Руководство к изучению с приложением - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководство по эксплуатации кнс-0 00. 000 Рэ внимание покупателя! 1 93.07kb.
Сборник статей по толковательному и назидательному чтению Четвероевангелия... 1 85.2kb.
Руководство для пользователя Выполняемый файл называется ld. 1 264.22kb.
Руководство по электрическому подключению русский 1 104.15kb.
Руководство по эксплуатаци мк 00. 000 Рэ г. Киев -2 2 504.2kb.
Руководство по эксплуатации (далее по тексту «Руководство») 1 91.16kb.
Руководство для судебных экспертов Москва 2007 Методическое руководство 6 2534.69kb.
Руководство по эксплуатации.. Солнечный генератор agm 3 372.77kb.
Сборник стихов и песен в пяти частях с музыкальным приложением Бишкек... 11 1154.13kb.
Руководство пользователя детское автомобильное кресло серии jupiter... 1 122.59kb.
Руководство по эксплуатации спнк. 425624. 004 Рэ содержание 1Назначение... 1 269.85kb.
Эзотерическоехристианств о или малые мистерии 8 2441.55kb.
- 4 1234.94kb.
Руководство к изучению с приложением - страница №2/20

Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета

С детства ты знаешь Священные Писания,



которые могут умудрить тебя во спасение”

(2 Тим. 3, 15).
Религиозная подготовка воспитанников, поступающих в духовные учебные заведения, как правило, минимальна, поэтому есть острая необходимость в обзорном предмете, охватывающем своим вниманием всю историю человечества от Сотворения мира до событий пришествия Мессии и сами события Его пришествия.

Библейская история Ветхого Завета и Нового Завета имеет своим предметом рассмотрение Промышления Божия на жизнь и деятельность человечества и обнимает собой период времени от начала сотворения мира и человека до пришествия в мир Христа Спасителя - это первая часть нашего обозрения; и - от времени пришествия Христа Спасителя до Его Вознесения на небо - это вторая часть Библейской истории.

Задачей курса Священной Библейской истории Ветхого и Нового Завета является изучение явлений религиозной жизни человечества в ветхозаветный период, характеризуемый по главному предмету своего содержания как действие Промысла Божия в подготовлении рода человеческого к пришествию Спасителя, а затем изучение истории пришествия в мир Христа, Его жизни, деятельности, страданий, смерти, Воскресения и вознесения, а также основ учения Спасителя, изложенное Его учениками - авторами новозаветных книг.

Священное Писание говорит нам о действии Промысла Божия, как он проявляется в жизни и устроении человеческого общества и как он проявился особо в жизни и деятельности Израильского народа в его историческом прошлом.

Первый период по времени в истории жизни человечества называется Ветхим Заветом, в второй период - Новым Заветом. Ветхий и Новый Завет есть два условных названия исторического прошлого в жизни человечества и названо Заветом потому, что в Ветхом (древнем) Завете Бог заключил завет (союз) с людьми и обещал послать в мир Спасителя мира и человечества и различными путями приготовлял людей к пришествию Спасителя; а в Новом Завете содержится история пришествия в мир Спасителя и совершения Им спасения человечества, призванных к вере в Господа Иисуса Христа и к добровольному признанию и усвоению Его искупительных заслуг.

Самое название науки: Священная Библейская история - предполагает не столько изучение жизни всего человечества, живущего на земле, сколько ставит своей задачей проследить откровение Бога людям, необходимое для их спасения. С этой сотериологической точки зрения Библейская история и рассматривает религиозно-нравственное состояние человеческого рода и особенно еврейского народа в различные моменты его исторического бытия.

Библейская история называется “священной”, потому что ее содержанием является вопрос о спасении мира, согласно божественному Обетованию, через союз Бога с человеческим родом. Название науки “Библейская” также имеет свое основание. Термин “библейская” происходит от слова “Библия”. Это слово в переводе с греческого языка означает “книги”. Книги собраны в сборник, состоящим из двух частей. Первая честь Библии заключает в себе книги, написанные до Рождества Христова и содержит историю человечества до Христа. Вторая часть Библии состоит из книг, появившихся в новозаветное время и содержит в себе учение и историю жизни Христа Спасителя и Его учеников.

Из сказанного следует, что Библия нам представляет многочисленные примеры действия спасающего Промысла Божия в истории человечества в древнейшие времена его существования во вселенной - это и составляет главный предмет и содержание нашей науки.

Методически целесообразным представляется изучать Священную Историю Нового Завета после ознакомления с Ветхим Заветом, сохраняя историческую последовательность событий. Так учащемуся становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами.

Предмет Священная Библейская история Ветхого и Нового Завета является базовым в учебной программе 1-го класса.

Данный конспект является развернутым изложением всего объема понятий, необходимых для усвоения воспитанниками и назначен для преподавателя Священной истории. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда дореволюционных научных трудов и учебных пособий по Священному Писанию.

Конспекты по Священной Библейской истории Ветхого Завета




Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого Завета


Да не отходит сия книга Закона от уст твоих,



но поучайся в ней день и ночь”

(Нав. 1, 8).
Священная Библейская история Ветхого Завета обнимает собой период времени от начала сотворения мира и человека до Пришествия в мир Христа Спасителя.

Нам кажется, что Библейскую Историю наиболее целесообразно изучать по периодам, так как это дает возможность обозревать состояние жизни человечества за данный отрезок времени и характеризовать его с точки зрения религиозно-нравственного состояния людей.

Через изучение Ветхозаветной Истории мы наблюдаем, как по мере приближения времени явления Мессии человечество воспитывалось и подготовлялось Промыслом Божиим к принятию Христа Спасителя.

В имеющихся в нашей науке учебных руководствах по изучению Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета следует отметить отсутствие единообразия в установлении плана и распределения материала по отделам. Но большинство авторов делят историю ветхозаветного человечества на периоды - Я. Елпидинский, А. П. Лопухин, Д. Афанасьев (с хронологическими датами важнейших событий Ветхозаветной истории).

Нам кажется, что так наиболее целесообразно изучать Библейскую историю, так как это дает возможность обозревать состояние жизни человечества за данный период времени и характеризовать его со стороны изменения религиозно-нравственного состояния людей, - наблюдать, как по мере приближения времени явления Мессии человечество воспитывалось в Мессианской идее, и подготовлялось Промыслом Божиим к пришествию Христа Спасителя.

КОНСПЕКТЫ

Вводная лекция

Вступление
Объем материала учебного года

  • Изложение общих понятий.

  • Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи).

  • Библейская история Нового завета (события земной жизни Спасителя).

  • Основные принципы обучения

  • Обязательное чтение Священного Писания.

  • Тщательная подготовка к уроку.

  • Постоянный опрос каждого.

  • Многие отрывки наизусть (помогают глубоко осмыслить содержимое, помощь в дальнейших проповедях).

  • Сочинения.

  • Иметь на уроке: Священное Писание, учебное пособие, тетрадь с конспектами, ручка.


Общие понятия
Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории - Ветхого Завета

  • Примеры действия великого промысла Божьего.

  • Закономерность пути истории человечества. Много мыслителей пыталось выявить эту закономерность. Неудачная попытка такого осмысления в конце XVIII - начале ХХ столетия.

  • Священное Писание дает настоящее понимание движущих сил истории (сочетание воли Божией и воли человека, Господь ведет к спасению).

  • Ветхий Завет подготавливает человека к восприятию Нового Завета (в качестве примера: закон язычества - месть, ветхий закон - око за око, новый закон - “кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую” - Мф. 5, 39 - Нагорная проповедь).


Главный предмет Священного Писания.

Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.


Разделение священных книг по времени их написании.

- Два раздела Библии. Ветхий и Новый Завет: принципы разделения.

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветным и новозаветным. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII в. по I век до Р. Х. а, вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I-го века после Р. Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям - 50, новозаветных - 27).
- Слово “БИБЛИЯ” (греч. означает изначально “кора папируса” или “бумага папируса”, а позднее греками так означалось слово “книга”. Слово “” означает с греческого “свод книг определенного содержания”, то есть то же, что по-русски “библиотека”. Определенность содержания всех книг Священного Писания (учение о спасении души).

- Полный состав священных книг называется различно: Закон (Исх. 10, 34), Слово Божие (Лк. 11, 28), Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42), святые Писания (Рим. 1, 2), Священное Писание (2 Тим. 3, 15), Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14).


Что такое “ЗАВЕТ”

- Слово “Завет” (евр. “берит” - “союз, договор, условие”, это союз между Богом и человеком).

- История установления Завета: установление Завета, как отношение между Богом и человеком, еще в раю1 (“Вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои” - Сир. 17, 10); нарушение Завета грехопадением, но Обетование о “семени жены” (“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” - Быт. 3, 15), которое сокрушит силу диавола и даст людям вечное блаженство. Завет заключается с избранным племенем Сима. Затем Завет заключается с отдельным родом, происходящим от Авраама (Быт. 15), чрез Исаака (Быт. 17, 19) и через Иакова (Быт. 28, 4). Синайский Завет Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова подтверждает, что Израиль должен быть “царством священников и народом святым” (Исх. 19, 6) и приготовить всех людей к принятию Мессии, Ходатая Нового Завета, Который принесет на землю спасение чрез Свое воплощение и крестную смерть. Господь Иисус Христос “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая” (Мк. 14, 22-24 - Тайная Вечеря) - чрез Рождество и смерть и Воскресение восстановление Завета со всеми людьми: возвращение к первоначальному Завету в раю.
О богодухновенности Библии

- Книги Священного Писания отличаются от всех литературных произведений характером богодухновенности.

- Понятие богодухновенности (богодухновенность есть особое воздействие Святого Духа на провозвестников божественного откровения, а также свойство самих Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не только личным созданием авторов. “Священные писатели ... писали по непосредственному возбуждению и наставлению Святого Духа, причем получая от Него как мысль, так и слово или внешнюю форму выражения, ... но без всякого стеснения ... их естественных способностей. Вдохновение Священных писателей было совокупным действием Духа Божия и духа человеческого, при котором последний не подавлялся, а возвышался над своими обыкновенными границами; естественные силы его не отстранялись и не стеснялись, но ... служили деятельным органом откровения. ... Божественная истина не механически, а жизненно усвоялась духом человеческим, делалась как бы его собственным достоянием”.

- Соотношение воли человека и воли Божией (Дух человеческий, являясь орудием сообщения божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности. О коренном отличии языческого медитирования и пророчества).

- О сочетании богодухновенности книг Священного Писания и разногласия среди них (природа человеческая несовершенна, участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг предполагает некоторые неточности и разногласия, которые не противоречат богодухновенности Писания в целом и не имеют значения в деле спасения человека. Они касаются вопросов исторического, хронологического, географического характера, а также самой литературной формы изложения. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мф. 24, 35).

- О богодухновенности Священного Писания в самом Священном Писании (Исх. 4, 12; 2 Пар. 23, 2; Ис. 11, 1; Иез. 1, 3; 6, 1 - Ветхий Завет; Мф. 22, 43; Мк. 12, 36; Деян. 1, 16; 2 Петр. 1, 21 - Новый Завет).

- Вопрос признания богодухновенности (основанием для признания служит церковное предание. Апостол Павел называет “все писание” богодухновенным, но не указывает из каких книг оно состоит. Итак, основание для признания богодухновенности - признание их таковыми со стороны святой Церкви).
Источники изъяснения Священного Писания.

Хотя книги Священного Писания, как произведения Духа Истины, содержат одну только чистую истину, но она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невеждам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр (2 Петр. 3, 16), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало.

Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным.

Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Преданием, заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах вселенских и поместных соборов и в творении святых и богомудрых отцов и учителей Церкви.


Язык Библии

Оригинал Священного Писания написан на трех языках: еврейском, арамейском (халдейском) и греческом. На еврейском языке написана большая часть Ветхого Завета. На арамейском языке написаны в Ветхом Завете 2-8 главы книги пророка Даниила, 4-8 главы 1 книги Ездры и книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, а в Новом Завете Евангелие от Матфея. На греческом языке в Ветхом Завете написаны 2-я и 3-я книги Маккавейские и весь Новый Завет, кроме Евангелия от Матфея. Кроме того, и Евангелие от Матфея и все книги Ветхого Завета не признаваемые иудейским каноном сохранились лишь на греческом языке, а в еврейском или арамейском подлиннике утрачены).


Переводы Священного Писания

- Первый известный нам перевод - перевод Семидесяти толковников (Первый перевод с еврейского на греческий сделан 72 в III веке до Р.Х.. Идея Димитрия Фаларея, ученого вельможи эллинистического египетского царя Птоломея Филадельфа, собрать в столице своего царя абсолютно все существовавшие тогда в мире книги. Иудея в это время (284 - 247 гг. до Р.Х.) была в подчинении у Египетских царей. Царь Птоломей Филадельф приказал иудеем прислать в Александрийскую библиотеку все существовавшие у них книги, приложив к ним греческий перевод с них. После поста и усиленной молитвы было избрано по 6 человек от 12 колен Израилевых, которые и выполнили необходимый перевод. Этот перевод получил название Септуагинты, то есть Семидесяти, и сделался для православных христиан самым авторитетным изложением Священного Писания Ветхого Завета).

В Православной Церкви перевод Семидесяти, как древнейший и тщательный, пользуется особенным уважением. Этим переводом пользовались очень часто новозаветные священные писатели, как это видно из многочисленных ссылок в новозаветных книгах на книги Ветхого Завета. Греческий перевод 70-ти не во всем точно воспроизводит теперешний еврейский текст, но нигде не отступает от смысла еврейского оригинала; по мысли некоторых отцов перевод 70-ти способствовал яснейшему раскрытию внутреннего, таинственного содержания ветхозаветных книг.

- Перевод на арамейский язык (Появился значительно позднее, - по-видимому, около I века до Р.Х. для ветхозаветной части Священного Писания и около начала II века по Р.Х. для новозаветной его части. Этот перевод известен под именем Пешитта (или Пешитто), который во всем важнейшем совпадает с переводом Септуагинта. Для Сирийской Церкви и для всех Восточных Церквей, связанных с ней, книга Пешитта также авторитетна как для нас Септуагинта).

- Из переводов Библии на латинский язык в особенности распространился и пользовался уважением так называемый древний итальянский перевод, сделанный с перевода 70-ти. Этот перевод был заменен переводом блаженного Иеронима1, сделанным с еврейского подлинника, законченным в 405 году и называемым латинским именованием “Вульгата” что значит то же, что по-арамейски Пешитта - “простой”).

- Перевод на церковно-славянский язык. (Впервые сделан святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, но до нашего времени от их перевода дошли только те части Ветхозаветного текста, которые заключались в богослужебных чтениях, то есть паремиях. В XVI веке при начавшейся борьбе Церкви с ересью жидовстующих обнаружилось, что во всей России нет нигде полной Библии. Поэтому архиепископ Геннадий2 Новгородский приказал заново сделать перевод священных книг с греческого. Этот перевод со многими исправлениями и переработками и дошел до нас в современной церковнославянской Библии).

- Перевод на арабский язык. (Перевод сделан почти одновременно с церковнославянским переводом (чуть позднее). Перевод выполнен Саадием Гаоном аль Фаюмом (нач. X в.). Этот перевод сделан с Пешитто.

- Перевод на русский язык. Этот перевод, печатавшийся “по благословению Святейшего Правительствующего Синода” был закончен в 1875 г. и обычно называется Синодальным. Ветхий Завет был переведен с еврейского, Новый - с греческого подлинника; неканонические книги были переведены с греческого текста, кроме 3-й книги Ездры, переведенной с латинской Вульгаты.

Впрочем в хороших синодальных изданиях наиболее важные разночтения с Септуагинтой отмечены, и переводы с греческого поставлены в тексте в скобках. Издания же Библейского общества делаются исключительно с еврейского текста.

В работах принимал участие святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский.

Домашнее задание
Выписать из Священного Писания отрывки, в которых Священное Писание определяется в различных названиях (Закон (Втор. 31, 26). Слово Божие (Лк. 11, 28), Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42), святые Писания (Рим. 1, 2), Священное Писание (2 Тим. 3, 15), Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14)).


  • Сделать выписки из Священного Писания о его богодухновенности (Исх. 4, 12; Иез. 1, 3; 6, 1 - Ветхий Завет; Мф. 22, 43; Мк. 12, 36; Деян. 1, 16; 2 Петр. 1, 21 - Новый Завет).

Повторить вопросы:



  1. Библия или книги Священного Писания: два раздела Библии, что означает слово Библия.

  2. Что такое “Завет”: значение слова “Завет”, история установления Завета.

  3. О богодухновенности Библии: понятие богодухновенности, соотношение воли человека и воли Божией, вопрос признания богодухновенности.

  4. Язык Библии: язык оригинала Священного Писания, перевод Семидесяти толковников, переводы на арамейский, латинский, церковно-славянский, арабский и русский языки.

<< предыдущая страница   следующая страница >>