Руководитель мо - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Руководитель мо - страница №1/1


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________________

Протокол №____ от

«___»_________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

___________________



«___ »________2013 г.

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

Протокол №

от ______________2013г.



«Утверждено»

.

Приказ №____



от ____________2013 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п.Эгвекинот»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кантиевой Олеси Олеговны, учителя истории и обществознания

Второй квалификационной категории,

по предмету «Всеобщая история »

для 11 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Профильный уровень

Срок реализации программы   - 1 год


Рабочая программа учебного курса

«Новейшая история мира. XIX в. - начало XXI в.»

11 класс (профильный уровень)

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального компонента Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и допущена Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования в 10-11 классах отводит 280 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «История» (т.е. 140 часов в 11 классе) из расчета 4 часа в неделю. При этом на профильное изучение всеобщей истории в 11 класса отводится 50 часов, истории России – 90 часов. Ряд тем, изучаемых в курсе «История России» являются интегрированными.

Календарно-тематическое планирование курса всеобщей истории в 11 классе (профильный уровень) составлено по примерной программе, рекомендованной Министерством Образования РФ для изучения предмета на профильном уровне.



Рабочая программа ориентирована на созданный учебно-методический комплект для 11 класса по зарубежной истории XX — начала XXI в.:

-Сороко-Цюпа О.С Мир в 20 веке. – М, Дрофа, 2000.

-Алексашкина Л.Н. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10-11 классы. - М.; Мнемозина, 2011

Алексашкина Л.Н. Всеобщая история ХХ – начало ХХI века 11 класс, (базовый и профильный уровни). Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина, 2012



Цели изучения курса:

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к ос­новной школе, где изучался курс «История» путём углубленного изучения некоторых аспектов, рассмотренных ранее.

Содержание среднего (полного) исторического образования на профильном уровне ориентировано на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях всемирной и отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.

В освещении всемирной истории и истории России синтезированы современные научные подходы – историко-компаративистский, культурно-антропологический, цивилизационный, теории модернизации. Это позволяет глубже раскрыть сущность различных исторических эпох, показать судьбы регионов в их взаимосвязи, в контексте всемирной истории.



Цели курса:

  • воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически культурных, религиозных, традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны

знать/понимать

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • принципы периодизации всемирной истории;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

В результате изучения истории на профильном уровне предусматривается формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизу­ального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри­ятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замыс­ла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.



Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
«Всеобщая история XX- начала XXI вв.»

(11 класс – профильный уровень – 68часов).


Название раздела, темы

( № п/п )

Всего часов

Раздел I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.




Т е м а 1. Мир в начале XX в.

7

Т е м а 2. Первая мировая война 1914-1918 гг.

3

Т е м а 3. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

3

Т е м а 4. Экономическое и политическое развитие стран Запада 1920 -1930-е гг.

4

Т е м а 5. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Фашизм в Италии и Германии

5

Т е м а 6. Международные отношения 1920-1930 гг.

2

Т е м а 7. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

4

Тема 8 . Общественное сознание и духовная культура в первой половине XX в.

2

РАЗДЕЛ II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу.




Те м а 9. Международные отношения во второй половине XX в.

3

Те м а 10. Страны Запада во второй половине XX в. Системный кризис индустриального общества на рубеже 60-70-х гг.

5

Т е м а 11. Страны Восточной Европы во второй половине XX в.

2

Т е м а 12. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.

2

Т е м а 13. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.

3

Т е м а 14. Особенности духовной жизни современного общества.

2

Т е м а 15. Проблемы современной цивилизации

2

Итоговое обобщение




Сумма

68


2.2 Содержание курса «Новейшая история мира».

РАЗДЕЛ I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (20 ч)
Т е м а 1. Мир в начале XX в.(7 часов).

Дискуссия о понятии «Новейшая история». Основные этапы научно-техническою прогресса в конце XIX – середине XX вв. Становление индустриального общества. Политическая карта мира. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. Структурные кризисы рыночной экономики. Формирование монополистического капитализма.

Переход к смешанной экономике. «Государство благосостояния».Экономическое развитие стран Запада 1900-1914гг. Изменения социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления».

«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации» Традиционализм или модернизация? Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1890-1917гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Достижения модернизации экономики и общества. Японии: быстрое экономическое развитие, начало внешнеполитической экспансии. Характеристика политических режимов. Страны Национально-освободительные движения. Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.

Столкновение интересов. Система колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.



Понятия: концепции исторического развития: цивилизационная, формационная, теория модернизации, теория «длинных волн», общее и особенное, закономерное и случайное в истории.
Т е м а 2. Первая мировая война 1914-1918 гг. (3 часа).

Основные этапы развития системы международных отношении в к.XIX-cер.XXвв. Международные отношения 1900-1914гг. Территориальный раздел мира. Противостояние двух коалиций: Тройственного Союза и Антанты. Гонка вооружений Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Мировые войны в истории человечества. Социально-психологические, демографические, экономические и политические причины войны.

Основные этапы Первой мировой войны. Влияние войны на социально-экономическое развитие стран. Начало войны. Характер войны и планы сторон. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Основные этапы и события войны. Поражение стран Четвертного союза. Подписание Компьенского перемирия. Итоги и последствия Первой мировой войны. Образование национальных государств в Европе. Крушение империй. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств. Социально-психологические, демографические, экономические и политические последствия войны.



Понятия: индустриальное общество, промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция, населения, урбанизация, модернизация, пангерманизм, территориальный раздел мира, панисламизм, миссионеры, пацифизм, шовинизм, Тройственный союз, Антанта, локальные войны, гонка вооружений, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, Четверной союз, тотальная война, подводная война, оружие массового поражения, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, рационирование продовольствия, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений, Лига Наций, реформистский и революционный пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, социализация, советизация, Коминтерн.
Т е м а 3. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. (3 часа)

«Закат Европы» в философской и общественно-политической мысли. Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синди-кализма. Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии. Концепция Христианской демократии.

Т е м а 4. Экономическое и политическое развитие стран Запада 1920-1930-е гг. (4 часа).

Особенности в послевоенной ситуации в экономике и политике стран Запада. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.

Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Экономический кризис 1929-1933гг. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США. Народный фронт во Франции. Усиление государственного регулирования хозяйства.

Становление молодежного, экологического, феминисткого движений. Проблема политического терроризма.
Т е м а 5. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Фашизм в Италии и Германии (5 часов).

Модели ускоренной модернизации в XX в. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных режимов. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии.

Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.


Т е м а 6. Международные отношения 1920-1930гг. (2 часа).

Версальская мирная конференция и ее решения. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы. Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Деятельность Лиги Наций.

Противоречия нового мирового порядка. Становление антивоенного движения и проблема разоружения. Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 30-е гг. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Заключение советско-германского пакта о ненападении.

Понятия: стабилизация капитализма, «эра пацифизма», разоружение, репарации, теория твердого индивидуализма, военные путчи, фашизм, корпоративное общество, теория мировой революции, Малая Антанта, русский вопрос, цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт, политика невмешательства, «Новый курс», идеология гандизма, пантюркизм, панафриканизм, очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, ось «Берлин – Рим – Токио», Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа, теория относительности, физика атома, биохимия, геополитика, социология, авангардизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, революция в моде, Олимпийские игры.


Т е м а 7. Вторая мировая война 1939-1945гг. (4 часа).

Причины войны и планы сторон. Социально-психологические, демографические, экономические и политические причины войны. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Периодизация войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Движение Сопротивления в Европе. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Международные конференции.

Итоги Второй мировой войны. Социально-психологические, демографические, экономические и политические последствия войны. Создание ООН. Решение вопросов послевоенного устройства мира. Расхождение интересов союзников по антигитлеровской коалиции.



Понятия: вермахт, «зимняя война», «странная война», «новый порядок», движение Сопротивления, план «Барбаросса», стратегическая инициатива, коренной перелом, второй фронт, безоговорочная капитуляция, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации, пакт, хартия
Т е м а 8. Общественное сознание и духовная культура в первой половине XX в. (2часа).

Формирование неклассической научной картины мира. Достижения в различных отраслях науки. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XXвв. Духовная культура периода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Общество массового потребления, демократизация моды, быта.
РАЗДЕЛ II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. (29 ч)

Т е м а 9. Международные отношения во второй половине XX в. (3часа).

Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства.

Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Первый этап «холодной войны» (1946-1969гг.), его основные характерные черты и события. Второй этап «холодной войны» (н.70-1977гг.), его основные события. Третий этап «холодной войны (к.70-х – к. 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».


Т е м а 10. Страны Запада во второй половине XXв. Системный кризис индустриального общества на рубеже 60-70-х гг. (5 часов)

Периодизация НТР. Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во 2 половине XX в. Первый этап (1946 – к. 50-х гг.) – масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Второй этап (к.50-х – к. 60-х гг.) повышение социальной защищенности, высокие доходы. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Закрепление современной доктрины конституционализма и изменение практики государственно-конституционного строительства. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития. Третий этап (70-егг.) – социально- экономический и политический кризис. Экономическое развитие. Формирование 3-х центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) – проведение жесткой социальной и экономической политики.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Основные направления НТР в 50-60-е гг.. Воздействие науки на производственные циклы. Мирное и военное использование естественнонаучных открытий. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в к.XXв.

Страны Запада на рубеже XX-XXI в. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.


Т е м а 11. Страны Восточной Европы во второй половине XXв. (2 часа).

Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе в к. 80-х гг. Общие черты коммунистических режимов. Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития.


Т е м а 12. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. (2 часа).

Структура и состав группы развивающихся стран. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Проблема выбора путей развития. Региональные особенности процесса модернизации в странах Азии, Африки, латинской Америки. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.


Т е м а 13. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв (3 часа).

Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания второй мировой войны.

Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский Союз.
Т е м а 14 Особенности духовной жизни современного общества.. (2 час).

Изменения в научной картине мира. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Молодежная культура. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм.

Т е м а 15. Проблемы современной цивилизации ( 2 час).

Противоречия современной эпохи. Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современные либеральная и социал-демократическая идеологии. Попытка формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Глобальные проблемы человечества. Становление новой структуры миропорядка. Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.



Понятия к разделу: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), Хельсинкский акт, военно-промышленный комплекс, военный паритет, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, голлизм, еврокоммунизм, коалиционное правительство, майский кризис, маккартизм, политика «новых рубежей», расовая сегрегация, рейганомика, референдум, социальное партнерство, «справедливый курс», тэтчеризм, «экономическое чудо», баскская проблема, каталонская проблема, режим полковников, скандинавская модель социализма, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, наднациональные организации, Фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия,перестройка, реальный социализм, «Солидарность», «Хартия-77», «Бархатная революция», денационализация, приватизация, реституция, апартеид, Год Африки, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, религиозно-этнические группы, суверенитет, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», красные кхмеры, маоизм, шариат, компьютерная революция, научно-техническая революция, средний класс, мировые религии (конфессии), абстракционизм, виртуальная реальность, гиперреализм, концептуализм, массовая культура, постмодернизм, реализм, сюрреализм, хиппи.

Итоговое повторение (2 часа)Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»), формационной теории.