Русская живопись XIX века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Живопись России первой половины 19 века 1 125.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Интерпретация русской литературы XIX века в творчестве в. Набокова 1 339.86kb.
Реферат исаакиевский собор. Санкт-Петербург 1999 год 1 155.5kb.
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. 1 153.33kb.
Литература XIX века введение 1 118.61kb.
Литература для самостоятельного чтения 10 класс русская литература... 1 45.37kb.
Московские департаменты правительствующего сената в системе государственного... 1 440.29kb.
Исследование о подлинной истории Руси-России Санкт-Петербург 10 5203.85kb.
Программа курса история отечественной литературы 3 1105.66kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 2 427.97kb.
- 4 1234.94kb.
Русская живопись XIX века - страница №1/1




Русская живопись XIX века

Министерство образования РФ Владимирский Государственный университет Муромский институт Факультет радиотехнический Кафедра СГД СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 51 Русская живопись первой половины XIX века. 52 Русская живопись второй половины XIX века. 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24ЛИТЕРАТУРА 25 ВВЕДЕНИЕ В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе,"мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум иширокий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и напетровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлениемПушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин сталсимволом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурномразвитии России. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют"золотым веком" русской культуры. Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России.Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала отпередовых европейских государств, то в культурных достижениях она не толькошла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры впервой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующеговремени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономикуусилило потребность в грамотных и образованных людях. Города сталиосновными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались вобщественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающегонационального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярковыраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу,театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознаниярусского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народомдругих народов России. Однако консервативные тенденции в политикеимператоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры.Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли.Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурнымидостижениями всему населению. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России.Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостногоправа создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночныеотношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставиловопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде ростчисла сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговляпроявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшимобразованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросывызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. Наэтой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. КультураРоссии второй половины XIX - начала XX века впитала художественныетрадиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующеговремени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и Россиипоявились тенденции, связанные с мироощещениями человека XX столетия. Онитребовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все этоприводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В Россиисложился своеобразный историко-художественный период, который егосовременника назвали "серебреным веком" русской культуры. Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения,обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительногоискусства 19 века. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Русская живопись первой половины XIX века. Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм иреализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академияхудожеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любымпопыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонамклассицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологическиесюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамкиакадемизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, околоКопорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим], русскийхудожник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма,известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской наКуликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знаниеканонов академической исторической картины. Но рано областью, где еготалант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становитсяпортрет. Первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же),написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным идраматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся вумении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерныеобразы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерностьоттенить, — крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А.Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П.Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковскаягалерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневыхконтрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделатьлирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарскогополковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Его портрет молодого,овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших всоздании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественнои романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест»,—вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был такжевиртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянскогокарандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастуюпревосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью егоживописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русскиймузей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая сериякарандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки сизображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок споэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания);героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Большое числонабросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свойзрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам изписьма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной, или, по-русски сказать,ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были быизображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России.«Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду простогрупповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик нареволюционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописныхаллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно«Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски,однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А.Иванова. Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранниепортреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейныепортреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковскойгалерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модельявляется в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колоритживописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся болеечетко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисторомантическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментомкоторой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин назнаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоженаписал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненнымопытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веетот работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостнойневоле. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лицапростых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чащевсего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница","Портрет сына" и др.). Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожиданиеперемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.Иванова "Явление Христа народу". Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античногогорода Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял подревним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала татрагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленнымпеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последнийдень Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнегогорода, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картинапроникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужестволюдей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебномзаведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка.Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие игероическую тематику. Для академической живописи были характерныдекоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современнойжизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника.Классицизм в живописи получил название академизма. Брюллов был связан сАкадемией всем своим творчеством. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и унего рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красотуобнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленомлисте. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся егополотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»,многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготелк большим историческим темам, к изображению значительных событийчеловеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены.Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет изрусской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля СтефанаБатория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когдапсковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в городполяков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, изадача создания подлинно национальных исторических картин была осуществленане Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина,Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета,написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертамилица и спокойным, задумчивым взором. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр АндреевичИванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовногопробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всюмощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна вглаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народуна приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел,он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаютсялица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, какговорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждующий словасвободы». В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847).Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь онпоказывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модномутогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве.Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», "Захарка", "Утропомещицы" отображая красоту и благородство простых русских людей, служилиутверждению достоинства человека вне зависимости от его социальногоположения. Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852). Егополотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающимторгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора","Свежий кавалер" и др.). Свой путь художника-сатирика он начинал будучиофицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейскогобыта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина«Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым,самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязныйхалат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминалантичную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал авторуполушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтракаристократа», «Сватовство майора»). Последние его картины очень печальны(«Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А.Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язвкрепостнической России — основная тема творчества Павла АндреевичаФедотова. 2 Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русскогоизобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, былопроникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросыжизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусствеокончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизнинарода, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства исправедливости. Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный истрадающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всеголучшего, что есть в жизни. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе софициальным направлением, представителем которого было руководство Академиихудожеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, чтоискусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематикудля творчества художников. 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художествотказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавскоймифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван НиколаевичКрамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товариществопередвижных художественных выставок», профессионально-коммерческоеобъединение художников, стоявших на близких идейных позициях. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с егомифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотелиизображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалоськрестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Вту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценностиживописи. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов(1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующийстрой, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долюнарода. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскуюдеревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирическиизобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходнойскорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», котораярассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большойизвестностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природепроникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчествопронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языкомискусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшимобразцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзиейНекрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнитьтакие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие вМытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка»,«Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретовего знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или подвпечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянскойжизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходемежду богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горесемейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отраженав картине Г. Г. Мясоедова «Косцы». Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван НиколаевичКрамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамскойборолся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художникабыть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокиеобщественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занималапортретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретоврусских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучшихпортретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя,с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильныхпроизведений Крамского — картина «Христос в пустыне». «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкийлиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своихработ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородскийхудожественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т.ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшуюсамым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино)Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи наберезках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка нафоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительногопоэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффектузнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причемне только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любомуголке страны. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство,объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенноособый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (вписьме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «всеэто деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Незримозримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова:замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простотупереднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Историческиймузей, Москва; «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей),виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковскаягалерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевоймузей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875,Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77,Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерствоСаврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, онживет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Еготворчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живописьрядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавалисьпереходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Обществапоощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работалпод руководством И. И. Шишкина. Выдающийся талант Васильева сложился рано имощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом.Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н.Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества вцелом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея).В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результатепоявилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другиеработы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачиречной и воздушной влаги. Но не во внешних эффектах здесь суть. Впроизведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческойдуши, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств междуотчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель»(1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянныйинтерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натурыпретворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своегорода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажнымимотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета. Художник (судя по его переписке сКрамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, осимволических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество,отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены. Заболевтуберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь свпечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, ноотчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическуюнапряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этогопериода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая вдымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретаеттут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда. Влияниеискусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьмазначительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь отпредставлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работахособой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма имодерна, пейзаж чеховско-левитановской поры. Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано срусскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основусвоих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителемлюбимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской землии родного народа от многочисленных врагов. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал ИванИванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910)привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редкихоблаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косыеутренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшейдороге,— эти и многие другие живописные открытия запечатлены на егополотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858,Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковскаягалерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционногодля романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он недостигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как«Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает ужеочевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнююШишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себеравных в русском пейзажном искусстве). В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, окоторой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятскойгубернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычноизбегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высшийлетний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счетяркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическуюшкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменноприсутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в томпроникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного кусказемли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательныйпоэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы[в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», нолес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «леселовый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому,1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типадубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долиныровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музейрусского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) —воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаковоудаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе— там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды,представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Плодотворноработал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажныеофорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощноактивизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностьюзанимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академиихудожеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, какФ. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою«объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного«пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большойпоэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейшиххудожников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника. К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительномискусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажиИ.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Частьхудожников сочетала русские художественные традиции с новымиизобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.). Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчествеученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастерспокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый,он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроениемполюбившегося пейзажа. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылыедожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружилособую прелесть сизо-сиреневых красок русского ненастья. С той поры ВерхняяВолга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях онсоздал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечнымпокоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер наВолге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчествофранцузских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Онпонял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в томже направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а навоздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлилпалитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремилсязапечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этомони пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемныеформы (дома, деревья). Он избежал этого. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большойзнаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Онискромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься вних, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек ипроселков». На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина,В. И. Сурикова и В. А. Серова. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве, в семьевоенного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где егоучителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитыххудожников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А.Врубеля, В.А.Серова).Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художниксовершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные изпутешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Онапроизвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся вряды самых известных мастеров. Критикуя сторонников «чистого искусства», онписал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама проситсяна холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойнойсовестью вышивать узоры,— предоставим это благовоспитанным барышням». Репинстал знаменем передвижников, их гордостью и славой. Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин былзамечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новоеслово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех еепроявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов засвободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен.Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге».Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она сталасимволом нового направления в изобразительном искусстве. Репин писал, что«судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Пожалуй,не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курскойгубернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли,золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — всеуместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика(«Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры наего картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз ижестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бынарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своихкартин. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный иего сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.).Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей(Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского),художников (Крамского, Сурикова). В начале XX в. он получил заказ накартину «Торжественное заседание Государственного совета». Художникуудалось не только композиционно разместить на полотне такое большое числоприсутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них.Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П.Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но оченьтонко выписан Николай II. Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, вказачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда онсоздал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкойказни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утрострелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «ПокорениеСибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова черезАльпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русскогонарода, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вотто, что вдохновляло художника. Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркиепсихологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом(мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снегв «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы«рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием,когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет,широко использовали французские импрессионисты. Валентин Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писалпейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Нославу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной дачемецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художникбыл своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда встоловой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова.Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Верушане заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянуласьна месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова)заставляет ее часами сидеть в столовой. В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря нанебольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казаласьочень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая застол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывалаясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детскимвосприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди —целая жизнь. Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазахсвершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило«Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировойживописи. На следующий год Серов сумел почти повторить своеволшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка,освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидитв тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но накартине все так слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость икрасота,— что лучшее название трудно придумать. Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известныеписатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторыевеликосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получилисьхолодными. Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваянияи зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших формживописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должныосновываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма.Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова: М. С. Сарьян, К-Ф.Юон, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898),представитель старинного московского купеческого рода, был необычнымчеловеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он большепоходил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников началс 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг.собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея сталавсемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) былоткрыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников изЭрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытиеэтих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями тоговремени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека,за социальное переустройство всего общества. В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющихуспехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведениямногих русских художников. Завершился процесс формирования национальнойкультуры. На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складываниюгруппы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н.Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь идр.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетическиепринципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, исклонность академизма. Они пропагандировали индивидуализм, свободуискусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота итрадиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяливозрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), атакже популяризации западноевропейского искусства. В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С.Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых"форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизмаи оказали огромное влияние на развитие мирового искусства. ЛИТЕРАТУРА1. История СССР: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - 6-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1992 г.2. История России. Учеб. - М.: "Проспект", 1997 г.3. История России, конец XVII - XIX в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1998 г.4. Электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г.----------------------- РЕФЕРАТ по отечественной истории Тема: Русская живопись XIX века.РуководительКуликова Н. А.(подпись) (дата)Студент ЭВМ - 101Дорофеев Н. В. (подпись) (дата) Муром 2001----------------------- Русская живопись XIX векаМИ ВГУ.220109 – 00.000 МИ ВГУ ЭВМ-101Руков.СтудентИзм.Н.контр.Зав. каф.№ докум.ЛистДатаКропотов Ю.А.Подп.ЛистПодп.МИ ВГУ.220109 – 00.000Конс.Дорофеев Н.В.Куликова Н. А 2 У Лит№ докум.ДатаЛист 24Листов ЛистИзм.