Сборник Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2011-2012 учебном году Санкт-Петербург - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник Из опыта проектной деятельности учащихся гимназии №524 в... 15 1796.53kb.
Состав жюри четвертого регионального (очного) заключительного этапа... 1 190.39kb.
Участие учащихся в конкурсах в 2011-2012 учебном году 1 76.17kb.
«Скульптуры и памятник архитектуры Верхнего Спаса» 1 19.18kb.
Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год 4 1077.25kb.
Анализ государственной итоговой аттестации в 2011/2012 учебном год 1 287.96kb.
Результаты I этапа олимпиады школьников имени Н. П. Румянцева по... 1 150.53kb.
Приказ №324 10. 09. 2012 о назначении ответственного за модуль скф... 1 36.74kb.
О преподавании экологии в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые... 1 74.52kb.
Публичный доклад о деятельности государственного бюджетного образовательного... 2 554.61kb.
Олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2011/2012... 1 139.24kb.
1. 1 Представительства sony. Контакты региональных менеджеров 1 73.47kb.
- 4 1234.94kb.
Сборник Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2011-2012 - страница №1/4

Отдел образования

администрации Московского района г. Санкт - Петербурга

ГБОУ «Гимназия № 524» СПб

delfin2006

Сборник

Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2011-2012 учебном году

Санкт-Петербург

2012Оглавление


  1. Из исследовательских проектов учащихся гимназии

  2. Рекомендации

Настоящий сборник подводит итог успешной проектной, исследовательской деятельности гимназистов в 2011-2012 учебном году.

Проекты представлялись и защищались на самых разных интеллектуальных площадках: в самой гимназии – на уроках и научно-практической конференции, на конкурсах, фестивалях, научных чтениях и конференциях районного и городского уровней.

При этом – и это необходимо подчеркнуть особо – работа над проектами велась в течение всего учебного года, работа многоплановая и многоэтапная. В каждую из заявленных здесь работ вложено много труда – труда и души, и мысли. В качестве кураторов проектную деятельность сопровождали преподаватели гимназии и ВУЗов.

В сборник по сложившейся традиции включены основные положения выступлений учащихся гимназии – победителей секций очередной ученической научно-практической конференции. Сами секции были в основном сгруппированы по типам проектов.

Среди соавторов сборника – учащиеся 2-10-х классов. Специфика тем и направлений представленных изысканий свидетельствует о разнообразии интересов сегодняшних гимназистов и стремлении охватить как можно более широкий спектр актуальных проблем. И формулировки тем, и содержание самих проектов, и защита работ наглядно продемонстрировали весьма высокий уровень зрелости гимназистов в качестве исследователей.

Кандидат исторических наук,

учитель высшей категории

Биушкин Владимир Иванович


  1. Из исследовательских проектов учащихся гимназии

Иванов Егор, Карпухина Полина, Серкова Екатерина, Сорокина Арина, Фролов Константин 2 Б класс

Куратор проекта: Слепнева И.И.

Исследовательский проект: «Секреты развития памяти»

На уроке риторики по теме: «Мы - слушатели» нам предложили проверить, сможем ли мы запомнить и повторить предложение, в котором 14 слов. К сожалению, ни один ученик нашего класса не смог выполнить это задание без ошибок, хотя слушали все очень внимательно. Стало понятно, что для выполнения этого задания нужно не только внимание, но и память.

Память - одно из самых важных свойств нашего головного мозга. Она позволяет нам как бы «складывать» в голову нужную информацию, сохранять её там и вовремя её оттуда «доставать».

В глубокой древности, когда люди ещё не умели читать и писать, все знания передавались по памяти от родителей к детям. В наше время необязательно, да и невозможно, помнить всё обо всём. Есть книги, журналы, компьютеры. С их помощью можно узнать всё, что захочешь.

Но это совсем не значит, что память нам больше не нужна. Ведь, чтобы воспользоваться этими знаниями, надо уметь читать. Читать - значит, помнить, как пишутся и произносятся буквы, что обозначают слова.

Кроме того, есть много вещей, которые надо держать постоянно в голове:



  • Как тебя зовут и где ты живёшь.

  • Кто твои родители.

  • Как зовут твоих друзей и знакомых.

  • На какой сигнал светофора можно переходить дорогу…

И многое, многое другое.

Для того, чтобы легко и успешно учиться, тоже нужна хорошая память. А мы выяснили, что память у нас развита плохо. Возникла проблема: как улучшить память?

Для решения проблемы мы постарались ответить на вопросы:


  1. Какая бывает память?

  2. Какой вид памяти развит у каждого из нас лучше, а какой хуже?

  3. Как можно развить свою память?

Из книг и Интернета мы узнали следующее:

  1. Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании задача запоминания не ставится, это происходит без каких-то усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.

  2. По способу запоминания память можно разделить на механическую и логическую. При механическом запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материала. При логическом запоминании материал необходимо предварительно осмыслить, понять.

  3. По времени сохранения информации существует долговременная и кратковременная память.

  4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации:

  • Зрительная – это запоминание образов: лиц, цветов, форм, предметов и т.д. Эта память очень нужна художникам и конструкторам.

  • Слуховая – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, речевых, музыкальных. Такая память нужна музыкантам, людям, изучающим иностранные языки.

  • Двигательная – это память движений. Это ходьба, танцы, пользование ручкой. Эти навыки формируются постепенно и доходят до автоматизма. Чем лучше развита эта память, тем проще человеку овладеть новыми движениями.

  • Эмоциональная – это память на переживания. Запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Эта память участвует в работе всех видов памяти. То, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

  • Словесно-логическая – это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий и словесных формулировок.

Затем мы обратились к школьному психологу, Кузьминой Алевтине Валерьевне. Она объяснила нам, как проверить, насколько у человека развиты зрительная и слуховая память. Проведя тестирование одноклассников, мы выяснили, что у всех ребят лучше развита зрительная память, а слуховая - гораздо хуже.

Мы обратились к взрослым с вопросом: «Как развить память?» Вот что они нам посоветовали:



  • Вести здоровый образ жизни – гулять на свежем воздухе, достаточно спать, правильно питаться, пить витамины, заниматься спортом.

  • Учить стихотворения, песни и скороговорки.

  • Запоминать названия улиц, номера машин, домов и телефонов

  • Читать и пересказывать.

  • Разгадывать кроссворды, загадки, головоломки, ребусы.

  • Играть в шахматы и шашки.

  • Рисовать по памяти.

  • Искать различия на картинках.

  • Играть в ассоциации, в «Города» и в другие игры на запоминание.

Мы предположили, что если будем выполнять эти рекомендации, то через несколько месяцев наша память улучшится.

В течение трёх месяцев учителя включали в уроки упражнения на развитие памяти. Кроме того, мы проводили с одноклассниками специальные игры.

Через каждый месяц мы проверяли свою память. Результаты тестирований показали, что количество ребят с хорошей памятью с каждым месяцем увеличивалось, а количество ребят с плохой памятью - уменьшалось. Итак, наша гипотеза подтвердилась.

Данный проект позволил нам сделать следующие выводы:



  1. память поддаётся тренировке;

  2. тренировка памяти не отнимает много времени, требуются только настойчивость и терпение;

  3. главное правило: «Чтобы развить память, надо её развивать».




  1. Шестопалова Мария. 6г класс

  2. Куратор проекта: Печерина С.В.

  3. Исследовательский проект: «Комикс – зримая литература или застывшая анимация?»

Исследование посвящено изучению комикса, способов и приемов его создания, сравнительному анализу литературы, иллюстрации и комикса.

Цель работы: сравнить комикс и литературу, найти их отличия, доказать, что комикс можно отнести к отдельному виду искусства. Для этого необходимо:

  • Рассмотреть и изучить иллюстрацию и цель ее появления в книге.

  • Изучить историю возникновения комикса.

  • Определить его смысловую составляющую.

  • Описать приемы рисования комикса.

  • Сравнить комикс и иллюстрацию с литературой.

Выяснить, чем комикс отличается от литературы, в чем её превосходит и, возможно, уступает.

Что такое иллюстрация? Рисунки художников рядом с текстом называются иллюстрациями. Это слово происходит от латинского «illustratio» - освещение, наглядное изображение. Иллюстрация может быть представлена как самостоятельный жанр изобразительного искусства. То, о чём рассказывает иллюстрация, придумывает автор. Назначение иллюстрации - «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также идею, побудившую автора написать книгу. При изучении истории развития иллюстрации можно проследить ее изменение от декоративной картинки до реалистичного изображения.

Что такое комикс, история его создания. Несомненное, хотя и сомнительное завоевание культуры ХХ века – комиксы. Истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние 100 лет. Комиксы считают массовым искусством, появившимся в конце XIX-начале XX века. Учитывая публикацию первой комикс-серии в американских газетах, комиксу исполнилось106 лет.

Определений комикса немало. Например, определение в Толковом словаре русского языка: «Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями».

В комиксах необязательно должен присутствовать текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса. Стандартный комикс имеет размер 17х26 см.

Классический комикс состоит из четырех или шести рисунков, которые связаны единством времени и действия повторяющихся героев. В пределах пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое невероятным образом сохраняет бесконечное «продолжение следует».

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия персонажей.

Комикс тесно связан с кино и особенно с мультипликацией. Как отмечает МакКлауд, «фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма».



Стандартный состав комикса.

Обложка передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников.



  • Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.

  • Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т.д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.

  • Основная часть — собственно сами страницы, количество которых не ограничено.

Появился комикс очень давно. История этого жанра уходит корнями глубоко в историю каждой страны. В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы в основном утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.

В России своеобразным комиксом был лубок – вид искусства, для которого характерны доходчивость и ёмкость образа. Само название «лубок» появилось в XIX веке. До этого картинки, которые содержали пояснительные надписи, называли «фряжскими», после «потешными листами» и «простонародными картинками».

До сих пор в некоторых старых русских храмах на стенах сохранились своеобразные комиксы, рассказывающие о жизни и деяниях святых.

Позже русский комикс шагнул от плакатов к журналам – «Приключения Макара Свирепого» в детском журнале «Ёж», а позднее серия «Умная Маша» Б.Малаховского. С 1956 года начали издавать детский журнал «Весёлые картинки», создатели которого нередко прибегали к форме комикса.

Главным центром комиксов остаются США, где они пользуются огромной популярностью. Комиксы существуют по всему миру, от китайской маньхуа до японской манги, комиксов - книг в США и комиксов-сборников в Европе.

Если говорить об азиатских комиксах, то это, прежде всего, японская манга. В манге всегда были не только фантастические приключения, но и сказки, а также фэнтези, романтические истории и повести о древних воинах. Сейчас в Японии можно найти и манга-учебники по любым предметам, которые ничем не уступают обычным, и манга-энциклопедии, да и вообще всё, что угодно, созданное в виде комикса. 30% всей японской печатной продукции – это манга, предназначенная для всех возрастов: от малышей и до солидных взрослых. Особенностью манги является то, что практически вся она чёрно-белая, за редким исключением.

Стилевые особенности комикса.


  • Обобщение – отказ от лишних деталей.

  • Контурное рисование – каждый рисунок окружён контуром.

  • Штампы изображения эмоций.

  • Словесный пузырь.

История комикса продолжается, она пишется, рисуется, издаётся многотысячными тиражами в каждом журнале, в каждой книжке, мультфильме или сериале, которых объединяет одна мысль, одна идея – КОМИКС.

Литература в комиксах.

Обилие информации в современном мире перевело и литературу в более быстро воспринимаемую форму – рассказ в картинках. Первоначально литературу сопровождала иллюстрация, как зримое воплощение текста. Сейчас в разных странах, а особенно в Японии, распространен способ знакомства с классической литературой в форме комикса.

При чтении книги образы возникают в фантазии читателя, при просмотре иллюстрации фантазия может опираться на предложенное изображение. При прочтении комикса содержание (текст) показано ключевыми сценами комикса, текст отсутствует, есть только изображение.

Вывод. Комикс нельзя считать «литературой в картинках», так как он не заменяет прочтения литературного текста. «Кадры» комикса не заменяют кадров анимационного фильма.


  • Комикс обладает стилевыми особенностями.

  • Комикс рисуют конкретные авторы.

  • Комикс создает застывшую анимацию.

  • Комикс является особенным видом искусства.

Можно сделать вывод, что комикс – самостоятельный вид графики.


  1. Кузьминов Александр 7Б класс

  2. Куратор проекта: Светлова С.В.

  3. Исследовательский проект: Ахатина - самый крупный сухопутный моллюск.

У каждого человека есть цель развиваться. Всё, что мы делаем - это ступени, ведущие к совершенству. Доказательством служит то, что человек эволюционирует, учится жить в созданных им условиях, а это и есть развитие. Мы можем совершенствоваться в любимых делах, спорте, учёбе. А можем делать это как существа. Такое совершенствование - это достижение гармонии с окружающим миром. Так как мы не имеем возможности выйти на улицу и сразу оказаться, к примеру, в диком лесу, нам надо создавать природу в своём мире. И такую возможность нам дают домашние животные. Некоторым нужен верный друг, некоторым украшение дома, некоторым доставляет удовольствие наблюдение за животными, а некоторые интересуются размножением в домашних условиях.

Темой моей работы являются гигантские улитки ахатины. И мой аргумент таков: эти существа являются одними из самых совершенных домашних животных. И вот моё доказательство.


Брюхоногие

Брюхоногие (гастроподы, улитки) являются самым многочисленным классом раковинных моллюсков. Тело делится на голову, внутренностный мешок и ногу.

Основным отличием гастропод от других классов является торсия, то есть поворот внутреннего мешка на 180 градусов. Улитки передвигаются с помощью мышечных сокращений подошвы, а самые маленькие могут делать это с помощью ресничек.

Гастроподы первично – обитатели моря, но многие из них перешли к наземному образу жизни. Маленькие пресноводные улитки умеют плавать вверх подошвой у поверхности воды. Долгое время люди не могли понять, как они это делают, но инженер Эрик Лога из Калифорнии понял, что они плавают за счёт волнообразных движений подошвы. Виноградных улиток употребляют в пищу. Некоторые гастроподы являются вредителями, некоторые – паразитами. Нередко случаются нашествия гастропод. В южных странах их боятся как саранчи. Бразилия подвергалась нашествию улиток, которые переносили опасные для человека инфекции. Администрация итальянского аэропорта Кальяри вынуждена была отменить все рейсы, так как улитки облепили все взлётные полосы.

В Англии устраивают гонки улиток. Их даже отправляли в космос, но, к сожалению, они прожили всего 4 месяца. Причиной тому, как полагают эксперты, послужило то, что туда полетели ослабленные особи.

Род ахатины – одни из самых крупных представителей сухопутных моллюсков. Вредители. В прошлом веке они были завезены во Флориду. Там они быстро размножились, поели растительность и начали есть известь с домов .В общем, превратились в национальное бедствие. Теперь там за содержание такой улитки грозит лишение свободы на пять лет. В остальных странах, где климат подходит для обитания ахатин, они тоже запрещены, так как могут сильно повредить хозяйству государства. А в других, как Россия, они широко распространены как домашние животные.

Ахатина фулика – это улитка, достигающая длины в 15-20 сантиметров. В зависимости от места обитания регулируется цвет и толщина раковины. Если улитка живёт в более влажных условиях – то раковина будет тоньше и прозрачнее, чем при обитании в более сухих местах. Цвет также регулируется питанием, но об этом будет говориться позже.

Внешний вид

Из-за наземного обитания у них хорошо развита нога, особенно ползательная подошва. Улитки передвигаются с помощью мышечных сокращений. На подошве имеются две ножных железы, выделяющие слизь, которая способствует передвижению по твёрдой поверхности. На голове имеются две пары щупалец. На верхней паре, более длинной, находятся глаза. Они различают степень освещения, видят предметы на расстоянии примерно 1 сантиметр. На щупальцах также имеются концевые вздутия, отвечающие за обоняние. Кожа складчатая, что обеспечивает кожное дыхание. Может чувствовать степень освещения, как и глаза, особыми клетками. А также кожа головы, переднего края ноги, передней поверхности тела и вход в дыхательную полость обладают способностью химического чувства. Ещё на голове находится рот с очень развитой радулой. За осязание отвечают подошва и щупальца. На шее у улитки находятся половые органы.


Поговорим о домашнем содержании.

Террариум: Для улитки требуется террариум. Дно должно быть покрыто 5 - 7 сантиметрами грунта, чтобы улиткам было куда закапываться. Это могут быть опилки, земля, кокосовый субстрат, торф, песок и т д. Климат должен быть влажным, поддержание влажности можно вести с помощью распрыскивателя. Опрыскивать надо минимум 2 раза в день. Лампу для освещения террариума лучше не ставить так как: во первых, будет сухо, во вторых, улитки не любят яркий свет.

Питание: Рацион ахатин нельзя назвать скудным. Они питаются многими видами овощей, фруктов, зелени, а также другими продуктами. При кормлении улиток надо следовать некоторым правилам. Необходимым аспектом в питании этих улиток является источник карбоната кальция – ведь им нужен материал для постройки раковины. Им можно давать для этого молотую скорлупу яиц (куриных или перепелиных), сепию, ракушечник, природный мел. Я же добавил камень для украшения аквариума, в структуре которого содержался этот минерал. Мои улитки его сразу нашли и стали активно поедать. Если вы добавите в еду что-то жареное, маринованное, копчёное, а, особенно, солёное, то это может привести к летальному исходу. Также нельзя сильно баловать ахатину. Бывали случаи, когда, попробовав банан, питомец отказывался есть остальные продукты. Чтобы содержать в аквариуме гигиену, убирайте остатки пищи, иначе в аквариуме заведутся дрозофилы.

После кормления надо опрыскивать стенки и грунт, чтобы улитки могли попить. Можно поставить и ящичек с водой. Молодые улитки требуют ежедневного кормления. А взрослых уже можно 1-2 раза в неделю. Поведение улитки расскажет вам, какого она требует кормления. Если ест часто и с аппетитом – то частого. Если неохотно – то, соответственно, редкого.



Как улитки едят: Улитки – самые зубастые животные в мире. У них все зубы находятся на язычке – радуле. Когда улитка ест, она лижет пищу. И радулы хватает на такие твёрдые овощи, как морковь, не говоря уже о камнях. Человек берёт улитку на руки, и она щекочет его ладонь. Так можно почувствовать этот орган.

Последствия кормления: Я кормил своих улиток разнообразными продуктами, и они долгое время употребляли камень, содержащий кальций. Раковины у них стали тёмно-коричневыми с нежно-бежевыми полосками.

Поведение: Ахатина – ночное животное. Днём она зарывается в грунт. Но ночью можно слышать шебаршение панцирей о стенки террариума. Активность животных зависит от сезона, температуры, влажности и других факторов. Я провёл исследования: Некоторое время я опрыскивал улиток два раза в день, и ещё некоторое – один раз в день. Во время испытаний первого варианта опрыскивания улитки вели себя намного активнее.

Весной ахатины вели себя активно, летом тоже, но к наступлению осени начали подолгу сидеть в грунте и не высовываться наружу. А в начале зимы вообще двигаются только тогда, когда я проведу опрыскивание. Молодые улитки намного активнее взрослых. Скорее всего (и это уже говорилось) всё из-за потребности в пище. У «молодёжи» она намного выше. Активность животных повышается после чистки террариума. Повышается она также во время спаривания. Улитки ползают по террариуму и смотрят в разные стороны, ища партнёра. После того, как будет создана кладка, улитки долгое время проводят в грунте у места отложения яиц. Ахатины - очень умные животные и легко могут узнать своего хозяина по рукам.



Размножение: Разводить ахатин - занятие не очень трудное. Мои начали плодиться самостоятельно уже через полгода после рождения.

Половые органы: Перед оплодотворением на шее у обоих особей появляются белые точки – половые органы. Они выбирают подходящий момент и делают кладку .Перед этим можно увидеть у улитки в отверстии между панцирем и шеей «сгусток из яиц».Ахатина может сделать не одну кладку, а несколько. У меня появлялись яйца размером 4-5 миллиметров.

Маленькие ахатины: После момента отложения яиц прошёл примерно месяц, и из яиц начали появляться маленькие копии ахатин серого цвета. Поначалу они сидят в панцирях, но потом, привыкнув, начинают ползать по стенкам и пить воду. Потом приползают к пище. Уже через несколько дней малыши активно ползают с родителями.

Развитие: Ахатины, которых мне отдали, выросли очень и очень быстро. Получилось, что из 10 лет своей жизни улитки вырастают чуть больше чем за первые полгода с 1 сантиметра до 12.

Вывод: Ахатина фулика является довольно интересным видом моллюсков. Разводить их дома очень познавательно. Некоторые люди не любят улиток, поэтому им лучше их не заводить – зачем же мучить себя. Но многие после более близкого знакомства с такими организмами меняют свою точку зрения. Это животное легко может быть не только наглядным биологическим пособием, но и верным другом.
Шиков Антон 9А класс

Исследовательский проект: Влияние изменения условий окружающей среды на скорость прохождения световой фазы фотосинтеза

Куратор проекта: Кривошеина И.В.

Задумывались ли вы когда-нибудь о процессе фотосинтеза? Кажется, что он довольно простой: получение глюкозы и кислорода из углекислого газа и воды под воздействием света. Но в действительности всё оказывается намного сложней, так как от фотосинтеза напрямую зависит жизнь людей.

Благодаря фотосинтезу мы дышим воздухом, благоприятным для нас и дающим нам необходимый для метаболизма кислород. Этот процесс интересен со стороны биохимии, биофизики, анатомии и физиологии растений, а также экологии.

С помощью интегрированных наук (биофизики и биохимии) подробно изучается фотосинтез. Проводятся различные опыты и исследования для полного осознания этого процесса. Но растения важны не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Вырубая леса - «лёгкие планеты», мы лишаем себя уникальных очистителей и обогатителей воздуха, которые способны делать это благодаря фотосинтезу. К тому же в наши дни учёные пытаются с помощью современных технологий воссоздать процесс фотосинтеза в искусственных растениях, тем самым делая шаг в решении проблемы парникового эффекта.

Но растения не только являются важнейшими продуцентами биосферы Земли, но также используются людьми в пищевой, фармацевтической промышленности; для изготовления стройматериалов (древесина); в качестве корма для скота и в декоративных целях. А ведь всё это зависит от здорового роста растений, следовательно, и от эффективности процесса фотосинтеза.

Чтобы увеличить урожайность на сельскохозяйственных угодьях, люди используют различные удобрения, которые не являются естественными и часто загрязняют почву. Но скорость процесса фотосинтеза можно увеличить естественным и экологически чистым путём. Меня очень привлекла эта идея, так как в моём доме имеются комнатные растения, и мне стало интересно, каким образом можно ускорить их рост, этим и объясняется выбор темы моего исследования.

Цель моей работы: отследить скорость прохождения световой фазы фотосинтеза в зависимости от условий окружающей среды.

Исходя из этого, я считаю, что целесообразно выделить следующие задачи:



  • Подробнее разобрать процесс фотосинтеза.

  • Выяснить, какие факторы влияют на скорость этого процесса.

  • Провести ряд опытов, которые изменяют скорость фотосинтеза.

С элодеей были проделаны опыты по изменению степени освещённости, изменению температуры, добавлению химических веществ (MgSO4, и KMnO4), а также изменению спектрального состава света.

По результатам проведенного исследования я пришёл к следующим выводам:



  • Исходя из проделанных опытов, было выяснено, что интенсивность фотосинтеза растет при увеличении степени освещенности, но, когда уровень освещенности достигает 10000 люксов, скорость фотосинтеза растёт очень незначительно.

  • Самым эффективным оказалось увеличение температуры до 30 градусов при высокой степени освещённости, но при температуре 35 градусов скорость фотосинтеза начинает падать.

  • Опыты с добавлением химических веществ показали, что снабжать растение макро и микроэлементами необходимо в комплексе.

  • Для эффективного фотосинтеза растению необходимо поглощать все цвета спектра, на опыте было обнаружено, что, если на растение попадает только один цвет, то скорость фотосинтеза уменьшается.

  • Из всех цветов спектра красный и синий обладают наибольшей эффективностью (так как оптимумами поглощения хлорофилла являются красный и синий цвета), а зелёный – наименьшей, чем объясняется зелёная окраска растений.



  1. Шлюева Марина 7В класс

  2. Исследовательский проект: Шиншиллы. Содержание и уход.

  3. Куратор проекта: Светлова С.В.

Кто такие шиншиллы?

Кто такие шиншиллы? Не все знают об этом забавном зверьке. Кто-то скажет, что это мышь или крыса, но это не так. Этих зверьков не назовёшь ни хомяком, ни каким- либо другим животным. Выделяется отдельное семейство – шиншилловые. Другое название - высокогорная перуанская белка. Так иногда называют этих зверьков.



Шиншиллы (лат. Chinchilla) — род шиншиллы семейства шиншилловых отряда грызунов. Различают два вида: малая длиннохвостая или береговая шиншилла и короткохвостая или большая шиншилла. Естественный ареал обитания — пустынное высокогорье Анд в Чили, Перу, Боливии и Аргентине…

Шиншиллы являлись объектом интенсивной охоты из-за ценного меха, что привело к сильному уменьшению их численности. На данный момент шиншиллы занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Длиннохвостые шиншиллы разводятся на мех на фермах во многих странах, а также распространены в качестве домашних животных.


Из истории

По преданиям южноамериканских индейцев, название зверька связано с индейским племенем «чынчыл», «чынча» или «хинха», представители которого носили одежды из мягкого меха горных грызунов.

Инки по достоинству оценили мех шиншилл. Изделия из него были возведены в ранг королевских атрибутов, и только избранные из знати имели право носить такую одежду. Тем не менее, количество отлавливаемых шиншилл возросло. Имеются свидетельства того, что инки не только отлавливали шиншилл, но и выращивали их. Они были первыми, кто стал держать в домашних условиях этих симпатичных, чистоплотных зверьков.

Первые шубы из меха шиншилл, естественно, впервые появились в королевском дворце Испании. Чтобы удовлетворить спрос, возникший в странах Северной Америки и Европы на изумительный мех, ежегодно отлавливались миллионы зверьков.

О размерах уничтожения шиншилл в их естественной среде обитания говорят официальные данные экспорта шкурок из Чили в период с 1885 по 1918 годы. В итоге к середине ХХ века на громадных территориях не осталось ни одного зверька. Они могли исчезнуть, но запретили их экспорт. Количество шиншилл начало возрастать.
Краткое описание

У шиншиллы благодаря крупным глазам очень выразительная мордочка. Уши у неё расположены на макушке, длиной 3-6 см, очень подвижны и округлой формы. В нижней части щёк хорошо заметны развитые «усы» - вибриссы, длиной 8-10 см, торчащие в разные стороны, служат для осязания попадающихся на пути предметов. Они помогают шиншиллам ориентироваться при передвижении в сумерках или в тёмных, тесных трещинах скал. Кроме того, при передвижении в этих трещинах тело зверьков может сжиматься в вертикальном положении- с боков, что облегчает проникновение в узкие пустоты.

Активность шиншилл приходится на сумерки и ночь, поэтому они хорошо видят не только днём, но и ночью. Эти зверьки могут продвигаться по почти отвесным скалам и осыпям во время поиска корма. Мех шиншилл очень мягкий как пух или бархат. Он хорошо приспособлен к местам их обитания. С помощью мехового покрова зверьки поддерживают тепло и экономят энергию. Общаются шиншиллы своеобразно. Издаваемые ими звуки похожи на кваканье, кряканье.
Окрасы шиншилл

Существует очень много окрасов шиншилл. В настоящее время различают около 40 цветовых мутаций, а с их многочисленными оттенками – приблизительно 250. Все они выведены от 4 доминантных окрасов (стандартный, черный бархат, белый, бежевый), полученных в 50-60 годах прошлого века.



Белый бархат: Шиншилла белый бархат имеет два гена окраса - белый Вильсон и бархат.

Шиншилла с таким окрасом выглядит как белая, но при этом у неё есть характерные признаки бархата – диагональные полоски на лапах, тёмная маска на мордочке, широкие лапки. «бархатный» нос, который значительно улучшает форму головы зверька.



Черный бархат: У шиншилл окраса чёрный бархат насыщенно чёрный оттенок меха. У бархата на мехе не должно быть ряби. Для зверьков этого окраса характерна круглая, и вытянутая мордочка. На носу имеется горбинка. На лапках вертикальные черные, хорошо прокрашенные полоски.

Серый стандарт: Стандарт – это природный окрас шиншиллы. Мех этих шиншилл имеет рябь и разные оттенки серого на изломах. У стандарта очень густой и ровный мех. Светлые стандартные очень похожи на бежевых.

Бежевый: Цвет глаз у бежевых шиншилл насыщенный рубиново-красный. Считается, что чем лучше бежевая шиншилла – тем более у неё тёмно-рубиновые глаза. Ещё одна особенность зверьков – пигментные пятна на ушках. Мех – ровный без белых переходов.
Шиншиллы в природе

Природный цвет шиншиллы варьирует на спине и боках от светло-серого до тёмно-серого с голубоватым оттенком, на брюшке голубовато-белый, с не большим, подобным белке, телом, большими мышеподобными ушами и хвостом с густым мехом. Из каждой луковицы у шиншиллы растет более 50 волосков. Взрослая шиншилла в природе весит 400-500г. Шиншиллы населяют сухие скалистые районы на высоте от 400 до 5000 метров над уровнем моря, предпочитая северные склоны. В качестве убежищ используются расщелины скал и пустоты под камнями, в случае их отсутствия зверьки выкапывают нору. Шиншиллы прекрасно приспособлены к жизни в горах. Их скелет сжимается в вертикальном направлении, позволяя животным пролезать сквозь узкие вертикальные трещины. Хорошо развитый мозжечок(отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса), позволяет зверькам прекрасно передвигаться по скалам. Большие чёрные глаза, длинные усы - вибриссы, крупные овальные уши - не случайность - это приспособление к сумеречному образу жизни. По некоторым данным, продолжительность жизни шиншилл может достигать 20 лет.

Шиншиллы ведут колониальный образ жизни; пищей им служат различные травянистые растения, в основном, злаковые, бобовые, а также мхи, лишайники, кактусы, кустарники, кора деревьев, а из животной пищи - насекомые. Длина тела 22-38 см, хвоста - 7-15 см.

Голова крупная, глаза большие, уши округлые 5-6 см, Вибриссы 8-10 см.

Именно длиннохвостая шиншилла содержится в качестве домашнего животного и разводится на мех на многочисленных фермах.

Их биология в естественных местах обитания практически не изучена, основные данные о поведении, размножении, физиологии получают в искусственных условиях.

Сейчас шиншилл охраняют в местах исконного обитания в Южной Америке, однако, их ареал и численность сильно сократились.

Шиншиллы в домашних условиях

В наше время шиншиллы чаще живут в домашних условиях, чем в природе.

Это очень весёлые и игривые зверьки. Они ведут ночной образ жизни, а днём спят.

Зато если выпускать их бегать по вечерам, то шиншилла будет бегать рядом или проказничать.

В домашних условиях они питаются специальным кормом, который продаётся в зоомагазинах. Также им дают сено и разные лакомства. В клетки ставят специальные камни для сточки зубов.

Так как шиншиллы - грызуны , им нужно давать разные палочки для грызения. В ход идут и полочки, и домики, а если она бегает по дому, то всё, что попадётся хитрому зверьку на глаза, будет разгрызено. Шиншилл можно содержать по одной, но тогда зверьку будет скучно, и надо будет с ним больше общаться.




  1. Ведунов Семен 8 В класс

  2. Куратор проекта: Маянц Н.И.

  3. Исследовательский проект: «Использование нанотехнологий в науке и жизни»

Как известно, во все времена существовало две аллотропии углеродных соединений: графит и алмаз. Оба обладают уникальными свойствами. Алмаз – самое прочное вещество в природе, благодаря группировке атомов, образующих необычайно прочную кристаллическую решётку. Иное дело - графит, состоящий из плоских слоёв, лежащих один на другом, как карты в колоде. В каждом слое связи между атомами прочны, но сами слои соединены довольно слабо, легко сдвигаются и ломаются.

Алмаз широко используется для изготовления особо прочных поверхностей, примером тому служит алмазное напыление на бормашине, стоматологическом инструменте.

Графит же благодаря своей высокой электропроводимости используется в электронике.

В 1985 году становится известно, что группе химиков (Ричарду Смолли, Роберту Керлу и Гарольду Крото) удалось открыть новую разновидность углерода. Многие учёные не восприняли это заявление серьёзно и сочли какой-то ошибкой.

Молекула этой ранее неизвестной аллотропии углерода имела кристаллическую решетку, состоящую из порядка 60-ти атомов углерода, имела сферическую или эллиптическую форму и напоминала футбольный мяч.

Новая молекула получила название «Фуллерен» в честь архитектора Ричарда Фуллера .

Для нанотехнологий открытие учёных химиков имело огромное значение. Фуллерены – это наночастицы, сочетающие в себе свойства вышеуказанных алмазов и графита, но и имеющие свои особенные ценные свойства. При добавлении этих молекул в другие вещества они придают им уникальные свойства, изменяя их плотность, растворимость или придавая небывалую прочность. Таким образом, из веществ, содержащих фуллерены, нанотехнологи научились изготавливать прочнейшие полимеры – тончайшие, но очень прочные плёнки. Эти материалы за частую не уступают закалённой стали или титану.

Кристаллы фуллериты нашли применение в электронике и компьютерах. Благодаря прочности алмаза и лёгкости графита фуллериты очень легко нанести на необходимую поверхность, но почти невозможно удалить.

Проведя небольшое исследование, мне удалось рассчитать, что при смешении порошка из фуллереновых частиц (С60) и кристаллического порошка гидроортофосфата аммония ((NH4)2HPO4)) в воде (Н2О) мы получаем кристаллический раствор. Спустя 1-2 недели раствор кристаллизуется и образует прочный кристаллический «лес». Этот кристалл, в отличие от простых солевых кристаллов, не растворяется в воде. Необходимо провести тест на электропроводимость кристалла.


  1. Мещерская Дарья, Козырева Софья 10 Б класс

  2. Куратор проекта: Ласточкин В.В., кандидат биологических наук, преподаватель СПБГУ

  3. Исследовательский проект: «Влияние аноксии и последующей реаэрации на содержание аскорбиновой кислоты в проростках пшеницы и риса»

Живые организмы часто оказываются под действием неблагоприятных факторов среды. Особенно им подвержены растения, в силу прикрепленного образа жизни. Самым главным неблагоприятным фактором является кислородная недостаточность. После возвращения растений в условия нормальной аэрации возникает окислительный стресс (о.с.). Растения, устойчивые к аноксии устойчивы и к о.с.

В северо-западных регионах России условия способствуют возникновению кислородной недостаточности, поэтому изучение путей адаптации растений к о.с. актуально.

При возвращении растений в нормальные условия аэрации в их клетках активируются повреждающие механизмы, ключевым из которых является образование и накопление активных форм кислорода (АФК). Это может быть определено как «окислительный стресс». Устойчивые растения обладают более эффективными системами - антиоксидантной защитой. Наиболее изученным и сильным антиоксидантом является аскорбиновая кислота (витамин С), которая играет ключевую роль в детоксикации АФК.

Целью настоящей работы стало изучение действия аноксии и последующей реаэрации на содержание аскорбиновой кислоты в растениях двух видов, различающихся по устойчивости к дефициту кислорода.

В задачи данной работы входило:



  • Изучить влияние аноксии и последующей аэрации на концентрацию окисленной и восстановленной формы аскорбата у пшеницы и риса.

  • Сравнить использование аскорбата растениями, различающимися по устойчивости к кислородной недостоточности.

Аскорбиновая кислота (витамин С) является одним из наиболее простых витаминов и одной из наиболее распространённых слабых кислот растительной клетки (рис. 1). Все растения и все животные, за исключением приматов и гвинейских свиней, могут синтезировать аскорбиновую кислоту. Выделяют три типа биологической активности аскорбиновой кислоты: как фактор ферментов, детоксикация радикалов и донор/акцептор в транспорте электронов (Padh, 1990). К тому же, в некоторых видах растений, аскорбиновая кислота является субстратом для биосинтеза щавелевоуксусной и винной кислот.

Антиоксидантные функции аскорбиновой кислоты

Как у растений, так и у животных L-аскорбиновая кислота ферментативно и неферментативно взаимодействует с разрушающими радикалами кислорода и их производными, которые носят название активных форм кислорода (АФК).

Образования АФК усиливается под действием разнообразных стрессорных воздействий окружающей среды, таких как засуха, повреждения, засоление, высокая инсоляция, аноксия, загрязняющие агенты. Аэробные организмы приобрели ряд эффективных механизмов для детоксикации этих форм ферментативными и неферментативными способами. (Низкомолекулярные антиоксиданты).

Контролируемое образование АФК может быть также полезным для организма. Например, в процессе взаимодействия растения с патогеном, его узнавание стимулирует «окислительный взрыв» и координирует защитный ответ, опосредованный АФК. Массовое образование АФК может запускать реакцию сверхчувствительности, которая приводит к быстрой и локализованной клеточной гибели.

Рост высших растений является результатом двух разных процессов: клеточной пролиферации и клеточного роста. . Как L-аскорбиновая кислота, так и окисляющий её фермент (аскорбатоксидаза) прямо или косвенно вовлечены в оба эти процесса. Известно, что L-аскорбиновая кислота и продукты её окисления оказывают влияние на растяжение клеточной стенки растительной клетки вследствие некоторых предполагаемых механизмов.

Недостаток кислорода вызывают у растений окислительный стресс. Стресс, вызванный кислородной недостаточностью, подразделяется в растительных клетках на три разных физиологических состояния: временная гипоксия, аноксия и реаэрация (Blokhina et al., 2002). Продукция активных форм кислорода (АФК) характерна для гипоксии и, особенно, для реаэрации. Для защиты от действия АФК все аэробные организмы приобрели в процессе эволюции защитную антиоксидантную систему.

Аскорбат является наиболее изученным и сильным антиоксидантом. Поскольку аскорбиновая кислота является одним из основных молекулярных антиоксидантов, принимающих участие в работе как ферментативной, так и неферментативной антиоксидантной системы. В настоящей работе было проведено исследование влияния аноксии и последующей реаэрации на содержание аскорбата в тканях проростков пшеницы и риса.
РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходно в тканях пшеницы содержание аскорбиновой кислоты существенно преобладало над содержанием дегидроаскорбата, что свидетельствует о достаточно высоком антиокислительном статусе клеток. Тем не менее, уже после действия аноксии наблюдается изменение редокс-показателя аскорбиновой кислоты с точностью до наоборот, что указывает на истощение пула антиоксидантов. В условиях реаэрации наблюдалось дальнейшее снижение содержание аскорбата и накопление дегидроаскорбата в побегах пшеницы, тогда как в корнях наблюдалось некоторое восстановление содержания аскорбата. Разница в накоплении дегидроаскорбата между корнями и побегами может быть объяснена доступностью кислорода для побегов и меньшей доступностью для корней, которые погружены в водный раствор. Таким образом, неустойчивое к аноксии растение не обладает эффективной антиоксидантной системой.

Исходно в тканях риса содержание аскорбиновой кислоты незначительно превышало содержание дегидроаскорбата, что отличает эти растения от растений пшеницы. В условиях аноксии не наблюдалось существенного снижения редокс-потенциала и накопления дегидроаскорбата в тканях проростков риса. При реаэрации у риса не происходило существенного преобладания дегидроаскорбата над аскорбиновой кислотой, напротив, в большинстве случаев содержание аскорбиновой кислоты было выше. Таким образом, устойчивое к гипоксии растение – рис – обладает способностью сохранять свой редокс-потенциал в условиях окислительного стресса.

Выводы:


  • В условиях аэрации содержание аскорбиновой кислоты выше, чем содержание её окисленной формы – дегидроаскорбата.

  • В условиях аноксии у устойчивого растения соотношение между содержанием аскорбата и дегидроаскорбата не изменяется, тогда как у неустойчивого растения – окисленная форма преобладает над восстановленной.

  • В условиях реаэрации происходит изменение редокс-потенциала в сторону снижения, однако у устойчивого растения он сохраняется на достаточно высоком уровне, тогда как у неустойчивого происходит его резкое падение.

  • Атиоксидантная система устойчивого к гипоксии растения работает с большей эффективностью, по сравнению с антиоксидантной системой неустойчивого, чем и можно объяснить различие в их устойчивости.



  1. Станкова Анастасия 10 В класс

  2. Куратор проекта: Ласточкин В.В., кандидат биологических наук, преподаватель СПБГУ

  3. Исследовательский проект: «Грибы»

Грибы были объектом внимания человека с незапамятных времен. Однако многообразие грибов столь велико, что процесс их познания затянулся, до сих пор еще не завершен, и так как и прежде, их исследователей ждут многочисленные сюрпризы. В связи с этим вполне уместно вспомнить слова французского ботаника А. Вейана, сказанные им еще в 1727 г.: «Грибы – изобретение дьявола, придуманное им для того, чтобы нарушать гармонию остальной природы, смущать и приводить в отчаяние исследователей-ботаников».

Интерес человека к грибам не пропадает до сих пор. Проводятся исследования, открываются новые виды, защищаются докторские диссертации.

В 2008 году вышел российский фильм «Плесень», рассказывающий о плесени и раскрывающий перед обывателями некоторые загадки этих таинственных грибов.

Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком бога». Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима, и сопровождает человека от рождения до смерти. Возможно, именно она является хранителем жизни на Земле, но способна превратиться в «чуму XXI века». И мы даже не предполагаем, какие древние тайны и скрытые силы таит в себе эта проклятая и благословенная…плесень!

В 2003 году под саркофагом Чернобыльской АЭС были обнаружены скопления черной плесени, которая питается радиацией. Она способна выжить даже в открытом космосе. И если произойдет глобальная катастрофа, и жизнь на Земле исчезнет, то плесень выживет.

Общеизвестно, что чаще всего встречающаяся в домах плесень – мукор и пеницилл. Мукор более распространен на пищевых продуктах, к тому же, имеются факты, что мукор способен выжить даже в бескислородных условиях. Этот факт и стал предметом настоящего изучения.

Кислородная недостаточность – распространенное неблагоприятное воздействие окружающей среды. Ее возникновению способствуют условия северных и северо-западных регионов России, связанные с избыточным количеством осадков, образованием ледяной корки при систематических оттепелях и заморозках. Изучение путей адаптации организмов (в первую очередь грибов и растений) к кислородной недостаточности представляет большой интерес и имеет значительную практическую ценность для сельского хозяйства.

Однако, хотя существует достаточно большое количество исследований, посвященных влиянию гипоксии и аноксии на растительные организмы, влияние аноксии на грибы в научных работах не рассматривалось. Исследований, посвященных влиянию аноксии на жизнедеятельность грибов, также практически не встречается.

В связи с вышеизложенным целью настоящей работы было изучение влияния аноксии на жизнедеятельность гриба мукора.

В связи с вышеизложенным были поставлены следующие задачи:



  • Изучить влияние аноксии на развитие гриба мукора.

  • Определить содержание белка в грибных тканях при аноксии и в период аэрации.

  • Выявить зависимость между содержанием белка и стадией развития грибы.

Грибы - особая форма жизни, самостоятельное царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, коренным образом отличающиеся от растений и от животных.

Понятие о грибах сформировалось лишь к 1970-м годам.

Характерной особенностью грибов является наличие как собственных признаков, так и признаков растений и животных.

В царстве грибы выделяется несколько классов, один из которых – фикомицеты, к которому и относится изучаемый мною порядок низших грибов – мукоровый гриб.

У мукоровых грибов различается половое (зигогамия) и бесполое размножение.

Мукоровые грибы относят к плесневым (плесень – различные грибы, образующие мицелий без крупных, легко заметных невооруженным глазом, плодовых тел.)

Мукоровые грибы в основном сапрофиты, лишь некоторые из них ведут паразитический образ жизни.

Мукоровые обитают на самых различных субстратах, в том числе и в почве, при этом обогащая ее аммонийным азотом.

Многие из видов мукора вызывают порчу продуктов питания и кормов, при этом некоторые из видов могут вызывать серьезные заболевания у животных и человека.

Мукоровые грибы – аэробы, но при этом некоторые из видов способны жить в условиях аноксии.

Именно возможность мукора нормально функционировать в анаэробных условиях и была темой моих исследований.

Объектом исследований являлся мицелий плесневого гриба мукора.

Для создания анаэробных условий мицелий гриба поместили в анаэробную камеру.

Выделение белка и измерение его содержания производилось по методу Брэдфор.

В ходе эксперимента производилось сравнение спороношения мукора в нормальных условиях и после аноксии и сравнение содержания белка в мицелии гриба, находившегося в нормальных условиях, и гриба, находившегося в условиях аноксии.

Работа выполнялась на кафедре СПБГУ.

Полученные результаты свидетельствовали не только о высокой стабильности обмена веществ мукора, но указывали на возможность биосинтетических процессов, в том числе и трансляции, у грибов в условиях аноксии.



следующая страница >>