Сборник «Телекоммуникации в образовании» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Сборник «Телекоммуникации в образовании» - страница №7/7

Покорение вершины пирамиды метапредметного урока


II место

Авторы: команда «Фантазеры», МОСШ № 6

  • Игонькина О.П., зам. директора по ВР

  • Меркулова Г.В., методист по ИКТ

  • Сережкина Н.А., зам. директора по УВР

  • Иванова Л.Н., зам. директора по УВР

Сценарий мероприятия
«
Покорение вершины пирамиды метапредметного урока»

Дата: 17.11.2011

Время: 15.00 – 16.00

Ссылка: www.moodle.cro-nv.ru



Цель: ознакомить участников с элементами метапредметного урока на основе открытого задания.

План проведения вебинара

Время

Этап

14.50 – 15.05

Организационный момент

15.05 – 15.10

Тема вебинара

15.10 – 15.45

Элементы метапредметного урока на основе открытого задания

15.40 – 15.50

Методические рекоменждации

15.50 – 16.00

В заключении…

Организационный момент
14.50 – 15.05


Ведущий. Входит в СДО, подключает web-камеру и микрофон, загружает презентацию, задаёт вопрос о качестве изображения и звука.

Слайд № 1 (титульный слайд презентации)

Ассистент 1 (Люба) входит в СДО, подключает web-камеру и микрофон.

Ассистенты 2 (Лариса) и 3 (Оля), входят в СДО без подключения web-камеры и микрофона.

Ассистент 3 в чате приветствует участников вебинара и формулирует вопрос о качестве изображения и звука. Выбрать цвет текста для вопроса тёмно-синий.

Текст приветствия: Приветствуем всех участников вебинара «Восхождение на пирамиду метапредметного урока».

Текст вопроса: Мы начнём через несколько минут. Как слышите и видите нас?

Подключение звука: Если нас не слышно, нажмите на кнопку с изображением наушников 1 раз. Вы появитесь в списке аудиоконференции.

Ассистент 2 в случае сбоя со связью сообщает в тех. центр для устранения неполадок, если они с нашей стороны.

Участники: Входят в СДО, подключают микрофон, в чате отвечают на вопрос о звуке и видеоизображении. Свободное общение в чате с участниками Конкурса.

Тема вебинара
15.05 – 15.10


Ведущий. Слайд № 2 заставка «Восхождение на пирамиду метапредметного урока».

Здравствуйте!Сегодня с Вас работают наши корреспонденты:



Слайд № 3 (визитка команды «Фантазеры»)

Иванова Л. Н.,ИгонькинаО.П.,Сережкина Н.А.,Матаева Л.Н. и я, ведущая программы – Меркулова Г.В.



Слайд № 4 (заставка темы)

В городе Нижневартовске известно местоположение как минимум двух пирамид: Дворец Искусств, гостиница «Жемчужина». Стало известно о возникновении пирамиды «Метапредметный урок», начать восхождение на которую нам предстоит вместе с Вами, уважаемые коллеги.



Слайд №5

Что же такое матапредметный урок и каково его место в современном образовательном процессе?

Наш корреспондент, Лариса Николаевна, сейчас находится у подножия пирамиды и вот, что ей удалось выяснить и сообщить нам по телефону.

Переключение на аудиосвязь с Ассистентом 2.

Слайд № 6изображение телефона, фото корреспондента и основание пирамиды, высвечивается понятие «метадеятельность». Лариса Николаевна, Вы нас слышите? Говорите, Вы в прямом эфире.

Ассистенты

Да, слышу Вас хорошо! Здесь, у подножия пирамиды четко обозначено основание пирамиды. Оно состоит из теоретических подходов к определению понятия метапредметного урока. Вот некоторые из них.

"Мета " («за», «через», «над») – всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

На этот момент, это пока всё, что мне удалось выяснить. До связи!



Участники: Смотрят новости

Элементы метапредметного урока на основе открытого задания
15.10–15.40


Ведущий. Слайда № 7(ступени пирамиды)

Как видим, для продвижения по ступеням к вершине пирамиды нам предстоит преодолевать различные проблемные ситуации.

На связи наш корреспондент, что видно и слышно?

Слайд №8 Представьте, что Вы изучаете тему «Частица». Опишите, что есть ЧАСТИЦА на примере Вашего предмета: зачем она нужна, какова ее цель.

Определите каким способом вы дадите понятие Частицы на метапредметной основе.

На данном примере можно было проследить, как можно вводить любое понятие, формируя универсальные учебные действия.

Слайд №9 (Повтор слайда с определениями)

Исходя из выполненного Вами задания, Как, на Ваш взгляд, более точно определить суть метапредметного урока?



Корреспондент: Уважаемые коллеги, на ступени появилась ЧАСТИЦА и представляется разными именами (Частица – физика, Частица – информатика, Частица – русский язык, Частица – математика)

Коллеги, Вы описали «Частицу» с разных точек зрения. Выделите основное (главное), что объединяет их в единое целое.



Участники: описывают частицу, определяют способ, отправляют в чат. Обобщают, выкладывают в чат

Ведущий. Слайд № 10 (работа со способом)

Уважаемые коллеги, мы с Вами успешно справились с заданием открытого типа, которое может применяться Вами на метапредметном уроке. Ну, что ж последуем дальше…



Слайд №11 На связи наш корреспондент, что видно и слышно?

Слайд № 12 (задача.) А в чем проблема?

Слайд 13 (способ)

Уважаемые коллеги, вы применили известный способ разрешения проблемной ситуации. Выделите этот способ

После получения ответа подтверждаем способ: умножение двух чисел для нахождения третьего. Сравнение с предельно допустимым значением.

Как видите, универсальный способ учебного действия трансформируется в различные предметные области.

Уважаемые коллеги, при подготовке метапредметного занятия Вы можете использовать данный прием для определения степени усвоения учебного способа обучающимися

Слайд 14

Мы успешно начали восхождение и уже имеем небольшой багаж. Позвольте предложить Вам некоторые рекомендации, которые наверняка помогут Вам успешно завершить восхождение…



Корреспондент: Уважаемые коллеги, чтобы подняться на следующую ступень нам необходимо выяснить, а сможем ли мы это сделать?

По СанПиНу на каждого участника команды должно приходиться 0, 2 м2команда состоит из пяти человек. Площадь ступени 1,5 м2 Сможет ли вся команда подняться на ступеньку?



Участники: Выполняют расчет, сообщают в чате ответ.

Корреспондент: Уважаемые коллеги, вы совершенно правы. Приведите примеры применения способа на Ваших предметных занятиях.

Участники: Выделяют способ, сообщают его в чате.

Ассистент 2: озвучивает поступившие вопросы. Проходит обсуждение. Размещает ответы на поступившие вопросы.

Участники: Приводят примеры. Задают вопросы по чату.

Методические рекомендации
15.40 – 15.50


Ведущий. Слайд № 15 (рекомендации)

Учитывая перечисленные нами особенности метапредметной интеграции,  Вам, как нам кажется, уже должно быть понятно, как сценировать учебное «метапредметное» занятие:

Первое: Поставить цель. Определить какому способу деятельности Вы в рамках нее смогли бы научить школьников. При этом важно учитывать, какого возраста будут дети, которых Вы будете этому способу учить, и на каком материале. Показать школьникам выход из своего учебного предмета в другие предметные области.

Второе: метапредметное движение должно усиливать и углублять Ваше продвижение вместе с учащимся в предметный материал.

Третье: Вы должны ясно представлять, какую базовую способность Вы собираетесь формировать у школьников во время учебного занятия. У Вас должна быть некоторая система показателей, позволяющих Вам обнаруживать данную способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.

Какое понятие метапредметного урока Вы считаете наиболее точным?



В заключение…
15.50–15.55

Ведущий. Слайд № 16 (заставка программы). А наша передача подходит к завершению, если у вас остались ещё вопросы, то мы готовы на них ответить. Желаем всем участникам экспедиции удачи и до новых встреч в эфире.

Ассистент 3: печатает текст о завершении вебинара.

Текст: Уважаемые участники вебинара, мы заканчиваем. Спасибо за работу. Материалы вебинара будут отправлены Вам по электронной почте.

Участники: Задают вопросы
Методические рекомендации
по разработке метапредметного урока

Аннотация

Данныеметодические рекомендации разработаны на основе внедрения ФГОС нового поколения в образовательный процесс МОСШ № 6. При разработке метапредметного урока предполагается такая переорганизация предметного образования, при которой получилось бы транслирование необходимого содержания не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение определенной задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы, которые он фиксирует у детей. Включение же ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Так, например, при изучении школьного предмета «Химия» перед школьником можно выделить три основные задачи: освоить понятие «валентность», научиться работать с формулами соединений, уметь по формуле соединения прогнозировать химические свойства и составлять химические реакции, то есть прогнозировать, какой будет продукт в определенных условиях.

Проведение метапредметного урока связано с интеграцией, но не по типу ассоциативного наталкивания материала, а за счет того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. В качестве содержания на уроке, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.

Вместе с тем, с помощью метапредметного обучения можно культивировать внутреннюю познавательную мотивацию обучающихся.

Пояснительная записка

Стандарты второго поколения ставят перед учителем задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под метапредметными результатами в стандартах понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. В материалах стандартов акцент сделан на регулятивных, коммуникативных и познавательных способностях.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и учителя, учителя и ученика, ученика и ученика.

Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи учителю в использовании метапредметного подхода в ходе учебного процесса.Это возможно, с одной стороны, на основе использования деятельностного подхода к обучению, а с другой – введения метапредметной составляющей в программы традиционных  учебных предметов.



Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций:
овладение опытом разработки метапредметного урока может стать основой для разработки мониторинга сформированности УУД, способствовать повышению мотивации учителя в использовании новых подходов к ведению урока.

Новизна предлагаемой работы заключается в разработке новых подходов к организации урока.

Структура уроков



Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

  3. Выявление места и причины затруднения. Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения

  4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  5. Реализация построенного проекта. Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

  8. Включение в систему знаний и повторение. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Для построения метапредметного урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


Заключение

Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний

Использованные ресурсы


  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г

  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


Итоги конкурса





Дистанционное мероприятие для обучающихся

http://www.cro-nv.ru/images/stories/1_pi.png

http://www.cro-nv.ru/images/stories/2_pi.png

http://www.cro-nv.ru/images/stories/3_pi.png

Команда «МИКС»,
МОСШ № 18

Команда «Скайперы»,
МОСШ № 29

Команда «КОМПАС»,


МОУ ЛИЦЕЙ № 2

Команда «Верные друзья»,
МОСШ № 6










Дистанционное мероприятие для родителей

http://www.cro-nv.ru/images/stories/2_pi.png

Команда «Star-teachers»,


МОСШ № 13




Дистанционное мероприятие для педагогов

http://www.cro-nv.ru/images/stories/1_pi.png
Команда «Qip’ster» МОСШ № 17


http://www.cro-nv.ru/images/stories/2_pi.png

Команда «Фантазеры»,


МОСШ № 6





ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ номинациИ КОНКУРСА

«Перспективность идей» - команда «INFO_43», МОСШ № 43

«Самый активный участник дистанционных мероприятий»:


  • команда «Star-teachers», МОСШ № 13

  • команда «Qip’ster», МОСШ № 17

«Самый активный участник форума» – команда «Скайперы», МОСШ № 29

«Самый интерактивный вебинар» – команда «КОМПАС», МОУ ЛИЦЕЙ № 2



1Телекоммуникационные проекты и их специфика. Бухаркина М. Ю./ В сб. Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе: Метод.рек./Под редакцией Е. С. Полат — М-, 1993.- с.33-46.

2Учебные проекты: возможности Интернет. Бухаркина М. Ю.// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.


3http://www.admhmao.ru/socium/index.htm


4http://www.n-vartovsk.ru/city/


<< предыдущая страница