Руководство для публичных библиотек россии по обслуживанию молодежи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Руководство для публичных библиотек россии по обслуживанию молодежи - страница №2/2


Особенности обслуживания инвалидов и лиц со специальными потребностями
В целях наиболее полной реализации прав молодых людей с заболеваниями, ограничивающими им свободный доступ в библиотеки, либо молодых людей со специальными потребностями библиотека выявляет места их сосредоточения и организации, занимающиеся их проблемами (органы социальной защиты населения, реабилитационные центры, воинские подразделения и др.), налаживает с ними связи. Она также сотрудничает со специализированными библиотеками, научными и учебными специальными организациями.

Относительно такой группы пользователей, как молодые инвалиды, основной задачей библиотеки является создание технологических условий, ресурсной базы и психологической атмосферы, обеспечивающих им свободный, беспрепятственный доступ ко всем формам библиотечного обслуживания.

По мере появления дополнительных финансовых, материально-технических возможностей библиотеки должны стремиться к тому, чтобы обеспечить различным группам пользователей следующие возможности:
Посетителям с поражениями опорно-двигательного аппарата важны:


  • пандус (со ступеньками для сопровождающего) для въезда на территорию библиотеки на инвалидной коляске;

  • расширенное расстояние между стеллажами и ограниченная высота стеллажей для работы инвалидов-колясочников с книгами в зоне открытого доступа;

  • расширенные расстояния между ножками столов для работы с книгами и компьютерами непосредственно с коляски;

  • туалет с возможностью въезда и разворота на инвалидной коляске, поручнями и др. приспособлениями;

  • съёмный столик к коляске для работы с книгой или ноутбуком;

  • подъёмник для перемещения инвалидов-колясочников по лестницам библиотеки;

  • внедрение специальных клавиатур и манипуляторов типа «мышь», а также специальных виртуальных клавиатур для облегчения процесса ввода текста лицам с ограничениями двигательной активности рук.

Незрячим и слабовидящим пользователям желательны:



  • фонд аудиокниг для пользователей различного возраста и образовательного уровня: от «программной» литературы до изданий по психологии, юриспруденции, философии и др. отраслям знаний;

  • звуковое информирование об услугах библиотеки, литературе, говорящих книгах, доступных для этой категории читателей (по библиотечному радио, на сайте);

  • система передатчиков звуковой информации о библиотеке и её подразделениях и приёмных устройств с наушниками для обеспечения навигации по библиотеке;

  • аппаратура для сканирования книг и печатных материалов с функцией синтеза речи на русском, английском и др. языках (читающие машины) и устройства речевого выхода для самостоятельного чтения текстов с экрана монитора и навигации по программным средствам;

  • электронная лупа для чтения текста с необходимой степенью увеличения.

Глухим и слабослышащим пользователям желательны:



  • фонд художественных и документальных видеофильмов с субтитрами;

  • настенные и напольные указатели размещения фондов и отделов библиотеки и направлений подходов к ним;

  • фонд обучающей литературы и электронных изданий по языку жестов, а также специальных видеоизданий для обучения нормированной, грамотной жестовой и словесной речи;

  • бесплатное (за счёт органов соцзащиты) предоставление сурдопереводчика на мероприятия, проводимые библиотекой.

Молодым родителям с детьми-инвалидами желательны:



  • фонд литературы по адаптации к специальным потребностям детей, обучению и активной реабилитации их в реальной среде;

  • информирование родителей детей-инвалидов (непосредственно или через органы соцзащиты) о литературе, имеющейся в библиотеке по тематике адаптации и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов-подростков;

  • предоставление помещений для общения родителей по проблемам детей-инвалидов, консультации психолога, врачей-специалистов и сотрудников организаций, работающих с детьми-инвалидами;

  • организация обслуживания на дому, а также обслуживание в режиме удалённого доступа.

Молодым родителям с маленькими, в т.ч. грудными детьми, желательны:



  • помещение со специальным столиком для пеленания и мытья ребёнка, изолированное место для кормления ребёнка;

  • игровая комната для детей с набором книг, мультфильмов, приспособлений для игровой деятельности под наблюдением родителей либо специально подготовленного сотрудника на период, пока родители пользуются услугами библиотеки.

Молодым людям, слабо владеющим русским языком, желательно:



  • предоставление разговорников с языков народов бывшего СНГ и других языков;

  • использование возможностей многоязычной, в т.ч. казахской, клавиатуры Яндекса и многоязычного переводчика Яндекса для первичного контакта при записи в библиотеку;

  • в местах компактного проживания лиц, слабо владеющих русским языком, организация курсов русского языка, формирование фондов литературы на национальных языках, поиск в Интернете и инсталляция на компьютерах библиотеки бесплатных виртуальных клавиатур и словарей с языков народов бывшего СССР.

Военнослужащим срочной службы желательно:



  • предоставление возможности записи в библиотеку, подбора интересующих изданий, их предварительного заказа, в т.ч. с использованием электронного каталога;

  • при невозможности личного получения и сдачи литературы – доставка литературы в воинскую часть, а также организация выездных пунктов выдачи и приёма литературы;

  • проведение совместных публичных мероприятий.

Молодым пользователям, находящимся в зоне риска неизлечимого заболевания, молодым, испытывающим проблемы в связи с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проблемы в семейных отношениях, необходимо:



  • толерантное отношение к их проблемам;

  • включение в фонд библиотеки литературы, способствующей адаптации этой категории к жизненным реалиям, снижению стресса от негативного отношения окружающих;

  • консультации психологов.

Всем категориям инвалидов и лиц со специальными потребностями необходимо:



  • исчерпывающее информирование о возможностях библиотеки по обслуживанию этих категорий читателей, в т.ч. с помощью телефонного автоответчика;

  • организация фонда литературы, электронных и видеоизданий по правовой и социальной защите, тематике образования и трудоустройства;

  • систематизация сайтов и других информационных ресурсов, посвящённых тематике особого детства, инвалидности, другим проблемам специальных категорий населения, а также государственным, муниципальным и общественным организациям, связанным с потребностями этих групп населения;

  • сотрудничество с руководством, специалистами и сотрудниками указанных организаций в части информирования их о возможностях библиотеки по обслуживанию данных групп населения;

  • систематизация и предоставление информации о фирмах-производителях и дистрибьюторах средств реабилитации для инвалидов по зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и др.



Персонал

Библиотечные специалисты должны учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого»; они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении. Они зачастую употребляют понятие «современный» применительно к ресурсам, технологиям и пространству библиотеки, а понятие «консервативный» используют, характеризуя её персонал. Не секрет, что сознание и взгляды работников изменить бывает сложнее, чем усовершенствовать материально-техническую базу.
В современной библиотеке общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие у него таких профессиональных и личностных качеств, как:

  • высокая квалификация (компетентность), которая позволит библиотекарю находить те или иные печатные, электронные, сетевые источники информации, исходя даже из неопределенных запросов пользователя;

  • умение пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает библиотека, владение навыками работы в социальных сетях и с ресурсами Интернет;

  • знание особенностей личностного, профессионального и социального становления молодых людей, способность с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого из них, умение работать с ними в партнерстве;

  • способность вовремя улавливать изменение потребностей и направления интересов молодежи, тем или иным образом связанных с библиотекой, и соответственно менять формы и методы работы с ней;

  • знание всех видов медиаресурсов, находящихся в сфере интересов молодежи, ее жанровых и тематических предпочтений в области чтения, музыки и видео, спектра молодежных субкультур;

  • умение наладить контакты с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи;

  • умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами;

  • владение культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезны для эффективной работы с молодежью, в частности СМИ и Интернет сообщества;

  • умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться;

  • умение использовать различные методы для привлечения молодых пользователей к участию в деятельности библиотеки;

  • умение работать в команде, наличие организаторских и ораторских способностей, необходимых для проведения публичных мероприятий и ведения объединений по интересам;

  • знание того, как обеспечить безопасность пребывания пользователей в библиотеке и уметь справиться с кризисной ситуацией.

Черты характера библиотекаря, полезные для работы с молодёжью: умение работать с большими объемами информации, честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, усидчивость, непредвзятость, самоконтроль, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и быть лояльным к чужому мнению. Работа с молодёжью предполагает наличие терпимости, чувства эмпатии, уравновешенности и способности переносить напряжение; умения хорошо владеть собой и избегать «перегорания», в то же время последовательности и ответственности, умения правильно оценивать ситуацию и организовать обратную связь. Сотрудничество же с другими учреждениями предполагает навыки работы с партнёрами, сбора и передачи информации.



Современная библиотека, работающая с молодёжью, должна ориентироваться на приток в неё молодых специалистов. Помимо выпускников вузов библиотечно-информационного профиля, библиотеке нужны выпускники различных вузов как гуманитарной, так и технической направленности, прошедшие переподготовку по основам библиотечного дела.

Руководителям библиотек следует учитывать в работе с молодыми специалистами факторы, мотивирующие их на работу в библиотеке, среди которых: позитивная оценка и поддержка руководства; интерес и творчество в работе; самореализация; хорошие межличностные отношения, благоприятный микроклимат в коллективе; справедливость оплаты, совпадение интересов библиотеки и сотрудника; общность целей; общественное признание; имидж библиотеки; карьерный рост и др.

В той же мере стоит обратить внимание на особенности библиотечной работы, представляющие наибольший интерес для молодых специалистов (по мере убывания значимости): доступ к информации; контакты с людьми; возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень; гарантии социальной и экономической стабильности; социальная защищённость; возможность заниматься интересным делом; творческий характер работы; возможность реализовать себя; благоприятный психологический микроклимат в коллективе; активное внедрение новых технологий; организация и проведение публичных мероприятий.

Сотрудничество с другими учреждениями

Высокое качество библиотечного обслуживания молодежи предполагает тесное сотрудничество с другими государственными и общественными организациями, профессионально работающими с молодежью, прежде всего в пределах своего муниципального образования.

Библиотеки, обладающие соответствующими ресурсами и методикой, призваны выступать с инициативой установления устойчивого партнерства в образовательной, культурной, досуговой сферах для обеспечения максимального результата в профессиональной ориентации, адаптации и социализации молодежи.

Регулярное общение с комитетами по делам молодежи, социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами позволит библиотеке своевременно улавливать новые общественные явления, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.

Школы, средние специальные и высшие учебные заведения – основные партнеры библиотек, обслуживающих молодежь. Совместное планирование крупных акций публичной библиотеки с библиотеками учебных заведений может улучшить организацию обслуживания учащейся молодежи. Целесообразно заключение между учреждениями соответствующих договоров и соглашений.

Работая в тесном контакте с другими учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить с большим успехом и размахом литературные, музыкальные и кинофестивали, театрализованные праздники, красочные акции в местах скопления людей.



Перспективным направлением может стать сотрудничество с зарубежными библиотеками для молодежи благодаря участию в международных проектах, организуемых библиотечными ассоциациями разных стран.

Показатели качества обслуживания
Для определения того, насколько успешно осуществляется библиотекой обслуживание молодежи, необходимо использовать те или иные количественные и качественные показатели.

Базовыми показателями деятельности специализированной библиотеки для молодежи, выступают показатели, на основе которых формируется государственное (муниципальное) задание на выполнение ею государственных (муниципальных) услуг для «последующего выделения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием этих услуг» (п. 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В числе таковых могут быть, в частности, следующие показатели11:


  • динамика (а) изменений общего объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим годом, (б) увеличения количества отредактированных библиографических записей в карточных каталогах;

  • динамика изменений (а) количества зарегистрированных пользователей по сравнению с предыдущим годом, (б) количества посещений по сравнению с предыдущим годом;

  • среднее время ожидания выполнения заявки при посещении библиотеки на получение (а) документов, имеющихся в библиотеке, (б) документов или их копий по межбиблиотечному обмену из других библиотек;

  • доля (а) потребителей, удовлетворенных качеством услуг, (б) удовлетворенных запросов пользователей.

Для библиотек, работающих с электронными ресурсами и оснащенных соответствующими средствами автоматизации библиотечных процессов и компьютерными технологиями, это также:



  • динамика увеличения объема электронного каталога по сравнению с предыдущим годом;

  • доля в общем фонде библиотеки документов, библиографические описания которых отражены в электронном каталоге;

  • доля библиотечного фонда, переведенного в электронную форму;

  • динамика увеличения числа (а) цифровых полнотекстовых документов, создаваемых библиотекой (электронная библиотека), (б) оцифрованных документов по сравнению с предыдущим годом;

  • динамика увеличения обращений удаленных пользователей к информационным ресурсам библиотеки.

Показатели качества обслуживания молодежи публичной библиотекой, на которые целесообразно ориентироваться при формировании планов ее работы:



  • удобный для пользователей режим работы библиотеки (отдела библиотеки);

  • наличие специально оборудованных автоматизированных рабочих мест для пользователей;

  • наличие беспроводного бесплатного доступа к сети Интернет;

  • ассортимент библиотечных услуг для особых групп пользователей (инвалидов и лиц со специальными потребностями);

  • динамика увеличения числа посетителей публичных мероприятий;

  • доля дипломированных специалистов, участвующих в обслуживании молодежи, наличие программ профессиональной подготовки персонала к работе с молодежью;

  • число молодых пользователей, принимающих участие на добровольной основе в деятельности библиотеки;

  • количество библиотечных экскурсий для потенциальных пользователей и число участников;

  • динамика увеличения посещаемости виртуальных представительств библиотеки (сайтов, блогов, виртуальных справочных служб, страниц в социальных сетях), степень вовлечения в их в работу молодых пользователей Интернета;

  • динамика роста числа клубов, объединений по интересам, адекватно отражающих спектр потребностей молодых пользователей;

  • количество выступлений сотрудников библиотеки на внешних площадках (в учебных заведениях, в молодежных лагерях отдыха, в воинских частях, на профильных семинарах и конференциях и т.п.);

  • наличие публикаций, теле, радиопередач, позитивно оценивающих деятельность библиотеки в средствах массовой информации;

  • наличие в социальных сетях позитивных отзывов самих молодых пользователей библиотеки о качестве ее работы и др.

Следует учитывать, что если при формировании государственных (муниципальных) заданий на выполнение публичными библиотеками государственных (муниципальных) услуг используются количественные показатели, выраженные в цифрах, то показатели качества обслуживания молодежи могут иметь как количественное, так и качественное выражение. Последние могут быть получены в ходе опросов (путем анкетирования и интервьюирования) реальных, потенциальных, виртуальных пользователей, мониторинга их потребностей и запросов; путем анализа спонтанных суждений молодежи, выраженных в социальных сетях, на страницах печати; путем обеспечения обратной связи с пользователями.

Планирование и продвижение услуг

Для эффективного планирования и продвижения услуг в равной степени важны (а) наличие информации, необходимой для принятия решений, и (б) четкое определение целей, к которым следует стремиться. Последние базируются, с одной стороны, на знании сотрудниками библиотеки спектра потребностей разных групп молодёжи, мотивов (поводов) их обращения в библиотеку и, с другой, на понимании ими значимости тех или иных социальных проблем (противоречий), на разрешение которых они направят свои усилия в предстоящий период.

При определении целей следует исходить из фактических возможностей их реализации, связанных с материально-техническими и кадровыми ресурсами библиотеки.

Чтобы не затеряться на обширном рынке информационных, образовательных, культурно-просветительских услуг, а также услуг по организации досуга молодёжи, которые предоставляют сегодня различные организации, библиотека должна чётко позиционировать себя на этом рынке, найти своё уникальное место.

Для этого понадобится точное знание рыночного окружения (какие организации предоставляют услуги, аналогичные библиотечным, и что отличное от них и на каких условиях, более выгодных и привлекательных по сравнению с условиями конкурентов, может предложить библиотека).

Имея цифровые показатели населения региона, количества школ и учащихся, экономические и социальные сведения, полученные из разных источников (в том числе в процессе реализации собственных исследовательских проектов), библиотека сумеет составить продуманный план действий, принять обоснованные решения по формированию программ и услуг для молодёжи. При этом библиотека должна иметь в виду тех, кто не пользуется библиотекой, и искать походы к ним.

Определив наиболее актуальные цели в создании или улучшении обслуживания молодёжи, библиотеки формируют предложения к заданию по государственным (муниципальным) субсидиям и планируют предстоящие и текущие расходы. Концентрация усилий в процессе непосредственной деятельности именно на достижении выбранных целей даст возможность не растрачивать ресурсы на работу сразу по множеству направлений.

Целей может быть несколько, они должны быть крупными и реально достижимыми. Для получения намеченного результата важно уметь мыслить именно целями, а не мероприятиями. Достижение цели, а не процесс движения к ней – вот принцип деятельности любой организации.



При организации работы по продвижению той или иной библиотечно-информационной услуги в молодёжную среду положительный результат может быть достигнут лишь в случае, если эта услуга, условия и способы её предоставления действительно заслуживают внимания пользователя.
В библиотечной практике работы с молодёжью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:

  • организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодёжи, создание среды, где им комфортно находиться даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;

  • оформление рекламных материалов так, чтобы в них отчётливо отражалось понимание библиотекой интересов молодёжи (спорт, наука, любовь, культура, фэнтези, мода, музыка, жизнь великих людей);

  • применение таких форм продвижения услуг, в которых молодые сотрудники библиотеки могут наилучшим образом показать свои знания и способности (в частности, флэш-мобы, фестивали молодёжных субкультур, интеллектуальные турниры), заражая своих ровесников – потенциальных пользователей позитивным отношением к библиотеке;

  • размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д.);

  • приглашение молодых людей к разработке и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;

  • размещение перечня услуг для молодёжи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в её блоге и на страницах в социальных сетях;

  • использование библиотекой для продвижения своих услуг возможностей телевидения, радио, социальных сетей, реальных рекламных площадок, где библиотека выступает вместе с другими организациями;

  • участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями, по темам, способным привлечь к библиотеке, её ресурсам и услугам участников этих мероприятий.

Механизмы реализации Руководства

  • Разработка нормативно-правовых документов в области библиотечного дела в части, касающейся обслуживания молодёжи.

  • Рассмотрение проблем информационно-библиотечного обслуживания молодёжи на заседаниях коллегии Министерства культуры РФ, комитетов по содействию развития библиотечного дела Государственной Думы РФ, региональных органов представительной власти.

  • Создание Межведомственного совета по информационно-библиотечному обслуживанию молодёжи Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Министерства регионального развития РФ.

  • Разработка федеральной целевой программы по созданию в регионах модельных публичных библиотек для молодёжи.

  • Включение разделов, касающихся публичных библиотек, в комплексные федеральные, региональные, межрегиональные и муниципальные программы в сфере культуры, образования, работы с молодежью.




  • Совершенствование системы повышения квалификации специалистов библиотек, обслуживающих молодёжь, в рамках непрерывного библиотечного образования и введение дисциплин «особенности библиотечного обслуживания молодёжи», «специализированные библиотечные услуги для молодёжи».

  • Введение в штатное расписание муниципальных библиотек должности «специалист по работе с молодёжью».




  • Широкое обсуждение принципиальных проблем обслуживания молодёжи в секциях Российской библиотечной ассоциации.

  • Организация под эгидой РБА межрегионального методического мониторинга библиотек, обслуживающих молодёжь, выявление и поддержка инновационных форм деятельности.

  • Расширение международного сотрудничества профильных секций РБА с международными и зарубежными библиотечными ассоциациями, отделениями, обществами для реализации совместных проектов.




  • Издание электронного журнала под эгидой Российской библиотечной ассоциации, посвященного проблемам библиотечно-информационного обслуживания молодёжи.

  • Отражение проблем информационно-библиотечного обслуживания молодёжи России в профессиональной печати, а также в других средствах массовой информации.

  • Проведение Российского молодёжного библиотечного конвента (раз в два года).

  • Разработка проекта издания популярного иллюстрированного журнала для молодёжи о библиотеках.



Список использованной литературы
Официальные документы Российской Федерации


  1. О библиотечном деле: Федер. закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009 г. № 370-ФЗ) [Электронный ресурс]. – http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95571. (Проверено15.01.2012 г.)

  2. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/policy/act.php#europe. (проверено 27.02.2012 г.).

  3. Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными  государственными учреждениями в сфере молодежной политики при осуществлении ими предусмотренных уставом основных видов деятельности: утв. приказом Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 09 сент. 2010 г. № 956 [Электронный ресурс]. – http://youth.minstm.gov.ru/31/921.shtml (Проверено 27.02.2012 г.).

  4. Модельный закон «О государственной молодёжной политике для государств – участников СНГ», разработанный Межпарламентской ассамблеей государств-участников содружества независимых государств). 2011: Проект [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/policy/act.php#europe. (Проверено 27.02.2012 г.).

  5. Стратегия государственной молодёжной политики в российской Федерации до 2016 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р [Электронный ресурс].– http://youth.minstm.gov.ru/32/816.shtml. (Проверено 02.10.2011 г.).


Общественно-профессиональные документы


  1. Кодекс этики российского библиотекаря: Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень – [Электронный ресурс]. – http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php (проверено 27.02.2012 г.).

  2. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодная сессия, 22 мая 2008, г. Ульяновск. – [Электронный ресурс]. – http://www.rba.ru/or/od/index.html. (проверено 27.02.2012 г.).

  3. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Российская библиотечная ассоциация. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2010. – 24 с.

  4. Руководство для детских библиотек России: принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XIV Ежегодная сессия, 21 мая 2009 года, г. Вологда / Российская библиотечная ассоциация. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2010. – 52 с.

  5. Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества. - Нов. ред. / ИФЛА; сост. П. Мюллер, И.Чу [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/ navigator/documents/guidelines.php. (Проверено 27.02.2012 г.).

  6. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. – 2-е полн. пересм. изд. / ИФЛА, РБА; сост. К. Кунц, Б. Габбин; науч. ред. изд. на рус. яз. В.Р. Фирсов. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. – 184 с.

  7. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований в действии (2007) [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/files/euro _hartiya_o_molodeji_v_dejstvii_2007-146-2.pdf. (Проверено 27.02.2012 г.).



Статистические и социологические материалы


  1. Горшков М.К. Молодёжь России: социологический портрет / М.К.Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.

  2. Молодёжь России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. – М.: Статистика России, 2010. – 166 с.

  3. «Новая» молодёжь старше 30 лет – кто она?: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mediarevolution.ru/audience/demography/1681.html. (Проверено 19.02.2012 г.).

  4. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2011. – 581 с.

1 В настоящем документе в качестве синонимов понятия «молодёжь» употребляются понятия «молодые люди», «юноши и девушки».

2 К лицам со специальными потребностями относятся молодые люди, находящиеся в зоне риска неизлечимого заболевания, не имеющие возможности физического доступа в библиотеку (например, солдаты срочной службы), испытывающие проблемы в связи с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проблемы в семейных отношениях и т.п.

3 Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными  государственными учреждениями в сфере молодежной политики при осуществлении ими предусмотренных уставом основных видов деятельности, утвержденный Приказом Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № 956 от 09 сентября 2010 г.

4 Психологи, как правило, выделяют следующие возрастные градации: 14-18(19) лет – ранняя юность, 18-25 лет – поздняя юность, 25-30 лет – молодые взрослые.

5 Например, в Уставе Российской государственной библиотеки для молодежи базовый возраст пользователей определен как 14 - 25 лет, что соответствует основным документам библиотечной статистики (бланк отчета 6НК). На практике при планировании библиотечных услуг учитываются интересы и потребности молодёжи более широкого возрастного диапазона (12 – 35 лет).

6 См. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. Разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России.

7 Под электронными изданиями понимаются мультимедийные, аудиовизуальные носители информации, имеющиеся в составе фонда библиотеки, а также электронные издания в составе временно находящихся в пользовании библиотек баз данных, электронных библиотек, которые либо размещаются на локальном сервере библиотеки, либо доступны для пользователей библиотеки через Интернет.

8 Обращаем внимание на то, что все эти виды изданий являются сегодня единицами учёта.

9 Ноутбуки, планшеты, КПК, смартфоны, медиаплееры и мобильные телефоны.

10 RFID технологии (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) – технологии автоматической идентификации объектов, при которой посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в RFID метках.

11 В качестве примера приведены показатели, используемые в Российской государственной библиотеке для молодежи.

<< предыдущая страница