Сборник статей по материалам международной конференции/ Под ред. А. А. Никоновой, М. В. Бирюковой. Спб.: Спбгу, 2013- с. 55-63 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сборник статей по материалам международной конференции/ Под ред. А. А. Никоновой - страница №1/1



Опубликовано: Институты памяти в меняющемся мире: сборник статей по материалам международной конференции/ Под ред. А.А. Никоновой, М.В.Бирюковой. – СПб.: СПБГУ, 2013- С. 55-63.
Урбоскансен: pro et contra

Представления о прошлом являются весьма существенным фактором общественной жизни. Убедительным свидетельством тому служит зафиксированный в социальных и гуманитарных науках на рубеже XX-XXI веков «бум памяти», обусловленный общим контекстом цивилизационного развития и во многом стимулированный глобализационным процессом. Представления о прошлом превратились в краеугольный камень публичной политики, идентификации личности и групп, подтвердили значимость знаний о прошлом для этносов, наций, поколений. Проблемы социальной памяти стали ключевыми и для развития культурной политики. Однако несмотря на всеохватность и динамику «бума памяти», научная парадигма памяти как исторического, социального и культурного феномена не сформировалась, что вызывает необходимость более углубленного и специального рассмотрения роли и значения институтов памяти в меняющемся мире.

Одной из общепринятых является трактовка музея как института памяти. Наряду с научным дискурсом идея о связи музея и социальной памяти прочно утвердилась и на уровне обыденного сознания. Увековечение памяти выдающихся событий и персоналий прошлого, потребность сохранить исторические и культурные ценности для будущих поколений подразумевает создание музея.

В настоящее время понятие «музей» объединяет многочисленную группу разнородных учреждений и организаций, сохраняющих выраженную тенденцию к дальнейшему видоизменению и трансформации. В XX веке широкое распространение во многих странах мира получили музеи под открытым небом, ставшие одним из признанных способов музеефикации объектов культурного наследия во всем его многообразии. Причины роста их количества и популярности во многом объясняются возможностями, позволяющими показывать музейные предметы комплексно и всесторонне, размещая памятники архитектуры, науки и техники, предметы быта и орудия труда, произведения искусства в среде их исторического бытования или в условиях, близких к таковым.

Возникновение идеи создания музеев под открытым небом приходится на 1870-1880ые годы, а ее воплощение в жизнь связывается с именем Артура Хазелиуса, по инициативе которого в 1891 году был открыт для всеобщего обозрения «Скансен», положивший начало созданию в Европе нового типа музеев. В музее были представлены крестьянские жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, культовые и общественные здания. Экспозицию памятников архитектуры дополнял зоопарк, в котором была богато представлена фауна Скандинавии.1

Благодаря новаторскому характеру демонстрации экспонатов и их разнообразию «Скансен» приобрел большую популярность и по праву стал считаться родоначальником музеев под открытым небом. Несколько лет спустя после его открытия в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании появился целый ряд музеев под открытым небом, воссоздававших традиционную народную культуру. Основатели этих музеев, осознавая стремительное развитие процессов урбанизации и индустриализации и их негативные последствия для традиционной крестьянской культуры и сельской общины, стремились, прежде всего, спасти и сохранить ценные объекты народной архитектуры и на их основе показать типичный облик сельских поселений и образ жизни крестьян. Таким образом, было положено начало скансенологии - историко-архитектурному и этнографическому направлению музеологии, в русле которого в начале ХХ века интенсивно развивались музеи под открытым небом в скандинавских, а затем и в других странах.2

Идея Хазелиуса об охране памятников прошлого посредством их перенесения и сосредоточения в одном месте почти с момента ее реализации стимулировала возникновение новых концепций, и, в частности, охраны и музеефикации памятников городской архитектуры и культуры городского сословия. История создания музеев городской тематики, а также теоретических и методических аспектов музеефикации городской среды только начинают рассматриваться в исследованиях зарубежных и отечественных авторов последних лет.3 Причины недостаточной разработанности указанных проблем, на наш взгляд, разноплановы. Во-первых, изучение городской среды как феномена культуры имеет не столь обширную и укоренившуюся традицию в силу сложности структуры и многообразия компонентов изучаемого объекта. Во-вторых, практика музеефикации городских объектов и городской среды пока не получила целостного и системного теоретического осмысления. В-третьих, музеи городской тематики представляют пока еще довольно малочисленную группу среди музеев под открытым небом. Во-четвертых, существуют сложности в трактовке понятия музея городской среды, отсутствует классификация данных музеев, нет единой точки зрения о том, где проводить грань между музеем села и городским музеем. Многие памятники городской культуры по-прежнему сохраняются в скансенах и наоборот. Некоторые музеи под открытым небом включают в свою структуру городской сектор. Например, достаточно сложно определить, относится ли к музеям городской среды столь широко распространенный тип музея-поселка колонистов XVIII - XIX в. в США.

Однако, несмотря на отставание музеологической рефлексии от музейной практики есть основания констатировать, что в XX веке сложилась группа музеев, которые можно условно назвать урбоскансенами, получившими наибольшее распространение в скандинавских странах. Одним из первых стал музей «Старый город», открытый в 1914 году в Орхусе (Дания). В его экспозиции представлены перенесенные из разных уголков страны мастерские, жилые дома, магазины, бакалейные лавки, а также здания школы, театра, почты и табачной фабрики. В совокупности они представляют своеобразную модель города Нового времени с характерной планировкой и расположением зданий.

Этот музей послужил образцом для музеев «Гамле Берген» (Старый Берген) в Норвегии (1934) и «Гамле Линчёпинг» (Старый Линчёппинг) в Швеции (1949). Их экспозиции посвящены городской культуре ХVI - XIX веков, городским ремеслам, культуре и быту различных слоев городского населения.

Идея создания музея «Старый Линчёппинг» была предложена в послевоенные годы, когда начался новый виток бурного развитие промышленности и расширение городов. Целью создания музея было сохранить старые здания, которым грозило разрушение, а Линкёппинг почти весь был застроен домами XVIII-XIX веков. Территорией для нового урбоскансена была выбрана провинция Эстергётланд, куда и планировалось перевозить здания из Линкёппинга. Со временем цель музея была несколько изменена, и назначением его стало отражение повседневной жизни шведского города XX века. В настоящее время музей насчитывает около тридцати строений4.

Старый Линчёппинг имеет ряд важных особенностей: все здания, перенесенные из центра Линчёппинга, являются историческими постройками, все они расположены на улицах, которые представляют собой копию городского центра. Примерно десять зданий музея так расположены по городскому плану, как это и было первоначально. Старый Линчёппинг – это «живой музей», здесь в двадцати восьми жилых квартирах проживают более пятидесяти человек, они снимают мастерские, в которых и работают. В музее есть помещение для собраний, здесь предоставляют различные услуги, и это вызывает необходимость частичной модернизации старых зданий. Старый Линчёппинг показывает особенности быта и труда городских людей прошлых поколений, здесь экспонируются пять домов представителей различных городских сословий: дом представителя высшего класса, зажиточного горожанина, бедняка, дом крестьянина и обеспеченного рабочего.

Одним из крупнейших уробоскансенов Финляндии является Старый Раума, созданный на основе сохраняемых кварталов старинного портового города. Раума известен с 1442 года, он был одним из шести городов Суоми, известных своими морскими традициями и ремеслами. В настоящее время музейный комплекс Старый Раума насчитывает около двухсот пятидесяти участков, включающих шестьсот деревянных построек. На территории старого города имеются и каменные здания, например, церковь Святого креста XV столетия, в народе о ней ходят легенды. Считается, что в период средневековья эта церковь служила маяком для морских судов и спасала их во время штормов. В Раума сохранены жилые дома, амбары и даже помещения для скота. Все здесь выглядит так, как выглядело несколько столетий назад: фасады домов обращены на улицу, усадьбы ограждены заборам и уходят вглубь квартала. На табличках готическими буквами написаны названия домов, происходящие от профессий жителей и названий деревень, из которых они переселялись сюда5. Таким образом, музей сохраняет не только объекты материального наследия, но и пласты нематериального наследия: легенды, локальную топонимию. В 1991 году музей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1957 году решением Городского Совета Рейкьявика недалеко от столицы был учрежден музей под открытым небом. Открыт он был на территории старой фермы в пригороде Аурбайр. Эта ферма в течение долгих лет служила местом отдыха для людей, направляющихся в Рейкьявик или покидающих его. В последние годы ферма была заброшена, она быстро пришла в упадок из-за действий вандалов и губительного влияния погодных условий. Примерно в это же время в столице Исландии развернулось мощное движение за сохранение так называемого «Старого Рейкьявика». Возникнув в одно время и усиливая друг друга, эти факторы дали толчок к созданию музея6. В настоящее время на его территории находятся более двадцати построек, перенесенных сюда из центра столицы и образующих городской квартал, деревню и ферму. На территории комплекса помимо домов и разного рода хозяйственных построек можно увидеть церковь XIX века, первоначально выстроенную из торфа и покрытую земляной крышей, первую католическую церковь в Исландии со времен Реформации, судно, сконструированное в Рейкьявике в 1934 году и камни с руническими надписями.

Развитие урбоскансенов можно наблюдать и в структуре скансенов, которые по мере своего развития создавали городской сектор экспозиции. Так, в Норвегии, которая по праву может считать себя прародиной музеев под открытым небом, есть и примеры подобной реализации идеи урбоскана: в секторе «Старый город» Норвежского музея истории культуры представлены перенесенные из Осло и его окрестностей строения. Каменные и кирпичные постройки здесь начали возводить лишь после пожара 1624 года, фактически уничтожившего весь город. Ярким примером городских зданий могут послужить постройки из Бревика, находящиеся в настоящий момент на территории музея. Эти постройки представляют собой маленький экспозиционный комплекс, который образуют городской дом, амбар для сена, коровник и сарай для дров, окружающие внутренний дворик. Таким образом, комплекс представляет собой типичный образец норвежского городского дома. Помимо всего прочего, в Старом Городе постоянно открыты кабинет дантиста, банк, пивной бар и аптека, которые одновременно выполняют функции «живых» музеев7.

Многоквартирный жилой дом был перестроен в музее истории культуры в 1999 году. Он представляет интерьеры жилищ рабочих, мелкой буржуазии, ремесленников и владельцев магазинов. Каждое помещение здесь является своеобразной экспозицией, рассказывающей историю жизни своего владельца8.

Примером комбинированного подхода к созданию урбоскансена, в котором сочетается сохранение объектов на месте их исторического бытования с переносом памятников с целью их сохранения, является английский музей «Живой музей «Черная страна» (Black Country Living Museum). Открытый в 1978 году, он дает возможность окунуться в жизнь шахтерского городка XIX в. и представляет собой урбоскансен из зданий, располагавшихся в графстве Дадли в Уэст-Мидлендс в Англии и перевезенных исторических построек, включая образцы краснокирпичной промышленной архитектуры и сохранившиеся коттеджи шахтеров с восстановленными интерьерами. Музей был организован на частично регенерированном бывшем дворе для железодорожных грузов. Первоначально демонстрировалась бывшая шахта и заброшенная известковая печь, затем были добавлены другие экспонаты, датируемые 1825-1913гг. Сегодня музей демонстрирует боее 50 памятников: паровоз, трамвайное и троллейбусное депо, мастерская стеклореза, подземные рудники, паб, кузница.9

Во второй половине ХХ века создание музеев городской среды стало одним из наиболее перспективных направлений музейной деятельности. Особое значение имел этот вопрос во многих крупных городах Европы, пострадавших во время Второй мировой войны. Однако в этот период на смену идее урбоскансенов пришла концепция регенерации застройки старых кварталов, создания заповедных зон и пешеходных улиц, что, на наш взгляд, не решало проблему создания музеев городской среды и было далеко от задач музеефикации архитектурных памятников в качестве элементов экспозиции под открытым небом.

Несмотря на то, что в России существуют многовековые традиции городской культуры, она не получила отражения в экспозициях многочисленных музеев под открытым небом. Многие исторические города (Москва, Тула, Новгород, Псков, Ярославль, Казань и др.) сохранили в системе своего центра кремли и древние крепости. Большинство этих объектов превращено в музеи, которые в последние десятилетия приобрели статус заповедников. Однако придание статуса историко-архитектурных и художественных заповедников историческим центрам, где сохранилась планировочная система и общая пространственная структура, не снимает актуальность рассмотрения урбоскансенов, предусматривающих сохранение не только отдельных памятников и архитектурных ансамблей, но комплексный средовой подход к музеефикации городов Нового и Новейшего времени. Восстановительные работы, направленные как на реставрацию уникальных памятников, так и рядовой застройки, безусловно, сохраняют историко-архитектурную ценность зданий, но именно музеефикация in situ или ex situ предполагает их выявление, исследование, а также дальнейшее использование в качестве объектов музейного показа. Иными словами она подразумевает превращение исторических кварталов в объекты музейного показа и музейной интерпретации, с элементами актуализации смыслов и значений среды, коррелирующих с современной жизни города.

В нашей стране урбоскансенов нет, однако проблема музеефикации городских улиц и создания заповедных зон и музейных кварталов в наиболее ценных частях исторической планировки и застройки российских городов была и остается остро дискуссионной, а идея урбоскансена вновь становится актуальной. Примером может служить обсуждение путей развития городского сектора в музее «Тальцы» и переноса памятников с целью их сохранения10.

В силу специфики урбоскансена, включающего в себя как памятники жилой архитектуры, культовые сооружения, административные здания, так и объекты промышленного наследия, представляется целесообразным рассматривать его как разновидность средового музея, совмещающего в себе и черты музея под открытым небом (историко-архитектурного, этнографического и др.), и признаки экомузея. Отметим, что урбоскансен – пока относительно малочисленная разновидность музеев под открытым небом, поэтому в трактовке понятия возможны корректировки. В порядке уточнения следует акцентировать хронологические рамки подобных музеев: урбоскансен, как правило, включает в себя отдельные памятники периода позднего Средневековья, Нового и Новейшего времени, то есть XVII - XX веков.

По-нашему убеждению, музеефикация городской среды как в мегаполисе, так и в малых городах невозможна без познания города как феномена культуры, выявления ценностных качеств городской среды и на основе аксиологического подхода определения уникальности, архитектурно-художественного и историко-культурного своеобразия городских памятников и застройки, составляющих в музее городской среды единую экспозицию. Объединенные усилия историков города, археологов, краеведов, искусствоведов, этнографов, социологов должны быть направлены на изучение хронологически обозначенного историко-культурного и социально-бытового среза городской жизни, во всех ее противоречиях и даже резких контрастах. Экстерьер архитектурного памятника и его интерьеры, в которых могут быть размещены тематические, коллекционные или мультимедийные экспозиции должны стать органичной частью культурной среды города. В этой связи уместно обратиться к многолетним исследованиям В.Л. Глазычева, в трудах которого город рассматривается в рамках средового, деятельностного и культурологического подходов.11

В структуре музея городской среды, созданном ex situ или in situ представляется возможным выделить три основных компонента: комплексы архитектурных памятников, размещенных на определенной территории, коллекции подлинных историко-бытовых предметов и документальных материалов, охранная зона. Следует отметить, что эти компоненты во многом совпадают с элементами концепции экомузея, в фокусе внимания которого находятся и история местного населения, и конкретные условия обитания. Однако на практике эта концепция пока находит воплощение только в музеях сельской среды.12



Музеи городской среды существуют во многих странах мира. Реализация идеи средовой музеефикации в каждой стране и в каждом городе происходит по-разному. Это зависит от множества факторов, к изучению которых необходимо подойти с особым вниманием: природно-географические и климатические условия, состояние научной разработки проблем урбанистики, особенностей национальной культуры и специфики городского пространства, традиций музейного дела и многих других. Как нам представляется, углубленное и целенаправленное изучение подходов и методов создания урбоскансенов имеет, безусловно, большие научные перспективы и практическое значение.

1Об истории создания Скансена см.: Де Йонг Адриан, Сноугорд Митте. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами // Museum, № 1, 1993. С. 27-33; Норденсон Эва. Вначале был Скансен // Museum, № 1, 1993. С. 25-26; Шмелев В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории, возникновение и развитие. Киев,1983. - С. 26-33; Edward P:Alexander. Arthur Hazelius and Skansen: The Open Air Museum. //Museum Masters, Their Museums and Their Influence. Neshville, Tenn.: American Asosiation for State and Local History, 1983. P. 239-276.

2 Чайковский Е. Музеям под открытым небом - 100 лет // На пути к музею ХХI века. Музеи-заповедники. М.,1991. С.10-27.

3 Первым исследователем, выделившим в классификации музеев под открытым небом «музеи, показывающие культуру города и местечек», был Е. Чайковский. См.: Чайковский Е. Типы и профили музеев. Музеи под открытым небом в Европе. М.,1986 С. 2. (Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-инф. Вып. 5.), а также см.: Никонова А.А. Музеефикация городской среды // Сборник методических материалов по проекту «Нулевая верста». СПб., 2010. С. 35-41.

4Элфстрём, Г. Музей «Старый Линчёппинг». Возможности коммерческой деятельности в музеях под открытым небом // Материалы Международной научно-практической конференции «Музей под открытым небом в современных условиях». Архангельск, 1995. С. 96 – 97.

5Old Rauma // UNESCO World Heritage Centre. URL: http://www.whc.unesco.org (15.03.2012)

6History of Reykjavik // Reykjavik City Museum. URL: http://www.minjasafnreykjavikur.is (15.03.2012)


7The Old Town // Norsk Folkemuseum. URL: http://www.norskfolke.museum.no (15.03.2012)

8The Apartment Building // Norsk Folkemuseum. URL: http://www.norskfolke.museum.no (15.03.2010)

9 http://www.bclm.co.uk/ (15.03.2012)

10Тихонов В.В., Нефедьева А.К. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: (Программа). Иркутск, 2006.

11Глазычев В.Л. Культурный потенциал городской среды. Автореф. дисс. ...доктора архитектуры. М.,1991.

12Севан О. Г. Музей в сельской среде // Музееведение. На пути к музею ХХI века. М.,1989. С.158-171.