Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические рекомендации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 14 1 Самостоятельная... 3 557.63kb.
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Часть I. 1 523.53kb.
Самостоятельная работа Что такое [художественный] стиль ? Натуральный... 1 50.59kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 3 960.22kb.
Повесть «Собачье сердце» острый памфлет на современность 1 72.75kb.
Самостоятельная работа по курсу «Самостоятельное исследование Ветхого... 1 345.21kb.
Литература для педагога Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям 2 610.16kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 3 561.32kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Посторонни 1 223.02kb.
- 4 1234.94kb.
Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические рекомендации - страница №1/3

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины
Латинский язык
ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ


Курс 1, семестр 1-2

Москва – 2013


Содержание:


  1. Программа:

  • Пояснительная записка

  • Содержание курса

  • Примерное распределение материала по курсу

  • Самостоятельная работа по курсу

  • Рекомендуемая литература




  1. Методические рекомендации:

  • Пояснительная записка

  • Часть 1. Тематическое планирование

  • Часть 2. Методические разработки по темам (материалы к практическим занятиям, примерные варианты контрольных работ)

  • Часть 3. Технологическая карта курса.

  • Часть 4. Латинский минимум

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык

Часть I. Программа учебной дисциплины

ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ
Курс 1, семестр 1-2

Москва – 2013

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка _____________, протокол ________, утверждена на заседании ученого совета института гуманитарных наук ГбОУ ВПО МГПУ _______________, протокол ________.

Автор-составитель: кандидат филологических наук Захарова М.В.


Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.

Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО общее количество часов на дисциплину «Латинский язык» - 144, из них 54 аудиторной и 90 час самостоятельной работы. Данная дисциплина входит в систему подготовки магистров исторического направления, так знание латинского языка позволяют расширить диапазон компетентностных возможностей магистра в области исторических исследований, а также позволяют знакомиться с памятниками истории античного периода и средневековья на языке оригинала. В связи с этим, курс преследует несколько целей:

  1. Дать студентам необходимые знания и навыки для работы с оригинальными латинскими текстами.

  2. Выработать у них умение видеть влияние латинской культуры и языка в любой культурно-исторической среде.

  3. Показать, как особенности менталитета, культуры, истории и традиций народа влияют на его язык, а также как язык впоследствии оказывает влияние на культуры и историю.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

  1. содействовать выработке у студентов научного подхода к изучению, анализу и, в целом, восприятию языка (как русского, так и иностранного);

  2. дать представление о структуре индоевропейских языков на примере латинского языка;

  3. дать представление о грамматической структуре латинского языка на примере устойчивых морфологических и синтаксических моделей;

  4. выработать устойчивый навык чтения и перевода латинского текста;

  5. познакомить студентов с образцами латинских текстов разных периодов, а также с латинским культурным наследием в современных языках, литературе, культуре;

  6. выработать навыки сравнения и сопоставления лексических и грамматических элементов разных языков на примере поиска и анализа латинско-русских соответствий, а также соответствий между латинским языком и изучаемым иностранным языком/языками;

  7. выработать умение обнаруживать и анализировать наиболее существенные факты сходства и различия между древними и современными языками;

После освоения курса студент обязан:

  1. знать и уметь применять на практике латинскую грамматическую терминологию, а также основную терминологию курса;

  2. уметь обнаруживать сходства и различия между определенными языковыми фактами в разных языках, уметь анализировать данные на первичном уровне;

  3. уметь читать и переводить со словарем латинский текст любого периода;

  4. знать основные грамматические формы латинского языка, уметь находить их в тексте и образовывать их с помощью таблиц и схем;

  5. знать определенный минимум латинских текстов разных периодов и набор латинских крылатых выражений различной тематики;

  6. уметь самостоятельно работать с языковым материалом и представлять результаты своей работы перед аудиторией.

Курс рассчитан на 2 семестра и заканчивается зачетом.
Рекомендуемое распределение часов в семестрах (1 и 2)

  1. Практические занятия – 54 часа (28 и 26 часов).

  2. Самостоятельная работа – 90 часов (44 и 46 часов).



Содержание курса
Введение. Общее представление о языках индоевропейской языковой семьи. Понятие «древние языки». Понятие «живые» и «мертвые» языки. Понятие «литературные» и «национальные» языки. Языковая эволюция. Синхронное и диахронное изучение языков. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимовлияние языков. Понятие «история языка». Соотношение языковых культурных пластов.

История латинского языка. Понятие «латинский язык». Три периода существования латинского языка: национальный язык, средневековая латынь, современная латынь. Эволюция латинского языка первого периода, основные этапы этой эволюции. Понятие о классической латыни. Общее представление о культуре Древнего Рима. Основные вехи истории Древнего Рима. Римская литература. Мифология Древнего Рима. Латинский алфавит.

Представление о латыни как о мертвом языке. Вульгарная латынь. Возникновение романской группы языков. Влияние латинского языка на новые европейские языки. Католическая латынь. Образцы религиозных текстов. Средневековое образование. Средневековые университеты. Ваганты. Латынь как язык науки и межнационального общения. Средневековая латинская литература. Gaudeamus.

Латынь в современном мире. Ватикан. Латынь в сети Интернет. Современные переводы на латынь. Латинская научная терминология.

Фонетика и графика. История латинской графики. Особенности латинского произношения. Произношение классической и вульгарной латыни. Сложности реконструкции латинской фонетики.

Лексика. Эволюция лексической системы. Пути проникновения в язык новых слов. Понятие о лексическом деривате. Латинские дериваты в русском и других европейских языках. Пути усвоения заимствованной лексики.

Морфология. Общее представление о морфологической системе, характерной для индоевропейского языка. Грамматические категории. Понятие о продуктивной и непродуктивной грамматической категории. Представление об эволюции грамматических категорий в языке.

Общее представление о морфологической системе латинского языка. Части речи. Грамматические категории. Сопоставление русской и латинской грамматической системы (в случае необходимости / возможности: сопоставление с грамматической системой изучаемого языка). Латинская грамматическая терминология.

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Падежная система в латинском языке. Происхождение падежной системы. Понятие о звательном падеже. Звательный падеж в русском языке. Система склонений в латинском языке. Понятие о грамматической парадигме.

Продуктивные склонения. Система окончаний существительных 1 и 2 склонения. Особенности рода латинских существительных.

Непродуктивные склонения. Особенности функционирования непродуктивных склонений. Система окончаний 3 – 5 склонений. Основные группы существительных, относящихся к третьему склонению. Типы третьего склонения существительных. Формообразование в третьем склонении.

Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Склонение прилагательных. Правила согласования прилагательных и существительных в латинском языке. Прилагательные первого и второго склонения. Прилагательные третьего склонения. Типы третьего склонения прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний.

Местоимение в латинском языке.

Латинское наречие. Особенности выражения понятия о числе в латинском языке.

Глагол. Общее представление о категории глагола. Грамматические категории глагола в латинском и новых европейских и русском языках. Основы глагола. Классы глагола. Способы образования глагольных форм. Спрягаемые, склоняемые и неизменяемые формы глагола. Основные формы глагола. Времена глагола в латинском языке. Представление о линейной и нелинейной системе времен.

Система инфекта. Окончания действительного залога. Окончания страдательного залога. Времена системы инфекта. Употребление в тексте времен системы инфекта.

Система перфекта. Окончания перфекта. Образование сложных глагольных форм. Времена системы перфекта. Употребление в тексте времен системы перфекта.

Наклонения глагола в латинском языке. Сходства и различия с русским языком. Особенности сослагательного наклонения.



Словообразование. Основные типы и способы латинского словообразования в сопоставлении с этими же процессами в русском и других новых европейских языках.

Синтаксис. Общее представление о латинском синтаксисе. Эволюция синтаксических моделей. Заимствование синтаксических моделей в литературных языках.

Употребление падежей. Основные значения падежей. Двойные падежи.

Ablativus absolutus. Употребление подобных конструкций в других древних языках.

Употребление неспрягаемых глагольных форм. Употребление инфинитива. Инфинитивные обороты. Супин. Герундий. Герундив. Причастие.

Особые случаи употребление сослагательного наклонения в латинском языке в сопоставлении с русским языком.

Согласование времен. Употребление придаточных предложений.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ




Введение. Латинский алфавит. История латинского языка.

2 часа



Фонетика и графика латинского языка.

Лексика.


2



Морфология. Грамматический строй латинского языка.

2



Имя существительное. Грамматические категории.

2



Имя существительное. Склонение.

2



Координация самостоятельной работы студентов.

2



Имя прилагательное. Местоимение.

2



Наречие. Имя числительное. Служебные части речи.

2



Глагол. Общая характеристика.

2

Глагол. Система времен.

2



Система инфекта.

2



Система перфекта.

2



Категории глагола в сопоставлении с русским языком.

2



Работа с текстом. Анализ морфологических форм имени.

2



Работа с текстом. Анализ морфологических форм глагола.

2



Координация самостоятельной работы студентов.

2



Работа с текстом. Gaudeamus.

2



Контрольная работа №1.

2



Общая характеристика синтаксической системы латинского языка.

2



Употребление падежей.

2



Употребление времен и наклонений в латинских текстах.

2



Работа с текстом. Образцы классического периода.

2



Работа с текстом. Образцы католических молитв.

2



Латынь в современном мире.

2



Латынь в сети Интернет. Современные образцы латинских текстов.

2



Контрольная работа №2.

2



Обобщающее повторение. Координация самостоятельной работы студентов.

2



Самостоятельная работа по курсу
В подготовке магистра колоссальное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Принципиальное значение в данных условия приобретает работа по становлению и координированию самостоятельной работы студентов, по становлению их научной и учебно-методической компетенции.

Для успешной реализации поставленной задачи нами была избрана проектная методика: в течение семестра, в процессе освоения курса, студентами должна вестись самостоятельная научно-исследовательская работа по предмету, результатом которой должен стать итоговый мультимедийный проект по одной из тем курса «Латинский язык».



В связи с современным пониманием образовательной деятельности и структурой современного учебного процесса особый упор делается на освоении студентами разнообразных технологий поиска, систематизации и представления материала. Так как курс осваивается в первый год обучения и уровень владения современными технологиями, понимание специфики и задач использования таких технологий в образовательной деятельности у студентов различен, выделяются специальные часы на координацию самостоятельной работы студентов, где объясняется суть метода проектов, особенности современной образовательной деятельности, методы и приемы использования современных технологий в образовании. В течение семестра студенты должны выполнить не мене двух промежуточных проектов, продемонстрировав свое понимание сути проектной деятельности, а также умение создавать ученые презентации и фильмы, использовать интернет-ресурсы, аудио- и визуальные носители информации.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ

  1. Древние языки

  2. История латинского языка

  3. Влияние латинского языка на английский язык в какой-либо сфере (например, лексике) или в целом

  4. Влияние латинского языка на романские языки

  5. Латинские дериваты в русском языке

  6. Имена римских мифологических персонажей

  7. Эволюция вульгарной латыни

  8. Латынь в современном мире

  9. Латинский алфавит

  10. Влияние латинской грамматической системы на новые языки

  11. История латинской падежной системы

  12. Эволюция системы глагола

  13. Отражение латинской падежной системы в русском языке

  14. Современные переводы на латынь


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОЕКТА

1. Исследовательская часть: решение поставленной проблемы.

2. Техническая часть: представление проблемы и его решения с использование современных технологий.

3. Учебно-методическая часть: задания по проблеме в виде тестов, заданий, лингвистических задач.

Рекомендуемая литература по курсу

Основная

  1. Латинский язык. Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И.Лободы. М., 1995 и след. издания.

  2. Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка . Для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. М., 1985.

  3. Lingva Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. - М., 1994.

  4. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., 1986.

Дополнительная

  1. Соболевский С.В. Грамматика латинского языка, 3-е изд. М., 1950.

  2. Боровский Л.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов. М., 1975.

  3. Винничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. М., 1985.

  4. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Учебник латинского языка для студентов гуманитарных специальностей вузов. М., 1996.




  1. Подосинов А.В. Хрестоматия латинских текстов. Ч. IV, Кн. 1, 2. М., 1995.

  2. Словарь латинских крылатых слов и выражений / Состав. В.Левинский, И.Смирнов. – М., 2003.

  3. Русско-англо-латинский словарь крылатых слов и выражений /сост. А.С.Альбов. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык

<http://www.languages-study.com/latina.html> Латинский язык в Интернете

Википедия Латинский язык



<http://linguaeterna.com/> Латинский язык

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык


Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ
Курс 1, семестр 1-2
Москва – 2013

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка ______________, протокол ________.

Автор-составитель: доцент кафедры русского языка и общего языкознания кандидат филологических наук Захарова М.В.
Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.
Методические рекомендации являются составной частью Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) "Латинский язык" для студентов очной формы обучения (магистратура). Содержание определяется задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов, соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО, 2010г.).

По учебному плану на курс отводится 144 часов, из них 54 часов – аудиторной и 90 – самостоятельной работы студентов.

Данные методические рекомендации предназначены прежде всего для оптимизации самостоятельной работы студентов, чем и объясняется избранная структура пособия: в первой части методических рекомендаций предлагается распределение материала по лекционным и практическим занятиям с указанием необходимого минимума вспомогательной литературы (выделяется «обязательная литература», изучение которой необходимо для успешного освоения темы, и «дополнительная литература», к которой студент может обратиться для расширения и углубления знаний при самостоятельной работе (указываются наиболее важные и интересные для студентов на данном этапе обучения источники)), приводится список литературы по предмету, находящейся в библиотеке университета, а также приводится список наиболее авторитетных интернет-ресурсов; во второй части – предлагается необходимый минимум информации по темам (схемы, таблицы, методические разработки, необходимая дополнительная информация, а также примерные варианты контрольных работ). К методическим рекомендациям прилагается Технологическая карта дисциплины и обязательные тексты для заучивания («Латинский минимум»)

Вид работы

Трудоемкость

Вид итогового контроля

Компетенции

часы

кредиты

Работа на практических занятиях:

- чтение и перевод латинского текста

- исполнение заученных латинских текстов

- грамматический разбор

- защита промежуточных проектов

- защита итогового проекта

- работа с латинскими дериватами

- перевод с русского на латинский язык

- проведение игры на латинском языке

- работа с латинскими крылатыми выражениями





36:
- 6
- 2

- 8


- 8
- 4
- 2
- 2
- 2

- 2


1

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-9; ПК-11; ПК-14; ПК-15; ПК-16

Самостоятельная работа:

- разбор и заучивание наизусть текстов «латинского минимума»

- чтение, перевод и грамматический разбор латинских текстов

- подготовка промежуточных проектов

- подготовка итогового проекта



51:

-8

-10



-10
--23

1,4

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-6; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-16

.

Часть 1. Тематическое планирование
Примерное содержание аудиторных занятий предлагается исходя из следующего распределения часов: 18 часов – лекционные занятия ( из них 4 часа отводится на координацию самостоятельной работы учащихся), 36 часов – практические занятия ( из них 4 часа – на выполнение контрольных работ).

Лекция 1. Тема: Введение в предмет. Латинский алфавит.

Общее представление о языках индоевропейской языковой семьи. Понятие «древние языки». Понятие «живые» и «мертвые» языки. Понятие «литературные» и «национальные» языки. Языковая эволюция. Синхронное и диахронное изучение языков. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимовлияние языков. Понятие «история языка». Соотношение языковых культурных пластов.

Латинская графика. Гипотезы о происхождении латинского алфавита. Эволюция латинского письма (общий обзор).

Обязательной литературы нет: тема ознакомительная.

Дополнительная литература:

· Ганеев Б.Т. Язык: Учебное пособие. 2-е изд., переработ., доп. – Уфа: Изд-во БГУ, 2001. – 272с.

· Дирингер Д. Алфавит: Пер. с англ. / Общ.ред., предисл. И примеч. И.М.Дьяконова. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 656 с. – С.608-638.

· Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А.Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1999.


Лекция 2. Тема: История латинского языка.

Понятие «латинский язык». Три периода существования латинского языка: национальный язык, средневековая латынь, современная латынь. Эволюция латинского языка первого периода, основные этапы этой эволюции. Понятие о классической латыни. Общее представление о культуре Древнего Рима. Основные вехи истории Древнего Рима. Римская литература. Мифология Древнего Рима.

Представление о латыни как о мертвом языке. Вульгарная латынь. Возникновение романской группы языков. Влияние латинского языка на новые европейские языки. Католическая латынь. Образцы религиозных текстов. Средневековое образование. Средневековые университеты. Ваганты. Латынь как язык науки и межнационального общения. Средневековая латинская литература.

Латынь в современном мире.



Обязательной литературы нет.

Дополнительная литература:

· .Малинаускене Н. Введение в историю латинского языка (классический период). Курс лекций. Материалы для практических занятий. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2006.

· <http://linguaeterna.com/> Латинский язык.
Лекция 3. Тема: Морфология. Грамматический строй латинского языка.

Общее представление о морфологической системе, характерной для индоевропейского языка. Грамматические категории. Понятие о продуктивной и непродуктивной грамматической категории. Представление об эволюции грамматических категорий в языке.

Общее представление о морфологической системе латинского языка. Части речи. Грамматические категории. Сопоставление русской и латинской грамматической системы (в случае необходимости / возможности: сопоставление с грамматической системой изучаемого языка). Латинская грамматическая терминология.

Обязательная литература:

· Латинский язык / Под ред. В.Н.Ярхо и В.И.Лободы. - М., 1995. - с.27

Дополнительная литература:

· Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов вузов: В 2-х ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Academia, 2001. - 704с.: ил., табл. - (Высшее образование). - Лит.: с.698. - ISBN 5-7695-0345-9. - ISBN 5-7695-0346-7

· <http://linguaeterna.com/> Латинский язык

Лекция 4. Тема: Имя существительное.

Продуктивные склонения. Система окончаний существительных 1 и 2 склонения. Особенности рода латинских существительных.

Непродуктивные склонения. Особенности функционирования непродуктивных склонений. Система окончаний 3 – 5 склонений. Основные группы существительных, относящихся к третьему склонению. Типы третьего склонения существительных. Формообразование в третьем склонении.

Обязательная литература:

· Латинский язык / Под ред. В.Н.Ярхо и В.И.Лободы. - М., 1995. - с.30-49.

Дополнительная литература:

· Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов вузов: В 2-х ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Academia, 2001. - 704с.: ил., табл. - (Высшее образование). - Лит.: с.698. - ISBN 5-7695-0345-9. - ISBN 5-7695-0346-7

· <http://linguaeterna.com/> Латинский язык
Лекция 5-6. Тема: Глагол.

Общее представление о категории глагола. Грамматические категории глагола в латинском и новых европейских и русском языках. Основы глагола. Классы глагола. Способы образования глагольных форм. Спрягаемые, склоняемые и неизменяемые формы глагола. Основные формы глагола. Времена глагола в латинском языке. Представление о линейной и нелинейной системе времен.



Обязательная литература:

· Латинский язык / Под ред. В.Н.Ярхо и В.И.Лободы. – М., 1995. - с.77-134

Дополнительная литература:

· Варзонин, Юрий Н. Латинская грамматика в схемах и пояснениях / Ю.Н. Варзонин. - Тверь: ТКАМП, 1998. - 111с. - ISBN 5-88653-014-3.


Лекция 7. Тема: Категории латинского глагола в сопоставлении с русским языком.

Основы глагола. Классы глагола. Неправильные глаголы. Категория вида. Категория залога. Категория наклонения. Категория времени.



Обязательной литературы нет: тема ознакомительная.

Дополнительная литература:

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык
Лекция 8. Тема: Общая характеристика синтаксической системы латинского языка.

Общее представление о латинском синтаксисе. Эволюция синтаксических моделей. Заимствование синтаксических моделей в литературных языках.

Употребление падежей. Основные значения падежей. Двойные падежи.

Ablativus absolutus. Употребление подобных конструкций в других древних языках.

Употребление неспрягаемых глагольных форм. Употребление инфинитива. Инфинитивные обороты. Супин. Герундий. Герундив. Причастие.

Особые случаи употребление сослагательного наклонения в латинском языке в сопоставлении с русским языком.

Согласование времен. Употребление придаточных предложений.

Обязательная литература:

· Латинский язык / Под ред. В.Н.Ярхо и В.И.Лободы. – М., 1995. - с.143-209

Дополнительная литература:

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык
Лекция 9. Тема: Латынь в современном мире.

Латынь в современном мире. Ватикан. Латынь в сети Интернет. Современные переводы на латынь. Латинская научная терминология.



Обязательной литературы нет: тема ознакомительная.

Дополнительная литература:

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык

<http://www.languages-study.com/latina.html> Латинский язык в Интернете

Википедия Латинский язык



<http://linguaeterna.com/> Латинский язык
Координационные лекции (3 часа)

Организация самостоятельной работы по курсу. Технологическая карта дисциплины. Требования к выполнению заданий, отнесенных к самостоятельной работе студентов.

Понятие мультимедийного проекта. Требования к итоговому мультимедийному проекту. Ознакомление с наиболее удачными примерами проектов прошлых лет.

Технические средства и программы. Интернет-ресурсы. Положение об авторских правах. Общие положения по научной работе.

Постановка проблемы. Выполнение исследования. Представление результатов. Способы привлечения внимания к основным аспектам сложной проблемы. Методы контроля усвоения материала.
2. Практические занятия.

Занятие 1. Фонетика. Графика. Лексика.

Фонетика и графика. История латинской графики. Особенности латинского произношения. Произношение классической и вульгарной латыни. Сложности реконструкции латинской фонетики.

Лексика. Эволюция лексической системы. Пути проникновения в язык новых слов. Понятие о лексическом деривате. Латинские дериваты в русском и других европейских языках. Пути усвоения заимствованной лексики.

ЗАДАНИЕ:


Найти в русском /в изучаемом языке латинские дериваты, объяснить их значение (исконное – приобретенное) и происхождение.

Например: республика – res ‘дело’ + publica ‘народный’ – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями

Занятие 2.Имя существительное.Грамматические категории.

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Падежная система в латинском языке. Происхождение падежной системы. Понятие о звательном падеже. Звательный падеж в русском языке. Система склонений в латинском языке. Понятие о грамматической парадигме.

ЗАДАНИЕ:

Найти в предложенном тексте имена существительные. Определить род и склонение по словарной форме.



Занятие 3. Имя существительное. Склонение.

Продуктивные склонения. Система окончаний существительных 1 и 2 склонения. Особенности рода латинских существительных.

Непродуктивные склонения. Особенности функционирования непродуктивных склонений. Система окончаний 3 – 5 склонений. Основные группы существительных, относящихся к третьему склонению. Типы третьего склонения существительных. Формообразование в третьем склонении.

Занятие 4. Имя прилагательное. Местоимение.

Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Склонение прилагательных. Правила согласования прилагательных и существительных в латинском языке. Прилагательные первого и второго склонения. Прилагательные третьего склонения. Типы третьего склонения прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний.

Местоимение в латинском языке.

Занятие 5. Наречие. Имя числительное. Служебные части речи.

Служебные части речи.

Латинское наречие. Особенности выражения понятия о числе в латинском языке

Занятие 6. Система инфекта.

Система инфекта. Окончания действительного залога. Окончания страдательного залога. Времена системы инфекта. Употребление в тексте времен системы инфекта.



Занятие 7. Система перфекта.

Система перфекта. Окончания перфекта. Образование сложных глагольных форм. Времена системы перфекта. Употребление в тексте времен системы перфекта.



Занятие 8. Работа с текстом. Анализ морфологических форм имени.

ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕН



amicanomen substantium, genus femininum, declination prima, nominativus singularis

bona – nomen adjectivum, genus femininum, declination prima, nominativus singularis

ego – pronomena personalia, persona prima, nominativus singularis

Занятие 9. Работа с текстом. Анализ морфологических форм глагола.

ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА



est – verbum, declination anomala, praesens indicativi activi, persona tertia, singularis

Занятие 10. Работа с текстом. Gaudeamus.

Чтение текста. Исполнение гимна на латинском языке. Грамматический разбор текста гимна.



Занятие 11. Контрольная работа №1.

Перевод с латинского языка на русский.

Латинская грамматическая терминология.

Перевод с русского языка на латынь.



Занятие 12. Употребление падежей.

Особенности латинского управления.



Занятие 13. Употребление времен и наклонений в латинских текстах.

ЗАДАНИЕ:


Найти в тексте “Gaudeamus” глагольные формы и определить в каком времени наклонении они стоят, соотнести с русскими формами в данном контексте.

Занятие 14. Работа с текстом. Образцы классического периода.

Предполагается знакомство с образцами латинских текстов античного периода. Студентам предлагается прочитать и перевести неадаптированный назнакомый текст с использование реальных и виртуальных словарей и справочной литературы.



Занятие 15. Работа с текстом. Образцы католических молитв.

Та же самая работа проводится на примере католических молитв. Делается попытка сравнить тексты для сопоставления классического и средневекового латинского языка.



Занятие 16. Современная латынь.

Латынь в сети Интернет. Современные переводы на латынь. Вопрос о статусе современной латыни.



Занятие 17. Контрольная работа №2.

Тестирование по латинским крылатым выражениям, входящим в Латинский минимум (см. Технологическая карта дисциплины, приложение «Латинский минимум»). Предполагает знания произношения и написания выражения на латинском языке, его пословный и семантический перевод на русский язык.

Выполнение полного грамматического разбора фрагмента латинского текста с использованием латинской грамматической терминологии.

Образец грамматического разбора:

Aurora Musis amica est – Аврора – подруга муз:



auroranomen substantivum, genus femininum, declinatio prima, nominativus singularis

musisnomen substantivum, genus femininum, declinatio prima, dativus pluralis

amica nomen substantivum, genus femininum, declinatio prima, nominativus singularis

est verbum, declination anomala, praesens indicativi activi, persona tertia, singularis

Использование dativus posssesivus вместо родительного принадлежности. Обязательное наличие глагола. Постпозиция глагола.”

Занятие 18. Итоговое.

Представление и защита мультимедийных проектов.



Подведение итогов.
Литература по курсу (библиотека ГОУ ВПО МГПУ)



  1. Latin Dictionary: Latin. English; English. Latin; Over 60. 000 references and 80.000 translations, with useful supplements on history. - New-First Edition. - Б. м.: Harper Collins Publishers, 1995. - 472p. - (Collins Paperback Dictionary). - ISBN 0-00-470687-0.

  2. Lingua Latina popularis: [Для нефилол.]. Liber primus : Didacticus / Под общ. ред. Г.В. Петровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Moskoviae: Изд-во РОУ, 1996. - 125c. - ISBN 5-204-00092-5. - ISBN 5-204-00091-7.

  3. Lingua Latina popularis: [Для нефилол.]. Liber quartus : Vocabularia / Под общ. ред. Г.В. Петровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Moskoviae: Изд-во РОУ, 1996. - 89с. - ISBN 5-204-00097-6. - ISBN 5-204-00091-7.

  4. Lingua Latina popularis: [Для нефилол.]. Liber secundus : Grammaticus / Под общ. ред. Г.В. Петровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Moskoviae: Изд-во РОУ, 1996. - 95с. - ISBN 5-204-00095-Х. - ISBN 5-204-00091-7.

  5. Lingua Latina popularis: [Для нефилол.]. Liber tertius : Practicus / Под общ. ред. Г.В. Петровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Moskoviae: Изд-во РОУ, 1996. - 89с. - ISBN 5-204-00096-8. - ISBN 5-204-00091-7.

  6. Ахтёрова, Ольга Андреевна. Латинский язык и основы юридической терминологии / О.А. Ахтёрова, Т.В. Иваненко. - М.: Юрид. лит., 1998. - 301с.: табл. - На обл. авт. не указаны. - ISBN 5-7260-0910-Х.

  7. Бабичев, Николай Тихонович. Словарь латинских крылатых слов: 2500 ед. / Бабичев Н.Т.,Боровский Я.М.;Под ред.Я.М.Боровского. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1999. - 781с. - На обл.авт.и загл.не указаны. - Загл.указано на корешке. - ISBN 5-200-01686-х.

  8. Боровский, Яков Маркович. Учебник латинского языка: Для гуманит. фак. ун-тов / Я.М. Боровский, А.В. Болдырев. - 4-е изд., доп. - М.: Высш. шк., 1975. - 479с.

  9. Варзонин, Юрий Н. Алфавитный латинско-русский словарь / Ю.Н. Варзонин. - Тверь: ТКАМП, 1998. - 237с. - ISBN 5-88653-014-2.

  10. Варзонин, Юрий Н. Латинская грамматика в схемах и пояснениях / Ю.Н. Варзонин. - Тверь: ТКАМП, 1998. - 111с. - ISBN 5-88653-014-3.

  11. Варзонин, Юрий Н. Элементарный курс латинского языка / Ю.Н. Варзонин. - Тверь: ТКАМП, 1998. - 191с. - ISBN 5-88653-014-5.

  12. Вечные истины на вечной латыни. De verbo in verbum: латин. изречения / [сост. С.Б. Барсов]. - М.: Центрполиграф, 2005. - 447с.: ил. - Алф. указ.: с.362-447. - Текст на рус. и латин. яз. - ISBN 5-9524-0928-8.

  13. Виноградова, Людмилаа Ивановна. Lingua latina misterium magnum est: Учеб. пособие по морфологии латин. яз. для студентов и учащихся альтернатив. шк. / Л.И. Виноградова; М-во образования РФ. Самар. гос. пед. ун-т. - Самара: Изд-во Самар. пед. ун-та, 1996. - 109с. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-8428-0066-7.

  14. Гай Валерий Катулл: Избр. стихотворения: Пособие по латин. яз. / Сост.: Е.Ф. Филипьева; Гос. ком. РФ по высшему образованию. Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово: Изд-во Кемеров. ун-та, 1996. - 66с. - На обл.: Gaius Valerius Catullus: Garmina selecta. - Лит.: с.66.

  15. Ганеев Б.Т. Язык: Учебное пособие. 2-е изд., переработ., доп. – Уфа: Изд-во БГУ, 2001. – 272с.

  16. Гируцкий, Анатолий Антонович. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Гируцкий. - 2-е изд., стер.; 3-е изд., стер.(2003г.). - Минск: ТетраСистемс, 2001, 2003. - 303с. - Лит.: с.295-300. - ISBN 985-6577-83-7.

  17. Гончарова, Нинель Афиногеновна. Латинский язык: Учеб. / Н.А. Гончарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Остожье, 1999. - 351с.: табл. - ISBN 5-86095-119-1.

  18. Дворецкий, Иосиф Хананович. Латинско-русский словарь: Ок. 200000 сл. и словосочетаний / И.Х. Дворецкий. - 6-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 2000. - 845с. - ISBN 5-200-02765-9.

  19. Дворецкий, Иосиф Хананович. Латинско-русский словарь: Ок. 50000 сл. / И.Х. Дворецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1976. - 1096с. - На обл. авт. не указан.

  20. Дуров, Валерий Семенович. Основы стилистики латинского языка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 - Филология / В.С. Дуров; Филол. фак. С.-Петербург. гос. ун-та. - М.: Academia; СПб.: Изд-во Филол. фак. С.-Петербург. ун-та, 2004. - 104с. - (Студенческая библиотека). - (Высшее образование). - Указ. терминов: 101-103. - ISBN 5-8465-0080-3. - ISBN 5-7695-0784-5.

  21. Дыдынский, Федор Максимилианович. Латинско-русский словарь: К источникам римского права / Ф.М.Дыдынский. - 3-е изд. - М.: Спарк, 1997. - 560с. - Перепеч.по изд.1896г. - На обл.авт.не указан. - ISBN 5-88914-078-5. - ISBN 5-88914-078-7.

  22. Дьячок, Михаил Тимофеевич. Латинский язык: В 2-х ч. Ч. 1 : Грамматика. Тематический словарь / М.Т. Дьячок, В.И. Татаренко, М.К. Чирейкин; Мин-во общ. и проф. образовавния. РФ. Сиб. гос. геодез. акад. Центр языка и культуры. - Новосибирск: Изд-во СГГА, 1996. - 76с.

  23. Дьячок, Михаил Тимофеевич. Латинский язык: В 2-х ч. Ч. 2 : Хрестоматия / М.Т. Дьячок, В.И. Татаренко, М.К. Чирейкин; Мин-во общ. и проф. образ. РФ. Сиб. гос. геодез. акад. Центр языка и культуры. - Новосибирск: Изд-во СГГА, 1996. - 84с.

  24. Ильинская, Людмила Станиславовна. Латинское наследие в русском языке: Словарь-справочник. Ч. 1 / Л.С. Ильинская. - М.: б. и., 1998. - 182с.: табл. - ISBN 5-8026-0029-6.

  25. Ильинская, Людмила Станиславовна. Латинское наследие в русском языке: Слов.-справочник. Ч. 2 / Л.С. Ильинская. - М.: Глосса, 1999. - 218с.: табл. - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-7651-0087-2.

  26. Каган, Ю.М. Учебник латинского языка: Основной курс. - М.: Радикс, 1995. - 365с.: ил. - (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). - ISBN 5-86463-017-9.

  27. Кацман, Нина Лазаревна . Meus primus libellus latinus = Моя первая латинская книжка: Учеб. лат. яз. для младших кл. / Н.Л. Кацман; Моск. гос. лингв. ун-т. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 120с.: ил. - ISBN 5-87065-051-8.

  28. Кацман, Нина Лазаревна. Латинский язык: Учеб. для студентов гуманит. спец. ВУЗов / Н.Л. Кацман, З.А. Покровская. - 4-е изд., перераб. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 431с. - ISBN 5-87-065-041-0.

  29. Кацман, Нина Лазаревна. Учебник латинского языка: Для лицеев и гимназий. Ч. 1 / Кацман Н.Л., Ульянова И.Л. - М.: Греко-Латин. Кабинет Ю.А. Шичалина, 1992. - 128с.: ил. - ISBN 5-87245-003-6.

  30. Козлова, Галина Глебовна. Самоучитель латинского языка: учеб. / Г.Г. Козлова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 352с.: табл. - Слов.: с.298-348. - ISBN 5-89349-537-3. - ISBN 5-02-006330-4.

  31. Козлова, Галина Глебовна. Учебник латинского языка: Для студентов-заочников филол. фак. ун-тов / Г.Г. Козлова. - М.: Высш. шк., 1980. - 251,[1]c.

  32. Колотовкин, Николай Иннокентьевич. Учебник латинского языка: Для высших духов.учеб. заведений / Н.И. Колотовкин; Ученый Комитет при Свящ. Синоде РПЦ. - М.: Греко-Латин. кабинет Ю.А. Шичалина, 2002. - 399с. - Слов.: с.357-395. - ISBN 5-87245-086-9.

  33. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история: (Пробл. языкового изменения) / Э. Косериу; Пер. с исп. И.А. Мельчука. - 2-е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2001. - 206с. - (Лингвистическое наследие ХХ века). - ISBN 5-8360-0258-4.

  34. Латинский язык: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1995. - 384с. - ISBN 5-06-001694-3.

  35. Латинский язык: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1997. - 384с. - ISBN 5-06-003473-9.

  36. Латинский язык: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. - 7-е изд., стер.; 6-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2003, 2002, 2004, 2005, 2007, 2006, 2000. - 384с. - ISBN 5-06-004216-2.

  37. Латинский язык: Учеб. для ун-тов / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова; Отв. ред. А.И. Доватур. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 235с.: табл.

  38. Мирошенкова, Валентина Иосифовна. Учебник латинского языка: Учеб. для студентов филолог. спец. ВУЗов / В.И. Мирошенкова, Н.А. Федоров. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 287с.

  39. Откупщиков, Юрий Владимирович. Opera philologica minora: (Антич. лит. Языконание) / Ю.В. Откупщиков. - СПб.: Наука, 2001. - 455с. - ISBN 5-02-026816-Х.

  40. Петрученко, О. Латинско-русский словарь / О. Петрученко. - Репринт 19-го изд. 1914 г. - М.: Греко-Латин. кабинет Ю.А. Шичалина, 1994. - 810с. - ISBN 5-87245-009-5.

  41. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем: Третий год обуч. Ч. 3 / А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. - М.: Прогресс, 1994. - 229с.: ил. - ISBN 5-01-004337-8.

  42. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем. Ч. 4, кн. 1 : Хрестоматия латинских текстов / А.В. Подосинов. - М.: Прогресс: Юниор, 1995. - 300с.: ил. - ISBN 5-01-004338-6. - ISBN 5-01-004083-2.

  43. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем. Ч. 4, кн. 2 : Хрестоматия латинских текстов / А.В. Подосинов. - М.: Прогресс: Юниор, 1995. - с.307-557: ил. - ISBN 5-01-004543-5. - ISBN 5-01-004083-2.

  44. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем: Первый год обуч. Ч. 5 : Грамматика латинского языка / А.В. Подосинов. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 144с.: табл. - ISBN 5-89349-045-2. - ISBN 5-02-011336-0.

  45. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Латинско-русский словарь: Ок. 13000 слов / А.В. Подосинов, Г.Г. Козлова, А.А. Глухов. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 373с. - Загл. обл.: Словарь латинско-русский/ А.В. Подосинов, Г.Г. Козлова, Г.Г. Глухов. - ISBN 5-89349-045-0. - ISBN 5-02-011336-0.

  46. Подосинов, Александр Васильевич. Lingua Latina. Русско-латинский словарь: Ок. 15000 сл. / А.В. Подосинов, А.М. Белов. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 374с. - Загл. обл.: Словарь русско-латинский/ А.В. Подосинов., А.М. Белов. - ISBN 5-89349-259-5. - ISBN 5-02-022548-7.

  47. Подосинов, Александр Васильевич. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем: Первый год обуч. Ч. 1 / А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. - М.: Прогресс, 1993, 1994, 1995. - 190с.: ил. -

  48. Подосинов, Александр Васильевич. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и шк. с гуманит. профилем: Второй год обуч. Ч. 2 / А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. - М.: Прогресс, 1994, 1995. - 253с.: ил. - ISBN 5-01-004072-7. - ISBN 5-01-004083-2.

  49. Подосинов, Александр Васильевич. Латинский язык в школе: История, задачи и методика преподавания: Метод. пособие к курсу "LINGUA LATINA:Введение в латин.яз.и антич.культуру" / А.В. Подосинов; Под ред. Т.Н. Джаксон. - М.: Рус. слово, 1996. - 92с.: ил. - Библиогр.: с.88-91. - ISBN 5-7233-0146. - ISBN 5-7161-0022-8.

  50. Покровская, Заря Алексеевна. Латинский язык: Учеб. для студентов гуманит. спец. ВУЗов / З.А. Покровская, Н.Л. Кацман. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. - 368с.

  51. Программа по курсу "Древние языки. Латинский язык" / Сост.: Л.И. Осипова; Моск. гор. пед. ун-т. Филол. фак. Каф. рус. яз. - М.: МГПУ, 2000. - 18с.

  52. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А.Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1999.

  53. Розенталь, Иосиф Соломонович. Учебник латинского языка: Для юрид. и иных гуманит. вузов и фак. / И.С. Розенталь, В.С.Соколов. - 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2003, 2004, 2007. - 306с. - ISBN 5-89123-746-6.

  54. Соболевский, С.И. Грамматика латинского языка: Теорет. ч.: Морфология и синтаксис / С.И. Соболевский; Ред. Г.А. Бордовский и др.; Рос. акад. образования. Сев.-запад. отд-ние. - Фототип. переизд. - СПб.: Алетейа: Летний Сад, 1999. - 431с. - (Библиотека русской педагогики). - ISBN 5-89329-070-4.

  55. Соболевский, С.И. Грамматика латинского языка: Учеб. пособие для вузов. Ч. 1 : (Теоретическая): Морфология и синтаксис / С.И. Соболевский. - 3-е изд., просмотр. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1948. - 431с. - На обл. номер ч. не указан. - Указ.: с.413-428.

  56. Соболевский, С.И. Грамматика латинского языка: Учеб. пособие для вузов. Ч. 2 : (Практическая): Синтаксис / С.И. Соболевский. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1947. - 592с. - На обл. номер ч. не указан.

  57. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов вузов: В 2-х ч. Ч. 1 : Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Academia, 2001. - 540с.: ил., табл. - (Высшее образование). - Лит.: с.533-534. - ISBN 5-7695-0344-0. - ISBN 5-7695-0346-7.

  58. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов вузов: В 2-х ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Academia, 2001. - 704с.: ил., табл. - (Высшее образование). - Лит.: с.698. - ISBN 5-7695-0345-9. - ISBN 5-7695-0346-7.

  59. Сомов, Валерий Павлович. По-латыни между прочим: Слов. лат. выражений / В.П. Сомов; Сост. К.М. Герасимова; Ред. Е.И. Светилова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.: ил. - ISBN 5-7357-0197-5.

  60. Таривердиева, Мария Акоповна. От латинской грамматики к латинским текстам : (Латинское предложение: форма и смысл) / М.А. Таривердиева. - М.: Владос, 1997. - 175с.: табл. - Указ. имен: с.170-171. - Рек. лит.: с.168-169. - ISBN 5-691-00010-1.

  61. Теория и история языка: Прогр. дисциплин предм. подгот. по спец. 032900 - Рус. яз. и лит.: Для пед. ун-тов и ин-тов / Ред. и сост.: И.Г. Добродомов; М-во образования РФ. Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 130с. - (Педагогический университет). - Лит. в конце гл. - ISBN 5-89349-345-1. - ISBN 5-02-022611-4.

  62. Титов, Владимир Тихонович. Общая квантитативная лексикология романских языков / В.Т. Титов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2002. - 238с. - Лит.: с.231-237. - ISBN 5-7455-1227-х.

  63. Тронский, Иосиф Моисеевич. Историческая грамматика латинского языка: Общеевроп. яз. состояние (вопросы реконструкции) / И.М.Тронский; Под общ.ред. Н.Н. Казанского; Архив РАН (С.-Петербург. отд-ние); Ин-т лингв. исследований РАН. - 2-е изд., доп. - М.: Индрик, 2001. - 576с. - Содерж. также: Н.Н. Казанский, А.И. Солопов. Изучение исторической грамматики латинского языка на современном этапе. - Указ.: с. 534-576. - Библиогр.: с. 531-533. - ISBN 5-85759-136-8.

  64. Туманова, О.Т. Латинско-русский словарь названий растений с указателем русских эквивалентов: (около 2000 ед.) / О.Т. Туманова. - М.: Лориэн, 1995. - 80с. - ISBN 5-88075-010-8.

  65. Учебное пособие по курсу латинского языка: (Практические занятия) / Брян. мед. колледж; Сост.: О.А. Никитина, Д.М. Мирмова. - Брянск: б. и., 1995. - 39с.

  66. Хрестоматия по латинскому языку: для студентов филол. и ист. фак. вузов / сост.: О.В. Бударагина, Т.Б. Путилова; под ред. Н.М. Ботвинник; Филол. фак. С.-Петербург. гос. ун-та. - М.: Academia; СПб.: Изд-во Филол. фак. С.-Петербург. ун-та, 2003. - 116с. - (Студенческая библиотека). - (Высшее образование). - Библиогр.: с.69. - ISBN 5-8465-0102-8. - ISBN 5-7695-1402-7.

  67. Широкова, Аида Васильевна. От латыни к романским языкам: Пособие по истории романских языков: Учеб. пособие для судентов вузов Обуч. по направлению и спец. "Филология" / А.В. Широкова. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1995. - 283с. - ISBN 5-209-00730-8.

  68. Юдакин, Анатолий Петрович. Учебник латинского языка: Для учащихся вузов, колледжей и гимназий: Пособие для самообразования / А.П. Юдакин . - М.: Ротация, 1994. - 617с.

Интернет-ресурсы по курсу


  1. ВикипедиЯ. Латинский язык - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82.

  2. Библиотека литературы на латинском языке - http://www.thelatinlibrary.com/index.html

  3. Lingua Latina Aeterna - http://linguaeterna.com/

  4. Уроки латинского языка, тесты и игры по латинской лексике - http://www.internetpolyglot.com/lessons-ru-ln

  5. On-line словарь - http://www.trilinguis.ru/linguistic/latina/translit.aspx

  6. Pagina prima (раздел ВикипедиЯ на латинском языке) - http://la.wikipedia.org/wiki/Pagina_prima

  7. Латинский язык (обучающая программа) - http://lupus-campestris.narod.ru/

  8. Изучение латинского языка в Интернете - http://www.languages-study.com/latina.html

  9. Сайт Marco Binetti - http://www.binetti.ru/lat/index.shtml

  10. Коллекция ссылок для изучающих латинский язык - http://eleaston.com/latin.html

  11. Англоязычные ресурсы по латинскому языку - http://babel.uoregon.edu/yamada/guides/latin.html

  12. Латинские тексты - http://www8.georgetown.edu/departments/medieval/labyrinth/library/latin/latin-lib.html

  13. Латинский язык в программе Ильи Франка - http://www.franklang.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=274&Itemid=36

  14. Латинский язык - http://latinsk.ru/

  15. Основные молитвы на латинском языке - http://katolik-latin.narod.ru/05_molitwy/ml01_ru_lt_gl.htm

  16. Латинская афористика - http://www.yaskazal.ru/

  17. Латинская мифология - http://www.yaskazal.ru/mifology.php

  18. «Gaudeamus» (история, текст, музыка, ссылки) - http://www.mineral.spmi.ru/08interest/gaudeamus.html

  19. «Gaudeamus» в исполнении одноименного хора - http://gaudeamus.bmstu.ru/rec.html

  20. Периодическое издание о латинском языке - http://www.uky.edu/AS/Classics/retiarius/

  21. Новости на латыни - http://www.yleradio1.fi/nuntii/

  22. Итальянские детские журналы на латыни - http://www.elimagazines.com/magazines/latino.htm



следующая страница >>