Сборник по итогам XVI городского конкурса детских и юношеских сми / Под редакцией И. Г. Катеневой Новосибирск, 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник работ победителей городского конкурса среди читателей муниципальных... 2 911.88kb.
Сборник «Телекоммуникации в образовании» 7 1586.43kb.
Программа по литературе для 5-9 класса на 2013-2014 Учитель Хабибуллина Г. 3 826.75kb.
Сборник оригинальных работ русских классиков под редакцией В. 3 824.7kb.
Конкурса профессионального мастерства «профи-2013» 1 138.49kb.
От составителей 19 4450.56kb.
Г в Москве подведены итоги Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских... 1 220.66kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. 1 167.9kb.
Творческое обучение в сети электронных коммуникаций Е. Д. Патаракин 1 163.65kb.
Сборник материалов Международной научно-практической конференции... 17 2004.26kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Древняя русь 1 Глава II. Княжение владимира мономаха в киеве (1053... 11 7802.3kb.
- 4 1234.94kb.
Сборник по итогам XVI городского конкурса детских и юношеских сми / Под редакцией - страница №1/3



Мэрия города Новосибирска

Главное управление образования

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

ПРЕСС-ЦЕНТР

в образовательном учреждении


Выпуск № 9
Сборник по итогам XVI городского конкурса

детских и юношеских СМИ

Новосибирск

2013 г.


ББК 76.12 + 74.20 Рассмотрено и одобрено

П 73 методическим советом ДТД УМ «Юниор»


П 73 ПРЕСС-ЦЕНТР в образовательном учреждении: Выпуск № 9. Сборник по итогам XVI городского конкурса детских и юношеских СМИ / Под редакцией И. Г. Катеневой – Новосибирск, 2013
Составители: Козлова Э. С., руководитель отдела массовой

информации и информационных технологий

ДТД УМ «Юниор»;

Калинина И.В., зав. издательским центром

ДТД УМ «Юниор».



Рецензенты: Евдокимова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики ИФМИП НГПУ;
Куравский А. Л., кандидат философских наук, директор ДТДУМ «Юниор», отличник народного просвещения;
Челноков А. Г., председатель Новосибирского

областного отделения Союза журналистов

России.
ББК 76.12 + 74.20

©ДТД УМ «Юниор» 2013





ПОДВОДЯ ИТОГИ XVI ГОРОДСКОГО КОНКУРСА ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ СМИ
Как сделать так, чтобы тема сама вас нашла
Шестнадцать лет для конкурса, как и для человека, это первый этап взросления, оценки имеющихся целей, планов и накопленного жизненного опыта. Одной из важных задач городского конкурса детских и юношеских СМИ является создание базы для творческого взаимообучения юнкоров, поэтому в этом году значительное внимание мы уделим «разбору полетов», то есть анализу удачных публикаций, авторы которых стали лауреатами конкурса, и типичных ошибок, которые допускаются начинающими журналистами на разных этапах создания материала.

В этом году для номинации «Лучший авторский материал» магическим стало число «120». Именно такое количество работ было представлено на суд жюри, а одна из предлагаемых тем для материалов («Парад новых улиц») была посвящена 120-летию города Новосибирска. Предложенные организаторами конкурса макротемы («Все в жизни начинается с мечты..!», «Фестиваль рецензий») побудили юнкоров искать новые повороты в освещении «вечных тем» и новых героев, создавать оригинальные интерпретации уже известных фактов и событий, пробовать свои силы в публицистике.

Успешно смогли найти свою тематическую и жанровую нишу не только старшеклассники, но и учащиеся среднего и младшего школьного звена. Самые юные конкурсанты являются учениками третьего класса. В связи со значительным количеством работ (некоторые участники представляли несколько своих материалов) жюри оценивало материалы в трех возрастных группах: 9—11 классы, 7—8 классы, 3—6 классы.

В качестве критериев оценки выступали соответствие предлагаемой теме и заявленному жанру, качество работы с источниками информации и их разнообразие в материале, работа с композицией текста, оригинальность заголовка и его соответствие теме и/или идее материала, наличие авторского стиля и грамотности, оригинальность в подходе к освещению темы.

Оценка творческой лаборатории конкурсантов и информационной политики школьных пресс-центров позволила выявить интересные тенденции развития современной корпоративной журналистики для школьников.

Первая тенденция связана с выбором тематической палитры школьных газет и журналов. Конечно, вопрос «где найти тему и информационный повод для материалов?» каждая редакция решает по-своему. Но отмечаются очень важные изменения в сфере выбора объектов для журналистского исследования.

Во-первых, произошел прорыв в сфере юнкоровских интересов, касающихся школьной жизни. Корреспонденты стали чаще обращать внимание на людей (своих одноклассников, учителей, выпускников, сотрудников школы). Поводом для журналистского расследования становятся детали из истории школьной жизни, например, страница из личного дневника выпускника или надпись на парте.

Во-вторых, пресс-центры школ и Домов творчества стали активно развивать организаторское направление своей деятельности: конкурсы, экскурсии, мастер-классы, праздники, акции и т. д. Все это позволяет не только сплотить редакционный коллектив, сделать систему обучения разноплановой и интересной, но и создать целое информационное поле, в котором не иссекают информационные поводы для написания материалов.

Часть руководителей редакций и пресс-центров курирует научную и исследовательскую деятельность учащихся. В итоге редакциям удается провести собственное историческое расследование и заполнить белые пятна в биографии одного человека, истории целого города, всей страны. Этот уникальный опыт также описывается в серии юнокорвских публикаций и вызывает интерес у широкой читательской аудитории.

В-третьих, юные журналисты научились самостоятельно искать информационные поводы и героев за пределами школьных стен. Конечно, чаще всего описываются события, свидетелями или участниками которых стали сами корреспонденты, и не всегда результатами этих наблюдений становятся репортажи. Главное, что основным источником получения информации становятся люди, предметно-вещественная среда, а не Интернет и чужие публикации. С выхода в реальный мир и начинается журналистика…

Вторая тенденция развития современной корпоративной прессы для школьников характеризует специфику работы корреспондентов и редакций с элементами заголовочного комплекса, к которым относится заголовок материала, лидер-абзац и система подзаголовков. Именно заголовочный комплекс является для читателя своеобразным навигатором в газетном (журнальном) пространстве.

Качественный заголовок должен отражать тему и/или идею публикации (номинативная функция), а также привлекать внимание целевой аудитории за счет оригинальности и языковой игры (аттрактивная функция). Заголовки многих заявленных на конкурс материалов являются штампами, следовательно, не представляют собой «крючок», на который ловится читательское внимание. Например, «Турслет — это праздник!», «Навстречу заветной мечте», «Так начинаются школьные годы», «Мечтать невредно, вредно не мечтать», «Галопом по Европе».

Наименее продуманными, оригинальными, однотипными являются заголовки публикаций, заявленных в теме «Все в жизни начинается с мечты..!». Примеры: «Вперед, к мечте!» «Иди к своей мечте», «Мечты», «На пути к мечте», «С чего начинается мечта» и т. п. Компенсируют этот момент яркие находки ряда авторов, которые смогли создать интересные, эмоциональные и содержательные заголовки такие, как «Зачем нам “Белое пятно?”», «Звон бокалов и колоколов», «Поминки по Бородинской Битве», «Сибирские Афины», «Разгадывая шараду Кулябина», «“Шоколад”: музыкально-пластическое лакомство» и др.

Следующим важным элементом заголовочного комплекса, продумать и оформить который у юнкоров не всегда хватает времени и сил, является лидирующий абзац. Это первый абзац текста, в котором читателю представляется информационный повод. Учитывая тот факт, что большинство школьных изданий не обладает высокой степенью оперативности (как правило, газеты и журналы выходят раз в месяц и реже), то значительная часть информационных поводов не имеет привязки к конкретной дате и событию. Смоделировать информационный повод и написать фактурный лидер-абзац — сложная задача, но и ее можно решить, причем несколькими способами.

Примеры: 1) Поездка на Всероссийский конкурс школьных изданий в Москву завершилась встречей с потомками Григория Моисеевича Будагова, одного из основателей нашего города. В субботний день, 6 апреля, наша делегация в полном составе отправилась на квартиру, где нас ожидали внучка, правнучка и праправнучка знаменитого инженера-путейца.

2) Какие ассоциации возникают у вас при слове «шоколад»? Сладкая плитка, кружка горячего напитка?.. А не возникает ли у вас мысли о том, что «шоколад» может быть танцевальным ассорти? Нет? Тогда обязательно посетите в Новосибирском Академическом Молодежном театре «Глобус» dance-ассорти «Шоколад».

Последним элементом системы заголовочного комплекса — подзаголовки. Их рекомендуется использовать в процессе написания текстов «крупной формы» (статьи, обозрения, очерки). Включение подзаголовков (не менее трех), во-первых, позволяет разделить текст на фрагменты, следовательно, облегчить его визуальное восприятие для читателя. Во-вторых, создать логично выстроенный текст с игровой, а не прямой композицией. В этом случае подзаголовки выступают в роли переключателей читательского внимания, средства переноса событий во времени и пространстве.

В портретных очерках система подзаголовков выполняет функцию дополнительной характеристики и авторской оценки героя, которая значительной обедняется, когда текст делится на блоки при помощи графических средств, например, «***».

Третья тенденция функционирования школьных СМИ связана с выбором формы для материалов, то есть жанровым разнообразием. Возникает вопрос о том, как оценивать современное состояние жанров в СМИ, в том числе школьных: как кризис или точку перерождения?

В 90-е годы XX века в российской журналистике происходит развенчание роли и значения жанров. Многие редакторы федеральных и региональных СМИ и сами корреспонденты до сих пор утверждают, что можно написать интересный читателю материал, не зная теории жанров. В этом есть доля правды, в чем на практике неоднократно убеждаются юнкоры. Если найдена интересная тема, привлечены различные источники информации, используются разные методы исследования действительности, созрела идея, то материал обязательно получится.

Профессиональный журналист понимает, что по одному и тому же информационному поводу можно написать тексты в разных жанрах, так как выбор того или иного жанра связан с идеей материала. Следовательно, нужно знать теорию жанров, чтобы избежать распространенных ошибок. Например, репортаж можно написать с мероприятия, которое имеет динамику, содержит в себе действие. Если мероприятие носит вербальный характер (конференции, олимпиады, конкурсы и т. п.), то в лучшем случае может получиться отчет с элементами репортажа.

Как показал анализ работ, представленных на городской конкурс детских и юношеских СМИ, половина публикаций не соответствует заявленным жанрам; треть материалов написана в виде эссе (рассуждения на тему), которое не входит в систему журналистских жанров. Именно умение работать в информационных, аналитических и художественно-публицистических жанрах, а также оригинальность подачи информации, логика повествования, игра с композицией текста, использование средств выразительности в соответствии с заявленным жанром оценивалась в специальной номинации «Акулы пера», объявленной кафедрой журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.

В первую очередь форма журналистского материала определяется таким элементом содержания, как идея, но и оценка нюансов выбранной или получившейся формы текста, то есть жанра, может помочь в корректировке авторской идеи. В связи с этим в девятом выпуске сборника «Пресс-центр в образовательном учреждении» будут не только представлены лучшие материалы, созданные в различных жанрах, но и анализ жанровой лаборатории юнкоров.




И. Г. Катенева,

к. ф. н., доцент кафедры

журналистики ИФМИП НГПУ

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении XVI городского конкурса

детских и юношеских средств массовой информации
Цель

Содействие развитию школьного издательского дела и создание условий для раскрытия творческого потенциала юных журналистов города Новосибирска.



Задачи

Активизация деятельности пресс-центров различных видов и типов образовательных учреждений города Новосибирска.

Обмен опытом и повышение профессионального уровня редакционных коллективов.

Развитие творческих связей между коллективами пресс-центров, теле- и радиостудий города Новосибирска.

Создание реестра современных школьных изданий города Новосибирска.

Учредитель

Главное управление образования мэрии города Новосибирска.



Организатор

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».



Участники

В ХVI городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации (далее Конкурс) могут принять участие действующие школьные редакции, детские и юношеские пресс-центры, теле- и радиостудии МБОУ СОШ, гимназий, лицеев, МБОУ ДОД города Новосибирска, негосударственных образовательных учреждений общего и дополнительного образования, учреждений общественного воспитания.



Организационный комитет

Оргкомитет осуществляет общее руководство Конкурсом, текущую организационную работу, вырабатывает единые критерии конкурсных работ, определяет состав жюри. Организует финальные мероприятия, подводит итоги Конкурса.


Жюри

Жюри рассматривает конкурсные материалы, определяет лауреатов и победителей. В состав жюри входят деятели образования, писатели, журналисты, главные редакторы ведущих новосибирских периодических изданий.



Программа Конкурса

Конкурс проводится с октября 2012 г. по апрель 2013 г. в три тура:

I тур (октябрь – декабрь 2012 г.) – старт конкурса: прием заявок, конкурсных работ;

II тур (январь – март 2013 г.) – отборочные этапы, работа жюри;

III тур (апрель 2013 г.) – финальные мероприятия: пресс-конференция, торжественная церемония награждения участников и победителей, выставка «Школьные средства массовой информации г. Новосибирска».

Номинации Конкурса

Номинация «Дебют»

В номинации принимают участие издания, которые впервые представлены на Конкурсе. До 20 декабря 2012 г. в оргкомитет необходимо сдать заявку об участии, сопроводительное эссе, а также 2-3 лучших издания за 2012 г.

Газеты выездных лагерей, экспедиций и подобные нерегулярные издания на Конкурс не принимаются и не рассматриваются.

Победитель в номинации «Дебют» зачисляется в «Мастер-лигу» Конкурса. Статус «Мастер-лиги» дается на один год и не позволяет принимать участие в Конкурсе в следующем учебном году.



Номинация «Пресс-центр года»

I этап – отборочный. Необходимо представить в оргкомитет пакет конкурсных документов до 20 декабря 2012 г.:

– концепцию пресс-центра (методику работы пресс-центра);

– периодические издания за 2012 год;

– портфолио пресс-центра (копии презентационных материалов за последние три года: дипломы, грамоты, фотографии…);

– презентацию пресс-центра в электронном виде (например, в программе Microsoft Office PowerPoint (не более 30 слайдов), Windows Movie Maker (не более 3 минут)).

Пакет конкурсных документов, материалы портфолио должны быть заверены руководством образовательного учреждения.

Газеты выездных лагерей, экспедиций и подобные нерегулярные издания на Конкурс не принимаются и не рассматриваются.

II этап – заочный: «Таежная тропинка». Необходимо до 10 февраля 2013 года представить в оргкомитет вариант детского издания «Таежная тропинка» (в печатном виде либо в формате PDF)1 по заданной теме.

Победитель в номинации «Пресс-центр года» зачисляется в «Мастер-лигу» конкурса. Статус члена «Мастер-лиги» дает пресс-центру возможность организовывать городские мастер-классы для руководителей, юнкоров, редакторов, а также детские пресс-конференции и выставки.

Статус «Мастер-лиги» дается на один год и не позволяет принимать участие в Конкурсе в следующем учебном году.

Номинация «Редактор года»

I этап – отборочный. Необходимо представить в оргкомитет пакет документов до 20 декабря 2012 г.:

– папка главного редактора (описание содержания работы главного редактора, планы, перспективы, периодические издания за 2012 год (наличие колонки редактора в издании приветствуется), авторские материалы…);

– презентация деятельности главного редактора в электронном виде (например, в программе Microsoft Office PowerPoint (не более 15 слайдов), Windows Movie Maker (не более 3 минут). Оригинальная форма подачи материала приветствуется;

– портфолио главного редактора (копии презентационных материалов за последние три года, заверенные руководством образовательного учреждения: дипломы, грамоты, личные достижения в области журналистики, фотографии…);

II этап – заочный «Я – редактор» (декабрь 2012 г. – март 2013 г.). Ведение своего блога в Интернете. (В данном блоге редактор делится интересными фактами, историями из жизни школьного пресс-центра, собственными наблюдениями и мыслями…) Ссылку на блог необходимо предоставить на электронный адрес Конкурса до 25 ноября.

III этап – выездной: «Заседание редакции» (февраль 2013 г.). Выезд жюри в редакции пресс-центров на заседание редколлегии (по индивидуальному графику в течение месяца). Редактору необходимо провести в пресс-центре летучку и планерку, а также предоставить в оргкомитет последующий номер издания. Оцениваются организаторские способности редактора, ответственность, коммуникативные навыки, умение планировать.

Победитель в номинации «Редактор года» зачисляется в «Мастер-лигу» конкурса.

Статус «Мастер-лиги» дается на один год и не позволяет принимать участие в Конкурсе в следующем учебном году.

Номинация «Лучший авторский материал»

Индивидуальный конкурс по жанрам публицистики. Конкурсантам предлагается на выбор две темы:

I этап – отборочный. Прием авторских материалов в ДТД УМ «Юниор» – до 20 декабря 2012 г.:

– обязательное наличие заявки на каждый авторский материал, образец заявки расположен на сайте junior.edunsk.ru;

– необходимо представить в печатном варианте (а также в электронном на e-mail Конкурса) формата А-4 авторский материал с точным указанием названия материала, жанра, автора материала и номером образовательного учреждения;

– обязательная копия страницы издания с опубликованным авторским материалом конкурсанта, заверенная руководителем пресс-центра и руководством образовательного учреждения.

II этап – работа жюри (январь – март 2013 г.).

В заявках обязательно указывается жанр, в котором написан материал, претендующий на звание лучшего. Несоответствие материала жанру автоматически ведет к снижению баллов за работу. Материалы без определенного жанра в конкурсе не рассматриваются. Литературное творчество (эссе) данный Конкурс не оценивает. Конкурсный материал должен быть обязательно опубликован в школьном издании. Заголовок авторского материала не должен совпадать с названием номинации.

Публикация под своим именем чужих идей или части чужого произведения в конкурсной работе без указания автора и источника заимствования является нарушением авторского права, предусмотренным законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ) и автоматически снимается с Конкурса.

Номинация «Лучший информационный радиосюжет»

На конкурс представляется информационный радиосюжет, созданный в детском пресс-центре.

Текстовая информация о сюжете (текстовый файл) – учреждение-изготовитель, рабочее название сюжета, ФИО авторского коллектива: журналист (автор сюжета), звукооператор, редактор, педагог-руководитель (телефон). В случае объединения профессий ФИО писать дважды.

Хронометраж сюжета не более 120 секунд. Звук: Wave (Microsoft), 44 100 ГЦ, 16 бит.

Подробная расшифровка сюжета.

I этап – отборочный. Прием авторских материалов в ДТД УМ «Юниор» до 20 декабря 2012 г.

II этап – работа жюри (январь – февраль 2013 г.).

Номинация «Лучший информационный телевизионный сюжет»

На конкурс представляется телевизионный сюжет, созданный в детском пресс-центре. Сюжет должен быть представлен на CD или DVD носителе четырьмя файлами:

AVI файл фильма (каждый сюжет отдельным файлом).

Дистрибутив кодека (в котором представлен AVI файл сюжета).

Текстовая информация о фильме (текстовый файл): учреждение-изготовитель, рабочее название сюжета, ФИО авторского коллектива: журналист (автор сюжета), педагог-руководитель (телефон), режиссер, оператор, монтажер. В случае объединения профессий ФИО писать дважды. Хронометраж (секунды), в какой монтажной программе смонтирован фильм, кодек (в котором представлен AVI файл фильма), характеристики AVI файла фильма, год производства сюжета.

Важно:


Не создавать CD или DVD диск с меню и т.д., все файлы отдельно.

На диске печатными буквами написать учреждение-изготовитель, рабочее название сюжета, хронометраж (секунды), фамилия и имя автора.

На упаковке диска печатными буквами написать (лучше напечатать) учреждение-изготовитель, название фильма, хронометраж (секунды), ФИО автора, телефон, педагога-руководителя (телефон), год производства фильма.

К диску приложить папку с напечатанными файлами № 3 (текстовая информация о фильме), № 4 (расшифровка сюжета).

Хронометраж сюжета не более 120 секунд. Сюжет представляется файлом с расширением AVI (звук: 44 100 ГЦ, 16 Бит, стерео, PCM без сжатия. Видео: 25к/с, 720 х 576, нижнее поле первое. Соотношение сторон точки: 1, 093). Или AVI файл (звук: 44 100 ГЦ, 16 Бит, стерео, PCM без сжатия. Видео: 25к/с, 800 х 600, прогрессивное сканирование, соотношение сторон точки: 1, 000). Перед сюжетом прописать 5 секунд черного поля, без звука, переход от черного поля к сюжету сделать встык, черное поле не считать в хронометраж сюжета.

I этап номинации – отборочный. Прием авторских материалов в ДТД УМ «Юниор» до 20 декабря 2012 г.

II этап номинации – работа жюри (январь-февраль 2013 г.).

Руководство

Подготовку и проведение Конкурса осуществляет оргкомитет, утвержденный Главным управлением образования мэрии Новосибирска.

Оргкомитет утверждает состав жюри Конкурса для рассмотрения конкурсных работ в каждой номинации.

Условия работы жюри утверждаются оргкомитетом Конкурса.



Награждение победителей

Все участники финала получают дипломы. По рейтингу определяется победитель в каждой номинации с вручением памятного приза. Могут быть учреждены призы общественных организаций, отдельных ведомств и учреждений, физических лиц.



Финансирование

Финансирование программы осуществляют учредители Конкурса.

Внимание! Организатор оставляет право вносить изменения в ход конкурса.
Контактный телефон: (383) 217-90-20 – Козлова Эвелина Сергеевна, заведующая отделом массовой информации и информационных технологий ДТД УМ «Юниор»; Калинина Ирина Валерьевна, руководитель издательского центра ДТД УМ «Юниор».

E-mail конкурса: junior-smi@yandex.ru


РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

XVI ГОРОДСКОГО КОНКУРСА ДЕТСКИХ

И ЮНОШЕСКИХ СМИ В НОМИНАЦИИ

«АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ»

Жанр — устойчивая форма отражения действительности. В современной журналистике функционирует система жанров, которая формируется из трех жанровых групп: информационной, аналитической и художественно-публицистической.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

Информационные жанры являются доминантными в формате корпоративных изданий для школьников, что обусловлено несколькими причинами. Первая — «иллюзорная простота» в освоении данной группы по сравнению с аналитическими и художественно-публицистическими жанрами, работа в которых предъявляет к журналистам специализированные требования (наличие жизненного опыта, наблюдательности, яркого авторского стиля, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, работать с художественными деталями и др.).

Вторая — преобладание в формате школьной журналистики информативной функции, что является отражением тенденций развития всей российской журналистики.

В группу информационных жанров входит: заметка, интервью, репортаж, отчет.

К жанрообразующим признакам информационных жанров относится:

1) новизна;

2) оперативность (быстрота сообщения информации целевой аудитории);

4) информирование о событии как главная функция;

5) предметом изображения является событие, ограниченное во времени и пространстве;

6) небольшой объем материалов;

7) слабо выраженная авторская позиция (исключением является репортаж);

8) отсутствие анализа (исключением является отчет).




1. Заметка это краткое сообщение, отвечающее на вопросы: что, где, когда происходило, кто является действующим лицом или виновником события. Это форма информирования читателей о важном факте, событии общественной жизни.

(А. И. Соков. От заметки до фельетона)
Школьная пресса обладает низкой оперативностью, так как типичная периодичность выхода газет — ежемесячная, характерная периодичность выхода журналов — ежемесячная или ежеквартальная. Все это приводит к слабой востребованности такого жанра, как заметка.

Часть редакций принципиально отказывается от заметок в своей жанровой палитре. Другая часть публикует заметки, несмотря на тот факт, что предлагаемая читателю информация быстро устраивает. Некоторые редакции пользуются следующей хитростью: ищут информационные поводы для написания заметок в последнюю неделю или две перед выходом издания в печать.

Заметка является крепким информационным орешком, о который сточила зубы не одна акула пера. Как правило, начинающие журналисты находятся в плену заблуждений: заметка — это маленький по объему материал. Так, в этом году все материалы, заявленные на конкурс в качестве заметок, таковыми, по сути, не являются.

В качестве информационного повода выбирается конкретное и даже актуальное для школы или отдельного класса событие, но не сохраняется принцип объективности в подаче информации, так как повествование ведется от первого лица. Например, материал под заголовком «Впечатления об этом событии»: Две недели мы упорно готовились: маршировали, выполняли команды, придумывали визитку. И вот 1 февраля Мороз под 30. Но никто из команды не отказался: ведь мы же сибиряки! Мы приехали и были приятно удивлены: нас очень радушно встретили. Мы поняли, что дни, проведенные здесь, будут незабываемы. Так и случилось. Мы разбирали и и собирали автомат Калашникова (лучше всех это делала Катя Широбокова из 11 «А», слушали лекции по медицине, тренировались надевать ОЗК, стреляли из винтовки и пневматического пистолета.

Лучше всего жанровую принадлежность данного текста отражает заголовок, действительно получилась фиксация впечатлений о несении Вахты Памяти на Посту №1. Данную публикацию можно было трансформировать в заметку, если убрать принцип субъективного отражения реальности и представить грамотный отбор фактов, то есть выделить главное и второстепенное, расставить акценты: 1 февраля представители нашей школы заступили на Вахту памяти. Команде из 10 человек предстояло не только маршировать, стоять на посту, но и учиться собирать автомат Калашникова, надевать защитный костюм, стрелять из винтовки и пневматического пистолета.

Далее можно было дать слово ученице 11 «А» Екатерине Широбоковой, которая поделилась бы своими впечатлениями о процессе сборки и разборки автомата Калашникова. Представить позицию учителей, сопровождавших школьную команду.

Еще одной распространенной ошибкой в материалах юнкоров, представленной в анализируемом тексте, являются тривиальные выводы, которые представлены в виде благодарности учителям: Хочу от имени всех ребят выразить огромную благодарность Галине Васильевне Напреевой и Всеволоду Ивановичу Панькову за то, что все эти дни они были рядом, поддерживали нас. Пост №1 и несение Вахты Памяти произвели на нас неизгладимое впечатление, и мы хотели бы побывать там еще раз.

Также на конкурс под видом заметок были представлены отчеты, эссе, письма, например: Дорогой друг! Сегодня я хочу затронуть очень важную, на мой взгляд, проблему это проблема культуры в России. Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности…




2. Интервью это беседа журналиста с компетентным, обладающим актуальной информацией лицом с целью опубликования ее в СМИ. Различают интервью-монолог, интервью-диалог и интервью-беседу.

(А. И. Соков. От заметки до фельетона)
Интервью является одним из востребованных жанров на страницах школьных изданий, так как позволяет транслировать мнение специалиста в определенной сфере (как правило, это позиция директора учебного заведения, учителей, учеников —победителей различных конкурсов и олимпиад) или рассказать об интересном, уникальном человеке.

Конкурсанты выбирали второй тип героев, так как он больше соответствовал заявленному формату «Все в жизни начинается с мечты..!» В центре журналистского внимания оказывались учителя, одноклассники, выпускники родных учебных заведений, достигшие определенных результатов в разных сферах деятельности, а также представители творческих профессий (писатели, актеры, режиссеры).

Анализ юнкоровских публикаций выявил набор типичных ошибок. Первая — неразграничение интервью как способа получения информации и жанра. Это только половина успеха — найти интересного героя, которому есть что сказать. Чтобы интервью получилось фактически наполненным, отражающим различные грани личности человека, журналист должен тщательно готовиться к самой беседе (собирать досье на героя, знакомиться с результатами его деятельности, продумывать систему вопросов).

Только частичная неосведомленность журналиста провоцирует собеседника на эффективное общение. В качестве примера интервью с хорошо подготовленными и продуманными вопросами корреспондента можно привести публикацию Марии Панаевой «Роман Власов: “Важно быть полезным своей семье, своему дому, городу, стране!”»: В одном из интервью Вы рассказывали, что в детстве, на тренировках, чтобы качественно выполнять приемы, вы садили следить за собой игрушечного зайца. Почему Вам так хотелось, чтобы он смотрел на Вас, кем он был на тот момент для Вас?

Вопросы журналиста не должны быть банальными или носить анкетный характер. Так, автор интервью с одним из ведущих актеров театра «Глобус» предложил Алексею Кучинскому ответить на следующие вопросы: Сложно ли было играть Грэя? Какие чувства переполняли Вас, когда вы играли Грэя? Трудно ли было играть в труппе? Играть этот спектакль? Что в Вашем понимании значит театр?

В большинстве интервью, героем которых стали известные в Новосибирске люди, вопросы были однотипными, и их можно было трансформировать в один, например, интервью с оператором и режиссером кино Леонидом Сикоруком. В итоге этот текст смотрится выигрышно и содержательно за счет развернутых и продуманных ответов героя. Работа журналиста сводится к фиксации рассказа Леонида Сикорука.

Второй типичной ошибкой в процессе написания интервью является неоригинальный заголовок и непродуманный лидер-абзац. Например, интервью с одиннадцатиклассником Александром Сычевым, озаглавленное «Мечтать невредно, вредно не мечтать»: Каждый из нас хоть раз в жизни, после тяжелого трудового дня, приходит домой, садится в уютное кресло, закрывает глаза и … уходит от реальности в свои сладкие грезы. Кто мечтает о повышении по службе, кто-то о своей второй половинке, а кто-то представляет себя королем Эфиопии. Ведь очень приятно представить себе то, чего пока, а может, и вообще, нет…

Далее автор еще долго размышляет о принципах существования человеческих мечт и желаний, и только потом читатель узнает имя, фамилию героя интервью и информационный повод (Александр Сычев — победитель Всероссийского конкурса научных работ «Национальное достояние России», обладатель премии президента РФ, финалист городского конкурса «Ученик года»).

Корреспондент должен представить героя в первом абзаце текста, объяснить читателю, по какому поводу он обратился к этому специалисту или какая черта характера, вид деятельности героя может заинтересовать целевую аудиторию издания.

Третьей распространенной ошибкой, которая встречается в каждом втором из рассмотренных интервью, является представление в тексте элементов «журналисткой кухни»: обращение к человеку, которое присутствует в каждом вопросе (Настя, расскажи с чего все началось? Сейчас, Роман Андреевич, именно Вы можете изменить отношение молодеди к спорту, направить в плодотворное русло) и выражение благодарности за проведенную беседу (Спасибо, Настя за твои ответы, желаю тебе удачи в исполнении твоей мечты).

Интервью как жанр является самостоятельным текстом, который не совпадает с протоколом беседы или расшифровкой диктофонной записи. Корреспондент имеет возможность объединять вопросы и ответы, группировать их, выстраивать в соответствии с замыслом и логикой повествования. Презентация элементов «журналисткой кухни» демонстрирует неумение юнкора работать с фактурой и композицией интервью.
ПРИМЕРЫ ИНТЕРВЬЮ
Леонид Сикорук: «В жизни нужно ставить недостижимые цели!»
Автор:Алина Михайлова,

МБОУ ДОД ДЮЦ «Старая мельница»



Руководитель пресс-центра: А. В. Подистов

Мечта это представление о нашей будущей жизни. Со временем она может перерасти в замысел, а потом даже стать целью жизни человека. Каждый ребенок в детстве мечтает о многом. У одних мечты так и остаются мечтами, у других же, наоборот, превращаются в реальность.

Живым примером осуществления своей детской мечты (и не одной!) является Леонид Леонидович Сикорук оператор и режиссер кино, автор знаменитой «Физики для малышей», руководитель детской телестудии «Старая мельница». Сикорук добился успехов во многих областях. В этом году Леониду Леонидовичу было присвоено звание «Человека года» в области культуры и искусства за то, что благодаря ему создан наш новый планетарий. Также любители астрономии знают, что его именем названа планета Sikoruk.

А начиналось всё с детства. С мечты.

Леонид Леонидович, все мы знаем, что дети очень любят мечтать и представлять свое будущее. Какие у Вас были мечты о Вашем будущем?

— В детстве я мечтал стать архитектором, астрономом, кинооператором, авиаконструктором. В общем, всем, чем только может быть человек. Также хотелось стать оперным певцом. Я пел в детстве довольно много и охотно.

Сказывалось ли влияние родителей, семьи на осуществление Ваших мечтаний?

— Конечно, сказывалось. Прежде всего, я пошел в строительный институт, потому что любил профессию отца. Когда я передумал и ушел из строительного во ВГИК, он очень переживал. Вообще, у меня был замечательный отец. Мы с ним много занимались. Он был конструктором и показывал всякие занимательные вещи. Например, наливал в разные стаканы воду, потом брал карандаш, стучал по ним — и получалась мелодия. Или брал бумажный рупор, ставил иголку на пластинку, вращал — и рупор пел. Когда мне исполнилось девять лет, отец не знал, что мне подарить. Тогда он купил две линзы, мы с ним вместе склеили две трубки, вставили линзы, и получилась подзорная труба. Потом я все лето пролежал на крыше, смотря в эту трубу. Вот так я увлёкся оптикой.

Впоследствии, когда я вырос, думал снять фильм «Страна, которую я видел на горизонте». Он оказался очень сложным в постановочном отношении, и поэтому его не стали снимать.

Мама у меня увлекалась музыкой, у нее был безупречный музыкальный слух, красивый голос. По вечерам отец работал дома, а мама что-нибудь делала, и они пели вместе. У нас была очень дружная семья.

К созданию «Физики для малышей» меня подтолкнула дочь. Я хотел сделать что-то интересное для нее, а получилось, что и для всех детей. Случайно купил для дочери книжку с музыкальными песенками: «Зайки серые сидят, ушки длинные торчат, вот какие ушки, ушки на макушке», «Кап-кап, тук-тук, дождик по дорожке. Ловят дети капли эти, выставив ладошки»... И подумал: почему бы не объяснить детям, зачем зайцу длинные ушки, почему идет дождь и почему тяжелый железный пароход плавает, а легкий гвоздик тонет? Так и появилась идея «Физики для малышей». А вошли туда многие опыты, которым научил меня отец.

Какая мечта оказалась главной для Вас?

— Очень трудно сказать... Все они были главными; так получилось, что и кино, и архитектура, и музыка имели большое значение для меня. Я с удовольствием пишу музыку, рисую. Поэтому сейчас очень трудно сказать, что было самым главным. Я такой человек, что и пятым и десятым занимаюсь. С одной стороны, это плохо, что я не могу сосредоточиться на чем-то одном. А с другой – хорошо. Во время рисования у меня может появиться идея какого-то фильма. Или, когда звучит музыка, я представляю, какие у меня могут быть декорации... В общем, одно дело вдохновляет на другое.

А была какая-то совершенно невероятная детская мечта, которую Вы реализовали?

— Когда мне исполнилось десять лет, мне подарили книгу Воронцова-Вельяминова, блестящего популяризатора астрономии, она называлась «Вселенная». Книга была настолько интересная, что я сел на солнышке в десять часов утра, открыл ее и к концу дня прочел. Я учился в третьем классе, а одолел триста страниц за один день! Обгорел на солнце до волдырей, но с тех пор влюбился в астрономию.

Ну, а где астрономия, там и телескопы. Вскоре мне в руки попала переводная американская книга Димитрова и Бэкера «Телескопы и принадлежности к ним». Многие вещи для мальчика третьего класса были не очень понятны и не очень интересны, так что я в основном разглядывал фотографии телескопов. На одной из них была изображена такая картина: в Спрингфилде строится клуб любителей астрономии, в глубине видно здание клуба, а на первом плане стоят три молодых человека.

Они меня потрясли больше, чем этот клуб. Дело в том, что на одном из них была белая рубашка с короткими рукавами и белые брюки! Я такого никогда не видел, у нас же было голодное, тяжелое время. А тут такая благодать: белые брюки, короткие рукава. И я подумал: «Вот когда вырасту большим, то построю себе обсерваторию, куплю белые брюки, рубашку с короткими рукавами и обязательно сфотографируюсь рядом с ней!»

Я выполнил эту свою мечту спустя почти пятьдесят лет. Построил обсерваторию в деревне Горн в ста километрах от Новосибирска и сфотографировался рядом с ней.

А дальше была смешная история. Дело в том, что американский журнал «Sky Telescope» опубликовал статью «Любительская астрономия в России», куда я специально написал маленький абзац про эту историю. Статью случайно прочли ребята из Спрингфилдского клуба (конечно, не те, которые тогда были, а уже новое поколение). Им эта история очень понравилась, и они сразу захотели пригласить меня в Америку. Дело было в июле 2001 года, и они позвали меня на августовскую сессию. Но в тот момент я уже не успевал получить визу, и поэтому они отложили приглашение на следующий год. А через месяц, 11 сентября, у них случился тот дикий теракт, им стало не до меня, и никто меня уже никуда не пригласил…

Но не в этом дело. Важно, что была вот такая история, была детская мечта, которую в конце концов мне удалось реализовать.

Возникали у Вас какие-нибудь препятствия при достижении своих целей? Если да, то как Вы их преодолевали?

— У каждого человека при достижении целей появляется куча препятствий. Мне, например, никто не хотел давать денег на создание «Физики для малышей». Для того, чтобы осуществить мою задумку, нужно было получить одобрение в Москве. Я отправился к вице-президенту Академии педагогических наук СССР Виктору Геннадьевичу Зубову, который вначале хотел мне отказать. Но он при мне разговаривал по телефону о задаче по оптике, которую не могли решить лучшие учителя физики. Из разговора я понял суть задачи, быстро решил её и показал свой ответ Виктору Геннадьевичу. Он посмотрел на меня и спросил: «Что я для вас должен сделать?» Тогда эта задачка по оптике определила на долгие годы мою судьбу, ведь мне дали денег на «Физику для малышей» и я смог снять телепередачу, которая стала известна всей стране, а потом и в мире. Так что, если бы не это совпадение, проекта и не было бы. Оптикой, как я говорил, я занимался с детства. Пожалуй, если бы задача была на электричество, у меня бы ничего не вышло.

Как Вы считаете, все ли наши мечты могут стать реальностью, если приложить к их достижению достаточно усилий, как это сделали Вы?

— Даже сейчас, когда мы уже столько лет существуем, есть люди, которые хотели бы закрыть нашу «Старую мельницу», хотя она очень много даёт детям: учит их делать мультфильмы, фильмы, обучает актёрскому, операторскому мастерству. К сожалению, так уж устроено наше общество, что дети у нас какой-то «второсортный народ». Мало кто понимает, что все надо делать для них. Ребенку нужно помочь при достижении цели. Это одна из причин, почему очень трудно осуществлять мечты в наше время. Но, слава Богу, существуют люди, которые многое делают для детей. Толоконский, например, в своё время нашел деньги и подарил детям зоопарк. Наш нынешний мэр Городецкий, при нехватке денег, все-таки построил планетарий. Думаю, и с «Мельницей» всё будет хорошо.

А вообще-то, важно, как человек ко всему относится. Нужно, чтобы он шел к своей цели напролом, искал надежных союзников. Я руководствуюсь одним очень серьезным правилом: «В жизни перед собой нужно ставить недостижимые цели». Только в этом случае мы можем добиться чего-то серьезного.



Роман Власов: «Важно быть полезным своей семье, своему дому, городу, стране!»
Автор: Мария Панаева,

11 класс, МАОУ Гимназия № 11«Гармония»



Руководитель пресс-центра: Г. А. Устинова
1 сентября прошла пресс-конференция с олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе Романом Власовым, бывшим учеником нашей гимназии. Этот разговор на многих произвел сильное впечатление: радость, гордость и счастье от беседы с умным, целеустремленным, добрым человеком, человеком, благодарным учителям, родной школе за поддержку, веру и за возможность реализовать каждому учащемуся свою мечту, свои возможности. Ребята и учителя, родители могли задать свои вопросы чемпиону и получить на них четкие ответы.

Вы вложили огромный труд, силу характера для достижения цели. Были простым учеником, мальчишкой, и сейчас, войдя олимпийским чемпионом в объятия родной школы, осознаете ли, что Вы уже не обычный человек, а человек, принесший мировую славу нашей стране, нашему городу, нашей гимназии?

— Эта медаль не только моя. Спортсмен никогда ничего один не добивается. Эта медаль каждого из вас. Это медаль города, это медаль школы, тренера, медаль России. Когда такие моменты, когда так встречают, люди поздравляют, искренне радуются за меня, я осознаю, что я действительно что-то сделал, действительно принес славу своей школе, своему городу, и это очень приятно, и я вам всем благодарен за то внимание, ту поддержку, которую вы оказываете. Для меня это очень важно, потому что это то, ради чего я и борюсь, это самые счастливые моменты, когда твои близкие, твои люди, с которыми ты учился, тренировался, с которыми ты жил, плачут, когда ты выигрываешь, не спят ночами, болеют за тебя.

В одном из интервью Вы рассказывали, что в детстве, на тренировках, чтобы качественно выполнять приемы, Вы садили за собой игрушечного зайца. Почему Вам так хотелось, чтобы он смотрел на Вас, кем он был на тот момент для Вас?

— Талисманом был. Я прекрасно помню эти времена. У меня с детства был заяц фиолетовый, которого я приносил на тренировку, ставил его на скамейку и представлял, что он на меня смотрит, что он переживает за меня. Я помню, он был лучшим другом детства.

Также в одном интервью приятен был Ваш ответ, что Вы мечтаете построить дом в родном городе, в Заельцовском парке, между тем, как большая часть спортсменов, достигших определенного уровня, высказывают желания построить дома в различных частях света. Почему именно здесь?

— У меня мысли не было, чтобы я куда-то переехал. Я горжусь, что я родился в Новосибирске, что я живу здесь и никогда отсюда не уеду. Это мой любимый город, где я положил начало своим победам, где живут те люди, которые помогали мне, которые делали все, чтобы я побеждал.

Понятно, что для вас на первом месте в видах спорта всегда был, есть и будет греко-римская борьба. А какой еще вид спорта, Роман Андреевич, Вам нравится?

— Вольная борьба, художественная гимнастика, волейбол, бокс.

Вы говорили, что чувствуете усталость после тренировок, борьбы. Что сможет придать Вам силы?

— Разные способы. Иногда после соревнований сразу же уезжаю на Алтай. Это очень хорошее место, где быстро восстанавливаются силы. Но чаще всего меня восстанавливает общение с близкими, они делают все, чтобы я не думал о борьбе.

Когда Вы надели медаль, почувствовали вес ее?

— Когда взял ее, вспомнил, через что мне пришлось пройти, чтобы завоевать эту медаль. Я проливал и пот, и кровь, были операции сложнейшие, ломал плечо, колено оперировал и действительно радовался, что все закончилось, что вот она вершина, вот то, к чему я стремился, к чему шел с шести лет. Огромная радость была в те минуты и по сей день, когда беру ее в руки. Бывает даже грустно, что идешь к своей цели всю жизнь, а потом раз, один день, ты добился ее, а что дальше?

Виталий Ковальский — начальник отдела физической подготовки учебно-спортивной работы в одном из интервью сказал: «Для Ромы не существует такого варианта — проиграть». Есть такое мнение: главное — не победа, а участие. В Вашем понимании, что такое победа и что для Вас означал бы проигрыш, чем он Вас пугает?

— Любой спортсмен, который представляет нашу великую, могучую державу, едет на Олимпиаду только за золотой медалью, конечно, всякое может быть, это спорт. Бывает, что проигрываешь. Я проигрывал, но самое главное сделать вывод. Не обидеться на весь мир, а пойти дальше, тренироваться. Иногда лучше проиграть, чтобы подняться на более высокую ступень.

Сейчас, Роман Андреевич, именно Вы можете изменить отношение молодежи к спорту, направить в плодотворное русло. Сможете ли Вы подсказать, как это осуществить, как привить людям здоровый образ жизни?

— Тогда я скажу родителям, чтобы не боялись отдавать своих детей в спорт. Пускай ребенок не станет олимпийским чемпионом, но зато он станет хорошим человеком, у него будут настоящие друзья, которые никогда не дадут ему свернуть на другой путь. Ты формируешься как человек, хороший человек. Ты никогда не выберешь алкоголь, сигареты. Сразу надо внушать детям, что это плохо, а спорт это хорошо. Очень важно в юном возрасте направить ребенка в нужное русло, потому что он подвержен влиянию коллектива. С кем поведешься, от того и наберешься. Важно отдать своего ребенка в спорт. Я настоятельно рекомендую, советую всем хотя бы для физического развития, чтобы быть здоровым, чтобы быть настоящим, закалить характер. И важно быть полезным своей семье, своему дому, городу, стране!




3. Репортаж это оперативная форма наглядного отражения события, ограниченного во времени и пространстве, свидетелем или участником которого был журналист.

(А. И. Соков. От заметки до фельетона)
Репортаж, по праву, считается королем информационных жанров. В качестве причин его востребованности в современной прессе можно назвать сенсационность, максимальную включенность в событие журналиста, экспрессивность и эмоциональность, динамизм, создание иллюзии участия в происходящем читателя.

Репортажи действительно насыщают жанровую палитру издания, делают его привлекательным в глазах целевой аудитории. Школьная пресса не является в этом плане исключением. Не один десяток публикаций, поданных на конкурс, был заявлен как репортаж, но, к сожалению, большая часть текстов является в лучшем случае отчетами с элементами репортажа.

В процессе выбора темы для репортажа и объекта исследования начинающие корреспонденты не учитывают особенности, связанные с жанрообразующими признаками репортажа, к которым относится:

1. Одномоментность события — описывается событие, ограниченное во времени и пространстве, то есть журналист может наблюдать за началом, развитием и развязкой происходящего. Если исследуемое событие, мероприятие проходит в несколько дней, то задача репортера существенно усложняется.

2. Эффект присутствия, который связан с наглядным отображением действительности, когда журналист выступает в роли свидетеля происходящего или участника события. Эффект присутствия создается за счет:

— настоящего «репортажного времени»;

— описания происходящего в подробностях;

— концентрация в тексте «сенсорных деталей», передающих зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения и впечатления;

— включение диалогов.

Распространенной ошибкой юнкоров является создание эффекта присутствия только за счет личной причастности (используется метод включенного наблюдения) и повествовательно-регистрационного описания своих действий и эмоций. В итоге репортаж превращается в отчет. Ярким примером такой трансформации является публикация «Как я стала читателем областной библиотеки»: Совсем недавно я побывала на экскурсии в областной библиотеке. На вид, это обычное трехэтажное здание, на улице Советской таких полно, никогда не подумаешь, что там располагается настоящее хранилище информации. Зайдя вовнутрь, ты понимаешь, что сравнить эту библиотеку даже с районной бесполезно, совсем другой уровень. Экскурсия началась с того, что нам рассказали о повседневной работе хранилищ книг. Их всего два, в одном книги, выпущенные до 1800 года, а в другом — что были опубликованы позднее. Нам довелось посетить второе.

3. Эффект сопереживания, связанный с созданием определенного эмоционального настроя у читателя (сочувствия, раздражения, возмущения и т.д.). Эффект сопереживания достигается при помощи следующих средств:

— сочетания различных видов наблюдения;

— эмоционального и оценочного повествования (в тексте представлены не только впечатления самого журналиста, но и эмоции других участников события);

— «пронзительных» или шокирующих подробностей;

— приема интимизации (создание «мы-дискурса», в рамках которого объединяются читатель и журналист/редакция издания).

Практически все выше перечисленные средства создания эффекта сопереживания представлены в материале «Островок мечты и надежды».

4. Динамизм.

Для написания репортажа необходимо правильно выбрать объекта журналистского исследования: это должно быть событие, связанное с действием. Практически невозможно написать репортаж с мероприятия, проходящего в вербальном формате (конференции, встречи, конкурсы и т.п.). Также принцип динамизма базируется на игре с композицией текста.

Участники городского конкурса детских и юношеских СМИ для создания репортажа выбирали стандартный набор одномоментных событий: туристические походы, экскурсии, праздники. Выигрышно на этом фоне выглядит материал «Загадка школьной парты», написанный с использованием такого метода исследования действительности, как журналистское расследование.

5. Синтетичность жанра. В репортажных текстах должны активно использоваться элементы других жанров: интервью (прямая речь героев, диалоги), зарисовки (описание поведения людей, окружающей обстановки и др. Качественная работа журналиста с элементами других жанров в формате репортажа представлена в публикации «Добро пожаловать на бал!»

В результате анализа материалов, представленных на конкурс, были выявлены следующие типичные ошибки корреспондентов, работающих в жанре «репортаж»:

— выбор для исследования события (мероприятия), не содержащего в себе действия;

— авторский эгоцентризм (фиксация только собственных наблюдений, действий, эмоций, впечатление, что закономерно превращает публикацию в подобие дневниковой записи);

— дефицит и «немота» источников информации (журналисты либо вообще не рассматривают других участников и свидетелей события в качестве источников информации, либо не представляют в тексте авторизацию источника, то есть используют номинации «одна из жительниц этого района сказала», «как объяснил один из зрителей», либо переводят прямую речь в косвенную, выступают в роли сурдопереводчика);

— отсутствие динамики, повествовательно-регистрационное описание своих и чужих действий;

— использование для написания материала принципов прямой композиции, отсутствие системы фрагментации текста (деление при помощи подзаголовков);

— непродуманный вывод, носящий тривиальный и, как правило, морализаторский характер.


ПРИМЕРЫ РЕПОРТАЖА
Загадка школьной парты

Автор: Анастасия Глазунова,

10 класс, ДЮЦ «Старая мельница»



Руководитель пресс-центра: А. В. Подистов
В начале года я обратила свое пристальное внимание на, казалось бы, обычную ученическую парту. Но не все так просто. На этой парте висела табличка, которая гласила «Большие боссы сидели за простыми партами. Личная парта выпускника 1994 года Сухарева Вадима».

В голове сразу возникли вопросы. Кто владелец столь необыкновенного имущества? Как появилась это парта? Какова история ее хозяина?

Пришла на ум странная идея о том, что обычный фымышонок заказал себе парту и в одном из классов учебного корпуса занимался за ней. Сразу представилась важная персона, за которой из класса в класс перемещают эту тяжелую громаду, ведь уроки проходят в разных аудиториях и кабинетах. Представилось, как в лекционный зал вносят парту и владелец, восседая в центре, слушает лектора, пишет конспекты.

А в фымышатскую столовую он тоже с ней ходит? Очень забавными кажутся такие мысли! И думаешь: какой самоуверенный еще и год выпуска написал!

Хотя, может, он очень умный парень, олимпиадник, и за такие заслуги его наградили именной партой? Сразу появляются мечты: «А если бы моя парта так же стояла в классе спустя много лет после выпускного и вселяла в ребят уверенность и надежду, подавала пример и пробуждала подобные мечты!»

Я обошла всех преподавателей, дирекцию, бухгалтерию, школьный музей... Но о появлении этой необыкновенной парты не знала ни одна душа, ведь весь учебный персонал уже сменился. На одно мгновение показалось, что парта появилась из ниоткуда или какие-то неизвестные рабочие принесли ее и поставили в кабинет. Или она стояла там всегда, и на самом деле на ней нет таблички, а просто у меня разыгралось воображение…

Опрашивая людей, имеющих хоть какое-либо отношение к СУНЦ НГУ и не получая ни малейшей информации, я не унывала. Эта парта стала для меня загадкой, на которую я просто обязана была найти ответ.

Попробовала эту парту «на вкус»: пощупала, осмотрела материал и стало понятно, что за этой партой никто не сидел! Так зачем же она здесь? В чем смысл? В чем секрет?

Наконец я узнала о владельце. Информация пришла из различных источников.

Вадим Геннадьевич Сухарев выпускник СУНЦ НГУ и самого НГУ, бывший совладелец компании «Сибирский берег», которая выпускает «BEERka», «Кириешки» и прочую съедобную продукцию.

Друзья Вадим Сухарев, Юрий Ан, Александр Ладан окончили СУНЦ НГУ в 1994 году. В 1999-м, после окончания НГУ, они основали эту компанию и со своей продукцией быстро завоевали страну и вышли на международный уровень.

следующая страница >>