Сборник рассказов воспоминания летчика самолета ту-22 Москва 2014 ббк 39. 5 А-62 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Сборник рассказов воспоминания летчика самолета ту-22 Москва 2014 ббк 39. 5 А-62 - страница №1/5



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ИСТОРИИ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

ФОРУМ сайта "ЯРКИЙ САМОЛЕТ Ту-22"

С.Б. БУТКОВСКИЙ

СБОРНИК РАССКАЗОВ

ВОСПОМИНАНИЯ ЛЕТЧИКА САМОЛЕТА Ту-22

Москва


2014

УДК 629.735

ББК 39.5

А-62
Бутковский, С.Б. Сборник рассказов "Воспоминания летчика самолета Ту-22"/ С.Б. Бутковский. – Москва: Изд-во ФСЯС, 2014. – 25 с.: ил.

Книга посвящена различным аспектам военной службы летчика дальнего бомбардировщика Ту-22. В увлекательной форме излагаются самые необычные эпизоды, факты, наблюдения человека, отдавшего самые лучшие годы своей жизни освоению сложнейшего во всех отношениях самолета.

Книга предназначена как для специалистов, так и для любителей военной авиации. Может быть использовано для патриотического воспитания подрастающего поколения России.

The book is devoted to various aspects of military service pilot long-range bomber Tu-22. In a fascinating form sets out the most unusual episodes, facts, observations person who gave the best years of his life mastering the most complex aircraft in all respects.

The book is intended for specialists and for fans of military aviation. Can be used for patriotic upbringing of the younger generation in Russia.

Сергей Борисович Бутковский

СБОРНИК РАССКАЗОВ "Воспоминания летчика самолета Ту-22"



Редактор С.И. Плотников
Электронная верстка

© Сергей Борисович Бутковский, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Восток – дело тонкое 4

Мой первый прыжок с парашютом 7

С нашим Пичугиным не скучно… 10

Звеном за Пичугиным 13

За границей - все не как у нас 16

А не трудно ли так много летать? 19

О влиянии лётного состава... 21

Плохие летчики и взлеты замполитов 27

Как у нас измеряли уровень шума 30

Как механик помогал взлетать 33

О том, как моряки не понимают лётчиков 35

Часы и благодарность 38

Проверка ПВО 41

Остаток на посадке - 1 тонна 44

Над городом - на сверхзвуке 46

ТАКОГО взлёта они никогда не видели 48

По просьбе конструктора 51

Работа в ЛИИ 56


Восток – дело тонкое

Вы бывали когда-нибудь в г.Соль-Илецке, - маленьком городке на юге Оренбургской области..? Нет..? А жаль, там есть очень редкие достопримечательности, которых нет, пожалуй, во многих странах... Например, есть там небольшое озеро, вода которого аналогична воде знаменитого Мёртвого Моря в Израиле... Уверен, если вы попадёте сюда впервые, - будете шокированы... На поверхности озера лежат люди и... спокойно читают газеты или журналы, без всяких надувных матрацев и кругов, и не только взрослые, но и дети... Оказывается, вода здесь настолько солёная, что утонуть в ней в прямом смысле – невозможно... Этот городок расположен у самой границы с Казахстаном и поэтому практически все земледельцы здесь – казахи.

Так вот, второй достопримечательностью здешних мест являются знаменитые соль-илецкие арбузы, выращенные, конечно, ими..! Знамениты они не размерами (до астраханских им – далеко), а тем, что они особенно сладкие... Ну а третьей «достопримечательностью» является... аэродром Оренбургского лётного, то-есть наш..! Все эти достопримечательности тесно связаны между собой: мы, курсанты, делаем «набеги» на казахские бахчи, а затем наслаждаемся сладчайшими арбузами, лёжа на берегу (или прямо на воде) этого удивительного озера... Но сейчас речь о другом...

...Август 1967 года выдался на редкость жарким, почти без дождей. План лётной подготовки выполняется и перевыполняется (нет срывов полётов из-за погоды). А вот «план по выращиванию арбузов» прямо-таки под угрозой срыва (нет воды, а без воды, как известно, они не растут)... Вот и таскают казахи воду издалека в вёдрах, бидонах и кувшинах на свои бахчи... А бахчи, надо сказать, «обступили» аэродром так плотно, что уже вступили в конфликт с «Требованиями по безопасности к аэродромам»...

Казахи впритык к взлётной полосе сажают свои арбузы и знать не хотят ни о каких «Требованиях»... Сегодня я в стартовом наряде, - дежурю в оцеплении аэродрома у края полосы... У меня на рукаве – красная повязка, на боку – ракетница, в руках – радиостанция... Делать ничего не надо – красота..! Надо - не подпускать никого близко к взлётной полосе... И всё бы ничего, да вот лётчики (т.е. – курсанты) докладывают Руководителю Полётов (РП), что прямо у полосы – люди (ну, я думаю, вам понятно, что это - казахи на бахчах)...

А это – опасно.., небольшая ошибка курсанта и... беда. РП командует мне по радио: «Немедленно убрать оттуда людей..!». Легко сказать – «убрать», а ты попробуй казахам что-нибудь объяснить... Во-первых, они не понимают по-русски (или делают вид, что не понимают), во-вторых, говорить со мной даже не хотят, в-третьих, сами мне угрожают... Попытался я, было, убедить их убраться оттуда, да какое там... и слушать не хотят... Докладываю по радио положение дел...

РП в ответ: «Сделай им последнее предупреждение и, если не уберутся, - дай красную ракету...». Подхожу к «земледельцам» и делаю им «последнее предупреждение».!? Что-то залопотали на своём языке (видно, русский язык – понимают), но с места не двигаются...

Не спеша достаю ракетницу, даю красную ракету... Все замолчали, с удивлением смотрят на меня и на догорающую ракету... Соображают, что я могу им сделать..? Изо всех сил делаю важный и значительный вид, а сам про себя тоже думаю, - что же всё-таки будет..?

Через 5 минут подъезжает обычный дорожный грейдер с косым плугом под кабиной. Толпа казахов выстраивается перед грейдером - не дадим, мол, пахать наши арбузы и всё тут... Но не тут-то было.., они – люди восточные, но и в кабине солдат тоже... «не европеец» (то ли узбек, то ли таджик, точно не скажу)...

Он спокойно опускает плуг в арбузы, включает передачу и... вперёд! Что только не вытворяли казахи перед грейдером (ну прямо – театр)... И бросались в борозду и «стояли насмерть».., но (видно, правду говорят, «восток – дело тонкое»), все они своевременно и очень проворно выскакивали невредимыми из-под колёс... Первые 5 минут стоял такой крик и гвалт, что было жутко смотреть и слушать...

Но водитель грейдера, «как сфинкс», - никакой реакции... Признаюсь честно, не злорадствовал я, но в душе ликовал, - нашлась-таки на них управа..! Но.., не устаю повторять с тех пор, - «восток – дело тонкое»... Через 5 минут толпа казахов «прозрела» и нашла...«главного виновника», – меня..!

Все, как по команде, бросились ко мне с угрожающими криками... Не буду лукавить, - сомневался я недолго.., «задал такого стрекача», что догнать меня они не смогли, но гнались, не отставая, до самого расположения Командного Пункта (КП), где сидел РП (ну в самом деле, - не стрелять же в них из ракетницы?)... С тех самых пор, как я «привёл на хвосте» в расположение лётной части толпу разъярённых казахов, курсанты (да и офицеры тоже) подшучивая надо мной, часто говорили – «да, восток – дело тонкое, скажи, Серёга..!?».




Мой первый прыжок с парашютом


Это было в конце марта 1966 года. Мы, курсанты Оренбургского лётного училища, на аэродроме готовимся к первому прыжку. Уже одеты парашюты (за спиной – большой и довольно тяжёлый ранец, - это основной, спереди поменьше – запасной). Перед посадкой в самолёт нас осматривает инструктор.

Но вот проверка закончена, всё нормально, звучит команда «В самолёт!». Мы, 12 курсантов, забираемся в самолёт АН-2. Взревел мотор, самолёт идёт на взлёт! Все мы в сильном нервном возбуждении и скрыть это невозможно. Это и понятно – сейчас нам предстоит шагнуть в бездонную пропасть, что, в общем-то, противно природе человека.

Мы сидим по 6 человек у левого и правого борта соответственно нашему весу, – тяжёлые будут прыгать первыми, лёгкие - за ними. Самый лёгкий это я, поэтому мне прыгать – последним. Передо мной – Лёша Блинов. Он очень нервничает и, глядя в иллюминатор, всё время что-нибудь спрашивает: «А где мы должны приземлиться?», «Как определить направление ветра?». Он задаёт вопрос и, не получив ответа, задаёт новый, и всё время вскакивает со своего места.

Но мне не до него, да и не знаю я ответов на его вопросы... Но вот звучит сирена и команда «Приготовиться». Первая шестёрка встаёт, и по команде «Пошёл» ребята бросаются в дверь с такими лицами, словно это – амбразура пулемёта... Вот поднялась и наша шестёрка, четверо уже, мелькнув ногами, исчезли в двери... Я иду за Блиновым, но что это? Из его ранца за спиной вываливается груда парашютного шёлка... Лёша этого не видит, не чувствует и идёт к двери.

Парашют белым шлейфом тянется за ним по всему самолёту. Я стою в полной растерянности и не знаю, что делать? Инструктор тоже не видит, но держит руку поперёк двери (это самый последний контроль). Наконец, инструктор заметил, что что-то не так... Рука поперёк двери останавливает Лёшу. Но он, мысленно уже выпрыгнувший из самолёта, ничего уже не соображая, рвётся в дверь !

Какое-то время идёт молчаливая борьба под жуткий шум мотора и сумасшедшие порывы ветра. Наконец, инструктор, перекрывая шум мотора, кричит – «Коооляя..!». Оборачивается второй пилот и ошарашено смотрит на борьбу у двери.

«Тащи его за парашют,- кричит инструктор,- посади на своё место и прикрути парашютом, чтоб не выскочил, а то он что-то не в себе». Второй пилот, оттолкнув меня, тащит Лёшу к себе. Лёша, ничего не понимая, пятится расставив руки и выпучив глаза. Так он и «проследовал» задним ходом мимо меня к месту пилота.

«А ты ещё здесь?», - кричит инструктор. « Кому это он..?», - пытаюсь понять я. И тут я понимаю, - это он мне. «А ну бегом, марш..!», - приказывает он мне и показывает на дверь. Я, как сорвавшийся со старта спринтер, бегу мимо него прямо в дверь. И...оказываюсь как бы в другом мире.

Сначала – оглушающий рёв мотора и такой удар ветра, что перестаю соображать. Затем чувствую, - лечу куда-то и не за что схватиться, вижу свои ноги на фоне горизонта, потом меня начинает крутить. Сильнейший рывок за спиной... и вращение прекращается, потом хлопок над головой и я повис на стропах...

Это раскрылся парашют! И тут наступила абсолютная тишина...

Самолёт, со своим грохочущим мотором, улетел, а земные звуки сюда не долетают. Я один в бескрайнем небе..! Меня вдруг захлестнуло безудержное веселье, я пел и кричал всё, что приходило в голову. Говорят, - это нормальная реакция после сильного нервного возбуждения...

Но вот приближается земля, я лихорадочно вспоминаю, как правильно приземляться, и через несколько секунд - хлоп, я на твёрдой земле, кувыркаюсь через голову. Когда я встал на ноги и чуть огляделся, то заметил недалеко группу деревенских ребят. Оказалось, пока в самолёте шла «борьба», он далеко улетел от аэродрома и я приземлился возле какой-то деревни.

Слышу шёпот ребят: «Вот это герой, прямо с неба прилетел»! Пытаюсь сообразить, где здесь герой, потом начинаю понимать, что герой – это я !?! А, ну конечно, я и есть герой..!

И, напустив на себя важности (так по моему мнению должен выглядеть герой), я подзываю ближайшего мальчишку. Он стремглав подбегает ко мне и я командую, - «собирай парашют в сумку». Он, польщённый таким доверием, собирает парашют, к нему бегут помогать остальные мальчишки. А «герой» пока приходит в себя...



Через полчаса за мной приезжает машина и мы уезжаем на аэродром, а нам вслед машут руками деревенские мальчишки, счастливые оттого, что так близко видели настоящего парашютиста – героя, спустившегося на их глазах прямо с неба...

следующая страница >>