами провел под отчим кровом Иоаким, но и этого времени было довольно, чтобы ему научиться многому. Ему еще не было трех лет, как начались испытания семьи. Большую часть времени он, невольно, проводил с матерью в молитвах и грусти по уехавшему родителю, в трудах и хлопотах, среди горя и печали. Эти детские впечатления глубоко залегли в младенческое сердце.

Тихий, скромный, впечатлительный, приветливый мальчик Иоаким рано понял призрачность земного обманчивого счастья и научился искать утешения и помощи в молитвах. Молитва стала потребностью его юной чистой души.




1 Ведущий: Такая настроенность мальчика была угодна Господу, что и открылось из одного видения его отцу.

Однажды, сидя на крылечке своего дома, он думал о том, как бы ему потом устроить жизнь своего первенца. Время клонилось к вечеру, солнце близилось к закату.

Вдруг Андрей Дмитриевич видит на краю неба, на воздухе Божию Матерь, а перед нею - своего Иоакима, молящегося на коленях. Божия Матерь, милостиво смотря на отрока, сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». В эту минуту с неба слетел ангел и apxиерейскою мантиею покрыл мальчика.

Изумленный и огорченный такою долей сыну, которого он хотеть видеть на своем месте, Андрей Дмитриевич горестно воскликнул: «А нам, родителям, что оставляешь, Пречистая!» Видение прекратилось.


Чтец:

Со дня рожденья твоего Господь, Владыко,

Назначил путь тебе и славный и великий.

Тебя для подвига высокого избрал

И мощь духовную тебе он даровал.

Сама Царица всех тебя благословила

И чудо мантией святительской покрыла,

И ты, ты твердо шел по этому пути,

Храня Божественный огонь в своей груди.

Е. Балясникова


2 Ведущий: Первые основы нравственности и навыки грамоты получил Иоаким в родительском доме.

слайд (на карте Киевская Академия)

Когда же мальчику исполнилось восемь лет, встал вопрос о продолжении учебы. В то время самым престижным и единственным учебным заведением для всей южной окраины России, где можно было получить высшее образование, была школа при Киевском Братском монастыре, преобразованная в академию. В ней обучались не только дети духовных лиц, но и других сословий, которые имели необходимый достаток.

Это учебное заведение закончил отец Иоакима Андрей Дмитриевич и родной дядя по отцу – иеромонах Пахомий, служивший во время учебы Иоакима в Киево – Печерской лавре.

слайд (Киево-Печерская Лавра)
1 Ведущий: Хотя Киевская академия не была чисто духовным учебным заведением, все же в ней преобладало религиозно-церковное направление. Это проявлялось и во внешнем виде ее питомцев. Они носили одежду послушников, вели полумонашеский образ жизни. Наставниками также были ученые монахи и церковнослужители.

Благочестивый уклад почти монашеской жизни, большое количество святынь в городе и знакомство с Киево-Печерскими иноками-подвижниками произвели очень сильное впечатление на Иоакима. На шестнадцатом году, к моменту окончания академии он уже был твердо намерен стать монахом и жить в келье монастыря вдали от суетного и греховного мира. Но он долго таил эту мысль в глубине души, не решаясь открыть родителям.



Чтец:

Блажен, кто всюду ищет Бога

С молитвой теплой

на устах,

Он у душевного порога

Стоит, как воин на часах.

……………………


Блаженны Киева пещеры –

Они святынею полны,

Подвижники глубокой веры

Под сводом их погребены.

……………………

Сюда, к священному подножью,

К великим киевским святым,

Для наученья слову Божью.

Приведен был Иоаким.

Сюда, под холод древних сводов,

Из академьи он ходил,

И у святынь всего народа

Он цель для жизни находил.

…………………………..

Его влекло уединенье,

Молитва тихая и труд,

Монаха – дяди наставленья

Ему поддержкой были тут.

…………………………..

И так душа его сложилась

Среди трудов, молитв и бед,

Его призванье

здесь открылось,

Он стал монахом

в двадцать лет.



2 Ведущий: Когда Иоаким, приехав после окончания академии домой, решился, наконец, открыть родителям свое выношенное в глубокой тайне желание пойти в монахи, они не дали на это своего согласия и родительского благословения.

Хотя отец и мать были людьми глубоко религиозными, они хотели видеть своего первенца не в монашеской рясе, а в полковничьем мундире, как у прадеда, деда да и отца в молодости; прочили его в наследники своих почестей и имений.


Ведущий: Что же делать? Оказать непослушание родителям - это шло вразрез с горячей сыновьей любовью Иоакима. Отказаться от служения Богу на избранном и отчасти указанном самим Богом пути – значило, по слову Евангелия, оказаться недостойным Христа. Иоаким просит у родителей позволения поехать в Киев, якобы, для завершения учебного курса. На это родители согласились.
слайд (изображение Киево-Межигорского монастыря на карте)

Но вместо академии Иоаким отправляется в ближайший от Киева Межигорский монастырь, который отличался строгой подвижнической жизнью. Под руководством опытного монаха-старца он вступил в послушничество для принятия монашества.


2 Ведущий: Став послушником, Иоаким Горленко превзошел других в соблюдении строгих правил иноческой жизни. До принятия рясы он отказался от вареной пищи, истязал себя дневными трудами и бессонными ночными молитвами.

После двухлетнего послушания в 1725 году (на 21-м году жизни) над ним совершается обряд пострижения в монахи. Этот обряд, помимо всего прочего, включает смену мирского имени. Вчерашний послушник Иоаким Горленко стал монахом Илларионом.


1 Ведущий: Скрывать от родителей дальше то, что произошло, стало невозможно. Новообращенный монах Илларион посылает к родителям слугу, которому поручается испросить у них прощение и получить благословение на избранном пути.

Поставленным перед свершившимся фактом родителям не оставалось ничего другого, как примириться со случившимся.


2 Ведущий: Два года оставался еще монах Илларион в Межигорском монастыре. Среди братии он выделялся начитанностью, ученостью и трудолюбием. И это не могло остаться незамеченным. По решению духовного начальства его переводят на преподавательскую работу в ту же Киево-Братскую академию, которую он окончил несколько лет назад. Здесь он был пострижен в мантию и получил имя Иоасаф, под которым войдет в историю.

Слайд (Киево – Братская академия)

1 Ведущий: Когда в Киевскую епархию прибыл новый архиепископ Рафаил (Заборский), Иоасаф от лица всей академии приветствовал его стихами своего сочинения «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными».

Слайд

(«Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными»)
Какие же Семь добродетелей в сочинении Иоасафа ведут брань со смертными грехами? Честные добродетели – это смирение, благоутробие, целомудрие, любовь, пост, кротость и набожность. Честным добродетелям противостоят Семь смертных грехов: гордость, лакомство, блуд, зависть, обжорство, гнев, леность.

Поэма содержит в себе глубину православного богословия, удивительно яркие литературные образы, увлекательный динамичный сюжет. Поэтому поэма актуальна в наши дни:

Добродетели к себе в помощь призывая,

Бейся в яростной борьбе, стой, не унывая!

Если Гордость нападёт, погаси горенье,

Знай, тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье.

Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,

Милостыня – добрый нрав, бурю укрощает.

Лишь в одежде Чистоты будет путь удобным.

С нею – ангелам святым станешь ты подобным…


2 Ведущий: Архиепископ Рафаил Заборовский (будущий митрополит Киевский), убедившись в незаурядных научно-педагогических и организаторских способностях Иоасафа, помог ему встать на самостоятельный пасторский путь служения. Сначала он перевел его из Братской академии священником на кафедру в знаменитый киевский Софийский собор.

Затем по рекомендации архиепископа Рафаила Иоасаф назначается игуменом крупного Мгарского монастыря, что возле города Лубны Полтавской губернии.


Слайд (на карте Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь)
1 Ведущий: Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, имеющий почти 400-летнюю историю, считался одним из довольно населенных, то есть имел многочисленную братию. Однако перед взором нового игумена Иоасафа открылась печальная неутешительная картина. Обитель была в разрухе и запустении. Соборная церковь стояла без купола: он обрушился еще десять лет назад и не восстанавливался. После случившегося в монастыре большого пожара деревянные кельи, в которых жили монахи, сгорели, и бездомная братия ютилась по углам и в землянках. Все служебные и хозяйственные постройки имели жалкий, запущенный вид. Монастырь даже не был обнесен оградой.
2 Ведущий: Едва передохнув от долгой дороги, игумен Иоасаф собрал монастырскую братию, рассказал, что надо делать в первую очередь для восстановления обители, поставил конкретные задачи.

И на другой же день люди принялись за дело. Пример усердия и трудолюбия показывал игумен Иоасаф. Он собственноручно высаживал декоративные деревца вдоль аллеи, ведрами носил воду для поливки из реки Мгары.

День ото дня территория монастыря приобретала ухоженный, привлекательный вид. Насельники-монахи воспряли духом, увидев, что во главе обители стал заботливый и энергичный руководитель.

1 Ведущий: Однако восстановить монастырь только собственными силами его насельников было невозможно. Нужно было проводить капитальные работы: установить новый купол на соборной церкви, построить каменный дом с кельями для монахов, возвести необходимые служебные и хозяйственные помещения. А для этого нужны были строительные и отделочные материалы, а главное — деньги, которые у монастыря совершенно отсутствовали. И тогда игумен Иоасаф обратился за помощью к верующим, особенно состоятельным людям, которых было в тех местах немало. Он встречался с ними лично, писал им письма. И находил отклик во многих душах.
2 Ведущий: Но собрать достаточно средств на месте не удалось и игумен Иоасаф решается лично ехать в Москву и Петербург.
слайд (Фотография императрица Елизаветы Петровны)

Эта поездка сделала его известным при Дворе.

Речь игумена «О любви к Богу и к ближнему», сильная по убедительности и богатая по содержанию, произвела на императрицу Елизавету Петровну большое впечатление, и она распорядилась выдать на строительство храма 2000 рублей.
1 Ведущий: В августе 1744 года Иоасаф возвратился в свою Мгарскую обитель, располагая достаточными средствами, пожертвованными на возрождение монастыря.

Но уже в сентябре по личному приказанию Государыни Императрицы игумен Иоасаф был возведен в сан архимандрита и через полтора месяца вызван в Москву для назначения на новое место служения - в Троице-Сергиеву лавру.


слайд (на карте вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры)
2 Ведущий: За год до прибытия Иоасафа Лавра была опустошена пожаром. В огне погибли многочисленные лаврские строения, была уничтожена или повреждена богатейшая настенная живопись.

Жалкий вид являла собой знаменитая святыня, когда архимандрит Иоасаф приехал в Лавру и принял правление. На его плечи легли огромные труды и заботы по восстановлению всего архитектурно-художественного комплекса Лавры. Вот где пригодился опыт, приобретенный за годы управления и восстановления Мгарского монастыря.

В Лавре он служил в течение трех лет.
Слайд (на карте вид старого Белгорода)
1Ведущий: Однако вершиной подвижнической деятельности Иоасафа Горленко, принесшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков, стала его служба на поприще епископа Белгородско-Обоянской епархии, которая началась в 1748 году и окончилась только со смертью Святителя (через 6 с половиной лет).
2 Ведущий: 1 января 1748 года скончался митрополит Белгородский Антоний и на его место надо было подобрать замену.

Святейшим Синодом императрице Елизавете Петровне был представлен список претендентов. Все кандидаты были достойные и уважаемые люди. И все же она предпочла архимандрита Иоасафа. Его она знала лично. Слышала его вдохновенные проповеди. Знала о его делах по обновлению Мгарского монастыря и Троице-Сергиевой лавры. Была уверена, что Иоасаф Горленко — наиболее достойный кандидат: пре­красный администратор, трудолюбивый и просвещенный духовный деятель. На него и пришелся ее выбор.

2 июня 1748 года в Санкт–Петербурге в Петропавловском соборе состоялось рукоположение его в сан епископа Белгородского и Обоянского.
1 Ведущий: Епископ Иоасаф Белгородский прибыл в свою епархию в праздник Преображения Господня (6 августа 1748 года), и сразу же по прибытии, несмотря на усталость после дальней дороги, отслужил Божественную литургию.

Новый архиерей стал свидетелем картины крайнего убожества и стихийного разрушения церковного хозяйства. Духовенство большей частью было малообразованным, дво­рянство - безрелигиозно, а простой народ не знал и не соблю­дал всех правил христианской жизни. И святителю предстояло приложить много усилий и за­тратить немало трудов, перенести достаточно забот и огорче­ний.

Но для того и согласился он возглавить обширную Белгородскую епархию, чтобы поднимать мораль и нравственность народа, искоренять в нем пороки и греховные заблуждения. Смыслом и целью его пастырского служения были души людей.



2 Ведущий: Повседневные заботы и труды, строгий аскетический образ жизни Иоасафа не могли не отразиться на его здоровье. Но продолжительные и тяжкие болезни тела Святитель переносил безропотно и терпеливо.

Несмотря на слабое здоровье, он регулярно объезжал епархию для обозрения и общения с населением.

Его можно было видеть в городах и селах, в отдаленных глухих деревнях и хуторах. И везде он проповедовал, призывал людей строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы православно-христианской веры, апостольские правила.

слайд (Проповедь)
1 Ведущий: Проповедуя нравственную чистоту, простоту и скромность Святитель Иоасаф сам был их воплощением.

При поездках по епархии епископ Иоасаф предпочитал останавливаться не в роскошных хоромах вельмож, а в бедных крестьянских хижинах или жилищах приходских священников.


2 Ведущий: Беспощадно требовательный к самому себе, епископ Иоасаф имел полное моральное право требовать и от других строгой дисциплины, безусловного соблюдения христианских заповедей и православных канонов. Этого он требовал, прежде всего, от церковнослужителей. И жестко пресекал нерадивое, небрежное отношение духовенства к своим обязанностям.

Если он строго наказывал, так наказывал только того стоивших. Но и эти наказания делать не легко было для его кроткой души. И Господь укреплял его на это исполнение дарованной власти особыми знамениями. Предание сохранило нам сведение об одном из таких откровений. Раз, во время объезда eпархии Святитель видит сон. В ограде стоит около церкви дерево ветвистое. Подходить старик и начинает рубить. Архипастырь спрашивает: зачем он рубит хорошее дерево. На это рубивший отвечает: всякое дерево, не приносящее плода, посекается и ввергается в огонь. Проснувшись и узнав, что в ближайшей ложбине есть сельцо, отправился туда. Увидел он ту самую церковь, какую видел во сне. Вошел в храм. Там шла служба и на клиросе пел пьяный псаломщик, которого тут же и отрешил Святитель от должности.


1 Ведущий: Громадное количество предписаний Св. Иоасафа, как например, запрещение священникам, находившимся в ссоре друг с другом, совершать богослужение прежде, чем они не помирятся между собою, и многое другое, было направлено к искоренению того зла, которое не укрывалось от Святительского взора при объездах. Наряду с этим высота внутренней жизни Святителя позволяла ему видеть и то, что раскрывается только духовным очам и не замечается другими.
слайд старец
Так вскоре после вступления на Белгородскую кафедру Св. Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним Св. Иоасаф заметил одного дряхлого старца-священника. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему пастырей, Святитель задержал возле себя дряхлого старца и, узнав от последнего, что ему уже минуло 130 лет, сказал: «Поведай мне, не опорочена ли твоя совесть, каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть...»

Изумленный старец, не сознававший за собою никаких преступлений, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами Святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню». Но пристальный взор Святителя, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, какая светилась в очах Святителя и чувствовалась старцем в каждом движении и каждом слове его, заставили содрогнуться, пробудили в нем старые воспоминания, воскресили в памяти давно забытое прошлое...

Заливаясь слезами, пал старец к ногам Святителя и рассказал об ужасном случае, имевшем место несколько десятков лет тому назад, в бытность его приходским священником.

Однажды, говорил старец, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланным от местного помещика, с требованием совершить литургию вторично, какового требования он не мог исполнить в виду того, что храм был однопрестольный. Никакие доводы священника не в состоянии были вразумить ни посланного, ни помещика, и, под угрозою наказания за ослушание, он вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле, на котором только что закончил ее. Но в этот же момент он услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь»...

Содрогнулся священник, но страх ответственности перед помещиком был сильнее страха пред Богом. Оправившись от смущения, он возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг вторично услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь»...

В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят», — и затем продолжал литургисать и окончил службу.

С тех пор прошло уже свыше 70 лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь чистое поле, еще недавно вспаханное...

С ужасом выслушал Св. Иоасаф рассказ дряхлого старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал... Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого... Оба вы связаны проклятием и доныне. Так вот причина долголетия твоего»...

После этого Святитель велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где стояла прежняя церковь и вместе со старцем отправился туда, приказав последнему совершить там Божественную литургию. По окончании последней Св. Иоасаф подозвал к себе старца, благословил его, сказав: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов»... Стоя на коленях пред Святителем, поддерживаемый диаконом, дряхлый старец, примирившись с Ангелом, охранявшим св. престол, и своею совестью, безмолвно, испустил последнее дыхание и здесь же, на месте бывшей церкви, Св. Иоасаф повелел совершить и погребение почившего старца и лично отпевал его.
слайд (Обретение иконы)
2 Ведущий: Другой раз во сне св. Иоасаф получил указание о небрежном отношении к иконе Матери Божией, допущенном в одном из храмов его епархии. При входе в одну из осматриваемых церквей, виделось епископу во сне, он заметил в притворе кучу сора и стоящую там в углу икону Богородицы с необычайным сиянием. Изумленный видением святитель приблизился к иконе и услышал голос: «Смотри, что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его во сор!»

  Крайне смущенный этим сновидением св. Иоасаф впредь при обозрении церквей стал подробно осматривать их как снаружи, так и изнутри, отыскивая церковь, явленную ему во сне. Наконец, прибыв в г. Изюм, святитель посетил Вознесенскую церковь в Замостье, предместье города, и глубоко взволновался при ее виде… Встреченный духовенством святитель, войдя в притвор, с изумлением остановился и стал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которую ссыпали уголь для кадила… Долго стоял святитель пред иконою. Осенив себя крестным знамением, он пал пред иконою на колени и, заливаясь слезами, громко сказал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Потом, сделав благочинному строгое замечание за небрежное отношение к святыне, приказал немедленно поставить икону на подобающее ей место в храме: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны».

  От этой иконы, ставшей одной из святынь Харьковщины и всего русского православия, именуемой Песчанской иконою Матери Божией, и доныне совершаются чудесные знамения. Ее называют прославленной оборонительницей от инородных вторжений, с ней и сегодня свершаются защитительные крестные ходы.
1 Ведущий: Епископ вменял священни­кам в обязанность обучать мирян молитвам и показывать пра­вильное трехперстное крестное знамение. Он ревностно увещевал священников искоренять суеве­рия и объяснять их нелепость народу.

Справиться с такой сложной задачей, как поднятие культурно-нравственного уровня народа, в одиночку было невозможно даже такому труженику и энтузиасту, как епископ Иоасаф. И преосвященный Иоасаф, отчетливо понимая всю трудность задачи, прилагал свои усилия для открытия на белгородской земле духовных школ и училищ, настойчиво готовил себе соратников и помощников в лице духовенства, особенно для сельских приходских церквей, где священник объединял в своем лице и наставника, и утешителя, врачевателя душевных и телесных недугов.



Чтец

Светочем ярким

Христовым сияя,

Всюду святитель идти

поспевал

И, просвещенье средь масс насаждая,

Веру


потухшую вновь возжигал.


2 Ведущий: В духовном быту установился такой порядок, что после отца или тестя-священника место его переходило по наследству сыну или зятю. При подобных порядках многие священники не заботились образовывать детей, будучи уве­ренны в том, что сын и без учения будет наследовать отца во священстве.

Епископ Иоасаф с чрезвычайной ревностью вступил в борьбу с невежественными и недостойными свя­щенниками. Он лишал мест, не взирая на значение и богатст­во лиц, обличал и укорял недостойных.


1 Ведущий: Серьезным препятствием к распространению просвещения была крайняя бедность населения вообще и духовенства — в частности. Многие приходские церковнослужители не имели средств, чтобы содержать своих детей в учебных заведениях. Порой даже поступившие в училища вынуждены были оставлять их по причине крайней своей бедности. На помощь таким ученикам нередко прибегал святитель Иоасаф: он оказывал им поддержку своими средствами.
2 Ведущий: С необыкновенной задушевностью и теплотой чувств он принимал в своей монастырской келье всех просителей, не делая между ними никакого различия. В летнее время он лю­бил посещать монастырские вотчины. Тут он запросто появ­лялся среди крестьян, беседовал с ними, интересовался их жизнью, узнавал их нужды и всегда, чем мог, помогал.

Святитель часто посещал больных и приносил им исцеления.


слайды (исцеление больного юноши)

Чтец:

В епископском сане ты был всем доступен:

К тебе направлялся с надеждой бедняк,

Тебе открывался и тот, кто преступен

В ком ключ благодати, казалось, иссяк.

Для всех находил ты слова утешенья.

И черствые души жестоких людей,

Припомнив с молитвой свои прегрешенья,

Старались в последующей жизни своей

Идти по дороге, которой, Святитель,

Ты, их отпуская, идти им велел,

По светлой дороге, что вводит в обитель

Далекого рая величием дел…

А. Гиллессем
1 Ведущий: Все доходы с вотчины архиерейского дома епископ Иоасаф употреблял на помощь неимущим, причем старался помогать не демонстративно и не на показ, а по возможности, незаметно, тайно.

Перед большими праздниками он посылал слугу (келейника) в жилища многодетных семей и сирот. Слуге давал наказ: положить незаметно подарок на порог или под окно, стуком в стену дать сигнал хозяевам и удалиться, чтобы никто не видел принесшего подаяние.


слайды (бедная семья, принимая тайную помощь)
Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе "в сиянии" святителя Иоасафа.
Чтец:
Себя смиренною одеждой покрывая,

И свой высокий сан всецело забывая,

А памятуя лишь один завет Христов,

Спешил ты на призыв страдальцев-бедняков.




2 Ведущий: Предание свидетельствует, что епископ и сам под покровом ночной темноты не гнушался разносить по домам бедствующих белгородцев вязанки дров, одежду, деньги.

«Однажды, перед праздником Рождества Христова, разносивший милостыню келейник заболел. Святитель не хотел оставить бедных без обычного подаяния. Он надевает одежду своего келейника и незаметно уходит из монастыря, чтобы по-прежнему передать милостыню втайне. Исполнив свое дело, Святитель возвращался домой. Стоявший у ворот привратник окликнул подходившего к калитке. Не желая быть узнанным по голосу, Святитель не отвечал, чем возбудил к себе подозрение. В темноте сторож схватил входящего и стал допрашивать, кто он и зачем ходил? Святитель молча старался высвободиться из его рук; тогда сторож нанес ему несколько сильных ударов по спине, от которых Святитель с большим трудом, почти ползком добрался до своих покоев.

Наутро разнесся в монастыре слух, будто Святитель оступился на лестнице и сильно ушиб себе спину. Лишь верный ке­лейник знал от святителя обо всем случившемся и рассказал об этом после его кончины.

Привратник думал, что его выгонят с позором. Но Владыка призвал его к себе и милостиво наградил за верную службу». Так святитель Иоасаф повеление Господне о благотворении втайне соединил с заповедью о безропотном перенесении обид.


1 Ведущий: Вот еще наглядный пример заботы епископа Иоасафа о простом народе: Епископ Иоасаф издал распоряжение, чтобы в монастырских вотчинах женщин, имеющих грудных детей, освобождали от полевых работ. Для XVIII века с его жестокими нравами такое распоряжение было актом исключительной гуманности и человеколюбия.

Он также был первым епископом, запретившим рукоприкладство священнослужителей по отношению к прихожанам.


2 Ведущий: Весной 1753 года владыка Иоасаф почувствовал приближение смерти.

И у него созрела мысль побывать в последний раз на родине, проститься с родителями, близкими людьми и друзьями. Испросив разрешение Святейшего Синода, он собрался в длительное путешествие в Киевскую епархию, где прошли его молодые годы, и в родной город Прилуки, где родился и провел детство.


слайд (благословение Белгорода)
29 мая 1754 года, уезжая из Белгорода, и зная, что обратно живым он уже не вернется, Святитель совершил последнюю литургию в Свято–Троицком кафедральном соборе, произнес поучение к пастве, слезно просил у всех прощения и сам всех простил и благословил. После этого он отправился в дорогу. Остановившись на Харьковской горе, Святитель благословил город и сказал собравшимся у подножия горы белгородцам, что живым они его уже не увидят.
Слайд (Свидание Святителя Иоасафа с родителями)
1 Ведущий: Свидание Святителя Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для этого отец Святителя, встречавший сына, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли вышедшему в это время из кареты Святителю. Заметив такое действие родителя, Святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

2 Ведущий: Закончив длительное летнее путешествие, епископ Иоасаф возвращался ранней осенью в свою Белгородско-Обоянскую епархию. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и после почти двухмесячной болезни 10 декабря 1754 года скончался, прожив на этом свете 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

слайд (храм)

1 Ведущий: Святитель Иоасаф, отправляясь в свое последнее путешествие и зная, что живым не вернется, завещал похоронить себя в Белгороде. Он приказал сделать в Троицком соборе за алтарной стеной пещерку–склеп для погребения своего тела.

Задание Святителя было беспрекословно исполнено, и готовый каменный склеп ожидал прибытия своего теперь уже постоянного обитателя.

15 декабря 1754 года гроб с телом святителя Иоасафа перевезли из Грайворона в Белгород.
слайд

(перенесение усопшего святителя Иоасафа из Грайворона в Белгород)

2 Ведущий: Во время подготовки к похоронам выявилась еще одна удивительная черта епископа Иоасафа: он оказался абсолютным бессребреником. Все знали о его щедрости и бескорыстии. Доходы от своих многочисленных вотчин и даже личные деньги он дарил на благоустройство церквей и школ, на помощь бедным, больным и сиротам. Но нельзя было представить, что при всем том он не накопил средств на собственные похороны. После епископа осталось только 70 копеек.

Для соответствующего епископскому сану погребения и поминовения Синод распорядился выделить необходимую сумму из епархии.



1 Ведущий: Привезенный из Грайворона в Белгород гроб с телом епископа Иоасафа стоял в Свято-Троицком соборе открытым почти три месяца. Задержка с погребением была вызвана тем, что из-за разлива рек не мог скоро прибыть в Белгород из другой епархии епископ, которому Святейший Синод поручил провести похороны. Уже в те дни, недели и месяцы люди, приходившие в собор проститься со своим любимым архипастырем, стали замечать, что тело Святителя не обнаруживает никаких признаков тления. Это наводило их на мысль о святости покойного иерарха.
2 Ведущий: Потом гроб с телом епископа Иоасафа спустили в подземный склеп.

В пещерке на массивном прямоугольном возвышении был установлен деревянный гроб с нетленными мощами святителя Иоасафа. У ног святителя постоянно стоял его личный жезл, отделанный с тонким изяществом его любимой сестрой Параскевой Андреевной.

Рядом с гробницей находилась семейная икона Владимирской Божией Матери, очень почитаемая святителем Иоасафом. Перед ней неугасимо теплилась лампада, озаряя своим мерцанием всю пещерку.
1 Ведущий: Два года в подземелье никто не заглядывал. Наконец, некоторые духовные лица кафедрального собора, подогреваемые начавшими распространяться слухами о нетленности мощей епископа, спустились в склеп и открыли крышку гроба. Как свидетельствует один из биографов Иоасафа Гор­ленко, они увидели тело покойного «нетленным во всех своих составах и лицо его сходственным с портретами... К самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии гроба».
2 Ведущий: Молва о чудодейственной силе мощей епископа Белгородского Иоасафа передавалась из уст в уста, доходила до самых отдаленных уголков России. С каждым годом все больше паломников шли в Белгород к гробу Святителя. С разных концов страны устремлялись сюда больные, увечные, прокаженные в надежде получить исцеление.
1 Ведущий: Верующие люди шли к мощам святителя Иоасафа со своими бедами и печалями, душевными терзаниями и раскаяниями. Посетить пещеру Иоасафа Белгородского хоть раз в жизни стремился любой житель Белгорода и Обояни, Курска и Воронежа, Харькова и Полтавы, Москвы и Петербурга...

Бывали в пещерке святителя Иоасафа члены императорской фамилии, знатные князья и вельможи, государственные деятели, видные ученые и писатели.


слайд (Николай II у раки с мощами)
2 Ведущий:Уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя, закрыв на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился свт. Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты.

1 Ведущий: Почитание Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса, совершившиеся у его гроба послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.
2 Ведущий: В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Белгороде. И только в 1911 году состоялось торжественное прославление епископа Иоасафа, причисление его к лику святых.

Слайд (паломники)

1 Ведущий: За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири, и даже Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгород собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю. над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

слайд ( рака с мощами)

Нетленные мощи были вынесены из склепа и помещены в Троицкий собор.

После этих торжеств слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения Св. мощам, был и сам император Николай II с семьей.

Слайд Николай II

слайд (Троицкий собор)
2 Ведущий: После октябрьской революции 1917 года монастырь перестал действовать. Его строения, в числе которых и Свято-Троицкий храм, были взорваны к 1930 году. Фундаменты монастыря вместе со склепом святителя Иоасафа были засыпаны. Позднее на этом месте построили двухэтажные жилые дома, индивидуальные гаражи, а основание колокольни перекрыли асфальтом проезжей части дороги.
1 Ведущий: В мае 2009 года в ходе реконструкции Свято-Троицкого бульвара один из жилых двухэтажных домов, под фундаментом которого находилась усыпальница святителя Иоасафа, был снесён, и на его месте начали вести раскопки студенты исторического факультета БелГУ.
слайд (пещерка)
Так спустя 80 лет были обнаружены остатки стен усыпальницы святителя Иоасафа - пятиугольное сооружение из кирпичной кладки, площадью шесть на шесть метров.

К 100-летию канонизации святителя было решено раскопать пещерку и возвести над ней часовню, из которой подземным переходом паломники смогут попасть в пещерку.


2 Ведущий: И сегодня она восстановлена (на углу проспекта Богдана Хмельницкого и Свято-Троицкого бульвара).
слайд (часовня и пещерка)
По замыслу архитекторов, здание часовни представляет собой точную копию юго-западного придела Свято-Троицкого собора, где располагалась усыпальница Иоасафа Белгородского.

Саму усыпальницу накрыли стеклянным куполом с фигурой ангела.

Контур бывшего собора выложили белым камнем, а дорожки в сквере возле часовни проходят по тому месту, где были стены собора.
Слайд (Казанский собор)

1 Ведущий: Что же стало с мощами святителя Иоасафа? В советские годы рака с мощами была вскрыта большевиками и тело святителя Иоасафа было отправлено сначала в Москву в анатомический музей, затем в Ленинградский му­зей атеизма в Казанском соборе.

В тридцатые годы прошлого века святые мощи были выставлены в зале музея как образец мумификации. Но даже в те годы, верующие люди приходили в музей, чтобы незаметно приложиться к поруганной святыне.


2 Ведущий: В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы комендант музея предложила сотруднику объединения «Реставратор» Аркадию Соколову и его напарнику Владимиру Прудникову вынести мощи Иоасафа Белгородского в подвал и там закопать, чтобы их не увидела санитарная инспекция. Но Соколов и Прудников не решились закапывать мощи в сырой грунт и втайне от музейного начальства подняли мощи на чердак и укрыли в шлаке между перекрытиями. Эту тайну Соколов поведал своей дочери, и только через 20 лет, в 1991 году по её указанию мощи были обретены и торжественно перенесены в Белгород.
Слайд (Возвращение мощей)
1 Ведущий: Давно не было уже в Белгороде Свято-Троицкого собора, в котором служил и был погребен епископ Иоасаф. Поэтому постоянное место для установления раки с мощами Святителя было приготовлено в Преображенском кафедральном соборе, находящемся совсем недалеко от бывшего Свято-Троицкого собора.

Слайд (Преображенский собор)

17 сентября 1991 года впервые за су­ществование Белгорода торжественное богослужение здесь по поводу второго обретения мощей святителя Иоасафа со­вершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Слайд (Алексий)
2 Ведущий: Поздравив собравшихся с днем памяти епископа Белгородского Иоасафа и со вторым обретением его мощей, Патриарх сказал: «Святитель Иоасаф был и остается правилом веры и образцом милосердия. Нам нужно следовать примеру его жизни. Сегодня, как никогда, нам надо объединяться. И объе­динять нас должна вера Христова. Пусть же пример святителя Иоасафа объединит всех нас в вере православной, в делах милосердия и любви по отношению к ближним».
Слайд (мощи)
1 Ведущий: Поток паломников к мощам святителя Иоасафа после второго их обретения в 1991 году не прекращается и в наше время. С разных концов России и мира идут сюда люди поклониться святым мощам: кто просто поклониться святыне, кто попросить помощи у небесного покровителя и заступника земли Белгородской. И действительно, многие люди получают исцеление и духовную помощь от его святых мощей.
Слайд (памятник Иоасафу)
2 Ведущий: Сегодня в Белгороде многое напоминает о святителе Иоасафе.

Его имя носят Николо-Иоасафовский собор, детский духовно-просветительский центр и областная больница. На Свято-Троицком бульваре установлен памятник святителю Иоасафу.


слайды (храмы) (звучит колокольный звон)
1 Ведущий: В городе сохранились два храма — современники святителя Иоасафа, в которых он, безусловно, бывал, как архиерей, и совершал Богослужения. Это Успенско-Николаевский собор на улице Пушкина и Смоленский собор на Гражданском проспекте.
слайд (Портрет Святителя с житиями)
Ведущий: Верующие белгородцы свято чтут память епископа Иоасафа, своего небесного покровителя, жившего два с половиной века назад. Его чтили наши далекие и близкие предки, будут чтить и наши потомки.
Слайд (Викторина)

Библиография

Иоасаф Горленко, святитель Иоасаф // Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2000. – С. 180-181.

Константинов Л. Святитель Иоасаф Белгородский / Леонид Константинов // Памятник Отечества: Святое Белогорье. – М., 2001. – С. 74-76.

Крупенков Н.Ф. Святитель Иоасаф Белгородский /Н.Ф. Крупенков, А.Н. Крупенков. – Белгород, 2000. – 404 с.

Маляревский А.И. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский / А.И. Маляревский // Новый ковчег. – 2003. - № 9. – С. 2-5.

Шмелев Ю. Святитель земли Белгородской // Шмелев Ю. Тайны Белгородского треугольника или страницы жизни из трех тысячелетий истории руссов / Юрий Шмелев. – М.: Белгородское областное историко-родословное общество, 1995. – С. 126 - 172.



Составитель:

зав. отделом краеведческой литературы И.Сурду